Развитие ребёнка с помощью методики монтессори

Конспект НОД ФЦКМ во второй младшей группе на тему «Папин праздник»

Моисеенко М.В.

воспитатель ВКК, МБДОУ №7

г. Барабинска, Новосибирской области

Конспект НОД ФЦКМ во второй младшей группе

на тему «Папин праздник».

Цель

: познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества.

Задачи

— познакомить детей с праздником, посвященным Дню Защитника Отечества;

— формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины);

— воспитывать любовь к Родине.

Оборудование

: фото отцов воспитанников из Армии, сундучок с предметами: половник, зеркало, молоток,

Виды деятельности:

игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие фольклора, двигательная.

Предварительная работа:

беседа «Наша Армия», рассматривание иллюстраций военной формы, техники.

Ход НОД

— Ребята, сегодня нам на почту пришло письмо. Откроем его? (открываю, развешиваю фото пап детей в военной форме, дети рассматривают портреты)

. Ребята, вы узнали кто это?(ответы детей) — А что это на ваших папах надето? (форма)

— А как вы думаете, где носят такую форму?(в Армии)

— Ребята, как вы думаете, зачем нужна Армия? (чтобы защищать Родину)

— Скоро 23 февраля – День защитника Отечества. День, когда мы будем поздравлять наших пап, дедушек и прадедушек. Когда они были молодыми, тоже служили в Армии.

— Давайте мы с вами представим, что мы тоже в Армии и будем маршировать.

Физминутка.

Звучит музыка, дети маршируют за воспитателем и приходят в угол комнаты, где стоит «Волшебный сундучок»)

Мы идем походкой бравой Ножкой левой, ножкой правой Очень-очень далеко, Дружно, весело легко!

День пригожий! Красота! Ждут в пути нас чудеса! К ним придём походкой бравой Ножкой левой, ножкой правой.

— Ребята, чтобы служить в Армии нужно быть сильным, быстрым и ловким. Как вы думаете, а ваши папы смелые, ловкие, сильные? (ответы детей)

— Ребята, а что ваши папы умеют делать?(забивать гвозди, водить машину и т. д.)

— Посмотрите, что это там в углу? (дети замечают сундук)

Игровая мотивация «Волшебный сундучок»

Дети открывают сундучок в котором лежат различные предметы. Предлагается поиграть и разложить все эти предметы на два стола. На один стол кладутся предметы, которыми пользуется мама, а на другой те предметы, которыми пользуется папа.

— В какие игры играют с вами папы? (футбол, читают книги, играют с машинками.)

— А чем еще интересно заниматься с папой? (гулять в парке, кататься на машине, ездить на рыбалку и т.д.)

— Ребята, какие у вас хорошие папы, они вас очень любят.

Дидактическая игра «Доброе словечко»

Системный комментарий

Ключевое слово Монтессори-педагогики — свобода. Свобода выбора своего пути, начиная с раннего возраста. Свобода образованного, мыслящего человека, который отвечает за свои поступки. Свобода личности, осознающей и уважающей свободу других людей.

Благая и прекрасная цель. Однако мы знаем, что дети рождаются изначально с разными возможностями и способностями, жизненными устремлениями. И понимание, ценность свободы для каждого человека будет различной.

Не для всех свобода в концепции известного педагога, психолога Марии Монтессори будет составлять счастье. Так, например, анальные дети будут впадать в ступор от огромного выбора возможных занятий при отсутствии поддержки, направления со стороны старших. А уретральные будут теми самыми сорвиголовами, которые будут выдергивать всех из «освоения мира» в игры, взаимодействие в группе. Система раннего развития детей по Марии Монтессори не учитывает этого.

С базовой установкой порядка происходит то же самое: разные дети относятся к порядку по-разному. Это для анальных ребятишек важна привычная последовательность событий, как и чистота, незыблемость бытовых ритуалов.

Именно анальный малыш будет артачиться, если его одевать не в привычном порядке или кормить не в привычном режиме. А вот кожный ребенок быстро приспосабливается к переменам, даже рад им. Ему наскучивает одно и то же, день за днем. Его изобретательный, гибкий ум требует новых способов, новых впечатлений.

«Подготовленная среда» для всех — это своеобразная рулетка, игра «угадаем — не угадаем». Кожному малышу, безусловно, понравится заниматься в комнате, разделенной на зоны, самостоятельно — он инициативен, активен, подвижен, любит интересное, новое, практичное. Особенно его привлекают упражнения на логику, физические упражнения.

Обеспечить ребенку наилучшее развитие его природных свойств можно, только если знать эти его свойства, тогда лишь можно создать благоприятную среду развития для конкретного малыша.

Проблемными точками педагогики Монтессори является и разработанная ею периодизация. В возрасте от пяти до шести лет не заканчивается развитие потенциала ребенка — происходит первичное половое созревание, первобытный атавизм, оставшийся нам в наследство от предков. Врожденные свойства ребенка можно и нужно развивать вплоть до окончания пубертата, то есть до 12–15 лет.

Кроме того, в раннем возрасте детей наиболее актуальной задачей является вовсе не интеллектуальное развитие, а социализация, ранжирование ребенка в коллективе сверстников. В разновозрастной группе предоставленный самому себе ребенок этой задачи не решает.

Спонтанные игры детей помогают им в оптимальной для них форме усваивать образцы взрослого поведения.

Из плюсов данной методики можно отметить отсутствие принуждения к конкретному виду игровой деятельности, когда ребенок может заниматься тем, что ему точно нравится. Анальный ребенок будет копаться в горшочке с землей и лепить из пластилина, кожный пересчитывать палочки и конструировать, звуковые и зрительные дети пойдут в космический уголок.

При всех своих плюсах и минусах методика Марии Монтессори работает не для всех детей и не может решить главных возрастных задач, стоящих перед детьми до 5 лет, — активной социализации и адаптации своих свойств в коллективе себе подобных. А потому применять ее можно в дополнение к основным занятиям в садике, но никак не как единственную методику.

Корректор: Веронника Бриггида

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Знакомство с грамотой и математикой – интересные занятия по монтессори для детей 3 лет

Если малыш уже начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, представленные ниже игры могут стать отличным началом для освоения грамоты.

  • Создайте мешочки с буквами и цифрами, наполненные крупой и другими наполнителями. С помощью этих мешочков можно будет искать первые буквы в словах и придумывать разные игры, знакомящие ребенка с фонетикой,
  • Сделайте пару комплектов карточек с буквами и цифрами и используйте задания на подбор пар,
  • Для обучения письму могут пригодиться многоразовые контуры букв, их можно обводить пальчиковыми красками, пластилином и, когда рука будет готова, ручкой,
  • Можно сделать также изображения букв и цифр с шершавой поверхностью: это можно сделать с помощью клея и песка. Так ребенок быстрее запомнить очертания символов,
  • Для обучения счету отлично подходят наборы, где к каждой цифре можно подобрать нужное количество предметов или точек. Это необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал смысл цифр

Философия метода Монтессори

Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.

Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:

Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).

Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.

Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?

Занятие «Пересыпание риса» ( от 2,5 до 5 лет )


Цели упражнения:

развитие мускульной координации, умение аккуратно переливать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах.

Вам понадобится:

небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола.

Презентация:

  • поместите все перечисленные предметы на стол, а затем назовите их и действия с ними ( «стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д. );
  • одной рукой аккуратно возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; а теперь пусть ребенок поработает сам – постепенно все получится.

Когда ваш малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно уже будет переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому наливать себе молока или сока из кувшина в стакан.

Конспекты занятий. Все конспекты — Технологическая карта «Гуси-лебеди» для детей 3–4 лет

Публикация «Технологическая карта «Гуси-лебеди» для детей 3–4…» Технологическая карта занятия Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Тема занятия: «Гуси-лебеди». Возрастная группа: вторая младшая группа. Цель занятия: создать условия для…

Конспект открытого занятия «Знакомство с матрешкой» в первой группе раннего возраста Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой

Задачи: Вызвать у детей интерес к новой игрушке; развивать внимание, речь детей; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Материал: Матрешка, грузовик игрушечный, песня Мы – матрешки, звук машины

Ход:…

Конспект занятия по развитию речи для детей от 4 лет до 5 лет в форме квест-игры «Спасение сказочных героев» Конспект занятия по развитию речи для детей от 4 лет до 5 лет Квест – игра «Спасение сказочных героев». Цель: развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Задачи. Образовательные: • учить узнавать сказку по…

Монтессори занятия на развитие чувства порядка для детей 2-3 лет

Такие упражнения помогают малышу понять принципы, по которым существует наш мир, в основном здесь мы работаем над сортировками и классификациями.

Подбери пару – Монтессори занятия для 2 3 лет

Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:

  • Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
  • Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий и т.д.)
  • Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры),
  • Используйте специальные Монтессори материалы для 2 лет и старше

Сортировки – усложненные Монтессори игры для детей от 2 лет

Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.

  • Разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
  • Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
  • Разберите по форме, цветам или количеству дырочек шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая есть!),
  • Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
  • Предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
  • Отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее

Установление последовательностей Монтессори для ребенка 3 лет и младше

  • Разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
  • Используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
  • Разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик

Занятие «Коробочка с образцами тканей» ( от 2,5 до 5 лет )

Цели упражнения:

развитие и уточнение тактильных ощущений.

Вам понадобится:

небольшая коробочка, в которую нужно заранее положить по паре кусочков каждой ткани различной текстуры 9 например, шелк, хлопок, шерсть, мохер, жаккард, лен и т.п. ).

Презентация:

  • покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих между собой по текстуре;
  • быстро перемешайте их и попросите малыша найти пары, ощупывая их руками ( и не подглядывая! );
  • когда малыш наконец-то поймет смысл упражнения. Постепенно добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка делать то же самое с завязанными глазами.

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей

Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

Развитие органов чувств с помощью Монтессори занятий в 2 года и старше

  • Соберите в непрозрачном мешочке предметы разных размеров, форм и текстур и предложите малышу на ощупь узнавать их,
  • Обзаведитесь музыкальными инструментами и звуковыми цилиндрами Монтессори: научить малыша чувствовать ритм и высоту звука, предложите подобрать пары, распределите звуки по порядку,
  • Прекрасным упражнением на развитие зрительных анализаторов будет свободная работа детей с материалами для творчества: гуашь, пальчиковые краски, акварель, цветной песок, пластилин,
  • Иногда в магазинах для детей можно найти слаймы и всевозможные желе, их тоже можно использовать для разнообразия сенсорного опыта

Его Величество Ребенок

Единственный и неповторимый в своем роде, имеющий право на индивидуальную программу обучения, ребенок сам выбирает для себя — чем, как и когда ему заниматься в развивающей среде. Педагогика Монтессори предоставляет каждому карапузу безграничную свободу — свободу выбора. Он самостоятельно должен определиться, что хочет делать: завязать шнурки, посадить цветок или заняться счетом. Речь идет о раннем возрасте ребенка. Система Монтессори сосредоточена на свободном развитии основных навыков у малыша.

Считается, что дети сами усваивают принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому малыши не шумят, не балуются, чтобы не мешать другим, убирают материалы для занятий на место, вытирают грязь.

Ребенок — это центр Вселенной для родителей. Он от природы наделен безграничными возможностями, и задача взрослых — обеспечить ему максимально комфортную среду для их развития.

Мария Монтессори убеждала, что все дети от рождения успешны и талантливы, но не все оказываются в условиях, стимулирующих их развитие, позволяющих раскрыть заложенный природой потенциал.

В возрастной периодизации детского развития, разработанной итальянским педагогом, сенсорное развитие ребенка длится от рождения до пяти с половиной лет. Это период наиболее продуктивный для впитывания малышом разного рода информации. Более того, педагог считала, что «дверцы восприятия» в определенный момент закрываются и шанс развить способности утрачивается.

Как проходят занятия

Мария Монтессори разработала систему обучения детей, при которой в одной группе занимаются ребята разного возраста, как в многодетной семье, причем «старожилы» школы учат новичков. Дети сами обучают друг друга.

Учитель же выступает в роли наблюдателя. Он принимает ребенка таким, каков он есть, позволяя ему проявлять свои индивидуальные особенности и развиваться в собственном ритме. В методике раннего развития детей Монтессори нет понятий возрастных норм, четко прописанных требований к ребенку, что он должен уметь и знать.

Надо отметить, что в классическом варианте Монтессори-обучения не предусматриваются детские игры. Они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребенка.

За что ругают Монтессори-педагогику

Методика Марии Монтессори не развивает правое полушарие ребенка, отвечающее за творчество и познание мира в целом. Не уделяется должного внимания детским играм, рисованию — это расценивается в системе Монтессори как уход ребенка в мир фантазий, что вредно для его психики. На воспитание чувств сострадания, сопереживания через чтение литературы не делается никакого акцента.

Главным считается научить ребенка тому, что ему пригодится в реальной жизни, что принесет ему ощутимую пользу.

Оппоненты данной методики замечают, что не всем детям подходит подобное обучение: дети, склонные к аутизму, еще больше замыкаются в себе, а гиперактивные ребята нарушают весь процесс обучения, мешают другим детям, вызывают своим поведением недовольство воспитателей.

Основным недостатком педагогики Монтессори считается то, что дети не научаются работать совместно, не вырабатывают усидчивости, дисциплинированности, послушания, требующихся в традиционной классно-урочной системе.

Для ребенка, посещавшего детский сад, где воспитатели воплощали идеи Марии Монтессори в жизнь, начальная школа оказывается настоящим шоком. Он не привык, чтобы его обучали, воспитывали, чтобы с него требовали, чтобы его оценивали.

Раньше он сам выбирал, чем он хочет заниматься, в какой форме и когда — без четких рамок и ограничений. Он сам оценивал свою деятельность, находил и исправлял ошибки.

Следует отметить, что с внедрением стандартов второго поколения в российские начальные школы ничего в этом смысле не изменилось — роль педагога остается главенствующей, занятия проходят в режиме 45 минут и за партой, а образовательные программы нацелены на конкретные результаты (овладение знаниями, умениями, навыками, выработкой компетенций). Это прямо противоположно тому, к чему привык ребенок в группах по Монтессори. Развитие в них проходит в свободной обстановке, и приноровиться к дисциплине в школе будет непросто.

Занятие «Сияющие ботинки» ( от 3 до 5 лет )

Цели упражнения:

научить ребенка заботиться о себе и обязательно доводить начатую работу до конца, развить у него координацию и сноровку.

Вам понадобится:

газета, пара ботинок, крем для чистки обуви, щетка и тряпка.

Презентация:

  • расстелите газету на полу;
  • специальной щеткой тщательно удалите грязь с ботинок;
  • держа левой рукой ботинок, правой нанесите крем, повторите то же самое с другим ботинком;
  • дайте высохнуть крему на ботинках. В это время аккуратно закройте крышку на креме;
  • тряпкой отполируйте ботинки до блеска; теперь предоставьте малышу возможность самому позаботиться о своей обуви.

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Монтессори занятия на развитие мелкой моторики для 2-3 лет

Маленькие ручки ещё не слушаются так хорошо, как у взрослых, а ведь координация пальчиков – это залог развития мозга

Именно поэтому мелкой моторике уделяется огромное внимание в дошкольной педагогике

Простые шнуровки – отличное занятие по методике Монтессори для детей от 2 лет

  • Родители купили новые ботинки? Сперва предложите малышу разобраться со шнуровкой. Детские ботинки могут быть слишком маленькими для знакомства со шнурками, поэтому ботинки старших могут помочь,
  • Можно приобрести красивый Монтессори набор для освоения шнуровки,
  • Сделайте бусы или браслет из шнурка и крупных деревянных бусин,
  • Освойте вместе с малышом ткацкое ремесло: сплетите коврик из крупных лоскутов, а может у вас хватит терпения и на целую сумку,

Выводы

Методика Монтессори для детей от 2 лет предлагает огромный выбор активностей и позволяет подстраиваться под интересы и характер каждого ребенка. Для гармоничного развития малыша старайтесь предлагать ребенку занятия из разных блоков, а также следите, чтобы у ребенка всегда был выбор, чем заняться.

Любые предложенные здесь задания можно адаптировать под любого малыша. Активному непоседе можно предложить обежать весь двор в поисках предметов на карточках, а медлительному домоседу время от времени можно облегчить задачу и принести материалы в корзинке. Любителю техники будет интереснее находить пары для машинок разных цветов, а любитель живой природы с удовольствием поработает над сортировкой изображений с животными и растениями.

Всегда следите за удовлетворённостью ребенка и никогда не заставляйте выполнять задания. Только благодаря внутренней мотивации когнитивное и эмоциональное развитие ребенка будет складываться благополучно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: