• Особенности коррекционного лечения аутизма по программе РМО
Имеются три важных нюанса данной методики обучения при детском аутизме:
ОСОБЕННОСТЬ ПЕРВАЯ: В отличие от программы прикладного анализа поведения АВА, здесь не используются никакие внешние вознаграждения, конфеты, игрушки, телевизор за успехи и прочее. Наградой должен стать для ребенка сам процесс совместных игр, совместного общения, и если такого не происходит, взрослым следует хорошенько обдумать, что и как поменять в своей стратегии.
ОСОБЕННОСТЬ ВТОРАЯ: В играх с ребенком не применяются никакие сложные игрушки, никакие настольные игры, и вообще ничего такого, что может спровоцировать ребенка на отстранение, на чем он мог бы зациклиться
Это важно, поскольку цель – развить у него интерес именно к общению, поэтому нельзя допустить усугубления и без того чрезмерно развитого интереса к взаимодействию с различными предметами, а не окружающими людьми. А значит, реквизит для игр непременно должен быть простейшим, примитивнейшим
Например, мячи, бесформенные мягкие подушки без надписей и рисунков (такие можно использовать разнообразнейшими способами – падать на них, строить крепости из них, прятать предметы под ними, кидаться ими, и прочее), покрывало для игр в прятки. Это же касается и самого помещения для занятий с ребенком на этом уровне, оно должно быть максимально простым, без отвлекающих факторов – минимум мебели, голые стены – идеальный вариант. Если такого помещения не имеется, можно завешивать все на время занятий простынями, все, что могло бы отвлечь – телевизор, открытые или застекленные полки и шкафы. Даже окна, в которые видна улица, рекомендуется зашторить занавесками.
ОСОБЕННОСТЬ ТРЕТЬЯ: На двух начальных уровнях обучения (пока малыш не освоит некоторые важные вещи: внимание к выражению лиц, быстрое переключение внимания и некоторые другие), участвовать в занятиях должны только аутичный ребеночек и один, максимум двое взрослых. Сейчас, на данной стадии к взаимодействию с другими детками он еще не готов, ему еще непонятны их спонтанные реакции, они могут напугать его или сбить с толку
Безусловно, общение с другими детками за пределами занятий желательно должно быть интенсивным, только нужно помнить, что малыш еще не способен извлечь всей пользы из этого общения, однако одного того, что его не будет смущать и пугать присутствие детей, уже хорошо.
В конце второго уровня занятия с ребенком можно трансформировать, начав проводить их вместе другими детками, но желательно не сверстниками. Лучше если это будут либо детки помладше, либо тоже аутисты, прошедшие два уровня обучения, то есть соответствующего ему уровня развития. Обычный ребенок этого же возраста, почувствовав неумение аутиста реагировать адекватно на возникающие в процессе ситуации, весь контроль, как правило, берет в свои руки, лишая ребенка-аутиста возможности учиться ситуацию распознавать и придумывать адекватное ей решение. Когда же общаются двое аутистов, которые научились находить в общении интерес и в некоторой степени координировать свои действия с реакцией другого партнера по играм, тогда они вполне эффективно учатся сообща поддерживать игру и разрешать возникающие проблемы. При этом взрослый вмешиваться должен, как можно меньше – только если его просят, или ситуация сложилась очевидно тупиковая (дети игнорируют друг друга, не общаются и не замечают).
Покрывала
Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Хотя родители и не разрешают играть со шторами на окнах, мы можем обойти эти запреты и использовать в работе различные куски ткани. Иногда под рукой оказывается одеяло или можно попросить у родителей дать нам для игры большой платок, а иногда я приношу с собой из дома легкую тюлевую занавеску или косынку. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Надо экспериментировать и внимательно наблюдать. Будучи накрытой большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий. Иногда мы долго сидим вдвоем под покрывалом, и ребенок складывает кубики или картинки из пазлов, нанизывает колечки на полочку и т.п
Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом моя пациентка легче привлекается к тем заданиям, к которым обычно ее не удается привлечь в домашней обстановке
В комнате всегда много предметов, которые отвлекают ребенка. Потому что ребенок-аутист не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.
Маленькая полупрозрачная косыночка используется нами совсем по-другому. Известный признак аутизма это трудности глазного контакта. Существует множество толкований причины этого факта. Мы предложили простой способ его преодоления. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Так, многие молодые люди прячут свою неуверенность за солнечными очками. В животном мире мы можем найти много таких примеров, когда в ситуации психологического превосходства животное не выдерживает прямого взгляда.
Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него, как бы безопасен.
Хотя я вижу целью наших сеансов, развитие символической игры, умение воспринимать неоднозначность объектов и событий, но в процессе сеанса вполне могут быть использованы задания для развития интеллекта. Если аутист понял, в чем состоит смысл такого задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями контейнирования накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и не гибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача игротерапевта состоит в том, чтобы предлагать что-то новое, среди знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.
Если сеансы игротерапии проходят дома у ребенка, то я обязательно приношу с собой сумочку своих игрушек. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистом, все наоборот. Как будто у них нет ориентировочного рефлекса? Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру в восприятии. Но, обнаружив у моей пациентки стремление открывать коробочки, теперь приношу на каждый сеанс новую баночку или шкатулочку, или помещаю в знакомую баночку новый предмет. Ей нравится собирать и рассыпать и снова собирать мелкие предметы. Использую для этого старые монеты, крупные пуговицы, разноцветную фасоль. Но психолог должен быть очень внимателен, к тому, чтобы ребенок не брал эти предметы в рот, не засовывал себе в уши. Если оральное исследование еще присутствует, то такому ребенку давать мелкие предметы не рекомендуется.
Работа с родителями
Это для меня самая сложная часть сеанса. Нельзя избежать контактов с родителями
Психотерапевту важно знать семейную ситуацию, как обращаются родители с таким ребенком, как они относятся к диагнозу. Работая с ребенком у него дома, мы вынуждены от 20 до 50% времени посвящать беседе с родителями
Родители настойчивы в поиске ответов на два риторических вопроса: почему у нас это, и что его ждет в будущем. Если вы слишком оптимистичны, то родители начинают сомневаться в вашем профессионализме, а если вы рисуете мрачные картины будущего, то у родителей просто опускаются руки. Хотя вам платят только за игротерапию, но вы вынуждены втягиваться и в семейную терапию, ибо все перемены в семейной ситуации оказывают свое искаженное влияние на поведение ребенка. Если, к примеру, семья готовится ко дню рождения старшей сестры, то ваш пациент становится возбужденным, непослушным, и всем мешает.
• СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: ПРОГРАММА «ИГРОВОЕ ВРЕМЯ»
Методика «Floor Time» была создана Стэнли Гринспаном. Программа «Игровое время» основана на использовании интересов ребенка, даже патологических (к примеру, часами тереть чем-нибудь по стеклу), чтобы установить контакт с ним. Коррекция аутизма детей происходит по следующему принципу. Родитель или терапист становится рядом и начинает тоже тереть по стеклу, или закрывает от ребенка стекло, тогда ребенок просто вынужден как-то на это реагировать: толи начать в другом месте тереть стекло, толи тереть руку родителя, толи по очереди с родителем тереть стекло – любой из этих вариантов уже начало контакта.
Автор в развитии ребенка выделяет шесть стадий:
- 1. стадия интереса ребенка к миру (достигается примерно к 3-месячному возрасту),
- 2. стадия привязанности (к 5-месячному возрасту),
- 3. стадия развития двухсторонней коммуникации (к 9-месячному возрасту),
- 4. стадия осознания самого себя (к 1,5-летнему возрасту),
- 5. стадия эмоциональных идей (к возрасту 2,5 года),
- 6. стадия эмоционального мышления (к 4-летнему возрасту).
Аутичные детки, как правило, все стадии не проходят, а останавливаются на какой-то одной из них. Задача программы «Игровое время» — помочь ребенку через все стадии пройти. К примеру, двусторонняя коммуникация достигается, когда ребенок на действия тераписта дает реакцию. Всякий раз, когда происходит такая реакция, замыкается один круг коммуникации. Тераписту необходимо стремиться, чтобы в процессе общения ребенок замыкал как можно больше кругов. А сам терапист при этом становится помощником, ассистентом при ребенке, ему нужно добиться, чтобы ребенок вел, а терапист следовал за ним. Так ребенок осознает, а затем утверждает самого себя как личность. Именно так и происходит поведенческая терапия для аутистов.
В игре терапист новых идей не предлагает, но развивает идеи, которые предлагает ребенок, и задает вопросы, прикидываясь непонимающим, получая ответы, и побуждает ребенка объяснять, а, следовательно, анализировать игровые ситуации. Этим образом развивается эмоциональное мышление в ребенке, происходит поведенческая коррекция аутизма детей. Вмешаться в процесс и предложить какие-то новые идеи, терапист может только, если ребенок перестает замыкать коммуникативные круги, прерывает общение.
Гринспан советует, ни в коем случае ребенка не прерывать, даже если он начинает вводить в игру какие-то агрессивные мотивы. Если таким образом ребенок выговаривается, он учится не бояться самого себя и собственных эмоций, учится обыгрывать их и управлять ими таким способом.
В отличие от АВА, программа «Игровое время», по мнению автора, не требует обязательно многочасовых занятий, ее способы лечения аутизма свободно могут проводиться родителями самостоятельно в домашних условиях. Однако в идеале родителей должен консультировать супервайзор, который специализируется на данной методике обучения при детском аутизме.
Метод по-буквенного чтения
Этот метод требует достжаточно большое количество дидактического материала и упражнений. Более того они должны быть разнообразны, так как одинаковые монотонные упражнения быстро наскучат ребенку, и у него пропадет интерес и мотивация к обучению. Так что следует позаботиться об этом заранее.
Расскажу вам про несколько упражнений и игр, которые вы можете использовать.
Например, вы можете взять отдельную карточку «м» и соответствующую карточку и изображением мячика. Назовите букву и покажите картинку к ней. Затем предложите ребенку несколько картинок и букву, чтобы он смог подобрать нужную.
Например, «м» для мячика, фотографии мамы и т.д. Также вы можете разрисовать ее мячиками. Или смастерить мячик из пластилиновой буквы «м». Ваша фантазия только приветствуется.
Можно поиграть в «рыбалку гласных и согласных». Приготовьте небольшие карточки с уже пройденными буквами и закрепите на них скрепки. Магнитом ребенок вылавливает букву. Произнесите сначала вы, а затем пусть малыш повторит за вами.
Характеристики компьютерных технологий, применяемых в работе с детьми, страдающими аутизмом
Технологии инклюзивного обучения характеризуются широким разнообразием. Однако, не все из них применимы в коррекционной работе с детьми, страдающими аутическими расстройства. Это обусловлено особенностями проявления данного отклонения, нестандартностью функционирования психических процессов ребенка-аутиста
Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе для обучения ребенка с РДА, должны характеризоваться следующими параметрами:
- Универсальность компьютерных технологий.
- Индивидуальная ориентации технологий.
- Ориентация на развитие речи ребенка.
- Возможности для раскрытия социальных навыков и формирования основ социального поведения.
- Возможность моделирования различных процессов и явлений.
- Формирование навыков пространственной ориентации.
- Развитие умения принятия социальных ролей.
- Увлекательность и привлекательность для ребенка.
- Нестандартность исполнения.
Признаки РАС
-
Обособленность от внешнего мира.
-
Отсутствие потребности поддерживать контакт с окружающими.
-
Аффективная блокада (безразличие к тому, что происходит с другим человеком, в том числе с родными).
-
Одинаковое поведение по отношению к одушевленным и неодушевленным объектам.
-
Недостаточно выраженная реакция на слуховые и зрительные раздражители (псевдоглухота, псевдослепота).
-
Стереотипное поведение: потребность сохранить окружающий мир в неизменном виде (ходить одним маршрутом, размещать предметы в строго определенном порядке), боязнь любых изменений, повторяющиеся однообразные движения – стереотипии (раскачивание на стуле, перебирание пальцами).
-
Вместо обычных для детей игр – стереотипные манипуляции с пузырьками, ключами, веревками, иногда и с игрушками. Как зачарованные, дети-аутисты могут часами переливать воду из одной чашки в другую, катать туда-сюда машинку, а при попытке остановить и переключить на что-то другое – кричат, плачут, активно протестуют.
-
Специфическое зрительное поведение: взгляд сквозь или мимо людей, бегающий взгляд (ребенок не переносит взгляда «глаза в глаза»), фокус зрительного внимания смещен на периферию поля зрения.
-
Стремление находиться в одиночестве.
В каких школах учатся дети с РАС
Коррекционные школы
Коррекционных школ для детей исключительно с РАС не существует. Обычно их отправляют туда, где учатся дети с интеллектуальными нарушениями (ИН) или задержкой психического развития (ЗПР) или в так называемую «речевую школу».
Массовые школы
Здесь может быть два варианта:
- обычный класс, который приравняют к инклюзивному;
- коррекционный класс в обычной школе, что называют интеграцией.
В инклюзивном классе ребёнок с РАС будет учиться наравне с детьми с нормой. Обычно такой вариант выбирают для ребёнка с нормой интеллекта и речи. В интегративном классе могут учиться дети с разными нарушениями или все только с РАС. Соответственно, у них своя программа и образовательный маршрут.
Обычные школы могут быть государственными и частными, это не имеет значения. В школе может быть организована ресурсная зона — это место, куда может прийти ребёнок с РАС, чтобы отдохнуть от социального контакта. Там может быть сухой бассейн, ковры, диваны, подушки, «дождик», свисающий с потолка. Альтернативным вариантом может стать надомное обучение, то есть формат, когда к ребёнку домой приходят педагоги из школы.
Онлайн-школы
Здесь может быть два варианта:
- ребёнок учится в онлайн-школе, которая функционирует как обычная;
- ребёнок числится на семейном обучении, но учится в онлайн-школе, например, как в «Домашней школе Фоксфорда».
Если родители выбирают первый вариант, то, скорее всего, сценарий будет, как в инклюзивном классе массовой школы. Вряд ли кто-то в онлайне будет создавать отдельный интегративный класс.
Если родители выбирают второй вариант, им необходимо перейти на семейное обучение. В таком формате ребёнку будет комфортно осваивать материал, потому что:
- не нужно сидеть в одном классе с тридцатью детьми;
- можно поставить на паузу запись, когда нужно сделать перерыв;
- дома привычная обстановка.
Технология «мобильный класс»
Замечание 1
Мобильный класс представляет собой способ организации единого образовательного пространства, с применением электронных ресурсов, электронной учебной литературы, приложений.
Такая технология позволяет организовать образовательное пространство, как в коррекционных учебных учреждениях, так и в обычных образовательных организациях т.е. создать единое образовательное пространство для нормальных детей и детей-аутистов.
Возможности Интернет-пространства позволяют создать условия для коллективной работы в классе на учебном занятии. Педагог может рассылать задания и варианты их решения по сети прямо на учебном занятии.
Для детей с РДА, такая система обучения позволяет развить у детей познавательную заинтересованность, мотивировать их к учебной деятельности.
Чтобы побудить ребенка с аутизмом к действию, необходимо сделать это действие строго запрограммированным. Действие должно иметь алгоритм. Мыслительный процесс аутистов работает таким образом, то они способны к выполнению операций в строгой последовательности т.е. они знают, что сначала необходимо выполнить конкретную операцию, прежде чем совершить следующую. При этом, они никогда не отходят от плана. Действовать можно только по инструкции. Поэтому, творческое развитие ребенка с РДА достаточно затруднительно, но активизировать его мыслительные операции вполне возможно.
При использовании технологии «мобильный класс», педагогу необходимо составить алгоритм выполнения какой-то операции, действия. Для этого в классе размещаются карточки, на которых обозначена последовательность выполнения действий. Это может быть представлено на интерактивной доске, путем создания презентации в виде слайдов или выполнено из бумаги/картона. Главное, разместить алгоритм в месте, видном ребенку. Также, можно создать презентацию на компьютере. Если ребенок видит, что ему необходимо делать, то это не вызывает у него паники, нервного напряжения, психического расстройства. Он просто смотрит на алгоритм и выполняет задание.
Существуют два направления исследований, изучающих интервенции, направленные на более типичное развитие мозга у детей с РАС.
Один из подходов, изучаемый в Калифорнийском Университете в Дейвисе, в Институте MIND (the University of California, Davis, MIND Institute), заключается в том, чтобы выявить детей, подверженных риску аутизма в раннем возрасте и предоставить родителям способы взаимодействия с ними, необходимые для стимуляции развития длинных интерактивных волоконных трактов. У родителей есть естественная склонность делать то, что нравится детям и избегать занятий, которые ребенок не любит. Например, малыш, который подвержен риску РАС, может предпочитать компьютерные игры кубикам или поезда плюшевым кроликам. Тот же самый малыш может не любить, когда ему читают или когда его обнимают. Тем не менее, как утверждается в теории кортикальной непроводимости, это те самые вещи, которые необходимы для строительства более длинных интегративных нейронных путей. Обучая родителей тому, как поощрять деятельность, к которой ребенок не стремится, но которая ему необходима, исследователи надеются, что эти дети из группы риска будут развиваться более типичным образом. Если это исследование будет признано действенным, оно может оказать мощное воздействие на подходы к ранней интервенции.
Второе направление нейронауки для интервенции было разработано для детей школьного возраста. В течение последних 15 лет или около того, неврологи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (University of California, San Francisco) разрабатывали игровые упражнения, специально для развития длинных волоконных трактов левого полушария, необходимых для языковых навыков, чтения и математики (Merzenich et al., 1996). Набор из 11 программ, которые они разработали, — семейство продуктов FAST FORWORD, которые разработаны Scientific Learning Corp., — систематически нацеливаются на эти конкретные пути, при этом используя методы, развлекающие ребенка в процессе обучения. (Автор статьи является сотрудником Scientific Learning Corp.)
Многие из заданий аналогичны тем, что традиционно используют логопеды для развития устной и письменной речи или и дефектологи, специализирующиеся на коррекции нарушений речевого развития, расстройствах обучения и внимания, нарушениях слуховой обработки. Но программы методики FAST FORWORD также включают в себя уникальные упражнения со стимуляцией речи, акустически улучшенной для соответствия перцептивным потребностям детей с нарушениями слухового восприятия (НСВ). Кроме того, все упражнения выполняются на компьютере, что очень притягательно для детей с РАС.
Во время первоначального тестирования первой неврологической интервенции в 1997 году, почти 500 детей по всей стране (США) провели занятия по методике FAST FORWORD. Результаты были поразительными. Средний прирост языковых навыков у детей, достигнутый всего лишь за несколько недель занятий, в большинстве случаев дал рост навыков, эквивалентный полутора годам обучения. Среди детей, которые участвовали в опыте, были несколько человек, у которых был диагноз РАС. Удивительно, но эти дети достигли почти таких же впечатляющих успехов, несмотря на то, что ранее учеба давалась им с трудом.
Способы работы с детьми-аутистами
Ведущий-психолог предлагает участникам семинара разделиться на команды (число команд зависит от количества участников, в команде должно быть не более 4–5 человек). Каждой команде дается материал, посвященный существующим в настоящее время способам работы с детьми-аутистами (российский и зарубежный опыт). Задача команды — познакомившись с материалами, обсудить преимущества и недостатки метода, а по истечении заданного ведущим времени представить его другим командам и сформулировать практические советы для родителей и учителей, использующих данный вид терапии при работе с ребенком-аутистом.
Если позволяет время, можно раздать командам ватман и фломастеры и предложить проиллюстрировать свой рассказ схемами, картинками, высказываниями.
1. Арт-терапия (музыка, живопись, движение, театр)
2. Дельфинотерапия, пет-терапия, иппотерапия
3. Концепция ТЕАССН
4. Холдинг-терапия
5.Сенсорная интеграция
6. Поведенческая терапия для аутистов (АВА-терапия)
Скачать карточки
Подведение итогов семинара
Педагоги продолжают работать в тех же командах. Каждая команда получает перечень рекомендаций по работе с детьми-аутистами.
Список нужно обсудить в группах и разделить рекомендации на три части. Обвести те способы, которые педагоги уже используют (возможно, это какие-то установленные правила или навыки, которыми педагоги уже обладают).
Затем обвести те рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в своей работе, и зачеркнуть те рекомендации, которые, по мнению педагогов, на данном этапе практически невозможно реализовать.
По завершении обсуждения каждая группа озвучивает результаты своей работы.
Рекомендации по работе с детьми-аутистами
- Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть.
- Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Не трогайте ребенка.
- Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
Во что играть с маленьким ребенком-аутистом:
- хороводные игры,
- игры с правилами,
- пускать мыльные пузыри,
- игры с водой,
- игры, направленные на развитие мелкой моторики. Как учить ребенка-аутиста:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки;
- избегать переутомления;
- четко организовывать пространство;
- использовать подписанные системы хранения;
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;
- обращаться к ребенку по имени;
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;
- использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);
- постоянно развивать крупную и мелкую моторику.
В конце семинара психолог еще раз озвучивает основные рекомендации, которые педагоги сочли реалистичными, и благодарит педагогов за участие в нем.
Детские аутизм — особенности поведения и методы работы с аутичными детьми. Семинар для педагогов.
Обучение имитации при аутизме
Многие эксперты сходятся на том, что обучение имитации — это важнейшая цель при помощи детям с аутизмом.
Классический способ обучения детей с аутизмом имитации действий сводится к тому, чтобы научить ребенка реагировать на инструкцию «Сделай так». Взрослый говорит: «Сделай так» — и показывает действие, потом помогает ребенку повторить это действие, а затем награждает верную попытку имитации каким-то поощрением, например, лакомством или любимой игрушкой. Такой подход используется в рамках поведенческого метода «обучение отдельными блоками». В рамках этого метода обучение имитации проводится за счет многократных повторений, когда терапевт сам выбирает целевые действия и предметы, а также определяет поощрения.
Этот подход эффективно помогает детям начать учиться новым навыкам с помощью имитации. Проблема в том, что он не включает социальную роль имитации (1).
При типичном развитии маленькие дети копируют действия взрослых и детей, потому что это приносит им совместную радость от общения и разделенного внимания. И эта социальная роль имитации очень важна, потому что она позволяет детям вступать в «диалог» обмена действиями и закладывает фундамент для других социальных навыков.
Метакогнитивные или тренирующие “Theory of mind” (ТОМ) подходы
На Западе был проведен ряд исследований, в которых у дошкольников и старших детей с аутизмом обнаружился дефицит способности представлять то, что думают другие (Baron-Cohen, 1989, Frith,1989). Кроме того, характерными для аутизма трудностями считаются трудности символической игры и восприятия точки зрения другого человека (Leslie,1987).
На настоящий момент нет проверенных данных относительно эффективности вмешательства, непосредственно основанного на ТОМ. Некоторые неопубликованные исследования показывают, что возможно научить аутичных детей, пользующихся речью, проходить некоторые из классических тестов ТОМ (Baron-Cohen, Howlin, 1993). Однако, сомнителен эффект и возможность распространения этого умения на повседневную жизнь ребенка.
Тем не менее представления, сформулированные представителями ТОМ-подхода, привели к появлению в Великобритании нового “когнитивного” подхода к обучению аутичных детей.
Подход Джордана и Пауэлла
опирается на представления о том, что при аутизме нарушены социальные и эмоциональные реакции, которые опосредуют общение
Программа опирается на имеющиеся у ребенка способности к когнитивному обучению, рефлективному мышлению, признавая при этом важность межличностного взаимодействия на каждой из стадий развития (Jordan, Powell, 1995). Авторы подчеркивают, что движущей силой обучения (и, в то же время, основной трудностью для аутичного ребенка) является метакогнитивное понимание, которым должен овладеть ребенок, чтобы научиться думать об определенных последствиях действий
Они сравнивают свой подход с ТЕАССН-программой, также говоря о важности предсказуемой и ясной для аутичного ребенка окружающей среды и четкого структурирования времени и пространства. Но, в то же время, подчеркивается, что «когнитивное обучение» может идти дальше, формируя у ребенка контроль над своим поведением
Ключевым компонентом этого метода является «помощь в понимании»: практический разбор причин поведения людей и их чувств таким образом, чтобы ребенок получил хотя бы небольшое представление о том, что думают другие люди. Также его поощряют к тому, чтобы он говорил о своих чувствах, действиях, рассуждал о собственном опыте.
Этот подход, однако, может быть полезен более старшим аутичным детям с высоким интеллектом. В отношении младших и менее способных ребят данный подход на практике сводится к той же ТЕАССН-программе.
В настоящее время признается важность и необходимость эмоций в любом процессе обучения аутичного ребенка и развития у него коммуникации и социальных навыков
Подход Хобсон
В подходе Хобсон (Hobson, 1993) подчеркивается, что аутичного ребенка необходимо поощрять не только к развитию персонального опыта, но и к взаимодействию со взрослым, в том числе – к обсуждению собственного опыта, совместным воспоминаниям о наиболее значимых для ребенка событиях. Для этого и для понимания предстоящих событий бывает полезно повторное предъявление значимых объектов и фотографий ребенка в обсуждаемых ситуациях.
Как и в «мягком обучении» и в «методе выбора», ласковое внимание к ребенку и развитие надежных, поддерживающих отношений с учителями и одноклассниками считаются ключевыми моментами для успешного процесса когнитивного обучения
Метод глобального чтения
Суть способа
Данный метод позволяет развить сенсорную речь (восприятие и понимание чужой устной или письменной речи) и мышление. Ученые утверждают, что техника настолько хороша, что при ней особенный малыш может овладеть навыком повторения прочитанного.
В этой методике очень важно начинать с того, что близко вашему ребенку: какие-либо процессы или предметы. Необходимо использовать различные иллюстрации
Для особенных детей картинки уже являются игровым форматом обучения.
На занятиях проводятся следующие упражнения:
- чтение энграмм;
- чтение слов;
- понимание письма;
- чтение предложений.
Практическое применение
Энграммы по-другому это можно назвать фрагменты прошлого запоминания. То есть, это такие слова или фразы, которые не нужно вспоминать, чтобы назвать. Они возникают в речевом потоке на автомате. Они приобретаются в процессе жизненного опыта.
К таким словам можно отнести имена родители, адрес проживания, дата рождения и т.д. Например, когда вы учите и читаете с ребенком имена членов семьи или клички домашних животных, используйте ваш семейный альбом.
Это будут уже не просто картинки. Так взаимосвязь между иллюстрацией и словом будет крепче, а детям интереснее. Не читайте просто имена, старайтесь переходить к словосочетаниям, например, мама Маша, папа Саша, кот Семен и т.д.
Например, это может быть транспорт. Покажите малышу машинку (или даже его любимую игрушку машинку), а затем табличку с этим словом. Сначала произнесите вслух сами, а затем попросите своего ребенка.езн
Когда вы дойдете до этапа предложений, то для начала выберите одного героя, который выполняет разные действия. Например: кот спит; кот ест; кот играет. Затем, наоборот, подберите один глагол действия и разные существительные к нему.
Как развить навыки общения у аутистов полезное видео
То что утверждают врачи Израиля о невербальном общении на этом видео еще раз подтверждает эффективность метода глобального чтения.