Причины ОНР II степени
К нарушению могут привести разные факторы. Их можно разделить на 2 группы:
- Биологические. К ним относятся: тяжелое протекание беременности, вредные привычки матери в период вынашивания, гипоксия плода, резус-конфликт плода и матери. В эту же группу входят и тяжелые роды: травматичные, стремительные или затяжные, асфиксия. Перечисленные факторы могут стать причиной поражения центральной нервной системы и привести к задержке психического развития, речевым нарушениям и другим проблемам;
- Социальные. В семьях, где родители ведут асоциальный образ жизни, дети очень страдают. Неблагоприятная обстановка, безразличное или жестокое обращение, побои, неправильное воспитание или отсутствие такового, агрессия со стороны взрослых, дефицит общения и развивающих занятий с родителями — все это влечет за собой целый спектр психических и неврологических нарушений.
Важно и то, что происходило с малышом в первый год жизни. Психоэмоциональные и физические травмы, нейроинфекции, частые заболевания раннего детства, черепно-мозговые травмы, которые происходят в доречевой период, могут стать причиной задержки речевого развития в будущем
ОНР 2 уровня: характеристика речи
Говорить малыши начинают с опозданием — к 3-м – 4-м годам, а то и позже. Из-за ограниченного словарного запаса говорят короткими, простыми предложениями максимум из 4-х слов. Речевые навыки позволяют малышу выразить свое желание, обозначить бытовые предметы обихода и их действия.
В общении по-прежнему пользуется невербальными инструментами — мимикой, жестами, аморфными словами. Союзы, предлоги, падежи — все это они выбрасывает.
Но детки намного лучше понимают обращенные к ним слова, чем при первой группе недоразвития. Хотя по-прежнему не знают фигур, цветов, названий частей тела.
Страдает фонематический слух: малыш не может вычленить изолированный звук, определить его положение в слове, подобрать слова с этим звуком. Путает и неправильно говорит практически все группы звуков.
Внешне детки с ОНР 2 степени неуклюжи, у них плохая координация движений, недостаточно развита мелкая моторика, часто имеются неврологические проблемы. У них хуже память и мыслительные процессы, чем у сверстников, они быстро устают, отвлекаются, не могут сосредоточиться.
Общее недоразвитие речи 2 уровня
Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.
На что обратить внимание:
- Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
- Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
- Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
- Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
- Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
- Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
- Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
- Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
- Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).
Коррекционная программа при ОНР 2 уровня
Деток с диагнозом общее недоразвитие речи 2 типа в возрасте 3-х – 4-х лет оформляют в логопедическую группу детского сада. Там они проведут 3 года — именно столько времени потребуется, чтобы приблизить вербальные навыки воспитанников к возрастной норме.
Коррекционная программа преследует несколько целей:
- Обогатить словарный запас и активизировать его. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагают перечень слов, которые детки должны выучить. Потом они выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
- Развить лексику и грамматику. У маленьких учеников формируют навыки образования слов, учат числам, падежам, родам. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числительные и слова в трех падежах (родительном, творительном и дательном), отвечать на вопросы «сколько?», «чей?», «где?» и «куда?»;
- Сформировать связную и фразовую речь. Воспитанников учат правильно строить простые предложения, а затем и короткие рассказы. Предлагают такие упражнения: составить рассказ по картинке, выучить наизусть двустишие или потешку, дать развернутый ответ на вопрос, а также самостоятельно формулировать вопросы, вести диалоги;
- Совершенствовать звукопроизношение. Сначала логопед развивает артикуляцию, а затем отрабатывает изолированные звуки. Потом из них составляют слоги, а потом и слова.
Занятия с учениками с общим недоразвитием речи 2 типа проводят в группах в форме игры.
Прогноз ТНР ОНР 2 уровня
Если начать коррекцию в возрасте 3-х – 4-х лет, то прогнозы очень хорошие. Детки, которые занимаются в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более активными вербально. Все это приводит к постепенному повышению их речевых навыков.
В целом к первому классу большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они по-прежнему несколько отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжать занятия со школьным логопедом.
Родители должны понимать, что риск по-прежнему остается. Таким ученикам тяжелее даются навыки письма и чтения, а следовательно могут быть и трудности с обучением. Вот почему необходимо продолжать заниматься до полного соответствия возрастной норме их дочки или сына.
Если же не заниматься чадом вовсе или не довести коррекцию до победного конца, это грозит серьезными осложнениями: маленькому человеку будет тяжело наладить контакт с другими людьми, обрести друзей
Ему будет сложно запоминать, концентрировать внимание на учебном и других процессах. Будет трудно учиться в обычной школе, поэтому таких учеников оформляют в специальные школы
Речевые нарушения провоцируют и задержку психического развития. Поэтому такой ребенок будет ощущать свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.
Профилактика речевого недоразвития
Вот несколько рекомендаций по предупреждению патологии.
Во-первых, регулярно показывайте чадо педиатру, планово — неврологу, а в 3 года — логопеду. Лучше «держать руку на пульсе», чем упустить момент и потерять время. Особенно если у вашего чада имеются неврологические проблемы, ваша беременность или роды протекали тяжело, была гипоксия плода и другие факторы-провокаторы.
Во-вторых, берегите дитя от травм и болезней, особенно в первый год жизни. Если же дочка или сын сильно ударился головой при падении, например, лучше покажите его неврологу, сделайте УЗИ по показаниям.
В-третьих, занимайтесь с чадом, развивайте его. Разговаривайте, показывайте, объясняйте, читайте книги и сказки, учите стишки, развивайте мелкую моторику, играйте — все это необходимо для овладения речью.
Диагностика ОНР 2 группы
К диагностике подходят комплексно. В ней принимают участие педиатр и узкие специалисты — отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.
Задача педиатра — собрать анамнез, оценить общее состояние здоровья пациента, дать направление к другим врачам.
Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.
Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются речевыми нарушениями. К ним относятся, например, аутизм, олигофрению.
Задача невролога — оценить неврологический статус малыша, поскольку чаще всего нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, речевых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.
Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень речевого недоразвития и составить коррекционную программу.
В случае необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиопроцедуры и логопедический массаж. Важна и роль родителей — они тоже должны заниматься с чадом дома.
В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Возможно, потребуется операция по устранению дефекта, который мешает крохе говорить.
Диагностика у логопеда
Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате осмотров других узких специалистов. Просит родителей предоставить информацию о протекании беременности и родов, речевой активности малыша, когда он начал агукать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.
Логопед оценивает моторику малыша, особенно мелкую, поскольку имеется связь между моторным и речевым развитием.
Далее он оценивает устную речь маленького пациента — каждый ее компонент. Это необходимо для определения речевого недоразвития и степени понимания малышом родного языка. Он оценивает это по 4-м критериям:
- Связность. Логопед оценивает, насколько связно и грамотно говорит малыш, порядок слов в предложениях, последовательность и логичность изложения. При общем недоразвитии речи второго уровня дети не могут последовательно излагать свои мысли или рассказать что-то. Для оценки этой характеристики речи логопед дает крохе картинку, которую он должен описать, или аудиозапись, которую нужно пересказать. Или просто задает вопросы, на которые малыш должен ответить;
- Лексико-грамматические процессы. Оценивается, насколько малыш понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, согласования, а также обобщающие категории, формы, цвета, свойства. Детки с общим недоразвитием речи второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, близких по смыслу, а фразы в целом строит с грубыми ошибками;
- Слоговая структура. Сложные слова детки с группой развития речи 2 упрощают, сокращают до 1 – 2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
- Звукопроизношение. При ОНР II степени оно страдает. Малыши могут неправильно выговаривать до 20-ти звуков — это почти все группы. Звуковой анализ они провести не могут из-за нарушений фонематического слуха.
На основании полученных данных специалист определяет форму речевой патологии, степень ее выраженности и составляет индивидуальную коррекционную программу.