Индивидуализация логопедической помощи ребёнку с расстройством аутистического спектра в рамках коррекционной работы

Как логопедия помогает детям с аутизмом

Причины появления аутизма

Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего. Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.

Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?

Логопеды для детей с аутизмом

Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA) отмечает на своем веб-сайте, что рекомендуются лучшие методы лечения аутизма. Но в то время как эти рекомендации описаны в целом, конкретный фокус для SLP не включен.

В целом, идея заключается в том, что терапевты в целом (и, вероятно, SLP в частности) должны формировать свою терапию в соответствии с потребностями отдельного ребенка и обеспечивать, чтобы терапия фокусировалась на «основных дефицитах» аутизма (обычно понимаемых как социальные и коммуникационные проблемы)., Этот тип совета довольно расплывчатый, поэтому, возможно, SLP и дети, страдающие аутизмом, обращаются к нему так по-разному. В то время как некоторые терапевты включают в свои занятия игру, повседневные занятия или социальные группы, другие предлагают гораздо более традиционный подход к обучению.

Ферн Суссман, руководитель программы «Больше, чем слова» и «TalkAbility» в Центре Ханен в Торонто, Канада, — SLP, который работает и пишет о детях с аутизмом. Она рекомендует начать с специалиста, сертифицированного Американской ассоциацией по языку слуха (ASHA). Но в дополнение к этим полномочиям, вот ее список качеств, которые нужно искать в SLP, который работает с аутичными детьми:

  • Ваш SLP должен проверять использование языка (а не только способность произносить слова или звуки)
  • Ваш SLP должен выяснить, получает ли ваш ребенок шутки, интонацию, зрительный контакт
  • Ваш SLP не должен воздействовать на зрительный контакт, просто давая «мандат» или команду «смотреть на меня», но должен вовлекать вашего ребенка до такой степени, что он самостоятельно устанавливает зрительный контакт
  • Ваш SLP не должен быть кем-то, кто специализируется на проблемах артикуляции или заикания. Вы хотите, чтобы он всегда использовал язык естественно. Вы можете сделать оба сразу — поработать над правильным произношением и помочь ребенку подумать: «Почему эта шутка смешная?»
  • Ваш SLP должен понимать особые сильные стороны вашего ребенка и работать над их сильными сторонами. Визуальный ребенок никогда не должен заниматься исключительно слуховой работой.

Прелок, Патриция. «Понимание расстройств аутистического спектра: роль патологов и аудиологов с речевым языком в предоставлении услуг». 1997-2008 Американская ассоциация речевого языка и слуха.

Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)

Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) — это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга

Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребенка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребенка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребенка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению

Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребенок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребенку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребенку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении — моделировать систему общения.

Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС, включая:

— Система PECS — коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)

Жестовый язык

Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон , жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.

Тотальная Коммуникация — это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски — это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.

Книги разговоров

Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги — повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым

Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей — это особенно хорошо работает с маленькими детьми

Книги разговоров помогают ребенку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.

Вкратце о наших преимуществах

В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации осуществляется профессиональный подход к каждому ребенку. «НейроСпектр» оснащен инновационным современным оборудованием. В процессе занятий мы применяем безмедикаментозные методы коррекции задержки психического развития (ЗПР), аутизма, детского церебрального паралича (ДЦП), других нарушений — все по новейшим методикам. 

Важный момент: все ранее запланированные и оплаченные занятия в силу тех или иных обстоятельств можно перенести на другое, удобное время. А главное, нужно помнить, что логопед для детей с РАС необходим: он помогает корректировать не только проблемы с речью, но также исправляет нарушения общения. Очевидный результат можно наблюдать уже через месяц таких занятий.

Как взрослые могут помочь ребенку с РАС лучше понимать то, что ему говорят

Ребенку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребенок с РАС понимает ситуацию, он все равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребенок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребенок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребенку лучше понимать, что говорят ему другие люди.

Говорите как можно меньше и как можно медленнее

Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребенком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.

Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребенку с РАС понимание речи:

«Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!»

Если ребенок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребенком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребенка

Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребенку то, что вы обозначили

Если внимание ребенка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл

Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребенку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребенка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.

Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребенка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребенку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты — кивок головой при слове «да», мотание головой при слове «нет», махание рукой при словах «привет» и «пока». Когда вы говорите с ребенком о других людях, например, «бабушка остается здесь», то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребенком.

Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.

Этапы коррекционной логопедической работы с аутистами

В логопедии при аутизме различают три стадии работы.

Подготовка

Цель этого этапа — сформировать предпосылки к продуктивному общению. Используются повсеместно присутствующие в жизни ребенка раздражители — речь родителей, любимые игрушки, животные. Они помогают усилить эмоциональный и поисковый отклик. Используя определенное слово, ребенка учат распознавать его среди прочих звуков, искать предмет

Это заставляет волевым усилием концентрировать внимание на речи другого человека

Успехи обязательно отмечаются наполненными эмоциональным смыслом комментариями. Чтобы они достигли своей цели, во время каждого упражнения для развития речи у аутистов необходимо:

постараться установить зрительный контакт с малышом;
учитывать интересы крохи и уже на этом основании выбрать стимул;
подготовить эмоциональную основу, сформировав нужное настроение у малыша;
стараться как можно сильнее увлечь ребенка игровым процессом;
постепенно усиливать градус концентрации;
распределять все внимание между несколькими объектами и стараться направлять его под давлением собственной воли.

В качестве стимуляции используют не только речь педагога, но и разные виды деятельности — лепку, рисование, игру с разными предметами и игрушками

При этом важно, чтобы способ взаимодействия был понятен и интересен ребенку

Нужно быть готовым, что этот этап растянется по времени. Дети с аутизмом не просто не хотят общаться. Они от общения быстро устают. Им требуется время, чтобы восстановить силы и вернуться к работе.

С другой стороны, с каждым разом процесс будет протекать все лучше. Главное — добиться способности работать и не потерять интерес ребенка.

Начальный этап

Цель — сформировать базовые навыки общения. Вырабатываются речевые шаблоны, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми. Запуск речи у детей с аутизмом начинается с умения осознанно связывать поток звуков с реальными объектами в окружающем мире. Малыш учится понимать, к чему обращена речь, и отделять предмет от действия или свойства. Другими словами, начинает воспринимать такие фразы, как «шарик зеленый», «зайчик спит», «машинка едет».

Далее дети начинают:

  • реагировать на простые задания и выполнять элементарные действия с предметом;
  • концентрироваться на задании;
  • осознанно строить правильные с точки зрения грамматики фразы;
  • подбирать корректный тембр голоса;
  • запоминать и рассказывать сюжетные истории;
  • выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Спонтанное поведение постепенно заменяется целенаправленным. Активно тренируется аудиальное восприятие, малыши все лучше выделяют речеобразующие звуки из общего потока. Также наполняются смыслом жесты. Приходит навык произношения слов на выдохе. Расширяется активный словарный запас, в основном за счет самых необходимых конструкций.

Тренировка

Цель — закрепить отработанные навыки и расширить их:

  • Пассивный словарный запас постепенно переводится в активное использование.
  • Речь наполняется новыми единицами, которые используются осмысленно.
  • Проявляется инициатива к общению в виде просьб и выражения потребностей.
  • Мимика и жесты используются активно и к месту.
  • Основные навыки выходят на автоматический уровень.
  • Речь перекочевывает из логопедических игр в реальную жизнь.

Дальнейшие логопедические занятия с аутистичными детьми помогают расширить и закрепить спектр достижений. Несмотря на РАС, малыши осваивают анализ и синтез в достаточном для возраста объеме. Речь становится все более осмысленной, без ошибок. В нее привносится все больше эмоциональных красок. Дети становятся способными дослушать повествование до конца и понять его суть.

Если работа логопеда с неговорящим аутистом или ребенком, имеющим слабые речевые навыки, проводится совместно с коррекцией других нарушений, дети получают отличный шанс стать активными участниками общества, полностью влиться в социум и достичь жизненных успехов. Школа «Best Logoped» предложит квалифицированную помощь онлайн на отличных условиях. Мы доступны для клиентов со всего мира.

Развитие речи детей с аутизмом в Центре «Доброе слово»

Мы разработали обширную и разностороннюю программу, которая включает в себя специально подобранные методы и технологии. Работа начинается с того, что речь ребенка обследуется нашими специалистами. Дополнительно выдается направление в ведущие клиники Москвы, где детям помогают опытные врачи. Нарушение речи у одного ребенка в нашем Центре исправляется целой командой, которую мы называем «бригада Доброе Слово». Над задержками речевого развития и другими проблемами работают логопеды, нейропсихологи, АВА-тераписты, психологи, специалисты адаптивной физкультуры, АРТ-педагоги. Также мы практикуем такой метод, когда два логопеда или два-три АВА-тераписта работают с ребенком с аутизмом по очереди или одновременно.
Речь – это высшая психическая функция, и мы стремимся к тому, чтобы все дети с аутистическим расстройством научились ей пользоваться. Но бывает так, что ребенок не говорит, и приходится действовать обходным путем. Тогда мы используем другие способы преодоления задержек речевого развития:
• подключаем жестовую коммуникацию;
• вводим карточки по методу Pecs.
В дальнейшем коррекция речи предполагает переход от жестикуляции и карточек к вербализации высказывания и общения. Также мы работаем над интонацией и уменьшением специфической вокализации. Если ребенок говорит, мы прививаем ему культуру правильной речи и коммуникации.

В Центре «Доброе слово» используются следующие методики коррекции аутизма и преодоления задержек речевого развития:
• логопедия (запуск речи и развитие речевых навыков говорящего ребенка);
• речевой вокал (работа над интонационной стороной речи);
• биоакустическая коррекция (аппаратно-программная коррекция работы с использованием сенсорной стимуляции структур головного мозга звуками, сформированными на основе ЭЭГ ребенка в реальном времени);
• АРТ-терапия( методика, которая развивает коммуникативные навыки и развивает речь ребенка с аутизмом через выполнение творческих задач);
• Продуктивная деятельность (развитие коммуникативных речевых навыков на тематических занятиях в группе);
• АВА-терапия (обучение навыкам взаимодействия и улучшения речи при аутизме);
• театральная студия (развитие навыков речи в театральной студии).

Этапы процесса сопровождения

  • Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
  • Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
  • Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.

*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.

*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.

Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.

Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.

*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.

Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать  их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.

На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».

Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.

Функционал тьютора

Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.

 тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);

  • тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
  • разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.

И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.

При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.

Про лечение

— Взаимодействует ли ваш ребенок с психотерапевтом (арт-терапевтом, психиатром, другим специалистом) в области ментального здоровья?

— Можно сказать, нет, в начале работы с сыном мы брали консультации поведенческого специалиста и психолога. Единственное, при посещении центра реабилитации нас ведет психиатр, но он скорее фиксирует состояние и дает общее направление работы.

— Есть мнение, что если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к школьному возрасту симптомы могут нивелироваться. Это так?

— Отчасти. Если с ребенком работать, дефициты частично компенсируются, вплоть до того, что он сможет ходить в школу со сверстниками. Это малая часть.

Но это не значит, что у него не будет проблем с социализацией и коммуникацией. Да и вообще, задача вмешательства в первую очередь — это сократить разрыв от нормы, а стопроцентное компенсирование — это тот идеал, который недостижим, но является ориентиром.

— Насколько важны лекарства при лечении аутичного ребенка?

— Я придерживаюсь мнения, что медикаментозная поддержка вообще не нужна, если для этого нет оснований, связанных с безопасностью (например, при агрессии и аутоагрессии).

Ну и часто при аутизме бывают сопутствующие проблемы, такие как проблемы сна или судороги, которые требуют медикаментозного вмешательства. Возможно, когда ребенок будет старше, могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, но как это всё диагностировать, если у ребенка дефицит вербальных навыков, непонятно.

— Какие еще существуют методы?

— Популярна безглютеновая и бесказеиновая диета, но мне кажется, что, если нет непереносимости этих белков, смысл ее сомнителен.

Если есть ресурсы, нет ничего плохого в анимал-терапии: канис (взаимодействие с собаками), иппотерапия (с лошадьми). Это позитивно влияет на улучшение сенсорной интеграции. Хотя вот поездка к дельфинам — весьма сомнительное мероприятие: при большой стоимости это, по сути, потеря времени и денег.

Как найти квалифицированного логопеда

Поскольку логопедия хорошо зарекомендовала себя, весьма вероятно, что ваша медицинская страховка покроет все или часть расходов. Также весьма вероятно, что школа вашего ребенка или поставщик услуг раннего вмешательства предоставят эту услугу бесплатно. Если вы выберете частный маршрут, возможно, вам придется заплатить терапевту заранее, а затем запросить компенсацию в своей страховой компании.

Однако всегда важно помнить, что любой терапевт должен хорошо подходить к потребностям вашего ребенка. По этой причине вам следует встретиться, взять интервью и понаблюдать за терапевтом, когда он работает с вашим ребенком

Вы также можете попросить терапевта дать рекомендации от родителей, чьи потребности аналогичны потребностям вашего ребенка. Некоторые терапевты прекрасно справляются с вербальными детьми, но менее эффективны с невербальными детьми, и наоборот.

Для получения дополнительной информации о поиске квалифицированного логопеда, обратитесь в Американскую ассоциацию речи, языка и слуха (ASHA).

Коррекционная работа

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.

В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе

Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям

Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

Слайд 38логопедическая работа с детьми с РАС должна проходить определенным образом:1. Логопедической

работе предшествует адаптационный период, в ходе которого изучаются анамнестические сведения, составляется протокол речевого развития и проводится наблюдение за свободным поведением ребенка.2

Очень важно установить эмоциональную связь с ребенком Нельзя быть слишком активным, навязывать ребенку взаимодействие и задавать прямые вопросы, если не достигнут контакт.3. В помещении, в котором проводится логопедическая работа не должно быть предметов, отвлекающих ребенка, помнить о безопасности, так как некоторые аутичные дети импульсивны, двигательно беспокойны, и у них иногда возникают эпизоды агрессии и самоагрессии.4.Программа по коррекции речевых нарушений разрабатывается совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком.5 Следует решить индивидуально для каждого ребенка вопрос о применении зеркала, логопедических зондов.6 Логопедическая работа по коррекции речевого развития должна быть последовательной, терпеливой и иногда очень длительной. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющих бытовых ситуациях.При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих

Таким образом

Что делает логопед для людей с аутизмом

Логопеды могут сыграть важную роль в том, чтобы помочь аутичному ребенку научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми. В зависимости от обстановки (школа, дом, офис) терапевт вашего ребенка может работать 1: 1 или в группах. И в зависимости от функционального уровня вашего ребенка терапевт может сосредоточиться на одном или на всех следующих навыках:

Невербальная коммуникация. Это может включать обучение жестовому общению или обучение работе с PECS (система обмена изображениями), электронными говорящими устройствами и другими невербальными средствами коммуникации.

Язык тела. Как узнать, шутит ли другой человек или серьезно? Когда можно присоединиться к беседе, а когда беседа конфиденциальна? Логопеды могут научить детей распознавать тонкие физические сигналы.

Задавать и отвечать на вопросы. Дети с аутизмом могут не развить способность задавать вопросы и отвечать на них без помощи терапевта. Терапевт может научить вашего ребенка распознавать вопрос и давать соответствующие ответы. Они также могут помочь вашему ребенку сформулировать, задать и понять ответы на свои вопросы.

Речевая прагматика. Хорошо знать, как сказать «доброе утро»

Но не менее важно знать, когда, как и кому вы должны это сказать. Тренинг по прагматике речи также может помочь вашему ребенку понять значение идиом (что иногда бывает трудно для людей с аутизмом) и самостоятельно использовать идиомы

Просоды. Термин «просодия» относится к мелодичному звуку голоса, который поднимается и опускается в разговоре. Многие люди с аутизмом имеют плоскую просодию, которая заставляет других думать, что у них нет эмоций. Логопеды могут помочь детям с аутизмом развить вокальные навыки.

Грамматика. Некоторым детям с аутизмом трудно использовать правильную грамматику, даже если она моделируется дома или в школе. Они могут обращаться к себе в третьем лице («Джонни хочет сока») или использовать неправильные времена и т. Д. Логопеды часто работают с аутичными детьми, чтобы помочь им исправить грамматические ошибки.

Разговорные навыки. Умение делать заявления — это не то же самое, что вести беседу

Логопеды могут работать с обменом взад-вперед, иногда известным как «совместное внимание»

Концептуальные навыки. Способность человека формулировать абстрактные понятия не всегда отражает его способность понимать их. Людям с аутизмом часто приходится нелегко с такими идеями, как «немногие», «справедливость» и «свобода». Логопеды могут работать над формированием концептуальных навыков.

Навыки общения. Наряду с игровыми терапевтами, эрготерапевтами и людьми в определенных областях знаний, таких как рекреационная терапия, драматическая терапия и арт-терапия, логопеды часто помогают людям с аутизмом развивать навыки социального общения. Такие навыки включают способность задавать вопросы и отвечать на них, стоять на подходящем расстоянии от собеседника, оценивать «настроение» комнаты (или человека) и многое другое.

Важно отметить, что, хотя логопедия является обязательной для аутичных детей, она также может быть чрезвычайно полезна для взрослых с аутичным спектром. В то время как дети часто сосредотачиваются на основах общения, взрослые могут сосредоточиться на более тонких формах общения для различных типов социальных взаимодействий

Слайд 3Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции раннего

детского аутизма у детей. И в тоже время нет единой точки зрения на коррекционную работу логопеда с аутичными детьми.Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления.Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.Отклонения в речевом развитии — один из основных признаков синдрома раннего детского аутизма. Проявления речевых нарушений при аутизме чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Именно в связи с речевыми нарушениями родители аутичных детей впервые обращаются за помощью к специалистам. Приводимые разными авторами особенности речевого развития аутичных детей многочисленны, но в основном совпадают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: