Лечение (Часть 6 статьи Является ли СДВГ генетическим?)
Существует ряд методов лечения СДВГ, и конкретное используемое лечение будет зависеть от серьезности случая и потребностей отдельного пациента, особенно если пациент — ребенок.
Типы лечения включают:
- Психотерапия
- Лекарства
Психотерапия и психосоциальные вмешательства
Если младше 6 лет, Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует обучение родителей управлению поведением в качестве первой линии лечения до того, как будут приняты лекарства. Дети младше 6 лет, как правило, имеют больше побочных эффектов от лекарств, и существует меньше исследований о долгосрочных эффектах у детей, которые начали принимать лекарства от СДВГ в очень раннем возрасте.
Для детей от 6 лет и старше рекомендации включают одновременно прием лекарств и поведенческую терапию. Помимо обучения родителей, учащимся также рекомендуется участвовать в мероприятиях со сверстниками, которые сосредоточены на поведении; и обучение организационным навыкам. Рекомендации AAP также включают добавление поведенческих вмешательств в классе и школьной поддержки как для родителей, так и для учителей.
В (часть Национального института здоровья) также перечисляет несколько других видов терапии, которые могут помочь семьям справиться с болезнью и улучшить результаты. Эти методы лечения включают:
- Поведенческая терапия помогает пациенту изменить поведение. Это часто включает в себя позитивное и негативное подкрепление, а также обучение социальным навыкам. Это также помогает людям контролировать импульсивное поведение.
- Когнитивно-поведенческая терапия также обучает человека техникам осознанности или медитации. Терапевты также помогают пациентам приобретать такие навыки, как думать, прежде чем действовать, или сопротивляться побуждению пойти на ненужный риск.
- Семейная и супружеская терапия помогает семьям справляться с деструктивным поведением, поощрять изменения и улучшать взаимодействие.
- Методы управления стрессом может принести пользу родителям пациентов с СДВГ.
- Группы поддержки позволить пострадавшим семьям общаться и делиться проблемами и заботами.
Лекарства
Лекарства могут помочь детям справиться с симптомами СДВГ в повседневной жизни и могут помочь им контролировать поведение, которое вызывает трудности с семьей, друзьями и в школе.
Несколько различных типов лекарств одобрены FDA для лечения СДВГ у детей в возрасте от 6 лет:
Стимуляторы — самые известные и широко используемые лекарства от СДВГ. Стимуляторы работают за счет увеличения количества химических веществ в мозге дофамина и норэпинефрина, которые необходимы для мышления и внимания. У 70-80% детей с СДВГ меньше симптомов СДВГ при приеме этих быстродействующих лекарств. Некоторые побочные эффекты включают снижение аппетита, проблемы со сном, тик, изменения личности, повышенное беспокойство и раздражительность, боли в животе и головные боли.
Не стимуляторы были одобрены для лечения СДВГ в 2003 году. Они действуют не так быстро, как стимуляторы, но их действие может длиться до 24 часов. Их часто назначают пациентам, у которых наблюдаются серьезные побочные эффекты от стимуляторов или которым стимуляторы неэффективны.
Антидепрессанты также могут быть полезны для тех, кто плохо реагирует на стимуляторы, и их часто назначают одновременно с другими лекарствами, особенно если пациент также страдает другим состоянием, таким как тревога или депрессия.
Каждый ребенок по-разному реагирует на лекарства
Важно работать с поставщиками медицинских услуг и следовать медицинским советам, чтобы выбрать режим, который лучше всего подходит пациенту. Медицинские работники часто корректируют дозу лекарства, чтобы найти правильный баланс между преимуществами и побочными эффектами
Лечение СДВГ у взрослых аналогично лечению СДВГ у детей. Лечение СДВГ у взрослых включает лекарства, консультации и лечение любых психических заболеваний, которые возникают вместе с СДВГ.
Если вам понравилась эта статья, ознакомьтесь с другими нашими публикациями в Библиотека исследований туманности !
Как максимально использовать эти способности
Лучший способ максимально использовать сверхспособности СДВГ – это управлять окружением человека. Если человек является отличным собеседником, он может использовать этот навык в своих интересах, присоединившись к дискуссионной команде, выступая на мероприятиях или в сети. Эти люди могут построить успешный бизнес и связи благодаря своим разговорным навыкам. Те, у кого бывают периоды гиперфокусировки, могут использовать эти периоды для усердной работы над своим ремеслом, будь то научный эксперимент, написание книги или тренировка в более тонких навыках спорта. Люди могут многого достичь за более короткий промежуток времени.
Мозг и симптомы СДВГ
При СДВГ в мозге наблюдается недостаточная выработка норадреналина и дофамина
Это приводит к нарушению нейронных связей в зонах, ответственных за концентрацию, внимание, принятие решений.
Из-за этих нарушений в мозге при СДВГ и возникают типичные проблемы детей и взрослых:
- психоэмоциональная нестабильность;
- неусидчивость. Например, для ребёнка с СДВГ считается «нормой» ходить по классу во время урока, отвлекать других учеников от занятий;
- невозможность надолго сконцентрироваться на выполнении одного дела;
- невнимательность. Очень часто человек с СДВГ спешит с выполнением работы. Яркий пример из школы: ребёнок спешит на контрольной или во время диктанта, при этом он просто не видит места, где совершает ошибки. А потом у него нет сил и ресурсов для проверки написанного, потому что так работает мозг при СДВГ!
- крайне неаккуратный и неразборчивый почерк: прыгающие буквы, частые пропуски и недописывание букв;
- сложности с контролем своей речи. Человек буквально не может остановиться, когда разговаривает. Он часто перебивает собеседника и, не дослушав его, отвечает на вопросы.
И даже если человек понимает, что ведёт себя неподобающим образом в той или иной ситуации, то не может ничего с собой сделать. Потому что при СДВГ мозг постоянно находится в очень активном состоянии и ему нужно делать всё очень быстро.
Поэтому при СДВГ часто назначают различные ноотропы, которые призваны «притормозить» мозг и тем самым повысить концентрацию внимания человека. Однако ноотропы только убирают симптомы СДВГ, не устраняя его причину. Естественно, что при отказе от приёма лекарств практически сразу происходит откат к исходному состоянию.
Эмоциональные и социальные проблемы
- Согласно исследованиям, у людей с СДВГ в 4 раза больше шансов иметь высокий уровень эмоциональных проблем и проблем с поведением и в 3 раза выше вероятность иметь серьезные проблемы со сверстниками (исследование более 8 600 молодых людей в рамках Национального опроса о состоянии здоровья в США).
- Многие люди с СДВГ сталкиваются с серьезными проблемами в семейной жизни, дружбе, обучении в классе и досуге.
- У них также гораздо чаще отмечаются нарушения способности управлять своей реакцией на новые или стрессовые события (22 исследования с более чем 21 000 участников)
- Для них характерен высокий уровень эмоциональной дисрегуляции.
- У многих встречаются нарушения в установлении социальных связей со сверстниками, которые измерялись по отвержению / симпатии, популярности и дружбе (61 исследование, более 24 000 детей), а также нарушения социальных навыков, таких как кооперация, поочередное участие, взаимность, умение делиться (68 исследований, более 148000 детей).
- Были отмечены проблемы в распознавании социальных сигналов, выявлении проблем, поиске решений и избегании предубеждений (23 исследования, более 3750 детей).
- Дети с СДВГ в 2,4 раза чаще подвергаются буллингу (исследование более 53 000 детей в США в рамках Национального исследования здоровья).
- Долгосрочное исследование около 15000 подростков в США показало, что у людей с СДВГ занятость на 12% ниже и доход на 34% ниже по сравнению с лицами, не страдающими СДВГ.
- Исследования 2,7 миллионов девочек из Дании, 380 000 из Швеции и 7500 из Тайваня показали, что у тех, кто имеет СДВГ, вероятность беременности или рождения ребенка в подростковом возрасте выше, чем у лиц без СДВГ. Сходные с этими результаты были получены в крупных исследованиях из Швеции, Финляндии и консорциума восьми европейских стран, в которых было обнаружено, что СДВГ более вероятен среди детей матерей-подростков, чем среди детей матерей более старшего возраста.
Гиперактивность и дефицит внимания у детей — статистика
Для начала посмотрим сколько детей от четырёх до пятнадцати лет имеют диагноз СДВГ. Анализ статистики показывает, что примерно у 18% дошкольников и младших школьников имеется диагноз минимальная мозговая дисфункция (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). В сравнении с девочками мальчики подвержены этому заболеванию в три раза чаще.
Диаграмма распространенности СДВГ
В статистику включены три группы СДВГ на основании классификации принятой в клинической психологии:
- СДВГ с преобладанием импульсивности
- СДВГ с преобладанием невнимательности
- СДВГ комбинированного типа
Итак формулировка мифа:
Проявления заболевания
Как распознать недуг на самой ранней стадии его развития?
У малолетних детей признаки до года жизни проявляются в слишком бурной реакции на свет, звук, игрушки, родных и незнакомых людей
Малыш очень активно ведет себя в колыбели, он беспокойный, плохо спит, часто плачет, яркие игрушки увлекают его внимание совсем ненадолго
Гиперактивный ребенок признаки в 2 года имеет следующие:
• забывчивость; • рассеянность внимания; • непослушание старшим; • трудность в освоении речи; • постоянная болтливость; • капризность; • большое число движений; • моторная неловкость.
В возрасте 2-3 года гиперактивного ребенка очень тяжело чем-либо заинтересовать. Он не может играть в детские игры (постоянно отвлекается), часто плачет, непоседлив, с ним тяжело учить стишки, он не слушает мамины песни, шумит, «не принимает» замечаний в свой адрес.
Гиперактивность у дошкольника 3-6 лет может заметить воспитатель в детском саду. Педагог не может его занять делом, реакция на указания старших слишком импульсивна, ребенок не может спать в сон-час, не вникает в учебный процесс, на занятиях увлечен своими делами, он живет «в своем, им же придуманном мирке». В этом же возрасте проявляются первые эгоистичные черты, ребенок пытается доминировать над сверстниками в играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает, вмешивается во взрослые разговоры, бурно выражает свои эмоции в самой неподходящей обстановке, игнорирует и не воспринимает критику.
Профилактическая и коррекционная работа с гиперактивными детьми в детском саду проводится специалистами-психологами. Родителям рекомендуется прислушиваться к их советам и при необходимости посетить врача-невропатолога для консультации.
У школьников гиперактивность и СДВГ «расцветают». Строгий школьный регламент поведения и требований к ученикам – это настоящее испытание для детей и подростков, их нервная система не справляется с психическими и физическими перегрузками.
В этот период преобладают симптомы:
• Отсутствие концентрации внимания; • Неспособность сидеть на уроке (ребенок может спокойно сидеть за партой не более 15 минут); • Нервный тик; • Заниженная самооценка; • Трудность в усваиваемости учебного материала; • Развитие всевозможных фобий; • Частая потеря личных вещей.
Гиперактивный ребенок часто обладает высоким интеллектом, но низкая концентрация внимания не позволяет им воспользоваться в полной мере
Повышенная эмоциональная возбудимость не позволяет школьнику полноценно общаться с одноклассниками: он пытается обратить на себя внимание, дразнит, дерется, не осознавая последствий подобного поведения.. У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину
У гиперактивных детей практически отсутствует чувство страха: они прыгают с любой высоты, могут выскочить на дорогу прямо перед несущимся автомобилем, не умея плавать, могут прыгнуть в воду на глубину.
Гиперактивные подростки не хотят посещать школу, выполнять контрольные работы и домашние задания. Часто они бросают обучение до получения среднего образования.
СДВГ и его причины
Синдром дефицита внимания и гиперактивности описывают как неврологическое расстройство, приводящее к когнитивным, поведенческим и эмоциональным нарушениям. Оно характеризуется стойкими трудностями с поддержанием концентрации внимания, импульсивностью и снижением способности к обучению. СДВГ значительно влияет на повседневное функционирование и вызывает трудности в различных сферах жизни, включая учебу, профессиональную деятельность и межличностные отношения.
Факторы, играющие роль в развитии заболевания:
Генетика. СДВГ имеет тенденцию передаваться в семьях, что предполагает наличие выраженного генетического компонента. За развитие расстройства отвечают несколько генов, связанных с развитием головного мозга и регуляцией дофамина. Болезнь не обусловлена отдельной генетической мутацией.
Структура и функции головного мозга. Различные исследования показывают, что пациенты с СДВГ имеют определенные различия в структуре и функциях церебральных тканей по сравнению с людьми без этого диагноза
Эти различия затрагивают префронтальную кору — область, отвечающую за исполнительные функции, включая самоконтроль, внимание и принятие решений. Нейротрансмиттеры, вроде дофамина, норадреналина и серотонина, также участвуют в патогенезе, поскольку они играют роль в регулировании внимания, мотивации и контроле импульсивности.
Факторы окружающей среды
Определенные факторы пренатального периода и раннего детского возраста связаны с повышенным риском развития болезни. Табакокурение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, низкий вес при рождении, преждевременные роды и воздействие токсинов окружающей среды (например, свинца) связаны с более высокой вероятностью возникновения СДВГ. Также на развитие расстройства может влиять высокий уровень стресса или травмы в детстве.
Заболевание не возникает по причине неправильного воспитания, отсутствия дисциплины или чрезмерного потребления сахара, несмотря на распространенные заблуждения. Эти факторы могут усугубить симптомы, но не являются основной причиной.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности негативно сказывается на жизни людей, влияя на их способность концентрироваться на решении определенных задач, организовывать свою деятельность, соблюдать сроки и контролировать импульсы. При условии правильного лечения и всесторонней поддержки дети и взрослы с таким диагнозом справляются со своими симптомами и ведут полноценную жизнь.
Подробнее о причинах
Исследования показали, что люди с СДВГ имеют различия в структуре и функционировании определенных областей мозга. Эти различия в первую очередь затрагивают префронтальную кору, базальные ганглии и сети, соединяющие их
Префронтальная кора отвечает за различные исполнительные функции, включая внимание, контроль импульсов, принятие решений
Дофамин участвует в регуляции мотивации, вознаграждения, внимания и движения. Исследования показали, что пациенты с СДВГ могут иметь более низкие уровни дофамина или изменения в плотности и функционировании дофаминовых рецепторов
Это может повлиять на способность концентрировать внимание на решение определенных задач. Норадреналин способствует возбуждению и бдительности
При таком расстройство может наблюдаться нарушение регуляции или дисбаланс уровня вещества.
Роль других нейромедиаторов, включая серотонин и глутамат, при СДВГ все еще исследуется. Серотонин участвует в регуляции настроения, агрессии и контроле импульсивности, а глутамат считается основным возбуждающим нейромедиатором, участвующим в обучении и памяти. Изменения уровня этих вещество способствуют возникновению различных симптомов.
Изменения в головном мозге и различия в уровне нейромедиаторов, наблюдаемые при заболевании, не всегда одинаковы у всех людей, поскольку существует значительная вариабельность патогенеза. Конкретные механизмы, посредством которых эти изменения в ЦНС и биохимии приводят к расстройству, требуют дальнейшего исследования.
Что такое СДВГ? (Часть 1 книги Является ли СДВГ генетическим?)
Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) — это нарушение психического развития, которое проявляется в детском и подростковом возрасте
Проявляется в проблемах с вниманием, импульсивностью и саморегуляцией. Иногда также наблюдается сильное физическое беспокойство (гиперактивность)
СДВГ встречается как у детей, так и у взрослых.
Раньше это расстройство рассматривалось как чисто поведенческая проблема, а сегодня оно все чаще понимается как сложная задержка в развитии системы самоуправления в мозге. СДВГ также можно понимать как экстремальное поведение, которое демонстрирует плавный переход к нормальному состоянию. Отклонения от нормы должны быть очень выраженными для этого возраста и постоянно присутствовать в большинстве ситуаций с детства. Однако сами по себе симптомы не позволяют поставить диагноз. Обычно диагноз СДВГ ставится только тогда, когда они серьезно мешают образу жизни или приводят к заметным страданиям.
СДВГ, как нейробиологическое расстройство, имеет в основном генетические причины. Однако это может иметь самые разные последствия в зависимости от человека, поскольку на индивидуальный курс также влияют факторы окружающей среды. В большинстве случаев люди с СДВГ и их родственники испытывают значительное давление: часто наблюдаются неудачи в школе или на работе, употребление наркотиков и развитие других психических расстройств. Кроме того, значительно повышается риск самоубийства, несчастных случаев и непреднамеренных травм.
Однако эти общие риски не обязательно должны иметь значение в каждом отдельном случае. Следовательно, лечение зависит от тяжести, уровня страдания, конкретных симптомов и проблем, а также возраста пострадавшего.
СДВГ, социальные навыки и отношения
При обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.
Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции
Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали
Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.
Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.
Статистика СДВГ
Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % . У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры .
На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % . По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % .
Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста . Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности . Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям . У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте .
Эпидемиология (Часть 2 книги Является ли СДВГ генетическим?)
Согласно национальному опросу родителей, проведенному в 2016 году Центрами по контролю и профилактике заболеваний ( CDC ), 6,1 миллиона (9,4%) детей когда-либо в жизни диагностировали СДВГ. Это включает в себя:
- 388000 детей от 2 до 5 лет
- 2,4 миллиона детей в возрасте от 6 до 11 лет
- 3,3 миллиона детей в возрасте от 12 до 17 лет
Примерно 5 из 10 детей с СДВГ также имели проблемы с поведением или поведением, и примерно 3 из 10 детей с СДВГ имели беспокойство.
У мальчиков чаще диагностируется СДВГ, чем у девочек (12,9% против 5,6%), а у женщин с СДВГ чаще возникают проблемы, связанные с невниманием. Согласно карте, созданной в 2007 году, это заболевание чаще встречается в юго-восточной части США, а на юго-западе — относительно низко
Темно-синий соответствует примерно 10–16% молодежи 4–17 лет, у которой когда-либо был диагностирован СДВГ, а светло-синий — примерно 5–10%, когда-либо страдающих этим расстройством
Согласно карте, созданной в 2007 году, это заболевание чаще встречается в юго-восточной части США, а на юго-западе — относительно низко. Темно-синий соответствует примерно 10–16% молодежи 4–17 лет, у которой когда-либо был диагностирован СДВГ, а светло-синий — примерно 5–10%, когда-либо страдающих этим расстройством.
Распространенность в США в 2007 г. Википедия . CC- Attribution-Share Alike 3.0 без переноса .
Как лечат СДВГ
Лечение СДВГ направлено на уменьшение симптомов, улучшение функционирования и повышение качества жизни. Планы терапии часто разрабатываются с учетом конкретных потребностей человека, его возраста, тяжести симптомов и личных предпочтений.
Основные направления лечения:
Психообразование. Объяснение пациенту особенностей заболевания является первым шагом в процессе лечения. Это предполагает предоставление информации как самому человеку, так и членам его семьи о природе патологии, общих симптомах и доступных вариантах лечения. Специалисты предлагают специальные психообразовательные программы в зависимости от возраста больного и клинической картины.
Когнитивно-поведенческая терапия. Эта форма психотерапии направлена на изменение моделей поведения и разработку стратегий преодоления симптомов расстройства. Она особенно эффективна у детей. КПТ обычно включает в себя такие методы, как постановка четких целей, создание структурированного распорядка дня, положительное подкрепление и стратегии управления временем.
Лекарства. Врачи используют стимулирующие и нестимулирующие психотропные медикаменты для облегчения симптомов СДВГ. Эти лекарства помогают увеличить концентрацию внимания, уменьшить импульсивность и контролировать гиперактивность.
Общая психотерапия. Она нужна для выявления и устранения негативных моделей мышления и поведения
В ней особое внимание уделяется развитию стратегий преодоления трудностей, методов самоконтроля, организационных навыков и методов управления временем
Длительная психотерапия позволяет взрослым с таким диагнозом справиться с проявлениями расстройства в личной и профессиональной сферах жизни.
Обучение родителей и семейная терапия
Поскольку заболевание влияет не только на человека, но и на членов его семьи, важное значение имеет вовлечение родителей и близких в процесс лечения. Программы обучения родителей основаны на стратегиях устранения поведенческих трудностей и получении навыков для поддержки развития ребенка
Семейная терапия требуется для решения внутренних конфликтов.
Групповая психотерапия. Она нужна в качестве платформы для общения, обмена опытом и обучения друг у друга. Групповая психотерапия направлена на эмоциональную поддержку и улучшение социальных навыков.
Не все методы лечения действуют одинаково для всех людей и часто рекомендуется комплексный подход, сочетающий различные направления терапии. Планы лечения должны быть индивидуализированы, регулярно контролироваться и корректироваться по мере необходимости для достижения оптимальных результатов. Регулярное наблюдение у психиатра, психотерапевта и невролога необходимо для обеспечения эффективности лечения и постоянной поддержки.
Лечение синдрома дефицита внимания
Существует много методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и детей, но выбор их должен быть строго индивидуальным. Доктора часто рекомендуют начинать терапию с лекарств, и действительно после приема лекарства при синдроме дефицита внимания у большинства детей с СДВГ гиперактивное поведение и когнитивные функции улучшаются. Но из-за трудностей контроля дозировки и побочных эффектов, у них начинаются другие проблемы — ухудшается рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что подбирать лечение должен только компетентный, очень опытный в этих вопросах врач. И если медикаменты не подходят, нужно лечить синдром дефицита внимания другим методом.
Что же делать, если вы не хотите давать ребенку лекарства? Как лечить синдром дефицита внимания? Помимо лекарственной терапии (о ней ниже) существуют и другие эффективные методики.
Физиотерапия. Магнитотерапия. Транскраниальная микротоковая стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейромедиаторов и гормонов, таких как эндорфины и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности. После нескольких сеансов микротоковой стимулирующей терапии наступает улучшение симптоматики гиперактивности у детей, уходят перепады настроения, раздражительность и другие симптомы.
Лечебная физкультура. Как было сказано выше, установлено, что большинство людей страдают от СДВГ из-за нарушений работы мозжечка
Лечебная физкультура напрямую нацелена на детей с мозжечковой задержкой развития, она стимулирует активизацию мозжечка, что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и т.д.. Постоянно выполняя упражнения, можно добиться стойких результатов благодаря физиологическим возможностям мозга — нейропластичности мозговых клеток
Адаптация. Жесткие рамки поведения, как это ни парадоксально, — один из лучших методов лечения СДВГ. Любое занятие с железной дисциплиной — боевые искусства или балет, фигурное катание, гимнастика — становятся спасительным кругом для детей с синдромом дефицита внимания. Это связано с высокими нагрузками и необходимостью использования сложных двигательных навыков. В результате развиваются моторика, чувство баланса и времени, оценка последствий, навыки исправления ошибок и мышечной координации, уходит депрессия.
Очень эффективны любые аэробные (дыхательные) упражнения — они стимулируют когнитивные способности мозга, развивают мышление, формируют новые стратегии и действия. Учителя обнаружили, что активность является наиболее эффективным способом приструнить синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста и школьников. Получив интересное занятие и адекватную нагрузку, школьники могут сидеть часами, не покидая рабочего места.
Поведенческая терапия. Играет существенную роль в улучшении поведения детей. Лучше всего проявляют себя самоуправление, управление временем и другие аспекты контроля поведения. Если медикаментозное лечение проводить без поведенческой терапии, эффект быстро прекратится, как только кончится действие лекарств от синдрома дефицита внимания.
Нейрофизиологическое обучение. Чтобы улучшить нервную деятельность у детей с СДВГ, а гипердинамический синдром дефицитом внимания — неврологическое заболевание, нужно выявить дефект нейронной реакции. Нейрофизиологическое обучение направлено на улучшение дефектов развития нервной системы в плане реакций. Специфические эффекты могут вызывать реакции, стимулируя точность и скорость отклика мозга. Особенно эффективна (применяется в Японии) высокочастотная музыкальная терапия. Кроме того, развитию мозговой деятельности способствуют нетрадиционные методы — китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры.
Сенсорная интеграция обучения. Этот метод был опробован в Японии на детях с аутизмом и дал великолепный эффект. При аутизме у ребенка нарушаются функции головного мозга. Причины этой патологии до сих пор не вполне понятны, но аутичные дети демонстрируют многие нежелательные явления сенсорного поведения, например, им несвойственно тактильное обучение. Но в то же время, их мозг может принимать сенсорную информацию. Система биологической обратной связи применяет принципы оперантного кондиционирования. Сенсорная интеграция предполагает подачу мозгу знаков, усиливающих запоминание и мыслительную деятельность.