1 этап — узнавание неречевых звуков

Практико-ориентированный логопедический
проект по развитию фонематического
слуха у детей 6-7 лет
«фонематическая мозаика» | дошкольное образование  | современный урок

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные нарушения речи.

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.

Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.

Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Проблема исследования: выявление подходов, позволяющих повысить эффективность формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Объектом исследования является нарушение звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием.

Предметом исследования является процесс формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Целью исследования является решение поставленной проблемы формирования звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

Гипотеза исследования: проведение специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР эффективно.

Задачи.

1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи, формирования фонематической системы в онтогенезе, нарушений звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией.

2. Изучить приемы работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ФФНР, предложенные различными авторами;

3. Экспериментально выявить уровни сформированности  звукослогового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с нормативным речевым развитием и у детей с ФФНР;

4. Наметить основные пути коррекционно-логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза;

5. Экспериментально проверить эффективность проведения специальной системы логопедической работы по формированию звукослогового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР;

6. Подготовить методические рекомендации по формированию звукослогового анализа и синтеза для логопедов и специалистов, работающих в сфере дошкольного образования.

Важнейшие источники исследования:

— литература по вопросам психолингвистики, лингвистики, логопедии, теории и методики проблемы;

— методические пособия по логопедии;

— логопедическая документация;

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:

1. Изучение состояния проблемы в теории и практике;

2. Анализ данных по проблеме исследования и выработка гипотезы;

3. Беседа с логопедом, воспитателями, родителями и детьми;

4. Количественная и качественная оценка итогов эксперимента и ее соотнесение с гипотезой исследования;

5. Сравнительно сопоставительный анализ полученных экспериментальных данных;

Новизна и теоретическая значимость исследования: выделены и подробно охарактеризованы уровни формирования звукослогового анализа и синтеза, которые позволяют эффективно организовать коррекционную работу с учетом структуры нарушения.

Публикация «Развитие фонематических процессов у детей, как одного из базовых условий речевой готовности к школе» размещена в разделах

  • Готовность к обучению в школе. Консультации
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Развитие фонематического слуха
  • Темочки

Что же такое речевая готовность детей к обучению в школе?

Речевая готовность -это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы, а именно сформированность: звукопроизносительной стороны речи; фонематического слуха и восприятия; лексического запаса; грамматического строя; связной речи в целом.

Рассмотрим более подробно:

Умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме.

Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

Полная сформированность фонематического слуха, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:

Ребенок умеет выделять начальный гласный звук из состава слова, проводить анализ звукосочетаний из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный — cогласный типа АН; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, слышать последовательность звуков в слове. Так же правильно употребляет термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умеет работать со схемой слова, разрезной азбукой, сформированы навыки по слогового чтения.

Богатый словарный запас

Ребенок умеет четко подбирать слова при назывании действий, предметов, употреблять в связной речи слова с обобщающим значением, подбирать антонимов и синонимов и тд.

Даже если у ребенка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Сформированность грамматического строя речи.

Ребенок пользуется разными способами словообразования, обладает навыками словоизменения — это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т. д., умеет работать с предложением; самостоятельно находить ошибки и устранять их.

Связная речь

Под этим понятием понимаются развернутые последовательные высказывания, которые использует ребенок для выражения своих мыслей и желаний, умение составлять предложения по опорным словам и картинкам, составлять самостоятельно рассказ (описание, рассказ по картине, из личного опыта).

Рассматривая понятие речевой готовности можно выделить основные компоненты, на которых строится дальнейшее развитие устной речи : правильное звукопроизношение и сформированность фонематических процессов.

Какую же роль играют фонематические процессы и на что влияет их несформированность?

Фонематический слух играет важную роль в овладении звуковой стороной языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение.

Несовершенный фонематический слух тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, что является серьезным препятствием в овладении ребенком письменной речью и проявляется в школьном возрасте как такое отклонение речи, как дисграфия и дислексия.

Несомненна связь фонематического слуха и в формировании лексико-грамматических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы. Это отрицательно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Таким образом, необходима целенаправленная работа по формированию речевых навыков для обеспечения своевременной подготовки детей к школьному обучению и предупреждению возникновения нарушений письменной речи уже в с раннего дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Бастан, У. Н. Проявление нарушений фонетического слуха у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня / У. Н. Бастан. – Текст: непосредственный // Логопедия: науч. — метод. журн. – 2015. – № 3. – С. 69-74.
  2. Болдинова, О. Г. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза у дошкольников с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте / О. Г. Болдинова, Е.Н. Андреева. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 41-44. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44207553 (дата обращения: 08.06.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  3. Васильева, Е. Е. Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи III уровня / Е. Е. Васильева. – Текст: непосредственный // Логопед в детском саду: науч. — метод. журн. – 2017. – № 1. – С. 9-18.
  4. Верютина, Л. И. К вопросу о формировании звуко-буквенного анализа у старших дошкольников с ОНР / Л. И. Верютина, Т. П. Ларкина. – Текст: электронный // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2018. – Т. 1. – С. 21-24. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32756855 (дата обращения: 08.06.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  5. Макарова, Т. Г. Сравнительный анализ сформированности операций фонематического анализа и синтеза у школьников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи / Т. Г. Макарова. -–Текст: непосредственный // Логопед в детском саду: науч. — метод. журн. – 2017. – № 1. – С. 3-8.
  6. Имамова, З. Х. Существующие подходы к фонетическому разбору / З. Х. Имамова. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2003. – № 9. – С. 35-38.
  7. Лагутина, С. А. Технология воспитания звуковой культуры речи у старших дошкольников с ФФН и ОНР / С. А. Лагутина, Е. А. Пономаренко. – Текст: непосредственный // Логопед : науч. — метод. журн. – 2014. – № 7. – С. 93-104.
  8. Филичева, Т. Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Текст: непосредственный // Логопедия. – 2013. – № 1. – С. 43-49.
  9. Марамыгина, Е. Л. Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Л. Марамыгина. – Текст: непосредственный // Психолого-педагогические инновационные технологии в развитии личности на разных возрастных этапах: материалы науч.-практ. конф. (28 нояб. 2014 г.; Шадринск) / сост. С. В. Истомина. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. – Ч. 2. – С. 162-166.

Стадии восприятия речи

Н.Х. Швачкин процесс восприятия речи делит на 2 стадии:

— дофонемная (от рождения до 1 года);

— фонемная (соответственно после года).

Дофонемная стадия. Ребёнок не различает фонем, звуко-слогового состава слова. На этом этапе звуковой комплекс ребёнка имеет несколько значений. Иначе говоря, до 1 года семантическую нагрузку несёт не фонема, а интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова. Причём до 6 месяцев интонация играет ведущую роль, а на 6-м месяце семантическую направленность получает ритм.

Фонемная стадия. «Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения». До этого момента ребёнок узнавал слова по звуковому рисунку, а с этого момента начал различать фонемы. Сначала контрастные, затем сложные и последними различает акустически близкие.

Алгоритм звукового разбора слова

1. Произнеси и послушай слово.2. Найди ударный слог, а затем скажи слово по слогам.3. Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.4. Обозначь выделенный звук условным значком.5. Протяни (выдели) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. И так далее до конца слова.6. Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли слово. Если дополнить данный план фонетического разбора еще одним пунктом: обозначь каждый из звуков буквой и объясни ее выбор,— ученик перейдет от звукового разбора к звукобуквенному. Но чтобы обращение к буквам не превратило разбор в буквеннозвуковой, звуковой анализ слова должен входить в звукобуквенный разбор как его обязательная первоначальная ступень.

Фонематический анализ и синтез в онтогенезе

Понятие онтогенеза

А. Н. Гвоздев считает, что функция слухового анализатора ребёнка формируется рано, значительно раньше, чем речедвигательного. Уже на второй неделе жизни ребёнок, услышав звуки голоса, перестаёт сосать грудь; прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Он рано различает звуки человеческого голоса и отвечает на этот раздражитель в зависимости от интонации либо улыбкой, либо плачем .

С 6 месяцев путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, подражания тону, темпу, ритму, мелодике и интонации.

К 2-м годам дети начинают различать слова-квазиомонимы (паронимы). К этому возрасту заканчивается формирование фонематического слуха, о чём свидетельствует фонематическое различение ребёнком всех звуков родного языка. Он способен различать на звук слова, отличающиеся одной фонемой .

В процессе раннего речевого развития, экспрессивная и импрессивная речь тесно связаны: с одной стороны, речевое развитие стимулирует слуховое восприятие, с другой стороны, уточняет собственное произношение.

Фонематические ряды

Фонематические ряды – это последовательность слов или звуков, которая служит для изучения фонем и их различий в языке. Они используются в лингвистике и фонетике для анализа фонематической структуры языка и определения наличия и различий между фонемами. Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л».

Фонематические ряды (таблица, схема)

Фонематические ряды позволяют исследователям выявить фонемные закономерности и описать звуковую систему конкретного языка. Они помогают исследователям установить значимые различия между звуками в языке и определить, какие звуки играют роль в различении слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: