Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?
К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.
- Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
- Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
- Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
- Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
- Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
- Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
- Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.
Уроки с энтузиазмом?
Что же такое — домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?
Психологически — это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети — потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело — потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.
Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) — они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».
Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15–20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.
Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени — на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.
Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 — 5,5.
Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.
Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной — а отношения портятся.
Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.
Обнадеживает отсутствие оценок в 1 классе. Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.
При этом нужно очень хвалить, когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.
Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание — это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.
Когда школьная тревожность требует работы со специалистом
Как и любая другая тревожность, школьная может значительно снижаться в психотерапии. Стоит обратиться к детскому специалисту, если беспокойные состояния ребёнка прогрессируют:
- становятся чаще и интенсивнее;
- занимают большую часть мыслей ребёнка;
- мешают режиму сна и питания;
- осложняют повседневную деятельность;
- несопоставимы с реальной ситуацией;
- провоцируют депрессивное состояние.
При необходимости психолог направит ребёнка на дополнительное обследование к психиатру. В ряде случаев родители могут задействовать школьного психолога в классе. А иногда бывает необходим пересмотр программы обучения, работа с учителями и даже перевод в другой класс или школу.
Родителям бывает непросто разобраться в состоянии ребёнка и выявить школьную тревожность — и это нормально
Но важно быть внимательным и понимать, что ухудшение оценок, прогулы или отсутствие активности на уроках не всегда связаны с ленью или плохим характером школьника
Признаки школьной тревожности
У школьной тревожности есть эмоциональные, физические и поведенческие признаки.
Эмоциональные симптомы:
- сильное беспокойство в учебных ситуациях (например, перед экзаменами или ответом у доски);
- ожидание плохого отношения к себе из-за недостатка знаний, внешнего вида или отличающегося поведения;
- страх плохих оценок;
- не оправданная конкретным поводом грусть;
- продолжительная неконтролируемая раздражительность.
Физические симптомы:
- головные боли;
- расстройства ЖКТ;
- головокружения;
- повышения температуры;
- потеря аппетита;
- мышечное напряжение и усталость;
- потеря концентрации (рассеянность);
- нарушения режима питания и сна;
- приступы паники.
Поведенческие симптомы:
- избегание школы и прогулы уроков;
- пассивность на занятиях;
- нежелание участвовать во внеклассной деятельности.
Распознать симптомы школьной тревожности бывает сложно: дети умеют подавлять тревогу, не всегда признают наличие проблемы и обычно не просят о помощи. Это маскирует внешние признаки, но не решает внутренних трудностей.
Общие рекомендации
Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления. Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное. Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.
Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.
Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ
Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.
Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно. Отводите его в школу и встречайте его. Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.
Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!
Кризис 7 лет. Что происходит?
Непослушание, манерничанье, упрямство, негативизм и скрытность — все это вызывает раздражение родителей. Еще бы — в некоторых случаях ребенка как будто подменили. Взрослые в растерянности, и в ход идут все воспитательные меры, включая наказания. Это не лучшая тактика
Чтобы понять ребенка, важно знать, что с ним в это время происходит. А это немало серьезных изменений, которые ему тоже не всегда просто принять
Кризис 7 лет связан с саморегуляцией, когда меняются потребности, восприятие себя и мира в новой ситуации и он заключается в следующих процессах:
Если обратиться к стадиям психосексуального развития Зигмунда Фрейда, то, начиная с 6 лет, ребенок, наконец, переключается с изучения своего тела и его возможностей. Теперь вся его энергия направлена на интенсивное обучение и расширение контактов со сверстниками.
В это время происходит статусный социальный переход из дошкольников в школьники. Это предъявляет к ребенку совсем другие требования среды, которым нужно соответствовать.
Наверное, одно из самых важных изменений этого времени — отказ от игры, которая еще в 5 лет была ведущим видом деятельности. На ее место приходит учение.
К 7 годам происходит переход доминирования правого полушария, связанного с образами и творчеством, к левому (логическому). Оно отвечает за детальную и линейную обработку информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счета, моторики рук.
Благодаря увеличению в этот период лобной доли коры больших полушарий мозга появляется произвольность, внутренний план действий, когда ребенок уже способен контролировать свое поведение. При этом функцию регуляции поведения берет на себя речь.
Понятие «школьная тревожность» в России и за рубежом
Школьная тревожность — значимый признак дезадаптации ребенка. Она оказывает влияние на все сферы его жизни и деятельности, даже за пределами учебного заведения, а также на общий уровень здоровья, физического и психологического.
Психолог Р. С. Немов, разрабатывающий тему школьной тревожности, определяет ее как «постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Конечно, в таком состоянии ни о каком продуктивном усвоении знаний и эмоциональном комфорте не может быть речи.
Психолог Прихожан А.М., разработчик шкалы школьной тревожности, утверждает, что она также связана с восприятием школьником самого себя и своего будущего: это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности».
Зарубежные психологи говорят о школьной тревожности как о комплексном недуге, который может скрывать за собой другие нарушения (например, СДВГ), а также объяснять трудное поведение, проблемы с учебой, частые походы в кабинет врача.
Например, М. Раттер вводит термин «школьный невроз» и он употребляется в основном в тех случаях, когда боязнь школы, тревога существуют на неосознанном уровне. Это проявляется в виде связанных с серьезным внутриличностным конфликтом соматических симптомов (рвоты, головной боли, повышения температуры и так далее) перед посещением школы.
Существуют разные тесты для определения уровня школьной тревожности, далее рассмотрим самые популярные из них.
Диагностика уровня тревожности по Филлипсу
Данный тест позволяет определить уровень и характер тревожности среди школьников. Он предназначен для ребят младшего и среднего возраста и помогает оценить эмоциональные особенности отношений учащегося со сверстниками и учителями.
Ученики могут проходить тестирование самостоятельно в присутствии куратора, учителя, родителей или психолога. Главное, чтобы была создана комфортная обстановка для ребенка. Лучше опрашивать индивидуально, но допускается и общая работа в классе.
Шкала тревожности Р. Кондаша
Этот тест позволяет точно определить факторы, которые вызывают тревогу среди подростков. Описание жизненных ситуаций делает его понятным для учащихся. Благодаря тому, что анкету была апробирована среди 1500 респондентов, ее результаты точны и надежны.
Модель Кондаша была создана в 80-х годах, однако после того, как она претерпела несколько редакций и модификаций, итоговым вариантом стала анкета А.М. Прихожана.
Анкета подходит для коллективного заполнения
Важно, чтобы взрослые не вмешивались в процесс: не подсматривали, не следили за школьником, пока он работает с тестом. Это поможет ему расслабиться, отбросить стеснение и искренне ответить на все вопросы
Родителям детей 10-11 класса
Важно организовать здоровое питание. Время экзаменов – период повышенного стресса, что может вызвать развитие сердечно-сосудистых заболеваний и особенно желудочно-кишечного тракта.
При подготовке к экзаменам важно все успеть
Научите подростка рационально планировать свое время, а также распределять оптимально общую нагрузку. Важно оставлять время для отдыха, полноценного сна и общения.
Помогите ребенку с профессиональным самоопределением. Обсудите с ним планы на будущее. Помочь с профориентацией помогут психологи с биржи труда, которые могут провести соответствующие тестирование.
Стройте свои отношения на партнерских началах.
Как понять, что ребенок готов к школе?
В целом, все изменения, характерные для ребенка в этом возрасте, готовят его и психологически, и физически к обучению в школе
Необходимо обратить внимание на мотивацию — ребенка привлекает школьная атрибутика и статус или у него сформировалась потребность в получении знаний? Существует четыре типа отношения к учебе, и у каждого адаптация проходит по-своему
Предучебный — есть большая разница между тем как ребенок выполняет учебные задачи в присутствии или отсутствии взрослых
Для него главное — внимание со стороны взрослого
В таком случае важно развивать вопросную форму общения. А также оценивать не исполнительность, а содержание учения
А также оценивать не исполнительность, а содержание учения.
Псевдоучебный тип. Ребенок готов выполнять все формальные требования, но он не стремится получать знания самостоятельно. В таком случае рекомендуется развивать продуктивные виды деятельности — например, изобразительное искусство
Оно вызывает положительное отношение к учебе, развивает восприятие, наблюдательность, внимание, способствует повышению познавательной активности
Коммуникативный
Дети, которые стремятся привлечь внимание через рассказы о своей жизни, семье
Здесь важно переводить разговоры с бытовой сферы на учебную и помогать такому ребенку устанавливать отношения со сверстниками
Характерные признаки
Чувство беспокойства может проявляться при выполнении домашнего задания
- Учитель начинает жаловаться на то, что ребенок невнимательно ведет себя на уроках.
- У сына или дочери пропадает желание посещать школу.
- У ребенка возникают проблемы с выполнением домашних заданий, он постоянно отвлекается.
- Малыш слишком старается, находясь дома, чтобы результат был на «отлично». Переписывает задания по несколько раз. Выполняя домашку, его посещает сильное беспокойство.
- Ребенок стал излишне застенчивым.
- Малыш плохо засыпает, его тревожат ночные кошмары.
- У ребенка усиливается потоотделение, появляются проблемы с пищеварением, часто наблюдаются холодные руки, возможно исчезновение аппетита, головные боли без причины.
- У ученика возникают определенные страхи, родители начинают замечать, что он часто находится в расстроенном состоянии, стал беспокойным, нередко плачет.
- Появилась неуверенность в себе, ребенку сложно браться за новое дело.
- У ученика замечена раздражительность и агрессия без причины.
Задачи на июнь
Решите вопросы со школьной формой
Начало лета – пора распродаж, низких цен, а значит, и отличный шанс недорого и без суеты купить школьную одежду. Даже если официальное собрание для родителей, на котором расскажут о нюансах формы, пройдет только в конце июля, вы всегда можете запросить эту информацию заранее, сославшись, например, на то, что вас не будет в городе в это время. Размер одежды для первоклашки угадать обычно нетрудно. А вот покупку обуви лучше отложить на август: ноги у детей растут непредсказуемо.
Купите канцелярские принадлежности
Тут такая же история, как с одеждой: чем дальше от пика всеобщей активности, тем лучше. Спокойно и с удовольствием сходите с ребенком в магазин, чтобы купить все необходимое. Пусть будущий школьник сам выберет пенал, тетради и карандаши. А потом всю эту красоту спрячьте до конца августа.
Не забудьте прикупить немного канцелярских «расходников» на лето, чтобы ребенку не было досадно расставаться со всеми покупками.
Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.
Рекомендации:
- Учите детей распознавать и выражать свои эмоции. Поощряйте открытый разговор.
- Создавайте крепкую, надежную привязанность к своему ребенку с раннего возраста, что даст чувство безопасности, эмоциональную поддержку.
- Поощряйте соответствующие возрасту ожидания, цели ребенка. Избегайте навязывания нереалистичных академических, социальных или поведенческих требований.
- Поощряйте регулярную физическую активность, сбалансированное питание и достаточный сон, которые могут способствовать общему эмоциональному благополучию.
- Контролируйте и ограничьте воздействие тревожного или несоответствующего возрасту медиаконтента.
- Поощряйте неструктурированные игры, творческую деятельность, которые позволяют детям развивать свои интересы и воображение, снижают стресс, способствуют самовыражению.
- Работайте с преподавателями, чтобы гарантировать, что школьная среда является инклюзивной, безопасной, благоприятной для учащихся.
- Поддерживайте открытое, честное общение со своим ребенком. Поощряйте его делиться с вами чувствами, тревогами.
У любого поведения есть функция
«Плохое» поведение часто связано с получением внимания, ведь когда дети ведут себя плохо, они тут же привлекают внимание взрослых. «Негативное внимание гораздо проще получить, и его точно проще понять, — говорит Манихан
— С этой точки зрения оно более эффективно». Если ученик делает то, чего от него ждут, то внимание взрослых непредсказуемо, а если он, например, устраивает бурный скандал, то он получает однозначное и немедленное внимание учителя. Негативное внимание — очень сильное поощрение, ради него один ученик может мешать работе всего класса.
Очень часто считается, что в таких ситуациях нужно сводить к минимуму негативное внимание и по возможности игнорировать ученика. Ведь учитель не хочет награждать его за плохое поведение
«Мне хотелось бы предупредить об игнорировании детей с повышенной тревожностью, потому что в их случае игнорирование усиливает тревожность», — говорит Минахан.
Если игнорировать тревожного ученика, то можно невольно сообщить ему, что учителю он не нравится, и это даже может привести к эскалации ситуации. Кроме того, учитель вполне может проигнорировать безобидное поведение, но потенциально опасное поведение в классе игнорировать нельзя в принципе. И получится, что вы научите ребенка, что для получения внимания нужно прибегать к опасному поведению.
Совет 1: Вместо игнорирования сделайте свое позитивное внимание лучше и эффективнее. Минахан часто предлагает учителям начинать общаться с самыми «проблемными» учениками в начале урока
Например, можно сказать: «Я очень жду твоего мнения об этом задании. Я подойду проверю, как у тебя дела через пять минут». Когда учитель действительно подходит через пять минут и подтверждает прогресс ученика, а потом говорит, что еще раз подойдет к нему через десять минут, это делает позитивное внимание предсказуемым. И хотя может показаться, что несправедливо выделять дополнительное время на внимание к одному ученику, в конечном итоге это экономит учителям время, ведь им не приходится иметь дело со скандалами и выводить ребенка из класса.
Совет 2: Публичная похвала может быть не лучшим способом позитивного внимания. Чаще всего для поощрения ученика педагоги начинают его публично хвалить
Но похвала может иметь негативные последствия для некоторых учеников, особенно для детей с повышенной тревожностью, которые не хотят, чтобы к ним привлекалось внимание окружающих. Похвала один на один или похвала, выраженная невербально, может быть гораздо эффективнее
Минахан рекомендует побеседовать с учеником в начале года и спросить, как учителя могут сообщить ему, что они им гордятся. «Сделайте себе подарок ко второму полугодию: выработайте систему позитивного внимания с самого начала, а то застрянете на негативном внимании», — говорит Минахан.
Совет 2.1: Хвалите ученика за конкретные действия, избегайте общей похвалы. Общую похвалу легко игнорировать.
Родителям первоклассника
- Проявляйте заинтересованность в школьных делах. Относитесь серьезно к его достижениям.
- Разъясните ребенку школьные правила и нормы поведения.
- Ваше чадо имеет право на ошибку. Сконцентрируйтесь на его достижениях, а не на промахах. Так вы поддержите его стремление к успеху.
- Соблюдайте режим дня.
- Проконсультируйтесь со школьным психологом, расспрашивайте об успехах ребенка его учителей.
- Помните, что первый учитель имеет большое значение в жизни человека. Часто мнения педагога становится более важным, чем мнение родителей. Отнеситесь к этому с пониманием. Уважайте отношения ученика со своим учителем.
- Не загружайте ребенка внеклассной деятельностью. У первоклассника должно быть достаточно времени для отдыха и игр.
Первоклассник не хочет идти в школу
В норме первоклассник хочет идти в школу, потому что это
волнительное, любопытное и ожидаемое событие. Когда взрослые готовят ребенка к
школе, то озвучивают конструктивные мотивы, которые облегчают адаптацию.
Среди конструктивных мотивов — учебный, позиционный и
социальный. Ребенку говорят, что в школе он научится новому и расширит свои
возможности, станет взрослым, познакомится с многими интересными людьми.
«Если ребенок не хочет идти в школу, это означает, что
кто-то вмешался в эту позитивную мотивацию. И ее нужно вернуть», — говорит Бердникова.
Для начала нужно расспросить у ребенка, что произошло.
Зачастую причиной нежелания посещать уроки становится высказывание кого-то
авторитетного для ребенка о том, что школа – это некое зло. Например, что учится
очень сложно. Если дело в этом, то следует вернуть ребенка к прежним установкам.
Сделать
акценты на том, чем школа может быть полезна и интересна уже сейчас. Например, тебе интересны динозавры, в школе ты можешь многое о них узнать и встретить
ребят, которым динозавры тоже интересны. Школа – это возможности уже сегодня. Также можно поделиться собственными приятными воспоминаниями о школе.
Социальная и психологическая готовность
Требовательный учитель и игрушки в классе
Также интерес к школе снижается, если там ребенок сталкивается с какими-то проблемами, которые он не может перенести. Например, с требовательным отношением учителя, завышенными ожиданиями родителей, непринятием его другими детьми и невозможностью завести друзей.
Пропадает желание учиться и в ситуациях, когда учитель отчитывает и высмеивает перед всем классом ребенка, который, например, принес с собой игрушку. Это наносит большое внутреннее оскорбление ребенку, он начинает чувствовать себя маленьким, замыкается в себе и проявляет скрытую или открытую агрессию в отношении учителя.
На самом деле, ребенку, особенно первые два месяца в первом классе, позволительно играть – так он будет чувствовать себя более спокойно и расслаблено. Если же ребенка ругать, стыдить, жестко отбирать то, с чем он играет, это может привести к негативным последствиям и отторжению от школы.
Почему тревога по поводу школы у ребенка – это плохо?
Другое дело, если подобное состояние вы стали замечать у своего ребенка все чаще и чаще. Более того, вас должно насторожить, что чувство волнения, беспокойства появляется по совсем уж незначительным поводам, таким как поход вместе с классом в музей или подготовка к школьной ярмарке.
Тревожность является устойчивым состоянием и проявляется постоянно. Степень ее проявления может незначительно снижаться во время каникул или выходных и значительно усиливаться перед значимыми школьными мероприятиями (олимпиады, контрольные, открытые уроки).
Ухудшаются отношения со сверстниками
Тревожные дети редко становятся лидерами среди сверстников. Из-за соматических проявлений тревожности (резкое покраснение или побледнение лица, тремор рук, дрожание голоса и др.) они часто становятся объектами насмешек, а иногда даже и жертвами буллинга ( травли).
Активное участие таких детей во внешкольной жизни также не является разнообразным. Часто они боятся выступать на сцене, стесняются принимать участие в конкурсах, праздниках, викторинах.
«А как же я без мамы?!»
«Домашние» дети чаще, чем «садовские», ждут первого в их жизни звонка как чуда – школа воображается им совершенно иным прекрасным миром, где все непременно будет замечательно!
А вот те малыши, которые успели вкусить «прелести» детсада – в том числе общение с другими детьми, необходимость соблюдать дисциплину, отсутствие рядом родителей и т.д., уже приблизительно догадываются, что их ждет все это же самое, только немного посложнее и посерьезнее!
Но вот наступает «день Х» (первое сентября, то есть!), и… «домашний» первоклассник наотрез отказывается остаться в классе с учительницей и одноклассниками – мама-то уходит! На целых четыре урока! Горькие слезы и вопли «хочу к мааамееее!!!» педагоги выслушивают целый день, но остается надежда – может быть, это с непривычки, и уже завтра ребенок начнет адаптироваться к школе спокойно и без истерик?
Но, увы – уже 2-го сентября от желания идти в школу не остается и следа, а школьные часы превращаются для «домашнего» ребенка в мучительное ожидание: когда же его заберут домой?
И так может продолжаться довольно долго – малыш совершенно не пытается найти что-то интересное для себя в школьной реальности, все его мысли заняты ожиданием прихода мамы! Отсюда – невнимательность на уроках, нежелание общаться с одноклассниками, общее состояние тревоги и подавленности…
Как помочь ребенку адаптироваться в школе и выйти из такого состояния?
Некоторые родители решаются на «шоковую терапию» (а педагоги их в этом поддерживают) — за «бесконечное нытье» ребенка ругают и даже наказывают, вполне естественную для такого ребенка тоску по маме и дому объявляют позорной, непозволительной для человека в шесть лет, а любые попытки связаться с родителями по телефону немедленно пресекаются!
Но… ситуация усугубляется! Малыш решает, что его подозрения верны: школа – это карательное учреждение, ставящее целью разлучить его с родителями! Может, вскоре первоклашка и перестанет рыдать прямо на уроках (ведь за это ругают), но общее отрицательное отношение к школе закрепится у него надолго…
Однако этого можно избежать.
Поговорите с классным руководителем – объясните ей ситуацию, попросите ее не ругать вашего ребенка за то, что он расплакался или попросился выйти, чтобы позвонить домой
При индивидуальном подходе (что, конечно же, непросто для учителя, под чьим контролем находятся еще 20-30 шумных шестилеток) педагог должен просто успокоить ребенка, побеседовать с ним спокойным, ровным тоном, отвлечь его внимание на что-то интересное (например, на учебный материал)…. От учителя успешная адаптация ребенка к школе зависит на добрых 50%!
От учителя успешная адаптация ребенка к школе зависит на добрых 50%!
А что же говорить самому малышу? Объясните ему, что вы его ни в коем случае не разлюбили, и школа – это место, где ему может быть гораздо интереснее, чем дома!
Снабдите ребенка мобильным телефоном (пусть самым простым) и договоритесь, например, что вы ждете его звонка каждую перемену. Если малыш потерпит и не станет звонить одну из перемен – его будет ожидать маленькое вознаграждение.
В то же время не ругайте и не стыдите ребенка, если он все же позвонит в «неусловленное» время, во время урока – просто скажите ему, что слышите его, очень любите, но сейчас ему лучше сосредоточится на учебе. Когда ребенок поймет, что мама о нем не забывает и всегда готова вникнуть в его тревоги, то он успокоится, и частота звонков снизится!
Старайтесь никогда не опаздывать, приходя за малышом после уроков – пять минут вашего опоздания могут стать большим стрессом для него!
Как родителям помочь ребенку адаптироваться к школе
С наступлением школы в жизни семьи наступают перемены. Идет адаптация не только у ребенка, но и у родителей. Чтобы этот период прошел максимально быстро и безболезненно для всех, предлагаем вам три простых совета.
Пересмотрите режим дня
Если ребенок ходил в детский сад, то у него будет понимание, что такое следование распорядку дня. Придется лишь немного подкорректировать расписание под текущую ситуацию. Например, ребенок учится в первую смену. После школы он обязательно должен поесть и отдохнуть. У кого-то отдыхом будут игры, а у кого-то дневной сон.
⠀
Папе и маме тоже важно быть в ресурсе. Конечно, после рабочего дня это довольно сложно, но перед тем как заниматься с ребенком, лучше тоже немного отдохнуть
⠀
Важно придерживаться распорядка дня регулярно, так ребенок быстрее привыкнет к новому образу жизни
Уделите внимание адаптации в новом коллективе
В большей степени – это задача педагога и школьного психолога. Если ребенок трудно сходится с детьми, об этом нужно сказать учителю. Но по возможности лучше отправить его в первый класс со знакомыми детьми, так ему будет спокойнее.
Приучайте к обязанностям
Если вы привыкли застилать постель, мыть посуду и складывать вещи за ребенком, потому что так быстрее, пора расставаться с этими привычками. Ребенок должен учиться выполнять сам посильные для себя обязанности. Такой подход воспитывает самостоятельность и ответственность, потом детям эмоционально легче следовать школьным правилам.
Даже у максимально подготовленного ребенка может пойти что-то не так в школе. Чаще всего это связано со школьной дезадаптацией. Подробнее о том, что это такое, как распознать, что делать, читайте здесь.
Проверяем готовность ребенка к школе с помощью простых тестов
Мы подготовили для вас специальные вопросы и тесты, которые помогут определить степень готовности будущего первоклассника. Но для начала хочется отметить, как будет выглядеть поведение ребенка, который совершенно не готов к школе.
Ребенок:
- Не проявляет инициативу к учебе, отвлекается, играет.
- Не может сосредоточиться на уроке и при выполнении домашнего задания.
- Ему трудно общаться с учителем и одноклассниками.
- Не может включиться в общий режим работы класса.
⠀
⠀
Чтобы такого не произошло с вашим маленьким учеником, ответьте на 20 вопросов и узнайте, готов ли ваш ребенок к школе.
Ваш ребенок:
Хочет идти в школу, чтобы учиться.
Умеет играть в настольные игры по правилам.
Умеет самостоятельно знакомиться с детьми и договариваться об играх.
Может самостоятельно играть, не отвлекая взрослого.
В играх со взрослыми спокойно реагирует, когда проигрывает.
Умеет соблюдать правила поведения в общественных местах
Например, прекращает шуметь по просьбе взрослого.
Умеет поддержать разговор со взрослыми, отвечая на вопросы о себе и своей семье.
Может самостоятельно заниматься в группе: слушать педагога, выполнять задания, взаимодействовать с другими детьми.
Умеет удерживать внимание на одной задаче 10 – 15 минут и не отвлекаться.
Испытывает гордость за свои старания и достижения, мотивирован трудиться, чтобы получить новые знания.
С удовольствием выполняет поручения и просьбы взрослых.
Спокойно относится к критике взрослых.
Обращается к старшим взрослым на «Вы».
Сам справляется с простыми бытовыми делами: моет за собой посуду, убирает постель, наводит порядки в комнате.
Умеет держать слово и выполнять обещание, которые дал взрослым.
Имеет любимые увлечения и хобби.
Умеет критично относиться к результатам своей деятельности, замечать ошибки и промахи, исправлять их.
Ориентируется во времени: часы и дни недели. Ориентируется в своем расписании, знает, как зовут учителей.
Может сам собрать учебники в рюкзак и вещи на тренировку.
Может самостоятельно найти одежду и одеться по погоде.
Кроме вопросов, проверить готовность ребенка к школе помогут тесты.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека
Поможет выявить общий уровень развития мышления ребенка, а также понять, как ребенок умеет слушать и выполнять задания по примеру.