Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условии реализации фгос

Взаимодействие доо с родителями

Формы взаимодействия ДОУ и семьи

Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.

Беседа

Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.

Групповые консультации

Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.

Другие формы взаимодействия

Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка.

Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.

Совместные мероприятия

В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.

Родительский уголок, украшение группы

В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса.

Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.

Папки-передвижки

Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.

Больше интересного – на наших вебинарах!

  • Как оценить готовность ребенка к школе?
  • Как работать с цифровой образовательной средой МЭО?
  • Как помочь дошкольнику освоить функциональную грамотность?

Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!

Принять участие

Понятия взаимодействия, сотрудничества

взаимодействие сотрудничество педагог дошкольный

Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения.

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Семья и личность / Под ред. профессора Е.И.Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. — С.81.

Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Сотрудничество — это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, и которым следует искать позитивные способы и формы общения.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться через:

— приобщение родителей к педагогическому процессу;

— расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

— пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

— создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

— информационно-педагогические материалы;

— разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

— объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

— проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

— уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Следовательно, детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, — вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Там же. — С.81.

Система взаимодействия с родителями

В основе системы отношений ДОУ с родительским составом лежит информирование о результатах воспитательной работы в ходе организации родительских собраний. Встречи с родителями направлены и на привлечение их к общественной жизни детского сада.

Родителей знакомят с содержанием работы по физическому, психическому и социальному развитию ребенка, уведомляют о планировании спортивных и социокультурных мероприятий, прислушиваясь к их мнению и предложениям. В целях взаимодействия родителей и детского сада организуют Советы родителей. На базе такого объединения обсуждается подготовка к школе, задания для дошкольников.

Трудности установления продуктивного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников

Основными сложностями в установлении взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьями воспитанников являются:

  1. Отсутствие у родителей доверия к воспитательной работе ДОУ и деятельности педагогов. Некоторое время в обществе пропагандировалась точка зрения о том, что воспитание в детских садах не приносит никакой пользы развитию ребенка. Потому, родители и не стремятся прислушиваться к рекомендациям воспитателей в решении различных проблем семейного воспитания и не желают взаимодействовать с ними. Многие дети посещают ДОУ только по необходимости – работа родителей. Родители не контролируют освоение ребенком образовательной программы, не стремятся к этому и не обеспечивают регулярного посещения детьми ДОУ, участия ребенком во всех направлениях деятельности, предусмотренной образовательной программой;
  2. Проявление родителями равнодушного отношения к воспитательной деятельности ДОУ. Оно может быть связано с разными факторами: недостаточность педагогической компетентности родителей и непонимание ими воспитательных и образовательных задач, их целевого назначения; занятость родителей и отсутствие времени на участие в жизнедеятельности ДОУ, стиль семейного воспитания, связанный с уходом от своих родительских функций, неумение воспитателей мотивировать родителей к сотрудничеству, рационально разъяснить смысл сотрудничества для развития детской личности;
  3. Сформированная тенденция в обществе, связанная с развитием между педагогами ДОУ и родителями отношений противостояния. Обе стороны чувствуют себя оппонентами в воспитательной работе, не могут признать единую направленность своей воспитательной деятельности и взаимозависимость ее успешности от работы другой стороны;
  4. Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Они, в большинстве случаев, стремятся к изоляции ребенка от общества и считают невозможным полноценное воспитание и обучение ребенка, его вливание в социальную среду;
  5. Нежелание родителей воспринимать мир с позиции ребенка. Это приводит к необоснованным требованиям к его воспитанию, обучению и развитию к педагогам ДОУ и непониманию их линии воспитательной работы.

Таким образом, решение всех проблем и противоречий в установлении продуктивного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников, предполагает использование инновационных технологий построения этого взаимодействия, которые обеспечат выработку потребности родителей в участие в жизнедеятельности ДОУ, повышении своей педагогической компетентности, позволят воспитателям адекватно относится к запросам родителей и оказывать им помощь в решении актуальных проблем семейного воспитания.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие с родителями — полноправными участниками образовательного процесса — строится на основе определенных философских принципов.

  1. Переход от информационного сотрудничества к межличностному общению.
  2. Доброжелательность в процессе коммуникации.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Сотрудничество, но не наставничество.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями будет иметь высокую эффективность только при наличии:

  • общих целей и интересов;
  • согласия родителей на участие в жизни ДОУ;
  • готовности обеих сторон к обсуждению целей и задач воспитания;
  • возможностей для совместного планирования;
  • обратной связи;
  • обучающих методик для родителей;
  • анализа результатов взаимодействия.

Дошкольные образовательные учреждения ориентированы на систематическую работу по популяризации вариативных форм образования детей до школы. В рамках открытых уроков и семинаров специалисты ДОУ доводят до родителей информацию о новых приемах воспитания и развития ребенка черед разные виды образовательной деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: