Нарушения звукопроизношения

Если ребенок не выговаривает звуки «р» и «л»: что делать родителям?

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи

Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша

Какие звуки чаще всего нарушены у детей?

Разные причины звукопроизношения проявляют себя по-разному. Дислалия и дизартрия могут себя проявлять неправильным произношением звуков или их пропуском, но делает это немного по-разному. Дислалия у детей проявляет себя нарушениями в самых разных группах звуков — шипящих, свистящих и других сложных для произношения. Ребенок может:

  • пропускать «неудобные» буквы;
  • заменять их более простыми;
  • искажать на манер иностранных языков.

Когда отклонения развиваются на фоне недостатков слуха, то основная проблема в том, что ребенку сложно отличить свистящие от шипящих, звонкие от глухих. При этом заметно снижение эмоциональной окраски речи и нарушения в дыхании. В этой ситуации отклонения носят более устойчивый характер и нужно существенно больше усилий на то, чтобы объяснить ребенку, как правильно произносить звуки.

Часто произношение звуков нарушено в результате неразвитости органов, отвечающих за речь: языка, губ и нижней челюсти. В качестве примера можно привести распространенный дефект речи — картавость: ребенок не пользуется кончиком языка, а выговаривает звук «р» за счёт вибрации язычка мягкого неба. А в некоторых случаях ребенок вообще пропускает букву «р».

Ещё одним тяжёлым звуком для плохо слышащих является «ш». Ребенок в принципе не слышит различий между «ш» и «с». Если нарушений в речи много: замена, искажения, пропуски, тогда исправлять сложнее всего. Плохой слух влечет подобные различия между другими шипящими и свистящими, звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими звуками.

Когда неправильное произношение звуков связано с дефектами речевых органов, то отдельные группы звуков, с которыми будут проблемы, зависят от физиологии:

  • утолщение или укорочение губ, стеснение их подвижности влекут проблемы в отличии произношения звонких «б» и «в» с их глухими парами «п» и «ф»;
  • когда трудности вызывает строение челюстей, которое, к примеру, выражается в нарушении прикуса, влечет сложности со свистящими и шипящими звуками «с», «ц» и прочими;
  • если присутствует неправильное строение челюстей, а особенно есть открытый прикус, то серьезная проблема будет со звуками «р» и «л»;
  • укорочение уздечки языка ведёт к уменьшению подвижности основного органа речи, что не позволяет верно произнести множество звуков: «ж», «ш», «р», «т», «д», «с», «з», «ц», «ч»;
  • искривление носовой перегородки, различные болезни, вызывающие трудности с дыханием носом, влекут за собой проблемы со звуками «м» и «н»

Нос и рот являются резонаторами, поэтому ограничение любого из вышеуказанных пространств будет вести к затруднениям в речи. В частности, если язык больше нормы или искажена его форма, то и артикуляция будет нарушена.

Опасность для правильного произношения кроется еще в раннем начале изучения иностранных языков. Стандарты произношения подобных звуков отличаются и будут вызывать у ребенка путаницу и смешение.

Моторно-динамическая дислалия

Моторно-динамическая дислалия (МДД) — это расстройство речи, связанное с нарушением координации мышц, необходимых для произнесения звуков. Люди, страдающие от этого заболевания, испытывают трудности в произношении отдельных звуков или групп звуков, что делает их речь неразборчивой или нечеткой.

МДД может быть вызвана различными причинами. Одной из них является генетическая предрасположенность. Исследования показывают, что некоторые дети могут наследовать это состояние от родителей. Кроме того, травмы головы или другие повреждения мозга, связанные с авариями, инсультами или другими причинами, также могут способствовать развитию МДД.

Симптомы МДД могут включать затруднения в произношении звуков, а также изменение ритма, темпа и интонации речи. Люди с этим расстройством могут испытывать трудности в контроле тонуса мышц, что делает их речь неустойчивой и непоследовательной.

Частота встречаемости моторно-динамической дислалилии зависит от ряда факторов. В некоторых случаях, это состояние может быть более распространено в определенных семьях или на определенных культурных группах. Также, частота встречаемости может быть связана с уровнем медицинской помощи и доступности специалистов, способных диагностировать и лечить МДЛ

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения

Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Состояния органов артикуляционного аппарата

Губы: нормальные, естественной толщины, толстые, тонкие, узкие, укороченная верхняя губа, подвижные, малоподвижные, парез, расщепление верхней губы: частичная полная односторонняя двухсторонняя послеоперационные рубцы,
загубные уздечки (укорочены, короткая уздечка верхней губы),
движения выполняет верно,
движения не выполняет,
движения выполняет с трудом

Зубы: нормальные, отсутствие, ровные, крупные, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, лишние, недостающие, недоразвитые, неправильной формы, кариозные,
наличие диастем (промежуток между резцами):
медиальная (посередине)
латеральная (сбоку).
сверхкомплектность,
язычный наклон зубов

Проблемы расположения зубов:
расположение отдельных зубов внутри зубной дуги.
расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение»
расположение нижних зубов — «язычный наклон резцов».

Прикус: физиологический, правильный
открытый передний,
открытый боковой односторонний двусторонний.
прямой, глубокий, перекрестный

Изменения прикуса:
Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд заметно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом.
Прогения (мезиальный прикус)-нижний зубной ряд выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом.
Прямой прикус-фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга.
Перекрестный прикус -смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости.
Глубокий прикус — верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот.
Открытый прикус — отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый прикус) или сбоку (боковой открытый прикус).

Строение челюсти: норма,
макрогения (чрезмерно большая нижняя челюсть),
прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти),
прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти),

Сужение челюстей: сужение верхней челюсти, сужение нижней челюсти, одностороннее, двустороннее

Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней.Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней.

Язык: нормальный, толстый, большой (макроглоссия), маленький (микроглоссия), вялый, напряженный, длинный, короткий, узкий, широкий, мясистый, подвижный, малоподвижный, не выражены части языка, оттянут в глубь рта, географический
движения выполняет:
верно, быстро, с трудом,
медленно, с помощью, не выполняет,
удерживает в нужном положении, с трудом, не удерживает совсем

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону

Небо твердое: куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, готическое, плоское, низкое,
расщелина твердого неба: полная, частичная, прооперированная,
обтуратор, дооперационная, шрамы
расщелина сквозная: односторонняя, двухсторонняя;
расщелина несквозная: полная неполная
расщелина субмукоозная
расщепление альвеолярного отростка,

Небо мягкое: нормальное, укороченное, раздвоенное, отсутствует, подвижное, вялое, напряженное,
парез: полный, односторонний
рубцы неба и боковых стенок глотки,
послеоперационные щели,
носовые полипы,
аденоиды,
опухоли носовой полости,
искривление носовой перегородки.
срастание мягкого неба: с дужками миндалинами с задней стенкой глотки
увеличение глоточной непарной миндалины

Строение:
без особенностей,
без отклонений в строении,
отклонения в строении, которые могут обусловливать дефекты звукопроизношения.

Состояние и подвижность артикуляционного аппарата

Анатомическое строение без аномалий.
Губы толстые, малоподвижные.
Язык вялый, массивный, объем движений неполный.
Кончик языка малоактивный.
Твердое нёбо — высокое, имеет готическую форму.
Зубы мелкие (крупные, редкие, частые, имеются лишние зубы, зубной ряд нарушен).
Мягкое нёбо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеопе-рационные рубцы.
Прикус — прогения.
Не удерживает позу закрытого рта.

Может достаточное время удерживать артикуляторное положение.
Движения языка замедленные, с затруднениями.
Основные движения языком, губами выполняет.
Наблюдается замена движений, синкенезии.
Переключаемость движений нарушена.
Тонус нормальный, активность движений достаточная.
При артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается.
Повышенная саливация.
Точность выполнения движений сохранна.

Логопедические упражнения на постановку звука Р

Несмотря на то, что тренировка в произношении звука Р важна и необходима для постановки правильной речи, но ее одной недостаточно. Не менее важна артикуляционная гимнастика, направленная на развитие тех мышц языкового аппарата, напрямую участвующих в произношении звука Р.

Логопеды разработали целый комплекс таких упражнений, которыми без труда дети могут заниматься дома вместе с родителями

В этой гимнастике очень важное значение имеет периодичность занятий – ежедневно и желательно два-три раза в день. А также совместная работа: на примере родителей малыш должен видеть, как правильно нужно выполнять упражнения

Каждый специалист разрабатывает свою методику по постановке правильного звука Р. Но есть ряд упражнений, которые используют все логопеды.

«Чашечка»

Придать языку форму чашки – края подняты, а средняя часть опущена. Нужно удерживать язык в этом положении 10-15 секунд, затем расслабить его и повторить упражнение снова. Делать его нужно не менее пяти раз.

«Лопаточка»

Немного высунуть язык и придать ему форму лопатки – сделать его прямым и широким. Также удерживать это положение секунд 15 и повторять несколько раз.

«Чистим зубы»

Раздвигаем губы в широкой улыбке так, чтобы открыть верхние зубки. Языком вычищаем зубы с внутренней стороны, действуя им, как метелкой. Очень важный момент – работать должен только язык, а челюсти оставаться неподвижными.

«Шиворот-навыворот»

Высуньте язык и в таком положении попробуйте проговаривать с ребенком разные слова. Получится смешно, а одновременно вы сделаете хорошую разминку для языка.

«Лакание молока»

Предложите малышу повторить действия кошки и полакать чай, компот или сок. Такое нехитрое упражнение хорошо укрепляет мышцы языка.

Расслабляем мышцы языка

Нужно широко открыть рот, высунуть язык и положить его кончик на бугорки верхних зубов. Удерживайте такое положение языка секунд 20 и повторяйте не менее трех раз. Это очень эффективное упражнение, которое научит ребенка расслаблять мышцы языка и растянет подъязычную связку.

«Дятел»

Широко открываем рот в улыбке и ударяем кончиком языка по бугоркам верхних зубов. При этом нужно произносить звук Д. Вначале звук Д произносим медленно, затем постепенно увеличиваем темп. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы челюсть была неподвижна, а рот оставался в улыбке. Упражнение делаем не менее 15 секунд.

Если выполнять все предложенные рекомендации старательно, пользуясь любой для этого возможностью, то ваш ребенок очень быстро покорит звук Р. А благодаря игровой форме упражнений процесс занятий с артикуляционным аппаратом станет увлекательным и для детей, и для родителей.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков р, рь:

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов

Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов

Обратить внимание на уровень гемоглобина

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • «Узнай слово»
  • «Повтори за мной»
  • «Поставь правильно ударение»

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Состояние слоговой структуры слова

Слова каких слоговых структур ребенок освоил: односложные, двусложные и т.д.
если не освоил, указывается тип слоговой структуры:
многосложные,
со стеченьями согласных,
малознакомые,
количество слогов и из каких слогов состоит,
(например трехсложные со стечением согласных на границе слогов);

Нарушения слоговой структуры:

Нарушения количества слогов:
сокращение числа слогов (элизии),
не полностью воспроизводит число слогов слова,
замена многосложных слова односложными,
опускание словообразующей гласной,
увеличение числа слогов (итерации)

Нарушения последовательности в слове:
перестановка слогов в слове,
перестановка звуков соседних слогов

Искажения структуры отдельного слога:
сокращение стечения согласных,
вставка согласных в слог

Виды искажения слогового состава слова:
антиципации – уподобления одного слога другому
персеверации – инертное застревание на одном слоге в слове
контаминации – соединение частей двух слов

Особенности воспроизведения слоговой структуры:

1 уровень:
ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно-и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одно-двух слогов (кубики — ку),

2 уровень:
может воспроизвести контур слова любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «Аней»).

3 уровень:
полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведениеи незнакомых слов.

Дополнительно:
упрощение слогов (при стечение согласных опускается один из согласных звуков)
пропуск слогов,
уподобление слогов,
перестановка слогов и звуков внутри слога и слова,
добавление числа слогов,
преобразует стечения согласных в дополнительный слог;
очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или
лучше с опорой/без опоры на образец.

Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных.
Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно.
Переставляет слоги местами.
Слова сложного звукового состава воспроизводит правильно.

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Д»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «уш» и «ача», вместо «душ» и «дача»;
  • искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «Д» на «Т» или «В», например, произносит «вятел» и «том», вместо «дятел» и «дом»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «трава» вместо «дрова», и тут же вместо «танк» произносит «данк».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Этиологические причины нарушения речевой функции

Воспроизведение звуков нарушается по причине повреждений структур мозга, неправильного развития артикуляционного аппарата, а также проживания в некомфортной социальной среде. Эти основные причины способны сильно повлиять на формирование речевой функции. Если ребенок живет с родителями, которые неправильно произносят звуки и слова или совсем не говорят, то формирование речи происходит неправильно.

Часто речь развивается с дефектом при заболеваниях головного мозга. Причиной повреждения мозговой ткани могут быть разные травмы во время родов или в течение жизни ребенка. Родовая травма возникает по причине тяжелых и длительных родов, а также при стремительной родовой деятельности. Мозг может повреждаться во время длительной гипоксии. Гипоксическое поражение провоцируют обвитие пуповины, длительные роды, фетоплацентарная недостаточность, частичная отслойка плаценты, повышенный тонус матки во время вынашивания плода.

Этиология неправильного развития артикуляционного аппарата:

  • Высокое, плоское или низкое небо − при этом пациент не может правильно расположить язык для воспроизведения звуков.
  • Пухлые губы, свисающая или короткая нижняя губа – неправильное формирование губ усложняет правильную артикуляцию во время речи.
  • Недоразвитие челюстей (заячья, волчья губа даже после оперативной коррекции, нарушение прикуса).
  • Измененный зубной ряд – диастемы (большие промежутки между зубами), двойной ряд зубов и другие патологии.

Речь неправильно формируется также при неверном восприятии звуков. Часто на развитие речевой функции сильно влияет соматическое заболевание, обостряющееся у ребенка до 5-7-летнего возраста.

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.

С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Постановка звука

Чаще всего выделяют следующие способы постановки твёрдого звука «Д»:

по подражанию: произнося слог «ДА–ДА–ДА»;

от звука «Т»: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, другую руку — на свою гортань

Взрослый поочерёдно произносит звуки «Т» и «Д», обращая внимание малыша на разницу в произнесении и вибрацию звука «Д»;

от слога «БА»: ребенок произносит слоги «БА–БА–БА» с приоткрытым ртом, а взрослый заводит его язык за верхние зубы, должен получиться зук похожий на «ДА»;

от звука «Б»: ребенок произносит звук «Б» межзубно (с просонутым между зубами языком), а взрослый пальцами раздвигает губы;

от звука «З» или «Ж»: малыш произносит звук «З» или «Ж» с приоткрытым ртом и, в момент произнесения звука, взрослый чайной ложечкой прижимает кончик языка к альвеолам.. При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:

  • губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
  • язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
  • голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.

Особенности лечения взрослых

Коррекция произношения и аномального прикуса у взрослых имеет свои особенности, которые обусловлены рядом факторов:

  • к исправлению приступают в период законченного формирования лицевого скелета;
  • костные структуры в зрелом возрасте плохо перестраиваются под действием ортодонтического аппарата;
  • возникает риск вторичного искривления рядов;
  • лечение затягивается на длительный период в сравнении со сроками устранения аномалий у детей;
  • возможны рецидивы;
  • взрослому пациенту сложно привыкнуть к корректирующей системе в полости рта;
  • не все виды аномалий прикуса можно исключить без хирургического вмешательства.

Коррекция произношения у взрослой категории пациентов проходит трудно, т. к. длительные проблемы с речью прочно закреплены.

Даже после результативного исправления прикуса идеальное произношение не восстанавливается. Чтобы добиться желаемого, логопед, совместно с пациентом, должен провести длительную и трудоемкую работу.

Важно! Чтобы лечение было эффективней, и пациент остался доволен его результатом, рекомендуется одновременно корректировать и прикус, и речь

Влияние межзубного произношения

Межзубная шепелявость возникает в результате неправильного прикуса, неправильного глотания и отсутствия вертикального положения языка.

Кроме того, у этой проблемы есть последствия, которые могут подорвать самооценку вашего ребенка:странный глухой звук произношения сразу привлекает внимание окружающих, что может вызвать насмешки, а иногда даже отторжение со стороны группы сверстников, «потому что он шепелявит»;осмеянный ребенок может замкнуться в себе;межзубная речь заставляет дышать через рот, что способствует частым инфекциям горла;неправильного прикуса — язык постоянно выталкивает зубы вперед. Конечно, неправильный прикус возникает не сразу, а со временем

Однако лучше предотвратить это, чем лечить последствия. Следует помнить, что ортодонт может приступить к работе только после появления постоянных зубов. Чем раньше ребенок с дефектами речи начнет посещать логопеда, тем меньше будет эффект межзубного воздействия.

Состояние речевой моторики

Движения: наличие, отсутствиеОбъем выполняемых движений:
полный — выполнены все движения,
неполный – выполнена часть движений,
нарушен – искажена серия движений или опущены движения

Точность выполнения:
сохранна – все движения (часть) выполнены в данной последовательности,
нарушена – поиски артикуляции или дополнительные движения

Активность: нормальная, заторможенность, расторможенность

Мышечный тонус:
сохранен – движения выполнены с необходимой силой и напряжением
нарушен – движения (часть) выполнены вяло
без достаточного напряжения артик. мышц
нормальное напряжение, пониженный, вялый, повышенный, чрезмерно напряженный

Темп выполнения:
нормальный – одно движение выполняется за другим без пауз,
замедленный – между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3-5 сек.,
ускоренный – движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение
еще до конца не выполнено

Мимика: сохранна, амимичность, недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ)

Длительность удержания заданного положения:

Наличие синкинезий: нет,
есть — при выполнении упр. появляются дополнительные движения в артикуляционных и мимических мышцах
наличие добавочных, лишних, содружественных движений

Двигательность удержания органов в заданном положении:
Способность к переключению одного движения на другое:
плавное, толчкообразное, переход с лишними движениями

Слюнотечение:
гиперсаливацияТип смыкания мягкого неба с задней стенкой глотки:
активный, рефлекторный, пассивный, функциональный

Особенности, состояние двигательных функций:
равномерность работы мышц языка,
двигательные функции сохранны,
наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса и т.д.
(усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках),
(степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений).
паретичность,
спастичность,
гиперкинезы,
апраксия,
девиация
замена одного движения другими,
тремор кончика языка при повторных движения и удержания позы
увеличение гиперкинезов
замедление темпа движений при повторных движениях
отклонение кончика языка при высовывании
отклонение маленького язычка в сторону
сглаженность носогубных складок:
замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз

Уровни развития:Низкий — объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппаратаНиже среднего — неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражненийСредний — статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затрудненияДостаточный — строение и подвижность органов артикуляции без особенностей

Оценка:5 баллов — все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена;

4 балла — все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки;

3 балла — движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижены, объем движения неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений;

2 балла — для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция, наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются;1 балл — невыполнение, отказ от деятельности.

Выводы

Доказано, что зубочелюстные дефекты способны существенно искажать произношение различных звуков

Добиться успешных результатов лечения прикуса и нормализации функций речевого аппарата можно, если принять во внимание следующие важные аспекты:

  • В составлении плана лечения должен участвовать как ортодонт, так и логопед.
  • Чем раньше приступить к устранению проблем, тем продуктивней будет результат.
  • Эффективность лечения зависит от возраста пациента, и его желания соблюдать врачебные наставления.
  • Лучше проводить коррекцию при сменном прикусе (однако успех исправления гарантирован в любом возрасте).
  • Нормальное речеобразование напрямую зависит от прикуса. При этом не стоит забывать, что и зубочелюстные дефекты могут возникать на фоне нарушений произношения.

Родители, помните! За формированием речи у ребенка нужно следить с годовалого возраста

При обнаружении малейших отклонений от нормы важно незамедлительно обратиться за помощью к специалистам

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: