Как развить и тренировать память у ребёнка? советы психолога

Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста

Упражнения, развивающие память

Не стоит воспринимать процесс обучения как нечто скучное и неинтересное. Даже обычные игрушки можно использовать в процессе. Такие занятия определенно придутся малышу по душе.

Развитие памяти у детей начинают с простых заданий. Только после успешного выполнения их постепенно усложняют. Обычно берут столько предметов, сколько лет малышу, т.е. если ему два года, то две игрушки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо идет игра «Спрячь предмет». Для этого в разных местах раскладывают игрушки, дают ребенку время для запоминания, после чего просят его выйти. Взрослый в этот момент прячет игрушку и просит вернувшегося малыша сказать, что изменилось.

Есть простой способ развить память у детей. Достаточно каждый день расспрашивать ребенка о детском саде.

Поэтому дошкольник рассказывает о том, что он ел на завтрак и обед, во что играл, какие занятия были. Дополнительно у него формируется навык связной речи.

Тренировать память можно посредством обсуждения сказок. Как только взрослый прочитает какую-то сказку, стих или историю – ее нужно подробно разобрать. Малыш должен назвать главных героев, основные события и т.п.

Обязательно нужно улучшать не только зрительную память, но и слуховую, для этого подойдут игры с мячом. Дошкольник должен ловить его только в случае, если называется «съедобное» слово или оно начинается на звук .

Обратите внимание! С несколькими детьми можно усложнить работу. Каждый малыш называет какой-нибудь предмет из темы «Транспорт» (или любой другой), после чего ведущий должен воспроизвести все названные слова

Дополнительно можно сделать мемо-игры по любой теме. Для этого нужно сделать набор парных карточек. Например, разных овощей. Для начала можно ограничиться 10 парами.

Перед ребенком выкладывают карточки рубашками вверх. Он должен искать одинаковые, но за раз он поднимает только две штуки.

Есть готовые наборы мемо-игр из разных материалов

Не всегда родители понимают, как развить память у ребенка. В таком случае им поможет консультация у психолога. Специалист подскажет упражнения для разных периодов.

Например, в старшем дошкольном возрасте можно называть ряд слов и попросить ребенка их повторить. Нежелательно использовать зрительную опору, так как это нужно для развития слуховой памяти.

Диагностика на внимание для дошкольников

Профессиональную диагностику проводят специалисты

Но родители с помощью нехитрых тестов на внимание легко определят масштаб проблемы или ее отсутствие. Занятия требуют минимум времени и подручных материалов:

  1. Подготовьте карточки с изображением различных предметов. Для малышей – максимально простые, для младших дошкольников – времена года, профессии. Давайте 10 секунд на запоминание, уберите одну карточку. Малыши в 3 года должны правильно отгадывать задачи с 4 карточками. Старшим усложните задания, перемешайте изображения, попросите разложить в первоначальной последовательности.
  2. Этот тест определяет объем внимания. На листе бумаги нарисуйте ряд геометрических фигур, можно повторяющихся. Через 10 секунд убирайте или переворачивайте лист. Хороший результат – если ребенок смог повторить последовательность для 5-9 фигур (в зависимости от возраста).
  3. Вырежьте из журнала или распечатайте изображения различных предметов, надписи, знаки. Наклейте на лист бумаги 9-12 фрагментов, дайте 20 секунд, чтобы запомнить рисунок. У детей младшего дошкольного возраста средним уровнем считается показатель 7-8 изображений, которые он смог впоследствии назвать. Для старших следует усложнить задачу. Задавайте вопросы о количестве предметов, например: «Сколько цветов в букете? или «Над каким животным расположен вопросительный знак?».

Это не только тесты, но и отличные упражнения для развития внимания у детей разного возраста.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Они требуют сосредоточения, концентрации внимания, а также содействуют формированию знаний и умений, необходимых для поступления в школу. Ознакомьтесь, что ребенок должен знать к 1 классу.

В играх активно задействуется память и словесно логическое мышление. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений на развитие внимания у дошкольников придерживайтесь принципов продвижения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

— 2 упражнения для улучшения запоминания

_______

1) Метод Цицерона, или Всему свое место.
Заключается он в том, чтобы мысленно расположить образы, которые необходимо запомнить, в хорошо знакомом пространстве – например, в собственной комнате.
Предложите ребенку запомнить 10 слов, к примеру: зонт, стрекоза, море, слон, конфета, сад, ворона, кастрюля, апельсин, ложка. И объясните, как все вышеперечисленное нужно «размещать» в помещении, чтобы потом без труда извлечь из памяти:

«Большой зеленый зонт мы «повесим» на ручку двери, стрекозу увеличим до гигантских размеров и «посадим» на ковер, висящий на стене. Море пусть бушует в телевизоре, слон (его мы уменьшим его до размеров спичечного коробка) будет прогуливаться под сенью фикуса, растущего на подоконнике. Огромную конфету в ярком фантике мы «разместим» на балконе – она так велика, что едва там помещается. Цветущий сад «разобьем» на полу. Ворону «посадим» на люстру».
В итоге для того, чтобы воспроизвести потом цепочку слов, придется всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Пользуясь этим методом, нужно соблюдать правило: маленькие предметы лучше увеличивать до больших размеров, а большие уменьшать (что мы и проделали со слоном и стрекозой).

2) Сочиняем рассказ.
Еще один способ запомнить как можно больше слов, картинок или предметов – придумать историю с их участием, связный рассказ, где каждому из элементов отведена роль. Предположим, перед ребенком разложен ряд карточек, на которых изображены: кошка, книга, апельсин, месяц, кровать, мышь, шляпа и т. д. Рассказ малыша может быть таким: «Кошка читала книгу, на одной из страниц которой был нарисован апельсин. Наступил вечер, на небе появился месяц. Кошке захотелось спать, она отправилась в свою кроватку и заснула. Во сне она увидела мышь в шляпе».

Выполняя это упражнение, необходимо учитывать, что слова между собой нужно связывать по порядку. И еще: чем невероятнее и забавнее получилась история, тем больше шансов, что ребенок воспроизведет все заданные слова.

Возможно, вас заинтересует статья о том, как улучшить память и работу мозга.

________

Советы по тренировке памяти ребенка

Не только педагоги могут заниматься с детьми. Родители могут учить своего малыша в домашних условиях. Прежде всего нужно создать дома спокойную обстановку. Стресс, переживания не будут способствовать развитию.

Обучение можно начинать с дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в эмоциональном взаимодействии. Поэтому каждый день его обнимают и целуют. Взрослым не стоит выяснять отношения при ребенке, так как это негативно скажется на его психике.

Важно! Можно завести ритуалы, например, определенное количество объятий в день. Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие

Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы

Физическая активность тоже благотворно влияет на детское развитие. Даже обычная прогулка с катанием на горке или карусели поможет наполнить организм кислородом, который важен для работы нервной системы.

На внимательность влияет и веселье. Поэтому не стоит одергивать ребенка, мешая ему развлекаться и дурачиться

Подобное времяпровождение важно для развития творческих способностей

Игровые формы

В дошкольном возрасте ведущая деятельность развития — игровая. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что малыш начнет прилежно сидеть за столом. Особенно это актуально в 4 года и старше — в этот период дети не особо склонны к традиционному обучению.

С помощью игрушек можно создавать множество ситуаций, которые будут способствовать развитию памяти. Например, ребенку предлагают сходить с куклой в магазин и купить определенный набор товаров. Постепенно количество наименований с 2 предметов увеличивают до шести и больше.

Хорошо помогают пальчиковые игры, так как в них под счет выполняется определенная последовательность действий. Хорошо зарекомендовали себя мемо-игры, где нужно искать две одинаковых картинки.

Актуальность традиционного заучивания стихов

Существуют разные методики развития памяти. Одна из самых популярных – это запоминание стихов. Для детей дошкольного возраста используют простые четверостишия, которые легко рифмуются и запоминаются.

С помощью стихов дети расширяют кругозор, учатся рифмовать стихи и формируют культурный уровень

Упражнения со стихотворениями даются легко тем, кто обладает хорошей памятью. Поэтому нужно правильно подбирать материал с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Тренировка памяти начинается с небольших стихов в три-четыре строчки.

Объяснение правил английского языка по чтению для ребенка

Для облегчения процесса используют небольшую помощь в виде зрительной опоры. Для этого составляются специальные схемы, которые состоят из маленьких символов. В таком случае ребенок использует зрение для запоминания и ему проще усвоить стих.

Заучивание стихотворение позволяет улучшить память в кратчайшие сроки. Поэтому такие упражнения начинают давать с детского сада.

Способы улучшения памяти

Лучше всего тренировать слуховую, зрительную, моторную и тактильную память. Для каждого вида существует множество способов. Рассмотрим их подробнее.

  1. Воспроизведение слуховых образов. Для начала нужно проверить, насколько хорошо ваш ребенок владеет этим навыком. Назовите 10 слов подряд, не связанных друг с другом. Например, стол, книга, чашка, телефон, футболка, ковер, шкаф, чайник, тетрадь. Попросите ребенка повторить их. Если названо больше половины – это отличный результат. Вы можете продолжать обучение, пока ребенок не повторяет 8-9 слов.
  2. Еще одно интересное упражнение – продолжить фразу. Вы говорите простую фразу: «мы пошли в магазин». Ребенку следует повторить и добавить что-то от себя: «мы пошли в магазин, купили банан». Теперь ваша очередь, повторите то, что он сказал, и добавляйте самостоятельно. Тот, кто ошибается и не может повторить, проиграет.
  3. Загадки для детей 8 лет – один из вариантов развития слуховой концентрации.

Проверяем зрительную память

Для проверки нам потребуются 10 карточек с изображениями каких-нибудь предметов, животных, людей. Главное, чтобы все это было хорошо известно и понятно ребенку. Например, картинки могут быть такими.

Ход проверки по пунктам:

  1. Разложите карточки на столе.
  2. Предложите ребенку внимательно на них посмотреть.
  3. Через 30 секунд уберите карточки.
  4. Попросите ребенка вспомнить, что было нарисовано на картинках.

Переходим к оценке результатов. Если удалось вспомнить менее 5 картинок, то зрительная память нуждается в вашем внимании и дополнительном развитии. Но даже если ребенок показал очень хороший результат, вспомнил 6, 7, или даже все 10 картинок, то приведенные ниже упражнения не помешают. Так как нет предела совершенству! Не так ли?

Активные развивающие игры для детей 8 лет

Развитие выносливости и силы – то, что должно обязательно присутствовать в жизни 8-летнего подрастающего организма. Помогут в этом следующие игры:

  • «Перетягивания». Для этой коллективной игры необходимо начертить на поверхности линию. Затем из детей выбираются два человека, становятся по обе стороны линии и стараются перетянуть друг друга на свою сторону. Тот, кого перетянули, является пленным. Он становится позади победителя, обхватывает его и помогает перетянуть участника своей команды. Выигрывает та команда, которая смогла собрать наибольшее количество пленных.
  • «Колобок». Групповая игра, в которой каждому участнику выделяется мячик – это и будет колобок. Дети должны встать в ряд на какую-либо ровную поверхность, положить рядом с собой свои мячики и по сигналу сильно пнуть их. Затем они бегут каждый за своим колобком и возвращаются назад.

В качестве колобков в процессе этой игры 8-летние дети могут использовать воздушные шарики

Восьмилетний возраст не всегда можно назвать простым. Дети порой вредничают, становятся излишне эмоциональными. Однако если ребенка занять чем-либо интересным и, главное, полезным, шансы на то, что сложности характера обойдут чадо стороной, достаточно высоки.

Что важно делать еще, чтобы улучшить память ребенка

Занятие иностранными языками

Ничто так не укрепляет и не развивает память, как запоминание хотя бы 5-10 иностранных слов в день.

А я советую учить иностранные стихи наизусть, по строчке, как описано в упражнении по тренировке слуховой памяти.

Музыка

Что и говорить, музыка может вам и ребенку помочь во всем: и отдохнуть, и получить удовольствие и оздоровится, и сконцентрироваться, и расширить и укрепить память, а также развить головной мозг.

Как, слушая музыку, развивать мозг и запоминать в два раза быстрее? Ответ и музыку вы найдете по этой ссылке (откроется в новой вкладке).

Можно просто слушать музыку, например, концерты Моцарта, которые благоприятно действуют на здоровье. А некоторые даже способны заменить чашечку кофе.

Можно заниматься игрой на музыкальных инструментах, последнее и вовсе перенастраивает мозг.

Эксперименты доказали, что простое прослушивание музыки развивает образное правое полушарие, а это воображение, феноменальная память, интуиция. Как это происходит?

Музыка запускает потоки образов. Это картинки, которые мелькают в голове, когда мы слушаем музыку.

С помощью томограммы было обнаружено, что при прослушивании музыки активизировались участки правого полушария, которые управляют зрением.

То есть при простом прослушивании музыки активируется правое полушарие, а что активно, то развивается.

Даже если ребенок часто просто слушает музыку, у него улучшается пространственное восприятие — это осознание формы, величины, расположения предметов относительно друг друга.

А что же происходит, когда ребенок занимается музыкой, а не просто ее слушает?

Проведя эксперименты, ученые доказали, что если ребенок начал заниматься музыкой до 7 лет и занимается около трех лет, то он превосходит других ребят в восприятии информации на слух (слуховая память, которая так нужна в школе), в двигательных движения (моторике) и логическом мышлении.

Слуховая кора у этих детей на 30 % больше, чем у детей, которые музыкой не занимаются.

У них большая площадь коры головного мозга вовлечена в работу (движение пальцев, если это игра на пианино).

Чтение

По мнению ученых, при чтение более часа в день происходит формирование новых нейронных связей. При чтении мы задействуем воображение, эмоции, развивается память, включается предвидение, мы думаем и размышляем. Мозг работает!

Кроме того, при чтении вслух, речь обогащается новыми словами, ребенок лучше разговаривает и легче общается с друзьями.

Если ребенок не хочет читать, читайте ему сами.

Развитие внимания в возрасте 7-11 лет ​

Семилетний ребенок не может сосредоточиться, если ему скучно

Первоклассника необходимо заинтересовать, удержать его непроизвольное внимание, как можно дольше. Со временем дети привыкают концентрироваться не только на интересном, но и на необходимом

Пока произвольное внимание только начинает формироваться, школьник не способен самостоятельно делать уроки и контролировать себя

Научим ребенка учиться с удовольствием

Записаться на консультацию

Внимание и его свойства 

Внимание — это способность сознания на чем-то сосредоточиться, не отвлекаясь. Свойства внимания тесно связаны с памятью, мышлением, восприятием

Для того чтобы развить внимание у ребенка 7 лет и старше, нужно понимать его особенности в разном возрасте.

Объем внимания у семилеток невелик – запомнить мгновенно они могут не более 3–4 символов.
Устойчивость внимания первоклассника примерно 7-12 минут, поэтому длинные объяснения не усваиваются. В 9-10 лет устойчивость внимания детей становится значительно выше.
Переключаемость внимания — в начале обучения ребенку сложно переключаться с одного занятия на другое.
Распределяемость внимания. На уроках приходится писать и объяснять, что пишешь; читать выполненное задание и проверять его; слушать и писать во время диктантов

Пока дети не овладели навыками до автоматизма, им трудно распределять внимание между двумя разными действиями. 8-летний ребенок обычно уже умеет делать два дела одновременно

Но это снижает концентрацию внимания.
Концентрация внимания — одна из самых больших проблем современных детей любого возраста. Злоупотребление гаджетами развивает поверхностное восприятие, клиповое мышление, концентрация внимания снижается.

Понятие и виды памяти у детей

Памятью называют способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию — не только набор знаний, но еще воспоминания и впечатления о жизненных событиях. Это невероятно сложная система, так как в процессе запоминания задействовано много процессов мозговой деятельности.

По длительности запоминания и количеству обрабатываемых данных память делят на кратковременную и долговременную.  Кратковременной памятью считается способность запоминать небольшой объем информации на короткий период времени — около 30 секунд. Потом обработанная информация либо забывается, либо отправляется в хранилище долговременной памяти.

В зависимости от восприятия информации память у ребенка делят на такие виды:

●      слуховая — запоминание услышанного;

●      образная — запоминание увиденного;

●      моторная — запоминание физических движений;

●      словесно-логическая — запоминание и воспроизведение последовательности услышанных/прочитанных слов;

●      эмоциональная — запоминание впечатлений, которые вызвали яркие эмоции.

Очень часто разные виды памяти комбинируются между собой. Простой пример: когда ученик списывает с доски уравнение или текст, он одновременно пользуется зрительной и моторной памятью.

Произвольное и осмысленное запоминание

Процесс запоминания может быть произвольным, когда мозг бесцельно или механически запоминает информацию, а также произвольным, когда запоминание необходимой информации происходит сознательно и осмысленно.

Родителям важно понимать, что у дошкольников преобладает память непроизвольная — ребенка в возрасте до 6 лет нужно заинтересовать, так как он лучше запоминает предметы или явления, с которыми активно взаимодействовал.  Ребенок легко запомнит то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, а вот абстракции откладываются в памяти крайне тяжело

Только к 7 годам дошкольник может уверенно пользоваться осознанной памятью и прилагать волевые усилия для запоминания информации и воспроизводить ее, например, учить песни, алфавит, стихи. К концу дошкольного периода у ребенка воспоминания становятся более длительными, он может вспомнить, что было несколько недель назад и детально пересказать происходящее

 Ребенок легко запомнит то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, а вот абстракции откладываются в памяти крайне тяжело. Только к 7 годам дошкольник может уверенно пользоваться осознанной памятью и прилагать волевые усилия для запоминания информации и воспроизводить ее, например, учить песни, алфавит, стихи. К концу дошкольного периода у ребенка воспоминания становятся более длительными, он может вспомнить, что было несколько недель назад и детально пересказать происходящее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: