Особенности формирования фонематического восприятия у детей с онр iii уровня

Преодоление фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Введение 3

Глава

1. Теоретические основы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

1.1. Формирование фонематических функций в онтогенезе 3

1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи 3

1.3. Формирование речи и речевые нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

1.4. Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

Обобщение теоретических основ исследования 3

Глава

2. Исследование особенностей фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы 3

2.2. Содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

Глава

3. Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (анализ экспериментальных данных) 3

3.1. Состояние звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи 3

3.2. Состояние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 3

3.3. Состояние фонематического анализа у детей с общим недоразвитием речи 3

3.4. Состояние фонематического синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3

3.5. Состояние фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи 3

Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы 3

Глава

4. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитие речи 3

4.1. Основные направления логопедической работы по результатам констатирующего исследования 3

4.2. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3

Заключение 3

Список литературы 3

Приложение 3

Приложение 1 3

Приложение 2 3

Приложение 3 3

Приложение 4 3

Приложение 5 3

Приложение 6 3

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи

Легче всего заподозрить тяжёлую степень ФФНР – грубое нарушение, когда речь практически непонятна: ребёнок не в состоянии правильно идентифицировать большую часть услышанных звуков, строить из них слоги и слова. В таких случаях дефект налицо, и родители своевременно бьют тревогу. Лёгкая степень ФФНР не так бросается в глаза и даёт повод для ложного спокойствия, ощущения, что малыш со временем «перерастёт» проблему. Это ошибка – с возрастом нарушение не только не исчезает само, но зачастую усугубляется.

Признаки фонетико-фонематического недоразвития речи лёгкой степени, которые можно обнаружить самостоятельно:

  • Шепелявость – искажение «ш», «ч», «с», «з», других шипящих и свистящих звуков.
  • Картавость – неправильное произношение «р».
  • Ламбдацизм – искажение «л».
  • Йотацизм – дефектное воспроизведение «й» в сочетании с гласными.
  • Замена звуков на похожие.
  • Пропуск или замена слогов в словах.
  • Добавление лишних звуков в слог.
  • Неправильное согласование слов в предложении.

Наличие таких речевых дефектов – повод немедленно обратиться к специалисту.

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Детей с ОНР логопед в детском саду направляет на Медико-Психолого-Педагогическую комиссию, специалисты которой определяют ребенка в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР не исправляется.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Автор статьи – Евгения Зайченко, логопед.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

Понятие и характеристика ФФН, классификация

Что это − фонетико-фонематическое недоразвитие речи? Под ФФН (или аббревиатура − ФФНР) понимается недостаточное формирование произносительной способности у ребенка из-за нарушения восприятия или неправильности произношения минимальной части слова (фонемы – компонента слова). В нашей стране количество детей с ФФН составляет 20-25%. Наиболее известными авторами, подробно описавшими ФФН и особенности фонематики, являются Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова. К механизмам патогенеза они отнесли не до конца сформированную артикуляционную функцию, а также нарушение восприятия звуков.

Причины и факторы возникновения ФФН:

  • Травмы головы во время родов.
  • Отсутствие занятий с ребенком.
  • Стрессовые ситуации.
  • Проблемы психологического характера.

Сравнение фонетического и фонематического дефекта

В логопедии ФФНР подразделяют на 2 понятия: фонетическое и фонематическое нарушение речевой функции. Согласно сравнительной характеристике, эти 2 варианта имеют существенные различия. Фонетический дефект произношения характеризуется искаженным воспроизведением звука. Это состояние можно объяснить на примере пациента, не способного произнести звук «Р» (ребенок картавит). Пациент знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими. Это состояние изменяет устную форму речи, но при этом ребенок пишет все буквы в словах правильно.

Фонематическое изменение в речевой функции включает полную замену определенного звука другим («лодинка» вместо «родинка»). Ребенок не видит разницы между звуками (в этом случае «Л» и «Р»). Нарушение может сохраняться у пациента до 5-летнего возраста и старше. При фонематической патологии у ребенка может нарушаться речевая функция и правописание.

Классификация ФФН по степеням тяжести:

  • Легкая – ребенок не способен различить (услышать) в речи только дефектные звуки, которые он сам не может правильно произнести. Остальные звуки ребенок различает хорошо.
  • Средняя – пациент не может различать большое количество звуков в речи, которые относятся к разным фонетическим группам, при этом устная речевая функция ребенка сформирована нормально.
  • Тяжелая – сильное нарушение распознавания и воспроизведения звуков в словах (ТНР – тяжелое нарушение речи), пациент не может выделить звуки, а также воспроизвести их последовательность.

Принцип наглядности в обучении

Принцип наглядности в обучении полагает наличие понятий:

  о наглядности как средствах, образующих в процессе обучения связь между конкретным и абстрактным мышлением, между предметно-практическим и теоретическим учебным материалом;

  об общепринятой в учебном процессе наглядности: словарные, натуральные, или естественные, изобразительные, объемные, условные, или символические, и технические средства;

  о специфических и вспомогательных аудиовизуальных и технических средствах обучения, направленных на коррекцию неправильной речи: логопедические зонды, магнитофон, корректофон, эхо-аппарат, метроном, тонометр, лингвоаппараты индивидуального пользования для звукоусиления и звукозаглушения, массажеры, компьютерные игры и тренажеры, коррекционно-обучающие и коррекционно-развивающие компьютерные программы (“Видимая речь”, “Фонема” и др.).

Необходимо рассмотреть понятия о методах обучения: словесных (рассказ, беседа, разъяснение, убеждение, внушение), наглядных (наблюдение, восприятие демонстрации общепринятых учебных пособий и технических средств) и практических (речевые упражнения в разных видах деятельности с использованием специфических аудиовизуальных и технических средств).

27 стр., 13204 слов

Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями

… процесс похож ход развития речи ребенка. Первыми развиваются тонкие движения пальцев рук, и только за ними появляется артикуляция. Все дальнейшее развитие речевых реакций стоит в прямой … анализ литературы по проблеме готовности к обучению письму детей с речевыми нарушениями. 2. Выбрать методики для проведения экспериментального обследования: устной речи и когнитивных функций, принимающих участие в …

Как налаживается произношение звука «р»

Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.

Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.

Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.

Клинические проявления

Для правильного звукопроизношения очень важен фонематический слух. Благодаря ему пациент может отличать разные звуки друг от друга, правильно составлять структуру слова. Если фонематический слух нарушается, пациент не видит отличий звуков в словах, которые произносят окружающие, не может правильно их воспроизводить. У пациентов с ФФН физиологический слух и интеллектуальные способности развиты хорошо. Больные имеют дизартрические нарушения, задержку речевого развития, дислалию.

Симптоматика ФФН во время развития ребенка:

  • Пациент меняет звуки в слове на те, которые ему удобнее произносить. Звуки «Л», «Р» заменяются на «И», «Л (мягкий звук)». Пример: ложка – лёжка, рама – лама.
  • Ребенок изменяет все шипящие и свистящие звуки («Ш», «С», «Щ») на удобные для него твердые (взрывные) звуки («Д», «Т»). Пример: в слове самолет пациент меняет звук «С» на «Т», получается «тамолет». В слове шапка ребенок изменяет звук «Ш» на более звонкий «Т» или «Д», получается слово «тапка» или «дапка».
  • Ребенок может некоторые звуки в отдельности произносить правильно, но при использовании их в словах у пациента возникают замены или ошибки произношения. Пример: звуки «Л», «Р», «С», «В» отдельно ребенок воспроизводит правильно, а в словах эти звуки часто заменены другими, схожими по произношению («рама» – «лама»).
  • У пациента отмечаются затруднения в воспроизведении 2 и более звуков. Ребенок заменяет трудный звук другим, более простым для произношения. Пример: киса – тиса, собачка – тобачка, чашечка – ташечка, шишки – тишки.

При наличии диагноза ФФН ребенок может даже в 5-летнем возрасте говорить неправильно. В школьном возрасте недоразвитие речевой функции способно привести к ошибкам в письме, затруднениям в понимании школьного материала. Часто окружающие плохо воспринимают речь ребенка во время школьных занятий и повседневного общения.

Некоторые пациенты с ФНР могут иметь легкую степень патологии, грамотно писать. При этом они не способны воспринимать множество звуков в словах. Такая симптоматика значительно усложняет диагностику ФФН.

Сопутствующими симптомами ФФНР считаются уменьшение концентрации внимания, сниженная мыслительная функция при решении логических задач или при проведении какого-то действия. Ребенок с нарушением речевой функции часто плохо понимает абстрактные вещи.

Выдержка из текста

Особенности нарушений фонематических функций у дошкольников с ОНР

Все вышесказанное обуславливает актуальность теоретического и практического исследования сенсорных функций детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР) и целесообразность наиболее ранней диагностики сформированности представлений сенсорных функций у данной категории детей. Ведь совершенствование с возрастом сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения, практики. Надо научить ребенка обследовать предметы, причем не только какой-то определенный круг качества, наиболее часто встречающийся, а сформировать общие сенсорные умения. Это поможет ему быстрее и успешнее овладеть как свойствами новых для него предметов и явлений, так изменившимися качествами уже знакомых.

Особенности фонематических функций у дошкольников с ОНР

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня проблема формирования у них фонематического анализа и синтеза занимает важнейшее место в логопедии, а вопрос о направлениях логопедической работы по развитию и коррекции остается одним из самых актуальных. Проанализировать современную литературу по проблеме состояния фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и экспериментальным путем выявить типологические особенности среди групп ОНР и ФФН.

Нарушение речевых и неречевых психических функций у дошкольников с ОНР

Логопедическая работа по коррекции фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

Сравнительная характеристика развития фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР и ОНР

Организация обучающего эксперимента

Экспериментальная работа проводилась в течение 1997-2001 года. Цель состояла в апробации комплекса инновационных организационно-методических мероприятий в практику работы логопедических групп. В соответствии с данной целью была представлена модель построения системы коррекционно-развивающей работы, которая учитывала современные требования к проведению логопедических занятий на основе личностно-ориентированного подхода; стартовые и потенциальные возможности каждого ребенка; уровень профессионального мастерства учителя-логопеда. Таким образом, работа по апробации модели развернулась параллельно в трех взаимосвязанных и взаимообусловленных направлениях:

1 Планирование и проведение логопедической работы с учетом выявлен ных в ходе первичного обследования стартовых возможностей, индивидуально-типологических особенностей и потенциальных возможностей развития дошкольника с фонетико-фонематическим недоразвитием (с использованием системы мониторинга развития и коррекции детей с ФФН) 2. Актуализация механизмов саморазвития профессионально-личностных качеств учителя-логопеда и развитие профессиональных знаний и умений v Оптимизация и интенсификация логопедических занятий на основе выявленных индивидуально-типологических особенностей контингента дошкольников с ФФН; использование адекватных им методик и приемов коррекци-онно-развивающей работы.

Общая характеристика групп:

Клиническая характеристика обследованных детей:

Анамнез большинства детей указывал на различные нарушения в протекании антенатального, интранатального и постнатального периодов. Анализ подробного медицинского анамнеза выявил случаи патологии беременности, родов, раннего периода развития (токсикоз, асфиксия, наложение щипцов, стремительные роды и т.д. с последующим неблагополучием периода новоро-жденности), причем эти неблагоприятные факторы раннего развития в большинстве случаев не приводили к выраженным органическим нарушениям, проявляясь лишь в виде микроорганической симптоматики.

В физическом статусе: отмечалось отставание в физическом развитии (это, как правило, обшая физическая слабость), двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений

В неврологическом статусе, обнаруживалось наличие микросимптоматики; наблюдались стертые, неярко выраженные парезы, гиперкинезы, синкине-зии в мимической и речевой мускулатуре, изменение мышечного тонуса, асимметрия лица, рта. В вегетативной нервной системе изменения были мозаичны, фрагментарны. Они проявлялись в цианичности языка, повышенной саливации.

В психологическом статусе: выявлялись нарушения в эмоционально волевой сфере

У одних детей отмечалось беспокойство, расторможенность; у других — напротив — вялость, пассивность, безынициативность Для детей характерна повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память

Характеристика экспериментальной группы:

Из 17 дошкольников, зачисленных в логопедическую группу, только 4 были отнесены врачами к основной группе здоровья. 3 детей находились под наблюдением невропатолога по поводу энцефалопатии и гидроцефально-гипертензионного синдрома после внутричерепной родовой травмы. У 2 детей ФФН выступало на фоне стойкой дизартрической патологии. Из 17 детей-6 страдают хроническими соматическими заболеваниями. Один ребенок воспитывается бабушкой (перенес психотравмирующий стресс).

Характеристика контрольной группы:

Из 15 детей, зачисленных ПМПК в логопедическую группу для дошкольников с ФФН — 3 были отнесены педиатрами к основной группе здоровья. Пятеро из них находились под наблюдением невропатолога до года. У одного ребенка ФФН проявлялось на фоне стойкой дизартрической патологии (мама ребенка умерла во время родов, ребенка извлекали при помощи наложения акушерских щипцов). Четверо детей из группы страдали хроническими заболеваниями

Рассмотрим первый компонент модели, способствующий повышению эффективности логопедической работы: «Углубленное комплексное обследование старших дошкольников с ФФН и мониторинг за их развитием».

Результаты сравнительного обследования стартовых возможностей дошкольников с ФФН представлены в таблице 6.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Для записи на консультацию логопеда или нейропсихолога звоните по тел.: (812) 642-47-02.

Принципы доступности, последовательности и систематичности

Принципы доступности, последовательности и систематичности полагают наличие понятий: о плавном и доступном для ребенка-логопата наращивании сложности речевых упражнений в процессе формирования у него навыков правильной речи и поведения, руководствуясь правилами: от простого к более сложному, от легкого к более трудному, от известного и прочно усвоенного к новому и неизведанному, от сохранных сторон речи к нарушенным, т. е. от опоры на сохранные навыки правильной речи и подведения к их постепенному расширению и наращиванию новых качеств и навыков.

Сюда же включается понятие об обходном коррекционно-педагогическом пути (по Л.С. Выготскому): от коррекции отдаленных, вторичных признаков дефекта к коррекции его первичных, ядерных проявлений, а также понятия:

  о логически последовательной и целесообразной реализации содержания логопедических занятий и выборе необходимых для этого организационных форм, приемов и средств;

  о поэтапной последовательности логопедических занятий с детьми, имеющими разные речевые нарушения;

  о регулярности и непрерывности коррекционно-речевых занятий, обеспечивающих успешность и прочность образования новых, правильных навыков речи и поведения.

Рекомендации родителям

При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:

Поощрять интерес ребенка к проведению занятий по коррекции ФФН речи.
Упражнения, которые способствуют улучшению артикуляции, необходимо проводить систематически. Лучше это делать, стоя перед зеркалом, в течение десяти минут.
Если, работая над ФФН, логопедом был поставлен определенный проблемный звук, то следует строго следить за его правильным произношением.
Нужно стимулировать ребенка говорить не спеша, размеренно.
Не вдыхать во время произношения предложения, а выдыхать.
Во время занятий чтением обязательно выдерживать паузу в конце каждого предложения.
Выделять голосом логические ударения, присутствующие в тексте.
Хорошо, если в речи взрослых отсутствуют ФФН

Кроме этого важно, чтобы родители разговаривали с малышом внятно, четко, ясно, спокойно и доброжелательно.
Чтобы успешно преодолеть ФФН детской речи, вся семья должна быть настроена на положительный результат.

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).

Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.

У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.

Случай из практики

Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.

Принцип индивидуального подхода

Принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы полагает наличие понятий: о первичном и динамическом изучении ребенка-логопата; о сборе анамнестических сведений о ребенке и приемах его логопедического обследования; об индивидуальных и групповых занятиях; о принципах комплектования логопедических групп детей с однородными речевыми нарушениями; о полезности и комфортности условий групповой работы для всех детей и каждого ребенка-логопата в отдельности; о подборе посильных заданий для каждого ребенка на занятии; о мерах поощрения и стимуляции его к активной работе, о пробуждении и развитии природных способностей и дарований ребенка и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: