Как воспитать новые рефлексы и победить зависимость. 10 шагов!

Условный рефлекс

Существует несколько основных типов рефлексов у грудничков

Обеспечивающие функционирование основных систем организма. Они отвечают на дыхание, потребление пищи и т.д.

Защитные рефлексы. Любой грудничок будет зажмуриваться при ярком свете. Мозг уже будет «знать», что долгое воздействие света вредно для роговицы глаза.

Рефлексы для ориентировки в пространстве. Например, поворот головы в сторону источника света или звука.

Атавистические рефлексы. Они достались нам от далеких предков и уже, по сути, особо не нужны. Например, хватательный рефлекс. Он нужен был нашим хвостатым далеким родственникам, чтобы с первых дней жизни цепляться за ветки и не упасть на землю.

Всего существует порядка семнадцати врожденных рефлексов. Какие-то остаются с нами навсегда (дыхательный рефлекс). Но большинство все же исчезают после полугода. Их место занимают более совершенные психические и физические реакции, а уже на их основе формируются наборы поведенческих комплексов.

Выработка условного рефлекса наука. Условные и безусловные рефлексы.

Рефлекс – ответная реакция организма не внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой. Развитие представлений о поведении человека, которое всегда являлось загадкой, было достигнуто в работах русских ученых И. П. Павлова и И. М. Сеченова.

Рефлексы безусловные и условные .

Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Дуги безусловных рефлексов проходят через спинной мозг или ствол мозга. Кора больших полушарий не участвует в их образовании. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма только к тем изменениям среды, с которыми часто встречались многие поколения данного вида.

К безусловным рефлексам относятся:

Пищевые (слюноотделение, сосание, глотание);Оборонительные (кашель, чихание, мигание, отдергивание руки от горячего предмета);Ориентировочные (скашивание глаз, повороты головы );Половые (рефлексы, связанные с воспроизведением и уходом за потомством).Значение безусловных рефлексов заключается в том, что благодаря ним сохраняется целостность организма, поддержание постоянства внутренней среды и происходит размножение. Уже у новорожденного ребенка наблюдаются самые простые безусловные рефлексы.Наиболее важным из них является рефлекс сосания. Раздражитель рефлекса сосания – прикосновение к губам ребенка какого-либо предмета (груди матери, соски, игрушки, пальца руки). Рефлекс сосания – это пищевой безусловный рефлекс. Кроме этого, у новорожденного имеются уже и некоторые защитные безусловные рефлексы: мигание, которое возникает, если постороннее тело приближается к глазу или коснется роговицы, сужение зрачка при действии сильного света на глаза.

Особенно ярко проявляются безусловные рефлексы у различных животных. Врожденными могут быть не только отдельные рефлексы, но и более сложные формы поведения, которые получили название инстинктов.

Условные рефлексы – это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, стук, время и т.д.). И. П. Павлов изучал образование условных рефлексов на собаках и разработал методику их получения. Для выработки условного рефлекса необходим раздражитель – сигнал, который запускает условный рефлекс, многократное повторение действия раздражителя позволяет выработать условный рефлекс. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловного рефлекса. Теперь данный безусловный рефлекс осуществляется не под действием совершенно новых внешних сигналов

Эти раздражения из окружающего мира, к которым мы были безразличны, теперь могут приобрести жизненно важное значение. В течение жизни вырабатывается множество условных рефлексов, которые составляют основу нашего жизненного опыта

Но этот жизненный опят имеет смысл только для данной особи и не передается по наследству ее потомкам.

Особенности развития нервной системы ребенка

К моменту рождения головной мозг ребенка внешне почти не отличается от мозга взрослого, но он еще не оформлен окончательно. Мозг новорожденного весит 380-390 г, что примерно в 3-4 раза меньше массы мозга взрослого. Масса мозга в первые годы жизни нарастает очень быстро, уже к году она удваивается, а к трем годам становится равной 1100-1200 г. После этого темп нарастания массы мозга замедляется и заканчивается к 21 году. Значительный темп увеличения массы мозга ребенка в первые годы жизни свидетельствует о той огромной роли, которую играет период раннего детства в его умственном развитии.

К моменту рождения у ребенка число нервных клеток головного мозга равно числу нервных клеток мозга взрослого. В дальнейшем масса мозга ребенка продолжает увеличиваться и это происходит не за счет количества клеток, а в результате нарастания объема каждой из них. С возрастом у ребенка меняется и внутреннее строение нервных клеток мозга, т. е. оформляется клеточная структура каждого слоя коры. Клетки приобретают свойственную каждому корковому слою форму. В разных участках мозга эти процессы происходят крайне неравномерно. Например, области зрительного анализатора формируются очень рано, так как они начинают усиленно работать с момента рождения ребенка, тогда как некоторые области двигательного анализатора формируются лишь к 12 годам.

Растут нервные волокна: дендриты и невриты — эти волокна обеспечивают самые разнообразные и многочисленные связи между клетками, центрами и зонами различных отделов головного мозга.

Нервные волокна объединяются в пучки, благодаря чему многообразные и различные нервные импульсы передаются с периферии в мозг и в обратном направлении.

Нервные волокна покрываются белой мякотной миелиновой оболочкой — миелинизируются, что обеспечивает проводимость нервного возбуждения по волокну. Миелинизация начинается еще в период внутриутробной жизни, продолжается после рождения и этот процесс происходит неравномерно. Раньше других покрываются миелиновой оболочкой сенсорные нервные волокна, например, к 2 годам заканчивается миелинизация зрительно-слуховых нервных путей. Волокна двигательного анализатора миелинизируются позже, а в некоторых случаях лишь к 10 годам.

Виды

Любой живой организм реагирует на раздражители множеством способов. В связи с этим в науке возникла необходимость выделить виды рефлексов человека. В основном принято разделять их на две большие группы по типу образования: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы присущи всем живым организмам с рождения, то есть их не нужно изучать или прилагать усилия для применения. Чаще всего, при срабатывании безусловного рефлекса, кажется, что действие произошло само собой. В качестве примера таких реакций можно выделить сосательный, защитный, половой и другие рефлексы. Их цель — обеспечить выживаемость организма для продолжения рода и приспособиться к условиям окружающей среды.

Появление таких стереотипных реакций связано с эволюционным развитием видов живых существ. Реакция организма при безусловном ответе осуществляется на уровне спинального и низших структур головного мозга.

Обычно безусловные рефлексы настолько устойчивы, что не меняются и не исчезают у человека в течение всей жизни. Кроме того, они специфичны для одного биологического вида.

Условные рефлексы вырабатываются живым организмом в течение некоторого времени. Другими словами, это приспособительное поведение для того чтобы адаптироваться к многократному влиянию раздражителя. Естественно, что такой вид рефлекторной реакции будет отсутствовать у новорожденного.

Также условные рефлексы способны угасать, если на протяжении некоторого времени они не подкреплялись действием раздражителя. Выделяют такие виды условных рефлекторных реакций:

  • Натуральные. Вырабатываются на раздражители на основе безусловного рефлекса. Таким образом, человек знает, как пахнет тот или иной продукт. Даже если еда не будет иметь запаха, рефлекс создаст ложное его ощущение;
  • Искусственные. Разновидность условного рефлекса, которая заключается в ответе на стимул, который в обычных условиях не сочетается с безусловным рефлексом. Это может быть свет в момент кормления;
  • Экстероцептивные. Обеспечивают адаптацию организма к раздражителям из внешней среды;
  • Интероцептивные. Обеспечивают адаптацию к химическим и физическим раздражителям для обеспечения функционирования внутренних органов.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным мозгом и мозговым стволом), являются врожденными и отличаются постоянством. Так, новорожденный, который наследует безусловные рефлексы, соответственно реагирует на различные раздражители: при резком звуке (раздражитель) — вздрагивает (ответная реакция — безусловный рефлекс), при ярком свете — жмурится, при прикосновении к ресницам — закрывает глаза, при прикосновении к губам — производит сосательные движения.

У новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета, ребенок сразу перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию И. П. Павлов назвал «что такое?»

Благодаря правильному использованию этого рефлекса у ребенка в дальнейшем можно воспитать любознательность.

Реакция на раздражение у новорожденного существенно отличается от реакции взрослого. Например, если при раздражении подошвы взрослый тотчас же отдергивает ногу (дифференцированная реакция), то новорожденный, кроме отдергивания ноги, одновременно проявляет и общее двигательное беспокойство, плачет — эту реакцию называют недифференцированной. У несведущих родителей подобная реакция ребенка вызывает необоснованую тревогу («нервный ребенок»).

Безусловными, являются также рефлексы пищевой, сосательный, оборонительный и др.

Можно ли заниматься после еды, если младенец бодрствует?

Вверх ногами поднимать его не стоит, а поползать или повисеть он может прекрасно.

Не массаж, так гимнастикаО формировании двигательной активности у детей старше 12 месяцев…

Еще о хватательном рефлексе. Сложность в том, что если вы даете пальцы слишком медленно, то ребенок их не возьмет или сразу отпустит, а если вы вкладываете в его ладонь пальцы и сразу тянете руки вверх, то вам кажется, что вы можете ребенка выронить. Между двумя этими вариантами приходится лавировать — давать пальцы и не слишком быстро (он должен успеть ухватиться как следует), но и не давая ему времени на раздумье. Вспомните, как действует страховочный ремень в автомобилях: он вытягивается, если его медленно тащить, и тормозится при резком рывке. Именно так ребенок хватает ваши пальцы.

Виды

Любой живой организм реагирует на раздражители множеством способов. В связи с этим в науке возникла необходимость выделить виды рефлексов человека. В основном принято разделять их на две большие группы по типу образования: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы присущи всем живым организмам с рождения, то есть их не нужно изучать или прилагать усилия для применения. Чаще всего, при срабатывании безусловного рефлекса, кажется, что действие произошло само собой. В качестве примера таких реакций можно выделить сосательный, защитный, половой и другие рефлексы. Их цель — обеспечить выживаемость организма для продолжения рода и приспособиться к условиям окружающей среды.

Появление таких стереотипных реакций связано с эволюционным развитием видов живых существ. Реакция организма при безусловном ответе осуществляется на уровне спинального и низших структур головного мозга.

Обычно безусловные рефлексы настолько устойчивы, что не меняются и не исчезают у человека в течение всей жизни. Кроме того, они специфичны для одного биологического вида.

Условные рефлексы вырабатываются живым организмом в течение некоторого времени. Другими словами, это приспособительное поведение для того чтобы адаптироваться к многократному влиянию раздражителя. Естественно, что такой вид рефлекторной реакции будет отсутствовать у новорожденного.

Также условные рефлексы способны угасать, если на протяжении некоторого времени они не подкреплялись действием раздражителя. Выделяют такие виды условных рефлекторных реакций:

  • Натуральные. Вырабатываются на раздражители на основе безусловного рефлекса. Таким образом, человек знает, как пахнет тот или иной продукт. Даже если еда не будет иметь запаха, рефлекс создаст ложное его ощущение;
  • Искусственные. Разновидность условного рефлекса, которая заключается в ответе на стимул, который в обычных условиях не сочетается с безусловным рефлексом. Это может быть свет в момент кормления;
  • Экстероцептивные. Обеспечивают адаптацию организма к раздражителям из внешней среды;
  • Интероцептивные. Обеспечивают адаптацию к химическим и физическим раздражителям для обеспечения функционирования внутренних органов.

Значение и классификация врожденных рефлексов

Природные рефлексы у младенца имеют различное значение, одни необходимы для того, чтобы родиться, другие являются жизненно важными функциями, например, дыхание, третьи помогают развитию.

Исходя из этого, врачи подразделяют врожденные навыки на три вида:

  1. Необходимые для полноценной жизни, например, дыхательный, глотательный рефлекс.
  2. Реакции защиты оберегают организм от воздействий внешней среды, например, температурных перепадов.
  3. «Временные» необходимы для прохождения по родовым путям, пропадают после рождения.

Также в зависимости от центра, отвечающего за тот или иной рефлекс, их можно разделить на две группы:

  • Двигательные. Внутри вида они подразделяются на оральный и спинальный подвид, регулируют их деятельность головной и спинной мозговой центр.
  • Автоматизмы, за которые отвечают центры среднего и продолговатого мозга, называются позотоническими. Они контролируют работу мышечного тонуса.

Всего врачи выделяют около 15 рефлексов, которые в норме присутствуют у новорожденного. Все их можно разделить на некоторые категории.

Оральные

Сюда относятся жизненно важные автоматизмы, они дают ребенку возможность нормального питания. Часть из них пропадает в младенчестве, некоторые сохраняются до дошкольного возраста, другие остаются с человеком на всю жизнь.

К ним относятся такие рефлексы, как:

  1. Сосательный – навык ребенка захватывать грудь или соску, появляется в первые часы жизни и сохраняется до 3-4 лет.
  2. Хоботковый – этот автоматизм необходим для правильного сосания. Заключается он в том, что при легком прикосновении к губам младенца, они сворачиваются в трубочку. Исчезает навык на 3-4 месяце жизни.
  3. Глотательный – механизм проглатывания пищи, сохраняется на протяжении всей жизни.
  4. Ладонно-ротовой также имеет название рефлекс Бабкина. Если младенцу первых двух месяцев жизни легонько нажать на центр каждой ладони, он приоткроет рот.
  5. Поисковой – грудной ребенок начинает искать источник еды, если слегка дотронуться до уголка рта. Он повернет голову в ту сторону, откуда шло действие, приоткроет рот. Спустя три месяца автоматизм угасает, в дальнейшем ребенок будет искать маму или бутылочку глазами.

Спинальные

Спинальными называются бессознательные повороты тела, рук и ног. Эти реакции имеют не меньшее значение, чем оральные. К ним относятся:

  • Хватательный инстинкт, до 4 месяцев ребенок бессознательно сжимает и удерживает в ладони то, что ему туда попало. По-другому это умение называют обезьяньим, для проверки навыка малышу в ладошку вкладывают указательный палец. Кроха должен сжать кулачки настолько сильно, что вы сможете немного приподнять корпус тела от поверхности.
  • Защитный рефлекс заложен природой для того, чтобы обезопасить новорожденного от удушенья. При выкладывании малыша лицом в подушку, он повернет голову, чтобы иметь возможность дышать.

Важно! Пока ребенок не научился уверенно держать голову, оставлять его на животе без присмотра опасно!

  1. Для проверки реакции на тоническое сгибание пальцев необходимо нажать на стопу рядом с большим и указательным пальцем. Новорожденный должен сжать пальчики ног, это называется подошвенным рефлексом.
  2. Обратный рефлекс носит имя доктора Бабинского. Если провести пальцем по внешнему краю стопы, то пальчики разгибаются, становятся «веером».
  3. Автоматизм опоры сохраняется до того момента, пока ребенок осознанно не начнет вставать. Если кроху держать вертикально, при этом дать ногам коснуться опоры, то малыш рефлекторно сделает упор на полную стопу.
  4. До 4 месяцев у младенца наблюдается рефлекс ползанья. Он заключается в желании сдвинуться с места из положения лежа на животе. После угасания автоматизма у детей начинается период осознанного ползанья.
  5. Реакция Моро имеет две фазы, это ответ на громкий звук, испуг. Сначала малыш разводит руки в стороны, выпрямляет ноги, затем возвращается в исходное положение.
  6. Рефлекс Галанта проверяет реакцию позвоночника. Положите ребенка на бок, двигаясь от головы к ногам, проведите указательными пальцами по линиям вдоль позвоночника. Малыш выгнет спину.

Позотонические

Эти рефлексы необходимы ребенку для того, чтобы научиться правильно распределять мышечную нагрузку, учиться держать голову, сидеть и стоять.

  • Ассиметричный шейный тонический рефлекс: положите новорожденного лицом к себе, голову поверните в сторону. Рука и нога со стороны, куда повернута голова, распрямятся. Навык угасает к 2 месяцам.
  • Симметричный шейный тонический рефлекс. При отклонении головы назад ребенок выпрямляет руки, сгибает ноги, при наклоне вперед наблюдается обратная реакция.

Особенности развития высшей нервной деятельности

И. П. Павлов дал точное определение высшей нервной деятельности — это деятельность больших полушарий головного мозга и ближайших подкорковых центров.

Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторно в ответ на какое-либо раздражение.

Термин «рефлекс» ввел в физиологию в XVII веке известный французский естествоиспытатель Рене Декарт. В то время рефлексами объясняли лишь простейшие реакции, и только наши знаменитые соотечественники- И. М. Сеченов и И. П. Павлов в начале XX века доказали, что они (рефлексы) составляют основу всех процессов, совершающихся в организме человека и животных. И. М. Сеченов еще в конце прошлого столетия, наблюдая за развитием поведения ребенка, пришел к выводу, что психическое развитие начинается в младенческом возрасте. В том же направлении успешно работали русские ученые — В. М. Бехтерев, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, Н. М. Щелованов и др.

Рефлексами называются закономерные ответы организма, осуществляемые при посредстве центральной нервной системы, на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают двоякого рода — безусловные и условные.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Название рефлекса Как проверяется До какого возраста существует
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна. Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика». Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Название рефлекса
Как проверяется
До какого возраста существует
Сосательный
Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди

Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании
До 12 месяцев
Глотательный
При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое
Остается до конца жизни
Хоботковый
Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок
До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина)
Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик
До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля)
При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик

Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша
До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Как выработать рефлекс?

Нужно ли искусственно вырабатывать отстающий врожденный рефлекс у младенца? Взгляды специалистов на этот счет расходятся. Представители старой школы считают, что раз автоматизмы все равно скоро угаснут, то стараться нет смысла. Однако большинство педиатров настаивают на стимуляции безусловных рефлексов у новорожденных и грудных детей.

Самым простым и эффективным способом развить основные врожденные автоматизмы у младенца считается гимнастика. В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:

  • Развитию установочного и опорного рефлексов способствует удержание новорожденного около груди в вертикальном положении при одновременном постукивании по ступням.
  • Врожденное умение ползать стимулируют приставлением к стопам открытых ладоней. Малыш при таком движении получает точку опоры и начинает двигаться намного активнее.
  • К шаговому рефлексу новорожденного побуждают постановкой на ножки с поддержкой подмышками.
  • Хватательный навык развивают дачей ярких игрушек и указательных пальцев.

Заниматься самостоятельной стимуляцией врожденных рефлексов у новорожденного следует только после консультации у детского невропатолога

Врач порекомендует комплекс упражнений и подскажет, на какие именно автоматизмы нужно обратить внимание

Одновременно с безусловными необходимо стимулировать и условные рефлексы у новорожденных. Для этого достаточно подвесить над кроваткой яркие игрушки, положить недалеко от младенца влекущие предметы — малышу захочется дотянуться и взять их в руки. Сначала движения будут спонтанными, а затем все более управляемыми.

Как выработать условный рефлекс у человека?

Все, кого интересует, как выработать условный рефлекс должны понимать, что такой рефлекс вырабатывается сам при наличии необходимых условий и является подсознательным. Например:

  1. В комнате при входе на протяжении многих лет выключатель располагался справа. После ремонта его перенесли слева от входа, но человека еще долго будет искать выключатель справа — это все действие выработанного условного рефлекса.
  2. Вождение автомобиля происходит благодаря условным рефлексам. Все, торможение, переключение передач, использование зеркал — выработанные рефлексы, приобретенные при определенных условиях. Хорошо отработанный и закрепленный рефлекс в данном случае называют опытом вождения.
  3. Чем меньше время между звуком выстрела из стартового пистолета и началом движения, тем быстрее и успешнее старт, что, к примеру в спринте, играет немаловажную роль, поэтому старт по выстрелу тренируют как раз посредством выработки условного рефлекса.

В чем отличие безусловного рефлекса от инстинкта

Понятия инстинкт и безусловный рефлекс очень схожи. Они заложены в каждое живое существо и не требуют специального изучения. Однако принципиальное их различие в том, что инстинкт является чувственным проявлением живого существа. Это может выражаться в совершении более-менее осмысленных действий. Например, брачные игры самца для привлечения самки. Таким образом, нет однозначной гарантии того, что инстинкт проявится.

Избежать появления безусловного ответа организма на раздражитель невозможно. Такие примеры рефлексов у человека можно взять из физиологии: невозможно сопротивляться подергиванию ноги при ударе по колену или не отдернуть руку от горячего предмета.

Что такое рефлекс?

Рефлекс является основной реакцией организма на окружающую среду. Его реализация невозможна без участия нервной системы. Таким образом, происходит поведенческая реакция в ответ любой тип раздражителя, который воздействует на нервные окончания.

Путь, по которому проходят импульсы от раздражения и ответ на него называются рефлекторной дугой. Самое простое такое образование должно состоять не менее чем из двух таких путей. Один из них является чувствительным, а второй двигательным. Таким образом, реализуется отдергивание руки от горячего: сначала ощущается раздражитель, а потом происходит движение. Эти морфологические взаимосвязанные образования обеспечивают восприятие, передачу и переработку сигналов организмом.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу

Детские психологи и педиатры дают несколько рекомендаций, следуя которым обучение малыша жеванию и глотанию пройдёт легче:

  • использовать ниблер;
  • есть вместе с ребёнком (ставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как кушают родители);
  • позволять крохе изучать столовые приборы и играть с ними;
  • покупать специальные детские каши с кусочками фруктов или готовить их самостоятельно (промышленные продукты обычно дополнительно обогащены витаминами);
  • вместо блендера разминать пищу вилкой (так её консистенция будет не совсем однородной);
  • ни в коем случае не ругать ребёнка, если он выплёвывает еду и не хочет жевать. Нужно продолжать пробовать каждый день — со временем кроха поймёт принцип и привыкнет.

Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно

Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это происходит не сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, до этого питаясь лишь молоком или смесью. Процесс «научения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую еду — для этого нужно задействовать язык, работать челюстями и губами.

Жевательный рефлекс начинает развиваться с введением прикорма

Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развивающегося организма ребёнка:

  • влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на челюстные мышцы, задействованные в процессе пережёвывания твёрдой пищи);
  • содействует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая, в свою очередь, участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
  • способствует развитию речи (язык становится в нужное положение для правильного произношения звуков).

Какие могут быть патологии и нарушения

Не смотря на то, что безусловные рефлексы надежны и стабильны, они могут нарушаться в сторону понижения или утраты, повышения, изменения ответа на раздражитель.

Утрата рефлекторного ответа организма может произойти в связи с повреждением пути, по которому проходит сигнал. Чаще всего это связано с какими-либо травмами нервной системы.

Нарушение работы ЦНС может привести к образованию извращенной реакции организма, или к появлению патологических рефлексов. При нормальном функционировании организма спровоцировать их появление невозможно.

Повышение силы рефлекторного ответа на раздражитель может быть связано с нарушением тормозящего влияния коры головного мозга. Таким образом, импульс от нормального раздражителя воспринимается анализатором как слишком сильный. При этом такой ответ организма может быть не только проявлением какого-то нарушения со стороны нервной системы, а и наблюдаться у лиц с некоторыми психологическими особенностями характера, например, у невротиков.

Условный рефлекс представляет собой приобретенную реакцию, которая свойственна лишь отдельно взятому индивидууму или особи. Как известно, он возникает в процессе жизни и никак не передается по наследству. Условный рефлекс образуется только при определенных условиях и исчезает при их полном отсутствии. Он возникает на базе безусловных реакций от прошлого опыта и только при участии высших отделов мозга.

Особенности изучения

Приобретенные рефлексы и их механизмы формирования изучались такими учеными и физиологами, как И. П. Павлов и И. Ф. Толочинов. Именно они показали, что условный стимул (новый) может запустить у особи рефлекторную реакцию, если перед этим он будет предъявляться в течение непродолжительного времени вместе с безусловным раздражителем. Приведем пример: если хищному животному дать понюхать мясо, то у него обязательно выделится желудочный сок (это относится к безусловному рефлексу). Ну а если же с появлением этого продукта позвонить в колокольчик, то нервная система особи сама собой ассоциирует такой звук с вкусной пищей, и в этом случае желудочный сок может выделяться не только при виде мясного изделия, но при обычном звонке. Это явление и представляет собой условный рефлекс. Стоит особо отметить, что такую систему неофициально называют динамическим стереотипом. Именно он лежит в основе большинства человеческих привычек и навыков. Например, если вы однажды научились кататься на коньках, роликах или велосипеде, то впоследствии вам уже не придется думать о том, как двигаться на этих устройствах, чтобы не упасть.

Условный рефлекс и его формирование

Для того чтобы сформировать у человека или животного условную реакцию, необходимо:

Условные рефлексы: механизм формирования

Двигательные автоматизмы

  1. Защитный рефлекс проявляется, когда младенца кладут на животик — малыш должен повернуть головку в сторону. Вложив в кроху такой автоматизм, природа охраняет его от удушения из-за невозможности перевернуться самостоятельно на бок или на спину.
    Защитный автоматизм проявляется у малышей с первых часов жизни, но у детей с поражением ЦНС он может отсутствовать.
  2. Рефлекс опоры можно выявить, если, поддерживая кроху под мышки, предоставить его ступням опору. Малыш при этом должен выпрямить корпус и встать на полную стопу. При легком наклоне вперед грудничок начинает «шагать». Эта реакция — временное явление и из нее не вырастают двигательные навыки. Автоматизм в норме должен угаснуть до 1,5 месяцев.
  3. Рефлекс Бауэра представляет из себя способность совершать ползательные движения. Автоматизм проявляется у малыша в любой позе и усиливается, если его ступням предоставить опору. Специалисты отмечают наличие этой реакции с 3-4 дня, а угасает она постепенно к 4-5 месяцам, когда ползание становится для ребенка осознанным занятием.
  4. Хватательный рефлекс заключается в том, что при вкладывании объекта в ладони младенца, ребенок его зажимает в кулачок и прочно удерживает. Данный автоматизм отмечается у детей до 3-4 месяцев.
    Хватательный рефлекс есть и на нижних конечностях: если надавить на стопу в области 2 и 3 пальцев, малыш согнет пальчики ног. Как правило, наличие этого автоматизма на ступнях проверяется вместе с рефлексом Бабинского.
  5. Рефлекс Бабинского — это неосознанное разгибание и расправление пальчиков стопы после проведения пальцем по наружной стороне ступни от пяточки к пальцам.
  6. Рефлекс Моро у новорожденных проявляется сразу после появления на свет и заключается в симметричном разведении и сведении ручек младенца в ответ на различные раздражители: похлопывание по бедру, резкий шум, удар по пеленальной поверхности в 15 см от головки ребенка. Автоматизм этот постепенно угасает к полугоду.
  7. Реакция Галанта действует, когда новорожденного, лежащего на боку, поглаживают по линии позвоночника, в ответ на эти действия малыш изгибает спинку. В норме автоматизм начинает проявляться с 5-6 дня и наблюдается до 3-4 месяцев, если же у младенца имеется поражение спинного мозга, рефлекс Галанта не будет действовать.
  8. Рефлекс Переса проявляется при болезненном надавливании на остистые отростки позвонков, реакция ребенка на такие действия должна быть соответствующей — малыш будет плакать, мышечный тонус у него резко повысится, что приведет с сгибанию конечностей. Автоматизм Переса наблюдается у малышей до 4 месяцев, но отсутствует у детей с поражением ЦНС.

Отличие безусловных и условных рефлексов

Врожденные (безусловные) рефлексы проявляются с первых часов рождения и одинаковы для всех малышей без исключения. Они не зависят от пола, национальности и места жительства ребенка. Помогают младенцу приспособиться к окружающему миру и вскоре исчезают за ненадобностью.

Условные рефлексы новорожденных возникают по мере накопления малышом жизненного опыта и отражают быт и привычки семьи, некоторые моменты воспитания, национальные устои. Приобретенные рефлексы индивидуальны и помогают младенцу приспособиться к изменяющимся факторам среды.

Например, формирование распорядка дня является не чем иным, как условным автоматизмом. Новорожденный первого месяца жизни привыкает питаться и спать в определенное время, что заметно облегчает уход за ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: