Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика по лынской м. и. как прием нейростимуляции (7 фото)

Применение сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики при работе с детьми дошкольного возраста

Организация: МДОУ д/с №1 комб. вида г.о. Власиха Московской области

Населенный пункт: Московская область, г.о. Власиха

При работе с детьми дошкольного возраста, у которых имеются нарушения речи, особое значение приобретает артикуляционная гимнастика. Именно она является неотъемлемой частью логопедического воздействия при речевых нарушениях различного генеза.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специально подобранных упражнений, целью которых является нормализация тонуса мышц речевого аппарата и подготовка мышц к постановке фонем. Успешно пройденный этап артикуляционной гимнастики – это залог успешной коррекционно-развивающей работы логопеда, а для ребенка возможность получить полноценную речевую поддержку, овладеть грамотной, лексически наполненной речью, чистотой дикции.

В работе логопеда нередки случаи, когда дети, несмотря на правильно подобранный вид артикуляционных упражнений, не желают либо не могут выполнять их, проявляя характерные особенности (не заинтересованы, нет мотивационной базы). И тогда на помощь приходит особый вид артикуляционных упражнений, а именно сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Основной принцип метода сенсорной интеграции – развитие произвольных движений органов артикуляции и речевого дыхания с опорой на базовые виды чувствительности (тактильные, вкусовые, обонятельные, зрительные).

Задачи:

— развивать мотивацию к логопедическим занятиям;

— развивать различные виды восприятия у детей;

— ритмизация деятельности;

— дифференциация носового и ротового вдоха, выдоха:

— устранение гиперназализации;

— улучшение темпо-ритмических характеристик;

— устранение дистонуса артикуляционных мышц.

На своих занятиях я использую сенсорный поднос. Он представляет собой нарядный и яркий поднос, на котором выложены сенсорные материалы. Материалы разделены на тактильные, обонятельные, вкусовые. Примеры тактильных материалов: гречка, горох, мячики-ёжики, песок и т.д. Примеры обонятельных материалов: палочки корицы, лавандовые веточки, долька чеснока и т.д. Примеры вкусовых материалов: кружки апельсина, лимона, мёд, варенье, кусочки огурца, моркови и т.д.

Отмечу, что дети с удовольствием выполняют данный вид артикуляционной гимнастики, ведь при сенсорной интеграции происходит взаимодействие всех органов чувств, упорядочивание ощущений таким образом, что ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, испытывая при этом положительные эмоции. Например, упражнение с апельсином, придуманное мной «Кружок», когда я прошу ребенка облизывать дольку апельсина и выполняя при этом движения языком по часовой и против часовой стрелке, очень приятно ребенку. Он чувствует вкус апельсина, при этом тренируя важные мышцы языка, которые участвуют в образовании почти во всех фонем. Еще один пример. Тренировка речевого выдоха и вдоха. Использую веточку лаванды. Запах лаванды обычно нравится детям, они любят выполнять дыхательные упражнения, вдыхая приятный запах, есть мотивация продолжать упражнения от занятия к занятию.

Таким образом, я сделала вывод, что применение в логопедической работе сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики положительным образом влияет на качество выполнения упражнений, улучшает настроение детей, прививает интерес к занятиям, развивает различные виды ощущений и конечно решает задачи метода сенсорной интеграции.

ВАЖНО! 1. Перед началом занятия необходимо выяснить, нет ли у ребенка аллергии на тот или иной продукт

2. Все материалы проходят санитарно-гигиеническую обработку.

Список литературы

Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. – М.: Парадигма, 2016.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,4 КБ

Опубликовано: 15.03.2020

Преимущество синестетов

Каждый раз, когда Тим видит букву «и», он представляет красный цвет. Если ему на глаза попадается буква «о», все вокруг тут же становится синим. Для него чтение книги похоже на светомузыку.

Тим не сумасшедший. Просто он, если так можно выразиться, страдает синестезией — расстройством, при котором раздражение в одной сенсорной системе мгновенно вызывает отклик в другой. Такая особенность восприятия встречается у одного человека из двух тысяч.

Всего существует более 50 видов синестезии. Некоторые люди видят оттенки букв и цифр. У кого-то возникает ощущение цвета при восприятии звуков. А кто-то чувствует вкус слов или образов.

Не подумайте только, что это банальное слюноотделение, как в случае, когда при слове «шоколад» представляешь конфеты. Скорее, прочитав в книге слово «небо», вдруг начинаешь отчетливо ощущать вкус лимона.

Один из примеров синестезии — объединение звуков и цветов. Источник

У людей с синестезией словно запутались «провода» в мозге. Но в то же время такая особенность дает им неожиданное преимущество. Они часто дают одинаковый ответ на вопрос «Чем полезна дополнительная информация?». Оказывается, она помогает запоминать.

Основные симптомы

Любые проблемы с адекватностью восприятия окружающего мира негативно влияют на поведение ребенка. Патология может сопровождаться:

  • Повышенной или критически сниженной чувствительностью к стимулам, поступающим от отдельных органов чувств.
  • Очень высокой двигательной активностью или, наоборот, заторможенностью.
  • Задержкой развития, гипер или гипо – тонусом мышц, проблемами с координацией движений или мелкой моторикой.
  • Сложностями с концентрацией, импульсивностью и повышенной утомляемостью.
  • Нежеланием общаться с другими людьми, сложностями в планировании своих действий и невозможностью полноценно обучаться по стандартной программе.

Такие дети могут избегать прикосновения к определенным фактурам (например, воде или песку), испытывать дискомфорт от звука шуршания карандаша по бумаге или выбирать еду, либо одежду определенных цветов и текстур. Возможно появление противоположных симптомов: ребенок может не обращать внимания ни на что вокруг или не реагировать на такие сильные раздражители, как жара, холод или даже боль.

Главные принципы сенсорной терапии

Сенсорная терапия в наше время получила широкое распространение в качестве профилактического использования в дошкольных учреждениях. Строится она на следующих принципах: 

  • Игровая форма — необходимая составляющая успешного развития сенсорной интеграции. 
  • Постепенное усложнение задач. Сначала детей учат реагировать на незначительные раздражители, а потом подводят к самым неприятным для них. 
  • Большое значение придают мотивации детей. Их заинтересованность как раз напрямую зависит от применяемого в процессе сенсорной терапии оборудования. 
  • Перед детьми ставят только посильные задачи, которые можно усложнить только при успешном предыдущем результате.  

Методика коррекции

Убедившись в том, что работа органов чувств явно нарушена, родителям стоит проявить мудрость, терпение и любовь, ни в какой форме не наказывать и не выражать своего разочарования, а постараться помочь. Выявленные признаки можно скорректировать, но для этого требуется время и систематическая целенаправленная работа.

Теория и практика сенсорной интеграции называет одним и тем же термином и сенсомоторное расстройство, и метод его коррекции. Таким образом, СИ – это еще и название метода, разработанного Д. Айрес для работы с детьми, имеющими нарушения в координации работы органов чувств.

Родители должны соблюдать простые правила:

  • не требовать того, чего малыш не может сделать;
  • регулярно доброжелательно объяснять, как нужно действовать, и многократно повторять упражнения для развития сенсорной интеграции ребенка;
  • успокоить малыша, если он испытывает страх или дискомфорт;
  • создать в доме спокойную обстановку;
  • установить строгий режим дня, единые четкие и понятные правила, которые необходимо соблюдать.

Окружающая среда должна быть продумана и организована так, чтобы максимально помогать развитию дошкольника. Желательно, чтобы в комнате находилось специальное оборудование для сенсорной интеграции, направленное на развитие восприятия и декодирования информации, поступающей от разных органов чувств. Дидактическая среда должна включать игрушки и предметы, стимулирующие самостоятельную деятельность ребенка-дошкольника.

Родители способны сделать многое для своих детей, но в подобной ситуации необходимо специальное образование специалиста, которое будут осуществлять дефектологи, психологи, психотерапевты и другие.

Значение совместной работы специалистов разных областей

Совместная работа специалистов разных областей (врачей, психологов, логопедов и т.д.) при нарушениях сенсорной интеграции у детей имеет большое значение и обеспечивает комплексный подход к реабилитации.ВрачиНеврологи и педиатры проводят диагностику и лечение сопутствующих заболеваний, которые могут влиять на сенсорную интеграцию, таких как эпилепсия, церебральный паралич, аутизм и др.Оториноларингологи и сурдологи проводят диагностику и лечение нарушений слуха, которые могут влиять на сенсорную интеграцию.Офтальмологи проводят диагностику и лечение нарушений зрения, которые могут влиять на сенсорную интеграцию.ПсихологиКлинические психологи проводят диагностику и коррекцию нарушений сенсорной интеграции, а также сопутствующих психологических проблем, таких как тревожность, депрессия, агрессия и др.Нейропсихологи проводят диагностику и коррекцию когнитивных нарушений, которые могут быть связаны с нарушениями сенсорной интеграции, таких как нарушения внимания, памяти, мышления и др.Специалисты других профилейЭрготерапевты проводят занятия, направленные на развитие навыков, необходимых для рутин в естественных жизненных ситуациях,таких как мелкая моторика, координация движений и др.Физиотерапевты проводят занятия, направленные на развитие крупной моторики, равновесия и координации движений.Логопеды проводят занятия, направленные на развитие речи, языковых навыков и коммуникации.Совместная работа специалистов разных областей позволяет:1. Установить точный диагноз и определить причину нарушений сенсорной интеграции.2. Разработать индивидуальный план реабилитации, учитывающий все особенности ребёнка.3. Осуществлять комплексный подход, направленное на коррекцию нарушений сенсорной интеграции и сопутствующих проблем.4. Оценивать эффективность лечения и реабилитации и вносить необходимые коррективы в план лечения.Такой комплексный подход к лечению и реабилитации позволяет достичь наилучших результатов и улучшить качество жизни детей с нарушениями сенсорной интеграции.
Запишитесь на курс «Сенсорная интеграция: теория и практика» от Иваненко Анастасии.Сенсорно-интегративный подход – это инструмент в работе, который может освоить любой специалист, имеющий профильное образование для работы с детьми: педагог, логопед, психолог, специалист по движению, воспитатель. Для работы в данном подходе необходимы: 1) комплексные теоретические знания об анатомии человека; 2) умение использовать диагностические методы и интерпретировать полученные результаты;3) навык составления программы вмешательства и планирования последующих занятия для достижения поставленных целей.Более того, без помощи опытных специалистов (как в формате стажировок, так и супервизий) могут возникнуть трудности в начале личной практики. Поскольку мы знаем, как иногда бывает тяжело, по окончании всех трёх модулей будет предоставлена возможность пятидневной онлайн-стажировки (бесплатно), а также записи на супервизию у ведущих специалистов Института Раннего Вмешательства.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Тактильная дисфункция

Неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь.

Вестибулярная дисфункция

Гиперинтенсивность движений, гипоинтенсивность, низкий тонус мышц, нарушения координации.

Проприоцептивная дисфункция.

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Защитная реакция — есть небольшой набор продуктов, давится и боится есть плотную пищу. Низкая реакция на оральные сигналы — жует несъедобные предметы, изучает предмет ртом, любит слишком кислые, сладкие, острые блюда.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Визуальная дисфункция

Гиперинтенсивная реакция — избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушенном освещении. Недостаточная реакция — не различает формы, цвета, пишет залом наперед, рисует слишком большие или слишком маленькие линии, формы, испытывает трудности при обведении контура, сбор пазлов.

Артикуляционная дисфункция

Не определяет источник звука, не различает знакомых по голосу, дислексия, трудно формулирует мысли устно и письменно, невнятная речь.

Социальная дисфункция

Сложно находит контакт с ровесниками, незнакомыми людьми, не стремится к общению с членами семьи, не поддерживает диалог.

Эмоциональная дисфункция

Импульсивность, впадение в фрустрацию, хорошо занимается с логопедом, учителем индивидуально, в группе отмалчивается, отвлекается, эмоционально нестабилен.

Игровая дисфункция

Не может играть без мамы, не стремится к игре с ровесниками, часами совершает одно и то же действие.

Дисфункция саморегуляции

Раздражительность, суетливость, необходимость дополнительных стимулов для успокоения (сосание пальца, укачивания, поглаживания), паттерн.

Интроцепция (внутренняя регуляция)

Непредсказуемость настроения, чувство сильного жара, холода при нормальной температуре воздуха, замедленные движения, учащение ритма сердцебиения и дыхания без видимых причин, невозможность контролировать чувство голода и сытости.

Взаимодействие органов чувств

Недавно ученые получили возможность исследовать мозг при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии. Они провели следующий эксперимент: показали испытуемым видео с говорящим человеком, выключив звук.

Когда они проследили на ФМРТ, что происходило при этом с мозгом, выяснилось, что область, отвечающая за обработку звуков — слуховая кора, — тоже стимулировалась, как будто бы человек слышал речь.

Многочисленные исследования подтверждают, что сенсорная обработка взаимосвязана. Источник

В ходе другого эксперимента вблизи рук испытуемого, вооруженного тактильным стимулятором, происходили короткие вспышки света. Иногда исследователи активировали стимулятор при вспышке света, но не всегда. И сколько раз они ни проделывали это, зрительная зона коры головного мозга всегда становилась максимально активной в ответ на тактильный стимул. Фактически визуальная система включалась через тактильную.

Таким образом, различные эксперименты показывают, что наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется несколько органов восприятия одновременно.

Нарушение работы сенсорных систем

В процессе своей практической работы Э. Дж

Айрес пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка

Ведь более чем 70% детей, имеющих проблемы с обучением, поведением, общением, какие-либо отклонения в развитии речи, эмоциональной и двигательной сферы, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Что же такое сенсорная интеграция?

Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим значение нескольких понятий.

Нервная система – это сеть взаимосвязанных нервных клеток, расположенных по всему телу.

Плотное скопление нервных клеток внутри черепа образует головной мозг. Спинной мозг – это пучки нервных клеток, расположенных вдоль позвоночника.

Вместе головной мозг и спинной мозг называются центральной нервной системой.

Отростки нервных клеток располагаются также и за пределами центральной нервной системы – в мышцах, суставах, коже, внутренних органах и органах чувств. Это периферическая нервная система.

Сенсорная система — это совокупность центральных и периферических структур нервной системы, ответственных за восприятие сигналов различных модальностей из окружающей или внутренней среды.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нейронных проводящих путей и отделов головного мозга, ответственных за обработку полученных сигналов.

Наиболее известными сенсорными системами являются зрение, слух, осязание, вкус и обоняние.

Ощущение – это психический процесс отражения отдельных свойств объектов внешнего мира и внутренних состояний организма (цвет, свет, тепло, боль и т.д.), поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.

Интеграция вообще – это вид организации чего-либо, а интегрировать – значит организовать или собрать разные части в единое целое.

Центральная нервная система (особенно головной мозг) устроена таким образом, что она организует (интегрирует) бесчисленные кусочки сенсорной информации в целостную систему.

Сенсорная интеграция – это упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции у детей раннего возраста

Любое исследование начинается с определения сложности, поэтому первичная диагностика лежит на родителях посредством наблюдения. Наблюдение за ребёнком в различных ситуациях может дать ценную информацию о его сенсорных предпочтениях и трудностях. Например, ребёнок, который избегает прикосновений, может иметь повышенную чувствительность к тактильным ощущениям.Когда посредством наблюдения родители обнаружили проблему, они обращаются в центр ранней помощи, и перед приёмом для информирования специалиста заполняют опросники. Опросники могут быть использованы для оценки сенсорных предпочтений и трудностей у детей и могут быть заполнены родителями или педагогами.Во время приёма специалист проводит тесты и практические пробы. Они могут быть использованы для оценки различных аспектов сенсорной интеграции, разных видов чувствительности

Важно понимать, что для проведения тестов и практических проб необходимо пройти обучение, следовательно, составление заключения и программы по преодолению нарушений требует наличие специалиста.Также нужно отметить, что для полной и точной оценки сенсорной интеграции у детей может потребоваться использование нескольких методов и инструментов, а также сотрудничество между различными специалистами, такими как эрготерапевт, логопед, психолог и т.д.

Сенсорная интеграция

Таким образом, сенсорная интеграция:

  1. является бессознательным процессом, который протекает в головном мозге (человек не задумывается как осуществляется процесс сенсорной интеграции, как не задумывается, например, о процессе дыхания);
  2. организует ощущения, поступающие от органов чувств (зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, воздействие силы тяжести и положение тела в пространстве);
  3. делает испытываемые человеком ощущения значимыми, фильтруя информацию и отбирая лишь то, на чем следует сконцентрироваться в данный момент (например, слушать учителя в данный момент и не обращать внимания на уличный шум);
  4. позволяет человеку осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой он находится (формирование адаптивного ответа на ситуацию);
  5. формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Сенсорная интеграция начинает развиваться у младенца еще утробе матери, когда ребенок ощущает движения материнского тела.

В дальнейшем ребенок в первый год жизни овладевает такими умениями как – ползание, вставание, только при условии, что в его мозге будет идти и развиваться активнейшая сенсорная интеграция.

Ребенок развивает свою сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром, приспосабливая свое тело и мозг для решения физических задач, с которыми он сталкивается в детстве.

Наилучшую возможность для развития сенсорной интеграции дает адаптивный ответ.

Адаптивный ответ — это обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения.

Посредством адаптивных ответов ребенок на каждом этапе своего развития справляется с определенными задачами и познает что-то новое.

Формирование адаптивных ответов помогает мозгу развиваться и организовывать свою работу, включает сенсорную интеграцию. А с развитием сенсорной интеграции улучшается самоорганизация, и становятся доступными более сложные навыки.

Э. Дж. Айрес отмечает, что первые семь лет жизни ребенка его мозг в основном работает как устройство для обработки сенсорной информации, поэтому этот период называют – периодом сенсомоторного развития.

Дети воспринимают окружающий мир, предметы и делают выводы о них согласно своим ощущениям, их адаптивные ответы имеют двигательную, мышечную природу, нежели ментальную.

По мере взросления некоторые сенсомоторные навыки заменяются ментальными и социальными, однако именно сенсомоторные навыки являются основой формирования последних.

Сенсорная интеграция необходима для овладения сенсомоторными навыками, такими как движение, говорения, игра.

Сенсорная интеграция закладывает фундамент более сложной интеграции, необходимой для овладения чтением, письмом и адекватным поведением.

Таким образом, основные положения теории сенсорной интеграции (СИ) включают в себя следующие утверждения:

  1. Центральная нервная система пластична,
  2. Сенсорная интеграция развивается (т.е. формы поведения, которые представлены на каждой стадии развития, служат для формирования более сложных форм поведения),
  3. Мозг функционирует как единое целое

Адаптивные формы взаимодействия имеют критическое значение для сенсорной интеграции (т.е. взаимное прилаживание среды и индивида критически значимо для СИ. СИ – это процесс, развивающийся по спирали, т.е. открытая система. Адаптивное взаимодействие индивида и среды способствует СИ, а способность вступать в адаптивное взаимодействие отражает уровень развития СИ)

4.У людей существует внутренняя потребность в развитии СИ через участие в различных формах сенсомоторной активности,

У детей с нарушениями СИ часто есть слабая мотивация активно участвовать в чем-либо.

Литература:

  1. Айрес Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес; (пер. с англ. Юлии Даре). – 5-е изд.– М: Теревинф, 2018.
  2. Банди А., Ш. Лейн, Э. Мюррей. Сенсорная интеграция. Теория и практика. – М.: Теревинф, 2017.

Практическое применение

Мультисенсорная среда ускоряет реакцию, повышает точность, улучшает восприятие стимула и кодирование в момент обучения. Однако в наших классах и кабинетах мы все еще не используем эти преимущества. Вот несколько идей, которые можно применить на практике:

— Начало урока имеет огромное значение для запуска процесса мышления

Именно в этот момент ученики автоматически уделяют особое внимание учителю. Если в этот критический отрезок времени задействовать все сенсорные системы восприятия, внимание в целом сохранится

В сочетании с традиционными методами подачи материала можно использовать тактильные ощущения и ароматы.

— Повторение помогает стабилизировать память. А что если при первом знакомстве с материалом задействовать мультисенсорный опыт, а в дальнейшем повторять не только саму информацию, но и способ ее подачи? Эффективность повторения повысится в разы!

Приемы, описанные выше, можно использовать не только в учебных заведениях, но и для проведения тренингов и семинаров на работе. Источник

— В мультисенсорной среде улучшается также способность решать проблемы. Одно из исследований показало, что презентация, задействующая разные органы чувств, в два раза повышает количество креативных идей. Почему бы не воспользоваться этим в рабочей ситуации?

— И еще одна хитрость: если вы будете изучать материал в комнате с определенным запахом, а потом наполните спальню тем же ароматом, то мозг лучше усвоит информацию. Запах оптимизирует процесс сохранения воспоминаний во время сна.

Больше интересных исследований и практических советов — в книге «Правила мозга»

Обложка поста отсюда

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: