Формирование фонематического анализа и синтеза в онтогенезе

Фонетико-фонематическое развитие у детей с патологией и в норме

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В онтогенезе фонематический слух происходит спонтанно и в очень раннем возрасте.

Когда ребенку две недели от роду, услышав шум или чей-то голос, он прекращает плакать, затихает или отвлекается от процесса кормления.

В таблице ниже я расскажу о возрастных нормах развития фонематического восприятия.

Дофонематический этап развития речи (понимание речи не развито)
Эмбриональное развитие Начинают закладываться способности к восприятию звуков речи.
1-2 месяца Ребенок дает реакцию на внешние шумовые вибрации: погремушка, голоса, мелодии и тд.
2-3 месяца Ребенок начинает искать, откуда идет звук: крутить головой, переворачивается в нужную сторону.
3-6 месяца Ребенок уже находит глазами источники звука, может различать голоса, определяет интонации голоса (ласковый или строгий). По-разному реагирует на спокойную и активную мелодии
Фонематический этап (языковой)
6-7 месяцев Малыш уже не просто слышит разные звуки, а учиться воспринимать услышанную речь. Большая семантическая роль в этот период отводится навыкам распознавания ритмов.
7-8 месяцев Ребенок понимает много слов, в том числе и названия тех предметов, которые он видит.
9-12 месяцев Вместе с распознаванием интонации и ритмов, ребенок начинает извлекать звуковой рисунок, который формирует какое-либо слово.
2 года В этом возрасте ребенок понимает и может различить слова, которые отличаются лишь одной фонемой, например, “Роса-коса”. У ребенка формируется восприятие звуков речи.
3 года Ребенок способен различать гласные и согласные звуки, шипящие/свистящие, мягкие/твердые, сонорные (звонкие согласные с минимальным шумом)
4 года Ребенок различает все звуки. В этом возрасте продолжается формирование фонематического восприятия и произношение звуков.
Заключительные этапы
5 лет Завершается спонтанное фонематическое развитие.Ребенок способен различать образы предметов и звуков по отдельности.
6-7 лет Приходит полное осознание звуковой стороны слов

Само фонематическое восприятие звуков образуется в результате взаимной связи слуховых и кинестетических вибраций, которые поступают в кору головного мозга.

Примеры упражнений

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:

  1. «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
  2. «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
  3. «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
  4. «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.

Методики развития

Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.

Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:

  • артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
  • дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
  • воспитание интонационной выразительности речи;
  • формирование умения контролировать силу голоса;
  • занятия на правильное произношение всех звуков;
  • звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
  • игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).

При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.)

Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.

В каком возрасте начинать занятия?

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование приходится на возраст 4 года и продолжается до 5–6 лет. При этом наиболее чувствительным, значимым периодом развития остаются первые годы жизни.

Если до 2 лет с ребенком разговаривать правильно, не сюсюкая, читать понятные ему стихи, учить чистоговорки, то риск нарушений фонематического слуха уменьшается в разы. Иными словами, проводить занятия можно с самого раннего дошкольного возраста. Существует масса упражнений и игр на развитие фонематического слуха у детей 1 года, 2-3 лет и старше. В каждом случае подбираются задания, соответствующие возможностям малыша.

Важно. Оптимальное время для развития фонематического слуха – дошкольный возраст

Дальше решать имеющиеся проблемы будет все сложнее, а после 9 лет практически невозможно.

УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.

Фонематический (сенсомоторный) уровень Фонологический (языковой) уровень
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание. Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове.

Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.

Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.

Признаки нарушения

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

  • дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
  • пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
  • слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

— дофонемная (от рождения до 1 года);

— фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Примеры упражнений

Игры на развитие фонематического слуха многочисленны и разнообразны, поэтому им посвящена отдельная статья. Несколько примеров упражнений:

  1. «Путаница». Задача: хлопнуть в ладоши при правильном произнесении слова. Ребенку показывается картинка, к примеру, с изображением кастрюли. Сначала взрослый громко и четко произносит правильное название (знакомит с ним малыша). Затем начинает намеренно искажать: тастрюля, састрюля, бастрюля, дастрюля. Примерно в середине «кастрюля» произносится правильно, и этот момент обозначается хлопком. Потом картинка и слово меняются.
  2. «Лишний звук». Задача: исключить лишний слог (слово). Взрослый отчетливо произносит: та-та-та-да-та, са-за-са-са-са, кот-кот-тот-кот.
  3. «Звук заблудился». Задача: Понять, что не так в предложении и исправить. Пример: по весне распустились светы (цветы), во рту выросли дубы (зубы), щенок живет в булке (будке), мама заплела почке (дочке) косу.
  4. «Где звук?». Игра для школьников. Задача: на карточке со словом правильно разместить фишку. К примеру, взрослый называет звук «У», а перед ребенком кладет карточку со словом «Ужин». Правильное местоположение фишки – первая буква.

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Фонематическое восприятие – это возможность воспринимать слова за счет восприятия звуков, определять, сколько в слове звуков и слогов, какой согласный звук стоит в конце слова, а какой впереди, какая гласная в середине и тд. Порой родители приходят на прием к специалисту со словами: “У моего ребенка каша во рту”. Именно так воспринимается речь ребенка, у которого есть проблемы с фонематическим восприятием.

Когда фонематическое восприятие сформировано правильно, то ребенок будет произносить звуки и слова тоже правильно, произношение будет чистым и чётким, он с легкостью сможет научиться читать и писать, усвоит грамматический речевой строй.

Фундаментом развития фонематического восприятия считается правильное развитие понимания на слух. Поэтому, детки, у которых есть проблемы с фонематическим восприятием, страдают от нарушения слуховых функций.

Словарный запас ребенка не пополняется новыми словами, в которых присутствуют звуки, которые сложно различить. Отсюда следует, что грамматический строй речи не формируется.

В связи с этим ребенок отстает в развитии от своих сверстников.

В этой статье мы поговорим о возрастных нормах в онтогенезе и об этапах усвоения фонемы языка.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

  • Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
  • Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
  • Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
  • Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.

«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Цель:

обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:

  • заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
  • расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.

СЛАЙД №1.

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:

  1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
  2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
  3. Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
  4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)

СЛОВАРИК.

СЛАЙД №2.

Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.

Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.

Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)

СЛАЙД №3.

Дети к 5 годам должны уметь (то есть формируются простейшие формы звукового анализа):

  • выделение гласных ударных звуков в словах (аист, утка и т. д.), согласные в
  • начале слов (танк, пушка, папа и т. д.);
  • узнавание звука в слове (есть ли звук к
  • в слове кошка, танк);
  • подбирать слова с заданным звуком
  • (назови слово со звуком м);
  • различать на слух слова, отличающиеся одной
  • фонемой (мышки — мишка, почка — бочка и т. д.).

СЛАЙД №4,5.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.

Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко»

Презентация «Фонематический слух»:

Андронова Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
г. Советский, Тюменская обл., Хмао-Югра

Признаки нарушения

Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.

В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):

  • дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
  • пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
  • слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).

У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука .

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

УРОВНИ РЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Говоря о фонетике, выделяют два уровня речевого восприятия.

Фонематический (сенсомоторный) уровень Фонологический (языковой) уровень
Это способность различать звуки речи на слух и выдавать их с помощью артикуляции. По сути это общее речевое звучание. Распознавание речи на уровне фонемы. Способность определить звуковую последовательность и количество звуков в слове.

Та речь, которую слышит ребенок, представляет из себя достаточно трудный и нестабильный звуковой процесс. Задачей ребенка становится нахождение звуков и звуковых соединений, с помощью которых можно различать смысл сказанного.

Но также ребенок должен уметь обобщать звуки речи, это называется семантической ролью языка.

Нормальное развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе

Фонетико-фонематическое развитие у детей с нормой речевого развития характеризуется рядом особенностей, связанных с возрастными особенностями определенного периода дошкольного детства. В онтогенезе становление и развитие фонетико-фонематической стороны речи осуществляется последовательно и постепенно.

Особенности фонетико-фонематического развития у детей с нормой речевого развития в онтогенезе:

  1. Возраст 2-3 месяца – отмечается развитие слуха ребенка, появляется отклик на голос и звук. Ребенок способен различать голоса, звукосочетания и некоторые слоги. Этот период характеризуется тем, что у ребенка возникает гуление.
  2. Возраст 3-4 месяца – гуление сменяется лепетом. Особенностью этого возрастного периода является то, что у ребенка происходит первичное развитие фонематического слуха. Так, если ребенок слышит звук, то он прислушивается к нему и пытается найти источник. Если взрослый обращается к ребенку, то он поворачивает на его голос голову, выказывает определенные эмоции.
  3. Возраст 6 месяцев – характеризуется появлением четких звуков. Однако данные звуки еще не достаточно сформированы, их произношение не устойчиво. Произношение звуков происходит в виде коротких звукосочетаний. Ребенок уже хорошо понимает смысл интонации, с которой к нему обращается взрослый и реагирует на тон голоса.
  4. Возраст 1 год – характеризуется достаточно хорошим произношением простых по артикуляции звуков. В этом возрасте осуществляется постепенное становление и правильное произношение практически всех звуков. Какие-то звуки даются детям легко, какие-то произносятся с затруднением. В целом качество произношения во многом зависит от подвижности и состояния артикуляционного аппарата ребенка, который только сейчас начинает функционировать с должной активностью.
  5. Возраст 2-х лет – дети способны активно и достаточно «чисто» произносить мягкие согласные и гласные. Основной особенностью этого возрастного периода можно назвать то, что у ребенка возрастает умение подражать речи взрослых, а также значительно повышается уровень понимания речи окружающих людей. Словарь ребенка постепенно обогащается, он учится самостоятельно использовать в своей речи простые по фонематической структуре слова.
  6. Возраст 3-х лет – у ребенка отмечается значительное повышение подвижности артикуляционного аппарата, но при этом его произношение еще достаточно далеко от нормы. Взаимодействуя с окружающими, ребенок стремится приблизить свое произношение к идеальному, в связи с чем, сложные по артикуляции звуки он заменяет на простые.
  7. Возраст 4-х лет – происходит последующее укрепление и развитие артикуляционного аппарата, его движения приобретают все большую подвижность и координированность. В активной речи появляются сложные по произношению фонематические звуки (шипящие, твердые согласные, сочетание нескольких гласных). Ребенок способен выявить фонематические ошибки в произношении не только у себя, но и других.
  8. Возраст 5-ти лет – подвижность артикуляционного аппарата достаточно высокая, большинство детей в этом возрасте правильно и четко произносят сонорные и шипящие звуки. Фонематические процессы в этот возрастной период совершенствуются: дети способны выявить и определить звук в потоке звуков; подобрать слово на заданный звук; способны различить понижение и повышение громкости речи, ускорение или замедление ее темпа.
  9. Возраст 6-ти лет – ребенок способен уже достаточно правильно произносит все звуки родного языка, а также слова разнообразные по слоговой структуре. Одной из особенностей является хорошая развитость фонематического слуха, который позволяет выполнять следующего рода задания: выделять слоги в словах, различать близкие по звучанию фонемы.
  10. Возраст 7-ми лет – речь ребенка максимально приближена к речи взрослого, он имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа, что является предпосылкой к овладению грамотой.

Фонематический анализ и синтез в онтогенезе

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Методики развития

Развивать фонематический слух возможно только постепенно. Сначала ребенок учится распознавать не схожие между собой звуки, затем узнает о правильном и неправильном произношении, начинает находить ошибки в знакомых словах. Дальше формируется способность проводить фонематический анализ, вычленять звуки в частях слова (начале, середине, конце), подбирать рифму. На заключительном этапе, уже в школе, ребенок может определять количественный звуковой состав слова. У него открывается способность использовать проверочные слова и понимать правила.

Методика развития фонематического слуха основана на формировании умения ориентироваться в звуковой стороне слова. Обучение проводится в форме игры и включает в себя следующие упражнения:

  • артикуляционная гимнастика, направленная на улучшение подвижности языка, губ и т. д.;
  • дыхательная гимнастика, позволяющая правильно направлять струю воздуха (например, упражнение «Свечка», «Перышко»);
  • воспитание интонационной выразительности речи;
  • формирование умения контролировать силу голоса;
  • занятия на правильное произношение всех звуков;
  • звуковой анализ слов (подбор схожих и различных по звучанию слов, выделение мягких и твердых звуков, звонких, журчащих, шипящих и т. д.);
  • игры со словами (например, подобрать слово, которое начинается на определенный звук).

При этом обязательно нужно брать во внимание индивидуальные особенности ребенка, среду воспитания, дефекты строения речевого аппарата (укороченная подъязычная связка, маленький и узкий язык, открытый прикус и т. д.)

Также при развитии фонематического слуха следует учитывать последовательность различения звуков – сначала гласных, затем шумных и сонорных согласных, твердых и мягких, губных – язычных, глухих — звонких, шипящих – свистящих.

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи

Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша

Фонематические ряды

Фонематические ряды – это последовательность слов или звуков, которая служит для изучения фонем и их различий в языке. Они используются в лингвистике и фонетике для анализа фонематической структуры языка и определения наличия и различий между фонемами. Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л».

Фонематические ряды (таблица, схема)

Фонематические ряды позволяют исследователям выявить фонемные закономерности и описать звуковую систему конкретного языка. Они помогают исследователям установить значимые различия между звуками в языке и определить, какие звуки играют роль в различении слов.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

— дофонемная (от рождения до 1 года);

— фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Почему нужно его развивать?

Без понимания звуковых особенностей речи окружающих, ребенку будет тяжело научиться говорить. При развитом фонематическом слухе малыш осознает, что он произносит слово неправильно, и пытается самостоятельно добиться правильного произношения. Если разница между схожими звуками не улавливается, формируются устойчивые замены «жук – кук», «шишка – сыска». Чем хуже развит фонематический слух, тем сильнее выражены речевые проблемы. В таких случаях говорят, что у детей словно каша во рту.

Если проблема не решается в дошкольном возрасте, из нее вытекает множество новых, куда более серьезных. Ребенок испытывает сложности с чтением, письмом, изучением других языков. Ему с трудом дается слияние слогов, выделение отдельных звуков, он неверно пишет окончания и многое другое. У школьников начинается серьезное отставание по школьной программе.

Выводы

Таким образом, можно сделать такие выводы:

Функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Фонематический слух заключается в способности обобщать различные звучания в отдельные группы, объединять звуки, беря за основу одни существенные и игнорирующие другие, случайные признаки. Процесс восприятия речи делится на две стадии: дофонемную и фонемную. Н. Х. Швачкин выделяет 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов. Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание

Корчагина Лариса, учитель-логопед (Санкт-Петербург)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: