Материалы для развития обоняния и вкуса детей

Развиваем пространственное мышление у дошкольников

Дошкольная диагностика — Методика «Узнавание фигур»

Чтобы изучить возможности восприятия и узнавания, а также зрительной памяти (кратковременной) следует использовать методику под названием «Узнавание фигур».

Для этого ребенку предлагают бумагу с изображенными фигурами, которые он должен тщательно рассмотреть.

Далее ребенку предоставляется второй лист с аналогичными фигурами. На нем он обязан отметить те фигуры, которые уже присутствовали на первом листе.

При этом дети первого уровня успешности качественно изучают все предоставленные фигуры и максимально концентрируют свое внимание. Причем они демонстрируют высокую эффективность, находя от 6 до 8 фигур из всех 9

Те дети, которые запомнили меньшее число фигур (5 из 9), отличаются меньшей концентрацией внимания, потому относятся ко второму уровню.

Третий уровень – это те, которые в случае непроизвольного запоминания выделяют от 3 до 4 фигур из 9. Если же задание повторяется, и руководитель ставит задачу запомнить фигуры, то результативность становится 5-7.

Четвертый уровень – это дети, которым удалось узнать не более 3 фигур.

Описание случая: Соня

Когда Соня встала утром и начала одеваться, она увидела блузку, приготовленную ее мамой. Блузка царапает кожу, а сзади у нее есть жесткий ярлычок. Во время завтрака Соня может думать только об этом ярлычке. Затем она садится в автобус. Она ненавидит автобус, в котором громко говорят, смеются и кричат другие дети. Хуже того, другой школьник сидит слишком близко к ней и касается ее. Когда кто-то случайно прикасается к ней, Соню это раздражает, для нее это неприятно и болезненно.

Когда автобус подъезжает к школе, то она выходит из него. Вскоре она слышит школьный звонок. Он громкий, очень громкий! Ученики строятся на линейку, при этом они часто задевают друг друга. Соня старается встать в самом конце, чтобы ее никто не задел. Однако некоторые встают прямо позади нее. Один школьник задевает ее. Ей больно, Соня чувствует растущую перегрузку, однако она не замечает сигналы своего тела, которые говорят о том, как она себя чувствует. Она не понимает, что испытывает перегрузку и уже близка к срыву.

Соня приходит в класс и замечает, что учительница использует новые духи. Это очень сильный запах. Некоторые ученицы делают учительнице комплименты, нахваливая духи. Но у Сони начинает болеть голова. Снова звенит звонок, он очень громкий. Учительница начинает урок, когда Соня внезапно закрывает уши руками и кричит: «Звонок слишком громкий!» Учительница напоминает, что, прежде чем что-то говорить в классе, нужно поднять руку. Соня начинает спорить с учительницей, затем опрокидывает свою парту и с плачем выбегает из класса.

Поведение, описанное в этом сценарии, не является результатом только громкого звонка. Оно связано с тем, что Соня уже была на грани и испытывала перегрузку. Звонок стал «последней каплей» сенсорной стимуляции. Это результат комбинации событий дома и в школе. Сенсорная система Сони подвергалась продолжительным и непредсказуемым испытаниям с самого утра. В итоге она не смогла справиться с кумулятивным эффектом.

Это говорит о том, как важно наблюдать за поведением ребенка в течение продолжительного времени, учитывать скрытые факторы в окружающей среде. Возможно, эти факторы не очевидны для нас, но они усиливают сенсорные трудности ребенка

Способы восприятия информации человеком

В распоряжении человека есть несколько таких способов. Они определяются пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, вкусом и обонянием. В связи с этим существует определенная классификация информации по способу восприятия:

  • визуальная;
  • звуковая;
  • тактильная;
  • вкусовая;
  • обонятельная.

Визуальная информация воспринимается с помощью глаз. Благодаря ним в мозг человека поступают различные зрительные образы, которые затем там обрабатываются. Слух необходим для восприятия информации, поступающей в виде звуков (речи, шумов, музыки, сигналов). Органы осязания ответственны за возможность восприятия тактильной информации. Рецепторы, расположенные на коже, позволяют оценить температуру исследуемого объекта, тип его поверхности, форму. Вкусовая информация поступает в мозг от рецепторов на языке и преобразуется в сигнал, по которому человек понимает, какой это продукт: кислый, сладкий, горький или соленый. Обоняние также помогает нам в познании окружающего мира, позволяя различать и идентифицировать всевозможные запахи. Главную роль в восприятии информации играет зрение. На него приходится около 90% полученных знаний.

Когда система вкуса и запаха неисправна

Когда рецепторы вкуса или запаха эффективно не обнаруживают информацию, возникают трудности с реагированием на сенсорную информацию в виде неточного восприятия.

Сенсорная информация воспринимается как когда ее слишком мало (недооценка) или слишком много (гиперчувствительность). Эта чувствительность может привести к тому, что ребенок будет перегружен во время еды или другими взаимодействиями, например, социальными событиями.

Чувствительная гиперчувствительность часто приводит к реакциям «бей или беги» и вызывает повышенное состояние возбуждения. Может показаться, что дети в состоянии повышенного возбуждения эмоционально реагируют на ощущения или могут отказаться участвовать или избегать взаимодействия в новых переживаниях. Ребенок с недостаточной гиперчувствительностью может наблюдать, что ему не хватает определенных продуктов или вкусов, или он не замечает запахов, на которые обычно жалуются другие.

Недавнее исследование показало, что дети с РАС (расстройства аутистического спектра) испытывают значительно больше проблем с питанием, чем их сверстники, из-за различий в сенсорной обработке.

picky eater

Нарушение пространственных представлений у детей

У всех детей с особенностями развития могут присутствовать схожие признаки нарушения пространственных представлений. И начало заложено в периоде новорожденности, когда ребенок учится воспринимать касания матери, ощущения от соприкосновения с различными поверхностями. Именно здесь должно формироваться понятие «верх – низ», но оно не происходит или идет искаженно. Понятие «рядом», которое в дальнейшем перейдет в «справа – слева», «спереди – сзади», соответственно, также идет по дефектному пути. Как правило, в данном случае малыш не понимает и не анализирует своего положения в кроватке, на руках у взрослых, на полу, рядом с игрушками.

Если у ребенка не формируется целостная картина схемы своего тела, он не сможет в дальнейшем верно анализировать отношения с другими объектами действительности. Безусловно, недоступными становятся понятия о положении предметов относительно друг друга (что больше и меньше, выше и ниже, шире или тоньше, дальше или ближе и т.д.). Он плохо понимает схему тела другого человека и не переносит его движения на себя, отчего нарушено подражание и имитация, действие по заданному плану.

Отсюда вытекают проблемы с вербализацией, т.е. с речью. Ребенок не может выразить словами (экспрессия) и часто даже не понимает (импрессия) пространственные отношения, выраженные в языке флексиями, предлогами, предложно-падежными формами, сложными логико-грамматическими конструкциями и т.д.

Что могут заметить родители, если нарушено формирование пространственных представлений у детей?

  • Неадекватная реакция на прикосновения других людей, слабая отзывчивость на них или, напротив, слишком яркая и необычная.
  • Слабая реакция на перемещение игрушки и людей, неточное сопровождение данных действий глазами.
  • Неумение определить части своего тела, право и лево, верх – низ, спереди – сзади.
  • Путаница с понятиями близко – далеко, высоко – низко, больше – меньше, выше – ниже и т.д.
  • Имеются сложности с выполнением действий при смене положения своего тела или при смене положения одного предмета относительно другого.
  • Нарушается последовательность выполнения действий, опускаются некоторые его составные части.
  • Проблемы с ориентировкой в пространстве на уровне моторики общей и мелкой. Ребенок может хуже ходить, чаще спотыкаться и падать, неправильно проходить этапы развития моторных функций. Страдает мелкая моторика.
  • Дефектна ориентировка на плоскости: на столе, листе бумаги, нет понятия «строчка», «клетка», плохо воспринимаются ограничения пространства (раскрашивает, не соблюдая контур, хуже обводит, штрихует).
  • В речи отсутствуют или неправильно используются предлоги и падежи. Часто идет их неправильное сочетание с другими частями речи.
  • Достаточно сложно научить ребенка правилам уличного движения.

Ближе к школе и в младшем школьном возрасте дети с нарушением пространственных представлений плохо запоминают образ букв, часто путают схожие между собой символы, переставляют буквы в слоге при прочтении, теряют строчку или пропускают ее. Нарушаются счет и вычислительные операции, есть трудности с пониманием десятков, сотен, вычитания и сложения в столбик. Обычно страдает и письмо: не соблюдаются границы строчки, при списывании нарушается последовательность слов, путаются элементы букв и чисел, наблюдается грязь в тетради, слова могут писаться слитно или пропускаться вовсе.

Нарушения могут выступать в единичном виде, а также проявляться одинаково во всех сферах. Также возможен вариант, когда одна дисциплина в школе или определенный навык, связанный с пространственными представлениями у детей, страдает больше остальных. В любом случае необходима коррекция, дающая базис под дальнейшее школьное обучение и последовательно восполняющая нарушения на всех уровнях их формирования.

Виды пространственной ориентировки

  1. в схеме тела,
  2. в пространстве,
  3. на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём — «покажи глазки, ушки» и так далее — уже в раннем возрасте.

В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое — «вверху-внизу», «впереди-позади»и, менее очевидное, «справа-слева».

Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху — где голова, внизу — где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.

Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то «якоря».

Последовательность обучения сенсорным эталонам

Также важно придерживаться правильной последовательности обучения: сначала дошкольники учатся группировать предметы, которые различаются по форме и назначению, но обладают одинаковым цветом. Затем они должны группировать одноцветные предметы с разными оттенками

И на следующем этапе дети уже учатся выделять и определять оттенки.

Сложнее учить детей обследовать форму предметов. На первом этапе нужно отделять геометрические фигуры от иных предметов, придавать им образцы. Для этого каждая фигура сравнивается с рядом объектов схожей формы. Изображения и предметы должны группироваться вокруг определенных фигур. Затем нужно перейти к словесному обозначению предметных форм: овал, квадрат, круг и т.п.

Отметим, что далеко не все предметы обладают простой формой, которая максимально приближена к геометрическим фигурам. Во многих случаях форма предметов сложнее: в ней можно выделять общие черты, форму основного элемента, форму второстепенных элементов и мелких деталей.

Исследуя предмет, дети учатся соблюдать последовательность осмотра согласно схемы, определяющей порядок дальнейшего словесного описания формы предмета.

На каждом этапе обучения обследованию форм нужно побуждать детей обводить контур элемента или предмета в целом. С помощью этого приема дети могут соотносить форму элемента с изученными эталонами.

Мы считаем, что важная составляющая культуры сенсорики – это аналитическое восприятие того, как сочетаются оттенки и цвета. Также нужно выделять элементы, из которого предметы состоят, как эти элементы связаны между собой. И совсем недостаточно быть способным воспринимать отдельные оттенки и цвета.

В природе обычно цвета образуют сложные и разнообразные сочетания. Детей нужно учить исследовать эти сочетания, улавливать в них определенные ритмы, выделять сочетания холодных и теплых цветов.

Основные типы восприятия информации

Теория о каналах восприятия принадлежит Нилу Флемингу, школьному инспектору из Новой Зеландии. Он установил, что человек познает мир с помощью пяти чувств. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако всегда один из них доминирует.

При одинаковой подаче школьного материала одни дети успевают отлично, другие отстают. Это происходит не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель дает информацию исключительно на классной доске, то успевать будут только визуалы, другие же могут отставать в той или иной степени.

Психотип ребенка зависит от того, как он воспринимает окружающий мир. Существуют 4 типа восприятия информации:

  • с помощью зрения — ведущий визуальный канал;
  • с помощью слуха — ведущий аудиальный канал;
  • с помощью ощупывания предметов — ведущий телесно-чувствительный канал (кинестетический);
  • с помощью логических рассуждений — ведущий логический канал (цифровой, дигитальный).

Качество информации (на примере мультиков)

Дети любят мультики. Но, как уже не раз отмечалось в материалах проекта «Научи хорошему», не все, что нравится ребёнку, для него полезно. Иногда самые, казалось бы, безобидные вещи способны принести детскому сознанию существенный, а иногда и непоправимый вред. Про деструктивное влияние мультиков с очень яркими цветами и частой сменой картинки написаны километры текста. Это важная и полезная информация, с которой я бы рекомендовала ознакомиться всем ответственным родителям, но здесь мы это подробно обсуждать не будем. Остановимся на других важных моментах.

Итак, на что обратить внимание при выборе первых мультфильмов для самых маленьких?

Частота смены картинки. Если картинка в мультфильме меняется каждую 1-2 секунды, не стоит его показывать ребенку, так как за такое время воспринять информацию осознанно ребенок (и взрослый, кстати, тоже) не в состоянии, зато посыл, ориентированный на подсознание, запишется туда отлично. А каков этот посыл ­– известно только создателю мультфильма. Просто не поленитесь и просмотрите фрагмент мультфильма с секундомером в руках. Для сравнения: средняя частота смены картинки в современном мультфильме «Маша и медведь» составляет 1,5 с, а в советском мультике «Бременские музыканты» – 6 с.

https://vk.com/video_ext.php

Цветовое решение. Слишком яркие цвета и высокий контраст – это нехорошо. Пагубных влияний на психику тут масса, каждый желающий может поискать соответствующие статьи в Интернете.

Звуки. Резкие неожиданные звуки – это то, чего не должно быть в мультфильмах, ориентированных на маленьких детей. Звуковой ряд должен быть равномерным и спокойным. Речь героев красивой и понятной.

Узнаваемость персонажей. Это очень важно для маленького ребенка. Зайчик должен быть похож на зайчика, ёжик – на ёжика, волк – на волка

Образы персонажей должны быть такими, чтобы ребенок мог легко соотнести их с ранее увиденными. Например, в персонажах мультсериала «Смешарики» ребенок 2-3 лет вряд ли сумеет распознать их первоначальные образы, например, барашка или зайчика. Либо у него сформируются достаточно искажённые представления о том, как выглядят эти животные. Хорошим примером тут являются мультики по рисункам и сказкам Сутеева. Они же, кстати, отличный образец правильного цветового решения.

Сюжет. Ребенок 2-3 лет в мультфильме воспринимает только самые простые действия: зайчик бежит, птичка летит, машинка едет и т.д. Более сложные моменты – плохое/хорошее поведение, взаимоотношения героев, мотивы и последствия их поступков – малыш в этом возрасте пока не воспринимает. Однако, уловить момент, когда ребёнок начинает понимать воспитательный посыл мультика достаточно сложно, поэтому лучше с самого начала показывать ребенку только те произведения, которые учат хорошему.

Все перечисленное относится не только к мультфильмам, но и к другим источникам информации: книжкам, видеороликам, обучающим программам и так далее.

Ознакомление с сенсорными эталонами

В момент осуществления действий с теми или иными эталонами дошкольники должны запоминать и использовать их названия. Это помогает им закрепить представления о любом эталоне и позволяет выполнять действия соответственно их словесным инструкциям.

Знакомство с любым типом эталонов обладает своими особенностями: с разными предметными свойствами организуют разные действия. Дошкольникам проще запоминать спектральные цвета и их оттенки.

В процессе знакомства с формами и разными видами, воспитатель должен обучать детей обводить контуры и зрительно контролировать движения руки, сравнивать фигуры, которые воспринимаются зрительно или с помощью осязания. Чтобы развивать представления о величине, нужно выстраивать предметы в ряды по нарастанию и убыванию. При этом дети сначала ориентируются на общие формы образца, а затем начинают осознавать, какие отношения существуют между элементами: каждый следующий меньше или больше.

Представления о том, какие бывают разновидности формы или цвета, как соотносятся между собой величины, которые усваиваются детьми – это сенсорные эталоны, используемые в виде образцов при рассматривании разных предметов.

Нужно обучить детей правильно воспринимать цвет определенных предметов, используя имеющиеся представления об ахроматических и хроматических цветах и их оттенках.

Это несложно, когда у предметов чистый свет. Но это становится сложнее, когда цвет включает в себя элементы разных тонов цвета, которые выражены в разной степени. Например, речь может идти о бордовом, кофейном и пр.

Восприятие мира в дошкольном возрасте

Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации

Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает

Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.

Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

Что такое восприятие ребенка

За несколько дошкольных лет ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах.

Функция познания работает следующим образом: возникает перцепция, как отражение явления или предмета при помощи зрения, слуха или касаний.

Механизм восприятия можно кратко описать следующим образом:

  • окружающий мир состоит из множества сигналов – звуков, красок, картинок, осязаемых предметов;
  • вдыхая запах или прикасаясь к листу бумаги (к любому объекту), малыш оценивает предмет, используя один из органов чувств;
  • данная информация поступает в мозг, где рождается ощущение;
  • ощущения складываются в комплексную «картинку», образуя восприятие.

На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив единожды представление об игрушечном зайчике, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.

Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы. Благодаря восприятию ускоряется развитие познавательных процессов в целом.

Формирование ощущения и восприятия

С рождения ребенок обладает так называемым сенсорным восприятием. Запахи, тактильные ощущения, шум достигают его мозга, только младенец пока не умеет использовать эти сигналы. В первые годы жизни дети овладевают предметной деятельностью и накапливают информацию о свойствах объектов, в результате чего формируются сенсорные эталоны.

С трехлетнего возраста восприятие постепенно становится точным и осмысленным. Развиваются высшие анализаторы – зрительный и слуховой.

Ребенок еще не может всесторонне проанализировать предмет или явление, но он ухватывает самые заметные признаки, непроизвольно сравнивая их с эталонами и делая выводы.

От общего представления о предметах в 3-4 года младший дошкольник переходит к более сложным формам интерпретации. При активной поддержке взрослых характеристика ощущений меняется, ребенку удается осознать, что форма, цвет, материал, величина – более абстрактные характеристики и не привязаны к конкретному предмету.

К старшему дошкольному возрасту ребенок знакомится с основными фигурами геометрии, выделяет все цвета, учится определять размеры предметов. Также он понимает, что в мире имеется время – утро всегда переходит в день, а затем сменяется ночью. Является достижением осознание пространства – до парка от дома нужно дойти, а дома и деревья тянутся ввысь.

Важность развития восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Данный познавательный процесс становится необходимым помощником для проявления различных видов мышления, умения образно говорить и придумывать яркие истории

Интересные факты о типах синестезии

Любопытно в синестезии то, что существует очень много разных способов ее ощущения — на сегодня их насчитывается 80.

  • Самый распространенный тип — это когда буквы и цифры «окрашены» в цвет: чаще всего «A» — красный, «B» — желтый. Но встречаются и другие ассоциации.
  • Другой распространенный тип — когда дни недели или месяцы в году окрашены в определенные цвета (вторник может быть оранжевым, а среда зеленой).
  • Как уже говорилось, у обладающих этим даром чаще всего прекрасная память. Интересно, что они запоминают в первую очередь свое синестетическое впечатление, а не то, чем оно было вызвано. Например, типичный синестетик вполне может сказать: «Я не помню, как зовут эту девушку, помню только, что ее имя фиолетовое».
  • Для некоторых звуки, такие как открывание дверей или гудок паровоза, могут быть окрашены в цвета, у других те же звуки могут также вызвать тактильные ощущения — например, чувство чьего-то прикосновения.
  • Встречаются и более редкие формы синестезии. Некоторые люди при виде картинки, когда кого-то похлопывают по плечу, могут явственно почувствовать похлопывание по своему плечу.
  • Один из самых интересных редких типов феномена — ощущение человеком определенного вкуса, когда он слышит некие звуки: например, вкус заварного крема, когда хлопает дверь, или вафель, когда слышит слово «ткань».

Эффект Кики и Буба

«Эффект „буба-кики“ — соответствие, которое человеческий разум устанавливает между звуковой оболочкой слова и геометрической формой объекта» (Википедия).

Где буба, и где- кики?Фото: ru.wikipedia.org

По материалам Википедии:

Игры для ориентировки на открытом или замкнутом пространстве

«Бег к реке»

Цель игры в развитии умения ориентироваться на открытом пространстве, укреплении мускулатуры и развитии быстроты. Для игры потребуются камни и мел.

  1. На земле нужно расчертить прямоугольник, который будет означать «реку» и прямую линию – «берег».
  2. На «дно реки» положить камни.
  3. Игроков выстроить вдоль «берега».
  4. Водящий подаёт сигнал, и игроки мчатся к «реке», где поднимают камень «со дна» и бегом возвращаются назад, передавая камень водящему.
  5. В игре присутствует соревновательный мотив.

«Прятки»

Цель игры – тренировка внимания, умения ориентироваться на открытом пространстве, быстрота реакции.

  1. Всех игроков разделить на две команды с капитаном в каждой из них.
  2. Жребий определяет, кто будет искать, а кто – прятаться.
  3. Для игры нужно выбрать «город» (стену, дверь, дерево), куда должны сбегаться игроки.
  4. Капитан команды прячущихся разводит своих игроков по «схронам», а сам возвращается к команде сыщиков.
  5. Он ходит и постоянно выкрикивает «Мы находимся…(называет место)», помогая своей команде ориентироваться: продолжать сидеть в укрытии или бежать захватывать «город».
  6. Та команда, которая прибудет в «город» раньше другой, зарабатывает очко.
  7. Прячущаяся команда может пуститься бежать в город как до того, как её обнаружит соперник, так и будучи уже обнаруженной.

«Дорога в школу»

Цель игры – развитие способности ориентации в открытом пространстве, умения составлять схему пути и развитие памяти. Для игры требуется карандаш и лист бумаги.

  1. Ребёнок должен вспомнить и рассказать, где он видел школу по дороге в детский сад, что возле неё находится, в каком направлении к ней идти, сколько и каких поворотов делать и т. д.
  2. После этого он должен составить схему дороги в школу.

Сенсорное развитие при подготовке к школе

Чтобы подготовка к школьному обучению протекало полноценно, нужно целенаправленно заниматься сенсорным воспитанием.

Взрослые не должны требовать от дошкольников запоминать и самостоятельно использовать названия форм и цветов. Нужно, чтобы дети могли активно выполнять задания, учитывать их свойства, ведь именно в игровом процессе активно накапливаются представления о предметных свойствах.

Когда в повседневной жизни пытаются обозначить оттенки цвета, указывают на их темноту или светлоту. При этом подразумевают яркость оттенка. Поэтому детям достаточно лишь усвоить то, как цветовые тона меняются по светлоте и как называются полученные оттенки. Нужно помнить о том, что многие оттенки имеют общепринятые называния. К примеру, светло-красный обычно называют розовым.

Использование детьми этих названий вполне возможно. Только нельзя называть голубой светло-синим, ведь это разные оттенки. Этот же принцип справедлив и по отношению к названиям оттенков по их тону цвета, то есть по тому, какое положение они занимают между цветами, расположенными в цветовом спектре по соседству.

Почти каждый из них может обладать метафорическим названием, используемым в быту: сиреневый, лимонный – это названия, которые связывают цвет с определенными предметами.

Важно, чтобы дошкольники знакомились с системами эталонов сенсорики. Знакомя детей с базовыми образцами, можно подготовить их к тому, чтобы изучить разновидности

Воспитатель, демонстрируя и называя их, дает дошкольникам задания, которые направлены на сравнение разных эталонов между собой. Это позволяет подобрать одинаковые эталоны и закрепить их в своей памяти.

Сенсорные эталоны как целая система

Сенсорные эталоны – это не просто отдельные образцы, а целая система, в которой разновидности определенного свойства располагаются в нужной последовательности и различаются по конкретным признакам. Развитие сенсорных эталонов осуществляется благодаря сенсорному воспитанию. Без целенаправленного воспитательного процесса дети способны усвоить лишь некоторые эталоны.

Сенсорные эталоны – это термин, который впервые использовал А.В. Запорожец, когда разрабатывал теорию формирования восприятия путем развития перцептивных действий.

Сенсорные эталоны – это представления о тех или иных свойствах и их отношений: о цвете, о величине, о форме, о пространственном расположении, о высоты звучания, о длительности времени и т.п. появились эти эталоны в процессе исторического развития людей. Человечество использует их как мерки и образцы, с помощью которых можно установить и обозначить определенные отношения и свойства.

В детском саду главное содержание сенсорного воспитания состоит из знакомства с формой, цветом и величиной. В виде сенсорных эталонов выступают хроматические и ахроматические цвета, которые размещены в спектре в строгой последовательности, связанной с длиной световых волн.

Если смешать два цвета, которые лежат в спектре не рядом друг с другом, то можно получить промежуточный цвет. Если же смешать два соседних цвета, то получится дополнительный оттенок. Можно выделить холодные и теплые хроматические цвета. Сначала дети учатся воспринимать белые и черный цвет и хроматические цвета. Все это создает предпосылки для успешного усвоения названий цветов.

Обычно на первых порах вводят шесть цветовых тонов. Голубой при этом исключается, ведь детям его сложно усвоить. Этот цвет лучше изучать в более поздний этап, когда дошкольники имеют представление о том, что такое оттенки, где цветовые тона располагаются в спектре и как их можно разделить на холодные и теплые.

Процесс овладения сенсорными эталонами длится долго и протекает сложно. Усвоить один из эталонов – не значит просто научиться его называть. Нужно иметь ясное представление о том, какие разновидности могут быть у каждого свойства и научиться пользоваться этими представлениями для выделения и анализа свойств разных предметов. Иначе говоря, изучение сенсорных эталонов – это адекватное их применение в качестве единиц измерения во время оценки свойства.

Если с дошкольниками проводить последовательную работу по обследованию, они учатся легко выделять и называть множество разных признаков для каждого предмета. Это аналитическая мыслительная деятельность дошкольника, которая в будущем даст ему возможность более глубоко анализировать явления и предметы, обнаруживать в них существенное и несущественное, правильно видоизменять их в соответствии с поставленной задачей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: