Татьяна черниговская личная жизнь дети слушать

Татьяна черниговская: «как научить мозг учиться»

Развивайте мелкую моторику

Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты

Важно понимать, что это – другой человек и у него другой мозг. Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет

А она есть. Если маленький ребенок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается. А это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребенка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.

Стратегия обучения

И ещё кое-что о том, как тренировать мозг, упоминает Черниговская. Одними из наиболее важных факторов успешного обучения являются перерывы, отвлекающие факторы и регулярный сон. Когда учителя говорят ученику, что он слишком отвлекается и поэтому не может ничему научиться, они совершают большую ошибку.

Татьяна Черниговская говорит:

Ведь перевод усвоенной информации происходит именно во сне. И это научно доказанная вещь. Именно во время ночного отдыха полученные знания передаются из части мозга, называемой гиппокампом, в зоны передней коры, откуда человек может легко извлечь информацию.

Все помнят ситуацию, когда накануне готовились к экзамену, но во время контрольных ничего не помнили. Ведь если начать готовиться слишком поздно и поглощать информацию пачками, она не успеет как следует «разместиться» в мозгу. Если вы усвоите материал заранее, то перерывов для отдыха будет больше. Это значит, что все необходимые знания будут правильно усвоены.

Источник mykaleidoscope.ru

Также важны условия обучения

Черниговская говорит, что хороший мозг постоянно учится. Она подчёркивает:

Однако важны и условия восприятия информации. Для одного человека важна визуальная составляющая, для другого необходимо писать или рисовать

Кроме того, важно время. Татьяна Черниговская считает себя «совой», подчёркивая, что период её наиболее продуктивной работы начинается после 22:00

Есть, конечно, люди, которые могут встать в пять утра и работать в полную силу до восьми.

Она призывает своих учеников лучше узнать себя и свои личные склонности

Вам нужно понять, что лучше именно для вас – активное обучение или пассивное? Чтение на улице или слушание лекций в помещении? Крайне важно определиться с целями обучения. Может быть, человек просто хочет иметь семью и заниматься домашним хозяйством, тогда образование вообще не требуется

Важно понять цель, ради которой ты учишься

Зачем ты это делаешь?

чтобы сдать экзамен и забыть о нем;


Фото автора George Milton: Pexels

  • стать профессионалом в своем деле;
  • повысить свой статус и престиж в глазах окружающих;
  • получить одобрение и похвалу.

Важно ответить на вопрос – зачем ты это делаешь? От этого будет зависеть, как ты учишься. Это очень хорошо видно на примере детей

Ребенок может не понимать, почему треугольник равнобедренный, но при этом пишет гениальные стихи. Потому что ему это интересно, он живет этим. 

Понять, чего-ты хочешь – это освободить себя от условностей и стереотипов, навязанных обществом. Все знания, которые человеку нужны и интересны, он может получить сам, если только умеет учиться, умеет правильно находить информацию, расставлять приоритеты и тренировать свой мозг. 

Книги

Разумное поведение и язык. Language and Reasoning

Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание
(тип: электронная)

Цикл лекций «Зачем мы мозгу»

Лекция «Как научить мозг учиться»
(тип: аудио,
)

Лекция «Искусство и мозг»
(тип: аудио,
)

Лекция «Зачем мы мозгу»
(тип: аудио,
)

Лекция «Зачем мозгу язык?»
(тип: аудио,
)

Лекция «Зачем нам влезать в чужой мозг?»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг и его различия по половому признаку»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг и свобода воли»
(тип: аудио,
)

Лекция «Интернет, мозг и „жидкий мир“»
(тип: аудио,
)

Лекция «Язык, мозг и гены»
(тип: аудио,
)

Лекция «Гены, язык и мозг»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг и творчество»
(тип: аудио,
)

Лекция «Нейрофилософия и вызовы ХХI века»
(тип: аудио,
)

Лекция «Татьяна Черниговская + Владимир Познер. О главном»
(тип: аудио,
)

Лекция «Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Язык и сознание»
(тип: аудио,
)

Лекция «Откуда берутся мысли»
(тип: аудио,
)

Лекция «Как научить мозг учиться» London
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг и искусственный интеллект»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг и свобода воли. Версия 2018 года»
(тип: аудио,
)

Лекция «Как искусство влияет на мозг»
(тип: аудио,
)

Лекция «Откуда мысль берется: разрешима ли психофизическая проблема»
(тип: аудио,
)

Лекция «Человек растерянный – Homo Confusus и новая цифровая реальность»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мир другими глазами: мозг зеркальный и „неверный“»
(тип: аудио,
)

Звезда лекций

Чеширская улыбка кота Шрёдингера: мозг, язык и сознание
(тип: электронная)

Лекции по науке Татьяны Черниговской

Лекция «Конь и трепетная лань: наука vs. искусство»
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг как барокко»
(тип: аудио,
)

Лекция «Куда мы попали?»
(тип: аудио,
)

Лекция «Искусство и мозг. Смотреть или видеть»
(тип: аудио,
)

Лекция «Человек Слушающий»
(тип: аудио,
)

Когнитивные исследования

Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 2
(тип: электронная)

Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Выпуск 5
(тип: электронная)

Лекция по науке

Лекция «Тайные тропы ума человеческого»
(тип: аудио,
)

Без серии

Разумное поведение и язык. Выпуск 1. Коммуникативные системы животных и язык человека. Проблема происхождения языка Как составитель
(тип: электронная)

Взгляд кота Шрёдингера. Регистрация движения глаз в психолингвистических исследованиях Как редактор
(тип: электронная)

Разговор с Татьяной Черниговской
(тип: аудио,
)

Лекция «Мозг в мире скоростей». Паблик-ток
(тип: аудио,
)

Лекция «Код непредсказуемости»
(тип: аудио,
)

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях

Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: «Ну и дурак!» Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете – он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача. Вообще, у детей огромный разброс в скорости развития. Есть такой термин – «возраст школьной зрелости». Он определяется так: одному ребенку 7 лет и другому тоже 7 лет, но один идет в школу, потому что его мозг к этому готов, а второму надо еще полтора года дома с мишкой играть и только потом садиться за парту. По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы. И даже в 7 классе есть те, кто плохо читает. У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.

Как искусство влияет на мир?

— У нас в голове вообще есть совсем абстрактные вещи: математика, музыка, время.

— Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.

— Важно понять, что мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от мозга

Он сам решает, что нам показывать и как. По сути, мы вообще не знаем, что такое реальность на самом деле. Или как видит и ощущает мир другой человек? А мышь? А как видели мир шумеры?

— Мозг знает, как учиться и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам. Если бы понять — мы бы по-другому учились.

Мальчиков и девочек нужно учить по-разному

Для успешного обучения мальчиков:

  • нужно давать возможность проявлять свою активность, двигаться;
  • нужно чаше вовлекать их в совместное дело;

Татьяна Черниговская: Советы для тех, кто хочет развиваться!

  • им в большей степени важна состязательность, конкуренция;
  • их нужно больше хвалить.

Девочкам, чтобы эффективно осваивать информацию:

  • должно быть доверительное отношение с учителем;
  • нужно больше добавлять цвета;
  • нужно применять практику контролируемого риска – ситуацию, в которой, например, девочка падает, но безопасно. Так, на практике безопасного падения, она узнает, что ей делать, когда она упадет по-настоящему.

Как технологии влияют на мозг?

— С появлением внешних хранилищ информации, с одной стороны, сложнее стало учиться ими пользоваться, с другой — достаточно базовых технических навыков, чтобы просто иметь доступ к информации в Интернете, например.

— Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна

Развивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Поэтому пластилин и все такое по-прежнему актуальны.

— В одном из Древних Китаев на руководящие должности было всего два экзамена: каллиграфия и стихосложение.

— Много интересных исследований сейчас происходит благодаря технологиям brain imaging (или neuroimaging). Но возник вопрос: «Как правильно трактовать эти изображения?» и все больше математиков и аналитиков подключились к задачам нейронаук.

— На картах мозга, в частности, видно быстро или медленно будет обучаться ребенок.

— До сих пор не очень понятно, каким образом в мозге хранятся языки, слова, их значения. При этом есть патологии, когда люди не помнят существительные, но помнят глаголы. И наоборот.

Мозг животных: на что похож и как работает?

— У ворон, а точнее даже у врановых в целом, мозг довольно похож на мозг приматов по уровню развития. Вороны узнают свое отражение.

— Обезьяны успевают заметить порядок чисел и быстро в правильном порядке нажимать квадратики, под которыми числа скрываются. Вот видео:

Подпишитесь на наш канал

— Мозг дельфинов тоже мощно развит. Пошутила, что еще неизвестно у кого лучше — у нас или у них. Говорит, что часто в ответ доносится «Но они же не построили цивилизацию!». Но какая разница, когда они могут спать отключая только одно полушарие и продолжая бодрствовать, обладают иронией, своим языком, живут счастливыми жизнями, всегда сыты, не имеют совсем опасных врагов и далее по списку.

— И еще был знаменитый попугай Алекс. Он знал порядка 150 слов, отвечал на вопросы, отличал цвета и размеры объектов, слова и буквы:

Подпишитесь на наш канал

Особенности обучения для каждого

Татьяна Владимировна также рассказывает, что невозможно оценить уровень интеллекта каждого отдельного человека по каким-то общим критериям.

Профессор подчёркивает:

Татьяна Черниговская говорит, что сама не очень хорошо умеет считать и решать математические задачи. Что, конечно, не отменяет того факта, что она обладает высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, зачем уметь считать человеку, которому это в принципе не нужно? В обычной жизни не обязательно запоминать таблицу логарифмов. Есть, например, люди с патологической памятью. Если спросить их, какой день недели был, скажем, 7 ноября 1654 года, они легко ответят – среда. Если проверить — это правда среда. Но зачем обычному человеку это знать?

Мозг постоянно учится — это ещё один аспект, о котором говорит профессор.

Кстати, этот орган учёный считает самым загадочным, поскольку он буквально управляет поведением человека:

Даже если мы не учимся, не читаем книг и не исследуем определённую область знаний, наш мозг всё равно продолжает поглощать информацию. Пока мы гуляем или готовим, он продолжает учиться. Но с другой стороны, образование, которое даётся в школах, отличается по своей полезности от такого рода знаний. Ведь последние полезны на практике. А что, если человек знает, в какой день состоялась свадьба Наполеона и Жозефины? Это не особо важная информация. Ведь теперь всё можно найти в интернете.

Не начинайте учить ребенка слишком рано

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно.

Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь.

И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю

Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Делайте перерывы

Обычно считается, что, если в процессе выучивания ребенок что-то забыл – это плохо, отвлекся – плохо, перерыв сделал – тоже плохо, а если уснул – вообще кошмар. Это все неправда. Все эти перерывы – не просто не помехи для запоминания материала и обработки информации, а наоборот, помощь. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию. Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать.

Читать также: Почему рожать в 40 — отличная идея

Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.

Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определенные химические процессы, которые происходят как раз во сне.

Постоянное напряжение от того, что вы что-то не успели, что-то не получилось, опять ошибки, ничего не выходит – это худшее, что вы можете себе причинить. Нельзя бояться ошибок. Чтобы учиться было легче, нужно осознать, что обучение идет всегда, а не только за письменным столом. Если человек просто сидит за письменным столом и делает вид, что он учится – ничего полезного не выйдет.

Татьяна Владимировна Черниговская

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Emuāra arhīvs

  • ► 

    2024

    (3)

    ► 

    marts

    (1)

    ► 

    februāris

    (1)

    ► 

    janvāris

    (1)

  • ► 

    2023

    (15)

    ► 

    decembris

    (1)

    ► 

    novembris

    (1)

    ► 

    oktobris

    (1)

    ► 

    septembris

    (1)

    ► 

    augusts

    (1)

    ► 

    jūlijs

    (1)

    ► 

    jūnijs

    (1)

    ► 

    maijs

    (1)

    ► 

    aprīlis

    (1)

    ► 

    marts

    (2)

    ► 

    februāris

    (1)

    ► 

    janvāris

    (3)

  • ► 

    2022

    (50)

    ► 

    decembris

    (1)

    ► 

    novembris

    (2)

    ► 

    oktobris

    (2)

    ► 

    septembris

    (3)

    ► 

    augusts

    (3)

    ► 

    jūlijs

    (1)

    ► 

    jūnijs

    (1)

    ► 

    maijs

    (5)

    ► 

    aprīlis

    (14)

    ► 

    marts

    (2)

    ► 

    februāris

    (6)

    ► 

    janvāris

    (10)

  • ► 

    2021

    (87)

    ► 

    decembris

    (6)

    ► 

    novembris

    (10)

    ► 

    oktobris

    (3)

    ► 

    septembris

    (5)

    ► 

    augusts

    (15)

    ► 

    jūlijs

    (1)

    ► 

    jūnijs

    (3)

    ► 

    maijs

    (6)

    ► 

    aprīlis

    (3)

    ► 

    marts

    (12)

    ► 

    februāris

    (19)

    ► 

    janvāris

    (4)

  • ► 

    2020

    (537)

    ► 

    decembris

    (21)

    ► 

    novembris

    (50)

    ► 

    oktobris

    (48)

    ► 

    septembris

    (20)

    ► 

    augusts

    (40)

    ► 

    jūlijs

    (31)

    ► 

    jūnijs

    (101)

    ► 

    maijs

    (105)

    ► 

    aprīlis

    (59)

    ► 

    marts

    (32)

    ► 

    februāris

    (10)

    ► 

    janvāris

    (20)

  • ► 

    2019

    (376)

    ► 

    decembris

    (26)

    ► 

    novembris

    (26)

    ► 

    oktobris

    (10)

    ► 

    septembris

    (9)

    ► 

    augusts

    (19)

    ► 

    jūlijs

    (55)

    ► 

    jūnijs

    (44)

    ► 

    maijs

    (44)

    ► 

    aprīlis

    (26)

    ► 

    marts

    (42)

    ► 

    februāris

    (15)

    ► 

    janvāris

    (60)

  • ▼ 

    2018

    (960)

    ► 

    decembris

    (65)

    ► 

    novembris

    (69)

    ► 

    oktobris

    (31)

    ► 

    septembris

    (54)

    ► 

    augusts

    (53)

    ► 

    jūlijs

    (46)

    • ▼ 

      jūnijs

      (39)

    ► 

    maijs

    (80)

    ► 

    aprīlis

    (83)

    ► 

    marts

    (104)

    ► 

    februāris

    (133)

    ► 

    janvāris

    (203)

  • ► 

    2017

    (3040)

    ► 

    decembris

    (80)

    ► 

    novembris

    (130)

    ► 

    oktobris

    (160)

    ► 

    septembris

    (176)

    ► 

    augusts

    (340)

    ► 

    jūlijs

    (324)

    ► 

    jūnijs

    (321)

    ► 

    maijs

    (262)

    ► 

    aprīlis

    (250)

    ► 

    marts

    (354)

    ► 

    februāris

    (327)

    ► 

    janvāris

    (316)

  • ► 

    2016

    (3466)

    ► 

    decembris

    (240)

    ► 

    novembris

    (352)

    ► 

    oktobris

    (379)

    ► 

    septembris

    (337)

    ► 

    augusts

    (216)

    ► 

    jūlijs

    (190)

    ► 

    jūnijs

    (216)

    ► 

    maijs

    (280)

    ► 

    aprīlis

    (483)

    ► 

    marts

    (324)

    ► 

    februāris

    (245)

    ► 

    janvāris

    (204)

  • ► 

    2015

    (2891)

    ► 

    decembris

    (287)

    ► 

    novembris

    (395)

    ► 

    oktobris

    (251)

    ► 

    septembris

    (243)

    ► 

    augusts

    (162)

    ► 

    jūlijs

    (109)

    ► 

    jūnijs

    (287)

    ► 

    maijs

    (361)

    ► 

    aprīlis

    (192)

    ► 

    marts

    (223)

    ► 

    februāris

    (134)

    ► 

    janvāris

    (247)

  • ► 

    2014

    (2010)

    ► 

    decembris

    (182)

    ► 

    novembris

    (198)

    ► 

    oktobris

    (179)

    ► 

    septembris

    (192)

    ► 

    augusts

    (131)

    ► 

    jūlijs

    (164)

    ► 

    jūnijs

    (145)

    ► 

    maijs

    (152)

    ► 

    aprīlis

    (219)

    ► 

    marts

    (152)

    ► 

    februāris

    (165)

    ► 

    janvāris

    (131)

  • ► 

    2013

    (1033)

    ► 

    decembris

    (124)

    ► 

    novembris

    (98)

    ► 

    oktobris

    (115)

    ► 

    septembris

    (83)

    ► 

    augusts

    (117)

    ► 

    jūlijs

    (13)

    ► 

    jūnijs

    (15)

    ► 

    maijs

    (57)

    ► 

    aprīlis

    (122)

    ► 

    marts

    (92)

    ► 

    februāris

    (75)

    ► 

    janvāris

    (122)

  • ► 

    2012

    (1250)

    ► 

    decembris

    (96)

    ► 

    novembris

    (86)

    ► 

    oktobris

    (123)

    ► 

    septembris

    (68)

    ► 

    augusts

    (98)

    ► 

    jūlijs

    (108)

    ► 

    jūnijs

    (91)

    ► 

    maijs

    (87)

    ► 

    aprīlis

    (73)

    ► 

    marts

    (131)

    ► 

    februāris

    (119)

    ► 

    janvāris

    (170)

  • ► 

    2011

    (1540)

    ► 

    decembris

    (126)

    ► 

    novembris

    (106)

    ► 

    oktobris

    (130)

    ► 

    septembris

    (147)

    ► 

    augusts

    (100)

    ► 

    jūlijs

    (49)

    ► 

    jūnijs

    (28)

    ► 

    maijs

    (451)

    ► 

    aprīlis

    (403)

9 простых советов, которые повышают эффективность обучения

Отвлечение – это нужная и важная вещь. Нет доказательств того, что сидение прямо и за столом способствует лучшей обучаемости. Если ты хочешь учить что-то «лежа на полу и поедая конфеты» – пожалуйста. Все очень индивидуально. Кому-то нужна тишина, кому-то музыка.


Giphy

Нужно уметь слушать свой мозг. Как он организовывает свою работу? Как ему удобней? От этого и отталкиваться, не позволяя общепринятым нормам препятствовать твоему обучению.

Занятия музыкой, начатые в раннем детстве, ускоряют развитие мозга. Благодаря занятиям музыкой улучшается качество нейронной сети и повышается пластичность мозга. У людей, которые занимались музыкой снижается риск раннего развития болезни Альцгеймера.

У пожилых людей, которые занимались музыкой в детстве, улучшается качество восприятия устной речи

Почему это важно? Очень часто пожилой человек плохо слышит не потому, что у него ухудшились слуховые способности. У него мозг перестает разбирать и понимать устную речь

Они слышат звуки, но мозг их не идентифицирует.

  • Всегда составляй план обучения, разделяя процесс на шаги, то есть разумные части. Их размер может быть разным, все индивидуально. Главное – видеть конечную цель.
  • Чаще меняй обстановку, позы, окружение и сопровождение, особенно звуковое.
  • Перерывы являются неотъемлемой частью успешного овладения информацией. Поэтому давай себе 15 минут отдыха. Это повысит продуктивность твоей работы.
  • Движение помогает при запоминании. Прыгать, ехать на велосипеде, заниматься йогой – это не помеха обучению, а только помощь.
  • Мозг, как и тело, можно и нужно тренировать.

Мы часто проводим несколько часов в спортзале, но даже не думаем потратить 15 минут на тренировку мозга, а ведь он в ней нуждается возможно куда больше, чем наше тело.

Поддаются тренировке:

память;

внимание;

способность к концентрации;

когнитивная гибкость – как быстро переключать внимание с одной задачи на другую;

умение глобально оценивать ситуацию;

умение адаптироваться к быстро меняющейся ситуации;

умение правильно принимать решения.

Сейчас существует множество техник, которые можно выполнять играючи, на ходу, когда ты на беговой дорожке или едешь в общественном транспорте.


Фото взято из открытых источников

Польза бесцельных размышлений.

Логически принятые решения не всегда эффективны. А умеем ли мы вообще решать задачи нелогично? В этом нам помогают бесцельные размышления.

Мысли бродят сами. Ты можешь не видеть логики своих размышлений, считать, что в голове какая-то каша, но факт остается фактом. Бесцельное размышление – это среда, в который мы совершаем самые гениальные открытия. Такой поток мыслей нельзя останавливать. Не мешай своему мозгу думать так, как ему удобно.

Узнай свои методы запоминания.

Кто-то лучше запоминает информацию на слух, кому-то нужно прочитать текст, другим необходимо составить таблицу или схему, у кого-то работает ассоциативная память. Когда ты работаешь более продуктивно и легко? В 5 утра или после 10 часов вечера?

Как «созревает» мозг, чем он отличается у женщин и мужчин?

— Мозг «созревает» по частям. Лобные доли, к примеру, до 21—23. Особенно это имеет значение в детстве, там разброс до 2 лет, и если ребенок еще не готов «сидеть прямо и смотреть на доску», то, вероятно, он действительно еще не готов. Важный момент: ускорять развитие детей нельзя, это губительно.

— На всякий случай: переучивать левшей на правшей ни в коем случае нельзя. Вы переучиваете таким образом не руку, а мозг, и вытекает это все в тики, заикания, неврозы и т. д.

Мозг женщин и мужчин отличается. Женский эффективнее из-за большего количества серого вещества. Это связано с эволюцией время, пока мужчины бегали за мамонтами, женщинам приходилось прокручивать в голове более сложные схемы, плюс переживать за детей, за лагерь и многое другое.

Не разрешайте мозгу лениться

— Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться — пустое дело, погибнет.

Не затачивайте детей только под ЕГЭ

Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако, это именно то, что предлагает нам современная система образования в виде предмета нашей особенной гордости, ЕГЭ.

Я считаю, что это очень большой вред. Если, конечно, мы хотим приготовить к жизни людей, которые будут работать на конвейере, то это, безусловно, подходящая система. Но тогда мы должны сказать: все, мы на развитии нашей цивилизации ставим точку. Будем держать Венецию сколько можно, чтобы она не утонула, а новенького нам не надо, хватит уже шедевров, девать их некуда. А вот если мы хотим воспитывать творцов, то эта система — худшее, что можно было придумать.

— Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них — Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

1600

Стабильность

Миф №3. Развивать ребенка надо с пеленок — а то будет поздно. Современные мамы торопятся развивать малыша как можно раньше: он лежит в коляске, а ему уже зачитывают английские слова. Он еще не ходит, а ему показывают буквы и цифры. Все мечтают о «маленьких гениях»! Но так ли безобидно раннее развитие? Мозг — не просто однородная масса нейронов, а очень сложная система, состоящая из множества подструктур, которые отвечают за разные процессы и созревают не одновременно. Чего мы добиваемся, пытаясь напичкать малыша знаниями? У ребенка происходит развитие правого полушария (отвечающего за эмоции), а мы нагружаем левое и таким образом «обделяем» правое. Научить ребенка в два года говорить по-английски — пожалуйста, читать — легко. Но надо понимать, что в таком случае мы даем эти знания за счет «обкрадывания» других участков головного мозга.

Табуретка против смартфона. Чему учить детей, рождённых с гаджетом в руках?
Подробнее

Напичканные знаниями в раннем возрасте дети потом плохо учатся, они эмоционально неразвиты, неуютно чувствуют себя в детском коллективе, потому что задачи, которые мы перед ним ставили, вступили в противоречие с актуальным процессом созревания мозга. На самом деле в этот период мы должны заниматься совершенно другим — развивать эмоциональную сферу ребенка и прививать ему самые простые навыки.

Все нормальные, здоровые дети осваивают умение читать в период от 4 до 7 лет. Не надо делать из этого проблему. Лучше сами почитайте ребенку вслух: тогда он будет развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально. Нужно как можно больше играть с ним. Сила игры невероятна! А таская малыша с одного занятия на другое — с английского на рисование и т. д., — мы ему только вредим. Пусть ребенок сам рисует, а вы вместе с ним.

Не разрешайте мозгу лениться

Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нем надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться – пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое.

Я думаю, любому человеку понятно, что если бы Шекспир, Моцарт, Пушкин, Бродский и другие выдающиеся деятели искусства попробовали бы сдать ЕГЭ, они бы его провалили. И тест на IQ бы провалили. О чем это говорит? Только о том, что тест на IQ никуда не годится, потому что никто не сомневается в гениальности Моцарта, кроме сумасшедших.

Татьяна Владимировна Черниговская

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Учите мальчиков и девочек по-разному

Говорить с мальчиками нужно кратко и конкретно. Для максимального эффекта они должны быть вовлечены в активную деятельность, им просто нельзя сидеть спокойно. У них столько энергии, что лучше всего постараться направить ее в мирное русло, дать выход, причем прямо во время занятий. Не запирайте их в маленьком замкнутом пространстве, дайте им простор и возможность двигаться. Кроме того, мальчикам нужно ставить больше реальных задач, придумывать состязания, а скучных письменных заданий давать меньше, от них нет никакого толку. А еще их обязательно нужно хвалить за любую мелочь. И вот еще один интересный факт: оказывается, мальчики должны воспитываться в более прохладных помещениях, чем девочки, потому что иначе они у вас во время занятия просто заснут.

Девочки же любят работать в группе, им нужен контакт. Они глядят в глаза друг другу и любят помогать учителю

Вот это очень важно: девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим

Девочки очень не любят резкие громкие разговоры, но требуют непременного эмоционального включения, а еще они любят цветной мир, то есть класс для занятий у девочек должен быть ярким.

Внимательный индивидуальный подход может из двоечника сделать отличника. Не все двоечники по-настоящему двоечники, некоторые из них – Леонардо Да Винчи, навсегда погибшие благодаря гениальным усилиям учителей.

Татьяна Владимировна Черниговская

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ

Способность любить

Миф №1. Главное — накормить и уложить спать

Многие считают, что в первый год жизни ребенку нужен только правильный уход: вовремя накормить, перепеленать, уложить спать, и совсем не важно, кто это будет делать. Сегодня в моде так называемое облегченное материнство: едва успев родить, молодые мамы стремятся переложить свои родительские обязанности на нянь и бабушек и быстрее вернуться к привычной жизни

Конечно, хорошо, когда у малыша есть экологичные пеленки, красивая одежда и лучшие в мире игрушки. Но ему мало быть просто сытым и ухоженным, только есть, пить, спать. У ребенка есть жизненно важная потребность в привязанности к заботящемуся о нем взрослому, который находится с ним постоянно.

Из лучших побуждений. Психолог о том, как родители убивают в ребёнке творца
Подробнее

Если рядом нет близкого человека, то у малыша возникает ощущение смертельной опасности. Оно проходит только тогда, когда его берут на руки, кормят, обнимают, — так он понимает, что о нем позаботятся, что он не погибнет. Когда мы видим уверенного в себе и эмоционально устойчивого взрослого человека — скорее всего, в детстве родители обеспечили ему установки: «Ты нужен. Ты любим. Все будет хорошо». Без подобных установок ребенку страшно.

Совет:

Если вы вынуждены нанять няню, это должен быть один человек, готовый относиться к ребенку по-матерински, а не десять нянь, которые работают «вахтовым методом» или все время меняются. Сегодня многие, доверяя малыша няне, считают, что таким образом воспитывают его «как в дворянских семьях». На самом деле детей дворян растила кормилица или няня, которая находилась с ребенком неотлучно, становилась членом семьи — по-настоящему родным человеком. Как говорится, почувствуйте разницу!

Формирование стабильной, надежной привязанности — одна из главных задач первого года жизни. Именно эмоциональная связь в будущем даст ребенку внутреннюю уверенность, спокойствие, силы жить и развиваться, поможет преодолевать страх, справляться со стрессами. Повзрослев, он сможет строить здоровые, гармоничные отношения с другими, научится дружить, любить, доверять. Базовое доверие к людям он пронесет через всю жизнь.

Лечить или терпеть? 10 правил воспитания гиперактивных детей
Подробнее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: