Симптомы
Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:
- Слабый контроль движений рук;
- Сниженная работоспособность;
- Плохие координация и равновесие;
- Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
- Трудности в выражении своих мыслей словами;
- Отсутствие мотивации говорить;
- Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия
Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:
- Бессмысленно повторяет слова;
- Необщительность и сосредоточенность на себе;
- Не различает смысла фраз;
- Меняет буквы в слове местами;
- Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
- Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
- Не понимает предметного значения слова.
Диагностика алалии
Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.
Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка
Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи
Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.
Обследование детей с алалией
В каждом конкретном случае алалия протекает по-своему. Но чтобы определить, есть ли у ребенка серьезные проблемы с речью, следует знать нормы речевого развития. Как правило, в 2 месяца у малыша появляется характерное гуление, а в 3-4 месяца — лепет. Первые слова ребенок должен произносить в 6-8 месяцев, а к году строить целые фразы. Если к 2-м годам словарный запас малыша составляет несколько слов, речь непонятна и носит бессвязный характер, то впору бить тревогу и отправляться к врачу: возможно, у ребенка речевая алалия. Выявление ее на ранней стадии благоприятно скажется на последующей коррекции.
Дети с алалией обязательно нуждаются в консультации таких специалистов, как детский невролог, отоларинголог, логопед, психолог.
Неврологическое обследование ребенка при алалии необходимо для того, чтобы выявить и оценить характер и степень повреждения головного мозга. При этом ребенку могут рекомендовать эхоэнцефалографию, ЭЭГ, МРТ головного мозга, рентгенографию черепа. Чтобы при сенсорной алалии исключить тугоухость, необходимо провести отоскопию, аудиометрию и другие исследования слуха.
Нейропсихологическое обследование пациента с алалией заключается в диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда при алалии начинается с выяснения перинатального анамнеза, а также особенностей раннего развития ребенка
При этом особое внимание нужно обратить на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи ребенка при алалии (лексико-грамматического строя, импрессивной речи, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики) осуществляется по схеме обследования при общем недоразвитии речи
Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с дизартрией, тугоухостью, олигофренией, аутизмом.
Диагностика
Применяются такие методы как:
- Магниторезонансная томография
- Электроэнцефалография
- Рентгенография черепа
- Лор-исследования
- Аудиометрия
Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.
Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению, аутизм, дизартрию, задержку умственного развития. Исследуются также способности ребёнка к устной речи
Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов
Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.
Причины
У алалии специалисты называют много возможных факторов, что влияют на появление болезни. Обычно выделяют следующие:
- Вероятностное нарушение центральной нервной системы ещё внутриутробно, вызванное перенесённой болезнью матерью во время вынашивания плода, либо родов.
- Иные заболевания самого плода внутри утробы матери или ранние детские болезни, способные вызвать осложнения в головном мозге.
- Возможно влияние генетических болезней, если у родителей также наблюдались сложности с речевым развитием, то вполне вероятно проявление подобного недуга и у малыша.
- Отказ матери во время беременности от вредных привычек.
- Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребёнок.
- Тяжёлые травмы, стрессы и заболевания, переживаемые матерью в период беременности.
- Влияние токсичных веществ.
- Полученные малышом в младенчестве травмы головы, что могли задеть речевые центры.
Существуют также группы риска малышей. Основную часть больных составляют те, что пережили в новорождённом возрасте удушье, головные травмы, и те, которые перенесли заболевания во внутриутробном состоянии. К числу опасных факторов относятся: энцефалит, менингит, иные болезни центральной нервной системы.
Из-за чего у детей возникает алалия?
Полное отсутствие навыков речи или ее недоразвитие (речь ребенка бессвязная и непоследовательная, не соответствует лексике родного языка) называется алалия. С медицинской точки зрения, это серьезное нарушение функции центральной нервной системы, которое сопровождается неврологическими расстройствами и немотой. Для того чтобы убедиться в том, что ребенок не глухой или немой с рождения, врач отоларинголог проводит специальную диагностику.
Наличие слуха определяется по реакции малыша на звуки и речь — ребенок может отреагировать звуковыми сигналами, взглядом, жестами, движением на обращенную к нему речь или заинтересовавшие звуки.
Врожденная немота определяется путем исследования речевого аппарата ребенка и анализа задержки в произношении звуков, которые характерны для определенной возрастной группы:
- в возрасте 2 месяцев ребенок начинает «гулить» (произносить протяжные негромкие звуки, похожие на гласные);
- в 4-5 месяцев малыш произносит открытые слоги, растягивая гласные;
- в 6-7 месяцев подражает интонации родителей, выдерживает смысловые паузы и ждет ответ;
- в 8 месяцев может неосознанно произносить простые слова;
- в 1 год может осознанно называть отдельные и повторяющиеся слоги;
- в 2 года у ребенка появляются навыки построения коротких предложений;
- 3 года — полное понимание речи взрослых, малыш может объяснить свои потребности;
- в 7 лет ребенок обладает такой же речью, как и взрослый человек.
Нервные центры, которые отвечают за речь, расположены в головном мозге. Это центр Вернике и Брока:
- Первый находится в височной доле мозга и отвечает за импрессивную форму речи – восприятие, понимание и анализ услышанного с дальнейшим преобразованием в мысленное проговаривание слов для ответа (сенсорная алалия).
- Второй расположен в лобной доле мозга, отвечает за экспрессивные речевые навыки (моторная алалия) – умение произносить осмысленные звук, складывая их в слоги, слова, фразы и предложения.
Задержку речевого развития могут вызвать тяжелые инфекционные заболевания ребенка в период формирования речевых навыков, травмы верхних отделов дыхательных путей, полости рта и языка, травмы головы. Также причиной нарушения деятельности мозговых структур могут быть:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как лечится задержка речевого развития у детей от 3 лет и старше?
- травмы во время внутриутробного развития плода;
- родовые травмы, связанные с использованием акушерских щипцов или медикаментозной стимуляцией;
- гипоксия во время родов;
- осложнения беременности, вызванные неправильным питанием матери, ожирением или злоупотреблением алкоголем;
- инфекционные заболевания во время беременности;
- врожденные заболевания ребенка (сифилис, ВИЧ, наследственные генетические патологии).
Как лечить?
Лечение заболевания всегда комплексное и включает медикаментозный, физиотерапевтический, логопедический и педагогический подходы.
Медикаментозное лечение
Медикаментозная терапия направлена на стимуляцию деятельности и развития мозговых структур. Для этого используют ноотропные препараты:
- Гаммалон;
- Когитум (рекомендуем прочитать: препарат Когитум: дозировка и как принимать детям);
- Кортексин;
- Цераксон;
- Энцефабол (рекомендуем прочитать: инструкция по применению сиропа «Энцефабол» для детей).
Обычно назначает какой-нибудь один препарат, по выбору врача. Применяется нарастающими дозами до 3 месяцев. После месячного перерыва лечение продолжается. Одновременно с назначением психостимулирующей терапии проводят курс лечения витаминами — В12 и В15. Рекомендуется соблюдение диеты, насыщенной белками и углеводами, которые принимают прямое участие в питании головного мозга и строении его структур.
Физиотерапия
Физиотерапия направлена на стимуляцию пораженных отделов головного мозга слабыми электрическими импульсами. В некоторых случаях применяется акупунктура (иглоукалывание). Большую роль в реабилитации нервных, истощенных и подверженных частым депрессиям детей играет гидротерапия, которая способствует расслаблению мышц и оказывает тонизирующее воздействие на детский организм.
Логопедические занятия
Логопедическая коррекция заключается в исправлении нарушений в работе речевого аппарата, для чего используется комплекс различных упражнений:
- на развитие мелкой моторики рук — занятия, во время которых ребенок запоминает новые слова;
- проведение логопедического массажа со стимуляцией мышц гортани и языка, которые мало работают или не задействованы у ребенка;
- ребенка обучают вытягивать губки, удерживать язычок у верхнего неба, совершать круговые движения кончиком языка;
- на обучение произношения сложных звуков.
Педкоррекция
Педагогическая коррекция основана на разработке программ индивидуальных занятий с ребенком, который отстает от школьной программы или испытывает определенные сложности в детском дошкольном учреждении. Специально для больного разрабатываются упражнения по развитию речи, упражнения на запоминание, развитие коммуникативных навыков, совмещения навыков устной речи с навыками письма и чтения.
Симптомы моторной алалии
Моторная алалия симптомы может иметь различные — как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).
Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).
Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.
При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.
Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.
В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.
Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.
Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.
При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.
В заключении
На сегодняшний момент разработано достаточно методик, чтобы обеспечить выздоровление детей с алалией. Постепенно ребёнок говорит внятно, осмысленно, интеллектуальный уровень более-менее восстанавливается и не отличает его от ровесников.
Однако в отдельных ситуациях заболевание запущено, состояние речи ухудшено, потому врачи не всегда гарантируют полное избавление от патологии. Сенсорная форма алалии поддаётся коррекции быстрее и лучше, нежели моторная.
Не забывайте, что к доктору необходимо обращаться при первых подозрениях на наличие нарушений, не усугубляйте положение вашего ребёнка, ведь его здоровье и ваше спокойствие – самое главное, что может быть в жизни.
К сожалению, диагноз является распространённым в последнее время. Алалия имеет довольно широкую симптоматику, универсальная болезнь. Но в то же время не каждого ребёнка с проблемами в речевом развитии следует относить к алаликам. О чём не всякий врач помнит. Потому если вашему малышу поставили такой диагноз, но явных признаков болезни нет, а диагностических методов было применено недостаточно, это повод обратиться к другому специалисту за подтверждением. В особо тяжёлых случаях ребёнку ставится инвалидность.
Причины алалии
Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.
Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.
Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.
Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.
Как диагностировать?
Если у родителей возникло подозрение, что у ребенка появились признаки задержки речевого развития, необходимо сразу же обратиться к врачу-педиатру. Именно он, после первичного осмотра и сбора анамнеза, даст направление к профильным специалистам (отоларингологу, неврологу, психологу, логопеду) для проведения дальнейшего обследования.
Важное место в правильной постановке диагноза имеет сбор перинатального анамнеза. В первую очередь выясняются следующие факторы:
- наследственность малыша — страдал ли кто-либо из родителей или близких родственников по прямой линии задержками речевого развития;
- как у мамы протекала беременность — какие заболевания, операции и травмы она перенесла, как протекали роды и какие акушерские операции применялись.
При осмотре ребенка выясняется тип болезни, его способность слышать речь и желание отвечать на обращенные к нему слова. Наличие патологии со стороны слуха подтверждают с помощью процедур аудиометрии или отоскопии. Результаты исследований тщательно изучаются, чтобы дифференцировать алалию от аутизма, дизартрии, олигофрении, задержки речевого развития.
Для подтверждения диагноза могут назначаться дополнительные методы исследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
- магнитно-резонансную томография (МРТ).
Симптомы алалии
Общая клиническая картина заболевания характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, скудностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою бессвязную речь, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм.
Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если заболевание вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучение алалия может перейти в нарушения письменной речи – дисграфию или дислексию
Помимо общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.
Моторная
К характерным признакам этого типа патологии относят недоразвитость первичных речевых проявлений. Они будут заметны с самого рождения малыша. Такие дети не умеют гулить, а их лепет сводится к монотонному произношению отдельных звуков. По особенностям поведения такие малыши могут быть гиперактивными или, наоборот, малоподвижными. Многие из алаликов имеют сниженную концентрацию внимания, быстро устают.
Становясь старше, такие дети с трудностями обучаются навыкам самообслуживания – не могут самостоятельно застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, одеться. Неврологическая симптоматика моторной алалии выражается в слабом развитии мелкой моторики рук, плохой координацией движений, неловкостью. У алаликов часто страдает и интеллектуальное развитие, пробелы в котором восполняются со временем развития правильной речи. На фоне неречевой активности может появиться заикание.
Фразовый запас у алаликов с моторной патологией очень скудный. Новые слова запоминаются с большим трудом. Такие малыши часто неуместно вставляют фразы, заменяют сложные речевые конструкции простыми обиходными терминами. Характерной чертой моторной алалии считается преобладание в словаре ребенка существительных в именительном падеже на фоне резкого отказа от использования других частей речи. В запущенных случаях при моторной алалии могут вместо слов могут проскальзывать «лепетные» фразы и звукоподражание с активной жестикуляцией и мимикой у ребенка.
Сенсорная
При этой форме алалии ведущим симптомом является нарушение восприятия смысла речи окружающих на фоне хорошего слуха у ребенка. Активность малышей с сенсорной алалией повышена, но их речь представляет собой набор непонятных звуков, словосочетаний, обрывков слов. В монологе таких пациентов присутствуют:
- множественная персеверация – навязчивое повторение слогов, букв, звуков;
- парафазия – искусственное создание слов;
- эхолалия – неконтролируемое повторение чужих слов;
- контаминация – объединение части разных слов в одно целое;
- элизия – пропуск слога в слове или фразе с целью облегчения произношения.
Сенсорная алалия грубой формы характеризуется полным отсутствием понимания речи, но даже если ребенку и понятен смысл сказанного в определенном контексте фразы, то при изменении темпа голоса, смены порядка слов в предложении понимание теряется. Часто для восприятия слов взрослых такие дети пользуются техникой чтения по губам. Грубое нарушение речи приводит к вторичным изменениям личности, задержке интеллектуального развития.
Классификация алалии
За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:
- моторную или экспрессивную алалию;
- сенсорную или импрессивную алалию;
- смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).
Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии — афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.
Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.
Причины алалии
Точные причины развития алалии до сих пор не установлены. Однако, известны факторы, способствующие возникновению патологии:
- кислородное голодание плода;
- угроза выкидыша;
- токсикозы;
- вирусное поражение плода;
- хронические соматические патологии беременности (сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет и т.д.);
- преждевременные роды;
- родовые травмы;
- патологические роды (стремительные или затяжные).
Привести к развитию алалии могут и другие патологические состояния у детей: черепно-мозговые травмы, менингоэнцефалиты, частые ОРВИ, пневмонии, соматические заболевания, общий наркоз, а также педагогическая запущенность. Зачастую заболевание возникает при сочетании ряда факторов.
Коррекция алалии
Для детей, у которых диагностирована алалия, лечение заключается в грамотной и постепенной коррекции речевых навыков ребенка. Необходимую помощь они получают в специализированных ДОУ, коррекционных центрах, стационарах, санаториях.
Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой)
При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления)
Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.
При сенсорной алалии, в первую очередь, ставится задача научиться различать неречевые и речевые звуки, дифференцировать слова, соотносить их с конкретными предметами и действиями, понимать фразы и речевые инструкции, овладеть грамматическим строем речи. Затем по мере накопления словарного запаса, формирования фонематического восприятия и тонких акустических дифференцировок можно переходить к развитию собственной речи малыша.
При коррекции различных форм алалии рекомендуется также раннее обучение детей грамоте, ведь письмо и чтение помогают лучше закрепить усвоенный материал и контролировать устную речь.
Методы лечения
Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.
Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.
Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:
- Расширение словарного запаса;
- Распознавание смысла слов;
- Появление связной речи;
- Мотивация у ребёнка к говорению.
Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.
Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.
Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.