Профилактический осмотр у логопеда в 4-5 лет
Следующий важный возраст для посещения логопеда – от четырех до пяти лет. На этом этапе совершенствуется произносительная сторона речи ребенка: формируется произношение звуков Ш, Ж, Щ, Ч, Ц, появляются «трудные» звуки Л и Р. Если звуки не сформированы, то сделать это нужно прямо сейчас.
С 4 лет дети с удовольствием занимаются коррекцией звукопроизношения и делают это куда более успешно, чем шестилетки!
В этом возрасте активно развивается монологическая речь: ребёнок учится рассказывать истории с опорой на сюжетные картинки, пересказывает любимые сказки, сам начинает сочинять истории.
Осложнения
В процессе диагностического обследования речи могут возникнуть различные осложнения, требующие особого внимания и адекватного реагирования со стороны логопеда. В первую очередь, осложнения могут быть связаны с психоэмоциональным состоянием пациента. Раскрытие речевых трудностей часто сопровождается эмоциональным стрессом и низкой самооценкой. Логопед должен быть готов к работе с пациентами, предоставляя им поддержку и создавая позитивное обучающее окружение.
Еще одним осложнением может быть необходимость в учете физических особенностей артикуляторного аппарата. Некоторые пациенты могут иметь анатомические особенности, влияющие на произношение звуков. В таких случаях логопед должен адаптировать методы и подходы к обучению, учитывая индивидуальные особенности анатомии.
Также важно учитывать возможные осложнения в области общего развития, такие как нарушения моторики или внимания. Эти факторы могут оказывать влияние на успешность логопедической коррекции и требуют комплексного подхода к обучению
Осложнения также могут проявляться в недостаточной мотивации пациента или его семьи к лечению. Логопед должен уметь мотивировать и создавать интерес к процессу обучения, чтобы обеспечить наилучшие результаты.
Что должен узнать родитель в ходе диагностики?
Важный момент – это коммуникация родителей со специалистами. Необходимо задавать им вопросы и получать ответы с их стороны, чтобы быть в курсе развития своего ребёнка. Далее рассмотрим значимые моменты, которые стоит узнать у логопеда и дефектолога во время прохождения ходе диагностики.
3 года
Нет ли задержки речевого развития?
Нет ли нарушений усвоения грамматики? В их числе неверное употребление падежей, трудности при понимании предлогов или нарушается порядок слов в предложениях.
Нет ли нарушений звуко-слоговой структуры слова, например, пропусков и перестановок слогов, согласных звуков на конце слова?
5-6 лет
При прохождении логопедической диагностики впервые важно обратить внимание на все моменты, приведенные выше. Более того, необходимо узнать, может ли ребёнок различать на слух схожие звуки, это покажет насколько развиты его звукопроизношение и фонематические функции
7 лет (первый класс)
Логопедическая диагностика младших школьников чрезвычайно важна для ребенка, ведь ему придется много общаться в коллективе, здесь будет формироваться значительная часть его личности. В то время, как речевые нарушения приведут к неуверенности и скованности.
Итак, на данном этапе следует обратить внимание:
- Как держит ручку, ведет линию, нет ли тенденции к зеркальному письму?
- Каковы фонематические функции и усвоение графических навыков?
- Нет ли риска дислексии, дисграфии, то есть каково усвоение навыков чтения и письма?
8-9 лет (второй и третий классы)
В таком возрасте дети уже отлично знакомы с письменной и устной речью, с основами грамматического анализа, могут легко отличить существительные от глаголов и прилагательных
Однако, если вы замечаете явные проблемы – важно обратиться к специалистам и исключить дислексию, дисграфию: неспособности или затрудненности овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе
10 (3 класс и старше)
Нет ли трудностей усвоения орфографии, связанных с логопедическими причинами: дислексии, дисграфии, дизорфографии?
Работа наших логопедов с дошкольниками строится на основе уникальной методики, которую разработала целая группа квалифицированных специалистов, включая психологов, дефектологов и методистов.
Для высокой эффективности занятий мы формируем мини-группы, что позволяет педагогу уделять внимание каждому малышу, а также после подробного анализа подобрать индивидуальный подход и использовать задания, направленные на решения каждой конкретной особенности, то есть работать с ребенком в направлении коррекции его проблемы. Дети младшего возраста с трудом могут концентрировать внимание на одном предмете, однако с Полиглотиками они всегда увлечены занятием, которое проходит насыщенно, с частой сменой видов деятельности. Учитель–логопед использует не только методические материалы, но и активные игры, направленные на тренировку артикуляционного аппарата
Чтение сказок, стихов и их последующее обсуждение или воспроизведение в сюжетной игре — восполняет пробелы пассивного и активного словарного запаса, развивает умение общаться в группе и свободно устанавливать социальные связи.
Несомненно, многие школы предлагают логопедические занятия дистанционно, но стоит понимать, что личное взаимодействие педагог – ребенок несет совершенно иное восприятие занятий ребенком. Такие дополнительные материалы, как картинки, интерактивные доски, игрушки позволяют добиться лучшего восприятия. В физических активностях задействованы руки, что оказывает влияние на работу мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию процессов мышления и речи. При помощи различных предметов мы оказываем воздействие на развитие конечностей и тренируем точность движений.
Не стоит забывать, что обстановка дома в большей степени влияет на всестороннее развитие ребенка
Качество семейных отношений, поведение взрослых, внимание со стороны родителей и других членов семьи, используется ли грубая речь по отношению друг. Частые беседы на тему того, что ребенка окружает, что он любит или что ему не нравится, очень сближают малыша с мамой и папой, ведь дети очень ранимы, а ситуация, которая для взрослого считается пустяком, может ранить ребенка и привести к замкнутости
Таким образом, в заключение хотим отметить, что разработанная нашими специалистами программа логопедической диагностики, наши методы проведения занятий, дают очень высокие результаты, в особенности на ранних стадиях обнаружения отклонений. Не забывайте – проблему всегда легче предотвратить, чем решать!
Ориентировочный этап
Анамнез собирают через беседу с родителями, касающуюся перенатального, натального и постнатального развития ребенка. Выясняют как протекала беременность, какие заболевания перенесла мать, страдают ли родители от наследственных заболеваний, какие вредные воздействия имели место во время беременности.
Отмечают как протекали роды, состояние ребенка в первые дни после родов, какие заболевания были перенесены ребенком, особенности раннего развития.
Помимо беседы может быть проведено анкетирование родителей, так же им может быть выдан опросник, который они вдумчиво заполнят дома, вспоминая определенные моменты развития детей. Помимо ответов родителей, логопед обязательно должен изучить специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, ЛОРа, хирурга и других.
Так же беседы проводятся с детьми-дошкольниками, в их ходе составляется первичная картина расстройства речи.
Дифференцировочный этап
Неоспорим тот факт, что речевая деятельность формируется в зависимости от взаимодействия целого ряда факторов:
- когнитивные процессы;
- сохранность речедвигательной сферы;
- сохранность слухового и зрительного гнозиса.
Чтобы изучить когнитивные процессы применяют методики обследования мышления:
- доски Сегена в различных вариантах;
- сбор пирамидок и матрешек, конструкторов;
- игра «четвертый лишний», загадки, лабиринты, нелепицы;
- простейшие математические задания.
Обследование речедвигательной сферы состоит из:
- обследования мимической мускулатуры;
- обследования состояния моторики артикуляционного аппарата;
- обследования произвольной моторики пальцев на руках;
- обследования развития общей моторики.
Один из наиболее значимых факторов речевого развития – полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальной работой слухового анализатора.
Даже в ситуации незначительного снижения слуха, сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что в детском возрасте обуславливает формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это вызывает недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи. Минимальные слуховые нарушения очень сложно диагностировать своевременно, так как ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих достаточно четко
При этом родители и специалисты обращают внимание на задержку темпа развития речи, невнятную и нечеткую дикцию, бедность словарного запаса и аграмматизмы
В процессе речевого обследования, логопед подмечает наличие специфических ошибок, типичных для детей, имеющих минимальное снижение слуха:
- неустойчивые замены и смешение звуков, включая и те, которые не встречаются у детей, имеющих нормальный слух (м-б, н-д, х-с, к-т);
- раздельное произношение звуков, являющихся аффрикантами (тсыпленок);
- неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
- оглушение звонких звуков и озвончение глухих вне зависимости от позиции в слове;
- нарушение слогоритмического рисунка и звукового наполнения слов;
- неправильное выделение ударного слога в простых словах, знакомых ребенку;
- трудности при восприятии безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.
Иными словами, логопедическая диагностика представляет собой важное средство определения вида речевого нарушения, его причин, помогает определить, может ли ребенок учиться в обычно классе, или ему необходимы специализированные логопедические условия
Технология логопедического обследования
В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):
- ориентировочный,
- деференцировочный,
- диагностический,
- аналитический,
- прогностический,
- информирование родителей.
Принципы логопедического обследования
В основе любой деятельности исследовательского характера лежат общие принципы и методы. Принципы — это исходные теоретические положения, которыми исследователь руководствуется в ходе деятельности. Принципы логопедического обследования учитывают тот факт, что первичная несформированность одного из речевых компонентов влечет за собой вторичные негативные изменения речевой системы в целом. Поэтому обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, но одновременно должно иметь собственное специфическое содержание, направленное на аналитику речевого дефекта.
Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.
Что такое логопедическая диагностика?
Логопедическая диагностика дошкольников 5-6 лет ставит своей главной задачей обнаружение речевых отклонений на ранних этапах
Очень важно проходить такую диагностику каждый год, однако некоторые родители не знают об этом, а другие просто игнорируют. Специалисты дошкольных учреждений должны организовывать логопедическую диагностику для детей каждую осень
К сожалению, реальное положение вещей таково: многие детские сады проводят подобные работы поверхностно, не углубляясь в реальную проблему ребенка, либо не проводится вовсе.
В сети языковых центров Полиглотики вы гарантированно сможете пройти качественную логопедическую диагностику. Для того чтобы точно определить характер и уровень отклонения, с детьми работают профессиональные специалисты высокой квалификации: логопеды, дефектологи, педагоги и психологи, обеспечивая качественное обследование. Ежегодная логопедическая диагностика очень важна для правильного развития как для детей дошкольного возраста, так и для младших школьников. После тщательного логопедического исследования мы сможем рекомендовать эффективную коррекционную программу для развития речи ребёнка. Время – очень важный фактор, ведь чем скорее будут выявлены речевые отклонения, тем меньше времени уйдет на их устранение!
Профилактический осмотр у логопеда в 3 года
Следующий визит к логопеду нужно нанести ближе к трём годам, когда у ребёнка формируется фразовая речь. В этом возрасте словарный запас ребёнка может насчитывать до 1000 слов. Преимущественно это слова обозначающие названия предметов. Меньше – глаголов и прилагательных. Ребёнок называет четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), величину предметов (большой, маленький), форму (круг, квадрат, треугольник). Примерно с двух лет в речи ребенка происходят важные изменения – он постепенно овладевает грамматическими формами родного языка. Ориентировочно к 2,5 годам в самостоятельной речи малыша возникают существительные в винительном, предложном, дательном падежах.
К трём годам ребенок постепенно усваивает следующие грамматические средства языка:
некоторые окончания множественного числа существительных
изменение глаголов по лицам, числам, по времени и родам
В этом возрасте у ребёнка уже сформирован фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки родного языка. Благодаря этому ребёнок может различать на слух близкие по звучанию слова: крот – рот, кошка – кашка, мишка – шишка и т.п.
Мы используем для преодоления задержки речевого развития занятия по логопедической ритмике. Это возраст, в котором все получается легко, если занятия организованы в игровой увлекательной форме.
К сожалению, именно в этом возрасте у детей часто возникает заикание, и визит к логопеду в этом случае надо сделать незамедлительно.
Экспресс-диагностика в работе логопеда
Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.
Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.
Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.
По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.
Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.
Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.
Когда взрослые обращаются к специалисту
Если ребенка приводят к логопеду родители, или его речевое развитие обследуют в детском саду или школе, то взрослые люди самостоятельно обращаются за консультацией. Исключение – это афазия, потому что причины появления данного нарушения серьезные, ее лечат в медицинских учреждениях, где оказывают комплексную помощь.
Взрослые могут обратиться к логопеду, если человек:
- стремится повысить качество своей речи;
- выступает часто на публике или взаимодействует с людьми;
- чувствует психологический дискомфорт из-за своего недостатка.
Основная задача специалиста – мотивация пациента к совершенствованию речи, создание ситуации успеха. Специалист уточняет причину, по которой взрослый человек обратился к нему за помощью, чтобы найти к нему подход, повысить эффективность коррекционной работы.
Что проверяется на диагностике
Вот только основные моменты которые логопед проверяет на логопедическом обследовании малыша:
- звукопроизношение — правильно ли малыш произносит звуки родного языка в словах и предложениях;
- фонематических слух — правильно ли ребёнок воспринимает похожие на слух звуки;
- словарный запас — знание и умения малыша пользоваться обобщающими словами, предлогами, множественным числом;
- самостоятельную речь — может ли малыш составить рассказ по картинке или рассказать о том, чем он занимался сегодня утром;
- кроме того обследуется артикуляционный аппарат, мелкая моторика и это ещё далеко не полный список.
На самом деле, хоть логопеды и отводят под логопедическое обследование только первое занятие, диагностика на этом не заканчивается. Как бы нам этого не хотелось, просто невозможно провести обследование всех сторон развития речи ребёнка за одно занятие. Малыш может стесняться или быть в плохом настроении, поэтому дальнейшие занятия могут внести свои коррективы в первоначальную «карту» выявленных речевых нарушений у малыша.
Этапы логопедического обследования
Замечание 1
Предмет логопедической диагностики – выявление особенностей формирования речи и нарушений речи у детей.
Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.
Субъект диагностики – ребенок с речевыми нарушениями.
Цель логопедической диагностики – определить пути и средства коррекционно-развивающей работы и возможности обучения ребенка на основании выявленной у него не сформированности речи или нарушения в речевой сфере.
Логопедическая диагностика имеет также ряд задач:
- выявить особенности развития речи, чтобы далее учитывать их во время планирования и проведения образовательной деятельности;
- выявить негативные тенденции в развитии, чтобы определить необходимость дальнейшего углубленного изучения;
- выявить изменения в речи, чтобы определить эффективность педагогической деятельности;
- выявить объем речевых навыков и сопоставить его с нормами по возрасту, а также с уровнем психического развития;
- определить соотношение дефекта с компенсаторным фоном речевой активности, а также других видов психической деятельности;
- проанализировать взаимодействия процесса овладения звуковой стороной речи, развития лексического запаса и грамматического строя;
- определить соотношение импрессивной и экспрессивной речи.
Чиркина Г.В. и Филичева Т.Б. выделили следующие ступени логопедического обследования детей-дошкольников:
- ориентировочный этап – сбор анамнеза и установление контакта с детьми;
- дифференцировочный этап – обследование когнитивных и сенсорных процессов, чтобы оградить первичную речевую патологию детей от похожих состояний, вызванных слуховыми, зрительными или интеллектуальными нарушениями;
- основной этап – обследовать все компоненты языковой системы, то есть непосредственная логопедическая диагностика;
- заключительный этап – динамическое наблюдение за детьми в условиях специального воспитания и обучения.
Для чего проводят
Диагностическое обследование речи, или логопедическое обследование, предназначено для глубокого анализа речевых особенностей у человека с целью выявления и понимания возможных нарушений в развитии речи. Этот процесс необходим для создания индивидуального подхода к каждому пациенту и определения оптимальных методов коррекции. Проведение анамнеза позволяет получить контекстуальные сведения о предыдущих опытах и сложившихся трудностях в области речи, что становится отправной точкой для логопедического вмешательства.
Психическое развитие и состояние пациента подвергаются внимательному анализу, поскольку они могут оказывать существенное влияние на процессы речевого обучения. Оценка анатомического строения артикуляторного аппарата является ключевым шагом для выявления физических факторов, которые могут влиять на четкость произношения звуков.
Диагностика также включает в себя анализ речевой моторики и ее взаимосвязи с мышечной координацией, что помогает логопеду определить возможные дефициты в моторных навыках. Изучение звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков является последним этапом, направленным на выявление конкретных звуковых ошибок и их частоты в речи.
Как подготовиться к диагностике
Чтобы подготовиться к логопедическому обследованию, родителям надо выполнить всего два условия:
- Настроить оборудование: для диагностики понадобится компьютер или планшет, с установленной программой Zoom. Чтобы сделать настройку максимально легкой, я специально написала маленькую инструкцию.
- Подготовить малыша: будет здорово если малыш придёт на диагностику не уставшим, сытым, с чистыми руками. Приготовьте небольшую бутылочку с водой, на случай если ребёнку захочется пить и не забудьте, чтобы перед занятием малыш сходил в туалет, так его ничего не будет отвлекать.
Логопедическое обследование это не экзамен, поэтому никак специально готовить малыша к диагностике не надо. Даже если ваш ребёнок чего-то не знает, в этом нет ничего страшного. Уровень сложности заданий зависит от возраста малыша, я никогда не требую от четырехлетнего ребенка выполнить задания для детей шести–семи лет.
О предстоящей диагностике вы можете рассказать малышу примерно так: «Мы сегодня познакомимся с тётей Леной. Она добрый детский логопед. Ты с ней немного поиграешь, она будет загадывать загадки, покажет интересные картинки. Если тебе всё понравится, то мы встретимся с ней ещё». Если малыш переживает, то разрешите взять на занятие его любимую игрушку и скажите, что всё занятие вы будете рядом с ним и никуда не уйдете.
Профилактический осмотр у логопеда в 1 год
Первая встреча с логопедом в конце первого года жизни ребёнка обязательна. В первую очередь специалист проверит то, как у малыша развито понимание речи окружающих. Ребёнок в этом возрасте, как правило, понимает названия любимых игрушек, частей тела, лица, действий и может выполнить простые инструкции взрослых («Помаши ручкой», «Дай мячик», «Пожалей мишку» и др.). Ребёнок понимает слово «нельзя»; любит, когда с ним играют, когда хвалят его, активно общается с близкими. В самостоятельной речи малыша появляются отдельные слова («папа», «мама», «баба», «ам» и др.), звукоподражания («мяу», «би-би» и т.п.).
На консультации логопед подскажет родителям, как общаться с ребёнком, чтобы его словарный запас постоянно пополнялся. Научит простым играм для развития моторики пальцев рук и всего тела, восприятия и внимания малыша.
Консультация логопеда в 7 лет
К семи годам речь ребёнка должна быть полностью сформирована. Если у ребенка к этому возрасту сохранились какие-то проблемы с речью — следует немедленно обратиться к логопеду.
Вашему ребенку уже пора пройти осмотр у логопеда? Запишитесь на прием к логопеду или пригласите логопеда на дом.
Также рекомендуется: консилиум специалистов
Совместная консультация таких специалистов, как логопед, дефектолог, афазиолог, психолог рекомендуется в любом возрасте с двух лет для обследования, коррекции, восстановления и профилактики нарушений речи, поведения, психо-эмоциональной сферы, когнитивных функций.
По итогам консультации специалисты совместно разрабатывают индивидуальный коррекционный маршрут для клиента, дают заключение и свои рекомендации.
Повод для беспокойства
Несомненно, логопедическая диагностика необходима всем детям. К сожалению, очень часто встречаются ситуации, при которых нельзя терять времени, а нужно незамедлительно приступать к коррекции. Чаще всего это проблемы, связанные с отсутствием речи. Обычно ребенок начинает говорить к 12-месячному возрасту. Разумеется, малыш не в полной мере проговаривает все буквы и звуки, однако уже способен произносить простые слова.
К 6-летнему возрасту ребенок способен полностью усвоить нормы речи. Ученик первого класса с легкостью произносит и понимает все звуки родного языка без дефектов, а его словарный запас может достигать 3500 слов. В таком возрасте логопедическое сопровождение квалифицированных специалистов необходимо более чем в 20% случаев, у которых фиксируются острые проблемы звукопроизношения.
Далее мы рассмотрим определенные нарушения для каждой возрастной категории, которые должны привлечь внимание родителей
1 год
В этом возрасте ребенок произносит повторяющиеся слоги, такие как: мама, папа, дядя. Если ребенок не пытается произнести простых слов или повторить их за вами, это говорит о необходимости комплексной диагностики. В данной ситуации нужно проверить состояние слуха малыша, показать его отоларингологу. Если он не выявит нарушений, то провериться необходимо у невропатолога. Если специалисты не подтверждают наличие отклонений развития, тогда отведите ребёнка к логопеду.
3 года
В трехлетнем возрасте логопедическая диагностика обязательна, даже если внешне вы не замечаете нарушений в развитии речи: порой проблемы не являются очевидными. Кроме того, срочное обращение к врачу необходимо, если ребёнок не говорит фразами, заменяет один звук другим, общается на своём собственном языке. Полное молчание в таком возрасте требует особого внимания, ведь это может говорить о тяжёлых нарушениях общего развития. На сегодняшний день логопедическая диагностика в СПб проводится на высоком уровне с последующим подбором коррекционной программы.
4 года
Невнятная речь, невозможность произнести некоторые звуки, проблемы с ответами на простые вопросы взрослых – следует идти к специалисту.
5 лет
Перечислим основные тревожные признаки этого возраста: шепелявость, гнусавость, небольшой словарный запас и смягчение звуков, например, «щапка» или «лямпотька» – основные тревожные признаки в этом возрасте.
6 лет
В этом возрасте посещение логопеда также обязательно. Родителям следует внимательно относиться нельзя игнорировать даже незначительные отклонения от нормы. Совсем скоро ребенку предстоит идти в школу, а значит, ему просто необходимо уметь общаться со сверстниками, нарушения речи могут повлечь за собой целый ряд иных проблем. Наиболее яркие признаки нарушений у шестилеток являются: невозможность пересказать даже небольшой текст или запомнить стихотворение, односложные ответы на вопросы и скудная речь.
Иерархия компонентов логопедического обследования
Компонент логопедического обследования | Материал, на котором проводится обследование | Условия обследования | Результаты обследования |
Дискурс-анализ | Дискурс (устный и письменный) | Спонтанное общение «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Анализ готовой речевой продукции |
Употребление языковых, паралингвистических и экстралингвистических знаков. |
Особенности коммуникативного взаимодействия | |||
Особенности построения диалогических и монологических текстов | |||
При наличии отклонений |
|||
Углубленное обследование отдельных сторон речи | Специально отобранный языковой материал | Целенаправленное выполнение заданий учителя-логопеда | Многофункциональные задания при наличии основного объекта обследования и фоновых объектов обследования |
При наличии затруднений | |||
Исследование языковой способности | Специально отобранный языковой материал |
Экспериментальное обучение |
Моделирование грамматических форм по образцу. |
Обучаемость речевым образцам | |||
При наличии отклонений в
развитии речи |
|||
Определение формы речевого нарушения в рамках клинико-педагогической классификации | Стандартизированные артикуляционные пробы. | Осмотр артикуляционного аппарата.
Выполнение артикуляционных (дыхательных, голосовых) упражнений. Наблюдение в процессе обследования. |
Специфика строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. |
Наличие иных симптомов и синдромов, как биологического звена речевого нарушения |
Отличия взрослой логопедической практики от детской
Логопедическая работа со взрослыми имеет несколько важных отличий:
- Продолжительность коррекционной работы, ее эффективность во многом зависят от заинтересованности, целеустремленности пациента.
- Логопедические занятия проводятся в форме беседы – специалист не использует в работе игровые приемы.
- На уроках применяют сложные методики, не подходящие для детской практики.
- Особенности речевых нарушений – у взрослых они имеют длительный устойчивый характер. Поэтому исправление даже одного звука может повлиять на качество связной речи.
Перед началом занятий логопед должен четко ставить цель, объяснять для чего выполняется упражнение. Часто при работе со взрослыми людьми используют диктофон, чтобы наглядно продемонстрировать успехи коррекционной работы. Создание ситуаций успеха позволяет повысить результативность занятий.