Виды и особенности упражнений
Упражнения артикуляционной гимнастики для языка, щек и губ делятся на несколько видов:
- статические – удержание одной позы в упражнении;
- динамические – повторение каждой позы по несколько подходов;
- – когда упражнения выполняются руками родителя или логопеда, такие тренировки уместны для детей младенческого возраста или с серьезными патологиями, при которых мышцы речевого аппарата не способны к движению;
- активные – когда ребенок сам выполняет задания.
Логопеды советуют выполнять все виды упражнений в комплексе. Артикуляционная гимнастика при губно-зубном парасигматизме должна выполняться под контролем педагога-логопеда, так как такое нарушение не может корректироваться в домашних условиях.
Важно понимать, что без терпения и систематизации выполнения тренировок хорошего результата нельзя добиться. Обычно в комплекс артикуляционных упражнений для мышц языка, входят следующие статические упражнения:
Обычно в комплекс артикуляционных упражнений для мышц языка, входят следующие статические упражнения:
- «птенчик» – статическое задание на удержание широко открытого рта с расслабленным в нем языком;
- «чашка» – при широко открытом рте нужно высунуть максимально язык и загнуть его край к себе так, чтобы не касаться зубов, удерживать данную позу несколько секунд;
- «лопата» – высунуть язык и положить его на нижнюю губу в полностью расслабленном положении;
- «жало» – резкое выдвижение напряженного языка вперед;
- «горка» – упереть кончик языка в нижние зубы и выгнуть его дугой вверх, удерживать позу;
- «трубка» – данное движение может выполняться только при наличии генетической предрасположенности языка к такому положению, нужно согнуть боковые края языка вверх к середине, чтобы получилась трубка из языка.
Список динамических заданий:
- «футбол» – с закрытым ртом, внутри упираться языком в разные точки, в щеки, в нёбо, зубы и т. д. по очереди;
- «маятник» – открыть рот и болтать напряженным высунутым языком вправо и влево;
- «змейка» – выдвигать напряженный язык вперед и убирать его назад, к задней стенке гортани;
- «имитация чистки» – с закрытым ртом делать вид, что языком чистятся зубы, сначала верхние, потом нижние;
- «лошадка» – выполнять характерные щелканья языком;
- «гудок» – произносить звук «У», при котором язык сам по себе сворачивается в трубку.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.
- «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
- «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
- «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она нужна
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на улучшение работы артикуляционного аппарата, включающего челюсти, язык, губы и нёбо. Она помогает развивать и улучшать речевые навыки, а также корректировать речевые дефекты. Артикуляционная гимнастика эффективна для людей всех возрастов, особенно для детей, которые только начинают развивать свою речь.
2. Какие упражнения включает артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика может включать различные упражнения для артикуляционных органов. Например, растяжка губ и щек, движение языка в разные стороны, наклон головы в разные стороны и другие упражнения, которые способствуют развитию гибкости и координации артикуляционных органов.
3. Какие преимущества можно получить от занятий артикуляционной гимнастикой
Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют развить правильное произношение звуков, улучшить дикцию и интонацию, а также укрепить артикуляционные мышцы. Это помогает избежать проблем с языком и речью, а также повышает четкость и понятность произнесенного текста.
4. Может ли артикуляционная гимнастика помочь при дефектах речи
Да, артикуляционная гимнастика является одним из эффективных методов коррекции дефектов речи. Правильно подобранные и выполненные упражнения помогают улучшить артикуляцию, акцентацию и произношение звуков. Она может быть особенно полезной для людей с дефектами речи, такими как замена звуков, испускание или искажение звуков.
5. Каковы основные рекомендации и правила для занятий артикуляционной гимнастикой
При занятиях артикуляционной гимнастикой следует выполнять упражнения регулярно, желательно каждый день
Важно правильно проводить каждое упражнение и следить за точностью выполнения движений. При необходимости можно использовать зеркало, чтобы контролировать правильность артикуляции звуков
Следует начинать с простых упражнений и постепенно усложнять программу тренировок.
6. Как долго следует заниматься артикуляционной гимнастикой для достижения результатов
Время, необходимое для достижения результатов при занятиях артикуляционной гимнастикой, может зависеть от индивидуальных особенностей и уровня подготовленности. Обычно для заметных улучшений требуется несколько недель регулярных тренировок
Важно помнить, что регулярность и упорство в занятиях являются ключевыми факторами в достижении хороших результатов
Артикуляционная гимнастика: определение
Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.
У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.
Рекомендации к проведению занятий
Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.
Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:
- Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
- Одно задание выполняется 5-7 раз.
- Удержание позы по 10-15 секунд.
- Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
- Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
- Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
- Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
- Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
- Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.
Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.
Кому заниматься с малышом?
Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: развитие речи с 4-5 лет). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.
Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие упражнения для развития речи у детей 2-х лет
Упражнения для губ
-
Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
Улыбайся народ,
Потом губы — вперед!
И так делаем раз шесть.
Все! Хвалю! Начало есть! - Хоботок (трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри —
Губки хоботком тяни. - Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «и-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи. - Бублик (рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик — бублик; улыбка — хоботок. Чередование положений губ.
- Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Веселая артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет
В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка
Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.
Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть
Упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1—2—3—4 от 5 до 10 повторений.
Упражнение № 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц.
Упражнение № 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы па зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой.
Комплекс миогимнастических упражнений для лечения перекрестного прикуса
Упражнение № 1 (при смещении нижней челюсти в сторону). Максимально открыть рот, переместить нижнюю челюсть в правильное положение, сомкнуть зубы и удерживать в этом положении нижнюю челюсть 4—5 сек.
Упражнение № 2 (при одностороннем сужении верхней челюсти). Кончиком языка давить на небные поверхности верхних зубов и альвеолярный отросток на стороне сужения в течение нескольких минут.
После выполнения каждого комплекса необходимо делать паузы в виде расслабляющих упражнений:
Упражнение № 1. «Руки в стороны, в кулачок, разжимай и на бочок».
Упражнение № 2. «Чтобы вырасти скорей, подтянись-ка посильней».
Упражнение № 3. «Маме надо отдыхать, маме хочется поспать, я ее не разбужу, я на цыпочках хожу» и т.д.
Источник
Развитие голоса и дикции у взрослых
Умение четко и выразительно говорить – это навык, который можно развить в любом возрасте. Постановка голоса для речи у взрослых играет важную роль в повышении уверенности в себе, успешной карьере и гармоничных отношениях. Как улучшить свою речь? В этом разделе мы рассмотрим различные методы и стратегии, которые помогут вам совершенствовать вашу дикцию и голосовые способности.
Постановка голоса и дыхания. Осознанное дыхание играет важную роль в улучшении дикции. Регулярные дыхательные упражнения помогут укрепить голосовые связки и улучшить контроль над интонацией. Кроме этого, постоянная практика глубокого дыхания через диафрагму укрепляет голосовые связки и обеспечивает стабильное давление воздуха для произношения слов.
Артикуляционные упражнения. Артикуляция – это точное движение органов речи для произношения звуков. Посвящение времени упражнениям на артикуляцию и дикцию помогает сделать произношение более четким. Развивайте подвижность языка и губ с помощью специальных упражнений. Многократное произнесение звуков и слогов поможет улучшить четкость артикуляции. Для улучшения произношения звуков можно выполнять специальные упражнения, включающие работу с языком, губами и челюстями.
Чтение вслух. Чтение вслух – это отличный способ не только улучшить дикцию, но и расширить словарный запас. Регулярные тренировки помогут сформировать ясную и выразительную речь. Выбирайте сложные тексты, чтобы тренировать себя на разнообразных фразах. Постепенно увеличивайте скорость чтения, при этом сохраняя четкость произношения. Чтение разнообразных текстов – от стихов до научных статей – позволит привнести разнообразие в вашу речь и обогатить лексику.
Речевые тренировки. Существует множество упражнений, которые способствуют развитию дикции. Занимайтесь специальными упражнениями для развития дикции
Например, повторяйте сложные фразы медленно, уделяя внимание каждому звуку. Произносите скороговорки, начиная с медленного темпа и постепенно увеличивая скорость
Такие упражнения помогут укрепить мышцы голосовых связок и улучшить артикуляцию. Пробуйте сознательно произносить слова, включающие редкие и сложные звуки, чтобы расширить диапазон вашей речи.
Аудиозаписи. Аудиозаписи также играют важную роль в развитии голоса и дикции. Записывайте свою речь и прослушивайте, обращая внимание на интонацию, паузы и четкость произношения. Это поможет вам выявить слабые места и улучшить дикцию. Также полезно слушать аудиозаписи профессиональных ораторов и обращать внимание на их дикцию. Слушание аудиозаписей с четким произношением также помогает вырабатывать слуховую навык дикции.
Пение. Пение – это отличный способ развить голосовые способности и интонацию. Практика пения позволяет улучшить контроль над голосом и разнообразить интонацию в речи. Вы можете пробовать разные стили и жанры песен, что поможет расширить ваш голосовой диапазон. Учитесь петь разнообразные песни, обращая внимание на произношение слов и правильное дыхание.
Ораторское искусство. Ораторское искусство также способствует развитию дикции. Участие в дебатах, выступлениях или даже декламация стихов помогает улучшить вашу уверенность в себе и способность ясно и выразительно выражать мысли.
Развитие голоса и дикции у взрослых – это важная составляющая успешного общения и самовыражения. Путем регулярных упражнений и осознанного подхода вы можете улучшить свою дикцию, сделать свою речь более выразительной и уверенной. Этот навык окажет положительное влияние на различные сферы вашей жизни, в том числе на профессиональную деятельность и личные отношения.
Занимаемся с ребенком дошкольного возраста
Хоть малыш подрос и окреп, тем не менее тренировки артикуляции должны по прежнему происходить в игровой форме. Главная задача родителей — заинтересовать свое чадо, и впоследствии всячески поддерживать в нем этот интерес.
Не стоит говорить “А теперь — время зарядки для языка” (любые обязательные занятия вызывают только скуку), лучше предложить: “Давай поиграем”!
А чтобы гимнастика и в самом деле напоминала игру, можно подготовить интересные картинки, которые будут сопровождать упражнения. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с тем, какими могут быть рисунки. Впрочем, вы можете подготовить любые другие картинки, главное — чтобы они были красочными.
Причины для занятия артикуляционной гимнастикой
Артикуляционная гимнастика для губ и языка является необходимой частью становления артикуляции и дикции не только для детей с отклонениями, но и для здоровых малышей. Нормы развития речи предполагают, что к 5ти годам ребенок уже должен освоить правила фонетики, его устная речь должна быть понятна всем окружающим и иметь хороший словарный запас.
К сожалению, современное поколение дошкольников не всегда успевает соответствовать нормам развития, дефекты речи не соблюдают возрастные ограничения, и такие патологии могут коснуться каждого. Многие родители не замечают артикуляционные проблемы своих малышей, некоторые думают, что все дефекты чадо перерастет. Ни в коем случае нельзя отпускать на самотек нарушения произношения или задержку речевого развития, так как с возрастом проблема будет только нарастать, а исправить ее взрослому человеку намного сложнее.
Основные причины для того, чтобы начать артикуляционные тренировки:
- большая помощь в становлении правильной дикции у ребенка – с помощью данных занятий можно научить чадо говорить четко и красиво;
- устраняется эффект вялого звукопроизношения («каши во рту»);
- артикуляционная гимнастика для губно-языковых звуков дает возможность скорректировать небольшие отклонения в речи в домашних условиях;
- подготовка мышц для дальнейших занятий с логопедом при серьезных патологиях.
В том случае, когда родители заметили, что их малыш произносит какой-то звук неправильно или вообще его не произносит, можно начать выполнять речевую гимнастику самостоятельно. Упражнения можно найти на логопедических сайтах или попросить у педагогов в детском саду распечатанный комплекс.
Для четкой дикции необходимо хорошее состояние подвижных лицевых и дыхательных мышц, они должны быть упругие и подвижные. Артикуляционные тренировки помогают сформировать на начальном этапе развития речевые звуки, правильное произношение, помогают скорректировать нарушения.
Виды гимнастики
В артикуляционной гимнастике существует несколько видов: динамическая и статическая, активная и пассивная. Все эти виды включают в себя упражнения для щек, губ и языка. Только выполняются они немного по-разному. В то время как динамические упражнения заключаются в чередовании поз, статические же основаны на удержании одной позиции несколько секунд.
Специалисты во время занятий рекомендуют использовать и те и другие упражнения. Пассивные и активные упражнения выполняются одинаково. Разница в том, что активные действия совершает сам ребенок, а с пассивными действиями помогает родитель или логопед.
Пассивные движения совершаются по той же траектории и с тем же напряжением, что и активные движения, и направлены они на оживление бездействующих или плохо работающих мышц. Со временем пассивные движения становятся пассивно-активными, а в дальнейшем малыш начинает делать их сам. Пассивный способ подходит для детей раннего дошкольного возраста.
Возможные проблемы
Теперь подсчитайте ответы, если 50% ответов «да», то стоит обратить внимание на артикуляцию ребенка. Запишитесь на консультацию к логопеду, если результат 70%
И несомненно вам просто необходима помощь специалиста, если вы набрали 90%. Конечно, вы можете проигнорировать наши советы и ждать, когда ребенок сам всему научится. В таком случае вы должны знать о последствиях плохой артикуляции у детей:
— проблемы с успеваемостью;
— нарушается фонематический слух;
— нарушение письменной речи;
— заниженная самооценка;
— трудности с общением;
— тяжелая адаптация в коллективе;
— снижение познавательной активности.
К использованию этой гимнастики прибегают не только детки, но и знаменитости, а именно, актеры, певцы, дикторы. Подобные
упражнения помогают сделать речь понятной и четкой, работают над улучшением дикции. Даже если ваш ребенок не мечтает о карьере голливудской звезды, отклонения в речи могут потянуть за собой ряд неприятных последствий.
Сегодня мы разберемся в том, какие цели преследуют родители и логопеды, обучая детей артикуляционной гимнастике, чем отличаются упражнения для дошкольников и школьников. Я расскажу о видах артикуляционной гимнастики и о последствиях бездействия. Мы изучим несколько самых распространенных упражнений, и в этом нам поможет занимательное видео.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
В четком и правильном произношении огромную роль
играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит
умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и
правильно произносить звуки.
Комплекс для развития мышц губ
«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать
их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он
зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик»
улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на
нижней, не перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как
будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты
вперед
Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха
через трубочку в стакан с водой
Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно
«нарисовать» круг или квадрат в воздухе.
Комплекс для развития мышц языка
- «Чашечка». Нужно широко раскрыть
рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
чтобы он не коснулся зубов. - «Лопата». Полностью расслабленный
язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе. - «Жало». Напряженный язык резко
выдвигается вперед, как жало пчелы. - «Футбол». С закрытым ртом надо
упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д. - «Маятник». Высунуть язык и водить
напряженным языком вправо и влево, как маятник часов. - «Чистим зубы». С закрытым ртом
надо «почистить» верхние и нижние зубы. - «Лошадка». Изобразить языком, как
цокает копытами лошадь.
Комплекс для развития мышц щек
- «Сытый хомячок». Набирается полный
рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
попеременно правую и левую щеки. - «Голодный хомячок». Нужно втянуть
щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками. - «Лопнувший шарик». Губы плотно
сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями. - «Буря».
- Выдувать мыльные пузыри
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики
Специальные приспособления
Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:
- Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
- Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.
Эффект
Это упражнение помогает поднять вверх опустившиеся из-за ослабления мышц уголки рта, придающие лицу хмурое и недовольное выражение.
Описание
Откройте рот, растянув губы так, словно вы собираетесь произнести букву «э». Прижмите подушечками указательных пальцев уголки глаз, а подушечками больших пальцев – кожу около уголков рта.
Медленно вдохните и выдохните, «промывая» энергией область рта.
Поднимите вверх уголки рта и задержите их в этом положении на 5-6 секунд.
Уберите руки, полностью расслабьте лицевые мышцы и выполните 3 расслабляющих проглаживания лица
Повторите цикл напряжение-расслабление — 3 расслабляющих проглаживания столько раз, сколько это необходимо.
Примечание
Данный комплекс упражнений для укрепления круговой мышцы рта особенно рекомендуется для офисных работников.
Во всех упражнениях исходное положение — сидя, упор спиной в спинку стула, руки расслабленно лежат на коленях.
Упражнение 1. Расширив ноздри, глубоко вдохните через нос, надуйте щеки и с силой толчками выдыхайте воздух через сомкнутые губы. Повторяйте это упражнение 3-4 раза.
Упражнение 2. Произносите звуки «а», «и», «у», «о», «ы», повторяя их 5-6 раз.
Упражнение 3. Сделайте вдох через нос, пытаясь вытянуть губы вперед трубочкой. Тремя пальцами удерживайте уголки рта. Спокойный выдох через рот. Выполните упражнение 4 раза. Движение должно быть энергичным.
Упражнение 4. Медленно открывайте и закрывайте рот, задерживаясь в положении с открытым ртом.
Упражнение 5. Приоткройте рот наполовину, втяните губы внутрь. Напрягитесь и задержите положение на несколько секунд, затем расслабьтесь и повторите все это 5 раз.
Упражнение 6. Поднимайте каждый угол рта отдельно, затем вместе.
Упражнение 7. Сжав губы, заверните их внутрь, пока они не исчезнут.
Упражнение 8. Поочередно опускайте углы губ, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 9. Указательные пальцы поместите на углы рта и попытайтесь улыбнуться. Пальцами создавайте напряжение. Затем расслабьтесь. Повторите 20 раз.
Упражнение 10. Опускайте оба угла губ вместе, удерживая это положение несколько секунд.
Упражнение 11. Поднимайте правую сторону губ вверх, затем опускайте вниз; то же — левой стороной.
Упражнение 12. Двигайте обеими сторонами губ вверх и вниз.
Упражнение 13. Поместите пальцы рук над губами и начинайте постепенно их сводить вместе.
Пространство между ними должно потеплеть и стать мягче. Медленно расслабьте мышцы рта.
Эффект: укрепление всех мышц вокруг рта, расправление вертикальных складок у рта, разглаживание морщин на верхней губе.
Упражнения для нижней челюсти
Задания для нижней челюсти помогают развить подвижность артикуляционного аппарата. Упражнения желательно выполнять в медленном темпе, напрягая мышцы лица. Если нужно произносить гласные, проговаривайте их подчеркнуто четко. На начальном этапе помогайте ребенку счетом вслух для удержания позы нужное время.
Птенчик
Перед началом выполнения задания договоритесь с ребенком о быстром ритме работы, упражнение делайте в хорошем темпе.
Ребенок должен широко открывать ротик, натягивая уголки губ. Язычок высовывать нельзя. После удержания позы, нижняя челюсть быстро захлопывается.
Акула
Основная цель: отработка движения челюстей в разные стороны. Сначала рот открывается, далее челюсть двигается по плану: вправо — возвращается на место — влево — вниз — вперед — вверх (рот закрыт, губы сомкнуты). Резких движений делать нельзя во избежания вывихов и травм. Ритм выполнения задания отсчитывает учитель.
Обезьянка
Ротик нужно открыть максимально сильно, нижнюю челюсть тяните в них к груди. Язычок одновременно тянется к подбородку.
Силач
Широко открываем ротик. Представляем, что к подбородку привязали гирю, ее нужно поднять силой нижней челюсти. Рот закрываем медленно с усилием, напрягая мускулатуру лица.
Рано начатая коррекционная работа по устранению дизартрии может дать хорошие результаты, если на успех будут настроены родители, сам больной. На полное восстановление речи возможно только при стертой форме нарушения, в остальных случаях возможно добиться только улучшения состояния. Однако даже такой результат положительно скажется на социализации ребенка, уровне овладения навыками грамотности в школе.
Описание упражнений на видео
- Домик – открыть широко рот.
- Заборчик (лягушка, улыбка) – эти термины имеют похожее значение — это беззвучная улыбка, видны сжатые зубы.
- Труба – вытягиваем губы трубочкой.
- Расческа – совершаем движения нижней челюстью вперед и назад, «расчесывая» верхнюю губу.
- Пирожки (месим тесто) — шлепаем по языку губами «пя-пя-пя» и зубами «тя-тя-тя».
- Блинчик — кладем расслабленный язык на поверхность нижней губы, так чтоб он касался краев губ. Если свернуть его, то получится трубочка языком. Если сразу не получится, можно помочь чистыми руками или положить на ложбинку тонкую палочку (спичку, зубочистку).
- Конфета — рот широко распахнут, язык приподнят и присасывается к верхней губе.
- — язык прогибается, образуя чашечку.
- Вкусное варенье – рот широко распахнут, языком оближите верхнюю губу сверху вниз, а затем вправо и влево.
- Парус – рот широко распахнут, язык касается бугорков за верхними зубами.
- — щелкать языком как лошадка, затем делать губами звук «тпру» — лошадка остановилась.
- – рот открыт, а язык присосать к нёбу.
- – рот открыт, язык присосать к нёбу, и, не отрывая, двигать вниз его нижнюю часть.
- Индюк (болтушка) – рот открыт, кончик языка (язык широкий) поглаживает верхнюю губу, постепенно ускоряя темп. Добавляется голос, и получается звук «бл-бл».
- Маляр – рот открыт, а кончик языка ходит туда и обратно (красит) по твердому нёбу.
- Пчелки (дятел) – произнести сначала звук «ддд» (стучим по елке), затем «зззз» (вылетели пчелки).
- Качели – высовываем язык и тянем поочередно к носу и подбородку.
- Кошка сердится – рот открыт, язык упирается в нижние зубы.
- Пароход – прикусить кончик языка между зубами, гудеть «ллл».
- Змейка (иголка) – рот широко распахнут, постараться вытянуть как можно больше узкий напряженный язык.
- Часики – рот открыт, узким языком упираться в левый и правый уголки рта.
- Орехи (футбол) – рот закрыт, с силой упираемся языком поочередно в обе щеки.
- Чистим зубки – языком проводим по верхним и нижним зубам снаружи и внутри.
- Шарик – надуть щёки, как воздушный шарик, и постепенно выдыхать.