Гиперактивность и повышенная возбудимость

Сдвг у детей: симптомы, причины и лечение

СДВГ и его причины

Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.

Факторы, играющие роль в развитии заболевания:

Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.

Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза

Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.

Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.

Подробнее о причинах

Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их

Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений

Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов

Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности

При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.

Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.

Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.

Этиология СДВГ

В настоящее время СДВГ является полиэтиологичным психоневрологическим расстройством. Выделяют следующие теории этиологии СДВГ (рис. 1).

Развитие синдрома может быть обусловлено поражением генов, нарушением обменных процессов в организме, нарушением деятельности нервных клеток. При рассмотрении данных теорий следует отметить роль нейроприроды СДВГ, а также его патогенез. Экзогенные и эндогенные факторы могут оказывать влияние как комплексно, так и обособленно друг от друга.

На развитие синдрома могут оказывать влияние следующие факторы.

Перинатальный фактор. Его воздействие очень значимо для формирования нервной системы ребенка

Нервная система в своем развитии проходит несколько этапов, и каждый этап имеет важное значение для морфофункциональной зрелости нервной системы. Любое внешнее воздействие (неблагоприятное) вызывает риск возникновения нарушений

Так, например, осложнения в родах могут привести к таким последствиям, как гипоксия плода, в результате чего страдает кора головного мозга. При гипоксии нарушаются многие функции головного мозга: нейроны становятся не способны выполнять свои функции полноценно, и, соответственно, чтобы компенсировать погибшие клетки, соседние берут на себя эти функции. На это требуется время и соответствующие внешние воздействия. В первые два месяца происходит процесс миелинизации нервных волокон, который впоследствии должен защитить отростки нейронов и способствовать высокой передаче нервных импульсов. В этот период перенесенные заболевания, различные нарушения и сбои в работе организма нарушают процесс миелинизации, и нейроны не получают защитную оболочку, что может привести к различного рода нарушениям ЦНС.

Алиментарный фактор. Проведенные исследования в изучении СДВГ указывают на то, что на симптоматические нарушения могут оказывать внияние особенности питания. В частности, установлено, что несбалансированное питание, частое употребление пищи с консервантами, недостаточное употребление продуктов, содержащих белковые компоненты, приводят к эндокринологическим нарушениям. Дефицитное состояние прежде всего обусловливается недостатком микроэлементов во внешней среде и нарушенным питанием. Вследствие этого происходит нарушение метаболизма питательных веществ, страдает организм, в том числе и нервная система.

Экологический фактор. Ухудшение экологической обстановки ведет к различным поражениям в организме. Наиболее чувствительными к экологическим изменениям являются дети. Воздействие на их организм происходит еще в утробе матери. Окружающая среда «насыщается» различными продуктами переработки (CO, CO2 и т.д.), тяжелыми металлами и их солями. Например, при наличии авитаминоза и дефицита микроэлементов (магний, железо и т.д.) воздействие тяжелых металлов на организм усиливается. При дефиците магния в организме может накапливаться свинец в избытке, который является сильным нейротоксином, при этом оказывает серьезное воздействие на когнитивные процессы, влияет на обучение и поведение. Сам по себе фактор не может вызвать СДВГ, но осложняет течение данного расстройства.

Социальный / социально-психологический фактор. Социальные отношения, общение в кругу сверстников, взаимодействие со взрослыми, внутрисемейные отношения «родитель — ребенок» оказывают влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Характер отношений чаще всего является конфликтным, тем самым провоцируя развитие поведенческих нарушений, таких как агрессия, импульсивность, раздражительность, склонность к асоциальным действиям. Семья, являющаяся неблагополучной, конфликтные отношения между родителями, наличие лиц с девиантным и делинквентным поведением выступают факторами риска развития расстройства.

Список литературы

1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. 5th ed. (DSM-V). American Psychiatric Association. Washington, 2013. 947 p.

2. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019, 274 с.

3. Чутко Л.С. Тики и синдром Туретта. М.: Медицинское информационное агентство, 2016. 176 с.

4. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А. и др. Когнитивные нарушения у детей с хроническими тиками и их лечение. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(8):137–144.

5. Зыков В.П., Каширина Э.А., Наугольных Ю.В. и др. Современные подходы к диагностике и лечению тикозных гиперкинезов у детей. Русский медицинский журнал. Медицинское обозрение. 2019;3(3):39–44.

6. Заваденко Н.Н., Доронина О.Б., Нестеровский Ю.Е.Хронические тики и синдром Туретта у детей и подростков. Журнал неврологии и психиатрииим. С.С. Корсакова. 2015;115(1):102–9.

7. Robertson M.M., Eapen V., Cavanna, A.E. The international prevalence, epidemiology, and clinical phenomenology of Tourette syndrome: a cross-cultural perspective. J Psychosom Res. 2009;67:47–83. Doi: 10.1016/j.jpsychores.2009.07.010.

8. Coffey B.J. Complexities for assessment and treatment of co-occurring ADHD and tics. Curr Dev Disord Rep. 2015;2(4):293–99.

9. Roessner V., Becker A., Banaschewski T., Rothenberger A.Psychopathological profile in children with chronic tic disorder and co-existing ADHD: additive Effects. J Abnormal Child Psychol. 2007;35:79–85. Doi: 10.1007/s10802-006-9086-z.

10. Kurlan R., Como P.G., Miller B., et al. The behavioural spectrum of tic disorders. A community based study. Neurology. 2002;59:414–20. Doi: https://doi.org/10.1212/WNL.59.3.414

11. Freeman R.D., Fast D.K., Burd L., et al. An international perspective on Tourette syndrome: selected finding from 3500 individuals in 22 countries. Dev Med Child Neurol. 2000;42:436–47. Doi: 10.1017/s0012162200000839

12. Sukhodolsky D.G., Scahill L., Zhang H., et al. Disruptive behaviour in children with Tourettes syndrome: association with ADHD comorbidity, tic severity, and functional impairment. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2003;42:98–105. Doi: 10.1097/00004583-200301000-00016.

13. Pringsheim T., Lang A., Kurlan R., Pearce M., Sandor P.Health related quality of life in children with TS. Neurology. 2007;68:A294.

14. Spencer T., Biederman J., Faraone S., et al. Impact of tic disorders on ADHD outcome across the life cycle: findings from a large group of adults with and without ADHD. Am J Psychiatry. 2001;158(4):611–17. Doi: 10.1176/appi.ajp.158.4.611

15. Poh W., Payne J.M., Gulenc A., Efron D. Chronic tic disorders in children with ADHD. Arch Dis Child. 2018;103(9):847–52. Doi: 10.1136/archdischild-2017-314139.

16. Barkley R.A. Attention-deficit hyperactivity disorder: A handbook for diagnosis and treatment (3rd ed.). New York: Guilford Press, 2005. 770 p.

17. Freeman R.D. The Tourette Syndrome International Database Consortium. Answers from a world-wide clinical dataset on Tourette syndrome. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2007;16(Suppl 1):15–23. Doi: https://doi.org/10.1007/s00787-007-1003-7.

18. Steeves T., Fox S. Neurological basis of serotonin dopamine antagonists in the treatment of Gilles de la Tourette syndrome. Prog Brain Res. 2008;172:495–513. Doi: 10.1016/S0079-6123(08)00924-2

19. O’Rourke J.A., Scharf J.M., Platko J., et al. The familial association of Tourette’s disorder and ADHD: the impact of OCD symptoms. Am J Med Genet B Neuropsychiatr Genet. 2011;156B(5):553–60.

20. Stewart S.E., Illmann C., Geller D.A., et al. A controlled family study of attention-deficit/hyperactivity disorder and Tourette’s disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2006;45(11):1354–62.

21. Rizzo R., Curatolo P., Gulisano M., et al. Disentangling the effects of Tourette syndrome and attention deficit hyperactivity disorder on cognitive and behavioral phenotypes. Brain Dev. 2007;29(7):413–20.

22. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 608 с.

23. Roessner V., Plessen K.J., Rothenberger A., et al.; ESSTS Guidelines Group. European clinical guidelines for Tourette Syndrome and other tic disorders. Part II: pharmacological treatment. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2011;20(4):173–96. Doi: 10.1007/s00787-011-0163-7

Чем может быть вызван СДВГ?

Принято считать, что причины, по которым возникает синдром дефицита внимания, связаны с нарушениями, возникшими во время развития плода в материнской утробе и при сложных родах. К причинам СДВГ можно отнести:

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Что такое СДВГ?

По данным Национального Института Психического Здоровья (США) синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чаще всего бывает у детей дошкольного и младшего школьного возрастов. По оценкам экспертов, от трех до пяти процентов детей в Соединенных Штатах (около 2 миллионов детей) имеют СДВГ. Это делает его одним из наиболее распространенных психических расстройств, которые развиваются у детей.

Гиперактивным детям трудно контролировать свое поведение. Они действуют, не думая, и зачастую имеют проблемы с концентрацией внимания. Даже если малыш понимает, что от него требуется, у него могут возникнуть проблемы: такие дети не могут усидеть на месте, сконцентрироваться на деталях и долго заниматься чем-то одним.

Но большинство детей в младшем возрасте ведут себя похожим образом. Вспомните, сколько раз вы пытались усадить вашего непоседу за кухонный стол, а он снова и снова убегал от вас? А история с домашним заданием, когда у малыша появляются другие «важные» дела? Так как же тогда понять, чем обусловлено такое поведение: психическим расстройством или же, скажем, плохим воспитанием?

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: основные симптомы кризиса 3 лет и способы его преодолеть). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: кризис 7 лет у ребенка

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Гиперактивность

Требуется наличие не менее трех признаков:

  • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Импульсивность

Требуется не менее одного признака:

  • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
  • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Я обязан предупредить, что, несмотря на наличие четких диагностических критериев СДВГ, окончательный диагноз требует индивидуального подхода не только к каждому конкретному ребенку, но и к его семейному окружению: необходимо учитывать все возможные эмоционально-стрессовые факторы, нюансы воспитания, особенности питания, учебных и физических нагрузок, режима сна и бодрствования, отношений со сверстниками, возможное влияние соматических, неврологических заболеваний.

Вот, самый простой пример ошибки в диагностике СДВГ: школьник, «тянущий» по недоразумению родителей слишком большую нагрузку (уроки, музыка, секция, кружок, забота о младшем брате/сестре и т.п.) легко может стать от этого импульсивным и невнимательным, и также легко он сможет от этого избавиться, если родители поймут в чем дело (или им объяснит грамотный специалист вместо того, чтобы ставить диагноз СДВГ) и позволят, наконец, ребенку уделять не только «делу – время», но и «потехе – час». То же самое касается ребенка, к которому плохо относятся родители, или который пребывает в долгом конфликте с учителем/сверстниками, протестует против появления в доме грубого отчима, испытывает хроническую головную или любую другую боль; недосыпающим, неправильно питающимся и т.д. и т.п. Ни о каком СДВГ в таких случаях и речи быть не может! Нужно не «лечить СДВГ», а устранять причину детской нервозности.

Вы спрашиваете, не является ли СДВГ «непобедимым свойством характера»? Нет, совершенно не является. При СДВГ поврежден не характер, а некоторые мозговые механизмы регуляции поведения и психической деятельности. Поэтому при правильном лечебном подходе после устранения симптомов СДВГ перед нами оказывается адекватный, гармоничный ребенок или подросток. А вот при расстройствах личности (психопатиях) возбудимого круга изменен именно характер, и лечения для них так и не существует, поэтому возбудимый психопат на всю жизнь остается в лучшем случае – «неудержимым», в худшем – явно антисоциальным элементом. При этом отличить с первого раза расстройство личности от СДВГ для неспециалиста — задача совершенно неразрешимая, не говоря о возможности сочетания того и другого у одного и того же ребенка/подростка.

Бороться с настоящим СДВГ нелекарственными средствами можно и даже нужно – но использовать только их без медикаментозной поддержки (повторяю — при истинном СДВГ!) – значит не жалеть ребенка. Почему? Представьте, что вы по каким-либо причинам «вне себя» от перевозбуждения, и вас прямо в этом состоянии начинают учить, как «взять себя в руки». Что вы сделаете? Наверняка приедете в еще большее возбуждение, пошлете всех подальше с просьбой дать вам возможность хоть немного придти в себя, а потом уже вы сами с радостью поучитесь тому, как «держать себя в рамках». Также и при СДВГ нужно хотя бы вначале медикаментозно помочь ребенку стать восприимчивым к психологическим и педагогическим методам коррекции. 

Медикаментозное лечение СДВГ не менее ответственно и требует не меньше специальных знаний, чем диагностика. По причине того, что препараты, зарегистрированные для лечения СДВГ, непременно обладают психотропной активностью, не буду давать даже их краткий обзор. Уж, где-где, а тут самолечение абсолютно не допустимо.

В заключении еще два слова о назначении тенотена или любого другого подобного ему «препарата». В случае, если специалист, к которому вы обратились по поводу СДВГ назначил вашему ребенку тенотен, то вариантов может быть только два: первый вариант — перед вами не специалист, второй – специалист не обнаружил у вашего ребенка СДВГ.

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями

Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу

Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Плохое воспитание или генетика?

Взрослые люди с СДВГ могут сталкиваться с упреками со стороны окружающих (работодателей, семьи) — в лени, недостаточной силе воли, неряшливости и прочих отрицательных качествах, проявление которых нормотипичные люди могут контролировать произвольно и с легкостью. Это создает порочный круг, в результате которого страдающие СДВГ испытывают дополнительный стресс, тревогу, чувство вины, что плохо отражается на их психологическом благополучии. Также существует заблуждение, что такие проявления СДВГ, как невнимательность, нетерпеливость, отсутствие мотивации, прокрастинация, — это всецело результат плохого воспитания в детстве.

Но генетические исследования частично свидетельствуют об обратном: наследуемость СДВГ 74%. Это значит, что 74% вариаций проявлений СДВГ связаны с вариациями в генах, а не с влияниям окружающей среды. Примерно тот же высокий уровень наследуемости наблюдается у расстройств аутистического спектра, биполярного расстройства и шизофрении.

Функции выявленных генов-кандидатов, вариации которых ассоциированы с СДВГ, связаны с транспортом и рецепторами серотонина и дофамина.

Интересно, что симптомы СДВГ оказались сопряжены с закономерностями и в наследуемых функциональных связях упоминаемой ранее сети пассивного режима работы мозга (DMN) и вентральной сети внимания (см. рис. 3).

Рисунок 3. Сети мозга, функциональная связность которых высоко наследуема. (A) DMN-сеть. (B) Вентральная сеть внимания. Источник

Несмотря на то что в области генетики СДВГ было обнаружено немало, некоторые аспекты требуют дополнительных исследований. Среди них, в частности, случаи, когда из двух монозиготных близнецов, которые идентичны по генотипу, один страдает СДВГ, а второй — нет. Почему так происходит? Дело не только в генах?

Исследование пар идентичных близнецов, в которых только у одного был СДВГ, показало, что при равном общем объеме коры таламус и полосатое тело близнецов с СДВГ меньше, чем у их нормотипичных братьев или сестер. Дальнейшее изучение генетических проявлений СДВГ возможно именно в привязке к этим анатомическим структурам.

В условиях отсутствия прочих генетических различий оказалось важным следующее наблюдение: именно в генах тех структур мозга, в которых обнаружились отличия между идентичными близнецами (полосатом теле и таламусе), был выявлен и различный уровень метилирования — процесса добавления метиловых групп к молекуле ДНК. И эти различия относятся уже не столько к генетическим факторам, сколько к эпигенетическим, то есть к внешнему воздействию на текущие генетические процессы (экспрессия генов и т. д.), не изменяющему последовательность нуклеотидов в ДНК.

Впрочем, несмотря на вклад генетики и эпигенетики в изучение СДВГ, следует помнить о некоторых аспектах образа жизни, которые могут повлиять на проявления этого синдрома.

Как выявить гиперактивность у ребенка?

Чтобы убедиться, нормально ли поведение ребенка или у него присутствует синдром гиперактивности, нужно выделить как минимум 6 поведенческих признаков из девяти вышеперечисленных.

При психологической гиперактивности

Ребенок невнимателен, он не может сосредоточиться на чем-либо долго, не замечает явных деталей
Ребенок не в состоянии долго выполнять одно и то же задание, не доводит ни одно дело до конца
Ребенок невнимательно слушает взрослых или своих ровесников, у тех, кто с ним говорит, создается мнение, что ребенок не слышит обращения к нему
Дошкольник не может правильно организовать свою деятельность, перескакивает с одного занятия на другое
У дошкольника нет никакого желания решать какие-то интеллектуальные задачи, он противник умственного напряжения
Ребенок часто теряет вещи, несобран
Дошкольник очень быстро отвлекается на посторонние шумы, малейший источник света или звука может немедленно переключить его внимание с важного занятия
Ребенок часто забывает элементарные вещи

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: