Содержание
-
Слайд 1
Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Матова Ольга Викторовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №81» -
Слайд 2
Семья для ребенка-это источник общественного опыта , здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
( С.В. Глебова) -
Слайд 3
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышение.
-
Слайд 4
Принципы дошкольного образования:
П.1.2.Стандарт закрепляет принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации и детей
П 1.4. Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество Организации с семьей. Задачи дошкольного образования
П1.6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей )в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
П 1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушения их развития. -
Слайд 5
Цели проекта:
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье;
педагогическая помощь родителям воспитанников в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка. -
Слайд 6
Задачи проекта:
Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни детского сада.
Внедрение новых форм работы с семьёй, как фактора позитивного развития ребёнка.
Помочь родителям устранить недопонимание эмоциональных потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей. -
Слайд 7
Формы работы с родителями:
Традиционные формы работы с родителями:
1. Коллективные формы работы с родителями: Родительские собрания, круглые столы, субботники, присутствие родителей на открытых занятиях, экскурсии.
2. Индивидуальные формы работы с родителями:
Педагогические беседы, консультации.
3. Наглядно-информационные формы работы с родителями:
Папки-передвижки, стенды, видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотовыставки, выставки детских работ.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
1. Информационно- аналитические: проведение социологических опросов, анкетирование.
2. Досуговые формы работы: Совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах семейного творчества
3. Познавательные формы: Семейная гостиная, семинары-практикумы
4. Наглядно-информационные формы: Выпуск газет, информационные проспекты, организация дней открытых дверей. -
Слайд 8
-
Слайд 9
-
Слайд 10
-
Слайд 11
-
Слайд 12
Вот такую лягушку – болтушку сшила нам мама Димы М. для артикуляционной гимнастики
-
Слайд 13
Участие в НОД – мама Насти В. рассказала нам о коже и как правильно о ней заботиться.Опыт «чистые ли у нас руки?»
-
Слайд 14
«Улицы нашегогорода»
-
Слайд 15
К 70-летию Великой Победы мы с ребятами старшей группы решили оформить стенгазету. Накануне празднования Дня Победы мы попросили наших родителей найти в своих семейных альбомах фотографии прадедушек- участников Великой Отечественной войны. В тех семьях, в которых прадеды бывали на войне, охотно откликнулись на нашу просьбу. Родители поддержали нашу идею и оформили стенгазету.
Вечная память жертвам Великой Отечественной Войны! Вечная Слава героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины! -
Слайд 16
-
Слайд 17
-
Слайд 18
-
Слайд 19
-
Слайд 20
Результаты совместной деятельности:
у родителей –сформировались доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами;
активизировалась деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
родители стали больше участвовать в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, родителей.
Посмотреть все слайды
Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?
Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение «старой закалки» (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:
- помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
- внести предложение о проведении «родительского дня», когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
- описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
- регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний;
- узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.
Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.
Программа работы клуба
Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
- «Как подготовить ребёнка к школе»;
- «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
- «Развиваем память у дошкольников»;
- «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
- «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
- «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
- «Возрастные кризисы»;
- «Детские страхи»;
- «Капризы и упрямство»;
- «Ребёнок и компьютер»;
- «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
- «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
- Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
- Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
- Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
-
Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Трудности установления продуктивного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников
Основными сложностями в установлении взаимодействия между дошкольной образовательной организацией и семьями воспитанников являются:
- Отсутствие у родителей доверия к воспитательной работе ДОУ и деятельности педагогов. Некоторое время в обществе пропагандировалась точка зрения о том, что воспитание в детских садах не приносит никакой пользы развитию ребенка. Потому, родители и не стремятся прислушиваться к рекомендациям воспитателей в решении различных проблем семейного воспитания и не желают взаимодействовать с ними. Многие дети посещают ДОУ только по необходимости – работа родителей. Родители не контролируют освоение ребенком образовательной программы, не стремятся к этому и не обеспечивают регулярного посещения детьми ДОУ, участия ребенком во всех направлениях деятельности, предусмотренной образовательной программой;
- Проявление родителями равнодушного отношения к воспитательной деятельности ДОУ. Оно может быть связано с разными факторами: недостаточность педагогической компетентности родителей и непонимание ими воспитательных и образовательных задач, их целевого назначения; занятость родителей и отсутствие времени на участие в жизнедеятельности ДОУ, стиль семейного воспитания, связанный с уходом от своих родительских функций, неумение воспитателей мотивировать родителей к сотрудничеству, рационально разъяснить смысл сотрудничества для развития детской личности;
- Сформированная тенденция в обществе, связанная с развитием между педагогами ДОУ и родителями отношений противостояния. Обе стороны чувствуют себя оппонентами в воспитательной работе, не могут признать единую направленность своей воспитательной деятельности и взаимозависимость ее успешности от работы другой стороны;
- Сложности в установлении продуктивного взаимодействия с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии. Они, в большинстве случаев, стремятся к изоляции ребенка от общества и считают невозможным полноценное воспитание и обучение ребенка, его вливание в социальную среду;
- Нежелание родителей воспринимать мир с позиции ребенка. Это приводит к необоснованным требованиям к его воспитанию, обучению и развитию к педагогам ДОУ и непониманию их линии воспитательной работы.
Таким образом, решение всех проблем и противоречий в установлении продуктивного сотрудничества между ДОУ и семьями воспитанников, предполагает использование инновационных технологий построения этого взаимодействия, которые обеспечат выработку потребности родителей в участие в жизнедеятельности ДОУ, повышении своей педагогической компетентности, позволят воспитателям адекватно относится к запросам родителей и оказывать им помощь в решении актуальных проблем семейного воспитания.
Кто хочет, тот может…
Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным «мне некогда», «я не умею», «я не могу». Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.
Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде. Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада
Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.
План работы родительского комитета
Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности
При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию
В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.
Таблица: тематика заседаний родительского комитета
№ заседания | Содержание работы | Дата проведения |
1 |
|
Октябрь |
2 |
|
Декабрь |
3 |
|
Февраль |
4 |
|
Май |
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
Взаимодействие ДОУ и родителей оказывает благоприятное влияние не только на образовательный процесс, но и на адаптацию ребенка к новому окружению. В целях повышения интереса родителей к вопросам воспитания детский сад реализует различные виды информирования.
Беседа
Одной из наиболее результативных форм общения с родителями является индивидуальная беседа. Диалог о жизни ребенка в детском саду и за его пределами организуют для закрепления положительных отношений с семьей и получения информации о воспитаннике. Беседы практикуются ежедневно.
Групповые консультации
Отличные результаты показывает общение с родителями в формате групповых консультаций. Ценность такого взаимодействия выражается в предварительной проработке проблемных вопросов, регулярно поступающих от группы родителей, и подготовке специализированного ответа на них.
Другие формы взаимодействия
Дошкольный процесс образования предусматривает и такие формы информирования семьи, как круглые столы, консультации, устные журналы. Мероприятия для родителей могут проходить в формате интервью, принимать форму свободного или стандартизированного опроса. Так или иначе, основная цель этих форм коммуникации с родителями — получение ответов на вопросы по теме образовательного процесса или решение отдельных проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка.
Сотрудничество с родителями в ДОУ организуется и в целях повышения эффективности программ по обеспечению детской безопасности. Помимо информирования на занятиях с непосредственным участием дошкольников, важная информация по антитеррористическим мерам, пожарной и дорожной безопасности, профилактике детского травматизма доводится до сведения родителей.
Совместные мероприятия
В целях формирования доверительных отношений с родителями дошкольников в учреждениях могут быть организованы совместные походы в парки, музеи, театры, библиотеки. Практикуются и другие виды совместной деятельности — прогулки по территории ДОУ, уборка территории, высадка деревьев и цветов, оформление подарков и украшений, подготовка праздников. Взаимодействие с родителями осуществляется в процессе ремонта, очистки снега, выполнения других работ по благоустройству прилегающей территории.
Родительский уголок, украшение группы
В дошкольных образовательных учреждениях для взаимодействия с родителями используют визуальные каналы распространения информации. К примеру, родительский уголок, включающий в себя сведения о режиме дня, питании, особенностях образовательной программы и другие важные сообщения, связанные с реализацией образовательного процесса.
Специалисты заинтересованы в том, чтобы оформление группы в детском саду производилось совместно с родителями, впрочем, как и организация выставок детского творчества. Педагог приобщает семьи к участию в конкурсах, творческому оформлению окон, работ в разных техниках рукоделия. Этот способ не только сближает родителя и ребенка, позволяя родителю чувствовать себя участником образовательной деятельности, сотворчества, но и повышает уровень доверия к педагогу.
Папки-передвижки
Для передачи полезной информации по ответственному родительству воспитатели занимаются созданием папок-передвижек и рукописных журналов. В таком формате специалисты могут предоставлять родителям ценный теоретический и практический материал, направленный на расширение их знаний и умений в процессе воспитания детей.
Больше интересного – на наших вебинарах!
- Как оценить готовность ребенка к школе?
- Как работать с цифровой образовательной средой МЭО?
- Как помочь дошкольнику освоить функциональную грамотность?
Наши эксперты ответят на самые актуальные вопросы по дошкольному образованию. Присоединяйтесь!
Принять участие
Система взаимодействия с родителями
В основе системы отношений ДОУ с родительским составом лежит информирование о результатах воспитательной работы в ходе организации родительских собраний. Встречи с родителями направлены и на привлечение их к общественной жизни детского сада.
Родителей знакомят с содержанием работы по физическому, психическому и социальному развитию ребенка, уведомляют о планировании спортивных и социокультурных мероприятий, прислушиваясь к их мнению и предложениям. В целях взаимодействия родителей и детского сада организуют Советы родителей. На базе такого объединения обсуждается подготовка к школе, задания для дошкольников.
Особенности работы с социально неблагополучными семьями
Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.
Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог
Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом
Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком
В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди
Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй
Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.
Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников
В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.
Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.