Помогите понять, что такое близкие отношения
– Мы говорили о слабых местах современных детей в рациональном и когнитивном плане, а есть ли что-то в эмоциональной, социальной, возможно, нравственной сфере то, в чем они «провисают» в силу своей «новизны»?
– Да, конечно. В социальном плане – это пока моя гипотеза как социального психолога – мне кажется, они потеряли границы близости. В силу того, что у них огромное количество квази-друзей в интернете, у них отсутствует понимание критериев интимности в отношении человека, которого ты называешь другом. У них очень много контактов, за которыми часто теряются близость и открытость друг к другу, или – другой вариант – они открываются всем подряд, всех считают друзьями, либо эмоционально не дозревают до дружбы. Здесь, мне кажется, единственная помощь – родители сами должны находиться с детьми в отношениях близости, чтобы давать им этот опыт, демонстрировать, что это такое – быть близкими людьми, а не просто жить в одном доме.
– И показывать на своем примере, как выглядят отношения с друзьями, наверное? Вот наши близкие друзья, они к нам приходят раз в две недели, мы вместе ездим отдыхать, сидим вечерами с гитарой, помогаем друг другу…
– Да, вот так я к ним отношусь, они мне дороги. Чтобы ребенок видел, как вы проявляете эту близость друг к другу, как вы защищаете их, как вы им доверяете. Поощрять, когда такие отношения возникают у детей со сверстниками, помогать видеть эту внутреннюю сторону
Мне кажется, это очень важно. Они немножко потерялись из-за обилия контактов
Еще отличие от нас – они гораздо меньшие индивидуалисты, чем мы, потому что они легче вокруг себя создают социальную общность. Это их умение: способность не включаться в общество, а создавать его: находить своих, соединяться с ними, порождать такие группы.
– Но это же виртуальное сообщество.
– Все равно это очень важно, это возможность найти своих. Но реальную близость дети теряют, и пока мне кажется, что это их эмоционально обедняет
Не такие, как все
Важно понимать, что дети, растущие в наше время, кардинально отличаются от тех, что взрослели, например, в 1990-е годы. У них различаются установки, ресурсные возможности и восприятие мира в целом
В СМИ часто употребляют к современным детям такие термины как «альфа» и «зумеры» — это отсылка к популярной теории поколений. Суть ее в том, что раз в 15-25 лет рождается поколение людей, непохожих на предыдущие.
Эта группа людей будет иметь другие ценности и социокультурный контекст в силу изменений мира и событий, которые они проживут на своем отрезке истории.
«Зумерами» называют людей, появившихся на свет с 1996 по 2009 год, а «альфами» — рожденных с 2010 года и по сей день. Предположительно, очередное новое поколение начнет появляться примерно с 2025 года, но эта цифра условна. Границы поколений достаточно размыты, а люди, рожденные на стыке, обладают чертами, присущими обоим поколениям. Так и в случае с современными детьми: часть из них рождалась до 2010 года (это «зумеры»), а часть после («альфа»). Несмотря на разные названия, у них много общего. Исследователи поколений считают, что эти ребята будут кардинально отличаться от своих предшественников — миллениалов, поколения Х и бэби-бумеров.
Футурология
Разница поколений: какие они — Generation Z и идущие следом «альфы»?
И тому есть несколько причин.
Удивляйтесь вместе с детьми
Разумеется, от технического прогресса оградить ребенка не получится. Да и надо ли? Но контролировать процесс взаимодействия любимого чада с различного рода техникой можно. И больше уделять внимания своим детям, больше проводить с ними времени.
Можно помочь научиться ребятам удивляться не материальными вещами, а ярким впечатлениями. Поездка какая-нибудь, совместное развлечение.
Да на нашем прекрасном белом свете много чему еще есть удивляться-непереудивляться. Рыбе, пойманной самому, жуку-оленю, ползущему по тропинке, плот и лодку сами смастерили. Ребенок будет и горд и удивлен, что так просто оказалось. Тарзанку повесить на дерево – весело и для мышц полезно, рогатку смастерить — здорово, суп из крапивы сварить — ну ничего себе! Чем проще, тем удивительнее, а телики/приставки/фотики — этим не удивишь… это же прогресс и обыденность.
Счастье – помочь детям стопы направить на стезю первооткрывания и удивления. Научить их замечать и восхищаться простыми вещами, что окружают нас в мире. Тот, кто перестал удивляться сам, вряд ли будет способен удивить кого бы то ни было, тем более ребенка. Поэтому начните с себя. Вспомните, чему Вы удивлялись в последний раз, и насколько давно это было.
Но подростки же всегда это делали
– Психологи говорят о том, что игр со смертью и экстремальных увлечений у современных подростков стало гораздо больше. Может быть, потому, что раньше они отбунтовывали этот протест на каких-то простых вещах, типа «не буду носить эту шапку», и этого им хватало для выплеска своего «я». Вообще, многие родители перестали воспитывать детей в самом простом смысле этого слова – объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо.
– Я думала, что это сознательное желание нашего поколения родителей дать детям максимум свободы.
– Мне кажется, что кто-то сознательно позволил, а кто-то просто так много работал, что ему было некогда.
Совершенно непонятно, как они будут выстраивать свои ценности. Я вовсе не думаю, что они все вырастут безнравственными людьми, но очевидно, что их знакомство с ценностями и обретение своей системы ценностей будет происходить по-другому. Как? Не знаю. Как они будут растить своих детей, не имея этого опыта в собственном детстве? Это какая-то совсем новая ситуация. Может быть, сегодня роль образования как раз в том, чтобы помочь детям открыть для себя этот мир ценностей.
– В принципе, та же литература как предмет, мне кажется, именно этим и занимается.
– Только ценности же не терпят назидания – они нуждаются в проживании и прочувствовании. Ценности – это же всегда отношение. Поэтому недостаточно, чтобы тебе объяснили, что тут чувствует Пьер и что Наташа. Чрезмерная назидательность при наличии внутренней пустоты у ребенка не очень откликается в ценностном плане, она не очень конструктивна. Нужно искать другие формы.
Мне очень нравится такая форма, как социальная практика. Я была в Германии в элитной школе, и у этих сытых благополучных немецких детей три обязательных социальных практики в старших классах (15-18 лет). Первый год они работают в детских садах. Второй год они работают в страшных местах – в хосписах, в домах малютки и так далее. А в третий год они уже сами выбирают место практики, только обосновывают, почему.
– И что это дает?
– Ребенок должен выстроить деятельность, которая ценностна по своей сути, то есть когда они туда приходят, у них нет никакой другой цели, кроме помощи. Это встреча с собой помогающим и честный ответ на вопрос самому себе – что я тут делаю, как я на это реагирую? Что я чувствую, глядя на человека в вегетативном состоянии? Там не нужно работать на результат, не нужно ни с кем соревноваться и что-то доказывать, там основной вызов – как ты к этому относишься?
Естественно, с ними много разговаривают взрослые. Поэтому когда я слышу про волонтерские детские движения, я к этому очень хорошо отношусь – естественно, при условии наличия умных взрослых. Это одна из самых мощных форм ценностного развития в школе.
– Очень поддерживаю, единственное, что мне лично не нравится – это идея введения волонтерских книжек и прибавки баллов к ЕГЭ за участие в благотворительных мероприятиях.
– Это протестантская культура, и я не знаю, как такая инициатива приживется на нашей почве. Для Европы это нормально: ты делаешь доброе дело, и тебе это засчитывается. Быть добрым должно быть выгодно – это позиция протестантской этики. Для нашей культуры это не совсем привычная идея. Это вопрос убеждений и верований. Быть добрым должно быть естественно или выгодно? Для православной культуры в большей степени быть добрым естественно… Может, поэтому у нас так мало добрых.
Чрезмерная опека и дефицит внимания.
Психологи утверждают, что многие дети страдают от чрезмерной опеки и от дефицита внимания. И эти два фактора оказывают существенное влияние на темперамент ребенка и его развитие со стороны психики.
На сегодняшний день многие представительницы прекрасного пола обеспокоены продвижением по карьерной лестнице не меньше, чем мужчины. И только родив малыша, нанимают няню. Людей, которые хотят занимать высокие должность довольно много, по этой причине женщины сознательно уменьшают свой отпуск по уходу за новорожденным, чтобы не упустить свою возможность стать на ступеньку выше в профессиональной сфере. В итоге в тот период, когда у малыша происходит становление характера и психологическое развитие, ребенок не видит свою маму.
Чтобы добиться внимания от своих родителей, малыш становится капризным, плохо себя ведет, вызывает родителей на эмоции и манипулирует ими. Помимо этого зачастую ребенок стремится заменить дефицит внимания чем-то другим, к примеру, компьютером, друзьями, нехорошими увлечениями, а в более взрослом возрасте могут появиться и довольно опасные проблемы – курение, спиртные напитки и наркотики.
Чрезмерная опека также негативно влияет на то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Этот фактор оставляет свой след на характере малыша в тот момент, когда происходит его формирование. Матери, которые целью своей жизни определили заботу о ребенке, чрезмерно оберегают его, ограждая от всех возможных опасностей внешнего мира. В результате ребенок, вырастая, демонстрирует свою избалованность, недоразвитость, а также страх перед всем новым, неспособность быть самостоятельным и добиваться задуманного.
Не стоит забывать, что становление характера ребенка происходит в первые 5 лет его жизни
Не бегите на работу, сократив декретный отпуск, но и не ограничивайте своего малыша только своим вниманием. Отдайте малыша в детский сад, где ребенок будет общаться со своими сверстниками и учиться быть самостоятельным
Образовательная система и мировоззрение детей
Современные дети воздействуются многочисленными факторами, которые влияют на формирование их мировоззрения. Одним из основных факторов является образовательная система, которая играет важнейшую роль в формировании ценностей, взглядов и убеждений детей.
Образовательная система не только передает знания, но и формирует навыки и компетенции, которые необходимы ребенку в современном мире. Она также является платформой для воспитания и развития детей. Через образование дети учатся понимать мир, развивать свое мышление и общаться с другими людьми.
Однако образовательная система может оказывать различное влияние на мировоззрение детей в зависимости от своих особенностей
Например, в некоторых системах акцент делается на развитие конкурентоспособности и индивидуализма, в то время как в других системах уделяется больше внимание социальным навыкам и коллективной ответственности
Эти различия могут приводить к разным мировоззренческим установкам у детей. Некоторые дети могут развивать эгоцентрическое мировоззрение, считая свои интересы и успехи главными. Другие могут развить более коллективистское мировоззрение, где важными являются сотрудничество и забота о других.
Однако важно отметить, что мировоззрение детей формируется не только образовательной системой. Родители, семья, среда обитания, медиа и другие факторы также оказывают влияние на формирование мировоззрения детей
Это комплексный процесс, который требует внимания и понимания.
В целом, образовательная система является важным инструментом формирования мировоззрения детей. Она способствует развитию мышления, социальных навыков и ценностей у детей
Однако, важно создать образовательную систему, которая будет способствовать развитию гармоничного и толерантного мировоззрения, учитывая разнообразие мировых культур и ценностей
Психологические особенности нового поколения
Раннее развитие. Современные дети начинают развиваться и усваивать информацию уже на очень раннем возрасте. Они быстро усваивают новые технологии и становятся более независимыми.
Интернет и социальные сети. Новое поколение выросло в эпоху интернета и социальных сетей и имеет доступ к огромному количеству информации
Это влияет на их способность обрабатывать большие объемы информации и быстро адаптироваться к новой информации.
Краткосрочное внимание. В силу большого количества информации, с которой они сталкиваются каждый день, дети нового поколения имеют склонность к краткосрочному вниманию
Они быстро меняют задачи и часто не могут концентрироваться на одной вещи надолго.
Мультизадачность. Новое поколение обладает способностью выполнять несколько задач одновременно. Они могут просматривать информацию в интернете, слушать музыку и общаться с друзьями одновременно.
Креативность и инновационность. Современные дети обладают высокой степенью креативности и инновационности. Они часто придумывают новые идеи и подходы к решению проблем.
Ускорение ритма жизни. В силу растущей роли технологий и информации, ритм жизни современных детей становится все быстрее. Они привыкли к скорости обмена информацией и ожидают быстрых результатов.
Психологические особенности нового поколения связаны с развитием технологий и доступностью информации. Они имеют свои преимущества и недостатки, и родители и педагоги должны учитывать эти особенности при взаимодействии с детьми
Кроме того, важно создавать условия для развития креативности и инновационности, а также учить детей эффективному использованию информации и развивать их способность концентрироваться на долгое время
Что такое теория поколений
Теория поколений — это исследовательский подход, который описывает, почему появляются разные поколения, что их объединяет и как они меняются.
О разнице между «отцами и детьми» размышляли еще средневековые философы. А вопросом смены поколений серьезно занялись в XIX веке. Ученые считали, что основным признаком объединения людей в поколение может быть общность ценностей и жизненного опыта. Если люди переживали большое общественное или социальное событие — война или кризис, — это влияло на их поведение и мышление.
Настоящую популярность теории принесли две книги: «Поколения: история будущего Америки, 1584—2069 годы» 1991 года и «Четвертый поворот: американское пророчество». Ее авторы — писатель Уильям Штраус и экономист Нил Хоув. Они выделили четыре архетипа поколений со своим набором черт и ценностных установок. Социальные поколения сменяют друг друга раз в 15–20 лет.
Беби-бумеры — люди, которые родились в 1946–1963 годах. В молодости они пылкие и смелые, разрушают привычный уклад жизни. А в зрелости — наоборот, активно отстаивают стабильность и тот образ жизни, который для себя выбрали.
Поколение X — родились в 1964–1980 годы. Люди этого поколения растут в период разрушений старого образа жизни и строительства нового, поэтому рано взрослеют. «Иксы» — прагматики и индивидуалисты. Они высоко ценят материальные ценности и часто идут к своей цели, не обращая внимания на эмоции и мнения других людей.
Поколение Y, «миллениумы» и «миллениалы» — люди, родившиеся с 1981 по 1996. Они ориентированы на общие ценности и блага. Ценят технологии, гуманисты и оптимисты.
Поколение Z, «зумеры» — родившиеся в 1997—2012 годах. Взрослея, остро реагируют на кризисы безопасности. Готовы поменять индивидуальную свободу и сложность политических и общественных систем на усиленный внешний и общественный контроль.
Проблемы и вызовы для современных детей
Современные дети сталкиваются с некоторыми проблемами и вызовами, которые отличаются от тех, с которыми сталкивались предыдущие поколения. Эти проблемы включают в себя:
Современные дети сталкиваются с уникальными проблемами, которые требуют внимания и решения со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Это может включать в себя ограничение времени, проведенного перед экранами, обучение стрессоуправлению, поддержку позитивной самооценки и активное вовлечение в физическую активность. Необходимо также обеспечить детей навыками безопасного использования интернета и эффективными методами моделирования положительного поведения.
Честности
Родители так хотят порадовать своего малыша и подарить ему как можно больше положительных эмоций, что начинают тратить намного больше чем могут себе позволить. Ведь намного проще подарить ребёнку новую машинку или купить киндер-сюрприз, чем завоевать его послушание и любовь честными и доверительными отношениями, беседами.
Порой мы тратим последние копейки на то, что бы купить шоколадку своему малышу за хорошее поведение, забывая при этом его просто обнять и похвалить. Ведь на проявления любви не нужны деньги.
А порой малышу просто необходимо знать, что деньги иногда кончаются и сегодня мы не можем себе позволить тут или иную материальную радость. Ведь со временем запросы и желания ребёнка будут расти пропорционально его возрасту. И если он сразу же не научиться принимать и понимать отказы, то дальше будет ещё сложнее.
Слайд 328. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия
в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности
внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Увеличение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место – интеллектуальные: образованность; II – волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III – соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность). В иерархии ценностей последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.
Ты им: надо, а они тебе: зачем?
– Помимо главной особенности современного ребенка – клипового сознания, о которой вы сказали, что еще характерно для мышления нового поколения, что в нем для нас непривычного?
– У них больше синтеза, чем аналитики
Им очень важно все объединять в целое, и информацию они воспринимают именно синтетически. Для нас это непривычно, мы в основном аналитики, нам нужно все разложить на составные части
В любом школьном предмете все раскладывается до мельчайших частиц, детям говорят: это состоит из этого, это состоит из еще чего-то. А для них это не совсем естественно.
Кстати, это еще одно их глобальное отличие от нас с вами: их отношения с понятиями «надо» и «зачем». Я точно не могу сказать, когда это изменилось, но еще 20 лет назад слово «надо» и все, что за ним стояло, обладало мощной мотивационной силой. Ребенок мог чего-то не хотеть, но его можно было заставить делать с помощью этого слова.
Сорок лет назад взрослый говорил мне: «Мариночка, надо», и я отвечала: «Раз надо, значит, надо», – не особо вдумываясь, почему и зачем. В подростковом возрасте я могла, как любой другой подросток, сказать: «Вам надо, вы и делайте», но это был подростковый бунт против того, что я понимала, что все-таки надо. А сейчас все чаще мы сталкиваемся с тем, что мы говорим ребенку – «надо», а он смотрит на нас – заинтересованно, спокойно, уважительно, у него нет никакого протеста, – и спрашивает: «Зачем?»
– Это родители допустили какую-то массовую оплошность?
– Нет, что-то изменилось в среде. Мир стал очень прагматичен, именно в плане направленности на достижение цели. Теперь каждое действие должно иметь какую-то цель, результат.
–
И это не свидетельствует о падении авторитета взрослого?
– Нет, дети нас очень даже уважают, просто они каждый раз искренне пытаются понять – зачем? Если объяснить, зачем, они скажут: а, понятно, – и сделают
Дело даже не в выгоде для них лично – им важно просто понимать назначение действия. Я думаю, что это тоже идет из цифровой культуры – там же все целенаправленно и логично выстроено, и этот прагматизм очень характерен для современной культуры, причем не в примитивном смысле – удовлетворение своих потребностей, – а в широком: как целенаправленность
Теперь для детей норма заключается не в том, что умные взрослые мне говорят, как надо, и я делаю – они держат норму, когда понимают ее смысл. Сейчас даже маленьким детям нужно объяснять назначение всяких норм: почему люди решили, что это правильно, достойно, хорошо, почему принято так, а не иначе? Но взрослые абсолютно не готовы про это говорить. Они либо начинают злиться и вместо объяснения выдают прогноз того, что будет, если ты этого не сделаешь, пугают, угрожают, либо они сами очень расстраиваются и начинают нести всякую чушь типа «вырастешь, поймешь», «что же ты меня совсем не уважаешь?», «почему ты со мной бесконечно споришь?» Нет, они не спорят. И вполне уважают. И не пытаются довести. И не вредничают. Они просто действительно хотят понять – зачем.
Помогите понять, что такое близкие отношения
– Мы говорили о слабых местах современных детей в рациональном и когнитивном плане, а есть ли что-то в эмоциональной, социальной, возможно, нравственной сфере то, в чем они «провисают» в силу своей «новизны»?
– Да, конечно. В социальном плане – это пока моя гипотеза как социального психолога – мне кажется, они потеряли границы близости. В силу того, что у них огромное количество квази-друзей в интернете, у них отсутствует понимание критериев интимности в отношении человека, которого ты называешь другом. У них очень много контактов, за которыми часто теряются близость и открытость друг к другу, или – другой вариант – они открываются всем подряд, всех считают друзьями, либо эмоционально не дозревают до дружбы. Здесь, мне кажется, единственная помощь – родители сами должны находиться с детьми в отношениях близости, чтобы давать им этот опыт, демонстрировать, что это такое – быть близкими людьми, а не просто жить в одном доме.
– И показывать на своем примере, как выглядят отношения с друзьями, наверное? Вот наши близкие друзья, они к нам приходят раз в две недели, мы вместе ездим отдыхать, сидим вечерами с гитарой, помогаем друг другу…
– Да, вот так я к ним отношусь, они мне дороги. Чтобы ребенок видел, как вы проявляете эту близость друг к другу, как вы защищаете их, как вы им доверяете. Поощрять, когда такие отношения возникают у детей со сверстниками, помогать видеть эту внутреннюю сторону
Мне кажется, это очень важно. Они немножко потерялись из-за обилия контактов
Еще отличие от нас – они гораздо меньшие индивидуалисты, чем мы, потому что они легче вокруг себя создают социальную общность. Это их умение: способность не включаться в общество, а создавать его: находить своих, соединяться с ними, порождать такие группы.
– Но это же виртуальное сообщество.
– Все равно это очень важно, это возможность найти своих. Но реальную близость дети теряют, и пока мне кажется, что это их эмоционально обедняет
Экран 2,5К 165 Гц, Core i7-14700HX и GeForce RTX 4070 Laptop. Новые подробности о Lenovo Legion Y7000P за 5 дней до премьеры
10:56, 13.01.2024 / от: / в: Наука и Техника / 224 прсм.
Lenovo продолжает раскрывать подробности об игровых ноутбуках Legion нового поколения. На этот раз компания сообщила, что Legion Y7000P в топовой версии получит 20-ядерный процессор Core i7-14700HX с частотой до 5,5 ГГц. В топовой версии будет dGPU Nvidia GeForce RTX 4070 Laptop, ну а в вариантах попроще – GeForce RTX 4060 Laptop и GeForce RTX 4050 Laptop. Разрешение экрана составит 2,5К, кадровая частота – 165 Гц. Legion Y7000P получит новую систему охлаждения, позволяющую отводить на 30 Вт больше мощности. При этом эффективность системы охлаждения выше на 3,5 °С (то есть о… Читать сейчас
Слайд 21Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют
задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются
в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В данной ситуации вспоминается проблема, описанная в одном из старых учебников по детской психологии. Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога.
Научите отдыхать
– С чем еще у этих детей сложности, в чем им однозначно нужна помощь?
– В силу того, что они многозадачники и многостаночники и быстро переключаются с одного на другое, их нужно учить отдыхать. Так как мозг работает, они его эксплуатируют. Я об этом задумалась, когда один из друзей моей дочери попался на легких наркотиках и сел в тюрьму. Я знала, что это хороший мальчик. Я стала раскручивать обратно эту историю, чтобы понять, зачем он на это сел. Оказалось, что он хотел несколько суток быть активным и не спать, чтобы везде успеть: на тусовку, в клуб, заработать деньги, пообщаться с друзьями… Для этого он начал принимать всякие стимулирующие мозг вещества. Это, конечно, опасно. Их надо учить отдыхать, расслабляться, отключаться.
– Как этому учить?
– Надо давать им навыки, инструменты. В Японии, например, в школе обязателен курс медитации. В европейских странах есть курс релаксации – обязательный урок, где детей учат приемам расслабления, освобождения от внутреннего напряжения.
– У них не срабатывает естественный механизм, который говорит: «Все, стоп, мозг устал, будем валяться на ковре и играть»?
– До 10, до 12 лет да, потом нет. А при высокой мотивации он вообще перестает работать.
– По-моему, то, о чем вы говорите, проявляется и у взрослых людей. Многие из нас стали многостаночниками, многие – часто это те же самые люди – разучились отдыхать, многие перестали воспринимать большие тексты, многие жалуются на память…
– Да, это глобальный процесс. Я сумела перестроиться в силу быстрых процессов темперамента и войти в эту ситуацию многозадачности в отличие от многих моих сверстников. И да, я ощущаю, что я не все запоминаю, но потому что того, что я должна запомнить, многократно больше, чем раньше. Сравните, сколько вы запоминали в трех задачах, которые вы решали, и сколько сейчас в пятидесяти. У нас просто стало больше объема материала для запоминания, поэтому мы начали использовать подручные средства – планинги, напоминалки и так далее.
Мы ведь тоже пришли в этот мир, на который наши родители реагировали с подозрением, потому что в нем уже было много того, к чему они были непривычны.
Я помню, почти 25 лет назад моя мама говорила про мою дочь: «Боже мой, ей два года, а она включает телевизор кнопочками». Для нее это было чудо, потому что она никак не могла разобраться в этих кнопочках. А сейчас я так же смотрю на то, как у моих внучатых племянников уже в год бегают пальчики по сенсорному экрану.
А недавно напротив меня сидела супружеская пара с младенцем месяцев семи, и они показывали ему на планшете фотографии. Я сижу и понимаю, что что-то в этой картине не то, что происходит что-то такое, от чего взрывается мой профессиональный мозг, и понимаю, что ребенок сканирует взглядом фотографии, чего 25 лет назад эти дети делать вообще не умели. По нормативам 25-летней давности дети не обводили глазами образы на фотографии, они их еще не считывали. Но когда я увидела, что этот ребенок бодро рассматривает фотографии, я поняла, что мир меняется.
Эти 4-, 5- и 6-месячные растут совсем по-другому, они готовятся жить в другом мире, наверное, готовятся к чипам, которые им вживят. Ну, вживят и вживят, а наша задача останется той же самой: помочь ребенку стать счастливым в том мире, в который он входит.
Новый уровень коммуникации со сверстниками
Популярная социальная сеть Snapchat провела исследование на тему того, как современные поколения понимают дружбу. Оказалось, что самыми важными чертами лучшего друга молодежь называет честность и аутентичность
Где будет существовать друг — в реальном или виртуальном мире — для новых поколений не так важно: 93% процента опрошенных нормально относятся к дружбе в формате онлайн без оффлайн-общения. Более того, многие находят в виртуальном общении особую ценность: не все чувства и эмоции можно выразить словами, и тут на помощь приходят картинки и короткие видео
«Зумеры» больше других ищут в отношениях подлинности и близости. Возможно это обусловлено всеобщей цифровизацией, а искренность и глубина взаимоотношений станут самыми важными ценностями для современных детей и подростков.
Цифровизация детства принесла с собой и проблему, на которую уже указывают исследователи: частичную утрату умения общаться со сверстниками и снижение эмоционального интеллекта.
Неумение распознавать и показывать чувства ухудшает полноценное восприятие окружающего мира, выстраивание отношений с социумом и понимание себя. Но это не значит, что нужно запретить гаджеты. Это звоночек скорее для того, чтобы правильно адаптировать их для ребенка.
Мы живем в цифровом мире и оградить ребенка от него не получится. Задача современного взрослого стать гуманистом и направить ресурсы, которые дает нам digital, на пользу, а именно научить ребенка пользоваться гаджетами для развития своих навыков, в том числе и эмоционального интеллекта.
Экономика образования
Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции
Samsung Galaxy S24, Galaxy S24 Plus и Galaxy S24 Ultra будут обновляться до 2031 года
10:56, 13.01.2024 / от: Matrix / в: Наука и Техника / 224 прсм.
Ресурс Android Headlines опубликовал новые интересные подробности о будущих флагманах Samsung – Galaxy S24, Galaxy S24 Plus и Galaxy S24 Ultra. Сообщается, что аппараты будут обновляться не пять лет, как это сейчас принято у корейской компании (если говорить о флагманах), а все семь лет. То есть они будут получать обновления до 2031 года. Причем – это важный момент – речь не только об обновлениях безопасности: смартфоны получат семь обновлений Android (то есть финальной станет Android 21) и неизвестное количество итераций фирменного интерфейса One UI. Этот шаг наверняка пора… Читать сейчас
Мечты
Современные дети разучились мечтать и ставить себе цели. И тут опят таки виноваты родные и близкие со своей чрезмерной заботой. Ведь стоит ребёнку чего-то захотеть, как тут же родители пытаются это реализовать и подарить.
Раньше годами можно было мечтать о велосипед или роликах, а сегодняшние современные дети уже с года имеют велосипед, потом ещё один и ещё… может стоит ребёнку дать время и возможность на обдумывания своих желаний.
Но всё же наши современные дети живут в удивительное время с большими возможностями, во время интернета и глобальной автоматизации, которая позволяет достичь высоких результатов за менее короткий промежуток времени . Но не стоит нам взрослым, в этой вечной не хватке времени, автоматизировать и оптимизировать процесс «воспитания» наших детей. Не стоит гнаться и подстраивать ритм детства под сумасшедший ритм жизни. Пусть всё идет своей чередой и всему своё время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рекомендации для родителей:
- Будьте всегда чуткими к делам своих детей
- Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
- Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. Научите преодолевать трудности
- Сравнивайте своего ребенка только с ним самим! Обязательно отмечая продвижение вперед. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
- Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
- Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
- Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
- Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям.
- Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
- Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
- Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
- Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. Помните: недоверие оскорбляет!!!
- Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
- Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).
Рекомендации учителям:
- Определите сферу интересов ребёнка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.
- Определите обязанности ребёнка в классе, следите за их исполнением.
- Создайте ребёнку ситуацию школьной успешности.
- Посоветуйте ребёнку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д.
Слайд 28Третий вывод О. Е. Смирновой – «резкое снижение фантазии и
творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять
себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чѐм разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений»