Когда следует обратиться к врачу
У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:
- отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
- отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
- появились пассивность или раздражительность;
- полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
- появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
- утрачивается чувство реального времени.
Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.
АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.
Как ранняя диагностика может повлиять на жизнь ребенка?
Мы еще изучаем вопрос влияния этого аспекта на детей, которые входят в группу риска, потому что знаем, что если в семье уже есть один ребенок с аутизмом, то повышается вероятность того, что у его будущих братьев и сестер он тоже может быть
Поэтому важно наблюдать их развитие и сообщить, если они в группе повышенного риска. Мы проводим исследования и сравниваем их с детьми, у которых в семье нет сиблингов с аутизмом, сверяем траектории их развития
И мы поняли: чем раньше начать программу вмешательства, тем более эффективной она будет для ребенка. Мы можем изменить процесс образования нейронных связей. От рождения до пяти лет наш мозг очень пластичен. Если мы вмешиваемся в этот период, то можем существенно повлиять на развитие некоторых областей и траекторию. Мы все еще не знаем, как определить, какие дети хорошо отреагируют на вмешательство, а кому оно не принесет должных результатов. Пока мы плохо предсказываем это.
Еще часто после постановки диагноза родители спрашивают, какое будущее ждет их ребенка. Но я не знаю ответа. Есть примерно четыре траектории развития детей: некоторые дети будут демонстрировать быстрый и постоянный прогресс, когда начнется программа вмешательства, а у кого-то он будет медленнее. Результаты есть у всех, но уровень успеха предсказать тяжело. Бывает, что вы видите ребенка с очень скудной речью и слабой социальной мотивацией, а после программы вмешательства это совсем другой человек: он может говорить полными предложениями, сам начинает взаимодействие с другими, и большинство людей ни за что не догадались бы, какие у этого ребенка были исходные данные. Сложно сказать, кто в какой категории окажется в итоге.
Способы лечения аутизма и его прогнозы
Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:
- Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
- Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
- Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
- Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.
Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.
Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.
Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:
- PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
- Денверская модель раннего вмешательства;
- альтернативная коммуникация.
Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.
К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:
- остеопатия;
- иглоукалывание;
- арт-терапия;
- занятия с животными;
- метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
- микрополяризация головного мозга;
- методика биологической обратной связи;
- мозжечковая стимуляция;
- гипербарическая оксигенация;
- прием витаминов и БАДов;
- безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
- хелирование и т.д.
Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.
В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами
Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения
Лекарственная терапия аутизма
При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.
Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)
Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.
Прогноз заболевания
Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.
Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.
Признаки, которые могут указывать на аутизм у девочек
Для предположения об аутизме недостаточно одного симптома. Кроме того, хотя некоторые симптомы могут становиться для вас все более очевидными по мере того, как ваша дочь становится старше, вы должны иметь возможность оглянуться назад и понять, что они присутствуют с ее детских лет.
Кроме того, симптомы аутизма должны быть достаточно серьезными, чтобы ограничивать повседневную жизнь. Другими словами, если у вашей дочери есть один или два симптома аутизма, но она хорошо приспособлена и успешна в других отношениях, маловероятно, что у нее аутизм.
Признаки аутизма:
Ваша дочь полагается на других детей (обычно девочек), которые будут направлять их и говорить за них в течение всего учебного дня.
У вашей дочери есть «страстные» и ограниченные интересы, очень специфические и ограниченные. Например, в то время как многие девушки могут быть поклонниками определенного телешоу, девушка с аутизмом может собирать информацию и бесконечно говорить о персонажах, местах, реквизите или актерах, но мало или ничего не знает о сюжете или жанре шоу.
Ваша дочь необычайно чувствительна к сенсорным проблемам, таким как громкий шум, яркий свет или резкие запахи. (Этот симптом столь же распространен среди мальчиков, как и среди девочек.) Сенсорные проблемы не уникальны для аутизма, но они являются одним из симптомов расстройства.
Разговор вашей дочери ограничен ее интересными темами. Она может разделять области своего особого и ограниченного увлечения, но не заинтересована в том, чтобы слышать ответ другого человека. Это может помешать ей присоединяться к группам или заводить друзей.
У вашей дочери низкий уровень разочарования, и ей трудно умерить свои чувства, когда она разочарована. У нее могут быть не соответствующие возрасту «истерики». Это может помешать ее отношениям с учителями или привести к поведенческим вмешательствам, таким как заключение под стражу или даже отстранение от занятий в школе.
Ваша дочь испытывает необычную депрессию, беспокойство или капризность. Опять же, эти симптомы ни в коем случае не уникальны для аутизма, но аутизм связан как с расстройствами настроения, так и с обсессивно-компульсивным расстройством.
Вашей дочери трудно заводить или поддерживать друзей; она может казаться «невежественной», когда дело касается невербальных социальных сигналов (другие люди отворачиваются, выражения лица и т. д.). Ей также может быть трудно имитировать поведение других девочек, их выбор моды или прически, даже если она, возможно, хочет «вписаться» 3.
В школе и в других сложных социальных ситуациях вашу дочь обычно описывают как «тихую» или «застенчивую». Само по себе молчание или застенчивость не являются симптомом аутизма, но часто трудности с восприимчивой и / или выразительной речью могут затруднить вступление в разговор, поднять руку или быстро реагировать на социальные ситуации.
Ваша дочь необычайно пассивна. В то время как некоторые люди с аутизмом довольно напористы, пассивное поведение (будучи социально приемлемым в школе) может быть признаком того, что ваша дочь не совсем уверена, что делать или говорить, и выбрала безопасный способ делать или говорить как можно меньше. .
В юности ваша дочь развивалась довольно типично, но в подростковом возрасте ей становится все труднее общаться с людьми. (Исследования показывают, что девочки с высокофункциональным аутизмом могут найти способы справиться с трудностями в социальном взаимодействии и замаскировать их, часто позволяя другим говорить за них. Эта стратегия работает хорошо до тех пор, пока социальные ожидания не станут более сложными и требовательными в раннем подростковом возрасте.)
У вашей дочери эпилептические припадки (одно исследование показало, что эпилепсия чаще встречается среди девочек с аутизмом, чем среди мальчиков).
Если вы заметили несколько из этих проблем, которые, кажется, со временем станут преобладающими и мешают вашей дочери успешно функционировать, вы можете рассмотреть возможность обследования или оценки вашей дочери профессиональной группой экспертов по аутизму.
Особенности заболевания у взрослых
Синдром аутизма Аспрегера у взрослых встречается довольно часто. Появившиеся в детстве симптомы могут сохраниться или трансформироваться, изменить степень выраженности. Развитие аутизма во взрослом возрасте обычно приводит к появлению атипичной формы с небольшой степенью выраженности или проявлением не всех симптомов. Синдром Аспергера был определен у многих талантливых программистов, писателей, ученых. Синдром Ретта является результатом изменений, сформировавшихся в детстве, прогресс которых приводит к деформациям костно-мышечной системы и умственной отсталости.
Нередко аутизм у взрослых, признаки которого зависят от степени проявления патологии, остается не диагностированным. Обидчивость и зависимость от чужого мнения пациентов списывают на особенности характера, результатом чего может быть переход заболевания в тяжелую форму. Своевременная диагностика и качественное лечение позволяют больному успешно справляться со многими проблемами.
https://youtube.com/watch?v=9BvmAlTSN4k
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.
Причины, классификация
Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.
Причины
Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.
К основным причинам относят:
- Генетические изменения на этапе формирования плода;
- Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
- Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
- Отравление лекарствами, ртутью.
Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.
Классификация
Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.
Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:
Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода
Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне
Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.
Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:
- Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
- Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
- Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
- Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.
Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.
Примерно у 1% населения есть аутизм. Мальчики с ним сталкиваются чаще (2%), девочки же могут заболеть с меньшей вероятностью (0,5%).
На пути к видимости
XXI век — это век интернета. Поэтому многие женщины, всю жизнь чувствующие себя инопланетянками и пытающиеся найти этому объяснение, смогли с легкостью изучать классификации болезней. Такие женщины обнаружили, что подходят под критерии диагностики аутизма по МКБ и DSM — хотя стереотипные привычные для аутичных мужчин черты проявлялись у них слабо (поэтому врачи могли упускать их диагноз).
Многие из них позже стали авторами книг и статей об аутизме у женщин, начали вести блоги и принимать активное участие в развитии аутичного сообщества. Другие же стали распространять информацию об аутизме на феминистских ресурсах или участвовать в исследованиях, тем самым еще больше повышая видимость аутичных женщин.
Кроме этого, повысилась эффективность ранней диагностики аутизма, и в западных странах представители среднего класса стали всё чаще диагностировать своих детей. Традиционно с детьми больше занимаются матери: обычно они водят детей к врачам, а позже изучают аутичную тематику. И либо в процессе диагностики ребенка, либо в процессе изучения диагноза многие женщины узнают, что и сами являются аутичными и проходят полноценный процесс диагностики. Этот феномен уже стал предметом внимания исследователей и журналистов. Такая тенденция наблюдается даже в постсоветских странах, несмотря на низкий уровень диагностики аутизма (просто потому, что у аутичных родителей гораздо чаще рождаются аутичные дети.
Поведенческие проблемы
У многих подростков с РАС есть поведенческие проблемы, например, агрессия, нанесение себе повреждений, истерики и уничтожение вещей. Такие виды поведения оказывают огромное негативное влияние на качество жизни и ограничивают возможности для образования, социализации и трудоустройства (Koegel, Koegel, and Dunlap 1996). Кроме того, проблемные виды поведения увеличивают стресс для родителей и других членов семьи (Lucyshyn et al. 2002).
Распространенная причина проблемного поведения заключается в том, что подростки, как и дети младшего возраста, не могут выразить свои желания, потребности и все более сложные переживания, особенно, когда они испытывают сильные эмоции. Это может привести к приступам ярости, истерикам или нервным срывам.
Часто считается, что проблемное поведение – это «мужская» проблема. Общество ожидает от мальчиков упрямства и физической активности, так что люди могут меньше удивляться, если мальчик ведет себя агрессивно.
Если мальчик-подросток дерется, кто-то может сказать, что «мальчишки есть мальчишки». Однако ожидается, что девочки будут вежливыми и тихими «хорошими девочками». Когда девочка проявляет проблемное поведение, оно привлекает гораздо больше негативного внимания. Кроме того, девочкам с аутизмом может быть трудно соответствовать социальным требованиям о том, какой должна быть «молодая женщина».
Не все проблемы вызваны именно аутизмом, подростки с аутизмом могут иметь «типичные» подростковые проблемы. Родители детей с РАС и без РАС часто жалуются на то, что их подростки не слушаются, ленятся, грубят и «бунтуют». Подростки могут нарушать правила, установленные родителями, ради стремления к большей автономии, даже если на самом деле они не готовы к независимости от родителей ни экономически, ни эмоционально. Это приводит к так называемым «трудностям переходного периода». Кроме того, тревожность, связанная с социализацией и принятием решений, часто способствует поведенческим проблемам.
Дополнительный фактор, связанный с проблемным поведением – это гормональные изменения, а у девочек это еще и эмоциональные и физические последствия менструации. Это может приводить к разным проблемам, особенно если девочке сложно понять гормональные и физические изменения и приспособиться к ним.
Мы часто встречаем родителей девочек с аутизмом, которые много лет борются с тяжелыми поведенческими проблемами. Иногда родители не обращаются за помощью в связи с проблемным поведением до наступления подросткового возраста. Пока дочь была младше, с подобным поведением было проще справиться, например, маленькую девочку во время истерики можно просто поднять и унести из общественного места. Однако когда девочка становится крупнее и больше похожей на взрослую, эти стратегии больше не работают. К сожалению, если проблемное поведение существует уже много лет, скорректировать его очень сложно
Именно поэтому, как только появляется проблемное поведение, важно как можно скорее обращаться за поведенческой терапией для его коррекции!
При любых проблемах поведения необходимо проводить так называемый функциональный анализ поведения, который определяет его функцию. Этой функцией может быть привлечение внимания других людей (Durand et al. 1989), избегание чего-то неприятного (Carr, Newsom, and Binkoff 1980) и получение какого-то предмета (Durand and Crimmins 1988). Несколько обзоров существующих исследований показали, что если план коррекции поведения основан на его функции, то вероятность успеха в два раза выше, чем если оценка функции поведения не проводилась (Carr et al. 1999; Didden, Duker, and Korzelius 1997; Didden et al. 2006). Как только функция поведения была определена, можно разработать подходящий план коррекции поведения. Для дополнительной помощи с проблемным поведением рекомендуется работать с поведенческой терапевткой. Проблемные виды поведения часто можно уменьшить, если использовать визуальную поддержку и такие методики как «экономика жетонов» — техника, когда за позитивное поведение дети получают «жетоны» (стикеры, фишки и так далее), собрав определенное количество жетонов их можно обменять на желанную награду. Людям с РАС с высоким уровнем когнитивных навыков может подойти когнитивно-поведенческая терапия, направленная на управление гневом и развитие навыков эмоциональной регуляции.
Профилактика и рекомендации аутизма
Профилактика аутизма у детей затруднена, поскольку нет точных данных о причинах возникновения расстройства.
Однако многие врачи считают, что ребенок может родиться с врожденными дефектами, если мать во время беременности подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов. Например, употребляла наркотические вещества или часто болела инфекционными заболеваниями.
Предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством нельзя, но можно увеличить шансы на рождение здорового малыша, изменив образ жизни:
-
Регулярно проходить медицинские осмотры во время беременности, полноценно питаться, больше двигаться, принимать рекомендуемые лекарственные средства и витамины.
-
Избегать употребления алкогольных напитков, психотропных веществ и лекарств, противопоказанных к применению во время беременности.
-
Сдавать анализы на внутриутробные инфекции TORCH-инфекции. К ним относятся краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и герпес. Заражение ими на ранних сроках беременности может спровоцировать пороки развития у плода.
В качестве меры вторичной профилактики заболевания можно обозначить своевременное выявление симптомов заболевания у ребенка и незамедлительное обращение к детскому психиатру в случае необходимости.
Список литературы:
Сексизм психиатров и «женщины-невидимки»
История диагностики аутизма началась в первой половине XX века, во времена, когда женщины не представляли особого интереса для специалистов.
Эти исследования проводили австрийские психиатры Лео Каннер (1894–1981) и Ганс Аспергер (1906–1980). Каннер, который ввел в широкое употребление термин «ранний детский аутизм», начал свои исследования с изучения поведения восьми мальчиков и трех девочек. Аспергер, в честь которого назвали синдром Аспергера и на чьих трудах во многом основывал свои публикации Каннер, в своей книге «Аутистическая психопатия у детей» (1944) утверждал, что у женщин и вовсе не может быть аутизма.
Кстати, именно названию этой книги мы обязаны тем, что аутизм долгое время считали формой «детской шизофрении», а в постсоветских странах многим аутичным людям, особенно женщинам, ошибочно ставят диагноз шизофрения или шизотипическое расстройство.
Позже Аспергер стал внимательнее присматриваться к девочкам и изменил свою позицию — но было уже поздно. Стереотип прочно закрепился в умах многих специалистов, для которых ранние труды Аспергера стали классикой, и какое-то время в научном сообществе существовал раскол.
В итоге диагностировать стали исключительно тех женщин, чье проявление аутизма совпадает с проявлением аутизма у мужчин. Женская сексуальность долгое время считалась «неправильным вариантом мужской сексуальности» и не становилась предметом широких исследований — так же до конца XX века подавляющее число специалистов считали, что «женская аутичность» должна проявляться так же, как и мужская. Именно поэтому даже у самой известной аутичной женщины из ныне живущих Тэмпл Грандин аутизм проявляется «по мужскому типу».
Женщины-врачи обращали на женскую психику и физиологию больше внимания, чем их коллеги-мужчины. В частности, опираясь на стереотипные представления о том, как должен проявляться аутизм, Лорна Винг провела исследование соотношения аутичных людей разных полов. Она обнаружила, что среди людей с диагнозами «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера» мужчин и мальчиков было в 15 раз больше, чем женщин и девочек. Но оказалось, что соотношение аутичных мужчин и женщин с интеллектуальной инвалидностью или серьезными трудностями в обучении составляет примерно 2:1.
Подобное исследование было повторно проведено уже в 2012 году под руководством когнитивного нейробиолога Франчески Хаппе из Королевского колледжа Лондона: ученые сравнили проявление аутичных черт и наличие официальных аутичных диагнозов более чем у 15 000 близнецов. Оказалось, что у мальчиков и девочек одинаковое количество аутичных черт, но для диагностики у девочек должны быть более значительные поведенческие проблемы или интеллектуальная инвалидность (или и то и другое).
Что же это значит?
Признаки аутизма у детей 2-х лет
Выясним, какие признаки аутизма в 2 года у ребенка. Они могут включать:
- Отсутствие эмоционального взаимодействия. Ребенок может не отвечать на обращение по имени, не улыбаться или не показывать радость в ответ на положительные события.
- Ограниченность в коммуникации. Ребенок может не пытаться использовать слова для общения или использовать однотипные фразы без понимания их значения. Он также может не понимать жесты или мимику других людей.
- Ограниченные интересы и повторяющиеся поведенческие шаблоны. Ребенок может проявлять непреходящий интерес к определенным предметам, играм или деятельности, игнорируя другие игрушки или предметы. Он также может проявлять повторяющиеся движения, например, размахивать руками или поворачивать кружок.
- Гипер или гипосенситивность к стимуляции. Ребенок может быть чрезмерно чувствительным к звукам, запахам, текстурам или свету. Или, наоборот, может быть малочувствительным к некоторым типам стимуляции, не отреагировав на боль или температуру.
- Отсутствие развивающихся навыков. Ребенок может не развивать речь или моторные навыки соответствующим образом для своего возраста. Он также может проявлять трудности в координации движений или восприятии пространства.
Эти признаки не всегда являются конкретными признаками аутизма, и только комплексная оценка и диагностика специалистом может определить наличие этого заболевания у ребенка.
Подводя итоги
Аутизм – это заболевание, преимущественно детского возраста, для которого характерно наличие ряда специфических симптомов и признаков. Описание их зачастую различается в зависимости от формы психического расстройства, возраста ребенка и множества других факторов.
Необходимо знать наличие каких именно признаков говорит о возникновении данного заболевания, чтобы не спутать его с другими болезнями. А при возникновении нескольких из них необходимо как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту.
- Источники
- Международная общественная организация “ДИТИНА З МАЙБУТНІМ”. – Признаки аутизма.
- Сургутская районная поликлиника. – “Дети дождя”. Что нужно знать об аутизме.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Автор статьи:
Фурманова Елена Александровна
Специальность: врач педиатр, инфекционист, аллерголог-иммунолог.
Общий стаж: 7 лет.
Образование: 2010, СибГМУ, педиатрический, педиатрия.
Другие статьи автора
Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками: