Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное
Здесь уже нужны знания правил русского языка
Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка
Как научить писать сочинения подростка
Этап 1. Работаем над темой сочинения
Это важнейший аспект, на который стоит обратить внимание. Часто бывает, что ребенок пишет вроде бы изумительное сочинение, грамотное, развернутое
Но оценивают его низко, потому что написано оно не по теме. Например, тема звучит так: «Приемы характеристики героев в романе «Евгений Онегин»»
А ребенок описывает в сочинении жизненный путь только Онегина — от его первого появления в романе до последнего, так сказать, «вздоха». А ведь важно было выявить именно приемы, а не составлять хронологию жизни героя
Итак, первый шаг — изучаем тему сочинения. То есть, если дана тема: «Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»» — то значит, нужно будет ограничиться рамками только этого романа. А тема «Любовная лирика Н. Некрасова» — более широкая, которая предполагает прослеживание такой лирики на протяжении всей творческой жизни поэта.
Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею
Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, «Критики о Пушкине». И ученик «растекся мыслью по древу», не выделив сути.
Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.
Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться «объять необъятное». Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.
Итак, правило формулировки главной идеи: «Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем».
Этап 3. Составляем план сочинения
План — «альфа и омега» любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.
Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.
Этап 4. Собираем материал
Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.
Искать материалы можно в разных источниках: книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете
Можно использовать приемы: таблица, кластер, вопросы и т.д. В первом случае информацию систематизируют и заполняют ею таблицу. Прием «Кластер» также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Для работы по вопросам можно воспользоваться составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.
Например, для сочинения на тему «Мой лучший друг», можно заполнить анкету:
- Как зовут твоего друга?
- Где вы с ним познакомились?
- Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
- Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
- Какое у твоего друга хобби?
- Как вы любите проводить время? И т.д.
Прием «Дневник памяти». При работе над сочинением у детей нередко возникает «страх чистого листа» (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный «дневник памяти». Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: «Писательство не в голове, а на кончиках пальцев». Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, «раскидать» по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!
Этап 5. Пишем сочинение
После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения. Пишем на черновик.
Анализ сочинений
Ребенок не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе
Важно проводить полномасштабный анализ, выявлять не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего
Список литературы для сочинения
Чаще всего сочинение пишут на основе произведений 19 — первой половины 20 века. Поэтому рекомендуем перечитать классику, вот небольшой список:
- Д. И. Фонвизин: «Недоросль».
- А. С. Грибоедов «Горе от ума».
- А. С. Пушкин: лирика, «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов: лирика, «Мцыри», «Герой нашего времени».
- Н. В. Гоголь «Мертвые души».
- А. Н. Островский «Гроза».
- Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», рассказы.
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».
- И. С. Тургенев «Отцы и дети».
- И. А. Гончаров «Обломов».
- Н. А. Некрасов: лирика, «Кому на Руси жить хорошо?».
- А. П. Чехов: «Вишневый сад», рассказы.
- И. А. Бунин: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
- Стихотворения С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой.
- А. И. Солженицын: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича».
А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе.
Шаблон эссе по литературе:
После того как закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – все удалось!
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту
Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
- Вступление
- Основная часть
- Заключение.
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу:
Существительные |
Прилагательные (эпитеты, сравнения) |
Глаголы |
Слова, выражающие ваше отношение, эмоции |
Теперь подробнейшим образом записываете все в таблицу. Например, тема сочинения «Осенний лес».
Существительные |
Прилагательные (эпитеты, сравнения) |
Глаголы |
Слова, выражающие ваше отношение, эмоции |
3. Березки |
1. Осенний, грустный, яркий. 2. Разноцветные Пестрый ковер Похожи на монетки 3. Тонкие, стройные |
1. Стоит, шумит 2. Шуршат, трепещут на ветру. 3. Стоят, покачивают головками. |
Мне нравится, я восхищен, мне грустно |
5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.
Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить
Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.
Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам «корявым» — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.
Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.
Польза плана
Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано. Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы
Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам
Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам
На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.
Дайте тексту отлежаться
Пишешь-пишешь, пишешь-пишешь, перечитываешь — ах как хорошо и складно, как замечательно и красиво! И опечаток нет, прямо не нарадоваться, какой ты молодец! А потом текст попадает к кому-то другому — и сразу же выясняется, что ошибка на ошибке, лишние абзацы и куча воды. Почему так произошло? Да просто глаз замылился.
Те, кто работает с текстом профессионально, знают, что лучший способ сделать круче — дать файлику отлежаться перед редактированием. Хотя бы ночь. Лучше пару дней. Возвращаешься — и замечаешь опечатки, понимаешь, что некоторые моменты нужно пояснить.
По материалам книги «О мой блог!», «Пиши здесь, пиши сейчас», «Пиши, ленивая *опа».Обложка статьи: unsplash.com
Основные части сочинения:
«тема»;
«эпиграф»;
«вступление»;
«основная часть»;
«заключение».
1. Начинаем нашу работу с анализа темы,
на основе анализа темы сочинения мы и выберем материал, основные факты,
ключевые моменты нашего сочинения. Анализ лучше всего проводить по
принципу вопрос — ответ.
2. Эпиграф сочинения, не обязательная
часть. Эпиграф кратко рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф
свидетельствует о понимании темы автором, раскрывает замысел сочинения.
Хороший эпиграф способен украсить работу. Плохой эпиграф может испортить
даже очень хорошую работу и повлияет на окончательную оценку.
3
Вступление сочинения должно быть
ярким, привлекать внимание. Не нужно использовать шаблоны
Обязательно
используйте формулировку именно того вопроса, над которым вы работаете.
Несколько разных вступлений :
— историческое, даем краткую
характеристику соответствующей эпохи, анализируем
социально-экономические, нравственные, политические и культурные
отношение того времени.
— аналитическое, наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о себе как о личности способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
— биографическое, правильным направлением в раскрытие темы будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или художника.
— сравнительное, проводиться сравнительный анализ предмета рассматриваемого в сочинение с аналогами той эпохи.
— лирическое ,вступление одно
из универсальных средств, связывает предмет сочинения с вашим жизненным
опытом. Несколько слов можно сказать о влияние на Вас того или иного
произведения, творчестве писателя или художника.
4. Основная часть сочинения это
развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы,
которые мы сформулировали раньше при анализе. Приводим доказательство
наших слов, обязательно подкрепляем их фактами. Стараемся раскрыть тему
сочинения более полно, с разных сторон и с разной точки зрения. Будет
очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных позиций. Голос автора
сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше произведение, не
нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ приветствуется.
5. Заключение — одна из ключевых частей
сочинения. В нем Вы делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме.
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не
можете кратко изложить свои мысли.
Вступление и заключение не должны быть
более 25% всей работы, основная часть это 75% всей работы. Стараемся,
как не использовать незначительные факты, второстепенные детали и тем
более размышлять на эти темы.
Цитаты нужно использовать обдуманно,
большое количество которых убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая
цитата должна быть к месту. Цитаты это очень сильный инструмент, который
нужно использовать по следующим правилам:
Ни в коем случае нельзя сокращать
цитату, или заменять в ней слова, изменяя её смысл, забыли точное
написание, замените, что не помните многоточием.
Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
Полнота
Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать
Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
- В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
- Как подготовить кактус к пересадке?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
- Как пошагово выполнить пересадку?
- Как ухаживать за растением после пересадки?
-
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
- Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
- Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
- План содержит все основные аспекты работы.
- Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
- Пункты плана сформулированы кратко.
-
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
Как ухаживать за кактусами?
В какое время года можно делать пересадку?
Когда начать полив после пересадки?
Какого размера должен быть новый горшок для растения?
Какие потребуются инструменты и материалы?
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
- Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
- План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
- Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
- Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
Рекомендуем
Как правильно сделать SEO-оптимизацию текста?
Оптимизация текстов на сайте необходима для продвижения в поисковых системах. Задача оптимизации – гармонично вписать в статью определенные …
Что такое Tone of Voice? Все о тональности бренда
Это неочевидная, но важная часть имиджа компании или продукта. Без нее не складывается цельный образ бренда. При этом далеко не все компании …
Этапность обучения
Детки, которые учатся в 3 классе, уже знакомы с описанием творческих работ. Но, чтоб позволить своему ребенку писать качественное сочинение, необходимо придерживаться определенного плана действий. Если вы хотите улучшить уровень своего сына или дочки, можно делать следующее.
- Работа над темой. Предложите ребенку самому придумать, о чем будем написано сочинение.
- Учим формулировать идею. Задайте юному школьнику тему и попросите придумать разные варианты развития идеи.
- Составьте план к своему сочинению.
- Покажите ребенку, как необходимо собирать подходящий материал. Вам может понадобиться подборка глаголов и ключевых слов.
- Следующий этап — написание самого сочинения. Рекомендуется разделить листок на две части, более широкую и узкую. В широкой — писать свою работу, а в узкой — будут вноситься поправки. Помните, сколько пунктов в плане, столько и абзацев в вашем сочинении.
- Педагоги рекомендуют не начинать вступление, а сначала заняться основной частью, самым большим куском материала. После того, как будет сделана большая доля работы, написать вступление и заключение не составит труда.
- В заключительной части нужно передавать впечатления ребенка по заданной теме, его мысли.
- Не забываем подбирать цитаты, поговорки или пословицы, которые будут отображать идею вашей работы.
- Проверка написанного сочинения сначала может проводиться ребенком. После того, как ваш сын или дочь пересмотрели написанное, прочитайте сами. Если имеются ошибки, выписывайте их в узкой части листа, которую для этого оставляли. Обсудите с ребенком эти помарки.
- Когда все проверено и утверждено, переходите к написанию работы в чистовой вариант.
Каким может быть план
План не дает копирайтеру запутаться, помогает формулировать свои мысли четко и доступно. Существуют разные виды планов, решающие какие-то определенные задачи.
Тезисный
Все разделы этого плана представлены тезисами. Тезис — это основная мысль нескольких абзацев, сформулированная в одном предложении. Его отличительная черта — обилие глаголов. Подлежащее называет тему, а сказуемое ее раскрывает. Соответственно, без сказуемого основную мысль не донести.
Как определить тезис? Для новичка сложно выделить в тексте главное и отбросить детали. Поэтому иногда подзаголовки растягиваются до 10–15 слов, что неприемлемо. Задайте вопрос к каждому абзацу. Ответ не может быть длиннее 8 слов, а лучше остановиться на 4–6.
Как выглядит тезисный план:
1. SEO в одиночку больше не работает: пользователи теперь — за качественный контент.
2. Алгоритмы поисковых машин выдают только уникальный и полезный контент.
3. Экспертные лонгриды вошли в моду.
4. Грамотный контент-маркетинг способствует увеличению конверсии и узнаваемости бренда.
Вопросный
Структура основана на вопросах, которые задаются к каждому смысловому блоку текста. Вопросный план упрощает проработку статьи, потому что вопросы к тексту возникают уже во время сбора материала и обдумывания темы. Больше всего подходит для написания обучающих статей и инструкций.
Как выглядит вопросный план:
1. Зачем нужен план статьи?
2. Каким он бывает?
3. Как его составить?
План — опорная схема
«Опора» — это важные слова или части предложений, по которым можно восстановить полный текст. Строится так, как хочет автор. Такая структура показывает наибольшую эффективность при живых выступлениях.
Может помочь копирайтеру при написании коротких текстов: новостей, анонсов и т. д. В опорную схему можно включить основные факты и цифры.
Как выглядит опорная схема:
1. SEO-продвижение.
2. Рост позиций, индексация страниц, анализ.
3. Продвижение за деньги.
4. Бесплатное продвижение.
Простой и сложный
Подумайте: насколько в вашем тексте важны детали? Ответ на этот вопрос поможет определиться со сложностью плана
Если в тексте важно описать каждую деталь, то план должен быть развернутым. Если для аудитории будет достаточно общей информации, то можно использовать простую структуру
Как выглядит сложный план:
1. Принцип работы СМС-рассылок.1.1. Виды рассылок.1.2. Задачи, которые решают СМС-рассылки.
2. Выбор инструмента для создания СМС-рассылок. 2.1. Операторы связи.2.2. Частные сервисы.
3. Как запустить эффективную рассылку.3.1. Постановка задачи.3.2. Формирование базы для рассылки.3.3. Написание текста.3.4. Мониторинг результатов.
4. Нюансы и подводные камни.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
- Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
- Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными характеристиками.
- Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опорные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
- Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!
Требования к оформлению сочинений
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план, который состоит из трех частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение. Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения ставим точку. Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с маленькой буквы, закончив ставим точку с запятой. Сформулировав последний подпункт ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «образ Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме, исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной строки.
13. Если в сочинении встречаются даты их пишем цифрами: год и число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Написание сочинения на экзамене позволяет преподавателям составить об абитуриенте достоверный портрет. Который покажет культурную и интеллектуальную степень развития выпускника.
Для написания хорошего сочинения на экзамене отводится, нет так уж много времени, всего четыре часа.
Поэтому лучше для себя установить лимит времени три часа и пытаться уложиться в это время ( на экзамене это придаст вам уверенности в себе и в том, что четырех часов для вас вполне достаточно).
Как использовать отведенное на сочинение время максимально эффективно?
1) Осмыслить и выбрать тему постарайтесь за 25-30 минут.
2) Работа над составлением плана составляет 30-40 минут.
3) Работа над черновиком 1 час 30-40 минут. (Общая работа над планом и черновиком не более 2 часов).
4) Переписывая работу на чистовик постарайтесь уложиться в 1 час.
5) Оставшееся время используйте на проверку сочинения. Обязательно выполните этот пункт, он является залогом вашей хорошей оценки.
Для того чтобы правильно и удачно для себя выбрать тему. Вы должны подумать какое из предложенных произведений вы знаете лучше всего, по какой из предложенных тем вы можете привести критические статьи?
Что будет написано в сочинении.
Действие первое: выбираем тему
Этот пункт не просто первый, он самый важный. Хорошее сочинение можно написать только на ту тему, которая вам хорошо знакома. Если учесть, что сочинения всегда базируются на знании классической литературы, изучаемой в школе, то вам нужно, как минимум, прочитать все эти произведения, что совершенно невозможно сделать за один вечер. Если же до написания сочинения остаётся хотя бы месяц, можно сделать следующее: выбрать и прочитать книги по трём основным темам:
- дружба;
- Великая Отечественная война;
- становление личности.
Конкретные книги выбирайте, сверяясь с вашей школьной программой. По каждой теме нужно прочитать не менее двух книг, желательно, вместе с предисловием и послесловием. Не забудьте авторов предисловия и послесловия — это может пригодиться. А если вы заучите по короткому абзацу — то будет совсем супер.
Когда вы приходите на сочинение, вам предлагается на выбор три темы. Две обычно связаны с конкретными произведениями и вам именно эти книги могут быть не знакомы. А вот третья тема — свободная. К ней нужно присмотреться получше и подумать, какая из прочитанных вами книг может помочь раскрыть эту тему. Нашли такую? Ура! Пишем.