Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков

Артикуляционная гимнастика  для постановки шипящих звуков

Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»

Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.

«Ш»

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу,

Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Что мы знаем о щеглах?

Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.

Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?

Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Постановка звука «Ч» и «Щ»

Постановка звука «Ш»

Постановка и автоматизация звука [ш]

Когда речевой аппарат ребенка достаточно укреплен, можно попробовать показать ему, как произнести звук . Сделать это несложно. Нужно взять ушную палочку, поставить ее между челюстями малыша одним концом на себя, а другим – в рот (как будто он ее прикусил) и попросить произнести звук . Артикуляционный аппарат принимает верное положение. Повторять упражнение с ватной палочкой нужно до тех пор, пока малыш не начнет произносить звук правильно уже без палочки.

Зачастую поставить звук бывает проще, чем его автоматизировать. Не нужно наседать на ребенка и постоянно одергивать. Внедрять правильный надо постепенно.

  1. Сначала просим повторять слоги: аш–аш–аш; ош–ош–ош; уш–уш-уш; ыш–ыш–ыш.
  2. Затем родитель говорит часть слова, а ребенок добавляет звук : камы–ш; малы–ш; каранда–ш; ланды–ш; мы–шь.
  3. Подбираем слова с нужным звуком посередине: деду–ш–ка; бабу–ш–ка; лягу–ш–ка; поду–ш–ка; мо–ш–ка; кро–ш–ка; ми–ш–ка; ко–ш–ка; мы–ш–ка. Можно тренироваться на именах друзей: Маша, Миша, Даша, Саша, Ксюша и т. д.
  4. Постепенно переходим к целым предложениям:

    Ши-ши-ши – подрастают малыши.

    Уш-уш-уш – я приму горячий душ.

    Аш-аш-аш – это мамин карандаш.

    Ишни-ишни-ишни – созревают вишни.

  5. И усложняем:

    Нашей Маше

    Дали манную кашу.

    Маше каша надоела,

    Маша кашу не доела,

    Маша, кашу доедай,

    Маме не надоедай.

Не забываем делать артикуляционную гимнастику для шипящих звуков каждый день. Это обязательная разминка для речевого аппарата.

Как приучить ребенка заниматься?

Далеко не каждый малыш воспринимает родителя как педагога. Ребенка нужно заинтересовать. Можно посадить любимую игрушку крохи напротив себя и делать вид, что занимаетесь с игрушкой. Но игрушка расстраивает маму: мишка (кукла, зайчик) не слушается и совсем не хочет делать артикуляционную гимнастику. Ай-ай-ай. Мама грустит. Может, любимый сыночек ее порадует?

Для того чтобы завлечь маленького непоседу, можно попробовать и визуализацию упражнений.

  • Найти интересное видео с нужными упражнениями, где занимается другой ребенок. Возможно, подражать ему будет веселее.
  • Подготовить карточки с изображением подходящих предметов для упражнений – это могут быть бегемот, змея, блинчик, варенье и т. д. Так вы наметите своеобразный план занятия: достаете карточку, называете предмет, малыш выполняет упражнение.
  • Можно сделать презентацию на компьютере: оформить слайды на тему конкретного упражнения или использовать фотографии ребенка, где он широко открывает рот, как бегемотик, или вытянул губы трубочкой, как слоник.

Это лишь некоторые способы. Вы можете придумать еще много интересного и найти подход к своему ребенку. Посмотрите внимательнее в корзину для игрушек – вдруг там есть что-то, что вам поможет?

И помните: все будет хорошо. Если вы читаете эту статью, значит, уже помогаете своему ребенку говорить правильно. Не торопите его, будьте с ним на одной стороне, и у вас все получится.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь
.

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи
, выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом
, подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования
.

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь
будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.

Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок — дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Постановка звуков

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Исправление этого недостатка проходит последовательно, в несколько этапов:

  1. Вырабатывается умение делать язык широким;
  2. Отрабатывается умение поднимать кончик языка за верхние зубы так, чтобы оставалась узкая щель между нёбом и языком;
  3. Нужно показать, как проходит выдыхаемая струя воздуха и при этом появляется тихий шипящий звук.
  4. Отрабатывается звук «т», требующий подъёма кончика языка за верхние зубы.

Особенностью исправления этого недостатка является необходимость научить ребёнка хорошо различать по артикуляции новое, правильное произношение от прежнего.

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде неправильного произношения звуков работа начинается с воспитания правильного движения языка.

Вырабатывается умение широко распластать язык, чтобы он спокойно лежал внизу, покрывая всю нижнюю губу, так же, не суживаясь, поднимался и покрывал всю верхнюю губу.
Когда язык станет ненапряжённым, ровным и широким, направленная воздушная струя пойдёт кратчайшим путём вперёд по желобку, расположенному посередине языка.
При выработки правильно направленной воздушной струи используются звуки «т» и «с».
Удачным способом постановки правильно произношения, указанным логопедом А.И.Ипполитовой, является использование имеющихся у ребёнка правильных звуков. Например, можно использовать положение языка при произношении звуков «ф» и «в» для того, чтобы избежать напряжения языка и направления воздушной струи вбок. Ребёнку предлагаем длительно произнести звук ф

Его внимание обращаем на то, что воздух долго и ровно выходит в щель между губой и зубами. Затем показываем, как можно произносить ф, положив язык на нижнюю губу

Направление воздушной струи находится в центре внимания ребёнка. Мы говорим ему: «Посмотри, как ровно идёт ветерок по языку» (Проверяем, поднося ватный фитилёк к нижней губе.) Следующий этап – проверка правильной позиции широкого языка за нижними и верхними зубами (резцами). Обращаем внимание ребёнка на ветерок, который всё время выходит изо рта и наклоняет фитилёк, подносимый нами к нижней губе ребёнка. «Язык – это дорожка, по которой идёт ветерок, она может быть длинной, когда доходит до нижней губы. Может опускаться вниз, за нижние зубы, или подниматься вверх, за верхние зубы, а ветерок всё идёт и идёт вперёд, — говорим мы ребёнку. Он охотно следит за путешествием ветерка.

Такие игровые упражнения, повторенные несколько раз, приучают ребёнка расслаблять мышцы языка в то время, когда воздушная струя направлена вперёд

Постоянно останавливаем внимание ребёнка на звуке, которым сопровождается путешествие ветерка вниз по дорожке (Слышится тихий свистящий звук): «Слышишь, как посвистывает ветерок?» При подъёме языка «на горку» предлагаем ребёнку прислушаться к другому звуку. Послушай! Теперь ветерок немного шумит!»

Так путём сравнения звуков с шумом ветерка мы направляем внимание ребёнка на выдох, а не на артикуляцию, которая настолько ему трудна, что каждое движение он делает с невольным напряжением языка, это может вызвать прошлое, неправильное произношение звука.

Постановка звука С (он базовый в группе свистящих звуков)

1. От сформированного с помощью артикуляционной гимнастики правильного беззвучного уклада С: губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка за нижними зубами… предлагаем при этом укладе подуть на нижнюю губу, контролируем артикуляцию в зеркале, так же контролируем тыльной стороной ладони холодную воздушную струю.

2. По слуховому и зрительному подражанию правильной артикуляции и звучанию звука С у взрослого (такой вариант можно попробовать, если звук вообще отсутствовал в речи).

3. Механическим способом при помощи зонда (см иллюстрацию) или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка. Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка. Лучше, если этим будет заниматься логопед.

4. Постановка от других правильно произносимых звуков.

— от звука Ф: произнося Ф, нижнюю губу, прижимать к резцам и чуть отодвинуть вниз;

— отзвука И: шёпотом произносим звук И и, не меняя артикуляции, дуем на кончик языка;

— от звука Ш: произнося Ш, опустить кончик языка за нижние зубы;

— от звука Т: подуть на язык, произнося Т, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на ладони ощущалась холодная воздушная струя.

Можно предложить ребёнку «наступить» кончиком языка на палец взрослого (палец под подбородком) Это помогает удерживать язык внизу.

Есть некоторые особенности постановки и автоматизации свистящих при боковом сигматизме. Язык при этом в положении «горбатый мостик», кончик языка у нижней десны, губы в улыбке

Ребёнок выдыхает на язык, при этом важно следить, чтобы щёки не раздувались. Должен появиться звук, напоминающий С

В дальнейшем, постепенно уменьшаем утрированное выгорбливание языка, сближаем верхние и нижние зубы. Автоматизацию при боковом сигматизме стоит начать от стечения со звуком Т (ста, стэ…), затем в обратном слоге (ас, ыс…), и наконец в прямых слогах(СА, сэ…).

При шипящем произнесении С, когда язык отодвинут вглубь ротовой полости, используются упражнения на формирование широкого, распластанного языка, и сначала ставится межзубный С, который затем переводится за зубы.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Что делать, чтобы «ш» зашипел

Среди методов стимулирования речевого развития в раннем возрасте нужно говорить и о необходимом этапе ползания, и о вреде раннего сидения, и о важности сенсорного развития. Малышам помогают пальчиковая гимнастика, стишки, потешки и работа с песком

Даже простой деревянный шарик — это источник сенсорных ощущений. Его можно катать между ладошками, пальчиком по ладошке, удерживать по-разному, изучать его физические свойства тоже весьма полезно для расширения кругозора.

Не ограничивайтесь лепкой куличиков из песка и не запрещайте ребенку играть с замками во дворе или на пляже. Закапывайте в песок камешки и мелкие игрушки. Просите ребенка угадать игрушку по форме, не вынимая из песка. Проделывайте то же с другими текстурами: рисом, гречкой, манной крупой. Роль песочницы сможет исполнить любая широкая емкость, даже в зимний период.

Когда речь идет о коррекции звука «ш» у дошкольника, мелкой моторикой и сенсорными упражнениями пренебрегать не стоит, но уже можно включать ребенка в полноценные структурированные занятия, логоритмику. Нужно применять скороговорки, чистоговорки и стихи посложнее.

Возможные отклонения

Произношение может отличаться от идеального. Несмотря на то, что в языке «ш» — глухой звук, произноситься он должен звонко и чисто. Существуют логопедические характеристики некорректного «ш»:

  • Шепелявый отзвук получается, если ребенок слишком выдвигает язык меж зубов. Это межзубное произношение.
  • Носовой оттенок (сигматизм) у «ш» возникает, когда излишне напряжена глубокая часть языка, его корень как бы подтягивается к небу, возникает глубокий шипящий «х».
  • При боковом сигматизме звук походит на хлопок.
  • Если язык упирается в верхние резцы, это называют призубным парасигматизмом. В результате «ш» заменяется на «т»;
  • При губно-зубном парасигматизме «ш» вынужденно превращается в «ф». Стоит проверить, нет ли у малыша проблем прикуса.
  • Если вместо «ш» звучит «с», это свистящий парасигматизм.

Нужно рассказать ребенку, как правильно сложить губы и держать язычок, чтобы звук вышел правильно. Лучше всего демонстрировать на себе и применять наглядные аналогии.

Игры на постановку и автоматизацию

Если проводить занятия в форме игры, малыш не будет уставать и терять интерес. Взрослый, задействуя образы, помогает ребенку быстрее понять, как правильно произносится звук «Ш».

Можно придумать историю: мы изображаем ужей или мышек, и нам тихонько нужно приползти к еде, чтобы нас не съели кошки.

Когда необходимо отработать произношение звука, можно показывать картинки. Ребенок смотрит на изображение и называет предметы. После задачу можно усложнить: показать картинку, а малыш должен описать, что он видит, какие действия и кто делает.

Упражнение «Закончить слово»:

  • ША: Да… (Даша), ка… (каша), Ма… (Маша), Ми… (Миша).
  • ШУ: пи… (пишу), ма… (машу), но… (ношу), ко… (кошу).
  • ШИ: мы… (мыши), малы… (малыши), гало… (галоши), кры… (крыши).

Упражнение «Нас много»:

  • мышь – мыши;
  • малыш – малыши;
  • шалаш – шалаши;
  • камыш – камыши.

Упражнение «Назови ласково»:

  • Маша (Машенька);
  • Даша (Дашенька);
  • Паша (Пашенька);
  • Миша (Мишенька);
  • Саша (Сашенька).

Упражнение «Продолжить предложение» (образец «Я пишу, и Миша пишет):

  • Я ношу, и … .
  • Я пишу, и … .
  • Я тушу, и … .
  • Я пашу, и … .

Упражнение «Продолжить ряд слов однокоренными»:

  • Шум (шумный, шуметь).
  • Шут (шутка, шутить).
  • Шаг (шагом, шагать).

Упражнение «Поставить слова в форму множественного числа» (образец «Один малыш – два малыша – много малышей»):

  • камыш;
  • шалаш;
  • галоша;
  • мышь;
  • кошка;
  • мышка;
  • мошка.

Упражнение «Поставить слова в прошедшую форму» (образец: Шуметь – шумел – пошумел):

  • шутить (шутил – пошутил);
  • шипеть (шипел – пошумел);
  • шуршить (шуршал – пошуршал);
  • шептать (шептал – пошептал).

Упражнение «Кто что делает?»:

  • Камыш (шумит).
  • Мышь (шуршит).
  • Уж (шипит).
  • Шалун (шалит).
  1. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком ) — самое частое нарушение детской…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Звук «Ж» — от постановки до автоматизации Автоматизация звука «Ж» начинается с определения причин, мешающих правильному звукопроизношению….
  4. Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Артикуляционные упражнения для звука [ш]

Для всей группы шипящих звуков именно является основой. Это базовый звук, и работа по постановке шипящих начинается со звука .

Если артикуляционный аппарат ребенка слаб, не имеет смысла начинать постановку звука. Малыш физически не может правильно его произносить. Сначала нужно укрепить язык, щеки и губы. Существует целый комплекс артикуляционных упражнений – для звука и не только, – которые нужно выполнять дома, чтобы развивать подвижность и упругость губ и языка.

  1. «Улыбочка». Рот закрыт, губы сомкнуты. Растягиваем губы в улыбку и фиксируем в этом положении.
  2. «Хоботок». Рот держим закрытым, губы вытягиваем в упругий хоботок, удерживаем.
  3. «Змейка». Слегка приоткрываем рот, высовываем острый, напряженный язычок – и быстро прячем.
  4. «Часики». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбочку. Язычок держим на весу и касаемся по очереди уголков рта, двигаем кончиком языка из стороны в сторону.
  5. «Качели». Приоткрываем рот, как в предыдущем упражнении, улыбаемся. Язык держим на весу и двигаем поочередно вверх и вниз.
  6. «Месим тесто». Высовываем язык, расслабляем его. Плоский язык кладем на нижнюю губу, верхняя губа лежит на языке. В таком положении произносим: «Пя-пя-пя».
  7. «Чистим зубки». Рот приоткрыт так, чтобы можно было просунуть язык. Уголки рта растягиваем в улыбку. Кончиком языка «чистим» зубы от одного уголка рта к другому. Сначала верхние зубки, в одну сторону и обратно, затем точно так же — нижние.
  8. «Чашечка». Улыбаемся, приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Плоский язык кладем на нижнюю губу. Края языка стараемся приподнять вверх, чтобы в языке получилось углубление («чашечка»).
  9. «Лошадка», или «Цоканье». Улыбаемся, приоткрываем рот, язык не высовываем. Кончик плоского язычка кладем на верхнее небо и цокаем.
  10. «Грибок». Широко открываем рот, плоский язык прижимаем к верхнему небу и удерживаем в таком состоянии столько, сколько получится.
  11. «Варенье». Приоткрываем рот так, чтобы можно было просунуть язык. Кончиком языка облизываем верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Представляем, что посередине губы осталось варенье и мы его слизываем.

Выполнять упражнения нужно каждый день. Ребенок должен стараться задерживаться по несколько секунд в каждом положении и удерживать мышцы в напряжении.

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш»

Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш»

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Конспект индивидуального занятия по теме: «Постановка звука [Ш]»

Организация: МБДОУ № 273

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Цель: Формирование умения четкого и правильного произношения звука .

Задачи:

1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука ;

2. обучать произнесению звука в слогах, в словах;

3. продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;

4. развивать фонематический слух;

5

развивать внимание, артикуляционную подвижность, мелкую моторику

Оборудование: бумажный зайчик, картинки (шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш, мыши), профиль звука .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель: сообщить тему занятия.

-Посмотри кто к нам прискакал на занятие!?

-Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел: ш-ш-ш-(зайчик насторожился), ш-ш-ш- (трусишка испугался), но тут ветки тихо «зашептали» ш-ш-ш-  и зайчишка-трусишка успокоился.

-Какие звуки в шуме леса ты слышал?

-Звук ш-ш-ш

-Сегодня мы будем с тобой учиться произносить этот звук.

2. Расслабляющий массаж

Цель: снять напряжение в области лба, носа и мимических мышц.

Ручки растираем и разогреваем

и лицо теплом своим мы умываем,

грабельки сгребают все плохие мысли,

ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

их вперед сгибаем тянем вниз за мочки,

а потом уходим пальцами на щечки.

Щечки разминаем чтобы надувались,

губки разминаем чтобы улыбались,

как утята к утке клювики потянем,

разомнем их мягко не задев ногтями.

(Движения выполняются в соответствии с текстом)

3. Дыхательная гимнастика

Цель: выработка длительной, направленной воздушной струи.

-Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

-Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

4. Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработать умения удерживать язык в верхнем положении, разработка боковых краев языка.

-Все ребята по порядку утром делают зарядку, Язычок наш тоже хочет на детишек быть похожим. Решил наш Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку и Язычок тоже. — «Заборчик». Дети любят заниматься с обручами, Язычок тоже взял обруч –«Бублик» Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тоже- «Лопаточка». Дети прогнули свои спинки и Язычок прогнул свою. — «Чашечка». Дети стали подбрасывать сои мячики вверх и язычок тоже. — «Фокус»

5. Уточнение знаний о звуке

Цель: уточнить артикуляционный уклад и характеристику звука

— в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук ?

-губы округлены и выдвинуты вперед

-где находится язычок?

-широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам.

-Воздух встречает преграду?

-Да

Значит звук какой? согласный или гласный?

— согласный

Проверяем колокольчик в горлышке звенит или нет?

-нет

-Значит звук какой?

— глухой

-Он еще всегда твердый.

Чем отличается звук от буквы?

-Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.

6. Игра «Поймай звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

-Услышав звук хлопни в ладоши. Слушай внимательно.

Произносятся звуки: , , , , , , .

7. Работа со слогами

Цель: закрепить правильное, четкое произношение слогов.

-Повтори за мной слоги: Ша-ша-ша. ша-ша-ша-ша.

Ши-ши-ши. ши-ши-ши-ши-ши.

Шо-шо-шо. шо-шо-шо-шо-шо.

Шу-шу-шу. шу-шу-шу-шу-шу.

8. Работа со словами.

Цель: закрепить правильное, четкое произношение слов, содержащих звук ш в начале, в середине и в конце слова.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем. Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук ш (шапка, шуба, машина, бабушка, дедушка, подушка, малыш, мыши)

9. Определение позиции звука ш в словах.

Цель: развитие фонематического слуха.

-Давай мы с тобой посадим наши картинки в вагоны паровозика. Картинки будут ехать в тех вагонах где есть звук (в начале, в середине, в конце).

10. Подведение итогов.

-Ты сегодня хорошо выполнил все задания! Какой звук мы сегодня учились произносить?

-Мы учились произносить звук ш.

Опубликовано: 14.12.2018

Коррекционная работа при искажении произношения звука Ш.

Нарушения произношения шипящих звуков называются сигматизмами. Встречаются межзубный, боковой и носовой сигматизмы.

Межзубный сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш имеет шепелявый оттенок. Это происходит из-за того, что, в отличие от положения органов артикуляции в норме, язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная.

Возможные причины искажения звука: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

Подготовительный этап коррекционной работы: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук т, требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4 — 5 раз произносить с придыханием звук т, ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учим малыша удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Боковой сигматизм.

У ребенка боковой сигматизм, если в произносимых им словах вместо звука ш вы слышите своеобразный, хлюпающий звук. При этом один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка.

Возможные причины искажения звука: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенку даются упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Носовой сигматизм.

При этом виде нарушения звук ш заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий х с носовым оттенком. В отличие от нормальной артикуляции, при носовом сигматизме органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут в глубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение «Фокусник»); отрабатываются звуки т и с.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук р и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка — будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания ш.

Если нет звука р, ставят звук ш от звука с с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук с. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук ш.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Желаю удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: