Родительское собрание в 4 классе «что такое дисграфия и как помочь ребёнку-дисграфику?»

Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Признаки дисграфии

Обычно дисграфию выявляют уже в младшем школьном возрасте. Её часто принимают за неразборчивый почерк или незнание правил, но повторяющиеся и однотипные ошибки должны насторожить педагога.

Признаки дисграфии можно разделить на три большие группы: проблемы с почерком, с правописанием и со свободным письмом.

Признаки дисграфии в процессе письма

  • Несмотря на то что человек уделяет письму достаточное количество времени и внимания, его почерк остаётся неразборчивым.
  • Печатные буквы смешиваются с прописными, регистры, форма и наклон букв постоянно меняются.
  • Между словами и буквами — неравные промежутки, текст выходит за пределы строк и полей листа. Видно, что пишущему физически сложно даётся письмо: лицо опущено слишком близко к бумаге, он неправильно или необычно держит ручку.
  • Человеку сложно запоминать и воспроизводить движения, связанные с письмом.
  • Он внимательно наблюдает за пишущей рукой и разговаривает с самим собой во время письма.
  • Процесс копирования и письма отнимает у него много времени, даже если почерк получается аккуратным и разборчивым.

Сложности с правописанием

  • Человек заменяет буквы на похожие по виду или звучанию: И и М, С и З.
  • Пишет буквы зеркально, например часто страдают Я и Э.
  • Соединяет слова и (или) разбивает одно слово на несколько частей. Например, ребенок с дисграфией может написать «таккак» или «учитель ница».
  • Пропускает или переставляет буквы, слоги или слова в предложении, например «жкакру» вместо «кружка».
  • Добавляет лишние элементы к буквам или не пишет нужные. Л может превратить в А, Ш в Щ. Кроме того, человек может придумывать новые буквы.
  • Совершает орфографические ошибки. Одно и то же может быть написано по-разному в одном предложении или абзаце.
  • С трудом понимает орфографические правила, шаблоны и структуры.
  • Использует случайные или несуществующие знаки препинания.

Трудности с сочинениями и свободным письмом

  • Люди с дисграфией могут грамотно и красиво говорить, но в то же время написать текст им трудно.
  • Они используют на письме слишком простые конструкции и общие слова.
  • Испытывают сложности с выбором темы для сочинения.
  • Не понимают, с чего начать текст и как выстроить работу с ним.

Признаки дисграфии у людей разного возраста в целом похожи, но могут иметь разную степень проявления. Дети с дисграфией могут, например, просто отказываться писать, а взрослым сложно выразить свои мысли с помощью письма.

Признаки дисграфии у детей младшего возраста

  • Плотный захват ручки и неудобная поза при письме.
  • Избегание задач по письму и рисованию.
  • Проблемы с формированием букв.
  • Разные интервалы между буквами или словами.
  • Сложности с различением прописных и строчных букв.
  • Быстрая утомляемость во время письма.

Признаки дисграфии у детей среднего школьного возраста

  • Неразборчивый почерк.
  • Смесь курсива и печатных букв.
  • Произнесение слов вслух во время их написания.
  • Слишком сильная концентрации на самом процессе письма, из-за чего суть написанного упускается.
  • Проблемы с выбором подходящего слова.
  • Пропуск слов в предложениях.

Признаки дисграфии у подростков и взрослых

  • Проблемы с переносом мыслей на бумагу.
  • Сложности с синтаксической структурой и грамматикой.
  • Смысловой разрыв между пониманием того, что человек хочет написать, и тем, что реально пишет.

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится — так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
    Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования — и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.

Методы и приемы коррекции дисграфии

Исправление дисграфии проводит логопед. Специалист выбирает оптимальную методику работы с ребенком после проведения диагностических мероприятий, в ходе которых будут выявлены механизмы и форма нарушений.

Общий подход к коррекции основан на восполнении пробелов в произношении и формировании звуков, расширении грамматической основы, развития связей и аналитико-синтетической деятельности, памяти, мелкой моторики. Комплекс работы включает медикаментозную терапию, физиотерапию, письменные упражнения, занятия творчеством. Сочетание учебных и лечебно-оздоровительных мероприятий и учет индивидуальных особенностей ребенка позволит достичь хороших результатов. 

Логопед подбирает задания, которые способны вызвать интерес, разбудить желание заниматься познавательной деятельностью. Для закрепления применяется многократное повторение упражнений. Степен сложности заданий поднимается постепенно

Для результативности в ходе работы внимание ребенка переключается с одного вида деятельности на другой. Особенно эффективно это при недостаточной усидчивости у детей

Коррекционные методики условно делятся на техники прямого воздействия и методы обходных путей. Различные приемы из арсенала логопеда помогают формировать визуальный образ буквы.

• Лепка;

• Складывание букв из палочек и веревочек;

• Вычеркивание определенной буквы из слова;

• Распознавание букв на ощупь.

Для исправления фонематического восприятия ребенку дают выполнять:

• звуко-буквенный анализ слова;

• работа с дефорированными текстами;

• письмо по памяти.

Эти многие другие упражнения помогают восстановить пробелы и победить дисграфию. Однако любое нарушение гораздо легче предотвратить, занимаясь профилактикой, чем устранять проблемы, связанные с запущенностью состояния.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Почерк Леонардо: кто такие амбидекстры?

Кто такой амбидекстр?

Количество амбидекстров на планете постоянно растёт, как и количество чистых левшей. Амбтидекстры позже начинают ползать, ходить, говорить. Происходит это по той причине, что человек рождается с двумя одинаково развивающимися полушариями мозга, а лидерство левое полушарие начинает завоёвывать с момента, когда ребёнок начинает интересоваться речью – т.е. с попыток звукоподражания. Но не всегда правое полушарие сдаётся легко и уступает главную роль. Это становится похоже на перетягивание каната – каждое полушарие пытается доминировать и возникает межполушарный конфликт. Ребёнок-амбидекстр бывает с резкими перепадами настроения, плаксивый, неусидчивый. При обучении письму отсутствие ведущего полушария усложняет задачу различия, запоминания контуров букв, разницы в звучании похожих звуков и идентификации соответствующей буквы, сложности с пространственным расположением элементов при письме. Тем не менее, среди амбидекстров встречается множество талантливых и даже гениальных людей, и примером тому является Леонардо да Винчи, который писал свои заметки в дневнике левой рукой в зеркальном отражении (поэтому в его честь зеркальный почерк и был назван письмом Леонардо).

Причины дисграфии

При выявлении у ребенка дисграфии в первую очередь необходимо выявить причины, по которым ему не удается овладеть навыком грамотного письма. Правильное определение и устранение негативных факторов позволяет преодолеть большинство ошибок и наладить грамотность ребенка

К самым распространённым причинам дисграфии отнесятся:

  1. Медицинские патологии и дефекты развития.
  2. Билингвизм. Изучение в раннем возрасте двух и более языков при неправильном подходе к обучению.
  3. Неграмотная или редкая речь в семье.
  4. Равнодушие к обучению.
  5. Обучение письму до 5 лет. Ранний поход в школу (до 6 лет).
  6. Проблемы с развитием зрительного и речевого аппарата.

Эти причины вызывают разные виды нарушения грамотного письма

Важно знать, на что именно повлиял тот или иной фактор, чтобы грамотно подойти к работе по устранению

Причины дисграфии

Как и у каких детей может возникнуть дисграфия? Каковы её причины? Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее  возраста 8-9 лет(т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы)

К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых

Процесс письма – довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:

  • Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
  • Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм, нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр).

Чаще всего дисграфия проявляется  у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга(минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.

Дисграфия также может быть выявлена и у взрослого человека. Причиной дисграфии у взрослых является нарушение работы высших психических функций вследствие перенесённого инфекционного заболевания или травмы головного мозга. Дисграфия у взрослых проявляется примерно в 10 % случаев от общего количества пациентов с выявленной дисграфией.

Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, а также слуховые, двигательные, речевые и зрительные патологии.

Дисграфия и дислексия – что это

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребёнка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: