Автоматизация звука э

Нод по подготовке к обучению грамоте «звук, буква «э,э»

Ход занятия:

Вводная часть.

I Организационный момент
:

Игра «Узнай звук по артикуляции
»
.

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Основная часть.

Знакомство со звуком
.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке
:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Педагог показывает и объясняет детям артикуляцию звука
:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает»
.

Педагог показывает детям символ звука
и дает характеристику звука
. Звук – гласный
, его можно петь, обозначается красным цветом.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука
.

Д/у «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
»
:

Э, а, у, э, о, э, и; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Д/у «Речевая зарядка»
(дети повторяют цепочку слогов
)
:

птэ – ктэ – бдэ – гдэ

ктэ – бдэ – гдэ — птэ

Д/и «Четвертый лишний»

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

этаж, электровоз, экран, улитка;

Эмма, Элеонора, Элла, Эдик.

Физкультминутка

Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – развести руки в стороны

Д/ игра с мячом «Где живет звук

. Определение позиции звука в слове
. поэт, экран, эмблема, этажерка, эскимо.

Д/у «Повтори»
. Проговаривание слов сложной слоговой структуры
, деление на слоги, объяснение значение слова
: эскадра, эквилибрист, электросварщик, экипаж, электроприборы, экскурсовод,эвкалипт, элеватор.

Д/и «Чего не стало?»
(по предметным картинкам со звуком
: эскимо электричка, страус эму, эмблема, экскаватор).

Знакомство с буквой Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

На что похожа буква Э?

Выкладывание буквы из фасоли.

Составление предложений со словом «Эскимо»
. Подбор определений.

III. Заключительная часть.

Итог занятия
.

Список литературы

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям
: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической. стороны речи у старших дошкольников
. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Конспект подгруппового логопедического занятия тема: «Звук и буква Э»

Конспект подгруппового логопедического занятия

Леншина И.В., учитель – логопед МБДОУ детский сад № 9, город Новочеркасск Ростовская область

Тема: «Звук и буква Э»

(можно разбивать на 2 занятия)

Цель:

формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Э.

Задачи:

Познакомить со звуком и буквой Э.

Закреплять понятие «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие.

Выделять звук из начала слова.

Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать внимание, память, просодическую сторону речи. Оборудование:

Оборудование:

предметные картинки, конверт с текстом письма, изображения мальчика и девочки, фей Графики и Фонетики, красные кружочки (символ гласного звука), маркеры «звук», «буква», зеркала, буквы Э из различного материала и разных размеров, красные карандаши, тетрадь логопедических заданий, магнитная доска.

Ход занятия

Организационный этап.

— Сядет на место тот, кто угадает звук по беззвучной артикуляции (, , ).

Коррекционно-развивающий этап.

Упражнение«Письмо от феи Фонетики»

— Фея Фонетика прислала нам письмо. Послушайте, какую историю она нам написала. (ЗвукЭпроизносить длительно, утрированно .)

Однажды Э-эмма и Э-эдик пошли в лес за грибами. Не заметила Э-эмма, как отстала и заблудилась. «Э-эдик, Э-эдик», — позвала Э-эмма. «Э-эдик», — кто-то повторил высоко над деревьями. «Кто это?» — удивилась Э-эмма. «Э-эдик, Э-эдик», — опять крикнула Э-эмма. «Э-эдик», — кто-то опять повторил высоко над деревьями. «Эй!» — крикнула Эмма. «Эй!» — отозвалось в вышине. И тут из-за деревьев показалса Эдик с полной корзинкой грибов. «Кто это все повторяет за мной?» — спросила Эмма. «Э-это? Э-это э-эхо!» — объяснил Э-эдик. Вот послушай: «Э-эмма!» — крикнул Эдик. «Э-эмма», — послышалось северху. «Э-электричка». – «Э-электричка», — повторило эхо. «Э-этаж». – «Э-этаж». – «Э-эскалатор». – «Э-эскалатор», — повторяло за Эдиком эхо.

Эмме эта игра понравилась. Когда дети вернулись домой, Эмма рассказала, как она разговаривала с эхом, своей подруге Э-элле.

Упражнение«ЗвукЭ

— Мы сегодня познакомимся с новым звуком. (Выставить маркер

.)

Повторить, что такое звук.

Уточнить артикуляцию звука . Произнести звук перед зеркалами громко, тихо, долго, коротко. Спеть звук .

— Какой звук ? Почему? (Выставить символ гласного звука

.)

3.Упражнение«Поднимите символ, когда услышите звук »

Дать задание детям поднимать красный кружочек, когда они услышат звук среди других гласных.

4.Упражнение«Где звук?»

Предложить детям вспомнить и назвать имена ребят и слова, которые они кричали в лесу, определить, с какого звука начинаются эти слова. По мере ответов детей выставлять на доску соответствующие предметные картинки.

Буква Э задания для дошкольников с картинками

Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Задачи:

  • познакомить дошкольника с буквой Э, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Э по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Электричество
Эскалатор
Экскаватор
Эклер
  1. Скажи, что такое эхо?
  2. Послушай предложение: ЭММА И ЭЛЛА СЛУШАЛИ ЭХО.
  3. ЭХО — какой первый звук в этом слове?
  4. Какой первый звук в слове ЭЛЛА? — ЭММА?
  5. Какой звук есть и в слове ЭКСКАВАТОР, и в слове ЭСКАЛАТОР?
  6. В начале, в конце или в середине слова звук в слове ЭСКАЛАТОР? — ЭКСКАВАТОР? МЭР?
  7. Гласный или согласный звук ?

Задание: печатная буква Э для дошкольников

Рассмотри букву Э. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

На большие расстоянияМчится он без опоздания;Пишется в конце два С,Называется … (экспресс).

К дальним селам, городамКто идет по проводам?Светлое величество.Это … (электричество).

На лучинке, в бумажке,В шоколадной рубашке,В руки просится само.Что же это? … (Эскимо.)

Угукало, агакало,Аукало и плакало,И рассыпалось смехом,И называлось… (эхом).

Сказка про букву Э

ЭкскаваторщикиВбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.— Бросай свои этикетки! — кричит.— У нас во дворе настоящий эскалатор работает!Я говорю:— Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди — электрический столб.

Экскаватор по этому столбу — р-р-раз!! Столб на бок — два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

(Г. Юдин)

Загадки для детей на букву Э

Провела я солнцеЗа свое оконце,К потолку подвесила,Стало дома весело.(Лампочка)

Сам вагон открыл нам двери,В город лестница ведет.Мы своим глазам не верим:Все стоит, она идет.(Эскалатор)

Живет без тела, говорит без языка.Никто его не видит, а всякий слышит.(Эхо)

К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдет,Если крот раскроет рот.(Экскаватор)

— Рученька-ручища,Что в земле ты ищешь?— Ничего я не ищу.Землю рою и тащу.(Экскаватор)

Есть на свете чудная лопата— На колесах, крива и горбата.Но копать начинает она —Сто лопат заменяет одна.(Экскаватор)

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор — крану брат.Ворошит такие глыбы,Что, пожалуй, сто лопатИх осилить не смогли бы.(Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок —Электрический звонок.(С. Маршак)

ЭмуЯ про страуса,Про ЭМУ,Написал бы вам Поэму,Но никак я не пойму:Эму онИли эму?!(Б. Заходер)

Эхо— Мама! — слышится с холма.Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»Это маму звал малыш.Эхо, ты кому кричишь?(Г. Виеру)

Эхо ищем всем отрядом:— Эхо, где ты?— Рядом!Рядом!Эхо! Эхо!Вот потеха!Значит, тропкою леснойХодит-бродит с вами эхоНевидимкой день-деньской.(Ф. Бобылев)

Неясно, зверь он или птица.Есть перья, а летать боится.Быть может, ты решишь проблему:Зверь или птица страус эму.(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задания с буквой Э для дошкольников

Буква «Э» — гласная. Чтобы помочь дошкольникам запомнить и узнать эту букву, можно использовать различные задания и игры. Вот несколько идей:

1. Поиск слов на букву «Э« Приготовьте лист бумаги и ручку. Попросите ребенка найти и написать как можно больше слов, начинающихся на букву «Э». Можно предложить такие слова, как «эльф», «эхо», «экран» и т.д. Это задание поможет развить у детей словарный запас и запомнить новую букву.

2. Раскрашивание картинок: Найдите или нарисуйте картинки предметов, названия которых начинаются на букву «Э». Дайте ребенку раскрасить эти картинки, используя разные цвета. Во время раскрашивания, можно повторять слова, связанные с каждой картинкой, чтобы закрепить  букву «Э».

3. Игра в «Эстафету»: Разделите детей на две команды. Расположите перед каждой командой две корзины или ящика. В одном ящике положите предметы, названия которых начинаются на букву «Э», а в другом — предметы, названия которых не начинаются на эту букву. По вашему сигналу, первый игрок каждой команды должен выбрать предмет из соответствующей корзины и положить его в другую корзину. Побеждает команда, которая справится быстрее

Эта игра поможет детям развивать внимание и фонематический слух

4. Составление предложений: Напишите на доске или листе бумаги несколько слов, начинающихся на букву «Э». Попросите детей составить предложения, используя эти слова. Например, «Эльф играет на экране», «Эхо слышно в долине» и т.д. Это задание поможет детям понять, как использовать слова в контексте и правильно строить предложения.

5. Игра «Угадай слово»: Напишите на отдельных карточках слова, начинающиеся на букву «Э». Покажите ребенку одну карточку и попросите его угадать, какое слово на ней написано. Если ребенок не знает, можно дать ему подсказку или использовать картинку, связанную с этим словом. Эта игра поможет развить у детей умение ассоциировать слова с буквами и изображениями.

Не забывайте, что игры и задания должны быть интересными и занимательными для детей. Ниже предлагаем листы для дошкольников с буквой «Э»

Раскраска с буквой Э

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э. Цели: — правильное произношение звука Э в слогах, словах и предложениях; — знакомство с буквой Э» — упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры; — развивать звуко – буквенный анализ;

— учить детей печатать букву Э; — находить правильный образ буквы Э среди других, конструировать из элементов; — закреплять умение делать анализ предложения; — уточнять и расширять словарь. Оборудование: — предметные картинки, в названиях которых присутствует звук Э; — макет поезда тремя вагонами ( с двумя, тремя, четырьмя окошками); наборы для составления схем; схема предложения; веревочки разной длины; образец написания буквы Э; «чудо – дерево» с буквами; разрезные азбуки; тетради; карточки с написанными буквами Э,карандаши.

Ход занятия. I. Организационный момент. — Сядет тот, кто назовет гласные звуки. — Вспомните слова в которых гласный звук находится в начале слова.

II. Развитие артикуляционной моторики. для губ: «Трубочка»; «Бублик»; «Заборчик»; «Заборчик – Трубочка»; для языка: «Лопатка»; «Иголочка»; «Чашечка»;

III. Работа по развитию дыхания и голоса. «Пионы». Понюхаем цветущие пионы: вдох через нос – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот. Голосовые упражнения: протяжно пропеть звуки: а –а –а , о –о – о, у –у – у, и – и – и .

IV. Знакомство со звуком Э. 1. Выделение звука Э из слов. — К нам в гости пришла медведица, ее зовут Эмма. — Произнесите это слово. — Какой первый звук вы слышите? 2. Произнесение звука Э хором и индивидуально. 3. Уточнение артикуляции и характеристика звука Э (гласный звук, обозначаем красной фишкой)

V. Автоматизация звука Э в слогах. 1. Повторение слогов: гдэ – бдэ – птэ – ктэ, птэ – бдэ – гдэ – ктэ. 2. Звуковой анализ и синтез слогов ЭК, КЭ. Игра « Живые звуки». Дети произносят слоги поочередно, проводят звуковой анализ: называют первый звук, второй звук; после этого двое детей выбирают каким звуком будут и становятся в правильной последовательности, каждый называя свой звук; остальные дети проверяют правильность

VI. Автоматизация звука Э в словах. 1.- Послушайте слова и повторите: ЭЙ, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭДИК, ЭЛЛА, ЭЛЬЗА. — Какой первый звук в каждом слове? 2.–Назовите картинки, которые выставлены на доске: ЭКРАН, ЭКСКАВАТОР, ЭКСКУРСОВОД, ЭСКАЛАТОР, ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ЭКЛЕР,ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭЛЕКТРОВОЗ. (Логопед помогает назвать незнакомые слова). — Какой первый звука в каждом слове? 3.-Деление слов на слоги. Игра «Поезд». Картинки распределяются по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове (предварительно отхлопав каждое слово) ЭКРАН, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭКСКАВАТОР.

VII. Физкуль. — Дети,сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять, но «запретными движением» будет команда «руки вниз». (Руки на пояс, вверх, вниз, к плечам, вниз, присели, помахали, руки на голову, вниз и т.д.). Выигрывает самый внимательный.

VIII. Знакомство с буквой Э. — Поможем медведицы Эмме подготовиться к школе, познакомим ее с новой буквой Э. Логопед показывает образ буквы на картинке и читает стих: «Это – Э с открытым ртом и большущим языком».

IX. Письмо буквы Э пальцем в воздухе, конструирование из веревочек.

X. Печатание буквы Э в тетрадях по точкам.

XI. Найти правильные буквы Э, обвести их красным карандашом ( карточки лежат на столах у каждого ребенка).

XII. Найти букву Э на «Чудо – дереве» (сосчитать).

XIII. Звуко – буквенный анализ слова ЭХО. 1. Звуковой анализ слова, выкладывание схемы. (Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах) 2. Составление слова из букв разрезной азбуки.

XIV. Составление предложения со словом ЭХО по предложенной схеме.

ДЕТИ СЛЫШАЛИ ЭХО. XV. Итог занятия и оценка деятельности детей. — С какими звуками познакомились? — Дайте характеристику звука Э. — Какие слова запомнили со звуком Э.

Следующая >

Подходящие игры

Дидактические игры на внимательность:

  1. Найди в словах одинаковый звук (экран, эму, экватор, эстафета).
  2. Придумай слово на Э.
  3. Хлопни в ладоши, как только услышишь слово с нужным звуком (арбуз, эрудит, обезьяна, эврика, эшелон, индюк).
  4. Найди лишнее слово в ряду. (эталон, эвкалипт, уха, экскурсия).
  5. Игра «Дополните слово» (учим строение слов)Эта (этаж), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), пресс (экспресс), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж), кран (экран).
  6. Игра «Что пропало?». На столе выкладываются предметы (игрушки), в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенку предлагается назвать все предметы, после чего отвернуться или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один предмет, а ребенок должен назвать, что пропало.

Игровые упражнения:

  1. Речевая зарядка. Повторять слоги ЭП-ОП-АП, АП-ЭП-ИП, ОП-ЭП-УП, ЭП-ОП-ЭП, ИП-АП-ЭП, УП-ОП-ЭП.
  2. Мастер-класс «Домики». Подготовить домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и подходящие предметные картинки. Ребенку нужно определить место заданного звука в слове и вставить картинку в первое, второе или третье окошко.
  3. Забавная группировка. Для этой игры понадобится таблица с напечатанными буквами и фишки (монеты). Детям нужно найти Э в таблицы и накрыть фишками.
  4. Буквенный конструктор. Предложить детям достроить Э из других букв (О, С). Можно использовать фасоль или другую крупу.
  5. Соревнования телефонистов. Дети садятся в ряд. Воспитатель проговаривает скороговорку на ухо первому ребенку, а тот передает услышанное следующему. Последний игрок должен рассказать скороговорку вслух.

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые помогут превратить процесс обучения дошкольников в занимательное и увлекательное занятие.

Подходящие игры

Дидактические игры на внимательность:

  1. Найди в словах одинаковый звук (экран, эму, экватор, эстафета).
  2. Придумай слово на Э.
  3. Хлопни в ладоши, как только услышишь слово с нужным звуком (арбуз, эрудит, обезьяна, эврика, эшелон, индюк).
  4. Найди лишнее слово в ряду. (эталон, эвкалипт, уха, экскурсия).
  5. Игра «Дополните слово» (учим строение слов)Эта (этаж), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), пресс (экспресс), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж), кран (экран).
  6. Игра «Что пропало?». На столе выкладываются предметы (игрушки), в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенку предлагается назвать все предметы, после чего отвернуться или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один предмет, а ребенок должен назвать, что пропало.

Игровые упражнения:

  1. Речевая зарядка. Повторять слоги ЭП-ОП-АП, АП-ЭП-ИП, ОП-ЭП-УП, ЭП-ОП-ЭП, ИП-АП-ЭП, УП-ОП-ЭП.
  2. Мастер-класс «Домики». Подготовить домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и подходящие предметные картинки. Ребенку нужно определить место заданного звука в слове и вставить картинку в первое, второе или третье окошко.
  3. Забавная группировка. Для этой игры понадобится таблица с напечатанными буквами и фишки (монеты). Детям нужно найти Э в таблицы и накрыть фишками.
  4. Буквенный конструктор. Предложить детям достроить Э из других букв (О, С). Можно использовать фасоль или другую крупу.
  5. Соревнования телефонистов. Дети садятся в ряд. Воспитатель проговаривает скороговорку на ухо первому ребенку, а тот передает услышанное следующему. Последний игрок должен рассказать скороговорку вслух.

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые помогут превратить процесс обучения дошкольников в занимательное и увлекательное занятие.

Ход занятия:

Вводная часть.

I Организационный момент
:

Игра «Узнай звук по артикуляции
»
.

У, И, О, У, А, И, У, О, У.

II. Основная часть.

Знакомство со звуком
.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке
:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Педагог показывает и объясняет детям артикуляцию звука
:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает»
.

Педагог показывает детям символ звука
и дает характеристику звука
. Звук – гласный
, его можно петь, обозначается красным цветом.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука
.

Д/у «Хлопни в ладоши, если услышишь звук
»
:

Э, а, у, э, о, э, и; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Д/у «Речевая зарядка»
(дети повторяют цепочку слогов
)
:

птэ – ктэ – бдэ – гдэ

ктэ – бдэ – гдэ — птэ

Д/и «Четвертый лишний»

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

этаж, электровоз, экран, улитка;

Эмма, Элеонора, Элла, Эдик.

Физкультминутка

Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – развести руки в стороны

Д/ игра с мячом «Где живет звук

. Определение позиции звука в слове
. поэт, экран, эмблема, этажерка, эскимо.

Д/у «Повтори»
. Проговаривание слов сложной слоговой структуры
, деление на слоги, объяснение значение слова
: эскадра, эквилибрист, электросварщик, экипаж, электроприборы, экскурсовод,эвкалипт, элеватор.

Д/и «Чего не стало?»
(по предметным картинкам со звуком
: эскимо электричка, страус эму, эмблема, экскаватор).

Знакомство с буквой Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

На что похожа буква Э?

Выкладывание буквы из фасоли.

Составление предложений со словом «Эскимо»
. Подбор определений.

III. Заключительная часть.

Итог занятия
.

Список литературы

Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям
: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической. стороны речи у старших дошкольников
. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Оборудование:
Картина «Эхо». Многоэтажный дом (картина или конструктор). Картинки: экскаватор, экскурсовод, электричка, электроприборы. Символы и гласные буквы. Карта-схема.

Ход занятия

1.
Оргмомент. Игра «Эхо». Мы в лес пойдём, грибов найдём Ребят мы дружно позовём: «Ау, Ау!»

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается: «Ау, Ау».

2.
Сообщение темы занятия.

Что откликалось детям в лесу?

Какой звук мы слышим в начале слова ЭХО?

Сегодня мы познакомимся с буквой Э, научимся правильно произносить слова с этим звуком.

3.
Звуковой диктант.

4.
.

Выставляется картина или макет многоэтажного дома, одноэтажного.

Дома разные или одинаковые?

Чем отличаются?— (Одноэтажный и многоэтажный).

Давайте узнаем, сколько этажей в доме?

Представим, что мы поднимаемся по ступенькам.

(Первый этаж, второй этаж и т. д.). В каком доме и на каком этаже вы живёте?

5.
Физминутка.

6.
Усвоение произношения сложных слов.

7.
.

Сказки про букву Э

На нашей планете существует загадочная страна под названием Азбука. Там живут разные жители, и у каждого есть свое имя. Где-то на самом краю Азбуки живет буква Э. К ней редко ходят в гости другие буквы, потому что она поселилась в высоком доме, на 31 этаже.

Э любит выходить на балкон и смотреть на большой эвкалипт, растущий прямо возле ее дома. На этом эвкалипте жили маленькие эльфы, которые день и ночь трудились. Они работали на фабрике, где готовили самое вкусное эскимо в мире. Э любила смотреть за работой маленьких человечков и часто подсказывала и помогала им. Как только главный эльф кричал «Эге-гей», раздавалось протяжное звонкое эхо. Это означало, что очередная порция мороженого готова. Тогда Э спускалась вниз на эскалаторе, чтобы съесть свое любимое лакомство.

Возле эвкалипта была станция, на которую каждый день приезжала электричка. В будние дни Э работала на экскаваторе, рыла ямы, в которых эльфы строили новые помещения для своей фабрики. А в воскресенье Э каталась на электричке по Азбуке и ела шоколадное эскимо.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект группового занятия в подготовительной к школе группе с ФФНР. Занятие. Звук и буква Э. Цели: — правильное произношение звука Э в слогах, словах и предложениях; — знакомство с буквой Э» — упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры; — развивать звуко – буквенный анализ;

— учить детей печатать букву Э; — находить правильный образ буквы Э среди других, конструировать из элементов; — закреплять умение делать анализ предложения; — уточнять и расширять словарь. Оборудование: — предметные картинки, в названиях которых присутствует звук Э; — макет поезда тремя вагонами ( с двумя, тремя, четырьмя окошками); наборы для составления схем; схема предложения; веревочки разной длины; образец написания буквы Э; «чудо – дерево» с буквами; разрезные азбуки; тетради; карточки с написанными буквами Э,карандаши.

Ход занятия. I. Организационный момент. — Сядет тот, кто назовет гласные звуки. — Вспомните слова в которых гласный звук находится в начале слова.

II. Развитие артикуляционной моторики. для губ: «Трубочка»; «Бублик»; «Заборчик»; «Заборчик – Трубочка»; для языка: «Лопатка»; «Иголочка»; «Чашечка»;

III. Работа по развитию дыхания и голоса. «Пионы». Понюхаем цветущие пионы: вдох через нос – выдох через нос; вдох через нос – выдох через рот. Голосовые упражнения: протяжно пропеть звуки: а –а –а , о –о – о, у –у – у, и – и – и .

IV. Знакомство со звуком Э. 1. Выделение звука Э из слов. — К нам в гости пришла медведица, ее зовут Эмма. — Произнесите это слово. — Какой первый звук вы слышите? 2. Произнесение звука Э хором и индивидуально. 3. Уточнение артикуляции и характеристика звука Э (гласный звук, обозначаем красной фишкой)

V. Автоматизация звука Э в слогах. 1. Повторение слогов: гдэ – бдэ – птэ – ктэ, птэ – бдэ – гдэ – ктэ. 2. Звуковой анализ и синтез слогов ЭК, КЭ. Игра « Живые звуки». Дети произносят слоги поочередно, проводят звуковой анализ: называют первый звук, второй звук; после этого двое детей выбирают каким звуком будут и становятся в правильной последовательности, каждый называя свой звук; остальные дети проверяют правильность

VI. Автоматизация звука Э в словах. 1.- Послушайте слова и повторите: ЭЙ, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭДИК, ЭЛЛА, ЭЛЬЗА. — Какой первый звук в каждом слове? 2.–Назовите картинки, которые выставлены на доске: ЭКРАН, ЭКСКАВАТОР, ЭКСКУРСОВОД, ЭСКАЛАТОР, ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ЭКЛЕР,ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭЛЕКТРОВОЗ. (Логопед помогает назвать незнакомые слова). — Какой первый звука в каждом слове? 3.-Деление слов на слоги. Игра «Поезд». Картинки распределяются по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове (предварительно отхлопав каждое слово) ЭКРАН, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭКСКАВАТОР.

VII. Физкуль. — Дети,сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять, но «запретными движением» будет команда «руки вниз». (Руки на пояс, вверх, вниз, к плечам, вниз, присели, помахали, руки на голову, вниз и т.д.). Выигрывает самый внимательный.

VIII. Знакомство с буквой Э. — Поможем медведицы Эмме подготовиться к школе, познакомим ее с новой буквой Э. Логопед показывает образ буквы на картинке и читает стих: «Это – Э с открытым ртом и большущим языком».

IX. Письмо буквы Э пальцем в воздухе, конструирование из веревочек.

X. Печатание буквы Э в тетрадях по точкам.

XI. Найти правильные буквы Э, обвести их красным карандашом ( карточки лежат на столах у каждого ребенка).

XII. Найти букву Э на «Чудо – дереве» (сосчитать).

XIII. Звуко – буквенный анализ слова ЭХО. 1. Звуковой анализ слова, выкладывание схемы. (Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах) 2. Составление слова из букв разрезной азбуки.

XIV. Составление предложения со словом ЭХО по предложенной схеме.

ДЕТИ СЛЫШАЛИ ЭХО. XV. Итог занятия и оценка деятельности детей. — С какими звуками познакомились? — Дайте характеристику звука Э. — Какие слова запомнили со звуком Э.

Следующая >
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: