Основы личностно-ориентированного образования по якиманской

Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  ромусик, мария николаевна

Примеры в процессе обучения ребенка

Хорошим примером применения личностно-ориентированного подхода в обучении может служить его сравнение с классическим подходом. Последний ориентируется на среднестатистического учащегося и нацелен на простое воспроизведение полученной информации, на повторение действий преподавателя («повторяй за мной», «делай, как я»). Для всех учеников подбирается одинаковый объем изучаемого материала, построенного по принципу «от простого к сложному». При выстраивании обратной связи учитель обращается сразу ко всей группе учащихся. Урок проводится по стандартной схеме:

  • повторили пройденный материал;
  • прослушали лекцию на новую тему;
  • закрепили материал на практике (учитель показал, как это применяется);
  • выполнили самостоятельную работу по образцу, предложенному учителем.

При этом педагог сам выбирает одну общую для всех тему и характер работы (индивидуальный или групповой). Оценку работе учащегося, его ответу на уроке дает единолично преподаватель, используя принятую в баллах оценочную шкалу. Задание для самостоятельной работы дома (его количество, степень сложности и форма выполнения) определяется учителем и является одинаковым для всех.

При личностно-ориентированном подходе обучение в первую очередь нацелено на индивидуальное развитие личности каждого конкретного ученика, призвано сформировать его критическое мышление и жизненные ценности. Объем получаемых знаний, их уровень сложности подбирается с учетом индивидуальных возможностей учащегося и его пожеланий.

Каждый ученик в меру своих способностей, склонностей активно вовлекается в учебный процесс и сам выбирает индивидуальный или групповой характер работы. Изучаемые на уроке темы могут отличаться для разных категорий учеников в зависимости от их познавательных особенностей. Учащемуся предоставляется возможность самому критически оценить свой ответ или результат работы на уроке. Последующая оценка со стороны преподавателя показывает не только количество набранных баллов, но и качество выполненной работы или данного ответа. Каждый ученик сам выбирает степень сложности домашнего задания, его количество и форму выполнения.

Признаки отклонения

По каким критериям оценивают, что ребенок не воспринимает обращенную речь? Возраст 3 года считается пограничным, малыш уже должен разговаривать. Перед походом к логопеду и дефектологу нужно понаблюдать за ним дома. Начать можно с обследования импрессивной речи, то есть создания спонтанных ситуаций для оценки того, насколько он ее понимает. При этом используют значимый дорогой ему предмет. Необходимо произнести фразу с его названием и посмотреть на реакцию малыша. Например, спросить: «Где твоя машинка?» Реакция на фразу может выражаться в повороте головы или совершении какого-либо действия. В таком случае можно предположить, что он вас понимает. Для подтверждения этого необходимо несколько раз повторить этот вопрос в течение дня и посмотреть, что он будет делать. Таким способом можно проверить, знает ли малыш названия других вещей, имена людей и т. д.

Далее моделируют ситуацию с определенными условиями. Например, во время подвижных игр с мячом можно попросить подать вам его или принести. Соответственно, он выполнит задание, если может понять действие. Это упражнение в контексте происходящего события. Если при таких же условиях сказать, что ему нужно найти кубики или спросить, где мишка, это оценка понимания речи вне контекста. При этом нужно обращаться к ребенку с помощью фраз, нельзя использовать невербальные методы (кивать головой, показывать руками, где искать игрушку).

Первое, на что стоит обратить внимание, это неадекватная реакция на адресованную ему речь. Может создаваться впечатление, что он глухой; он слышит шепот, но не реагирует на громкие звуки; не отзывается на имя; ребенок не может дать адекватный ответ на простой вопрос

У ребенка с подобным расстройством речь состоит из отдельных элементов: это могут быть обрывки фраз, услышанных от взрослых или цитаты из мультфильмов. Он частично разбавляет ими собственные обращения. Чем тяжелее степень отклонения, тем сложнее понять ребенка. Если отсутствуют сложные нарушения артикуляционного аппарата, малыш высказывается с помощью простых предложений.

Как следствие неспособности полноценно вести диалог и общаться, он начинает избегать окружающих. Особенно это выражено при переживании негативного опыта (если поругали родители за непослушание). В благоприятной обстановке малыш присоединяется к наименее коммуникативному собеседнику, так ему комфортнее.

Выполнение бытовых просьб дается таким детям легко, так как они применяют накопленный опыт. Еще один симптом рецептивного расстройства заключается в стремлении к постоянной обстановке. Негативная реакция со стороны родителей при этом усугубляет дезадаптацию.

Уровень тревожности повышен и полностью отражает эмоциональное состояние семьи. Навязчивые повторяющиеся действия говорят о глубоком речевом расстройстве, значит ему по какой-то причине плохо. К таким относят облизывание губ, потряхивание рук, через которые больной сбрасывает лишнее напряжение. Характер детей импульсивный, они гиперактивны. Это происходит, потому что они не понимают взрослых.

Применение на практике

Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации. 

Дифференцированный подход

Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.

В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории: 

  1. Те, кто совсем не умеет читать.
  2. Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
  3. Хорошо читающие дети.

Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).

Индивидуальный подход

Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.

На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.

Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.

С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.

Субъектно-личностный подход

Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.

Разноуровневый подход

Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.

личностно-ориентированного подхода

1. Создание положительного
эмоционального настроя на работу всех учеников.

2. Сообщение в начале урока
или занятия не только темы, но и организации деятельности в ходе урока, занятия.

3. Применение знаний,
позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную,
графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных
творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к
выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при
опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик
рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

8. Оценивание должно
аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности,
оригинальности.

9. При задании на дом
называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как
следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего
задания.

Модель личностно-ориентированного обучения
и воспитания составляет:

— разноуровневый подход — ориентация на разный
уровень сложности программного материала, доступного ученику;

      — дифференцированный
подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной)
дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

     — индивидуальный
подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям,
социальной (профессиональной) направленности;

     — субъектно-личностный
подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести,
неповторимости.

Основные требования в разработке дидактического обеспечения
личностно-ориентированного процесса:

— учебный материал (характер
его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта
воспитанника, включая опыт его предшествующего обучения;

— изложение знаний  педагогом
должно быть направлено не только на расширение их объёма, структурирование,
интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного
опыта каждого ученика;

— в ходе обучения и
воспитания необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным
содержанием задаваемых знаний;

— активное стимулирование
ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему
возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения
знаниями;

— учебный материал должен
быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при
выполнении заданий, решений, задач;

— необходимо стимулировать
воспитанников к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для
них способов проработки учебного материала;

— необходимо обеспечивать
контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения.


Организация образовательной среды

— организация и использование
учебного материала разного содержания, вида и формы;

— предоставление воспитаннику
свободы выбора способов выполнения учебных заданий;

       — использование
нетрадиционных форм групповых  и индивидуальных занятий в целях активизации
творчества детей;

— создание условий для
творчества в самостоятельной и коллективной деятельности;

— постоянное внимание
педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, побуждающих
ученика к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;

— особую подготовку педагога
к систематическому осуществлению такой работы на уроке, в ходе организации
индивидуальных занятий;

— организацию занятий в малых
группах на основе диалога, имитационно-ролевых игр, тренингов учебного общения.

Сайт создан в системе uCoz

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.
Источник

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

Основные принципы

Принцип самоактуализации

У всех людей природой и социумом заложены определенные способности и возможности. К ним относятся умственные, творческие (художественные, музыкальные, литературные, театральные) способности, физическая предрасположенность к определенным видам спорта, способности в области коммуникаций между людьми, и другие — врожденные или полученные в результате социализации

Очень важно вызвать у ребенка стремление выявить свои сильные стороны и всесторонне их развивать

Принцип индивидуальности

В каждом человеке присутствует свое собственное неповторимое «Я», называемое индивидуальностью. Без нее наше общество стало бы похоже на армию роботов или клонов. Индивидуальные отличия между людьми, непохожесть их взглядов, мировоззрений, склонностей являются движущей силой прогресса, фактором развития общества. Именно поэтому необходимо при применении педагогических теорий учитывать особенности личности каждого учащегося, а также способствовать формированию, развитию и укреплению их индивидуальности.

Принцип субъектности

Субъектность — это свойство человека, проявляющееся в его активной жизненной позиции и в обладании свободой выбора при осуществлении всех его действий.

Задача педагога — помочь ученику выработать и развить в себе субъектность, способствовать проявлению ее в социуме при взаимодействии с другими субъектами и в целом отражать ее в своей деятельности.

Принцип выбора

Каждого учащегося необходимо постоянно ставить в условия, при которых он сможет проявить свою субъектность в части свободы выбора. Здесь речь идет о выборе таких важных условий учебной деятельности и воспитательного процесса, жизни коллектива в целом, как их формы, цели, содержание и способы организации.

Принцип творчества и успеха

Раскрытие творческих способностей учащихся посредством личной или коллективной деятельности способствует яркому выражению ими своей индивидуальности и ее развитию. Через творческую деятельность ученик выявляет свои сильные стороны, обнаруживает способности и таланты. Благодаря успешным результатам такой деятельности, ребенок с заниженной самооценкой имеет все шансы ее повысить и поверить в свои силы. Позитивные отзывы о его творческой деятельности со стороны окружающих формируют положительную самооценку, уверенность в себе, что в свою очередь является мощным стимулом для активизации процесса самоутверждения и самоактуализации. 

Принцип доверия и поддержки

Сущность этого принципа в полном отказе от устаревших методов авторитарности и насильственности в воспитательном и учебном процессах. Старая идеология признавала непререкаемое главенство преподавателя перед учениками — им не позволялось иметь собственное мнение и чем-то выделяться среди остальных. Роль учеников сводилась к послушному повторению действий учителя и запоминанию выданной им информации. Формирование личности учащегося происходило методом насильственного внушения определенных правил поведения с применением наказания за их нарушение.

Основой же идеологии личностно-ориентированного подхода является принцип доверительного уважения между учеником и учителем. Педагог не навязывает свои взгляды ученикам, а стимулирует их к самостоятельному познанию, оказывая им всяческую поддержку в этом. Тем самым он способствует их самосовершенствованию и самореализации.

Ведущие положения концепции личностно-ориентированного обучения

Определение 1

Личностно-ориентированное обучение – это система обучения, строящаяся на базе приоритетного положения личности ребенка, ее ценности, важности и значимости, на основании которого определяется содержание учебно-воспитательного процесса и особенности его организации. Каждый учащийся рассматривается в качестве исключительного субъекта учебно-воспитательного процесса, чьи индивидуальные показатели развития ложатся в основу познавательной деятельности

Личностно-ориентированное обучение основывается на индивидуализации личности т.е. на особенностях ее развития, возможности и способности каждого учащегося, которые обогащают, расширяют содержательную сторону образовательного процесса и помогают созданию качественной системы обучения, способной реализовать целевое назначение образования

Каждый учащийся рассматривается в качестве исключительного субъекта учебно-воспитательного процесса, чьи индивидуальные показатели развития ложатся в основу познавательной деятельности. Личностно-ориентированное обучение основывается на индивидуализации личности т.е. на особенностях ее развития, возможности и способности каждого учащегося, которые обогащают, расширяют содержательную сторону образовательного процесса и помогают созданию качественной системы обучения, способной реализовать целевое назначение образования.

Фундаментом личностно-ориентированной системы обучения является личность учащегося. Образовательный процесс, при этом, строится на двух равнозначных источниках: процессе обучения и процессе учения. При этом, именно процесс учения является источником личностного развития и отражает индивидуальную направленность учебно-воспитательного процесса.

И. С. Якиманской была разработана концепция личностно-ориентированного обучения, нацеленная на построение учебно-воспитательного процесса, базирующегося на наличии условий для раскрытия и поэтапного развития индивидуальных качеств личности, отвечающих требованиям социума.

Основными положениями концепции И.С. Якиманской являются:

  1. Единство принципов, форм, целей, содержания и ценностного назначения образовательного процесса на любом этапе его функционирования.
  2. Обеспечение в учебных заведениях оптимальной среды и условий для личностного развития учащихся, раскрытия их индивидуальности и творческих начал.
  3. Рассмотрение школы, как особого института, в котором каждый ребенок должен раскрыться, показать свои уникальные неповторимые черты, развивать их и совершенствовать.
  4. Обучение личностно-ориентированного характера нацелено на построение учебно-воспитательной системы, базирующейся на психологических и педагогических параметрах, позволяющих применять индивидуальный подход в обучении, учитывая потребности и возможности каждого учащегося, а не некий усредненный показатель развития.
  5. Функциональная роль образовательного процесса сводится к организации индивидуального познания и развития.
  6. Основным средством достижения целевого назначения обучения является субъектный опыт учащегося. Это опыт его личностного развития, социальной деятельности, навыков социализации, саморазвития, самореализации, навыки усвоения теоретических знаний и получения практических навыков.
  7. Особая значимость понятий «оценка» и «отметка». Оценка предполагает не только подведения итогов, но и контроль за протеканием всего процесса обучения или выполнения какого-либо задания. Это помогает выявить сильные и слабые стороны и провести мониторинг ошибок и устранить недостатки. Оценка призвана характеризовать деятельность учащегося, связанную с усвоение учебной программы. Отметка выступает особым ориентиром, отражающим требования общества к содержанию процесса обучения и учебному поведению. Она сравнивает достижения учащихся между собой и характеризует индивидуальные успехи каждого учащегося.

Процесс обучения в рассматриваемой концепции предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебной программы, развитие творческих способностей и их применение для практической реализации, усвоенных знаний. Кроме того, учащиеся развивают навыки самостоятельности в принятии решений, несении за них ответственности, начинают планировать свою деятельность, составляют ее прогнозы и подводят итоги реализации, применяя навыки анализа. Обучение помогает развить навыки построения с людьми отношений сотрудничества и взаимодействия.

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.

Уровни ОНР

Установлено 4 уровня нарушений. Переход на каждый следующий уровень предполагает появление у ребенка новых речевых возможностей и/или увеличение речевой активности и словарного запаса. Рассмотрим эти уровни подробнее.

Характерные особенности первого уровня

  1. Диагностируется легко, поскольку нарушения очевидны – речь скудна или полностью отсутствует.

  2. Речь ребенка ограничена лишь несколькими нечеткими словами и/или звуками.

  3. Малыш пользуется однословными предложениями, отрывками слов и слогов, самыми простейшими лепетными словами.

  4. Звуки произносятся неправильно.

  5. Ребенок не способен отдельно выделить звук или слог.

  6. Использует мимику и жесты, чтобы заменить ими слова.

  7. Малыш разговаривает на своем собственном языке.

  8. Кроха употребляет одно и то же слово для выражения и действия, и предмета (например, слово «пат» будет означать и существительное «кроватка», и глагол «спать»).

  9. Не может различить числа, времена, не понимает значения предлогов.

  10. Сложносоставные слова сокращаются до примитивных.

Характерные особенности второго уровня

  1. Речевая активность растет, начинают формироваться связи между словами.

  2. Ребенок способен различить числа существительных и глаголов, начинает отличать женский род от мужского.

  3. Сложнее всего малышу даются прилагательные, определение формы, цвета и характеристики предметов.

  4. Использует простейшие предлоги, но иногда пренебрегает ими вовсе.

  5. Предложение состоит из двух-трех слов.

  6. Ребенок отвечает на простые вопросы («Кто тут нарисован?», «Как зовут кота?»).

  7. Падежи употребляются неправильно (ребенок может сказать «Куик нет» вместо «Нет кубика»).

  8. Произношение многих звуков, слов, предложений нарушено.

Характерные особенности третьего уровня

  1. Ребенок активно общается, способен разговаривать фразами, имеет достаточный словарный запас, но в беседах использует лишь небольшую его часть.

  2. В речи преобладают существительные и глаголы.

  3. Малыша легко понимают родители, но в общении с другими людьми требуется «переводчик».

  4. Звуки произносятся с ошибками или неправильно звучат.

  5. Сложные звуки малыш преобразует в простые.

  6. Твердые согласные ребенок меняет на мягкие (например, «шарф – сярф»).

  7. Трудности в произношении шипящих и свистящих.

  8. Один звук заменяет многие другие.

  9. Ребенок может создавать небольшие рассказы, но предложения не всегда выстроены правильно.

Такие проблемы могут создать серьезные трудности при обучении в младшей школе и помешать ребенку в полной мере овладеть навыками письма и чтения.

Характерные особенности четвертого уровня

  1. Звуки ребенок произносит правильно, но может сохраняться невнятность произношения.

  2. Звуки иногда заменяются на схожие другие.

  3. Могут присутствовать ошибки в обозначении признаков предмета (например, малыш может путать «длинный» с «широким»).

Для 4 уровня характерны лишь незначительные сложности и погрешности в произношении. Но если нарушение не исправлять, то, скорее всего, школьник будет плохо учиться, с трудом воспринимать информацию, безграмотно писать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: