Значение использования методов сенсорной интеграции в работе с детьми с речевыми нарушениями

Сенсорная интеграция

диагностика

В настоящее время существует много трудностей в диагностике этого состояния, так как многие медицинские работники не знают, как распознать сенсорный дефицит этого типа, и опережают его классификацию как еще одно другое расстройство, которое может представлять сходные симптомы..

Поэтому, есть другие эксперты, которые обнародуют это условие и требуют, чтобы оно было признано и исследовано более глубоко.

Одним из способов диагностики расстройства сенсорной интеграции является заполнение списков поведения, таких как Контрольный список сенсорных чувств Biel & Peske (2005) или Контрольный список расстройств сенсорной обработки Винни Данна (2014), в котором приведен список поведений и должен реагировать на них, если это происходит часто или нет, или если это то, чего человек избегает, ищет того или другого, или нейтрален.

Определение болезни. Причины заболевания

Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений . Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.

Основные факторы развития заболевания:

  • внутриутробное инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и др.);
  • гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (в результате недостатка кислорода) как внутриутробно, так и во время родов;
  • глубокая недоношенность (рождение ребёнка на сроке до 37 недель, с массой тела меньше 1500 г);
  • родовая травма при стремительных родах, экстренном кесаревом сечении и пр.;
  • гидроцефалия, приводящая к атрофии различных отделов коры головного мозга и их проводящих путей;
  • последствия менингита, менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесённых в детстве .

В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.

К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Характеристики сенсорной интеграции

Это процессы неврологической организации, цель которых — дать адекватный ответ на стимулы, поступающие через органы чувств, их обработку и последующую интерпретацию сенсорными центрами мозга. Кроме того, чтобы реагировать на окружающую среду, чувства помогают нам выживать, учиться и наслаждаться.

Для сенсорной интеграции мозг должен собирать информацию, изолированную от каждого сенсорного органа, которая обрабатывается в разных частях нервной системы..

Однако связи между областями мозга, в дополнение к определенным областям, отвечающим за интеграцию, заставят нас воспринимать глобально; наилучшее объединение всех данных (Колева, Эфе, Атасой и Костова, 2015).

Теория сенсорной интеграции и ее терапия были разработаны в 1960 году американским психологом и нейробиологом по имени Жан Эйрес. 

Сенсорная интеграция

Айрес (1979, в Smith Myles et al, 2000) определяет сенсорную интеграцию как «организацию ощущений для дальнейшего использования». Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.

Центральная нервная система (мозг) перерабатывает всю сенсорную информацию, которую посылают различные сенсорные системы организма и помогает организовать, расставить приоритеты и понять эту информацию. Основываясь на этом, она также способна на ответную реакцию: это могут быть мысли, чувства, моторный ответ (поведение) или комбинация всего вышеперечисленного. Во всем нашем организме присутствуют рецепторы, которые реагируют на сенсорные стимулы. Наши руки и стопы содержат больше всего таких рецепторов. В большинстве случаев переработка сенсорной информации происходит автоматически.

Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: гипер (высокая) и гипо (низкая) чувствительность

Тем не менее, важно помнить, что отличия/проблемы некоторых людей могут включать гиперчувствительность и гипочувствительность одновременно

Баланс (вестибулярная система)

Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Ощущение собственного тела (проприоцептивная система)

Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Запах (обонятельная система)

Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Зрение (зрительная система)

Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Слух (слуховая система)

Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.

Прикосновение (тактильная система)

Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).

Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Вкус (вкусовая система)

С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:

Критерии правильной диагностики сенсорного расстройства

Когда речь идет о сенсорных проблемах, нужно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу.

Однако, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию – о норме говорить не приходится.

Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.

Неверно считать, что у пациента может наблюдаться только лишь гипо- или гиперчувствительность. Встречаются ситуации, ребенок может не выносить громких звуков, но при этом смеяться, когда ему делают укол и никак не реагировать на ожог второй степени.

Метода сенсорной интеграции в приложении к РАС

Как и со всеми другими  способами смягчить проявления аутизма, сенсорная интеграция до сих пор не была проверена исследованиями национального масштаба, которые позволили бы однозначно подтвердить или опровергнуть те или иные теории, связанные с ней.

Критики отмечают, что, поскольку сам характер американской страховой медицины требует от специалистов по поведению постановки «медицинского» диагноза, они могут проявлять тенденцию к злоупотреблению, и говорить о расстройствах сенсорной сферы даже в тех случаях, когда особенности поведения могут быть объяснены другими факторами.

Специалисты также предостерегают от того, чтобы все проблемы детей с аутизмом сводить к сенсорным нехваткам или гиперчувствительности.

Так, теория «протекающего кишечника» объясняет отчужденность, «туман» и повышенный болевой порог отравлением организма морфиноподобными веществами, которые вырабатываются как реакция на попадание в кровь из кишечника крупных молекул, содержащих глютен или казеин.

Пищевые аллергии также могут иметь значение, приводя к перевозбуждению и провоцируя дальнейший уход в себя. Проблемы с митохондриальным комплексом клеток имеют следствием вялость и апатию ребенка.

Хотя все перечисленные симптомы можно объяснить и как следствия неправильной обработки мозгом сенсорных раздражителей, они часто имеют  медицинскую природу.

Именно поэтому необходим комплексный подход к лечению детей с РАС, когда врач находит и излечивает все источники воспалений в организме, насыщает клетки энергией и обеспечивает рацион, который закрывал бы все выявленные пищевые нехватки.

Сенсорная интеграция, таким образом – это не единственный, а один из многочисленных способов помощи при РАС. Можно рекомендовать родителем дополнять «сенсорную диету» биомедицинскими протоколами и наоборот.

Отметим также, что сенсорная интеграция – это паллиативный метод лечения, т.е. смягчающий лишь проявления болезни, но не излечивающий ее причины. Дети могут получать некоторое облегчение (массаж и объятия приятны и здоровым людям).

Однако без выявления причин заболевания или сопутствующих ему состояний, долгосрочный эффект от сенсорной терапии может быть сведен на нет.

Завершая ознакомительный рассказ, повторим свою мысль ещё раз: лечение РАС должно быть комплексным.

  • http://autism-help.org/comorbid-sensory-integration-dysfunction.htm
  • http://www.spdinfographic.com/

Как сенсорный опыт помогает интеграции

Достаточный сенсорный опыт – это среда, в которой ребенок получает достаточное количество физических, осязательных, зрительных, слуховых и прочих стимулов.

Канадский нейропсихолог Дональд Олдинг Хебб доказал гипотезу о том, что сильно ограниченная среда приводит к нарушениям нормального функционирования организма, а среда, богатая сенсорными стимулами, стимулирует развитие.

И что не менее важно – к сенсорному опыту относятся также впечатления от контакта с близкими взрослыми, к которым ребенок привязан. В 1992 году английские психологи проводили исследования, наблюдая за двумя группами детей, которые росли в одинаковой по своей насыщенности сенсорной среде

Но в одной из групп о детях достаточно заботились близкие взрослые, а в другой группе заботились мало. По прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития

В 1992 году английские психологи проводили исследования, наблюдая за двумя группами детей, которые росли в одинаковой по своей насыщенности сенсорной среде. Но в одной из групп о детях достаточно заботились близкие взрослые, а в другой группе заботились мало. По прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития.

лечение

Лечение зависит от характеристик, которые дает ребенок, но оно не лечится, а состоит в том, чтобы максимально улучшить жизнь пострадавшего в рамках его проблемы, способного получить очень хорошие результаты при правильном лечении..

Сенсорная интеграционная терапия

Это может быть полезно для многих из тех, кто пострадал, и в основном состоит в выявлении структурированным и повторяющимся образом различных сенсорных стимулов. Это можно сделать как игру, и ее цель заключается в том, что благодаря церебральной пластичности механизмы меняются и постепенно интегрируют больше информации..

Заставить вас чувствовать себя лучше

Наиболее распространенным является облегчение их дискомфорта с помощью различных методов. Обнаружив неприятные для человека вещи, они стараются избегать таких ситуаций, уменьшать их или постепенно сталкиваться с ними..

Например, ребенок с этой проблемой может ненавидеть определенный предмет одежды или тип ткани, поэтому эту одежду больше нельзя использовать..

Другим примером может быть ребенок, который не может чистить зубы из-за повышенной чувствительности его десен. Что-то, что может быть сделано против этого, должно привыкнуть ребенка к использованию зубной щетки, сначала с помощью резинового наконечника или салфетки. В аптеках есть несколько продуктов, которые могут быть полезны для массажа десен или рта.

Модель DIR

Его аббревиатура на английском языке («Развитие, индивидуальные различия, модель, основанная на отношениях», Стэнли Гринспен и Серена Видер) — это программа вмешательства для детей с нарушениями сенсорной интеграции, особыми потребностями или любым типом аутизма.

Основное внимание уделяется развитию или формированию у ребенка навыков правильного функционирования в жизни: как уделять внимание, как относиться к другим, как сообщать, что вам нужно, и достигать академических целей.. «Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)

«Я»относится к индивидуальным различиям, защищая, что вы должны знать, как вы воспринимаете вещи, которые различны у каждого ребенка (поиск ощущений, гиперчувствительности или гипочувствительности …)

в то время как R рассказывает об учебных связях с другими людьми, которые приспосабливаются к их индивидуальным различиям, чтобы они могли этого достичь.

В этой технике эмоции и интересы ребенка используются для того, чтобы образовательные взаимодействия, которые запускают различные части мозга для совместной работы. Он также устанавливает задачи, которые нужно решать, постепенно, более сложные для детей, такие как изменения в окружающей среде.

Обычно включает в себя упражнения для решения проблем обучения.

Для достижения целей часто требуется совместная работа нескольких специалистов, сочетающая терапию для языка или кормления, трудотерапию, нейропсихологическую реабилитацию, образовательные программы и даже биомедицинские вмешательства..

ссылки

  1. О СПД. (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. от Института сенсорных расстройств STAR
  2. Dunn, W. (s.f.). Контрольный список нарушений сенсорной обработки. Получено 20 июля 2016 г. из родительской зоны СПД
  3. Goldstein, M.L., Morewitz, S. (2011). Дисфункция сенсорной интеграции. При хронических расстройствах у детей и подростков. (стр. 125-130). Нью-Йорк: Springer Science & Business Media.
  4. Колева И., Эфе Р., Атасой Е. & Костова З. Б. (2015). Образование в 21 веке, теория и практика, издательство им. Св. Климента Охридского.
  5. Owen, J.P., Marco, E.J., Desai, S., Fourie, E., Harris, J., Hill, S.S., & … Mukherjee, P. (2013). Нарушение микроструктуры белого вещества у детей с нарушениями сенсорной обработки. Neuroimage: Клинический, 2844-853.
  6. Песке, Б. &. (2005). Сенсорный Контрольный список. Получено от сенсорных умов
  7. Что такое сенсорная обработка? (Н.Д.). Получено 20 июля 2016 г. с сенсорных умов
  8. Видер Г. &. (Н.Д.). Что такое модель DIR / Floortime ? Получено 20 июля 2016 г. от Стэнли Гринспена

Сенсорная интеграция ребенка при аутизме

Аутизм – это расстройство, вызванное отклонениями в развитии головного мозга и проявляющееся как отказ от взаимодействия с окружающим миром.

Многие методы работы, рассмотренные выше, будут благотворно влиять и в случае выявления расстройств аутистического спектра.

Аутистичный ребенок и сенсорная интеграция – тема множества современных исследований психологов и психотерапевтов. Знакомство ребенка-аутиста с различными ощущениями и его сенсомоторное развитие – обязательная часть коррекционной программы работы с такими детьми.

В ходе исследований установлено, что сенсорная интеграция аутистов дает заметные результаты: пациент приобретает новые навыки, что является стимулом для активизации речевого и интеллектуального развития.

Сенсорное развитие ребенка и сенсорная интеграция – одна из актуальных психолого-педагогических проблем современности. Если у родителей, медиков или воспитателей возникли подозрения о наличии проблем координации в сенсомоторной сфере, необходимо внимательнее отнестись к малышу-дошкольнику и не отказываться от диагностики и терапевтической помощи. Чем раньше мы начнем помогать маленькому человечку, тем успешнее он будет в дальнейшем в процессе социализации.

Симптомы

Признаки нарушения сенсорной интеграции можно разделить на несколько групп:

Проприоцептивная дисфункция

Неправильная оценка положения тела в пространстве, весе, давлении, движении мышц и суставов. Особенному ребенку сложно упорядочивать движения, он ищет сенсорных переживаний (сам падает, сильно топает при ходьбе, грубо прижимает к себе людей, вещи).

Аудиальная дисфункция

Повышенная реакция на громкие, резкие звуки — это страх, тревога, истерики, отказ от прослушивания песен, музыки. Недостаточная реакция на звуки — не реагирует на обращение по имени, любит слишком громкие звуки, плохо запоминает песни, мотив, нуждается в частом повторении просьб, стихов.

Обонятельная дисфункция

Чрезмерная реакция на запахи — отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата духов, игнорирует игры, если в комнате неприятный запах. Нехватка реакции — не может определить запах и его источник, полностью игнорирует неприятный аромат, нюхает предметы для их изучения.

Проблемы у детейСиндром гиперактивности и дефицита вниманияЗадержки развитияРасстройства аутического спектра

Этот сайт познакомит вас с проблемами особенных детей
Очень много информации вы найдете по аутизму
Здесь мы рассматриваем целый ряд расстройств, связанных с неправильной работой мозга – ЗПРР
Из данного раздела вы почерпнете много информации специфического характера – узнаете, как принять и полюбить необычного ребенка, как наладить с ним отношения, что происходит у него в организме, как он чувствует и воспринимает привычный нам мир
Более того, мы поможем вам сориентироваться в непростой практике сдачи анализов аутистов, укажем истинные причины этой «чумы 21 века», а также поможем получить объективные ответы на все интересующие вас вопросы

Что такое сенсорная интеграция?

Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует и преобразовывает её так, чтобы она могла быть использована в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела и т.п.

Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. Данный метод призван бороться со скрытыми проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела.

Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, будут появляться дисфункции в моторном, познавательном и речевом развитии, а также в поведении ребенка. Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Формируются и улучшаются синаптические соединения, вследствие чего желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом.

Книги

Улла Кислинг Сенсорная интеграция в диалоге

У. Кислин, известный в Германии и России эрготерапевт. В своей книге рассказывает о собственном практическом опыте помощи детям с нарушениями сенсорной интеграции. Автор обращается напрямую к родителям, врачам, делится новыми методами работы.

Ула Кислин считает, что заниматься развитием одного вида чувствительности нельзя, это должна быть комплексная терапия. Только тогда пациент сможет реагировать на внешние и внутренние стимулы адекватно.

Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция

Книга предназначена педиатрам, неврологам, дефектологам, эрготерапевтам, родителям. Она помогает разобраться в теоретической основе нарушений сенсорной интеграции, способах ее развития, методах преодоления проблемы в раннем возрасте.

Джин Айрес подчеркивает, что сенсорная интеграция очень важна для нормального обучения в школе. Если не решить проблему до 1 класса, ребенок будет испытывать дискомфорт за партой, не сможет выстроить дружеские отношения с одноклассниками, с трудом будет усваивать новую информацию.

Посмотрите видеообзор на книгу Джин Айрес Ребенок и сенсорная интеграция:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: