Презентация, доклад речь. материал для лекции

Нарушение речи

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Неврологические причины расстройств речи

У взрослых пациентов расстройство речи возникает в основном вследствие повреждения речевых центров в головном мозге.

Основные причины:

  • Травмы головы. Могут вызывать смещение, сдавление структур мозга;
  • Нейрохирургические операции. Способны вызвать временные или постоянные нарушения речи;
  • Ишемический инсульт (инфаркт мозга). Процесс отмирания участков головного мозга вследствие его недостаточного кровоснабжения;
  • Геморрагический инсульт. Спонтанное кровоизлияние в черепную полость, вызванное разрывом стенок местных кровеносных сосудов или выходом кровяных элементов через стенки ослабленных капилляров, венул (мелкие вены);
  • Опухоли головного мозга. Новообразования в головном мозге, сдавливающие и поражающие (в случае злокачественных форм) локальные структуры;
  • Аневризма сосуда головного мозга. Патологическое расширение просвета мозговых артерий;
  • Нейроинфекции. Инфекционное заболевания, вызванной бактериями, вирусами, грибками или простейшими, с локализацией возбудителя в ЦНС (центральной нервной системе);
  • Болезнь Паркинсона. Медленно прогрессирующая неврологическая болезнь, проявляющаяся в основном двигательными нарушениями;
  • Болезнь Альцгеймера. Нейродегенеративное заболевание, возникающее у пациентов в среднем старше 50-ти лет и связанное с прогрессирующим ухудшением когнитивных способностей. Является наиболее распространённой формой деменции (приобретённого слабоумия);
  • Сосудистая деменция (ВаД). Форма приобретённого слабоумия, вызванная нарушением притока крови к мозгу и приводящая к постепенному ухудшению когнитивных способностей;
  • Эпилепсия. Заболевание головного мозга, проявляющееся внезапными повторяющимися приступами психических, мыслительных, чувствительных и двигательных нарушений;
  • Болезнь (хорея) Гентингтона. Наследственное заболевание с характерным прогрессированием    дегенерации нейронов коры и подкорковых ядер головного мозга;
  • Боковой амиотрофический склероз. Заболевание, связанное с поражением и последующей гибелью клеток центральной нервной системы (ЦНС), ответственных за движение мышц (в том числе речевого аппарата).

Нарушению речи подвержены пациенты, страдающие наркоманией и алкоголизмом. Это связано с токсическим повреждением клеток головного мозга.

Базовые факторы, благоприятствующие неврологическим заболеваниям, вызывающим нарушение речи:

  • гормональные нарушения, сбои;
  • инфекции;
  • нарушения обмена веществ;
  • радиация;
  • мутации;
  • инфекционные заражения;
  • травмы;
  • приём некоторых медикаментов;
  • отравление токсинами
  • снижение иммунитета;
  • частые стрессы;
  • умственное или физическое переутомление;
  • продолжительная кома;
  • неправильное питание;
  • недосыпания;
  • психологические травмы;
  • плохая экология.

Нарушение речи – лечение

Тип лечения зависит от серьезности нарушения речи и его причины.

Методы лечения:

  • логопедические упражнения, которые направлены на ознакомление с определенными словами или звуками;
  • физические упражнения, направленные на укрепление мышц, производящих звуки.

Некоторые варианты лечения нарушений речи:

Выбор цели (Target selection)

Выбор цели включает практику проговаривания определенных звуков или слов. Примеры включают в себя сложные слова или звуки, которые вызывают нарушения речи.

Контрастная терапия (Contrast therapy)

Контрастная терапия включает в себя произнесение пар слов, которые содержат один или несколько различных речевых звуков.

Рече-моторная терапия

Рече-моторная терапия направлена на улучшение мышечной силы, контроля моторики и дыхания. Эти упражнения могут помочь людям развить беглость, чтобы речь стала более гладкой и звучала естественно.

Устройства для уха

Устройства для уха – это небольшие электронные приспособления, которые помещаются в ушной канал. Эти устройства могут помочь улучшить беглость речи у людей, которые заикаются. Некоторые ушные устройства воспроизводят измененные версии голоса владельца, чтобы создать впечатление, будто кто-то еще разговаривает с ним. Другие ушные устройства производят шум, который помогает контролировать заикание.

Медикаментозное лечение

Некоторые нарушения речи могут вызывать тревожные расстройства. Стрессовые ситуации могут вызвать беспокойство, что приводит к выраженным симптомам нарушения речи. Препараты от тревоги могут уменьшить симптомы речевых расстройств.

Современная классификация речевых нарушений

Различают две типологии речевых нарушений, построенных по разным признакам: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Согласно клинико-педагогической классификации речевые нарушения группируются по характеру их проявления, по причине возникновения, а также подразделяются для устной речи и письменной.

Краткая характеристика их основных видов приведена в таблице:

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация построена для организации действенной работы по коррекции дефектов речи.

Ее основными звеньями являются:

ОНР — так называется в специальной психологии общее недоразвитие речи — ее расстройство при полноценном слухе и интеллекте

ФФНР — фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушенное звукопроизношение при нормальном слухе и умственных способностях

нарушенная коммуникация — заикание

При патологиях речевой деятельности, слуха и нарушенном интеллекте имеет место «системное недоразвитие речи», сопровождающее такие заболевания как ДЦП, синдром Дауна и др.

Каковы же причины, по которым нарушается слаженная деятельность организма и возникают речевые патологии?

Клинико–педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Диагностика

Первичный диагноз ставится неврологом. Он направляет пациента на дообследование к логопеду. Его приём включает несколько этапов:

  1. Сбор анамнеза посредством разговора и изучения медицинских справок.
  2. Оценка поведения в спокойной атмосфере и смоделированной ситуации.
  3. Осмотр и контроль руками работы артикуляционной системы (патологическая моторика в сочетании с нарушенным движением, произвольные и непроизвольные действия).
  4. Диагностика голоса и дыхания при помощи компьютерных технологий.
  5. Оценка подвижности шеи, рук и пальцев (мелкая моторика), способность к удержанию позы сидя или стоя.
  6. Определение уровня понимания обращённой речи.
  7. Оценка лексического запаса на соответствие возрасту.
  8. Определение умения произносить отдельные звуки, в слогах или словах.

Для получения наиболее точных данных пациент должен находиться в состоянии покоя. Наличие нервного или физического напряжения может исказить результаты обследования тонуса мускулатуры. Важна также поза больного — она не должна дополнительно сковывать или доставлять дискомфорт.

Логопед оценивает не только речевые навыки, но и эмоциональную зрелость, уровень мышления, тягу к знаниям, сенсорные и когнитивные функции

Важно уточнить развитие пациента и его навыки, которые имелись до появления первых признаков патологии. Особенно интересны этапы развития речи — гуление, крик, лепет и элементарные слова

Затем можно сделать выводы о тяжести состояния и дать примерный прогноз.

В терапии таких пациентов первично устраняются неврологические проявления. Параллельно проводятся занятия с логопедом по восстановлению или развитию речи. Успешность коррекции зависит не только от качества лечения, но и от тяжести заболевания.

Методы лечения

Методы лечений детей с нарушениями речи включают в себя несколько вариантов.

Занятия с логопедом — профессионалом в области постановки речи. Логопед занимается первичным развитием речевых функций, коррекцией дефектов говорения. Применяет разные методики воздействия:

  • Упражнения по постановку звуков.
  • Артикуляционную гимнастику.
  • Игровые методики.

Занятия с логопедом-дефектологом. Такие занятия требуются при резком снижении речевых или в целом когнитивных функций, задержках развития речи и не только. Они проходят в упрощенном, более детализированном порядке, и усложняются постепенно.

Упражнения включают в себя изучение предметов, определение их по размеру, цвету, форме, запоминание. Дополнительно занятия включают упражнения на мелкую моторику.

Медико-педагогическая реабилитация. Требуется, если наблюдается сочетание задержки развития и речевых отклонений.

Микротоковая стимуляция. Воздействие на особые зоны головного мозга. Стимуляции подвергаются зоны Брока и Вернике, отвечающие за восприятие речи и говорение. Проводится под контролем электроэнцефалографии.

Логопедический массаж. Требуется при нарушении развития речевого аппарата. Проводится под контролем логопеда. Представляет собой воздействие на мускулатуру речевого аппарата, отвечающую за говорение, формирование интонаций: губы, мягкое небо, язык, мышцы лица.

Дети с тяжелыми нарушениями речи и пациенты с относительно легкими отклонениями будут получать разное лечение. Отличается и объем помощи.

Симптомы

Определить отклонения с речевой функцией помогут следующие симптомы нарушения речи:

  • ограниченный словарный запас;
  • пациент не воспринимает, что ему говорят;
  • невнятная и смазанная дикция;
  • усиленное слюноотделение;
  • нарушенный темп и ритм речи;
  • искаженное произношение звуков или их подмена;
  • изменение тембра голоса (появляется гнусавость из-за патологии носовой перегородки);
  • заикание;
  • заторможенное построение и воспроизведение длинных фраз;
  • голос становится хриплым (при этом у пациента нет инфекционных и вирусных недугов);
  • быстрая речь с проглатыванием некоторых звуков;
  • пациент не может донести до окружающих собственные мысли;
  • постоянное молчание, несмотря на отсутствие раздражителей из внешней среды.

Расстройство требует тщательной диагностики и грамотного лечения. Нарушение речи не позволяет пациенту нормально общаться с окружающими, что негативно влияет на личную жизнь и карьеру.

Лечение нарушений речи

У взрослых людей подходы к коррекции речевых проблем отличаются от таковых для детей и зависят от причины, степени выраженности расстройства и прочих факторов.

Основная задача — коррекция первопричины. Если это опухоль — она подлежит удалению с декомпрессией здоровых тканей. Если инсульт — основные меры направлены на реабилитацию, восстановительные мероприятия. Нередко установить причину с ходу невозможно, или же ее коррекция радикальными методами не имеет перспектив. Тогда остается логопедическая помощь, применением препаратов.

Медикаментозная терапия при возникновении речевых дисфункций играет большую роль, поскольку позволяет стимулировать работу головного мозга и явления нейропластичности. Применяются средства нескольких групп:

  • Ноотропы.
  • Витамины.
  • Средства для нормализации мозгового кровообращения.
  • Производные ГАМК.
  • Нейропептиды.
  • Антиоксиданты.

При комплексных отклонениях, психических расстройствах могут применяться седативные.

По необходимости назначают физиотерапию. Универсальным методом остается работа под контролем логопеда или логопеда-дефектолога. Когда отклонения развиваются на фоне перенесенного инсульта, большую роль в процессе восстановления играет врач-реабилитолог. Компенсация расстройств происходит в системе.

Шпидонов Геннадий Станиславович

Врач-невролог

Ростовский государственный медицинский университет (неврология)

Стаж 10 лет

Хорошим способом развития речи могут стать интеллектуальные, умственные упражнения с учетом возраста. Чтение, письмо, расширение словарного запаса. Заучивание и рассказывание текстов: частично или полностью, выразительное декламирование.

Расстройства речи нарушают нормальную коммуникацию, что негативно сказывается на жизни человека как в раннем возрасте, так и во взрослый период. Но действительно нерешаемых случаев практически не бывает. При грамотном подходе к коррекции проблему можно решить, восстановив речевые функции.

Статьи и новости

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи могут включать:

  • повреждение мозга вследствие инсульта или травмы головы;
  • мышечную слабость;
  • поврежденные голосовые связки;
  • нейродегенеративные заболевания, такое как болезнь Хантингтона, болезнь Паркинсона или боковой амиотрофический склероз (БАС);
  • слабоумие;
  • рак, который поражает рот или горло;
  • аутизм;
  • Синдром Дауна;
  • потерю слуха.

Факторы риска, которые могут увеличить вероятность развития у человека нарушения речи, включают:

  • мужской пол;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • наличие расстройств речи в семейном анамнезе;
  • проблемы, которые влияют на уши, нос или горло.

Клинические свойства

Дети с расстройством экспрессивного письма обнаруживают затруднения в младших классах школы при правописании и выражении своих мыслей в соответствующих возрасту грамматических формах. Их предложения, в устной или письменной форме, содержат слишком много грамматических ошибок и плохо организованы по смыслу. Во время учебы во втором классе эти же дети, как правило, делают ошибки в написании коротких предложений. Например, они часто не могут, несмотря на постоянные напоминания, писать первое слово предложения с главной буквы и заканчивать предложение точкой.

По мере того как они становятся старше и учатся в более старших классах, предложения, которые эти дети произносят или пишут, становятся подозрительно короткими, примитивными, странными и не достигают уровня, который от этих детей ожидается. Выбор слов у них ошибочный и неадекватный, абзацы дезорганизованы и непоследовательны, и им становится все труднее правильно писать слова, по мере того как словарный запас становится более абстрактным и большим по числу и сложности.

Сопутствующими особенностями являются нарушение экспрессивного письма, включающее отказ или нежелание ходить в школу и выполнять домашние задания в письменной форме, плохая успеваемость в других областях (например, математике), общая утрата интереса к школе, прогулы и расстройства поведения.

Большинство детей с этим расстройством обнаруживает страх и гнев по отношению к своей неспособности и неуспеху в школе. Поэтому у них может развиваться хроническая депрессия как результат повышения чувства изоляции, отчуждения и отчаяния. Взрослые с расстройством экспрессивного письма, которым не была оказана своевременная помощь в виде коррекции обучения, продолжают страдать от этого расстройства, не способны к социальной адаптации и не могут овладеть профессиями, где необходимо умение правильно писать, а также страдают от чувства некомпетентности, неполноценности, изоляции и отчуждения. Некоторые из них пытаются избегать писать, откладывают даже написание писем или простых поздравительных открыток из-за боязни обнаружить свой недостаток. Когда их приспособительный механизм ослабевает, психопатологические проявления становятся тяжелее. Большинство из них выбирает профессии, где писать приходится минимально, например, торговлю, работу сторожа или другую работу в сфере обслуживания; очень редко они находят социально более высокую работу, требующую способности хорошо писать. Типичными сопутствующими расстройствами являются нарушение чтения, нарушение рецептивного и экспрессивного языка, арифметических способностей и расстройства поведения со склонностью к насилию.

Реабилитация детей с дислексией

Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:

  • психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
  • медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
  • психотерапевтическая помощь в семье.

Чтобы овладеть навыками чтения, ребенку необходимо заниматься со специалистами и дополнительно делать задания дома. Все это можно совместить на онлайн-платформе SLOGY.RU, где учеба проходит в дистанционном формате.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Психолого–педагогическая классификация

Психолого–педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Виды нарушений средств общения

  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Виды нарушений в применении средств общения

Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

Нарушения письма и чтения в психолого–педагогическая классификация не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе фонетико–фонематического и общее недоразвития речи.

Лечение и коррекция речевых нарушений

Речевые патологии, кроме медикаментозного лечения, необходимого при тяжелых формах, эффективно корректируются логопедическими упражнениями, массажем, дыхательной гимнастикой, иглоукалыванием, физиопроцедурами, использованием методик для восстановления психоэмоционального состояния.

Значительная роль в реабилитации больных с нарушениями речи отведена логопедическим методам коррекции.

Это:

  • упражнения голосовые, дыхательные, артикуляционные, речевые, для развития крупной и мелкой моторики;
  • использование наглядных средств, таких как картинки, иллюстрации, рисунки, кинофильмы, аудиозаписи;
  • словесное воздействие — чтение, беседа;
  • логопедический массаж;
  • творческие занятия — песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия, цветотерапия.

Как предупредить возникновение подобных нарушений в работе детского организма?

Какие бывают дефекты речи

Существуют дефекты письменной и устной речи. Кроме происхождения и влияния на детское развитие, они различаются и по степени тяжести.

Дислалия или косноязычие

Дислалия — это неверное произношение звуков, или замена их  другими звуками.

Этот дефект довольно часто встречается в дошкольном возрасте. Ребенок может картавить или шепелявить.

Подобное отклонение означает, что у малыша хороший слух, но слабо развитый артикуляционный аппарат. То есть при систематической тренировке мышц языка, щек и губ можно научиться правильному произношению.

Дизартрия

Дизартрия возникает из-за неполноценной работы нервной системы и органов речи.

У детей с дизартрией нарушена подвижность губ, языка и неба. Таким ребятам сложно произносить слова и фразы.

Чаще всего дизартрия влечет за собой общее недоразвитие речи.

Ринолалия

У малышей с этим речевым недостатком нарушена функция носоглотки. Из-за этого произношение становится гнусавым, как будто при сильнейшем насморке.

Заикание или логоневроз

При заикании малыш по нескольку раз повторяет одни и те же слоги и слова.

Это происходит из-за чрезмерного напряжения мышц речевого аппарата и неверного дыхания.

Зачастую проблема кроется в психологических причинах (например, в испуге, чрезмерной хронической усталости, быстрой наработке словарного запаса и т.д.). В этих случаях дефект связывают с логоневрозом.

Обычно заикание возникает в период 2-5 лет, когда малыши (чаще мальчики) активно учатся разговаривать.

Алалия

Алалия — это сильное недоразвитие речи или полное ее отсутствие.

Такая патология обычно возникает в связи с родовыми травмами.

При нормальных слухе и умственном развитии у таких детей повреждены те части мозга, которые отвечают за развитие речи.

При моторной алалии ребенок понимает то, что говорят, но не может это воспроизвести.

При сенсорной алалии малыш не умеет понимать чужую речь.

С некоторыми дефектами речи у детей можно работать самостоятельно

Тахилалия

Этот дефект проявляется ускоренным темпом речи. Дети с тахилалией говорят примерно в 2 раза быстрее, чем ребята с нормальным развитием речи. При этом малыши могут повторять слоги или, наоборот, пропускать их.

Брадилалия

Это нарушение отличается замедленным темпом речи из-за того, что ребенку сложно издавать некоторые членораздельные звуки.

Дисграфия и дислексия

Часто эти нарушения встречаются вместе.

При дисграфии у детей есть сложности с письменной речью. Они не понимают звуковой состав слова и поэтому пишут с ошибками.

Дислексия — неспособность (или сложность в обучении) к чтению.

При этом виде нарушения интеллект у детей нормальный, но зоны мозга, отвечающие за функции чтения, недостаточно хорошо работают.

Афония и дисфония

Дисфония — это частичная потеря голоса, а афония — полная.

При этом дефекте ребенок не может говорить вообще или говорит только шепотом. Подобные нарушения возникают как по физиологическим причинам (например, из-за нарушения работы гортанного нерва), так и по психологическим (из-за чрезмерного волнения и т.д.).

Системные нарушения речи

Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).

Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.

Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.

Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.

Алалия

Это одна из форм фонематического расстройства речи, для которой характерна задержка в формировании умения говорить у ребёнка при сохранном интеллекте и слухе. В некоторых случаях дети молчат, в других произносят звуки, в которых невозможно различить слова. К 9-12 годам у человека с таким диагнозом уровень разговора схож с таковым у трёхлетнего малыша.

Несформированность речи в школьном возрасте ведёт к отсутствию усвоения материала на уроках. Поэтому появляется отставание по интеллектуальному признаку. Диагноз же ставится с 3-х лет, поэтому есть возможность скорректировать состояние до поступления в образовательное учреждение.

Алалия может походить на нарушение развития речи. Её основное отличие в том, что больной ребёнок не начинает говорить ни в 3, ни в 4 года. Поэтому молчащих в 2 года детей стоит показать логопеду для наблюдения и получения советов по самостоятельным занятиям. Терапия длится от 6 месяцев и дольше. Критерием успешной коррекции служит умение полноценно вести беседу соответственно возрасту.

Существует несколько видов алалии:

  • Сенсорная — слух сохранён на обычные звуки, но речь сливается в единый поток, который трудно дифференцировать. Отсутствует понимание обращения и просьб, способность к разговору выражается в лепете или эхолалии. Для диагностики ребёнка просят принести или показать знакомый предмет исключительно словами, без жестов.
  • Моторная — проблемы с артикуляцией, из-за чего речь невнятная, но есть понимание слов. В целях диагностики ребёнка просят высунуть язык, открыть или закрыть рот, улыбнуться, не используя зеркало.
  • Сенсомоторная — сочетает в себе признаки сенсорной и моторной, поэтому считается самой тяжёлой формой недоразвития речи по типу алалии.

Лечение проводится неврологом совместно с логопедом

Важно выявить причину патологии и убрать раздражающие факторы. Занятия должны продолжаться и дома, чтобы терапия была максимально эффективной

Они включают как речевую, так и фонетическую коррекцию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: