Слайд 17Динамический стереотип — характерная особенность психической деятельности человека.Отдельные условные рефлексы в
определенной ситуации могут связываться между собой в комплексы. Если осуществлять ряд условных рефлексов в строго определенном порядке с одинаковыми временными интервалами и весь этот комплекс сочетаний многократно повторять, то в мозге сформируется единая система, имеющая специфическую последовательность рефлекторных реакций, т.е. ранее разрозненные рефлексы связываются в единый комплекс. Возникает динамический стереотип, который выражается в том, что на систему различных условных сигналов, действующих всегда один за другим через определенное время, вырабатывается постоянная и прочная система ответных реакций. В дальнейшем, если применять только первый раздражитель, то в ответ будут развиваться все остальные реакции.
Тренировка речи
1. «Сюжетные картинки»
Покажите дошкольнику изображение какого-либо героя. Попросите ребенка рассказать, что он видит на этой картинке в подробностях — с описанием цвета, формы, размера. Более сложный вариант — комбинация карточек, представляющих собой какую-то последовательность действий. Здесь малышу придется сначала восстановить правильный порядок элементов и составить короткий рассказ по этим рисункам.
2. «Наоборот»
Попросите дошкольника подобрать противоположные по значению слова. Например, мама — взрослая, а ты — … (маленький), ночью — темно, а днем — … (светло), яблоко — сладкое, а лимон — … (кислый) и так далее.
3. «На одну букву»
Для упражнения вам понадобятся карточки, на которых будут написаны буквы или слоги (для более сложного варианта игры). Для начала задайте тему, например: «Я был в парке и видел …». Задача дошкольника — дополнить рассказ подходящими по смыслу словами, которые будут начинаться с заданной буквы или слога. Рассмотрим пример. Вы вытянули карту с буквой «с», рассказ может выглядеть следующим образом: «Я был в парке и видел слона, солнце, соловья, сломанный стол».
Для развития у детей речевой способности больше читайте, обсуждайте прочитанное, знакомьте малыша с поэзией, пробуйте осваивать несложные скороговорки. И помните, что каждое занятие должно включать в себя элементы игры.
Работа логопеда в детском саду и школе
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды
Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом
Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
pixabay.com /
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Слайд 58ФУНКЦИИ СНАСон обеспечивает отдых организма. Сон играет роль в процессах метаболизма.
Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов, и обогащение их кислородом; биосинтез белков и РНК нейронов. Сон способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее обстоятельство может служить причиной феномена дежавю. Сон — это приспособление организма к изменению освещённости (день-ночь). Сон восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
Основные компоненты высших психических функций
Высшие психические функции включают: Память, мышление, восприятие и язык. Они имеют социальное происхождение, опосредованы структурой и произвольны по способу регулирования.
Давайте рассмотрим их подробнее.
Восприятие. Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это отражение сложного стимула.
Восприятие состоит как бы из четырех этапов: Распознавание, дискриминация или само восприятие, идентификация, узнавание.
В зависимости от того, насколько целенаправленной является деятельность человека, восприятие делится на: ненамеренное (непроизвольное) и намеренное (добровольное).
Непроизвольное восприятие может быть вызвано особенностями окружающих объектов (их яркостью, необычностью) и соответствием этих объектов интересам человека.
Намеренное восприятие с самого начала определяется задачей восприятия конкретного объекта или явления, ознакомления с ним. Например, интенциональное восприятие будет заключаться в рассматривании электрической схемы изучаемой машины, прослушивании доклада, осмотре тематической выставки и т.д.
Различают следующие типы восприятия: Восприятие объектов, времени, восприятие отношений, движения, пространства и человеческого восприятия.
Различные типы восприятия имеют специфические закономерности
Во-первых, это целостность, то есть восприятие всегда представляет собой целостную картину объекта, во-вторых, постоянство восприятия — благодаря ему мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, размеру и так далее. В-третьих, структура восприятия — восприятие не является простой суммой ощущений. На самом деле мы воспринимаем обобщенную структуру, которая абстрагируется от этих ощущений. В-четвертых, осмысленность восприятия — восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием природы объектов. И в-пятых, избирательность восприятия — она проявляется в преимущественном присвоении одних объектов по сравнению с другими. В-шестых, это апперцепция, т.е. зависимость восприятия от личного опыта, знаний, интересов и установок.
Отражение. При восприятии и ощущении человек распознает определенные свойства окружающей среды в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Но сущность вещей не может быть отражена в сознании непосредственно; мир всегда отражается косвенно: путем сопоставления фактов. Итак, первая характеристика мышления заключается в том, что оно представляет собой процесс опосредованного сравнительного отражения действительности. Мышление — это опосредованное указание на устойчивые, существенные связи и отношения между вещами.
Другой существенной особенностью мышления является то, что оно представляет собой обобщенное познание действительности. Таким образом, мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных отношений действительности, которые необходимы для решения задач.
Современная психология в основном выделяет три типа мышления:
- Наглядно-образное;
- Наглядно-творческое;
- Абстрактное (теоретическое) мышление.
Визуальное мышление (мышление о предметах) проявляется в практической жизни человека. Она сопровождает его на всех этапах развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Феномены памяти
- Методы нейропсихологии
- Память: сущность, основные виды и пути развития
- Влияние стилей взаимоотношения в семье на формирование тревожности, страхов и фобий у детей — Механизмы формирования тревожности
- Брачно-семейные отношения — Основы развития взаимоотношений в семье
- Методы диагностики творческого потенциала
- Психология обеспечения безопасности участников дорожного движения
- Экстатические (измененные) состояния сознания
- Внешние мотивы деятельности
- Типы психологических проблем
Работа логопеда в детском саду и школе
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Специальность «учитель-логопед»
В школах с детьми, у которых не все хорошо с речью, работают учителя-логопеды
Их задача не меняется, но становится более важной. Если ребенок неправильно воспринимает звуки, у него, как правило, возникают проблемы с грамотностью и письмом
Ему сложнее учиться, запоминать материал, сосредоточиваться на словах учителя. Без коррекционного сопровождения школьная программа становится для него непреодолимой преградой, поэтому исправлять нарушения с помощью специалиста нужно обязательно.
pixabay.com /
Специальность «дефектолог-логопед»
Среди логопедов есть отдельная группа профессионалов, которые работают с «особенными» детьми: малышами и школьниками, имеющими нарушения интеллектуального развития. Таких специалистов называют дефектологами: их квалификация позволяет корректировать дефекты речи, письма, навыков общения у детей с отклонениями физического и психического развития.
К таким специалистам обращаются родители малышей, у которых есть проблемы со слухом и зрением, задержка развития, нарушения памяти и внимания, аутизм и ДЦП, умственная отсталость. Дефектолог, безусловно, не способен избавить ребенка от причины заболевания, однако благодаря коррекционной помощи можно улучшить навыки говорения и произношения у «особых» детей, помочь им общаться с близкими и сверстниками.
В работе специалист дефектолог тесно взаимодействует с врачами, которые «ведут» ребенка: педиатром, психоневрологом. В специализированных учреждениях с детьми одновременно работают дефектолог, психолог, социальный педагог. Задачи специалистов различаются, но цель они преследуют одну — улучшить качество жизни подопечного.
Слайд 11Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врождённых сложных реакций
(актов поведения) организма, возникающих, в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Механизм инстинкта – безусловно-рефлекторный. Выделяют инстинкты: пищевой, проявляющийся в виде пищедобывания, захвата пищи, накопления её запасов и т. п.;оборонительный, состоящий из пассивнооборонительных реакций (убегание, «замирание», «затаивание») и активной защиты при помощи зубов, когтей, рогов и т. п.;половой, включающий брачные игры, танцы, пение, бои за самку, миграцию к месту нереста и др. акты, завершающиеся спариванием; родительские (забота о потомстве) в виде постройки жилища, запасания корма для молоди, её кормления и обучения защитным и др. приёмам; групповые, составляющие основу взаимоотношения членов стада, стаи, роя, семьи и проявляющиеся в совместной обороне от врагов, постройке гнезда, преодолении пространства (миграции), обогреве друг друга в холодное время года, в общей заботе о потомстве и т. п. Инстинкты человека подчинены его сознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. В различное время до и после рождения организма начинают формироваться различные инстинкты, на основе которых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувство материнства и др.).
Развитие условнорефлекторной деятельности
Чем старше ребенок, тем быстрее и легче происходит образование условных рефлексов. Одновременно сокращается и скрытый (латентный) период, т.е. уменьшается время между началом раздражения и ответной реакцией. Например, маленькому ребенку требуется определенное время для того, чтобы приступить к выполнению какой-либо просьбы. Старшие дети в аналогичных случаях приступают к выполнению просьбы быстрее.
Характер безусловных рефлексов может существенно изменяться под воздействием условных рефлексов. Так, если во время кормления ребенку случайно причинить боль, то впоследствии один только вид пищи может вызвать у него отрицательную реакцию. Малыш сжимает губы, выталкивает вложенный в рот сосок груди матери, отказывается есть. Такая реакция возникает вследствие установления в коре головного мозга связи между врожденной пищевой доминантой (очаг возбуждения) и другим очагом возбуждения, появившимся из-за причиненной боли. Аналогичная реакция может произойти и при длительном рассказывании сказок или проведении подвижных игр непосредственно перед сном, что не только ухудшает засыпание, но и в ряде случаев приводит к глубоким нарушениям сна.
Чем занимается логопед
Считается, что специалисты работают только над звукопроизношением, то есть учат детей правильно выговаривать звуки, не «шепелявить» и не «картавить». На самом деле, сфера компетенций логопеда значительно шире, как и понятие речевых нарушений. Это и проблемы с говорением, чтением и письмом, нарушения голоса, заикание, задержка развития речи или ее полное отсутствие.
У каждого из этих нарушений есть причина, и задача логопеда — ее выявить. Речь — как лакмусовая бумага здоровья человека, не только физического, но и психического. Ее нарушения могут быть связаны с проблемами со слухом или речевым аппаратом, а могут стать следствием более серьезных болезней: психических, неврологических. Чтобы оценить, что именно повлекло речевой дефект, специалист должен обладать огромной базой знаний в области анатомии, физиологии, неврологии, психологии. Поэтому не случайно логопедию называют наукой на стыке медицины и педагогики.
Чаще всего специалисты работают с детьми — в детских садах, школах, интернатах, поликлиниках. Но считать логопеда исключительно детским специалистом ошибочно. Обратиться к профессионалу, чтобы устранить дефекты речи, может и взрослый человек. И ему тоже помогут: сделать речь красивой, четкой и связной можно в любом возрасте.
Отдельная категория подопечных логопедов — люди после инсультов. Восстановление речи становится одним из этапов реабилитации и способом возвращения к полноценной жизни.
Слайд 28Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного мозга, в связи
с наличием второй сигнальной системы касается обобщения отдельных конкретных раздражителей, представленных в словах. При воздействии словесных сигналов наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота и длительность электрических разрядов в нервных клетках определённых пунктов коры мозга. Развитие второй сигнальной системы — результат деятельности всей коры больших полушарий.Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении её с реально существующими материальными объектами.Возникновение и развитие второй сигнальной системы позволяет осуществляться абстрактной форме отражения – образование понятий и представлений.Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами.
Вторая сигнальная система, свойственная человеку — это особая форма высшей нервной деятельности — система речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых).
Слайд 16Формирование условных рефлексов второго, третьего и более высоких порядков Если выработать
прочный условный пищевой рефлекс, например, на свет, то такой рефлекс является условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать условный рефлекс второго порядка, для этого дополнительно применяют новый, предшествующий сигнал, например звук, подкрепляя его условным раздражителем первого порядка (светом). В результате нескольких сочетаний звука и света звуковой раздражитель также начинает вызывать слюноотделение. Возникает новая более сложная временная связь. Подкреплением для условного рефлекса второго порядка будет являться условный раздражитель первого порядка, а не безусловный раздражитель (пища), так как если и свет и звук подкреплять пищей, то возникнут два отдельных условных рефлекса первого порядка.
При прочном условном рефлексе второго порядка можно выработать условный рефлекс третьего порядка. Для этого используется новый раздражитель (прикосновение к коже). В этом случае прикосновение подкрепляется только условным раздражителем второго порядка (звуком), звук возбуждает зрительный центр, а последний — пищевой центр. Возникает более сложная временная связь.
Слайд 15УСЛОВИЯ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВналичие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища,
болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой — условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.);многократное сочетание условного и безусловного раздражителей (возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании);условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного;в качестве условного раздражителя может быть использован раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть индифферентным и не вызывать оборонительной реакции, не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание;безусловный раздражитель должен быть сильным; возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; необходимо устранить посторонние раздражители, которые могут вызывать торможение условного рефлекса; при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация
Плюсы и минусы профессии
Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.
В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.
Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.
К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.
Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.
Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.
Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.
Слайд 60ФИЗИОЛОГИЯ СНАСон в норме происходит циклически, примерно каждые 24 часа. Этот
цикл переопределяется каждые сутки и зависит от уровня освещения.От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина, повышение которого вызывает непреодолимое желание спать. Во сне повышается уровень анаболических процессов и снижается катаболизм.Во время сна периодически чередуются две фазы: медленный и быстрый сон, причём в начале сна преобладает длительность медленной фазы, а перед пробуждением — растёт длительность быстрого сна. Сон у большинства людей состоит из 4—6 волнообразных циклов, длительностью 80—100 мин.Полисомнография — система регистрации электроэнцефалограммы, электроокулограммы и электромиограммы.
Слайд 6Высшая нервная деятельность – совокупность безусловных и условных рефлексов, а также
высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение в изменяющихся окружающих условиях.
Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. ВНД реализуется за счет доминирующего влияния коры на все нижележащие структуры центральной нервной системы. Основными процессами, сменяющими друг друга в ЦНС, являются процессы возбуждения и торможения. В зависимости от их соотношения, силы и локализации строятся управляющие влияния коры. Функциональной единицей ВНД является условный рефлекс.
Типы коррекционно-логопедических занятий в школе
В зависимости от целей и задач коррекции, конкретных условий и конкретных речевых отклонений, коррекционные занятия в школе делятся на следующие типы:
- Формирование лексического и грамматического строя речи. На занятиях применяются упражнения на расширение активного словаря и формирование навыков построения верных грамматических конструкций. На занятиях акцент делается на развитие понимания и осознанного восприятия речи, обогащение словарного запаса, расширение понятий, развитие навыков словообразования и словопреобразования, формирования простых и сложных предложений.
- Развитие звуковой стороны речи. У учащихся развивается верное произношение звуков, фонематический слух и восприятие, делается упор на формирование выразительной речи, точного и внятного произношения, а также развитие навыков звукового анализа. Развитие звуковой стороны речи требует акцентирования внимания на упражнениях по развитию мелкой моторики: сбор кубиков, конструирование, сбор пазлов, рисование пальцами, раскрашивание по контуру. Также, в этом направлении применяется пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Формирование связной речи. Учащиеся должны освоить навыки самостоятельного высказывания и построения монологов.
Слайд 8Нейронная организация простейшего рефлекса Простейший рефлекс — моносинаптический. Дуга спинального рефлекса
образована двумя нейронами:первый — клетка спинномозгового ганглия;второй — двигательная клетка (мотонейрон) переднего рога спинного мозга. Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на периферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов. Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце.
Слайд 56СООТНОШЕНИЕ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯВысшая нервная деятельность протекает на двух уровнях –
подсознания и сознания.На уровне подсознания осуществляется условно-рефлекторная регуляция внутренних органов человека и связь организма с окружающей средой.Раздражитель, воздействуя на рецепторы, приводит к появлению афферентных сигналов, формирующих в проекционных областях коры головного мозга электрические ответы, которые регистрируются и у спящего организма – процесс осуществляется без участия сознания.Мозг оценивает поступившую информацию формируя ответную реакцию:если поступивший сигнал не несёт существенной информации, то подсознание тормозит ответную реакцию;если поступивший сигнал после оценки требует стандартного ответа, то возникает автоматизированная ответная реакция, которая не требует подключения сознания;если поступивший сигнал несёт важную информацию, то для ответной реакции требуется включение всей ЦНС, и ещё на уровне подсознания в коре головного мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярную формацию общую активацию мозга. Сигнал осознаётся и ответная реакция протекает с участием сознания.Подсознание оценивает любой, приходящий в мозг, сигнал как во сне, так и при бодрствовании.
Слайд 29РЕЧЬСпособность понимать и произносить слова возникает у ребёнка в результате ассоциации
определённых звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах.С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы.Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами является основой мыслительной деятельности.Речь может участвовать в регуляции деятельности органов с помощью слова. Словесные раздражители – это физиологически активные факторы, изменяющие функцию внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорную системы.
Европейские страны
В Европе логопедов называют речевыми терапевтами. Для работы нужно получить среднее медицинское образование. Специалисты работают как в государственных учреждениях, так и частным образом (последнее не везде разрешено, в Дании такая деятельность под запретом).
Создаются реабилитационные центры, отделения в больницах. В детских садах и школах работают логопеды. Они проводят мониторинг, выявляют группу риска. В отличие от России, в Европе сфера больше смещена в сторону медицины, чем педагогики.
В Германии обучение разделено на две ступени. Во времена разделения на две части существовала система переподготовки кадров – воспитатели, учителя начального звена имели право пройти дополнительное обучение в течение двух лет. После чего они считались логопедами.
В современном мире сначала человек получает степень бакалавра и его навыки ориентированы на практическую деятельность. После он может стать магистром, и это больше нужно тем, кто собирается развивать науку.
Различаются взгляды на коррекцию. При заикании основную работу выполняет психолог
Внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в среду обычных детей
Способы коррекции аутизма, расстройства аутистического спектра (РАС), детского церебрального паралича (ДЦП) были разработаны в Европе и после перешли в Россию. В обучении широко используются методы бихевиоризма.
Доминантный принцип деятельности коры головного мозга
А. А. Ухтомский выдвинул и обосновал доминантную Деятельность центров коры головного мозга. Доминантой он назвал сильный очаг возбуждения в одном из нервных центров, к которому идут возбуждения из других нервных центров. В результате при одновременном воздействии разных раздражителей появляется один, наиболее сильный, т. е. доминантный очаг возбуждения. Доминанта может быть различной в зависимости от расположения наиболее сильного очага возбуждения в коре головного мозга.
Известно, что при прикосновении груди матери к губам ребенка он открывает рот, производит сосательные движения и выделяет слюну. Эти рефлексы являются безусловными, врожденными и не требуют индивидуального опыта, обучения для своего формирования. В данном случае в коре головного мозга ребенка в связи с кормлением возникает сильный очаг возбуждения. Одновременно на ребенка может воздействовать и другой раздражитель в виде похлопывания или поглаживания кожи. Этот дополнительный раздражитель, не связанный с кормлением, казалось бы, должен отвлечь ребенка от сосания и ослабить пищевой рефлекс, а потому ослабить и его очаг возбуждения в коре головного мозга. Однако процессы в коре головного мозга протекают иначе. Раздражитель в виде похлопывания не только не ослабляет, а, напротив, еще более усиливает очаг возбуждения, связанный с кормлением. В результате младенец начинает сосать активнее. Объясняется это тем, что в коре головного мозга очаг возбуждения, связанный с безусловным пищевым рефлексом, оказывается настолько сильным, что как бы притягивает к себе импульсы других раздражителей (похлопывание, поглаживание) и за их счет усиливает собственный очаг возбуждения. Такой процесс в коре головного мозга обозначается как пищевая доминанта. Нередко матери пользуются таким приемом — слегка теребят щеки ребенка, активизируя этим сосание.
Вестибулярная доминанта связана с полукружными каналами (органы равновесия, расположенные во внутреннем ухе). Если плачущего ребенка покачивать или быстро изменить положение его тела, то он перестает плакать. Возбуждение, возникшее в коре головного мозга в связи с изменением положения тела или покачиванием, оказалось сильнее, чем возбуждение, вызвавшее плач ребенка.
Для успокоения ребенка пользоваться подобным способом не следует — необходимо выяснить причину, вызвавшую беспокойство, и устранить ее.
Слуховая доминанта появляется на 2-й неделе и заключается в том, что при возникновении необычного звука ребенок сразу умолкает, перестает двигаться, как бы прислушиваясь.
Зрительная доминанта появляется на 3-5-й неделе. При появлении в поле зрения какого-нибудь яркого предмета ребенок перестает двигаться и устремляет взгляд на этот предмет.
Доминантный принцип деятельности коры головного мозга,- его еще называют принципом сосредоточения,- имеет большое значение, так как в дальнейшем выработка условных рефлексов, без которых жизнь невозможна, происходит на основе этих и других безусловных рефлексов.