Неврологических основ логопедии это

Ответы нейропсихологические технологии в коррекционно-развивающе - психология развития возрастная психология

Неврологические основы различных речевых патологий

Как правило, серьезные речевые дефекты возникают в следствии сбоев в работе центральной нервной системы. Если нервная система не способна донести импульсы в кору головного мозга, то нормальная речь становится невозможной.

В результате нарушений в работе нервных процессов происходит развитие следующих речевых патологий:

  • Афазия;
  • Алалия;
  • Дизартрия;
  • Дислексия;
  • Дисграфия;
  • Тахилалия;
  • Брадилалия;
  • Заикания.

Афазия бывает двух основных типов: моторная и сенсорная.

Моторная возникает из-за сбоев в работе коры левого полушария мозга – центре Брока. Нормальное произношение становится невозможным.

Сенсорная афазия развивается, если происходит сбой в функционировании верхней височной извилины левого полушария. Слуховое восприятие сохраняется, а вот осознание речи нарушается: речь слышится, но не может быть адекватно воспринята и понята.

Алалия связана с недоразвитием речи из-за того, что корковые области, отвечающие за речевое функционирование были поражены еще в доречевом периоде т.е. когда ребенок еще не начал говорить. Алалия также бывает моторной, когда нарушена лексическая, грамматическая и фонетическая часть речевого развития, и сенсорной, которая связана с искажением речевого восприятия.

Дизартрия возникает из-за инневрации речевых мышц и выражается в нарушении звукового произношения. Происходит нарушение произношения, как отдельных звуков, так и их сочетаний, что особенно заметно в слитной речи. Помимо этого, нарушается темп речи и ее выразительность. Нарушение звукового произношения и степень его тяжести зависит от серьезности сбоев в работе центральной нервной системе.

Дислексия и дисграфия возникают при нарушении корковой работы коры головного мозга и проявляются в виде дефектов восприятия при чтении и нарушениях письменной речи.

Тахилалия и брадилалия возникают как в следствии дефектов нервной системы, обусловленных врожденным недоразвитием, так и нарушением функций подкорковых областей коры головного мозга. Нарушения связаны с ритмом речи. Тахилалия — ускорение речи, а брадилалия – замедление и растяжение.

Заикание возникает в период наиболее интенсивного речевого развития – в возрасте от двух до пяти лет. При заикании происходит изменение темпов речи, вызванное судорогами речевых мышц. При заикание происходит нарушение коммуникативной функции речи.

Оно бывает разных форм: невротическая, неврозоподобная, органическая, тоническая. Если имеется тоническое заикание, то оно происходит при невозможности разжатия рта и произнесение слова, а органическое заикание связано с гиперкинезами мышц артикуляционного аппарата, дыхательной, фонаторной мускулатуры. Заикание может проявляться в виде сопутствующего симптома серьезным нервно-психическим недугам.

Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики

Мачерет Е.Л. Справочник врача-невропатолога поликлиники

Киев: Здоровья, 1995. — 205 с.В справочнике представлены сведения о клинических проявлениях и лечении всех основных болезней нервной системы, с которыми приходится иметь дело врачу поликлиники. Описаны основные неврологические симптомы и синдромы

Особое внимание обращено на состояния, требующие неотложной помощи: наиболее часто возникающие комы, нейротоксикозы, расстройства мозгового кровообращения и травмы головного и спинного мозга, а также на метод их лечения

Дубенко Е.Г. Неврология в схемах и таблицах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: