Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов
Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем
Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.
Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.
Как это работает
Школьные службы примирения призваны разрешать конфликты как непосредственно между учениками, так и между детьми и учителем. Курирует работу служб Городской психолого-педагогический центр. Там же педагогам нужно пройти специальные курсы. В роли волонтеров вступить в службу могут и сами ученики — при условии, что они старше 14 лет. Им также нужно пройти обучение.
- Обратиться в службу может любой участник образовательного процесса.
- После этого медиатор, то есть нейтральный посредник, и школьники-волонтеры пригласят участников конфликта за стол переговоров, чтобы «обсудить переживаемые чувства, найти способы решения ситуации и договориться, как действовать дальше».
При разрешении конфликтов медиатор и волонтеры будут пользоваться так называемым восстановительным методом — в психологии он противопоставляется карательному методу. То есть вместо того, чтобы наказывать детей, например за драку, им предложат самостоятельно (пусть и при посредничестве медиатора) восстановить отношения.
Особая роль в службе примирения отводится школьникам-волонтерам.
- Психологи обучат их техникам ненасильственного общения, таким как активное слушание и «я — высказывание».
- Также ученикам расскажут, как действовать в ситуации буллинга или грубого нарушения личных границ.
- Предполагается, что подросткам такая работа позволит приобрести опыт конструктивного общения, который пригодится им в будущем.
- Если конфликт выходит за рамки школы либо служба на этом этапе не может эффективно помочь, то к разрешению ситуации подключатся специалисты Городского психолого-педагогического центра. В особо сложных случаях они проводят видеоконсультации с командами служб примирения, выезжают в школу, встречаются с участниками конфликта.
Не решать, а предотвращать
Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?
Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации
В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:
- обучению школьников их правам и обязанностям,
- формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
- приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
- воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.
Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни
Источники изображений: school7-ns.okis.ru, sch36.rybadm.ru, g_9.edu54.ru, nkkk.ru
Контекст
Ранее в департаменте образования и науки Москвы рассказали, что каждый третий школьник сталкивается с проблемой буллинга и является либо жертвой, либо агрессором. Там добавили, что зачастую ни родители, ни сами дети, ни учителя не знают, как справиться с такой ситуацией и куда обратиться за помощью.
- Эксперты ВШЭ считают, что в школьную травлю может быть вовлечено до 45% учеников. При этом более 60% учителей считают, что в их школах буллинга нет.
- В связи с этим в ноябре 2021 года в столице запустили онлайн-проект против буллинга на портале «Школа. Москва». Его приурочили ко Дню борьбы с кибербуллингом, который отмечается 11 ноября.
- На сайте проекта собрана информация о том, что такое буллинг, как отличить его от обычного бытового конфликта, как предотвратить травлю и дать отпор обидчику законными методами.
- Сайт предназначен и для детей, и для взрослых. Там есть несколько разделов — «Теория», «Я — ученик», «Я — родитель» и «Я — учитель», где представлены статьи, памятки, инструкции, советы, видеоролики, подборки и онлайн-тесты.
- Кроме того, на сайте есть контакты организаций, куда те, кто столкнулся с травлей, могут обратиться за бесплатной профессиональной помощью.
Мировая практика
- Швеция первой в мире — в 1979 году — законодательно запретила все формы насилия над детьми, в том числе психологическое. По законам «Об образовании» и «О запрете дискриминации» руководство учебных учреждений должно гарантировать, что ребенка не будут угнетать или травить в школе. Существует даже специальная Школьная инспекция, которая отслеживает все жалобы и происшествия.
- В Великобритании для социализации младшеклассников в школах есть специальные «скамейки дружбы». На них может сесть ребенок, который хочет найти товарища для игр. Есть уроки «персонального и социального образования», на которых обсуждают проблемы в коллективе и специальные уроки по противостоянию буллингу.
- В США с буллингом борются на законодательном уровне, у каждого штата свои правила. Есть даже специальная организация Bully Police USA — она оценивает качество законов в области буллинга и поддерживает учеников, которые подверглись травле.
- В Канаде была основана организация PREVNet, в ее задачи входит создание национальной стратегии по снижению уровня буллинга в стране. PREVNet работает над искоренением насилия и продвижением здоровых отношений среди молодежи.
Что происходит
В столичных школах идет работа по созданию так называемых служб примирения. Как сообщила заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, они помогут выстроить конструктивный диалог в сложных ситуациях между учениками, педагогами и родителями. Главная же задача — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды, свободной от буллинга.
- Работа по созданию таких служб идет в 400 школах — во всех округах Москвы.
- В 380 из них учителя уже прошли необходимое обучение, а в 127 ученикам оказывают поддержку с использованием новых техник.
- В будущем службы примирения планируется создать во всех школах столицы.