Льготы и привилегии для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ребенок с овз: поступаем в школу, определяем индивидуальные программы, получаем документ об образовании

Образовательные программы и сроки обучения для детей с ОВЗ

Программы обучения для разных категорий «особенных» детей вариативные, они зависят от категории ребенка. В отдельных случаях доминантой при составлении учебного плана выступает не содержание обучения, а необходимые ребенку жизненные компетенции. Однако понижать академическую составляющую школа имеет право только для детей с нарушениями интеллекта. Перевести ребенка на другой вариант программ как более сложных, так и легких, возможно только на основании заключения ПМПК. Новое заключение потребуется и при переходе ребенка на новый уровень образования.

Обучение детей с тяжелыми нарушениями имеет ряд особенностей. Независимо от возраста, в котором ученик пришел в школу, обучение длится 13 лет и возраст выпускника может превышать 18-летний. Однако школа обязана реализовать всю образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС.

Как оформить статус ребенка с ОВЗ

Государство оказывает поддержку семьям, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, но чтобы претендовать на помощь, родителям или опекунам сперва необходимо узаконить статус “ребенка с ОВЗ”. Для этого потребуется:

  1. Сходить к лечащему врачу (обычно в поликлинику по месту постоянного проживания, к которой прикреплен пациент), попросить провести осмотр, подтвердить наличие определенного заболевания и выдать направление на прохождение врачебной комиссии.
  2. Пройти осмотр в назначенное специалистом время — в ходе медицинского освидетельствования будут зафиксированы все нарушения здоровья, которые препятствуют нормальному обучению ребенка (оформляется справка, в которой содержатся эти сведения).
  3. Получить статус ребенка с ОВЗ.

Можно пройти государственную психолого-медико-педагогическую комиссию, по итогам которой также будет выдана справка — но действует она только 12 месяцев и не дает права ни на какие привилегии со стороны региональных и государственных властей.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: разница понятий

Так чем ОВЗ отличается от инвалида и так ли существенно это различие? На самом деле, разница очень важна. Путаница в понятиях приводит не только к неверным цифрам в статистике, но и к тому, что программы образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ не учитывают особенности этих двух групп. В результате отсутствуют специальные условия, стандарты, которые бы позволили детям-инвалидам учиться наравне со здоровыми детьми.

Понятия инвалид и лицо с ОВЗ предполагают наличие существенной патологии или заболевания, которое ограничивает возможности человека. При этом разница между людьми с ОВЗ и инвалидами заключается только в одном — наличии или отсутствии официально установленной группы инвалидности. По сути, инвалид — это не только медицинское понятие, но и юридическое. Таким образом, ребенок-инвалид является лицом с ОВЗ, но не все дети с особенностями развития (ОВЗ) — инвалиды.

В сети можно встретить упоминание о еще одном отличии детей с ОВЗ и инвалидов — наличие умственной неполноценности при ОВЗ. Однако, такая точка зрения, хотя и имеет весомое подкрепление в виде статистики, абсолютно неверна. Конечно, по официальным данным 80% детей с ОВЗ имеют те или иные психические нарушения и чаще всего отстают в своем развитии. Но необходимо помнить, что в категорию ОВЗ попадают дети с нарушением речи, задержкой в развитии. Подобные отклонения сказываются на умственных способностях, но чаще всего поддаются коррекции. При этом такой диагноз — не основание для получения инвалидности.

Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Как можно заменить слово инвалид

Слово «инвалид» положено применять для обозначения людей с ограниченными возможностями здоровья, однако это слово, считается устаревшим и имеет негативные коннотации. Каким образом можно заменить это слово, чтобы обращаться к таким людям правильно и уважительно?

Для описания детей с ограниченными возможностями здоровья используют термин «дети с особыми образовательными потребностями» или «дети с особыми потребностями». Это более точное определение, которое учитывает как физические, так и психические диагнозы детей.

Также существует классификация ОВЗ — это обозначение «особые воспитательные потребности». ОВЗ объединяет разные категории детей, которые нуждаются в адаптированном и индивидуальном обучении.

Дети ОВЗ в детском саду

Еще совсем недавно в обычных садах группы ОВЗ не создавались и что это такое даже сейчас взрослые представляют слабо. Сейчас право на получение образования вместе со всеми строго защищается. Родитель может сам выбирать:

  • отдать свое чадо в специальную коррекционную группу или садик;
  • оставить в обычном классе;
  • перевести в группу к специалисту, который обучался принципам инклюзивного образования.

Последний вариант, когда происходит грамотная интеграция ребенка с нарушениями и здоровых детей, является предпочтительным. Для малышей создается безбарьерная образовательная среда. Они сосуществуют наравне с остальными, тем более что в дошкольном возрасте особенности здоровья заметны не так сильно, как в школе. Но постоянное психологическое, медицинское сопровождение существует. С его помощью можно увидеть, как дети адаптируются и влияют друг на друга. Обеспечить такую массовую работу в обычных группах, где воспитатель не имеет особенных знаний и навыков для работы с детьми с нарушениями, трудно.

Особенное внимание в педагогике уделяется:

Физическому воспитанию. Преподаватель по физкультуре разрабатывает индивидуальный план занятий, включающий в себя упражнения, которые не только доступны ребенку, но и могут скорректировать дефекты.
Познавательному интересу. Дети с нарушениями в развитии часто страдают поведенческими отклонениями. Они слишком заторможены или, наоборот, чрезмерно активны, а потому упускают познавательные процессы. Воспитатель выстраивает взаимоотношения с малышом таким образом, чтобы стимулировать интерес к познанию окружающего мира.
Социальной коммуникации. Даже самый маленький воспитанник с ограниченными возможностями отличается низкой самооценкой и проблемами в общении

Педагог уделяет дополнительное внимание развитию обычных социальных навыков, взаимодействию с другими ребятами, в результате чего у воспитанников формируется устойчивая уверенность в себе.

Оценка успеваемости и документ об образовании: нюансы

Оценка успеваемости детей с ОВЗ отличается от общеобразовательных стандартов. В инклюзивном образовании существует безоценочный период, когда педагог определяет только усвоение или не усвоение материала у ученика.

Категория учащегося определяет и формат документа об общем образовании. Аттестат об образовании получают все дети с ОВЗ. Исключение составляют лишь дети с нарушением интеллекта: таким выпускникам выдают свидетельство об обучении. Документ дает право пройти профессиональную подготовку по определенным специальностям с углубленным изучением отдельных учебных предметов и предметных областей.

«Обеспечить доступность и качество образования для детей с ОВЗ – непростая задача и для родителей, и для педагогов, и для руководства школ. При работе с такими детьми учителя должны заниматься повышением квалификации, обучаться нужным методикам и подходам. Директора школ – знать все последние изменения законодательной базы в области «особого» детства, разработать необходимые локальные нормативно-правовые акты, провести систему организационных и методических изменений в школе. Родители же должны четко знать и отстаивать права своего ребенка на образование», – подчеркнула Ольга Егупова.

Комбинированные группы ОВЗ

Чтобы дети с ограничениями по здоровью ощущали себя частью общества, укрепляли уверенность в своих силах и легче социализировались, применяется инклюзия — формирование класса учеников, только часть которых имеет проблемы со здоровьем. Если заболевание ребенка позволяет ему обучаться со здоровыми детьми и не мешает сверстникам получению образования, целесообразно рассматривать именно такой тип обучения, а не отдавать ребенка в коррекционную школу.

Условием инклюзивного обучения является переподготовка преподавателей — они должны уметь находить общий язык не только со здоровыми детьми, но и с учениками, имеющими проблемы физического или психического характера. Такие дети сложнее идут на контакт из-за закомплексованности и низкой самооценки.

Организация инклюзивного образования требует некоторой подготовки от каждого участника образовательного процесса:

Министерство образования разрабатывает программу обучения, предполагающую такой темп и интенсивность получения знаний, которые были бы комфортны для всех детей (вне зависимости от того, здоровы они или имеют ограничения по здоровью);
учителя придерживаются индивидуального плана развития каждого ученика и в обязательном порядке контролируют результаты обучения, при необходимости корректируя интенсивность преподавания;
медицинские специалисты проводят совместное обучение (каждый ученик получает внимание от логопеда, дефектолога и психолога);
родители детей с ОВЗ принимают активное участие в образовательной жизни ребенка (поощряют, помогают делать домашние задания, объясняют важность обучения), а родители здоровых учеников учат своих детей быть терпимыми к особенностям их друзей.

Что понимается под “ограниченными возможностями здоровья” (ОВЗ)

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как “ограничения возможностей здоровья”. Применяется данное понятие в случаях, когда у ребенка наблюдаются любые по продолжительности сбои в работе систем организма, из-за которых он не может полноценно развиваться, обучаться и проявлять свои способности. Нарушения здоровья медики подразделяют на:

  1. Физические недостатки.
  2. Психические аномалии.
  3. Сенсорные нарушения.

В зависимости от того, на протяжении какого периода времени ребенок испытывает дискомфорт от выявленных у него проблем со здоровьем, ОВЗ подразделяют на 2 группы:

Временные (ограничения, которые не являются хроническими — это могут быть различного рода травмы, переломы).

Постоянные (такие ограничения, как правило, являются врожденными и не проходят со временем — ребенку приходится отказаться от привычного для здоровых сверстников образа жизни и адаптироваться к жизни с принятием во внимание особенностей своего организма).

Детям с постоянными ОВЗ сложнее. И если дефект врожденный, родители проводят психологическую работу с малышами с самого их появления на свет. В дальнейшем ребенка передают на дошкольную подготовку для того, чтобы он мог адаптироваться среди здоровые детей и не чувствовать себя “особенным”. Возможно также и инклюзивное обучение, когда, несмотря на проблемы со здоровьем, ребенка отдают в обычную общеобразовательную школу, чтобы он воспринимал себя “не хуже других” и не зацикливался на своих недостатках. Если же заболевание серьезное и не позволяет учиться с другими детьми, организуется индивидуальное обучение на дому.

Ребенок с непроходящей проблемой со здоровьем сложнее познает мир и идет на контакт, в силу особого к нему отношения со стороны взрослых и сверстников, у него развиваются такие черты как:

  • постоянная (порой беспричинная) тревожность;
  • неуверенность к себе и своих силах;
  • низкая самооценка (хотя, в некоторых случаях у ребенка развивается завышенная самооценка из-за того, с каким восторгом воспринимают родители любые маленькие достижения своего чада).

Работа медицинского работника и педагога с особенным ребенком выстраивается в соответствии с категорией, к которой его относят специалисты:

Особенности здоровья ребенка Работа, проводимая с ребенком

1

Нарушения двигательного характера (ребенок в инвалидной коляске) Предписывается заботливое отношение, спокойная психологическая атмосфера, отсутствие угнетений со стороны сверстников. При этом рекомендуется все же обучение в обычной общеобразовательной школе, поскольку ребенок-колясочник может успешно обучаться в группе по общей программе.
2 Сенсорные нарушения (проблемы со зрением, слухом и др.)

Педагогу не обойтись без специальных приспособлений и умений, у учителя должна быть соответствующая проф. подготовка. Детям с нарушениями слуха преподают с использованием языка жестов, при аномалиях зрения осваивается сначала шрифт Брайля.

3

Сбои систем организма (проблемы сердца, легких и др.)

Ребенка помещают в общеобразовательную школу, но при этом оказывают ему плановую медицинскую помощь. Ребенок с подобными заболеваниями способен обучаться вместе с здоровыми сверстниками без вреда для себя и других.

4 Психические отклонения (нарушение мышления, речи, памяти и др.)

Главной задачей обучения становится развитие способности выполнять повседневные бытовые задачи и простейшие функции, чтобы обходиться в будущем без помощи других людей. Подбирается такой темп обучения, который был бы комфортен для ребенка. Школьные предметы (обычно просто речь, письмо и чтение) преподаются по специально разработанной коррекционной программе.

Образовательные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Законы и международные стандарты признают право всех детей на образование, вне зависимости от их способностей или состояния здоровья. В целях обеспечения равных возможностей для всех детей, существуют различные образовательные программы и меры поддержки.

Инклюзивное образование

Одной из важных стратегий в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование. Это подход, который предполагает включение всех детей в общую образовательную среду. Основной принцип инклюзивного образования заключается в том, чтобы предоставить детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности для обучения и развития вместе с их сверстниками без ограничений.

Развитие инклюзивного образования требует не только создания доступной и адаптированной среды, но и обучения педагогов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Обучение педагогов включает усвоение специальных методик обучения и поддержки, а также принципов инклюзивного образования.

Индивидуальные образовательные программы

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют дополнительных мер поддержки, могут разрабатываться индивидуальные образовательные программы (ИОП). ИОП предоставляются с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка и определяют специальные условия обучения, дополнительные опорные мероприятия и ресурсы, необходимые для успешной учебы.

ИОП разрабатываются совместно с родителями и педагогами, и они обязательны для исполнения образовательными учреждениями. Цель ИОП — обеспечить максимально благоприятные условия для учебы детей с ограниченными возможностями здоровья и создать возможность для полноценного участия в образовательном процессе.

Ресурсные классы и специальные школы

Для детей с более сложными ограничениями, которым требуется более специфическая поддержка, могут быть созданы ресурсные классы или специальные школы. Ресурсные классы предоставляют дополнительные специалисты, таких как педагоги-дефектологи или специалисты по реабилитации, которые работают с детьми в малых группах или индивидуально.

Специальные школы, с другой стороны, предоставляют полноценную образовательную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья. В специальных школах работают специально обученные педагоги и сотрудники, которые обеспечивают индивидуальное обучение и специализированную поддержку, соответствующую потребностям детей.

Ресурсные классы и специальные школы являются важным компонентом системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя индивидуальные и специализированные услуги для учащихся.

Вывод

Образовательные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья разнообразны и направлены на обеспечение равных возможностей для обучения и развития всех детей. Инклюзивное образование, индивидуальные образовательные программы, а также ресурсные классы и специальные школы — все это предоставляет детям с ограниченными возможностями здоровья необходимую поддержку и условия для успешной учебы и полноценной жизни.

Виды ограничений

Диагноз “ОВЗ” порой вызывает у родителей и окружающих людей настоящую панику. Им на ум сразу приходит «овощ», который не в состоянии сам себя обслужить, не способный взаимодействовать с окружающей действительностью. Порой даже опытные педагоги отказываются от работы с такими «трудными» воспитанниками.

Но вопреки общераспространенному убеждению, наличие данного диагноза – не повод браться за голову и избегать общения с представителями той или иной категории детей с ОВЗ.

Классификация детей с ограниченными возможностями позволяет выделить следующие группы:

  • с нарушением слуховой функции;
  • с проблемами нарушения зрения;
  • с болезнями опорно-двигательного аппарата;
  • с трудностями в плане психического развития, умственной отсталости;
  • с поведенческими негативными реакциями;
  • с сочетанными патологиями.

Характеристики деток с ОВЗ во многом зависят от ряда показателей, из которых определяющую роль играет непосредственно сам дефект, ведь от него зависит дальнейшая жизнь больного. Для каждой из этих групп система предусматривает специальные обучающие схемы. В итоге, малыш может избавиться от дефекта или хотя бы уменьшить его проявления.

Зачастую детки, страдающие от подобных недугов, воспринимают информацию намного лучше, нежели их здоровые сверстники. Как показывает практика, умственные способности таких индивидуумов превосходят навыки и знания обычных школьников вдвое и более, ведь они много читают, стремятся развивать в себе таланты, а в связи с ограничением в одних сферах они концентрируются на других и добиваются в них колоссального результата.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды в чем различие

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи.

Ищет и находит новые возможности восстановить социальный статус и роль. Безусловно, порой это требует не только физических, но и материальных затрат.

Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социальной защитной деятельности.

Итак, как видно из описанного, разница между инвалидом и человеком ОФВ – это всего лишь проявление человеком себя.

Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социальной защитной деятельности.

МСЭ выдает справку об инвалидности (оригинал справки об инвалидности хранится у родителей) и индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА).

В настоящее время наиболее распространено понимание свободы личности как возможности выбора. Рассматривая свободу выбора личности в обществе, следует заметить, что «подлинно свободным обществом будет не то, у которого шире диапазон возможностей выбора, а то, в котором все граждане могут выбирать из этого ничем более не ограничиваемого диапазона» .

Какие диагнозы относятся к ОВЗ

Термин «ОВЗ» обозначает «Общее недоразвитие речи». К данной группе диагнозов относятся различные нарушения развития и функционирования речи у детей. ОВЗ могут быть обусловлены различными причинами, такими как нарушения слуха, интеллектуальные трудности, расстройства нейрологического характера и другие факторы, которые влияют на развитие навыков речи и коммуникации.

Диагнозы, которые могут относиться к ОВЗ, могут быть разнообразны и варьироваться от случая к случаю. К таким диагнозам относятся, например, дизартрия – нарушение артикуляции звуков речи; алалия – отсутствие или ограниченность речи из-за нейрологических проблем; заикание – повторение, задержка или заблуждение в произношении звуков; позднее начало говорения – отсутствие или задержка появления речи после определенного возраста и другие.

Такие диагнозы считаются ОВЗ, когда они влияют на способность человека к общению и взаимодействию с окружающим миром с помощью речи. Дети с такими диагнозами часто нуждаются в специальной помощи и поддержке для развития своих коммуникативных навыков.

Термин «инвалид» не всегда правильно использовать для обозначения детей с ОВЗ. Это слово зачастую ассоциируется с физическими ограничениями, которых у детей с ОВЗ может не быть. Более правильно и точно называть таких детей «детьми с ОВЗ» или «детьми с общим недоразвитием речи»

Такой подход позволяет обратить внимание на специфические потребности и возможности этих детей и снять стигматизацию, связанную с понятием «инвалид»

Для получения такого диагноза ОВЗ человек должен обратиться к специалистам, таким как логопед, психолог, невролог или педиатр, которые проведут специальное обследование и поставят правильный диагноз. Это позволит определить, какие методы и подходы будут наиболее эффективны для работы с ребенком и помочь ему преодолеть трудности, связанные с ОВЗ.

Основные права детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои основные права, которые гарантируют им равные возможности в обществе

Важно знать и уважать эти права, чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями полноценное развитие и участие в жизни общества. Вот основные права, которыми должны обладать дети с ограниченными возможностями здоровья:

  1. Право на равное достоинство: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на равное достоинство и недискриминацию. Общество не должно исключать их из различных сфер жизни и обеспечивать равный доступ к образованию, здравоохранению и культурным мероприятиям.
  2. Право на образование: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на полноценное образование. Общественные и образовательные учреждения должны быть доступны для таких детей, а учебные программы и методы обучения должны быть адаптированы к их потребностям.
  3. Право на здоровье и медицинскую помощь: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на доступ к медицинской помощи и услугам реабилитации. Они должны получать подходящее лечение и поддержку для своего физического и психического здоровья.
  4. Право на защиту и безопасность: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на защиту от насилия, жестокого обращения и эксплуатации. Общество должно предоставлять им защиту и создавать безопасную среду для их развития.
  5. Право на участие: дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на участие в принятии решений, которые касаются их жизни. Общество должно слушать и учитывать мнение этих детей во всех вопросах, которые затрагивают их интересы и жизненные условия.

Эти права должны быть гарантированы и защищены государством, обществом и родителями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют такие же права, как и другие дети, и их участие в жизни общества должно быть активно поддерживаемым и поощряемым. Реализация этих прав обеспечит создание инклюзивного и равноправного общества для всех детей.

Кто утверждает статус ОВЗ?

Статус ОВЗ даёт ПМПК (психолого медико педагогическая комиссия). Для того, чтобы получить преимущества в обучении, которые даёт этот статус, требуется заключением медиков и педагогов. Лучше заручиться справкой от лечащего врача и характеристикой из детского сада или школы, потому что на ПМПК специалисты будут видеть вашего ребёнка в первый раз и многое может ускользнуть от их внимания.

Специалисты комиссии рассмотрят навыки и умения ребёнка на предмет соответствия возрасту, его способность восприятия окружающего мира и констатирования со взрослыми и сверстниками. По правилам, участию в ПМПК должно предшествовать педагогическое, психологическое и медицинское наблюдение.

Какие органы занимаются выдачей статуса: где обратиться

Выдачей статуса ограниченно-действительного здоровья (ОВЗ) занимаются следующие органы и учреждения:

1. Медицинское учреждение, включая:

  • территориальное отделение Федеральной службы государственной статистики
  • территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
  • Главное управление Росздравнадзора по Москве и Московской области
  • ратуральное управление Росздравнадзора по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

2. Комиссии по медико-социальной экспертизе:

  • федеральные казенные учреждения, включая Межрегиональные экспертно-консультационные бюро
  • региональные казенные учреждения
  • учреждения, подведомственные установленным органам

3. Поликлиники и медицинские центры:

  • государственные учреждения
  • частные учреждения
  • общественные организации

Если ребенку требуется получить статус ОВЗ, родителям или законным представителям необходимо обратиться в указанные органы или учреждения, предоставив необходимые документы и прошедший медико-социальную экспертизу.

Как получить статус ребенка с ОВЗ?

Государство защищает особенных детей, поэтому получение статуса дает массу преимуществ. Каждому родителю морально тяжело документально подтверждать неполноценность своего ребенка, но при этом такой статус значительно облегчит ему жизнь.

Для того чтобы оформить статус ОВЗ и назначить корректную программу обучения, родителям потребуется сделать несколько шагов:

  • пройти консультацию профильного врача и получить направление;
  • собрать соответствующий пакет документов;
  • пройти ПМПК;
  • оформить заключение;
  • известить школу о полученном статусе и новых требованиях к организации ученого процесса.

Родители сами принимают решение об оформлении статуса. Они не обязаны этого делать, но в случае отказа от оформления ОВЗ они будут обязаны обеспечить нормальное обязательное обучение в общеобразовательной школе.

Если же статус получен, то, наоборот, школа обязана обеспечить ему максимальную поддержку (как в учебе, так и в оценивании знаний). Например, при сдаче экзаменов:

  • ученик сам выбирает методику сдачи ОГЭ и ЕГЭ
  • школа обязана предоставить ему условия – не больше 12 человек в аудитории, помощь в прочтении, написании, перемещении и т.д.;
  • дежурит медицинский работник;
  • удлиняется время на ответы.

Во время обычной учебы школьникам предоставляются бесплатные обеды, им помогают дополнительные педагоги, а их учебная программа рассчитана на физиологические и психологические особенности.

Статья в тему: Симптомы, причины и диагностика ЗПР. Признаки ЗПР у детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: