Психолого-акмеологические особенности педагога, реализующего личностно-ориентированного подход в обучении
В современном обществе происходят глобальные преобразования во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования, требующие принципиально новых подходов к воспитанию и развитию личности.
В российском обществе человеческая личность постепенно обретает статус высшей ценности; при этом в основу образования положены гуманистические принципы, ориентация на развитие свободной, творческой личности ребенка, способной к самоопределению, самосовершенствованию.
Как мы уже отмечали, одним из путей решения этого выступает личностно-ориентированное образование, которое способствует развитию и саморазвитию личности ученика, поскольку базируется на выявлении его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности (предметной, коммуникативной и др.). Приоритетным признается право каждого ученика на выбор собственного пути развития (в том числе и в рамках альтернативных форм обучения).
Цель личностно-ориентированного образования: заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.
Реорганизация системы образования предъявляет все возрастающие требования к педагогу не только в области профессиональных знаний, умений и навыков, но и выдвигает иные требования к индивидуальным личностным характеристикам. Новой школе нужен новый учитель, не столько узкий профессионал, мыслящий рамками своего предмета, сколько учитель — человековед, учитель — духовный наставник.
Не случайно проблеме личности современного учителя посвящено много исследований в различных научных направлениях .
Одной из главных отличительных черт педагога, реализующего личностно-ориентированный подход, является стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.
Развитие психолого-педагогической компетентности педагога не самоцель, а средство совершенствования образовательного про цесса и фактор, обеспечивающий то или иное качество реализации воспитательных подходов.
Одним из критериев оценки деятельности педагога является сложившаяся система взаимоотношений с субъектами, участниками учебно-воспитательного процесса и психологическая атмосфера во взаимодействиях учитель — ученик — ученик — родители — учитель.
Согласно требованиям личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса, педагоги, его реализующие, должны быть более ориентированы на создание для учащегося возможностей занимать инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но познавать окружающий мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.
Наши наблюдения (исследование проводилось в 1998-2000гг.) позволили заметить, что последнее время все больше родителей останавливают выбор на школе, где реализуется личност-но-ориентированный подход. Особенно это касается родителей возрастной группы 31-35 лет — 58,4%; имеющих высшее образование — 48,6%; социальное положение выше среднего — 82,2%; имеющих двух и более детей в семье.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Карты «Результаты психологического обследования детей с ЗПР»
Заполняются психологом учебного заведения или дошкольного учреждения. В них описывается:
- адекватность поведения, межличностные отношения, наличие интереса к сотрудничеству со взрослыми;
- характеристика предметно-практических действий, уровень работоспособности, самостоятельность;
- состояние эмоционально-волевой сферы;
- состояние развития психических процессов;
- способность сосредотачиваться, анализировать, обобщать, классифицировать, переносить умения в новые ситуации и тому подобное.
Характеристика ребенка с девиантным поведением, которое необходимо указать психологу в «Карте состояния здоровья и развития ребенка»:
- когда начались первые проявления поведенческих нарушений;
- микроклимат в семье;
- отношения со сверстниками;
- особенности эмоционально-волевой сферы и контроля;
- уровень интеллектуального развития;
- мотивация к обучению;
- проведение свободного времени ребенком, интересы, увлечения;
- сильные, положительные стороны ребенка;
- когда начата коррекционная работа с ребенком;
- какие формы, методы и приемы коррекционной работы были применены;
- кто был вовлечен в коррекционно-воспитательное воздействие на ребенка;
- какие изменения произошли;
- что дало хотя бы малейший положительный результат.
Характеристика подхода
Все педагогические методики можно поделить не две группы:
- К первой относятся те, которые опираются на ведущую роль педагогики, среды обучения и других внешних факторов.
- А ко второй — те, которые главной фигурой считают самого ребенка, то есть являются личностно ориентированными.
Методы и принципы, используемые в личностно-ориентированном подходе, находятся в противостоянии с общепринятыми обезличенными, авторитарными методами обучения. В противовес последним, они исходят из уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, который открыт для усвоения нового опыта, способен на основе личных мотивов и побуждений сделать осознанный выбор в разных ситуациях, стремится к полной самореализации.
Принцип воспитания и образования, ориентированный на индивидуальность ученика, использует те средства и методы, которые будут подходить каждому конкретному ребенку с учетом его уникальных особенностей, склонностей, интересов, присущих только ему черт. Он нацелен на создание особой атмосферы сотрудничества между педагогом и обучающимся, взаимопонимания между ними, на перспективу полного раскрытия творческих способностей ребенка, на выявление и развитие его прочих личностных возможностей.
Перечень задач, стоящих перед педагогом, при использовании такого подхода:
предоставлять учащимся больше самостоятельности в учебной деятельности при постановке целей, в выборе способов решения поставленных задач и их реализации;
сотрудничать с учащимися на равных, предоставляя им проявлять инициативу, а себе оставить роль консультирующего помощника;
опираться на уже приобретенные навыки и знания учеников;
формировать стратегию обучения, наиболее подходящую каждому конкретному ученику;
принимать во внимание нравственные качества учащихся, их морально-этические ценности;
учитывать характеристику социального и культурного развития каждого ученика, их различие между собой;
принимать во внимание эмоциональный настрой ребенка;
дать каждому ребенку возможность быть естественным, проявлять свою непохожесть на других.
Принципы диагностики дошкольников
Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными — от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности — он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.
Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:
Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов
Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
Характеристика деятельности — наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий — метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию — расстройство, радость или безразличие). Эмоции — показатель того, какой будет поставлен диагноз — ЗПР или умственное отставание ( по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
Степень развития речи
Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.
Программа диагностики ЗПР
Примеры заданий
Память и мировосприятие
Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”
Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета).
Внимание и порядок деятельности
При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение.
Интеллектуальные возможности
Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”).
Речевое развитие
Беседа на свободную тему.
Учебная мотивация
Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить
Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”.
Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР — залог того, что результат будет максимально достоверным.
Развитие компетентностного подхода
Считается, что впервые в научный оборот понятие компетенции ввёл американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered: The concept of competence), опубликованной в 1959 году. Но в сферу образования этот термин попал не сразу.
Психолог и педагог, академик РАО Ирина Зимняя выделяет в становлении компетентностного подхода в образовании три основных этапа.
Первый этап — 1960–1970 годы
В этот период исследователи начали использовать термин «компетенция» и создали предпосылки для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Так, лингвист Ноам Хомский в труде 1965 года «Аспекты теории синтаксиса» назвал компетенцией знание человеком родной речи, подчеркнув, что это знание, само по себе скрытое, проявляется только в употреблении (то есть в компетентности).
Второй этап — 1970–1990 годы
Понятия компетенции и компетентности стали широко применяться в теории и практике обучения родному языку, а также в сфере управления персоналом.
Исследователи начали составлять перечни компетенций. Например, Джон Рэйвен в книге «Компетентность в современном обществе» (Competence in Modern Society), вышедшей в 1984 году, выделил 37 компетенций, среди которых — способность обучаться самостоятельно, поиск и использование обратной связи, умение решать сложные задачи, критическое мышление, самоконтроль.
Кроме того, учёные занялись вопросом, как строить обучение таким образом, чтобы формировать желаемые компетенции. Своими разработками в этом направлении известны Нина Кузьмина, Аэлита Маркова, Лариса Петровская.
Третий этап — 1990–2001 годы
Термины «компетенция» и «компетентность» закрепились в контексте образования. ЮНЕСКО с их помощью начала формулировать желаемые результаты образования.
Вало ХутмахерФото: SER
На Бернском симпозиуме 1996 года Вало Хутмахер представил концепцию ключевых компетенций и выделил пять их видов:
- политические и социальные;
- связанные с жизнью в многокультурном обществе;
- коммуникативные;
- связанные с возрастанием информатизации общества;
- способность учиться на протяжении жизни.
Применение на практике
Существует несколько видов личностно-ориентированного подхода, которые применяются на практике. Все они взаимосвязаны друг с другом через понятия дифференциации и индивидуализации.
Дифференцированный подход
Дифференциация — это распределение учеников на разные категории групп по определенному принципу с целью оптимизации учебного процесса и создания наилучших условий для саморазвития каждого конкретного ребенка.
В качестве примера можно привести разделение учащихся первого класса на три категории:
- Те, кто совсем не умеет читать.
- Дети, знающие все буквы и умеющие складывать из них слоги и простые слова.
- Хорошо читающие дети.
Дифференцированный подход к обучению означает построение учебного процесса, при котором учитываются его возрастные характеристики, интеллектуальный уровень развития ребенка (имеющиеся способности и знания), степень его обучаемости (как быстро он способен усвоить материал).
Индивидуальный подход
Индивидуализация — это процесс выявления и учета психических, физиологических и иных особенностей личности.
На основе проведенного анализа выстраивается концепция по применению наиболее подходящих форм и методов воспитания и обучения. Для этого учитель или воспитатель должны обладать знаниями в области психологии. Необходимо учитывать степень дисциплинированности, активности ученика, его уверенности в себе, особенности восприятия информации (какая память лучше развита — зрительная или слуховая), темперамента (выполняет задание быстро, но с помарками или же медленно и скрупулезно) и другие характеристики.
Индивидуальный подход к обучению означает разделение детей на группы по таким признакам, как наличие определенных способностей, скорость и качество усвоения материала, успеваемость, склонность к тому или иному предмету и виду деятельности.
С каждой группой проводится отдельная работа. К примеру, те дети, которые быстро справились с работой, получают дополнительное задание. Есть дети активные и пассивные. Активный, уверенный в себе ребенок всегда тянет руку, даже если не знает правильного ответа, он не боится ошибиться. Пассивный ребенок испытывает чувство неуверенности в своих знаниях и страх ошибиться — даже зная правильный ответ, он вряд ли станет проявлять инициативу. Все это педагог должен учитывать при индивидуальной работе с каждым ребенком, обязательно похвалить робкого ученика за правильный ответ.
Субъектно-личностный подход
Субъектно-личностный подход предполагает работу с каждым учащимся, как с самостоятельным субъектом, имеющим свою волю, проявляющим активность и независимость в своей деятельности и проявлении желаний. Проявление субъектности тесно завязано на личности ребенка, на его уникальности и непохожести ни на кого другого. Для наилучшего развития характеристик субъектности создаются предпосылки для проявления учеником своей избирательности и осознанности в выборе, а также для ее закрепления, что положительно сказывается на его познавательных способностях.
Разноуровневый подход
Разноуровневый подход подразумевает дифференциацию по разному уровню сложности. Так, на уроках математики детям, имеющим гуманитарный склад ума, дают более простые задания. А дети с явно выраженными математическими способностями решают задачи повышенной сложности.
Сущность и принципы личностно-ориентированного подхода в образовании
Упор на личность и ее основные свойства является приоритетным направлением развития современной педагогики. Учебно-воспитательный процесс сегодня строится на основе уважительного отношения к личности каждого воспитанниками, ее специфическим характеристикам, интересам, потребностям и направлениям деятельности. Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на создание благоприятной среды для саморазвития личности, полноценного протекания каждого возрастного периода развития и подготовку к последующей самостоятельной жизнедеятельности в социуме.
Учебно-воспитательный процесс строится на базе лично-направленного подхода. Он предполагает формирование и саморазвитие гуманистических свойств личности путем привития основных общечеловеческих ценностей.
Замечание 1
Каждый ребенок должен сформироваться как личность и осознать себя ею. Для этого воспитательный процесс ориентируется на развитие природных задатков, самосознания, самоутверждения, самодостаточности личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход в педагогике представляет собой специально организованное педагогическое воздействие на воспитанника, нацеленное на принятие основных личностных качеств воспитанника, отношении к нему, как самосознательному субъекту своего развития и участнику воспитательного сотрудничества. При таком подходе первостепенное место в педагогической системе занимает личность с ее самобытными качествами, самоценностью. Содержание образования строится на основе учета этих критериев.
Применение этого педагогического подхода нацелено на обеспечение личностного роста и развития всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Это касается и учащихся и педагогов. В его основу положены идеи гуманизма, а также теоретические концептуальные учения философии и педагогической антропологии.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода осуществляется с учетом возможностей и ресурсной базы, необходимой для формирования и раскрытия индивидуальных свойств личности и построения диалога между педагогом и учащимся.
Рисунок 1. Сущность личностно-ориентированного подхода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Личностно-ориентированный подход основывается на следующих принципах:
- Принцип самореализации – предполагается пробуждение и активное задействование умственных, физических, творческих способностей. Дети должны быть заинтересованы в раскрытии своих природных талантов и стремится к практическому применению, имеющихся знаний, навыков, талантов, приобретенного социального опыта в своей жизнедеятельности.
- Принцип индивидуальности – ведущий принцип подхода и педагогической системы в целом. Он предполагает разработку условий для личностного развития в заведениях образования и воспитания. При построении учебно-воспитательной работы должны быть учтены все индивидуальный особенности развития каждого учащегося и созданы условия для их дальнейшего развития.
- Принцип субъективности – предполагает разработку такой образовательной и воспитательной системы, при которой каждый ее участник станет полноценным и полноправным субъектом социальной жизнедеятельности, что поможет сформировать и обогатить его субъективную компетенцию.
- Принцип выбора – предоставление ребенку прав самостоятельного выбора цели, направлений деятельности, способов и методов организации своей жизнедеятельности. Необходимо обучать навыкам осознанного выбора и несения ответственности за него.
- Принцип творческого начала – развитие индивидуальности ребенка возможно только посредством организации персональной и групповой творческой деятельности. творчество помогает раскрыть природные задатки и определить какие стороны личности ребенка являются более развитыми и сильными, а какие, напротив, требуют глубинной разработки.
- Принцип доверительного отношения и оказания помощи – ребенку нужно доверять в его выборе направления деятельности. Нельзя требовать от него ориентироваться на те направления, которые близки педагогу или иным участникам образовательного процесса. От педагога требуется помощь и поддержка, направление на верный путь, способствование развитию внутренней мотивации и стремлений ребенка.
Замечание 2
При построении взаимоотношений с детьми каждый педагог берет за основу своей деятельности личностно-ориентированный подход. К учащемуся нужно относиться как к неповторимому, исключительному явлению, независимо от того, какие индивидуальные характеристики ему присущи.
Компетентностный подход (КП) в обучении при ЗПР
КП в обучении при ЗПР предполагает направленность образовательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности (учебных, здоровье сберегающих, общекультурных, гражданских, предпринимательских, информационно-коммуникативных) и на создание эффективных механизмов их внедрения.
Сформированность у личности компетенций позволяет:
- решать самые разнообразные жизненные проблемы;
- получать и критически анализировать информацию;
- принимать и находить новые решения;
- оценивать социальные последствия действий;
- работать в группе, включаться в совместную деятельность;
- использовать новые информационные технологии;
- проявлять стойкость перед трудностями.
Условия организации личностно-ориентированного воспитания
Организация учебно-воспитательного процесса на базе личностно-ориентированного подхода имеет определенную специфику. Чтобы развитие индивидуальных качеств личности имело положительные результаты необходимо соблюдать некоторые условия:
Формы и методы организации воспитательного процесса не должны отрицательно воздействовать на здоровье учащихся;
Недопустимо критиковать деятельность воспитанников, гневно отзываться о плохих поступках
Важно, уметь дать строгую, но доброжелательную оценку их действиям и объяснить почему не следует поступать именно так, привести разумные доводы о том, чем чревато подобное поведение;
Надо стремиться к поддержанию эмоционально здорового настроя личности воспитанников;
Нужно помогать в развитии положительной самооценки учащихся;
Надо проявлять к ребенку любовь, которая должна иметь добродушный, но требовательный характер;
Следует ставить на первое место интересы, стремления, проблемы и переживания детей;
Надо строить свое поведение таким образом, чтобы оно было моделью, образцом для детей
Они должны быть заинтересованы в подражании такой модели поведения;
Нужно оценивать и хвалить успехи учащихся, радоваться вместе с ними;
Надо брать во внимание настроение и эмоциональное состояние воспитанника при организации какой-либо деятельности;
Следует обеспечить связь с родителями, выработать единое направление воспитания с содержанием гуманистического компонента.
Что такое компетентностный подход
Компетентностный подход в образовании строится вокруг формирования у учащегося определённых компетенций. Это становится основной целью и результатом обучения. Проявляется этот подход и в особой организации образовательного процесса, и в выборе содержания, форм, методов и средств обучения.
В России этот подход появился не так давно. Дело в том, что в традиционной для нашей страны образовательной парадигме цели и планируемые результаты обучения формулировались в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Именно они упоминаются в трудах классиков педагогики и психологии (Выготского, Ушинского, Скаткина, Лернера и других). Это сбалансированная система, в которой знания становятся базой для развития умений, а те в ходе практики превращаются в устойчивые навыки.
Однако в реальности, как замечает, например, научный сотрудник Института управления образованием РАО Мария Амелькина в статье «Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования», педагоги и методисты на протяжении десятилетий уделяли основное внимание именно передаче знаний, а не их применению на практике. Подразумевалось, что необходимые умения и навыки каким-то образом сформируются сами по себе в процессе овладения знаниями
Реальность показала, что это так не работает — и, например, студентам, успешно окончившим университет, нередко приходилось (да и сейчас приходится) ещё доучиваться и переучиваться на рабочем месте, чтобы выполнять свои профессиональные задачи.
Эта проблема стала ещё острее в XXI веке. Стремительно развиваются информационные технологии, меняются требования рынка, и в таких условиях накопление одних лишь знаний, без цельных компетенций, теряет смысл
Зато растёт важность умения решать разнообразные проблемы и задачи, многие из которых не имеют готовых решений. Считается, что компетентностный подход может решить эту задачу
Образование, построенное в соответствии с компетентностным подходом, имеет прикладную направленность. То есть человек, освоивший определённую ступень образования, имеет необходимые компетенции и готов с их помощью решать определённые практические задачи.