Что такое ротацизм и параротацизм: причины, методы исправления

Презентация на тему "ротацизм: нарушение произношения звуков [р] и [рь]."

Классификация нарушений звукопроизношения

В международной практике используются термины, обозначающие искаженное произношение звуков, образованных из названий букв греческого алфавита с суффиксом «-изм». Термины: сигматизм, ротатокизм, ламбдакизм, йотакизм, гаммакизм и хитизм. В случаях, когда обнаруживается фонетическая замена, к названию дефекта добавляется префикс «-para» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — это нарушение речи, заключающееся в неправильном произношении сибилянтных и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом, наблюдаются нарушения в произношении звуков , , , , , , . Сигматизм — очень распространенная форма неправильного произношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, латеральный, назальный, язычно-зубной), так и парасигматизма (зубной, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих довольно сложное.

Различные ошибки в произношении звука объединены под названием ротацизм. В связи с большой сложностью артикуляции, и особенно языка (задействованы все мышцы языка), существует множество видов ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзин записал 28 вариантов. Наиболее распространенными являются: отсутствие (полное отсутствие звука или гласный звук на его месте), носовое произношение, гортанное произношение (велярное или увулярное), одноударное, приглушенное, двухударное . Параротацизм также имеет множество вариантов: замены —  р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы .

Под названием ламбдацизм скрываются все дефекты произношения звука . Существует три типа ламбдацизма: отсутствие звука или гласных, двусложное или язычное произношение звука , носовое произношение -л- нг; параламбдацизм: л-д, л-л’ (с разной степенью ослабления), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Нарушение произношения полугласного называется йотазизмом. Звук используется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, вой) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слогов. Приведенные выше два значения звука получают несколько иное выражение в случае ошибок произношения этого звука. Ошибки произношения: 1) звук не произносится вообще; 2) заменяется на ; 3) заменяется на .

Дефекты произношения нёбных звуков называются каппацизм — звуки к и к’, гамма-кизм — звуки г и г’, хитизм — звуки х и х’.

Помимо описанных выше, в логопедической литературе встречаются нарушения мягкого фокуса и ассонансных звуков.

Имеются интонационные ошибки в произношении согласных с звонкими и безголосыми парами. Существует три типа интонационных нарушений: а) полное отсутствие в речи звонких согласных, то есть их постоянная замена парными глухими; б) неадекватная интонация; в) неадекватная глухость. Все три случая относятся к паралалии и обычно отражаются в письменной форме.

Исследователи отмечают, что озвучивание звонких согласных встречается чаще, чем озвучивание незвонких согласных.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие в речи мягких согласных звуков, то есть их постоянная замена парными твердыми звуками; б) чрезмерное смягчение в) нарушение дифференциации твердых и мягких звуков, то есть помимо правильного произношения твердых и мягких согласных, наблюдаются отклонения как в одну, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее он ставится в произношении ребенка, и тем разнообразнее будут ошибки в произношении. Так, звук т может быть либо смягчен, либо заменен звуками типа п или к, а нарушений произношения звука p насчитывается более 20: p боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука p звуками л, л’, р’, й, в, д и др. Таким образом, группа сигматизмов делится на фонетические сигматизмы (латеральные, межзубные и др.) и парасигматизмы (замена сибилянтов на свистящие, замена свистящих и сибилянтов на т и д и т.д.), т.е. сигматизмы фонетико-фонематического характера. В группах ротацизм, ламбдацизм, каппацизм можно также выделить чисто фонематические ротацизм, ламбдацизм и параротацизм, параламбдацизм и др.Следует также сказать, что у разных детей дефект произношения может затрагивать только одну группу звуков (звонкие, ассонансные или свистящие и т.д.), и тогда он называется простым, частичным, мономорфным дефектом произношения, затем включать много групп звуков (один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и интонационными дефектами и т.д.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Диагностика[править | править код]

Диагностировать речь врач-логопед начинает с устного опроса пациента. Врач-логопед спрашивает об особенностях раннего психомоторного и речевого развития, устанавливает состояние биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата. По завершению устного опроса врач-логопед исследует строение и подвижность органов артикуляционного аппарата пациента. Это делается посредством визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Диагностика устной речи (логопедическое обследование) при картавости включает:

  • определение состояния звукопроизношения;
  • выявление дефектно-произносимых звуков с употреблением надлежащего дидактического материала.

По результатам логопедического обследования врач-логопед получает данные об характере расстройства (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в разных позициях.

После логопедического обследования проводится проверка состояния фонематического слуха.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Ротацизм в логопедии

Ротацизмом в логопедии принято называть искажение или отсутствие в речи звука .

Раньше это явление называли картавостью.

При таком недостатке человек (чаще ребёнок) пытается рычать, но вибрация не происходит.

Вместо «рыба» слышится «ыба», «ручка» — «учка» и т.п.

Если вы спросите — чем же отличаются конкретно ротацизм и параротацизм, то достаточно будет запомнить, что при ротацизме звук искажается или отсутствует, а при параротацизме заменяется на более лёгкий для конкретного ребёнка звук. Чаще это Л.

Ротацизм встречается у детей, как без диагнозов речевого развития, так и при дислалии, ринолалии или дизартрии.

Вообще звук считается самым сложным для артикуляции. Требуется сильное напряжение мышц и кончика языка.

Более 26% дошкольников страдают таким дефектом речи. А дети со стёртой дизартрией на 50% имеют ротацизм вдобавок к другим симптомам нарушения.

Лечение ротацизма в многопрофильном центре “Академия XXI век. Речь. Интеллект”

Столкнувшись с такой проблемой, как ротацизм, не нужно ее стесняться, и тем более пускать на самотёк. Современные методики лечения, квалифицированные специалисты, индивидуальный подход к каждому клиенту и комплексное обследование многопрофильного центра “Академия XXI век. Речь. Интеллект” помогут справиться с данной задачей.

Наш главный специалист и руководитель проекта − Данилкина Маргарита Юрьевна − потомственный дефектолог, известный логопед, нейропсихолог, олигофренопедагог, специалист по развитию интеллекта, реабилитации, диагностике и коррекции нарушений развития детей и взрослых, автор уникальных методик развития детей в условиях сенсорно-эмоциональной игровой экспансии и опережающего развития, профессор, действительный член Европейской академии с естественных наук (Ганновер).

Не существует нерешаемых задач, есть просто ленивые специалисты. Профессор Данилкина Маргарита Юрьевна имеет множество научных работ по очень сложным диагнозам. Читая лекции в различных университетах мира и проводя практические работы. Новые методики позволяют достичь удивительных результатов.

Обращайтесь к нам в центр, и вы увидите, что вместе нам и горы по плечу.

Формы ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание , невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного , раздается звучание .
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект и , образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание или кучерское .
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение . Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом. Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены на , , , , , , , .

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие и , это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого парный . Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения и :

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Слайд 13Основной способ постановки Р, Р’ С механической помощью от Д

или ДЗ – проторного. Произнося Д надо выработать правильную воздушную

струю. Проверить: узкую полоску бумаги приложить к подбородку. Произнося, Д полоска должна наклоняться. В момент произнесения Д чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель, под кончиком языка производятся частые движения слева направо. Возникает механическая вибрация языка. соединяем с гласными ДРА, ДРО и т.д. аналогично можно пробовать со звукам Ж, Т.«Присосать» кончик языка к твёрдому нёбу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот.Постановка Р является длительной. Поэтому автоматизация проводится с механической помощью, ещё до окончательной отработки нормального звучания Р. С механической помощью звук произносится в слогах ДРА, ДРО, ДРУ, в словах ДРОВА, ДРУГ. Вначале звук Р в речевом материале предшествует звук, от которого он ставится (ДРОВА или ТРАВА).

Как лечить дислалию, избавиться от косноязычия?

На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить дислалию в Саратове у дошкольников, школьников, как вылечить дислалию в России у детей дошкольного, школьного возраста, как избавиться от косноязычия, что такое артикуляционно фонематическая, артикуляторно фонематическая и фонетическая, моторная и сенсорная, механическая, мономорфная, фонематическая, простая, сложная дислалия у дошкольников. Как проводится профилактика, коррекция дислалии, логопедическое  обследование детей с дислалией? Помогает ли логопедическая психо-коррекционная педагогическая коммуникативная работа? Как страдает звукопроизношение при дислалии? Чем опасна полиморфная дислалия, что такое хейлопластика, уранопластика? Какая этиология и причины дислалии, дифференциальная диагностика, упражнения, гимнастика, литература, заключение? Что такое ринолалия, дизартрия, ФНР, ФФН, речевая карта? В чем заключается профилактика дислалии? Сарклиник знает, как лечить дислалию у детей в России.

Сарклиник проводит лечение афонии, дисфонии, брадилалии, лечение заикания, тахилалии, открытой и закрытой ринолалии, дислалии, лечение алалии, дизартрии, лечение афазии, назализации, лечение задержки речевого развития, дизграфии, лечение общего недоразвития речи, гиперкинезов, синкенезии, лечение ЗРР, ЗПРР, задержки речевого и психоречевого развития, дислексии у детей и подростков в Саратове.

Запись на консультации.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: Sarclinic.com \ Ssrlinic.ru Фото: () () Gekaskr | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru Дети, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. 

Симптомы[править | править код]

  • патология выговаривания свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затруднённое произношение (парасигматизмы);
  • патология выговаривания сонорных звуков , , , ;
  • патология выговаривания сонорных звуков ,  — ламбдаизм и параламбдацизм;
  • патология выговаривания сонорного звука ,  — ротацизм и параротацизм;
  • патология выговаривания заднеязычных звуков , , , , ,  — гаммацизм, каппацизм, хитизм;
  • патология выговаривания  — йотацизм;
  • патология звонкости — это замена звонких звуков согласных глухими или их смешение;
  • патология мягкости — замена мягких звуков согласных твёрдыми или их смешение.

Диагностика

Ротацизм диагностируется в ходе оценки речевого статуса. В предварительной беседе с страдающим данной речевой проблемой, специалист-логопед проводит диагностику пациента. Затем последовательно осуществляется:

Обследование органов артикуляции. В ходе осмотра оценивают строение губ, зубных рядов, языка, твердого и мягкого неба. Затем определяют мышечный тонус.

Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Для артикуляции звука важны точные движения языка, губ. В ходе выполнения специальных упражнений определяют объем, темп, точность, переключаемость движений, способность удерживать артикуляционную позу.

Исследование фонематического слуха. Для правильного понимания причины ротацизма выполняют проверку речевого слуха.

Обследование звукопроизношения. Наличие и правильность произнесения звуков проверяют в разных позициях в слове.

Коррекция

Исправление ротацизма осуществляется логопедическими средствами. В отдельных случаях может потребоваться медицинская помощь. Так, если с помощью специальных упражнений не удается растянуть уздечку языка, прибегают к ее хирургической пластике. При неправильном прикусе врачом-ортодонтом назначается ношение съемных аппаратов, брекетов или элайнеров.

Основная работа по устранению ротацизма осуществляется в кабинете логопеда. Она включает в себя несколько периодов: подготовительный, постановку звука, его автоматизацию и введение в речь.

Подготовительный период

Страдающего ротацизмом знакомят с правильной артикуляцией при произнесении звуков и . Логопед неоднократно произносит звук, проводит ассоциации с «рычанием мотора» или «рыком тигра».

Параллельно ведется работа над формированием правильного уклада органов артикуляции и развитием направленного выдоха.

Параллельно выполняются дыхательные упражнения, при необходимости – логопедический массаж. Артикуляционные и дыхательные упражнения при ротацизме необходимо отрабатывать не только на логопедических занятиях, но и дома не реже 2-х раз в день.

Постановка звука

Нормативного произношения можно добиться следующими способами:

по подражанию от опорных звуков от звукосочетаний от артикуляционных упражнений с механическим пособием

Автоматизация

Закрепление правильного звукопроизношения осуществляют с постепенным усложнением речевого материала. Сначала используют слоги, слоговые ряды. Далее переходят к словам, где звук находится в различных позициях. Затем отрабатывают словосочетания и предложения, чистоговорки, насыщенные звуком . В заключении в работу берут стихи и рассказы.

Длительность полного цикла исправления ротацизма может варьировать от 1.5 и больше. Это зависит от многих факторов: причины нарушения, функциональных возможностей, регулярности занятий, необходимости сопутствующего лечения. Сложнее всего добиться устойчивого правильного звукопроизношения при дизартрии – в этих случаях коррекция ротацизма и других звуковых искажений может растянуться на месяцы и даже годы.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения и :

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Лечение

Специалисты используют следующие способы лечения картавости:

  • Упражнения на автоматизацию звука «р» и укрепление мышц языка. Логопед учит ребенка скороговоркам, которые богаты проблемными звуками, или читает много текстов с ними. Упражнения также включают в себя постановку речи.
  • Артикуляционная гимнастика. Гимнастика мышц и связок рта помогает развить их эластичность и подвижность.
  • Логопедический массаж. Стимуляция ответа мышц и нервных волокон позволяет достичь четкого произношения всего алфавита.
  • Тактильный контроль. Во время произнесения звука пациент должен ладонью прикасаться к губам и щекам, чтобы контролировать говорения.
  • Исправление прикуса. Ортодонтическое лечение проводится с помощью элайнеров и брекетов.
  • Хирургическая пластика уздечки языка. После операции ребенок или подросток сможет поднимать кончик языка и перестанет картавить.

Фонетическая характеристика звука [Р]

является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Диагностика

Как правило, диагностировать ротацизм может специалист-логопед. Он беседует с родителями ребёнка, чтобы исключить факт двуязычия в семье.

После этого проводят:

Обследование органов артикуляции. Осматривают строение губ, ряда зубов, языка, мягкого и твёрдого нёба

Важно исследовать полость рта на наличие короткой уздечки, либо неправильного прикуса. Также следует выяснить, нет ли лицевой расщелины и т.п

Также необходимо определить, не прогрессирует ли какая-либо форма дистонии.

Исследование подвижности артикуляционного аппарата. Специалист осматривает язык и губы, даёт несколько тестовых заданий на определение объёма, темпа, точности, переключаемости движений и способности удерживания артикуляционной позы.

Анализ фонематического слуха. Специалист проверяет речевой слух, используя упражнения на дифференциацию изолированных звуков на уровне слов и слогов.

Обследование звукопроизношения. Логопед с помощью специальных упражнений изучает, насколько правильно ребёнок произносит изолированные звуки в разных частях слова. Одновременно делается вывод о виде ротацизма. Это очень важно, чтобы назначить правильную коррекционную программу.

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего и мягкого на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука :

  1. : произносится без вибрации: рука-вука
  2. : рыбка-дыбка
  3. : паром- пагом
  4. : крот-клот, чаще проговаривается в мягком варианте —
  5. : ромашка — ымашка
  6. : рот — йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Дислалия: классификация, формы, виды

Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.

По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.

При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: