Какой процент учащихся испытывает тревогу?

Тревожные расстройства у детей и подростков

Практическая значимость

Основным показанием к применению опросника многомерной оценки детской тревожности является индивидуальный анализ структуры проявлений тревожности у детей и подростков школьного возраста в связи с проблемами, возникающими у них дома, при школьном обучении, во взаимоотношениях с окружающими (сверстниками, учителями и родителями). При помощи опросника возможно более глубокое понимание психологических причин неуспеваемости и более адекватного формирования плана психологической помощи школьникам. По результатам индивидуального тестирования возможно прогнозирование и оценка психотравмирующих ситуаций и определения «мишеней» для индивидуальной и семейной психотерапии. Информация, получаемая с помощью опросника многомерной оценки детской тревожности будет также полезна врачам и другим медицинским работникам, занимающимся проблемами, связанными с различными нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями.

Наряду с индивидуальным анализом проявлений тревожности у отдельных детей и подростков опросник может быть использован для оценки структурных проявлений тревожности в микросоциальных группах в условиях школы с целью предупреждения развития конфликтных ситуаций между учащимися отдельных классов между собой и педагогами, а также прогноза успешности школьного обучения.

Также областью применения опросника многомерной оценки детской тревожности являются скрининговые психогигиенические и психопрофилактические исследования детей и подростков, в том числе, с использованием современных информационных (компьютерных) технологий для выявления групп риска школьной и психической дезадаптации.

Несомненно, целесообразно ее использование при оценке динамики эмоциональных нарушений у детей с нервно-психическими и
психосоматическими расстройствами в стационарной и амбулаторной практике, особенно — для уточнения и содержательной квалификации задач для проведения психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» детьми.

К ограничениям в использовании опросника можно отнести, прежде всего, возраст испытуемых младше 7 и старше 18 лет, а также низкую степень понимания смысла вопросов при отчетливом снижении интеллекта и наличие выраженных установок на симуляцию или
диссимуляцию у испытуемого.

Симптомы тревожных расстройств у детей


Симптомы тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей сопровождаются следующими проявлениями:

  1. Чрезмерное беспокойство. Дети ощущают сильное эмоциональное напряжение, негативное переживание и беспокойство. Повышенное чувство тревоги вызывает трудности концентрации памяти и внимания. Усиленная нервозность сопровождается раздражительностью, плаксивостью, страхом. Характерными проявлениями служит вздрагивание при внезапном появлении резкого звука, изменении уровня освещения, неожиданном прикосновении к телу. В поведении наблюдаются значительные изменения: дети избегают общения, прогулок, активных игр, реже употребляют определенные продукты питания.
  2. Физические симптомы. При тревожных расстройствах у детей наблюдается беспричинная усталость, слабость, головокружение, головные и мышечные боли, дискомфорт в области живота и груди. Часто отмечается повышенное потоотделение, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в теле, прилив жара или озноб, снижение аппетита или внезапное его повышение. В ночные часы нарушается режим сна, появляются частые пробуждения среди ночи.
  3. Устойчивые страхи. Наблюдается формирование боязни ситуации, которая не представляет реальной угрозы для жизни и здоровья ребенка. Дети в раннем возрасте начинают бояться темноты, высоты, разлуки с матерью. У детей в дошкольном возрасте активно развивается воображение. Страхи обычно возникают на фоне выдуманных сказочных чудовищ или монстров. У школьников появляются социальные фобии, сопровождающиеся боязнью общения и публичного выступления. Подростки ощущают страх потери самоконтроля, приближающейся смерти. Тревога после психотравмирующей ситуации характеризуется частыми воспоминаниями в кошмарных сновидениях по ночам.

Осложнения

Тревожные расстройства часто приводят к осложнениям, которые дети не способны понять. Они не в состоянии сообщить взрослым об упадке сил, подавленном настроении, повышенной тревоге. Подростки замыкаются в себе и не рассказывают родителям о навязчивых мыслях, которые их беспокоят из-за осуждения и непонимания со стороны близких людей. Длительный период тревожных расстройств может вызвать хроническую депрессию и значительные поведенческие изменения.

Диагностика

Диагностика тревожных расстройств проводится врачом-психиатром следующим образом: специалист беседует с родителями и ребенком, собирает клинические данные о состоянии пациента, уточняет наличие соматических заболеваний, врожденных патологий центральной нервной системы, уточняет жилищные условия ребенка и особенности его адаптации в детском саду или школе. Диагностическое исследование включает:

Клиническая беседа. Специалист в процессе общения с ребенком определяет причину тревоги – страхи, уровень взаимоотношений в семье и школе, восприятие учебной нагрузки, воспоминания о психотравмирующих событиях. При ярко выраженных признаках тревожности у детей наблюдается пассивный образ жизни. Однако при установлении с ними доверительного контакта ощущается доброта и открытость.

Специализированное наблюдение. Психиатр оценивает эмоциональное состояние и поведение ребенка. Для тревожных расстройств характерно подавленное настроение, эмоциональная скованность, снижение двигательной активности, внезапные реакции на внешние раздражители (неожиданный звук, стук, слишком громкие голоса). Дети в дошкольном возрасте стараются не отходить от матери и не смотрят в глаза.

Опросники. Специалист предлагает подросткам ответить на определенные вопросы, которые помогут выявить наличие повышенной тревоги. Для этого используют шкалу Спилбергера-Ханина, тест для определения уровня школьной тревоги Филлипса и тест тревожности Бека.

Причины тревожности у ребенка

Есть много причин тревожности у детей. Более высокие требования в школе, влияние социальных сетей и другие факторы окружающей среды негативно влияют на психологическое здоровье ребенка.

Постоянная тревожность возникает под действием следующих факторов:

  • травмирующие события в жизни, которые оставили след в душе, например, развод родителей или смерть близких людей;
  • тревожность у родителей – дети ее легко считывают и на подсознании тоже начинают беспокоиться;
  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты родителей, которые происходят на глазах у детей;
  • противоречивый подход в воспитании со стороны родителей и бабушек-дедушек;
  • желание родителей подогнать ребенка под свои идеалы;
  • игнорирование и высмеивание проблем со стороны взрослых, отсутствие доверительных отношений;
  • слишком высокие требования и загруженность учебой – частая причина тревожности у детей младшего школьного возраста;
  • постоянное сравнение с другими детьми не в его пользу;
  • гиперопека, когда родители лишают самостоятельности и слишком сильно оберегают от проблем, тогда возникает страх самостоятельности;
  • пренебрежение личностью, когда родители подчеркивают бесправность и совсем не считаются с мнением подростка;
  • переезд на новое место, смена школы или детского сада.

Большинство специалистов считают, что основная причина тревожности у детей дошкольного возраста – нарушение отношений между родителями и ребенком. Особенно велик риск в том случае, когда сочетаются сразу несколько факторов и усиливают действие друг друга.

Что такое тревожное расстройство у ребенка

Тревожными расстройствами медики называют эмоциональные проблемы ребенка, которые могут проявляться различными страхами, беспокойством, печалью, в тяжелых случаях перерастают в депрессию, что уже значительно серьезней и требует работы со специалистом. Как правило, детские тревожные расстройства относят к возрастным проблемам, связанным с развитием различных функций, выполняемых мозгом и нервной системой ребенка в целом.

Считается, что с возрастом такое детское беспокойство проходит, однако не придавать значения состоянию ребенка и не помогать ему в тяжелое для него время, совершенно неверный подход. Более склонны к проявлению тревожных расстройств детки избыточно эмоциональные и впечатлительные (а таких ведь большинство).

Может спровоцировать эмоциональное расстройство у ребенка:

  • гиперопека,
  • повышенная тревожность мамы или кого либо из близких ребенку людей,
  • наследственный фактор,
  • негативный жизненный опыт – например, ребенок оставался один в больнице,
  • его обманывает мама,
  • излишне строгое воспитание.

Кроме эмоционального дискомфорта, у ребенка снижается иммунитет и он больше подвержен простуде и всевозможным инфекциям. На фоне тревожных расстройств вполне могут развиться реальные соматические заболевания

bokan/Shutterstock/ТАСС

К тревожным расстройствам относят:

Страх разлуки. Ребенок отказывается расставаться с мамой даже на короткое время

Генерализованная тревога. Постоянное беспокойство, что он сделал что-то не так, избыточная потребность в постоянном одобрении по любому поводу

Социальная фобия. Нежелание и страх оказаться в коллективе, рядом с незнакомыми людьми. Нежелание общаться и заводить знакомства. Может приводить к серьезным проблемам в школе

Обсессивно-компульсивное расстройство. Стремление выполнять определенные ритуалы, например, постоянно мыть руки.

Фото: Fotolia

Работа с беспокойством в домашних условиях

Существует много вещей, которые родители и другие воспитатели могут делать, когда беспокоятся о детях. Помимо формального лечения, снижение тревоги у них также может быть достигнуто путём:

  • обеспечения безопасной и стабильной домашней жизни, включая рутину;
  • обращения внимания на чувства вашего ребёнка;
  • сохранения спокойствия, когда малыш или подросток чувствует волнение;
  • похвалы за достижения и отсутствия наказаний за пережитое беспокойство;
  • преподавания положительных навыков и стратегий преодоления проблемы;
  • содействия самооценке и уверенности в себе;
  • изучения вопроса.

Используя эти положительные методы преодоления расстройств, клинически показано, что они уменьшают тревогу у детей.

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины?
Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии.
Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Внутренняя структура

Опросник содержит в себе 10 шкал:

  1. «Общая тревожность», результаты которой отражают общий уровень тревожных переживаний ребенка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.
  2. «Тревога в отношениях со сверстниками», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с другими детьми и подростками.
  3. «Тревога, связанная с оценкой окружающих», результаты которой отражают уровень специфической тревожной ориентации ребенка на мнение других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, уровень тревоги по поводу оценок, даваемых окружающими, в связи с ожиданием негативных оценок с их стороны.
  4. «Тревога в отношениях с учителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных взаимоотношениями с педагогами в школе и влияющих на успешность обучения ребенка.
  5. «Тревога в отношениях с родителями», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний, обусловленных проблемными взаимоотношениями с взрослыми, выполняющими родительские функции, а также характера тревожного реагирования ребенка в связи с родительским отношением и оценкой его родителями.
  6. «Тревога, связанная с успешностью в обучении», результаты которой отражают уровень тревожных опасений ребенка, оказывающих непосредственное влияние на развитие у него потребности в успехе, достижении высокого результата и т.п.
  7. «Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения», результаты которой отражают уровень тревожных переживаний ребенка в ситуациях, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  8. «Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний», результаты которой отражают уровень тревоги ребенка в ситуациях проверки (особенно – публичной) его знаний, достижений, возможностей.
  9. «Снижение психической активности, обусловленное тревогой», результаты которой отражают уровень реагирования на тревожный фактор среды признаками астении, оказывающей влияние на приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера.
  10. «Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой», результаты которой отражают уровень выраженности психо-вегетативных реакций в ответ на тревожный фактор среды, свидетельствующих об особенностях психовегетативной реактивности в эмоциональной и поведенческой сферах, особенно в ситуациях стрессогенного характера.

Каждая из 10 шкал может принимать одно из четырёх значений:

  • «отрицание тревоги или слабая ее выраженность, которая, в свою очередь, может иметь и защитный, неосознаваемый характер»
  • «нормативный уровень тревожности, способствующий оптимальной адаптации индивида»
  • «повышенный уровень тревожности, дестабилизирующий психоэмоциональное состояние индивида в определенных ситуациях; субклинический уровень».
  • «крайне высокий уровень тревожности, носящей генерализованный характер и дезорганизующий деятельность ребенка вплоть до клинических проявлений»

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку — признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Лечение тревожного расстройства у детей

Справиться с неприятной патологией поможет только комплексный подход, желательно под контролем психолога или психотерапевта. По мнению специалистов, главную роль в лечении тревожного расстройства у детей играют родители. Скорректировав свое поведение и воспитательные методы, они помогут справиться ребенку с постоянной тревогой.

Вот ряд советов, о которых следует помнить родителям:

  • наладьте комфортную психологическую обстановку в семье, чтобы каждый член семьи чувствовал себя в безопасности;
  • снизьте требования – не допускайте, чтобы ребенок боялся сделать что-то не так;
  • прислушивайтесь к мнению малыша, больше общайтесь по душам, покажите ему, что вам интересны его дела и проблемы;
  • не кричите на ребенка, особенно при посторонних;
  • не используйте унизительные выражения и оскорбления – это сильно снижает самооценку;
  • не угрожайте малышу, особенно физическим наказанием;
  • откажитесь от практики сравнения с другими детьми, даже в позитивном ключе;
  • меньше критики, лучше дайте совет, если видите, что в нем нуждаются;
  • не подрывайте авторитет учителей, тренера или других значимых взрослых.

Помочь в борьбе с тревожностью у детей помогает препарат Тенотен детский. Это противотревожный препарат, разработанный специально для детей старше 3 лет. Он оказывает нейропротекторное и стресс-протекторное действие. Помогает справляться с тревогами, вызванными различными причинами.

Благодаря препарату Тенотен детский:

  • ребенок легче переносит эмоциональные нагрузки;
  • нормализуются учебные навыки, в том числе чтение и счет;
  • снижается возбудимость;
  • процесс адаптации в детском саду или школе проходит легче;
  • школьники лучше справляются с растущей нагрузкой, меньше переживают накануне экзаменов.

Препарат Тенотен для детей активно используют детские врачи в своей практике. Лекарственное средство обладает высоким профилем безопасности, который доказан в ходе клинического исследования. Таблетки для рассасывания удобно принимать – они легко растворяются во рту и имеют приятный вкус. Если нужно, таблетки можно растворить в небольшом количестве воды и дать ребенку ее выпить. Не рекомендуется применять препарат менее, чем за 2 часа до сна. Это связано с активирующими свойствами в действии лекарственного средства.

Online-консультации врачей

Консультация специалиста банка пуповинной крови
Консультация иммунолога
Консультация андролога-уролога
Консультация косметолога
Консультация сурдолога (аудиолога)
Консультация массажиста
Консультация психолога
Консультация проктолога
Консультация пластического хирурга
Консультация специалиста по лазерной косметологии
Консультация офтальмолога (окулиста)
Консультация трихолога (лечение волос и кожи головы)
Консультация гастроэнтеролога
Консультация педиатра-аллерголога
Консультация нарколога

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем,  и у взрослого  назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность.  Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером)  для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если  ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс,  бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому  мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство.  Иногда необходимо медикаментозное лечение.

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку — признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Виды детских тревожных расстройств

К самым распространенным ТР у детей относятся тревожно-фобические расстройства, реже встречаются генерализованное ТР, сепарационная тревога и селективный мутизм.

Тревожно-фобические расстройства (ТФР)

ТФР возникают у 5–12% детей и подростков. К ним относятся:

  • Агорафобия — боязнь мест, которые невозможно быстро покинуть при развитии панической атаки. Ребенок с этим расстройством боится находиться в толпе, общественных местах. Обычная поездка в транспорте вызывают у него дрожь в теле, нехватку воздуха, панику. Как правило, детская агорафобия стартует в 15–17 лет. Из всех ТФР это самое дезадаптирующее расстройство, которое может превратить общительного ребенка в замкнутого и одинокого, заставить его сидеть дома, прогуливать школу, отказываться от общения с друзьями.
  • Социальная фобия — патологический страх оказаться в центре внимания и быть негативно оцененным. Чаще всего социофобия возникает во время пубертата, когда из-за гормональной перестройки любая критика воспринимается болезненно. Приступы социальной тревоги сопровождаются соматическими симптомами — покраснением лица, тошнотой, дрожанием рук и голоса, головокружением. При социофобии возрастает риск депрессии в 3 раза, а суицидального поведения — в 6 раз. Дети с этим расстройством часто бросают школу.
  • Специфические фобии — страх реальных или выдуманных объектов (животных, насекомых, сказочных персонажей), определенных ситуаций (высоты, темноты, замкнутого пространства). В эту же группу входит нозофобия — боязнь развития опасных заболеваний. При столкновении с источником страха ребенок испытывает ужас, впадает в панику. Специфические фобии чаще всего возникают до 10 лет и очень редко проходят самостоятельно. В подростковом возрасте они никуда не исчезают, а лишь меняют свое содержание.

У детей с ТФР индекс тревожности в 1,5 раза выше по сравнению со здоровыми ровесниками. Также у них более выражены такие ментальные проблемы, как незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, фрустрация, трудности в общении и депрессивность.

Генерализованное тревожное расстройство

При генерализованном ТР нет какого-то определенного объекта или события, вызывающего патологическую тревогу и страх. Дети беспокоятся о разных сферах жизни — здоровье, взаимоотношениях с одноклассниками и родителями, своей успеваемости в школе, повседневных делах. Они могут подолгу прокручивать в голове одни и те же события, часами сидеть над легкими школьными заданиями, бесконечно составлять списки текущих и будущих дел. Постоянные спутник расстройства — страх совершить ошибку.

Детерминанты тревожных расстройств у детей

Стиль воспитания

На риск развития ТР у детей во многом влияет стиль воспитания. При авторитетном стиле воспитания детское тревожное расстройство — большая редкость. Авторитарное, разрешительное, гиперопекающее родительство приводит к обратному эффекту.

Авторитетное воспитание — баланс между дисциплиной, правилами, эмоциональной поддержкой и доверием. Авторитетные родители устанавливают правила поведения, но они допускают их изменение в разумных пределах, учитывают мнение детей, позволяют им проявлять инициативу. Дети авторитетных родителей демонстрируют просоциальное поведение, высокий самоконтроль, развитые когнитивные и социальные навыки, низкий уровень тревожности.

Разрешительное воспитание связано с отсутствием контроля и каких-либо правил. Многие родители считают этот путь самым правильным — полная свобода позволяет детям развивать самостоятельность. Но вседозволенность приводит к отсутствию у детей навыков самоконтроля и социальной регуляции, необходимых для общения с окружающими. У ребенка снисходительных родителей не складываются отношения со сверстниками и учителями, и он начинает воспринимать мир как угрожающий, враждебный. Всё это провоцирует повышенную тревожность и способствует развитию ТР.

При авторитарном воспитании решения принимают только родители, основной принцип их коммуникации с детьми «я приказываю — ты исполняешь». Они считают вполне допустимыми такие формы воспитания, как телесные наказания, психологическое насилие. Родительство в стиле «кнут без пряника» приводит к возникновению у детей интернализирующих и экстернализирующих расстройств.

Гиперопека также провоцирует ментальные проблемы у детей. Когда ребенок растет в «тепличных условиях», у него развивается выученная беспомощность — состояние, когда любое препятствие, даже незначительное, воспринимается как непреодолимое.

Гиперзаботливым родителям свойственен высокий уровень тревоги, который передается и детям, провоцируя инфантилизм, неуверенность в себе. Гиперопека относится к провокаторам сепарационной тревоги и социофобии.

Наследственность

Один из факторов риска развития ТР у детей — наследственность. Тревожность передается по наследству с вероятностью в 40–50%. Также предполагается, что дети могут наследовать от родителей низкую стрессоустойчивость.

Вероятность передачи по наследству специфических фобий составляет 35–45%, агорафобии — 61%. Исследования с участием близнецов продемонстрировали, что социальная тревога имеет генетические механизмы передачи, общие с нейротизмом и экстраверсией.

Предполагается, что ТР возникают из-за дисфункции некоторых структур мозга и нейромедиаторных систем (ГАМК-ергической, норадренергической), которая может передаваться по наследству.

Материнский стресс во время беременности

Пренатальный стресс влияет на развитие тормозных нейронов плода, отвечающих за ослабление и подавление процесса возбуждения. В свою очередь, нарушение работы тормозных нейронных систем — провокатор многих психопатологий.

Симптомы тревожного расстройства

Основным симптомом тревожного расстройства является постоянное напряжение, навязчивые негативные мысли и страхи, отсутствие возможности отвлечься и расслабиться.

Все симптомы тревоги делят на физические и когнитивные. К первым относят:

  • Тошноту, рвоту;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Головокружение;
  • Быстрое утомление;
  • Слабость;
  • Потоотделение;
  • Бессонницу;
  • Сухость во рту;
  • Расстройство желудочно-кишечного тракта

Вышеперечисленные симптомы обусловлены активацией симпатической нервной системы и побуждают поведенческие и мыслительные реакции.

Активация когнитивной системы зачастую ведет к субъективным опасениям, нервозности, трудностям с концентрацией внимания и панике. Когнитивными и поведенческими признаками тревоги являются:

  • Навязчивые движения и подергивания;
  • Заикание;
  • Плач;
  • Дрожание;
  • Сосание пальца;
  • Мысли о причинении себе вреда;
  • Нарушение концентрации внимания;
  • Забывчивость;
  • Мысли о болезни

Обычно когнитивные, физические и поведенческие симптомы сочетаются между собой, а преобладание определенной реакции дает возможность установить форму психического расстройства.

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа.
Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Тревожность у подростков

Подростковый возраст – период серьезной перестройки всего организма ребенка. Во время гормонального «взрыва» происходит переосмысление ценностей и социального статуса, взаимоотношений с собой и с миром

У подростков в разы сильнее эмоциональное переживание, что влияет на их настроение и может стать причиной возникновения депрессии, поэтому родителям стоит обратить особое внимание на ребенка

Что должно насторожить:

  • изменение привычек и режима дня-ночи, бессонница, позднее/раннее засыпание,
  • сильная замкнутость и отгороженность,
  • частая перемена настроения, часто сниженное настроение,
  • изменение аппетита или вовсе отказ от еды,
  • отказ ходить в школу, возникновение сложностей в обучении, снижение успеваемости, ухудшение памяти,
  • изменения в поведении и поведенческих реакциях,
  • резкое сокращение или отказ от общения с близкими и друзьями,
  • панические атаки, внезапное чувство страха,
  • учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, спазмы,
  • боль в различных частях тела,
  • покраснение/побледнение кожи, излишняя потливость.

На эти “звоночки” не стоит закрывать глаза, игнорировать, а лучше как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту –детскому врачу-психиатру или клиническому психологу, если вышеуказанные признаки носят устойчивый характер в течение длительного времени (около месяца) и влияют на качество жизни.

Взгляд в будущее

Дети с повышенной тревогой часто благополучны в социальной жизни и добиваются успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственно и старательно подходят к выполнению заданий, очень трудолюбивы, даже склонны к перфекционизму. При поддержке со стороны близких и специалистов, такие подростки адаптируются к реальности и испытывают меньше психологического дискомфорта.

Тревожное расстройство. Симптомы, виды, лечение|Центр Сухаревой

Для начала разберем понятия: тревожное расстройство, тревога, тревожность.

Тревога – это эмоциональное состояние выраженного внутреннего беспокойство, которое связано с ощущением и прогнозированием опасности. Страх в сознании человека возникает как четкая угроза жизни, здоровью. Тревога же не несет в себе конкретного предмета для беспокойства. То есть под тревогой понимают дискомфортное чувство ожидания какого-либо неприятного события, которое может произойти, а может и нет.

Человек ощущает беспокойство, незащищенность, беспомощность, с трудом принимает даже простые решения. В теле появляются неопределенные, смутные ощущения, которые не всегда можно описать словами. Чаще всего они возникают в груди, нередко сопровождаются различными физическими нарушениями: учащенное сердцебиение, повышенная потливость, кожный зуд, нарушение сна.

Тревожность является психологической особенностью, которая проявляется склонностью человека к тревоге.

Тревожное расстройство – группа расстройств, характеризующаяся часто возникающей продолжительной тревогой, ощущениями напряжения, выраженного беспокойства, негативными предчувствиями.

Количество тревожных детей увеличивается с каждым годом, так же как и тревожных подростков.

Причины тревожности у детей

Тревога усиливает концентрацию внимания и активирует механизмы борьбы при возникновении угрозы. Поэтому причиной тревожности может быть влияние факторов окружающей среды:

  • Экзамены;
  • Семейная трагедия;
  • Эмоциональные потрясения из-за смены места жительства и обучения;
  • Гиперопека;
  • Депрессия у родителей;
  • Бессонница;
  • Природные катаклизмы;
  • Директивное воспитание;
  • Психастеническое состояние мамы

Единичная психотравма не вызывает стабильных расстройств, однако частые невротические потрясения приводят к физическому и моральному истощению организма.

Выделяют врожденные факторы, при которых тревожность имеется у родителей и родственников. Также чрезмерную тревожность у детей могут провоцировать заболевания эндокринной системы, органов дыхания и хронический болевой синдром. В группе риска находятся дети, имеющие пренатальные и натальные поражения ЦНС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: