Создание методических рекомендаций

Особенности развития творческого воображения 
у детей дошкольного возраста с общим 
недоразвитием речи | коррекционная педагогика  | предметник / международные конкурсы, конференции и публикации учителей

Содержание

Слайд 1

Лимина Ольга
Исакова Наталья
ОЗО, 4 курс

Слайд 2

— это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Слайд 3

По степени волевых усилий
По степени активности
произвольное
Непроизвольное
активное
пассивное
воссоздающие
творческое
мечта
грёзы
дремотные
состояния

Слайд 4

Механизмы
гиперболизация
схематизация
акцентирование
агглютинация
типизация

Слайд 5

— «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

Слайд 6

— это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

Слайд 7

-выделение различий и выявление черт сходства

Слайд 8

— в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается

Слайд 9

-выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.

Слайд 10

Слайд 11

-представляет собой сложную психическую деятельность, которая с точки зрения деятельностного подхода выступает или в виде целостного акта действительности, или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

Слайд 12

— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Слайд 13

различные неблагоприятные воздействия:
— во внутриутробном периоде (интоксикации, токсикоз);
— во время родов (родовая травма, асфиксия);
— в первые годы жизни ребёнка.

Слайд 14
Уровни речевого развития
Полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется посредством достаточно постоянных хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

3. Обиходная речь детей более или менее развернута, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений нет, имеются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.

Слайд 15

воображение органично связано с яркими эмоциональными переживаниями.

речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе

часто — копирование образцов и предметов ближайшего окружения , повторение собственных рисунков

использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Слайд 16

снижение мотивации в деятельности;
снижение познавательных интересов;
бедный запас общих сведений об окружающем мире;
отсутствие целенаправленности в деятельности;
несформированность операционных компонентов;
сложность в создании воображаемой ситуации;
недостаточную точность предметных образов — представлений;
непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;
недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Слайд 17
Список литературы
1.   Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. ‑ М., 1985
2.  Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.‑М., 1987
3.  Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии — 1988, № 6 .
14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2007.
5. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 1994.
6.   Психология дошкольника. Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. — М — 1997.
7.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие

— М — 1997.

Слайд 18
Спасибо за внимание!

Слайд 19
Составили:
Лимина Ольга
Исакова Наталья

Архангельск
2011г.

Посмотреть все слайды

Слайд 9Поощряйте детские игры с вымышленными персонажамиРебенок черпает новые знания, изображая

события как настоящей, повседневной, так и вымышленной реальности. Когда ребенок

придумывает сценарий игры и героев («Я — папа, а ты — мой ребенок, и ты заболел»), у него формируются навыки общения и развивается речь. Разыгрывая различные ситуации, ребенок научится выражать эмоции, ведь персонажи бывают веселыми, грустными или испуганными. Изображая супергероя, лошадь или волшебника, ребенок не только почувствует себя сильным и могущественным, но и поймет, что может быть кем угодно. Кроме того, в таких играх ребенок развивает самодисциплину: ведь он сам или с помощью друзей придумывает определенные правила и соблюдает их (обычно детские правила в играх настолько замысловатые, что вызывают удивление у взрослых). Малыш также лучше понимает причинно-следственные связи, когда воображает, как лягушка или собака поведет себя в той или иной ситуации. 
Возможно, самое главное заключается в том, что, создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, ребенок учится творчески мыслить и решать различные проблемы. Согласно проведенным исследованиям, у детей с богатым воображением по мере взросления не только продолжает развиваться фантазия, из них вырастают люди, умеющие эффективно решать разные проблемы. Тестирование таких детей в старшем возрасте показывает, что у «выдумщика» всегда найдутся идеи, как справиться с непредвиденными обстоятельствами и как выйти из сложной ситуации (например, что делать, если ребенок забыл дома учебник, который нужен ему в этот день в школе).

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Слайд 11Слушайте и ценитеПриключения Алисы родились в воображении Льюиса Кэрролла, однако

если бы он не записал свои мысли, мы бы так

и не узнали о существовании страны чудес и Зазеркалья. Важная часть развития воображения — умение делиться своими идеями. 
Лучший способ помочь ребенку сделать следующий шаг — это научить его слушать. Конечно, вербальные навыки у него еще не слишком развиты, но это дело времени и практики. Попробуйте сделать вот что — как-нибудь, например, во время поездки на машине начните рассказывать историю: «Жил-был на свете пес. У него была хозяйка — маленькая девочка. Они любили вместе гулять в парке. Однажды…» Затем предложите ребенку продолжить рассказ. Если он не сможет придумать целую сюжетную линию, он все равно будет помогать вам — предложите ему придумать имена для собаки и девочки. 
Когда ребенок что-нибудь рисует, попросите его рассказать о своем рисунке. Вместо того, чтобы сказать «Какой красивый дом ты нарисовал!» скажите: «Какие красивые цвета ты использовал в своем рисунке!». 
Позвольте ребенку изображать того, кого он хочет, а событиям игры разворачиваться в соответствии с его желаниями. Так он научится применять на практике все то новое, что он узнает каждый день. Возможно, это будет происходить шумно и сумбурно, но почему бы не дать ребенку воплотить свою задумку — ведь это может оказаться настоящим театральным или литературным шедевром. Если вы будете внимательно слушать ребенка, вам удастся следить за ходом его мыслей и, кто знает, может быть, так вы оживите свое собственное воображение и тогда объедините свои силы на пути к творческим успехам.

Н. А. Ветлугиной

Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. — М., 1990.

Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. — М., 1995.

Эльконин Д.Б., Психология игры. — М., 1999.

Приложение

Вербальные игры Материал. Набор вопросов.

Методика проведения. Предложите ребенку ответить на ряд вопросов, соблюдая одно правило: нельзя говорить «да» и «нет».

После того, как вы убедитесь, что он запомнил правило, следуют вопросы:

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Ты хочешь учиться?

Ты любишь болеть?

В конце упражнения не забудьте похвалить ребенка за работу.

Невербальные игры Материал. Рисунок лабиринта.

Методика проведения. Задача ребенка состоит в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта. Объясните ребенку, что есть условия, которые необходимо соблюдать в процессе работы. Повторите их ему несколько раз. После этого попросите ребенка самого повторить их.

В начале работы поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги.

Сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования.

Не задевай линий лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой).

Нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка).

Время выхода из каждого лабиринта — не более 1 минуты. Количество ошибок в каждом случае — не более 1−2.

Задания, требующие отсрочки выполнения Цель. Развитие умения смотреть на ситуацию «другими глазами» — развивать воображение, умения встать на точку зрения своего партнера.

Материал. Игровое поле, представляющее часть шахматной доски 3×3 клетки, полоска бумаги (по длине как 3 клетки поля) и 3 шашки.

Методика проведения. Предложите ребенку разместить 3 шашки на шахматном поле так, чтобы взрослый не смог положить полоску бумаги ни на какие 3 клетки подряд — ни по горизонтали, ни по вертикали, ни по диагонали.

Решение: надо разместить шашки на любой из двух диагоналей.

Копирование образца Материал. Рисунок, чистый лист бумаги, карандаш.

Методика проведения. Вы показываете ребенку рисунок и просите его нарисовать такой же.

Когда ребенок завершит свой рисунок, предложите ему проверить, все ли он верно отобразил.

Использование самоконтроля Цель. Развитие произвольного поведения и операции самоконтроля.

Материал. Ручка, бумага, карточка-образец (у воспитателя).

Методика проведения. Ребенку предлагается нарисовать домики. Но при их рисовании необходимо использовать следующие правила:

Рисовать попеременно то высокий, то низкий домик.

Расстояние между домами — 2 клетки, ширина домов — 2 клетки.

В высоких домах есть дверь.

После повторения правил несколько раз воспитатель просит ребенка самого назвать их, а затем показывает способ выполнения.

Затем воспитатель убирает свой рисунок и просит ребенка самого выполнить задание. После выполнения задания воспитатель достает свой образец. Ребенок сравнивает его со своим рисунком, исправляя ошибки, если они встречаются.

Слайд 10Поощряйте оригинальность ребенкаЕсли ребенок просит разрешить ему пойти третий раз

подряд в детский сад в обмундировании космонавта или одеть волшебные крылья, вы

можете оказаться в затруднительном положении. Взрослые привыкли к определенным нормам поведения и знают, что тапочки с заячьими ушками и старый спортивный костюм хороши для дома, но не для похода в магазин. И нам бывает сложно понять, почему такие вещи не очевидны для ребенка. Однако перед тем, как что-то запретить малышу («Сними сейчас же свои волшебные крылья!»), подумайте о том, что ему еще не известно о правилах поведения в обществе. Не волнуйтесь, все это не значит, что ребенок живет в мире фантазий, просто он еще не закончил играть. 
Будучи взрослыми, мы беспокоимся о том, как бы успеть сделать максимальное количество дел в минимальные сроки. Нас беспокоит мнение окружающих, поскольку нам знакомо чувство смущения. Все это необходимо, так как помогает нам преуспеть в общении и на работе. Однако не всегда стоит применять эти принципы в том, что связано с творческой стороной жизни. Вы можете и не осознавать до конца, что многим вещам придаете слишком большое значение. У детей все по-другому, они не волнуются, что не успеют сделать вовремя все дела или что выглядят глупо в глазах окружающих. Какие они счастливые!

Развитие воображения у детей дошкольного возраста, особенности

Как я уже сказала, воображение детей дошкольного возраста имеет некоторые характерные особенности. В первую очередь, стоит отметить, что оно не такое богатое и яркое, как может показаться. В 3-4 года ребенок способен воспроизводить образы на основе ранее полученной информации, но новыми элементами их обогащает пока что слабо. Он все еще не различает, где реальность, а где – вымысел, потому его так легко увлечь в мир сказочных героев и фантастических историй.

В этом возрасте уже начинает формироваться наглядно-образное мышление, что отражается и на воображении. К тому же в 3-4 года дети начинают глубже осваивать сюжетную, ролевую игру. На данном этапе развития они воспринимают предмет или явление достаточно буквально, потому в игре происходит простейшее замещение: листик с дерева – кораблик, палочка – лошадка, кусочек лоскутка, перевязанный ленточкой – куколка и т.д.

Малыш способен выполнить ряд простых заданий на воображение, например:

  • окончи сказку 2-3 предложениями;
  • придумай небольшой рассказ самостоятельно;
  • дорисуй недостающую половинку фигурам;
  • определи, что нарисовано на картинке и т.д.

К 5 годам обычный ребенок начинает воображаемый предмет (образ) дополнять новыми деталями, но оперируют уже хорошо знакомыми представлениями. Чего-то супер оригинального ждать пока не стоит. Вся опора идет на какие-то свойства знакомых игрушек, животных, сказочных героев, явлений природы и т.д. Безусловно, лучше всего в голове откладываются эмоционально окрашенные впечатления и ситуации. Творческое воображение пока непроизвольное, творческий замысел или отсутствует или проявляется совсем слабо. В игре отражается то, что видится повседневно. Если говорить о сказках, то ребенок вполне может придумать свою, потому что одушевляет героев, запоминает и разделяет нравственные качества. Повествование становится достаточно последовательным и логичным, но все-таки творческий характер пока не носит. За основу берется микс из нескольких уже изученных оригинальных характеров и сюжетов.

В старшем дошкольном возрасте воображение детей претерпевает значительные изменения. Здесь уже ребята начинают фантазировать и изобретать новые элементы в привычных им образах. Мы видим оригинальность в рисунках, поделках, сказках, игре. Воображение носит произвольный характер, уже присутствует и замысел, и планирование и последовательная его реализация. Ребенок глубже вникает в процесс познания средств создания новых образов, все меньше прибегает к наглядным опорам – воображение переходит во внутренний план.

Многие ученые пришли к выводу, что ближе к школе ребенок начинает создавать вымышленные миры, замещать реальность ими. Это особенно ярко проявляется у детей, находящихся в психотравмирующих ситуациях, длительных конфликтах с окружающей действительностью. Творчество ребенка, и чаще всего это – рисование, носит проективный характер, так как дошкольник отражает в нем свои переживания. Игры приобретают сложные сюжеты.

Развитие воображения у детей, 7 механизмов продуктивного воображения

Чем пользуется ребенок, какими операциями, когда его воображение развивается и работает? Развитие воображения у детей невозможно без последовательно формирования продуктивных механизмов действия.

  • Когда он создает целостный образ, синтезируя его из нескольких разных частей, мы говорим о типизации.
  • Слияние элементов реальности и их разъединение тоже имеет свое название – комбинирование.
  • Ребенок дошкольного возраста также использует преувеличение или преуменьшение, когда фантазирует.
  • Выделение тех или иных свойств и черт является акцентированием.
  • Создание целого образа по частям, планомерно, является реконструкцией.
  • Ближе к школе начинает использоваться агглютинация – сочетание разнородных свойств реальности.
  • Использование аллегорий и символов называется уподоблением.

Все эти процессы ребенок осваивает постепенно, по мере взросления и обогащения знаний об окружающем мире. К сожалению, у детишек с отклонениями в речи частично нарушено и познание мира. Они не до конца вычленяют и усваивают свойства предметов, явлений, хуже их анализируют, синтезируют и запоминают, не всегда могут применить знания по ситуации, естественно, не оформляют и не закрепляют их в речи. Это влечет за собой особенности развития воображения у детей с нарушениями речи.

Л. С. Выготского

Эта методика позволит осуществить исследование особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста с речевой патологией на следующем этапе работы.

Между тем, анализ и обобщение психолого — педагогической и методической литературы по данной проблеме, связанной с организацией работы с детьми с нарушением речи показал недостаточную практикоориентированность исследований и методов, которые не до конца используют потенциал дидактических игр для развития воображения у детей с нарушением речи.

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная и игровая деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень вербального воображения. Дети очень охотно включились в игровые ситуации, у них повысился интерес к игре.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют о том, что использование дидактической игры в сочетании с обучением на занятиях — одно из эффективных средств в развитии воображения у дошкольников с нарушением речи.

Проделанная коррекционная работа по развитию воображения при помощи игр у дошкольников старшего дошкольного возраста с нарушением речи показала положительные результаты. Разработанная методика улучшила воображение дошкольников с нарушением речи, что в дальнейшем позволит получить положительные результаты при коррекции речевых процессов.

Полученные результаты позволили разработать методические рекомендации по развитию воображения у дошкольников с нарушением речи.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2003. — 422 с.

Л. И. Этапы

Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. — 2001. — № 1(49) — с.

14.

Слайд 8Дети по своей природе склонны придумывать, однако они не всегда

знают, с чего начать. 
Чтение книг о далеких, загадочных странах и

людях способствует развитию фантазии у ребенка. Книжные картинки пополняют его запас слов и образов. Выбирайте книги с большими и четкими картинками. Сейчас, когда ребенок еще не умеет читать, вам необязательно запоминать в точности все содержание сказки, поэтому вы можете вносить свои изменения или дополнения. В этом возрасте для ребенка главное — расширять свои познания.Показывайте малышу различные картинки, от жуков до птеродактилей, имитируйте звуки, издаваемые животными и машинами.Изменяйте свой голос, когда читаете от лица разных персонажей.Обсуждайте с ребенком, что происходит или могло бы произойти с тем или иным героем.Постарайтесь ограничить просмотры видео и телевизора, так как это препятствует развитию собственного воображения ребенка.Слушать придуманные вами истории полезно для ребенка. Благодаря этим историям ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. Делая малыша главным героем рассказов, вы укрепляете его чувство собственной значимости. 
Вскоре ребенок сам начнет рассказывать вам свои истории, хотя сначала, вероятно, он будет повторять то, что услышал от вас. Переживать из-за этого не стоит, так как это часть процесса обучения. Со временем он поразит вас своей изобретательностью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: