Почему важно чтобы и ребёнок, и взрослый умел мыслить аналитически?
Аналитическое мышление требуется нам постоянно. Без него принимать верные решения невозможно. Подготовиться к экзамену или пойти погулять? Купить то, что рекламирует звезда эстрады или проверить характеристики? Верить тому, что говорят соседи или мнениям экспертов? Если суммировать, то аналитическое мышление пригодится для:
- разделения задач по приоритету выполнения;
- решения бытовых задач и проблем;
- формирования объективной картины мира;
- понимания пределов своих и чужих возможностей;
- правильного анализа полученного опыта;
- формирования независимых умозаключений;
- верной интерпретации статистических данных;
- эффективного планирования своей занятости;
- правильной разбивки процесса деятельности на этапы.
Навыки аналитического мышления нужны любому человеку, для раскрытия потенциала, достижения целей, уменьшения тревожности и повышения качества жизни.
Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.
Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.
Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.
Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия
Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков
Творим всегда, творим везде
В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.
И ваша задача привнести творчество в повседневную жизнь. Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование и лепка, однако найдется немало иных занятий, которые также можно назвать творческими.
1. Проведение научных экспериментов. Они способствуют развитию творческого мышления.
2. Прогулка. Природа вокруг нас необыкновенно прекрасна: попробуйте, например, присмотреться к жилкам на листьях или узорам на коре дерева.
3. Выпечка. Приготовление еды питает разум, сердце и желудок.
4. Кукольное чаепитие. Ролевые игры полезны для развития воображения.
При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию
Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим
Творчество — это все, что наполнено красотой и вдохновением, с небольшой долей причуды.
Таблица из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи».
Инженерное мышление
Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.
Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.
Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.
Что такое абстрактное мышление
Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас. Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей
Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления. Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.
Наиболее четким примером того, как работает абстрактное мышление, оказываются точные науки. Например, в математике мы не видим числа, как такового, однако видим его составляющее (цифры), умеем считать или группируем разные предметы по какому-либо признаку и называем их количество. Абстракция нужна даже тогда, когда человек планирует свое будущее. Оно еще неизвестно, но каждый из нас ставит цели, имеет желания, строит планы, и все это происходит благодаря абстрактно-логическому мышлению.
О формах абстрактного мышления
Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:
Понятие
Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира. Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма. Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.
Суждение
Основная форма абстракции, которая присутствует в утверждении или отрицании чего-либо о предмете, его качествах или отношениях с другими предметами. Иными словами, суждение показывает некоторую связь между объектами и явлениями окружающей действительности. Проще говоря, суждение (простое или сложное) служит нам, когда нужно что-то подтвердить или опровергнуть, например: «ребенок играет» (простое суждение). Сложное имеет и более сложную форму высказывания: «наступила осень, листья опадают». Кроме того, суждения могут быть истинным или ложным, все зависит от того, на чем оно основывается. Если человек рассуждает объективно, в соответствии с реальностью, то и суждение будет истинным. А если он заинтересован в своем высказывании, опирается на собственные размышления, противоречащие реальному, то суждение становится ложным.
Умозаключение
Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений. Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению). Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно
Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов
Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно
Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.
Интеллектуальное развитие ребенка
Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:
- умственные способности;
- эмоциональное мировосприятие;
- физическую культуру.
Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:
- быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
- применять приобретенные знания на практике;
- на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.
Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:
- вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
- логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
- физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
- эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
- социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
- духовный – обогащает внутренний мир человека;
- творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.
Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией
Виды мышления
В психологии рассматриваются несколько подходов к классификации видов мышления. В соответствии с типами решаемых задач принято выделять теоретическое мышление (познание правил и законов) и практическое мышление (подготовка физического преобразования действительности).
В зависимости от времени протекания процесса (по разделению на этапы и по уровню протекания, а также осознанности или неосознанности) выделяют:
- Интуитивное мышление, которое протекает быстро без четко выраженных стадий с минимальным осознанием;
- Аналитическое мышление, которое развернуто во времени, обладает четко выраженными этапами, в значительной степени представлено в сознании.
Статья: Мышление дошкольника
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
По степени новизны продукта, который получен в ходе мыслительной деятельности, мышление может быть продуктивным и репродуктивным. По степени активности субъектов мышления отличают произвольные и непроизвольные мыслительные процессы.
Наиболее распространенная классификация представлена делением мышления по характеру (формам) представления условий и по способу решения задач. Оно может быть наглядно-действенным (практическим), наглядно-образным (образным) и понятийным (словесно-логическим).
Что даёт ребёнку развитая логика?
Ребёнок с развитым логическим мышлением обладает способностью анализировать предметы, сравнивать и обобщать их, подвергать классификации и выстраивать систематизированные по определенным признакам ряды предметов и т.д.
Умение мыслить логически также включает в себя:
умение легко сосредоточиваться на проблеме;
обладать хорошей памятью и вниманием;
чётко мыслить и рассуждать;
обладать развитой речью;
отгадывать загадки;
легко справляться с решением задач;
нестандартно мыслить;
легко концентрироваться.
Кроме этого, развиваются коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Дети с развитым логическим мышлением более любознательны, интересуются любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их. Они легко справляются с дополнительными нагрузками. Такие дети чаще оказываются в ситуации успеха.
Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние и отбивая желание учиться. Всё это негативно сказывается не только на школьных оценках, но и влечет за собой снижении у ребёнка самооценки.
Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что если мы хотим, чтобы наши дети были активны и успешны, необходимо развивать логическое мышление, начиная с дошкольного возраста!
Как ребенок мыслит
Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.
Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.
Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.
Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.
Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.
Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни
Составляющие аналитического мышления
Проходя тесты, вы или ваш ребёнок могли ощутить недостаток каких-то аналитических навыков. Хорошая новость: их все можно развить. Вот краткий список основных навыков и способностей, которые помогут вам мыслить аналитически.
Разбивать проблемы на составляющие части
Большие задачи могут заставить мозг «застопориться», важный при аналитическом мышлении навык уметь разбивать задачи на этапы.
Анализировать информацию
Этот навык ещё часто называют «информационная грамотность». Умение работать с источниками, отбирать информацию, анализировать компетентность эксперта и делать выводы пригодится любому человеку.
Управляться с информационным потоком
В наши дни очень важно уметь не «захлёбываться» информацией. Интернет, СМИ, мнения друзей, подчас вокруг нас становится слишком много новостного шума
Необходимо уметь перекрывать этот поток и понимать, что важно, а что нет.
Поиск неочевидного и креативного решения проблемы
Нам очень редко встречаются ситуации, из которых только один выход. Развитая креативность вкупе с навыками аналитического мышления, помогает найти новые методы решения проблем, неочевидные, но эффективные.
Воспринимать скучную информацию
В век клипового мышления — это один из самых важных навыков. Дети сейчас настолько привыкли к весёлой и энергичной подаче материала, что школьный параграф действует на них, как снотворное. Тем не менее в большинстве профессий очень сложно состояться, тем, кто не умеет воспринимать сухие профессиональные тексты.
Кажется, что, если вы не математик, экономист или учёный навыки аналитического мышления не так уж и нужны? Это не так. И в личной жизни можно определить шаблоны поведения, понять течение информационных процессов, осознать объективные законы, по которым живёт жизнь, чтобы повысить качество жизни и наладить коммуникацию. Кроме того, аналитическое мышление поможет справиться и с бытовыми трудностями: подготовиться к экзамену, выбрать покупку, рассчитать бюджет, или найти новый метод решения старой проблемы.
Улучшение аналитических навыков автоматически улучшит ваше критическое и творческое мышление.
Развитие эмоционального интеллекта ребенка
Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.
«Радость»
Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…
Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.
«За стеклом»
Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.
Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.
Мыслительные операции и их роль
Развитие мышления у детей определяется способностью пользоваться основными мыслительными операциями – сравнением, обобщением, анализом, синтезом и классификацией.
Сравнение
Уже с двухлетнего возраста малыши начинают учиться сравнивать предметы по их признакам и видеть разницу и сходство. В основе этой операции лежит разнообразие форм и цвета предметов, вкусов и консистенций, различных функций и прочего.
Обобщение
Такая мыслительная операция активно начинает развиваться к 6-7 годам. Например, если попросить ребенка этого возраста назвать кофту, юбку, брюки, футболку, платье и шорты одним словом, он уже без труда скажет «одежда». Дети помладше вряд ли смогут это сделать. Расширение умственных способностей позволяет освоить такую мыслительную операцию, как обобщение, тем самым увеличить словарный запас и повысить связность речи.
Анализ
Способность мышления к анализу позволяет разделить предмет на составляющие его части, а также выявить свойственные только ему одному черты и признаки.
Например, ребенок 3-4 лет уже должен назвать части, из которых состоит дерево: ствол, ветки, листья (иголки). Из этого становится ясно, что малыш начал осваивать простой анализ предметов.
Синтез
Синтез означает объединение, поэтому данную операцию можно противопоставить анализу. Ярким примером синтеза является освоение ребенком дошкольного возраста навыка чтения.
Классификация
Мышление ребенка, производя операцию классификации, выделяет сходства и различия окружающих предметов, различных явлений и разнообразных понятий. Выявив какой-либо схожий признак вещей, ребенок может рассматривать их как одну группу (класс).
Например, дошкольник без труда разделит свои игрушки по группам, в которые будут входить предметы, сделанные из одного материала: пластмассовые, деревянные, металлические, мягкие.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:
в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину
Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».
Развитие логики у детей 6-7 лет
Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много
А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.
Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.
Развитие логики у детей до 14 лет
Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.
Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?
Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:
- конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
- абстрактного;
- теоретического (абстрактно-логического).
Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:
- тренировки внимания и памяти;
- формирования воображения и свободомыслия;
- упражнений на увеличения скорости практического мышления;
- отработки мелкой моторики пальцев;
-
творческого воспитания и т.д.
Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.
В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.
В каких профессиях важно аналитическое мышление?
- It-профессии. Программисты, разработчики, тестировщики, верстальщики и многие, многие другие специалисты, имеющие отношение к высоким технологиям точно знают: аналитическое мышление — залог успеха.
- Врачи. В медицине без навыков аналитического мышления делать нечего. Мало того что сам процесс обучения требует уметь их применять, в профессии без умения мыслить аналитически не состояться.
- Аналитики.
- Юристы: следователи, адвокаты, нотариусы, законотворцы. Всем им необходимо владеть навыками аналитического мышления.
- Финансисты. Бухгалтера, экономисты, налоговые инспектора, банковские специалисты, все, кто имеет дело с потоками денег, должны уметь собирать и интерпретировать информацию, обладать навыком ранжирования задач и уметь сохранять холодную голову.
- Журналисты, блогеры. Развитая логика, беспристрастная оценка ситуаций, креативный подход к решению проблем — норма их работы.
Упражнения и игры для развития
Специалистами в области детской психологии и педагогики разработано огромное количество дидактических материалов, программ и заданий для развития логики у детей. При их создании и использовании, разумеется, учитываются возрастные особенности познавательных процессов. Например, двухлетний малыш не способен выполнить задачу, предназначенную для четырехлетнего, а семилетнему ребенку уже будет неинтересно решать задачи трехлетних и пятилетних.
Принято разделять детей на возрастные категории по возможностям восприятия и обработки информации.
Дети дошкольного возраста:
- 3-4 года;
- 5-6 лет.
Дети младшего школьного возраста (начальная школа):
- 7-8 лет;
- 9 лет;
- 10 лет.
Дети среднего школьного возраста (подростковый период):
- 11 лет;
- 12-13 лет;
- 14-15 лет.
Дети старшего школьного возраста (юношеский период):
16-17 лет.
Рассмотрим, какой характер носят занятия, упражнения и игры, развивающие логику, для девочек и мальчиков разных возрастных групп.
Для дошкольников
Дошкольники – это дети, как правило, посещающие детские сады и кружки раннего развития. В данной группе детей принято делить на три категории: младшая (2-3 года), средняя (4-5 лет) и старшая (подготовительная к школе) – 6 лет.
Хорошей предпосылкой к развитию логики у малышей 2-3 лет является создание условий для активной познавательной деятельности.
Также важно уделять внимание первичному формированию представлений о цветах, величинах и формах. Возможность делать первые элементарные суждения и выводы на основе действий дает развитие речи и обучение высказыванию мыслей вслух: течет вода, ее можно разлить, песок сыплется, его можно пересыпать, можно намочить и сделать фигурку и т. п
п
п.
Важно учить ребенка простым логическим операциям: группировке, синтезу, созданию серий. То есть собирать в группы предметы по одному признаку (цвету, форме), создавать ряд последовательностей (нанизывание убывающих частей пирамиды), конструировать несложные части (крупные детали лего). В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
В 4-5 лет детям становится доступна такая логическая операция, как сравнение
Здесь важно расширять представления малыша об окружающей действительности, обращать его внимание на разнообразие, изменчивость и вариативность событий, обучать азам анализа (делить целое на части), учить находить логические связи в природе (зимой холодно, растения не цветут и не растут, поэтому нет жучков и паучков, пищи для птиц нет, поэтому они улетают)
В это время начинает развиваться знаково-символическая система умственной деятельности (начало работы со схемами, знаками, цифрами). Продолжается совершенствование таких умений, как сравнение, классификация, построение предложений, простые доказательства, систематизация по признакам, вычленение разницы, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже прогнозирование последствий каких-либо действий. На данном этапе дети обучаются порядковому и количественному счету в пределах десяти, составу числа пять. Также дети учатся анализу структуры различных конструкций, воспроизводят их в других вариантах.
Для младших школьников
Ученики младших классов уже очень отличаются по уровню логического мышления от детей дошкольного возраста. В процессе обучения в школе дети учатся управлять своими мыслительными процессами и начинают думать не только тогда, когда им хочется это делать, но и тогда, когда это делать надо.
В это время начинает работать словесно-логический или абстрактно-логический (отвлеченный) тип осмысления. Умозаключения первоклассников и второклассников опираются на наглядность, и выводы делаются на основе сопоставления суждения и предмета, явления, события. Дети с семи до десяти лет постепенно начинают овладевать логическими суждениями, оперировать понятиями и переходить к обобщению и логическим выводам.
Для подростков
Подростковый возраст – это особый период в развитии человека и он имеет свои нюансы в формировании логического мышления. Это переход от детства к взрослой жизни. Подростки испытывают потребность к самостоятельному познанию мира. В это время мышление переходит на более высокий и сложный уровень когнитивной деятельности. Оно приобретает черты теоретическо-рефлексивного характера. Процесс обучения дает возможность постепенно овладеть научными понятиями, основами теоретического и понятийного оперирования информацией.
Аналогии
Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.
Как выполнять?Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.
Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)
Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.
Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)
Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)
Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)
Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)
Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)
Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)
Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)
Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)
Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)
Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)
Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)
Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)
Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)
Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)
Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)
Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)
Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)
Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)
Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)
Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)
Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)
Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)
Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)
Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)
Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)
Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)
Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)
Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)
Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)
Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)