Ошибки в воспитании. понять и устранить, пока не поздно

Основные ошибки при воспитании грудных детей

«Партизан»

Изощренный манипулятор, напоминающий рака-отшельника. В случае опасности или несогласия такой родитель перестаёт общаться с ребёнком, закрываясь в свою раковину и принимая обет молчания. Со стороны это может показаться обидой, но чаще это просто выжидающая позиция, которая должна вынудить ребёнка сделать то, что от него требуется.

Попадая в ситуацию бойкота, зависимый маленький человек находится в постоянном эмоциональном напряжении, ощущает вину и необходимость помириться.
Так он соглашается на что угодно и выполняет любые желания обиженного родителя, и параллельно учится держать свои интересы и мнения при себе в угоду другим.

Лексикон «Партизана»: —

Ошибка 2: равнодушие

Эта ошибка родителей в воспитании детей – полная противоположность предыдущей. Для детей важен баланс, оптимальная порция родительского внимания и время уединения. Если же взрослые заняты исключительно собой, дети растут с дефицитом их тепла, и отголоски этой травмы препятствуют нормальной коммуникации.

Многие оправдываются тем, что им скучно играть с малышами в игрушки. Но это не единственный способ взаимодействия. Совместные прогулки, просмотр мультфильмов, покупки, приготовление еды, прочие бытовые дела, где вся семья вовлечена в одну деятельность, способствуют развитию малышей.

Как исправить ошибку

Здесь рекомендация проста – помнить, что в семье есть дети с определёнными потребностями и что ответственность за их благополучное развитие отмене не подлежит

Важно искать договорённости и выбирать тот вид совместной деятельности, который бы устраивал всю семью

Семейное воспитание – старт коммуникации ребёнка. Именно в кругу родителей и братьев/сестёр он учится спрашивать и отвечать, просить и благодарить, соглашаться и даже отказывать (тоже очень полезный навык!).

Типичные ошибки родителей в воспитании детей до трех лет

Начнем с тех, которые чаще всего случаются при воспитании детей до 3 лет. Ведь именно в этот период закладывается основа социального поведения и характера ребенка.

Ошибка № 1: ребенка необходимо хвалить как можно чаще, даже за самые незначительные достижения

Завышение самооценки в этом возрасте может привести к тому, что ребенок не захочет делать что-либо самостоятельно, если не будет получать за это поощрение или похвалу. А ведь обычные вещи, такие как: сам оделся, умылся, убрал за собой игрушки, съел весь суп – это те банальности, которые не требуют поощрения. Это естественное умение, которое пригодится ребенку в жизни.

Хвалить нужно только за то, что он реально заслужил – за инициативу: помощь маме, помытую кружку, нарисованный маме или папе рисунок.

Ошибка № 2: ребенок не должен показывать свой негатив

Ругать ребенка за то, что он плачет над сломанной игрушкой или за то, что он сердится или возмущенно кричит – нет смысла. Он такой же человек, как и мы, но только маленький, и гасить его эмоции, даже если они не нравятся родителям, это значит воспитывать в нем чувство вины и комплекс неполноценности.

Лучше всего в этой ситуации дать ему высказаться, а потом спокойно предложить решить его проблему. Так он научится понимать, что проблемы решаемы, хотя и бывают неприятны.

Ошибка № 3: ребенок – центр вселенной для родителей

Часто вокруг долгожданного ребенка создается атмосфера гиперопеки и вседозволенности. Все желания и потребности чада выполняются с быстротой молнии, а дитя может вытворять все, что ему вздумается. Эгоизм и эгоцентричность – это все, чего можно добиться подобным воспитанием. Таким детям сложно будет адаптироваться в обществе.

Позвольте ребенку самому выбирать себе дело по душе, разрешите ему быть более самостоятельным, но в то же время налагайте ограничения на определенные поступки и действия.

Ошибка № 4: критика за ошибки

Это еще одна крайность, которую допускают родители. Подвергаясь критике со стороны взрослых, такие детки растут неуверенными в себе, нервозными. Чувствуя, что любое их действие может привести к ошибке, а значит, и к недовольству родителей, они становятся малоинициативными. А если что-то и делают, то нехотя и «из-под палки».

Старайтесь не обращать внимания на промахи ребенка и помните, что он еще только учится жизни. Направляйте его, подсказывайте, цените его инициативу и подбадривайте в случае неудачи.

Ошибка № 5: непоследовательность в вопросах воспитания

Сегодня можно, завтра нельзя, папа (бабушка) разрешают, а мама (дедушка) нет… Ребенку бывает сложно понять, что от него требуется, что ему можно делать, а что категорически запрещается, как себя можно вести, а как нельзя. И все это из-за несогласованности в среде родственников и между родителями. В результате ребенок начинает относиться несерьезно к наказаниям и запретам. А в старшем возрасте даже манипулирует родителями и учится лгать и хитрить.

Договоритесь между собой о правилах и запретах, которые будут распространяться на всех в доме.

Ошибка 3: слияние

В первый год жизни фразы наподобие «Мы покакали» или «Мы заболели» звучат трогательно, но продолжение слияния с детьми и дальше — типичная ошибка родителей. Уже с того момента, как младенец отползает от родителя, чтобы исследовать мир, полезно воспринимать его, как отдельную личность. Некоторые же родители вплоть до совершеннолетия своего ребёнка, а то и дальше, не желают выходить из слияния с ним.

Психология рассматривает слияние как комфортное пребывание с кем-то, как единое целое. Родитель сливается с ребёнком из собственных внутренних проблем, потому что сам не желает взрослеть и заниматься собой. Он полностью погружён в дела своего ребёнка, фактически проживая его жизнь за него.

Как исправить ошибку

Рекомендация здесь проста – заняться собой, соблюдая баланс. Удобно ориентироваться на ребёнка и его текущие потребности: хочет ли он побыть один или поиграть со взрослыми. Договариваться на определённое время, когда произойдёт долгожданная совместная деятельность.

Если ребёнок уверен, что родитель рядом и доступен, он и не будет за него цепляться каждую минуту. Ошибка взрослых здесь – отталкивать от себя ребёнка, оправдываясь своей занятостью или усталостью, не предлагая альтернативных вариантов.

Сравните: «Отстань от меня, я устал(а) с работы» и «Малыш, давай я немного отдохну после работы, а потом мы с тобой поиграем».

«Тренер»

У таких родителей много общего с «критиками». Своих детей они тоже сравнивают с другими, но с целью мотивировать их на победу. Соревновательный дух питает тренера изнутри, он считает ребёнка предметом своей гордости и при каждом удобном случае демонстрирует его окружающим. Как правило, тренеры заставляют детей добиваться успеха в областях, в которых не смогли преуспеть сами. Для отцов это обычно спорт, а для матерей — иностранные языки или игра на музыкальных инструментах.

Интересы и склонности ребёнка «тренеры» не учитывают. Их дети вырастают в атмосфере постоянного соревнования.

Эмоционально это настраивает ребёнка на погоню за чужими целями, достижение которых не приносит радости. Преуспевшие в глазах родителей чемпионы превращаются в экспонат в зале славы родителя с комплексом отличника. А те, кому не удалось достичь успеха, чувствуют вину за неоправданные ожидания.

Лексикон «Тренера»:
«Я в своё время не учила английский и очень пожалела, не повторяй моих ошибок!», «Коля, сыграй нам полонез Огинского, порадуй тетю Катю», «Второе место? Почему не первое?».

1) Кричать на ребенка

Самая распространенная ошибка всех родителей – кричать на своих детей. Вы, вероятно, неоднократно обещали себе, что больше не будете выходить из себя и повышать голос на своего ребенка. Тем не менее, однажды случается что-то нехорошее, и вам снова не удается сдержаться.

Хотя может показаться, что единственный способ привлечь внимание непослушных детей – это накричать на них, на самом деле такое поведение родителей только мешает их дисциплинировать, потому что дети настраиваются с нами на одну волну и потом тоже ведут себя агрессивно или, наоборот, неуверенно, тревожно. Прежде чем в очередной раз “вскипеть” дайте себе несколько секунд на то, чтобы успокоиться. Возможно, вам придется отправить ребенка в другую комнату, чтобы вы могли сделать паузу перед тем, как начать с ним серьезный разговор

Когда гневная вспышка угаснет, вы сможете трезво оценить эмоции – свои и ребенка – что поможет найти правильный, более эффективный и справедливый выход из ситуации

Возможно, вам придется отправить ребенка в другую комнату, чтобы вы могли сделать паузу перед тем, как начать с ним серьезный разговор. Когда гневная вспышка угаснет, вы сможете трезво оценить эмоции – свои и ребенка – что поможет найти правильный, более эффективный и справедливый выход из ситуации

Прежде чем в очередной раз “вскипеть” дайте себе несколько секунд на то, чтобы успокоиться. Возможно, вам придется отправить ребенка в другую комнату, чтобы вы могли сделать паузу перед тем, как начать с ним серьезный разговор. Когда гневная вспышка угаснет, вы сможете трезво оценить эмоции – свои и ребенка – что поможет найти правильный, более эффективный и справедливый выход из ситуации.

Ошибка №13 – тотальный контроль и категорические запреты

Чрезмерная забота о детях часто приводит к тому, что родители начинают полностью контролировать любой шаг ребенка и жестко ограничивают его в свободе. Любые попытки ограничивать свободу и пренебрежение мнением ребенка приводят к тому, что впоследствии он не сможет адаптироваться в обществе, и у него постоянно будут возникать конфликты со сверстниками.

Категорические запреты даже на самые безобидные поступки и нежелание родителей попытаться выяснить, почему ребенок поступает именно так, а не иначе, могут привести к тому, что он будет что-то делать украдкой или жульничать. Впоследствии ребенок перестанет уважать ваше мнение или требования, и гармоничные доверительные взаимоотношения будет сложно возобновить.

Слишком строго наказывать или всё позволять

Наказывая ребенка, еще важнее избегать крайностей. Одна из самых распространенных и страшных родительских ошибок — лишать ребенка любви за плохое поведение. На самом деле, всегда есть возможность остановить недопустимые действия ребенка и при этом продолжать любить его самого. А вот угрозы, физическое или психологическое насилие никогда не достигнут воспитательных целей.

В то же время родители, которые ни в чем не ограничивают своего ребенка, тоже создают массу проблем — и ему, и себе. Если дитятке все всегда сходило с рук, а негативные последствия его поступков устраняли мама и папа, ему будет очень трудно вырасти во взрослого, ответственного человека, способного управлять своей жизнью.

Требовательность

Фото Unsplash

Наверное, вы заметите, что при воспитании детей мы часто от них многого требуем.

  • «Заправь постель!»
  • «Уберись в комнате!»
  • «Сложи свои вещи аккуратно!»
  • «Помой за собой посуду!»
  • «Убери за собой игрушки!» и т.п.

И наверняка вы говорите эти слова не очень дружелюбным тоном. Мы полагаем, что так мы воспитаем в ребёнке ответственность и чистоплотность. Это касается детей возрастом до 5 лет и после 14. Почему так?

До пяти лет ребёнок не воспринимает вас как учителя, а только лишь как авторитета, наделённого определёнными качествами, в частности – защитой, любовью, состраданием, добротой, лаской и т.д. Он неспособен понять ваших требований, а слышит и видит только ваше недовольство. Кричать на него не только бесполезно, но и крайне вредно для его развития. А также ему бесполезно что-то объяснять, т.к. маленькие дети «однозадачные существа».

Фото Unsplash

Почему? Потому что он ещё не вырос. Разумеется, если ребёнок в автобусе пинает ногой впередистоящее кресло, то не нужно кричать на него и объяснять, что «нельзя так делать», а необходимо просто пересадить его или взять на руки, дать игрушку, иным образом отвлечь его от этого дурного дела – поставить ему другую задачу.

Каждый раз, когда вы что-то требуете от ребёнка, убедитесь в том, что его уровень развития соответствует вашим требованиям.

Ошибка 4: использование в своих целях

Воспитывая детей, родители считают себя главными и всегда правыми. Если злоупотреблять своим лидерством, можно скатиться в использовании детей в своих интересах. Классический пример: родитель мечтал чего-то добиться (кататься на коньках, рисовать, петь…), но не сложилось, и теперь он пытается воплотить свою мечту через ребёнка. За таким стремлением кроются нереализованные мечты и непроработанные комплексы родителя, и всё это вливается в его чадо.

Пользы от этого ребёнку – один вред. Он вырастет, ничего не зная про свои собственные желания, цели и эмоции. Он будет идеальным исполнителем, безынициативным и несчастным. Такого будущего вы хотите для своего ребёнка?

Как исправить ошибку

Рекомендация такая: воспитывать детей, как отдельных личностей, а не как продолжение или воплощение себя

Обращать внимание на реальность, а не на свои мечты и иллюзии. Уметь вовремя тормозить себя, а свои амбиции реализовать самостоятельно, не вливая их в детей

Это даже полезно для развития родителей: никогда не поздно воплощать свои мечты!

Как же не допускать эту ошибку? Находиться в контакте с ребёнком. Обустроить свои отношение с ним так, чтобы он сам бежал делиться своими чувствами и мечтами. Спрашивать, искренне интересоваться, уважать этого маленького человечка с большим потенциалом.

Розовые очки

Это естественно, что родителям хочется не подпустить к своему чаду все то страшное, неприятное, агрессивное, что есть в нашей жизни. Мы понимаем, что дети неизбежно столкнутся с отрицательными сторонами жизни, но хотим, чтобы это произошло как можно позже. Все начинается с надевания на малыша «розовых очков» – «невинных» изменений концовок сказок (ребенку рассказывается искаженный вариант, где никто никого не съедает).

Что испытают подросшие дети, узнав, что на самом деле все не так уж радужно и благополучно заканчивается в привычных им сказках? Они могут вообще расхотеть читать «прототипы» привычных историй, потому что там «все плохо». А еще они, скорее всего, испытают разочарование, и очень болезненное, потому что разочаруются в самых близких людях, которые, оказывается, морочили им голову. И задумаются: можно ли вообще доверять их словам?

Приукрашивая и искажая факты поначалу, взрослым очень сложно потом перейти к «правдивому» общению с ребенком. Многие психологи рекомендуют родителям воздержаться от «утешительной лжи» в общении с ребенком во избежание серьезных проблем в дальнейшем.

Самое сложное — это объяснить ребенку что-то, когда случилась настоящая беда (например, несчастье с кем-то из близких). Замалчивание или попытка сделать вид, что все хорошо, в этой ситуации приводят к развитию неврозов. В психологической литературе описано множество случаев, когда дети, которых старались «защитить от боли и горя», наоборот, становились тревожными, плохо спали, им снились кошмары, они начинали заикаться и т.д. Состояние детей усугублялось тем, что они не могли понять, почему, если «все нормально и ничего не случилось», их близкие так часто плачут, нервничают, тоскуют.

Истоки ошибок в воспитании

Сложная задача – выработать и соблюдать правильный, последовательный стиль воспитания. Что делать? Чтобы стать образцовым, ответственным родителем следует узнать обстоятельства, провоцирующие хроническое стрессовое состояние у юной личности. Исследовать стили родительского поведения, типичные реакции на повседневные явления, традиционное отношение к ребенку, которые препятствуют нормальному развитию здорового человека.

Изучить плодовитую почву для выращивания психических проблем – бесполезных стереотипов мышления и ошибочных шаблонов действия взрослых. Ознакомиться с семенами родительского невежества, из которых вырастает гигантское дерево с обильными плодами: меланхолией, тревогой, агрессией, аддикцией, гиперактивностью, дефицитом внимания, суицидальным поведением.

Игнорирование потребностей

Любой взрослый человек, а тем более ребенок страдает от того, что не удовлетворен материально, а тем более эмоционально. Но разница между взрослым и ребенком в том, что у ребенка меньше возможностей, нежели у взрослых.

К примеру, работать он в силу возраста и не достаточного количества навыков еще не может, а значит и не может удовлетворить свои материальные потребности. Конечно, каждый малыш должен понимать, что расточительство – это плохо, но если родители ему никогда не покупают сладостей и игрушек, зато приобретают что-то для себя, состояние ребенка может дойти до того, что он будет считать себя не нужным, что вам жаль потратить на него свои средства.

История с эмоциональными потребностями еще серьезнее. Одно дело, когда родители или папа валится с ног от тяжелой работы, но зарплата у него мала, и ваша семья не может себе позволить покупку какой-то определенной игрушки или еще чего-то.

А другое, когда мама и папа в свободное время болтают по телефону, а то и еще хуже – играют в компьютерные игры вместо того, чтобы поиграть или пообщаться с ребенком, у него постепенно развивается душевная травма, которая может привести к непоправимым последствиям. Скорее всего, он станет равнодушен к родителям и найдет любовь на стороне. А какое сейчас непростое время, и в какие неблагополучные компании можно попасть, вы и так понимаете.

Навязывание правил

Ещё одна типичная воспитательная ошибка, которую совершают родители, – это внушение ребенку, что все происходящее в его отношениях с людьми подчиняется определенным нерушимым правилам.

Все эти правила утверждаются с целью облегчить ребенку понимание происходящего. Да и родителей это избавляет от неприятных и двусмысленных ситуаций, когда ребенок ждет объяснения, почему люди себя так ведут, так говорят или так делают.

Наиболее частые примеры таких навязываемых правил:

  • Взрослый всегда прав! Это внушается детям с раннего возраста. Это не только принцип, по которому родители строят отношения с ребенком, но и самый популярный ответ на любые детские жалобы на воспитателей или учителей.
  • Нет дыма без огня! Если с ребенком что-то случилось, значит, он сам виноват. Подрался — сам спровоцировал, получил замечание — значит, плохо себя вел. Никаких промежуточных вариантов.

Принципиальность и последовательность — это хорошие качества, но нельзя в своей принципиальности доходить до абсурда. К сожалению или к счастью, но жизнь и отношения людей не подчиняются конкретным правилам, а полны нюансов и оттенков. Человеческие отношения невозможны без компромисса. Все эти стремления упорядочить жизнь, найти простые объяснения всему происходящему не упрощают, а усложняют жизнь детей. Во-первых, потому что человеку свойственно меняться и развиваться. И психологическая гибкость, и открытость к переменам — залог успешной адаптации. А нерушимые правила мешают эволюции характера и мировоззрения.

Во-вторых, сами воспитатели, увы, не всегда способны следовать собственным правилам. Наиболее очевидный пример — так называемые двойные стандарты. Мы кричим за разбитую чашку на своего ребенка, но любезны в этой же ситуации с гостем, утешаем его (даже если этот гость тоже ребенок). Мы призываем ребенка не обманывать, а сами просим его сказать звонящему, что нас сейчас нет дома. Это несовпадение родительского провозглашаемого с осуществляемым особенно травмирует детей. Даже если мы руководствуемся определенной логикой и представлением о справедливости, детям мотивы наших поступков совсем не очевидны.

Двойная мораль опасна тем, что способствует развитию у детей либо невроза, либо суженного взгляда на мир. В первом случае у ребенка возникает ощущение, что с ним самим что-то не так, снижается самооценка, развивается покорность и готовность подчиняться чужим правилам игры (потому что он все равно не способен в этих правилах разобраться). Во втором случае ребенок постепенно превращается в упертого упрямца, с которым очень непросто, а иногда и неприятно общаться. Ребенок становится нетерпимым к детям, не вписывающимся в правила, начинает преследовать отличающихся, стремясь подчинить их правилам, которые усвоил он сам.

Можно также убеждать ребенка, что все события жизни подчиняются Закону Равновесия, здесь прибавилось, значит, в другом убавится. Такой подход иногда удобен для утешения ребенка: ну не может же все быть очень хорошо, в чем-то везет, а в чем-то и нет. Но злоупотребление подобными рассуждениями похоже на торговлю с судьбой: принимаю эту неудачу, потерю, но жду удачи в другом. И такое мировоззрение формирует у ребенка неуверенность в себе, тревожность, порождает невротические страхи. Человек в лучшие периоды жизни постоянно ждет подвоха: вот сейчас еще чуть-чуть — и все начнет рушиться. И чем придется платить в этот раз? Не раз приходилось слышать от людей, патологически не уверенных в себе: «Ведь это несправедливо, что у меня все так хорошо. Я ничем это не заслужил». Человек разучился радоваться своим успехам и отношениям, он постоянно боится все потерять. Этот страх делает его уязвимым, заранее готовым к провалу, к неудаче. Да и нет у него сил к чему-то стремиться, чего-то достигать — все душевные силы уходят на борьбу со страхом. С другой стороны, наблюдая за мучениями и неудачами других людей (например, сверстника, подвергающегося издевательствам со стороны одноклассников), ребенок, считает, что эти мучения жертвой заслужены. И оправдывая происходящее законом равновесия, тем самым оправдывает собственное бездействие в этой ситуации.

«Наседка»

Эмоциональный насильник, в совершенстве владеющий навыками гиперопеки. Провожает в школу и из школы, кормит, поит, колыбельные поёт, следит за здоровьем малыша, в секции водит… Звучит здорово, отличная мама или потрясающий папа! Однако дочитайте список до конца: выбирает для ребенка друзей, прическу, вкусовые предпочтения, читает переписки, требует отчитываться о каждом шаге и не даёт самостоятельно принимать решения.

В эту категорию попадают матери, которые не разучились отождествлять себя с ребёнком, даже когда он подрос и способен делать что-то сам. Такая женщина не говорит «я» или «мой ребёнок», она говорит «мы». Даже если сынишка уже под два метра ростом, мама будет умиляться, когда «мы кушаем любимый мамин борщик». Гиперопекающие родители сложно отпускают ребёнка во взрослую жизнь, иногда не отпускают вообще. Они жадно ищут причину, чтобы сделать детей зависимыми от них.

«Наседки» живут ради детей, у них есть только один интерес: чтобы дитятко было счастливо. И рядом с мамой. Потому что ей страшно оставаться одной.

Чем опасна такая эмоциональная пытка? Ребёнок с раннего возраста ощущает себя смыслом жизни родителя, и лишить его этого смысла означает предательство родного человека. Такие дети очень зависимы от мнения родителей во взрослом возрасте, что мешает им создать собственную семью, построить карьеру или просто заниматься тем, что им нравится.
Они делают всё, чтобы «наседка» была счастлива. Или, наоборот, вырвавшись из эмоционального рабства, подсознательно винят себя за несчастье того, кто его вырастил.

Лексикон «Наседки»: «Послушай маму, маме лучше знать», «Нет, мы купим зелёный свитер, он нам идёт больше, чем розовый», «Эта девушка тебе не подходит, вот Оля…».

Ошибка №4 – попытка реализовать свои мечты через ребенка

Есть родители, которые пытаются навязывать своим детям свои мечты только потому, что они сами не смогли воплотить их в жизнь. Кто-то не смог в силу каких-либо обстоятельств стать инженером, хирургом, преподавателем, спортсменом или музыкантом, но это не означает, что вы сможете пройти через этот путь вместе с вашим ребенком.

Дети являются нашим продолжением: в них заложены наши гены, мы передаем им часть своего опыта. Однако у каждого в этой жизни своя дорога, и не стоит их заставлять идти по тому пути, который всецело избрали вы, не учитывая желания, мнения и реальных способностей вашего ребенка. В результате вы рискуете сделать вашего ребенка несчастным и неуверенным в своих силах человеком, которому будет за что винить вас.

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Как правильно разводиться

электронной почте«Что такое развод? Проект «брак» потерпел крах, два взрослых человека завалили важный экзамен. До тех пор, пока они не поймут, почему так произошло, они этот экзамен не сдадут и будут повторять те же самые ошибки в новых отношениях. Что произошло? Ожидала принца, а он оказался земным человеком – или же просто он не такой, как я думала? Ради того, чтобы не повторять горький опыт в следующем браке, стоит пойти к психологу и разобраться в причинах»,

Негативные эмоциональные воздействия не оставляют следов на коже, однако ранить могут не меньше, чем физическое насилие.

Негативные эмоциональные воздействия не оставляют следов на коже, однако ранить могут не меньше, чем физическое насилие.

«Боги», «купцы» и «овцы»: какие стили родительства могут быть вредны для детей?

Детство — это опорный институт, который формирует общество, его благополучие напрямую связано с благополучием и здоровьем каждого ребенка. Поэтому общественные организации, например, Всемирная Организация Здравоохранения и ЮНИСЕФ (детский фонд ООН), составляют рекомендации, как создать безопасное и счастливое детство, чтобы ребенок вырос физически и психически здоровым.

Редкие родители обращаются к сайту ВОЗ и читают изложенные там рекомендации по воспитанию. Обычно в ход идут традиционные методы, основанные на опыте. Битые в отрочестве родители применяют силу при воспитании своего чада, потому что не знают других способов достучаться до ребенка и повлиять на его поведение. Это относится и к воспитательным стратегиям, не имеющих явных последствий для здоровья и безопасности ребёнка. Воспитательные методы часто дрейфуют из поколения в поколение, снова и снова порождая психически нестабильных, тревожных, замкнутых взрослых.

Чтобы ребенок вырос здоровой полноценной личностью, нужно защитить его от любого вида насилия.
Физическое, сексуальное насилие и невыполнение родительских обязанностей — явные причины возникновения проблем у ребенка.

Эмоциональное насилие над ребёнком не наказывается уголовно, но его последствия травматичны для психики маленького человека, как удары ремнём — для тела.

Систематическое унижение, манипулирование, подавление воли детей укоренились в родительском арсенале многих. Американские психиатры Сьюзан Форвард и Крейг Бак даже ввели термин «вредные родители» (toxic parents), чтобы определить тех, кто прибегает эмоциональному насилию в воспитании и наносит вред самооценке, жизненным установкам, а порой и психике детей.

Вот какие типы «вредных родителей» можно выделить.

«Воскресный»

Воскресный папа (реже — воскресная мама) бывает не только в семьях, где родители живут отдельно. Таким родителем может стать любой взрослый, не умеющий распределять свое время между семьей, работой и развлечениями. Трудоголики, заядлые охотники или любители поковыряться во внутренностях автомобиля в гараже оценивают свои профессиональные или личные интересы выше, чем семейную жизнь. Мотивируется это тем, что они зарабатывают деньги и что им нужно как-то расслабляться. Важные события в жизни малыша такие родители без угрызений совести пропускают.

Семья входит в категорию обязанностей, а время, проведенное с ребёнком, считается за повинность.

Дети «воскресных родителей» ощущают свою ненужность, чувствуют себя брошенными и одинокими.
Они пытаются прыгнуть выше головы, чтобы привлечь к себе внимание. Со временем, если их старания оказываются бесполезными, они перестают считаться с их мнением, а иногда и общаться.. Лексикон «Воскресного»:
«У меня нет времени», «Давай в другой раз, я занят», «Я деньги зарабатываю, чего вам еще надо?».

Лексикон «Воскресного»:
«У меня нет времени», «Давай в другой раз, я занят», «Я деньги зарабатываю, чего вам еще надо?».

Гипопротекция

у родителей нет времени на общение с ребёнком; внимание уделяется время от времени, когда случается что-то серьёзное. Равнодушное отношение к ребёнку проявляется в этом случае, что вызывает у него отчуждённость, потерянность в этом мире

Такой ребёнок чувствует себя одиноким, никому не нужным от недостатка любви и приобретает большое количество комплексов. Если в процессе его воспитания ничего не изменится, то будучи уже взрослым, он будет притягивать к себе неприятности

Равнодушное отношение к ребёнку проявляется в этом случае, что вызывает у него отчуждённость, потерянность в этом мире. Такой ребёнок чувствует себя одиноким, никому не нужным от недостатка любви и приобретает большое количество комплексов. Если в процессе его воспитания ничего не изменится, то будучи уже взрослым, он будет притягивать к себе неприятности.

Совет: уделяйте ребёнку побольше внимания, задумайтесь, что для вас важнее в этой жизни: ваш ребёнок или ваши дела, деньги? Пусть вы будете меньше зарабатывать, но ребёнок вырастет здоровой личностью в любви и понимании.

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания. Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.

Фото Pexels

  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться, чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Не выполнили обещание?

Дети настойчивы, и иногда проще сказать «да», чем продолжать объяснять свой отказ. «Да, конечно, купим (сходим, сделаем). Как-нибудь…» — говорят родители в надежде, что через пару дней ребенок забудет о своей просьбе. Иногда так бывает. Например, если речь идет об игрушках — ведь желаний в этой области у детей слишком много, чтобы они были постоянными. Но бывают просьбы другие, касающиеся отношений — и вот их дети помнят очень хорошо. И очень расстраиваются, если взрослые их не выполняют.

Пообещали забрать из садика в обед, а пришли вечером. Что уж такого страшного? Ему же там весело с детьми. Это мы так думаем. А ребенок уже с утра о таком событии всем рассказал, уже после прогулки стал собираться и в назначенный час сел у окна, представляя, как сейчас он вместе с мамой пойдет домой. И каково же было ему отправиться спать, когда воспитательница сказала, что у мамы, наверное, срочные дела.

Незаслуженно обвинили?

Другого варианта — «заслуженно обвинили» — быть не может. Что бы ни сделал маленький ребенок, он не может быть в этом виноват. Дети не могут строить свое поведение сами, не могут отвечать за последствия и именно поэтому нуждаются в здравом взрослом контроле. Пятилетняя девочка может очень любить годовалого брата и даже просить у мамы за ним поухаживать. Но это не гарантирует того, что она будет действительно внимательна и заботлива все время. Можно ли ее обвинять в недосмотре? Конечно, нет — это вина взрослых. Но дело в том, что сама девочка этого еще не понимает. Если ей скажут, что брат упал и поцарапался из-за нее, она поверит. И будет испытывать чувство вины и стыда.

Дети и так, сами по себе, часто делают вывод, что они в чем-то виноваты. В силу детской эгоцентричности им кажется, что весь мир крутится вокруг них, и поэтому если происходит что-то плохое, то, значит, «все из-за меня». Если же родители эти догадки подтверждают («Ты не слушался бабушку, вот видишь, как она сейчас болеет»), то и уверенность «я плохой» крепнет. Это очень опасно для личностного развития и для отношений с окружающими. Чувство вины отрицательно действует на самооценку, человек в любом общении ждет осуждения, обвинения, того, что и здесь от него отвернутся. Он как бы перед всеми заслуживает прощения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: