Слайд 4Цель и задачи учебного курсаОпределяющей целью является: формирование у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья способности к успешной социализации и адаптации в обществе.Использование технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивает выполнение следующих основных задач:развитие личности школьника, его творческих способностей;развитие интереса к учению;воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;поддержание индивидуальности ребенка.
Особенности обучения чтению и письму детей с ОВЗ в начальной школе
Особенности обучения чтению и письму детей с ОВЗ
в начальной школе
Знание и понимание, что вокруг есть люди с разным цветом кожи, пишущие левой рукой, без рук — ног, плохо видящие или слышащие, иначе познающие и воспринимающие окружающий мир — это чрезвычайно полезное знание.
Без умения вычислять скорость двух вышедших навстречу друг другу поездов и решать квадратные уравнения можно прожить. А дефицит социальных и коммуникативных навыков может привести к трагедии в дальнейшей жизни. Научиться этому можно только в обычной школе.
Медленный темп развития психических процессов выражается в незрелости мышления, не адекватности реакций, неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Несмотря на то, что для различных категорий детей с ОВЗ разработаны специальные методики обучения и воспитания, следует придерживаться принципов общих для всех. Это:
- своевременное выявление нарушений и начало обучения с учетом степени их развития;
- индивидуальный подход к обучению;
- социализация, по возможности, обучение среди нормально развивающихся детей;
- использование специально разработанных методик, средств и приемов обучения.
Методика обучения чтению детей с ОВЗ основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и обязательном учете особенностей его здоровья.Любые трудности в процессе обучения письму и чтению необходимо выявить как можно раньше и, используя наиболее эффективные меры коррекции, постараться их скорректировать.
Чтение – это один из сложнейших для ребенка навыков. На занятиях по чтению хорошие результаты дают следующие методы обучения чтению в школе детей с ОВЗ:
- Поэтапное разъяснение заданий и их последовательное выполнение;
- Чередование занятий и пауз для отдыха;
- Чередование устных занятий и работы на компьютере;
- Применение индивидуальных критериев для оценки проделанной учащимся работы.
Для ребенка начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка. Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запомнить и воспроизвести в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем.
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточно сформированных следующих функциях:
- Зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
- Зрительной памяти (возможности запоминания зрительного образа буквы);
- Зрительного гнозиса (способности восприятия буквы);
- Пространственных представлений;
Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, можно использовать следующие приемы:
Взрослый пишет “трудную” букву большого размера, ребенок раскрашивает ее. Под буквой он рисует (или взрослый) предметы, в названиях которых первая буква для него трудная.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Скачать доклад
Как научить письму учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью
Организация: ГОБОУ «Центр адаптированного обучения»
Населенный пункт: г. Великий Новгород
С 2006 года я обучаю детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Мои ученики имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, эмоциональной сферы, требуют постоянного контроля и опеки. Но я твёрдо убеждена, что при организации специальной образовательно-развивающей среды возможно достичь оптимального для них уровня развития.
Основной трудностью, с которой мне пришлось столкнуться при решении вопросов «Чему?» и «Как?» обучать детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, стало отсутствие учебно-методического комплекса. Опубликованные программы не включали весь перечень учебных предметов согласно учебному плану, их содержание устарело или не являлось полным для этапа школьного обучения.
При разработке образовательных программ мы с коллегами предложили каждую неделю обучения посвятить конкретной лексической теме. Лексические темы выстраиваются в таком порядке, чтобы они взаимопроникали и взаимодополняли друг друга, были актуальны на момент их введения в процесс обучения. Каждая лексическая тема является общей для всех учебных предметов и внеклассных и коррекционных занятий в течение всей недели. Кроме того, на каждой неделе изучается одна буква алфавита в соответствии с программой. То есть, в течение учебной недели накапливается словарь по лексической теме, включающий слова с изучаемой буквой недели: 33 учебные недели — 33 лексические темы — 33 буквы алфавита. Такой подход в подаче учебного материала обеспечивает тесные межпредметные связи, взаимосвязь между обучением и воспитанием, способствует социальной адаптации и интеграции детей в общество.
Меня поджидала ещё одна трудность. Как научить детей писать? Ведь прописей для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не существует. А традиционные не подходят в принципе! Мы разработали для наших учеников авторские Прописи, включающие обучение написанию изучаемой буквы, а также словарный материал по лексической теме. Задания можно выполнять непосредственно на распечатанных листах, увеличивая при необходимости шрифт. По мере овладения навыками письма задания списываются учениками в рабочие тетради. Кроме текстового материала предлагаются графические задания, помогающие корректировать мелкую моторику, пространственные представления, графо-моторные навыки. Подобранные задания учитывают неоднородность состава класса и позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил. Разработанные Прописи полностью соответствуют принципам построения программ, цели и задачам обучения по предмету «Письмо», позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении данной категории учащихся. Они интересны для детей. Ребята с удовольствием пишут в них, чувствуя себя успешными, не зависимо от стартового уровня возможностей.
Прописи для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью востребованы учителями нашей школы, а также педагогами других образовательных организаций, работающими с данной категорией детей.
Приложения:
-
file0.doc.. 16,0 КБ
-
file1.docx.. 1,3 МБ
Опубликовано: 29.04.2019
Слайд 16 «Закончи слово».Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…» (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п. «Закончи предложение».Задание: «Попробуй угадать конец фразы». Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… . «Добавь слова» (распространение предложений).Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например, «мама шьет платье». Что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок. «Составь фразу» (образование предложений из слов).Задание №1. «Придумай предложения, используя следующие слова: забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро». «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?» Дымок, идет, трубы, из.2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в. «Пропавшие слова».Задание: «Сейчас я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие «. 1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .
Слайд 3Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и обучения письму.
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речиОбучение направлено на:Формирование навыка чтенияФормирование элементарного графического навыкаРазвитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики
Изучение курса способствует решению следующих задач:Овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельностиРазвитие умения слушать и говоритьРасширение активного, пассивного и потенциального словаряОвладение грамматическим строем речиОвладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и и пунктуационной зоркостиОвладение навыками и умениями анализа и понимания текстаПриобретение и систематизация знаний о русском языкеВоспитание средствами языка
Слайд 5Предполагаемый результатПредметными результатами изучения курса «Обучение грамоте» в 1-м классе является
формирование следующих умений: 1-й уровень — базовыйразличать звуки на слух и в собственно произношении;читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;писать строчные и прописные буквы;списывать с печатного и рукописного текстов прочитанные и разобранные слова и предложения;писать на слух отдельные буквы, слоги и слова, написание которых не расходится с произношением (последние – после звуко-слогового проговаривания);2-й уровень — минимальныйразличать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;списывать с печатного текста отдельные
Личностными результатами изучения курса «Обучение грамоте» в 1-м классе является формирование следующих умений:в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Домашний учитель
И напоследок – интересный факт, для вас. Задумывались ли вы о том, кто научил Пушкина читать? Ведь общеизвестно, что в своем раннем детстве он говорил и читал исключительно по-французски. Оказывается, первым учителем русского языка у будущего гения был Алексей Иванович Богданов, молодой дьякон и по совместительству преподаватель.
Дорогие мои читатели! Теперь вы знаете, как научить читать ребенка с умственной отсталостью, наиболее простым и доступным способом. И главное – в игровой форме!
Если этот материал оказался полезным для вас, обязательно подпишитесь на мой канал. В будущем здесь будет еще много полезных статей о развитии детей. Вы также можете поделиться полезными материалами с друзьями, через социальные сети. До новых встреч!
Слайд 17 «Найди ошибку».Задание №1. «Послушай предложения и
скажи, все ли в них верно». Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили рекуЗадание №2. «Как нужно исправить предложение?» «Объясни».Задание: «Послушай фразу: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна. «Что имеется в виду?» (тренировка на понимание переносного смысла). Скажи, как ты понимаешь эти выражения: «железный топор — железный человек
золотая стрела — золотые руки
острый нож — острое слово
низкий стол — низкий поступок
черствый хлеб — черствый человек». «Правильно или нет?» Задание: «,Можно ли так сказать?» Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер. «Где начало рассказа?»Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок «Подбери рифму».Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол — гол. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка
Слайд 8 Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения- способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя
и учащихся. Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся». В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются:по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:лекция;беседа;рассказ;инструктаж;демонстрация;упражнения;решение задач;работа с книгой;
Методы обучения и их классификация
Слайд 14Задание: “Вставь пропущенные буквы. Зачеркни слово, которое не рифмуется с другими словами.
Что ты можешь рассказать об этом слове, об этом предмете? и т. д. Ребёнок от узнавания наглядного образа – рисунков предметов переходит к анализу их названий – слов на уровне такой абстракции, как звук. Фонетический анализ слов подскажет, какие буквы надо вписать и что не рифмуется слово “муха”. Об этом слове можно сказать, что оно состоит из четырёх букв: две обозначают согласные звуки, две – гласные.
“Фотоглаз” Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его: а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение; б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово. Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
Слайд 12 Игровые и занимательные методики на уроках чтения
и русского языка «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки).Задание №1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.). Задание №2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.). Задание №3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.). «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова) Это упражнение также имеет несколько вариантов задания. 1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д. 2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г — хлопни 2 раза». Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией. «Играем со словом» (обучение звуковому облику слова). Задание №1. «Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.». Задание №2. «Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.». Задание №3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.». Задание №4. «Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.». «Придумай новое слово».Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым». Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп. .
Мои секреты обучению грамоте детей с ОВЗ
Организация: ОГБОУ «Пятницкая СОШ» Белгородской области
Населенный пункт: Белгородская область, Волоковновский р-н, п.Пятницкое
Вот уже 10 лет я работаю с детьми, обучающимися по коррекционно-развивающей программе. Это непростые, а особенные дети. Кто-то очень замкнут, а кто-то раним. Один чрезмерно активен, другой слишком пассивен. Но у каждого есть свои радости и горести, удачи и нерешенные вопросы. Именно таким детям жизнь на каждом шагу преподносит множество препятствий. И в каждой ситуации моя задача помочь и настроить ребенка на позитивный исход событий.
Обучая этих ребят, я стараюсь не только научить их читать и писать, но и открыть в них творческий потенциал. Свои уроки обучения грамоте начинаю с творческих уроков
Очень важно каждое занятие превратить в созидательный творческий процесс учителя и ученика при помощи разнообразного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности
Например, изучение букв я начинаю со сказки: «В одной волшебной стране жил Король по имени Карандаш. Он был волшебником и умел превращать обычный белый лист бумаги в чудесные рисунки. Но они были тусклыми и мрачными. И Карандаш часто огорчался по этому поводу. Однажды он познакомился с удивительной девушкой по имени Кисточка. Она тоже обладала волшебной силой, так как была повелительницей всех красок. Это ее волшебная сила помогла Карандашу превратить его мрачные рисунки в яркие, разноцветные картины. Вместе они рисовали роскошные замки, удивительную природу, необычных жителей их волшебной страны. И вот настал момент, когда было нарисовано уже все, что было вокруг. Им захотелось расширить свой кругозор и отправиться в путешествие. Но как путешествовать без знаний? «Надо учиться!»- решили они. Все началось с изучения букв. Карандаш аккуратно выводил контуры букв, а Кисточка раскрашивала их в определенные цвета. Она была очень наблюдательной и заметила, что буквы алфавита произносятся по-разному. Одни из них певучие, то есть гласные. Их раскрасила в ярко-красный цвет. Другие короткие — согласные, но и они разные. Иногда их произносят мягко, а иногда твердо. Твердые буквы стали синими, а мягкие – зелеными. И весь их алфавит раскрасился в красно-сине-зеленый цвет. Из выученных букв затем составлялись слова, предложения, рассказы. А далее Карандаш и Кисточка смогли освоить и другие науки. С такими знаниями теперь не страшно было отправляться в путешествие, наблюдать красоты других стран и рисовать новые картины».
После такого вступления, мы с детьми отправляемся в эту сказку и начинаем изучать буквы по методу сказочных персонажей: рисуем, раскрашиваем в определенный цвет, вырезаем. Далее дети рисуют различные рисунки с участием букв. Составляют слова и предложения из вырезанных букв к этому рисунку.
Ребятам нравится это увлекательное занятие. Таким образом развивается зрительное восприятие, они лучше запоминают новую букву. А так же развивается мелкая моторика рук. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, творческие способности. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Если вижу, что интерес к краскам ослабевает, на помощь приходит пластилин. Буквы становятся пластилиновыми. Сказка продолжается. В ней появляются новые персонажи.
После чтения приступаем к письму уже с новой героиней – Ручкой, которая помогает детям выстраивать буквы в красивые ровные строчки. И так урок за уроком мы постепенно осваиваем изучение грамоты.
Для развития личностных умений учащихся с ОВЗ требуется целая стратегия создания необходимых условий, организация психолого-педагогического сопровождения. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром — миром природы, людей, вещей, искусства — и нежной, хрупкой, эмоциональной душой ребенка. Ребенок, рисуя и сочиняя, ищет, как лучше достичь желаемого результата. Главное помочь ему увидеть мир, вселить в нем уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Только такими усилиями можно добиться хорошего результата в обучении особенных детей.
Приложения:
-
file0.docx.. 15,9 КБ
Опубликовано: 04.05.2021
Слайд 11Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию
степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения:объяснительно-иллюстративный метод;репродуктивный метод;метод проблемного изложения;частичнопоисковый, или эвристический, метод;исследовательский метод.
Рекомендуемые методыЗаучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения. Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя. Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции. Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.
О методиках – традиционных и новаторских
С нуля научить читать и понимать то, что прочитал, особенного ребенка непросто. И легко точно не будет – ни родителям, ни детям. Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:
- Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Вы тоже, наверняка, так учились, основываясь на фонемном принципе. Учатся сначала буквы, азбука, потом буквы складываются в слоги, а они – в слова. Чтение идет по слогам.
- Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.
Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.
Одна из таких – способ Гелена Домана. Он идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС.
Или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.