Улучшение техники чтения
Низкие результаты техники чтения — не повод расстраиваться, а лишь сигнал о том, что нужно приложить дополнительные усилия для улучшения навыка. Можно заниматься с ребенком самостоятельно или обратиться к специалисту, который проанализирует слабые места и подберет подходящие упражнения. Проводите дополнительные занятия с ребенком в режиме «щадящего чтения» без давления. Важнее соблюдать регулярность и частоту занятий: 10-20 минут ежедневно.
Как можно мотивировать ребенка читать:
- Награждайте за старание наклейками, звездочками.
- Отмечайте прогресс визуально — создайте доску успеха, чтоб ребенок мог наглядно видеть свой прогресс
- Проводите занятия в форме игры, например, «поход в библиотеку» или «чтение любимым игрушкам».
- Выбирайте интересные ребенку книги и тексты.
- Пусть ребенок читает домашним животным, они — благодарные и принимающие слушатели. Читая им, ребенку не страшно ошибиться, он расслабляется и преодолевает страх неудачи.
- Устройте соревнование по чтению между сверстниками, братьями и сестрами.
Для улучшения скорости чтения поможет:
- Чтение по слоговым таблицам.
- Многократное чтение. Читайте один и тот же текст несколько раз, увеличивая темп. Со второго раза у ребенка получится читать быстрее.
- «Буксир». Взрослый ведет пальцем по строчке, задавая темп. Ребенок старается читать в заданном темпе.
- «Вершки да корешки». Ребенок читает слова, закрывая линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
- Чтение в книге, перевернутой вверх ногами.
- «Молния». Чередования чтения в комфортном темпе с чтением с максимально возможной скоростью в течение 20 секунд по команде «Молния!».
- «Спринт». Соревнование на скорость чтения между одноклассниками.
- Работа на расширение поля зрения по таблицам Шульте.
- Чтение с окошечком для устранения «регрессии» — возвратных движений глаз, приводящих к повторному прочтению.
Для правильности чтения:
- Поработайте над четкой дикцией, занимайтесь артикуляционной гимнастикой.
- Читайте чистоговорки и скороговорки.
- Предложите ребенку исправлять деформированные предложения: «Погода хорошая улице на».
- «Мнимое слово». При чтении произносится неправильное слово, ребенок должен его исправить.
На понимание прочитанного
- «Чтение волной». Сначала ребенок читает вслух, потом пересказывает прочитанное.
- Составление плана прочитанного.
- Школьник читает про себя в комфортном темпе, рассказывает, что понял и почувствовал, о чем подумал
- Обсуждайте непонятные слова и выражения.
- Предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к прочитанному отрывку.
- Попросите рассказать, чем понравился текст, чем запомнился.
Для выразительности чтения
- Чтение по ролям, инсценирование.
- Устройте «радиоспектакль».
- Выразительное декламирование стихотворений.
- Тренировка гибкости голоса. Умение говорить тише-громче, выше-ниже.
- Чтение под дирижирование, указывающее тон или силу голоса.
- «Живая картинка». Один читает, другой реагирует мимикой.
Совершенствование навыка чтения в начальной школе очень важно. Именно беглое и осмысленное чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и является основой успешного обучения ребенка в будущем
Эта подробная инструкция по контролю техники чтения поможет Вам отследить и улучшить формирования навыка у Вашего ребенка.
Требования при проверке техники чтения второклассников
На втором году обучения у детей не только проводят контрольное чтение. С чистой совестью и с разрешения психологов педагоги начинают выставлять оценки за усвоение учебного материала.
Чтобы в дневнике второклассника поселилась заслуженная «пятерка» за технику чтения, в декабре он должен прочитать более 55 слов, в мае – свыше 70. Если школьник едва произносит 25 напечатанных слов при первой проверке, и 40 – при второй, то он получает «двойку».
Второклассник должен осознанно и без ошибок читать целые слова. При этом, во втором полугодии ФГОС и педагоги ожидают, что ребенок будет расставлять логические ударения, соблюдать паузы и делать интонации. Выразительное чтение позволяет сделать текст интересным для того, кто его слушает, поэтому прививать этот навык нужно с детства. Убедиться в его овладении и позволяет проверка в классе.
Сколько слов в минуту должен читать второклассник?
Всё просто: существуют стандарты образования, на них и следует ориентироваться. Если вам лень копаться в документации, то читайте прямо сейчас о том, что должны знать ученики начальной школы в разных классах. Учителя не имеют права выставлять оценки «как Бог на душу положит», они обязаны придерживаться строгих правил.
Слоговое чтение нежелательно. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. С соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого, и свое отношение к содержанию прочитанного.
Значит, мороз — враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд. А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз — друг? Люди научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. Ученик прочитал за две минуты 30 слов есть такие дети, читают очень медленно. Учитель отмечает: скорость чтения низкая. И тут же начинает проверять осознанность: задает вопросы по тексту. А что можно спросить, если ребенок прочитал только два предложения? Самое простое: о чем ты прочитал или: что ты узнал понял из прочитанного? Что ответит первоклассник? Прочитал о том, что зимой холодно, что мороз враг. Какой надо сделать вывод из ответа ученика? Навык осознанного чтения сформирован? Или не очень сформирован? Как же правильно организовать проверку осознанности чтения? Но, даже если эти два навыка Вы решили проверить одновременно, после того как ученик поставил через две минуты палочку или галочку, показывающие, что две минуты прошли, дайте ему время дочитать текст до конца. И будьте готовы к тому, что разным детям в классе понадобится разное время, для того чтобы прочитать текст до конца. Но, и нельзя проверять, кто как понял прочитанное, пока не прочитали все. В противном случае в классе начнется бедлам: кто-то из учеников еще читает, кто-то уже давно прочитал и ему скучно, а кто-то прочитал и уже забыл, что прочитал. Чтобы избежать такой ситуации и не потерять зря время возьмите себе за правило: организовывать одновременную проверку осознанности чтения можно только для групп в 5-7 человек, которые читают с примерно одинаковой скоростью. А что отвечать второму? А тем более третьему или четвертому ученику? Предлагайте разным ученикам разные задания. Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе.
В третьем классе скорость чтения составляет 60-70 слов в минуту, ученик читает осознанно, с ударением, соблюдая интонации — в начале года; в конце обучения — скорость от 75 слов и больше, чтение с выражением, практикуется пересказ текста. В четвертом классе в начале учебного года школьник читает со скоростью 75-80 слов в минуту, способен высказать свою точку зрения о прочитанном материале; в конце учебы — скорость чтения доходит до 95—100 слов в минуту, ребенок читает с выражением, может проанализировать прочитанное, выразить свое личное отношение к прочитанному. Зная нормативы по скорости чтения, учитывая другие рекомендации по технике чтения, перечисленные выше, можно сделать вывод об эффективности тренировок. Однако не стоит переживать, если ваш ребенок не очень «вписывается» в эти нормы. Они все же являются усредненными, а у каждого — свой темп развития. Какую выбрать литературу для проверки скорости чтения?
Техника чтения: что действительно важно?
Чтение – важнейший вид речевой деятельности, основанный на способности воспринимать и усваивать информацию. В отличие от рисунков, схем и видеоряда оно активизирует воображение. Учёными доказано, что при чтении стихов задействованы другие области мозга, чем при освоении прозы. Данный факт объясняется различной структурой фраз и словосочетаний, применяемых в прозаических и стихотворных произведениях. Поэтому умение читать можно рассматривать как инструмент для саморазвития. Но это не базовый навык, а приобретённый в процессе обучения
И здесь важно не форсировать события, а сосредоточиться на способностях и возможностях ребенка
Необходимо понимать, что техника чтения – это всего лишь один из критериев, и ориентироваться только на него не нужно. Особенно родителям, чьи дети ещё не ходят в школу. Не стоит гнаться исключительно за темпом. На этом этапе важнее расширять кругозор, знакомиться с разными темами, запоминать новые слова. И самый лучший способ добиться этого – читать много, ежедневно, но не ставить во главу угла скорость.
Что касается школьников, то здесь по сути имеют значение два параметра: техника и осмысленность чтения. Техникой принято называть умение различать буквы, трансформировать их в звуки, составлять слоги и слова. Осмысленность – более глубокое понятие. Оно базируется на понимании смысла и содержания текста.
Было бы ошибочным требовать от ребёнка осмысленность прочитанного до тех пор, пока у него не сформирован навык технического распознавания букв. Все усилия крохи, который только учится читать, направлены на запоминание и опознавание букв, слогов, слов. На то, чтобы разобраться в сути написанного в тексте, у него уже не остаётся ни интеллектуальных сил, ни времени
Поэтому педагоги начального образования сначала акцентируют внимание на технике, и лишь когда она будет доведена до автоматизма, приступают к формированию осмысленного подхода к чтению
Улучшить технику чтения поможет IQКлуб
Благодаря специальным упражнениям, можно научиться читать со скоростью более тысячи слов в минуту. Улучшить технику чтения вашего ребенка помогут развивающие игры на сайте IQКлуб. Это новый интернет-сервис, который предлагает в интересной, игровой форме усовершенствовать навыки чтения, улучшить память ребенка, развить его интеллект.
Как воспользоваться услугами сервиса? Зарегистрировавшись в системе через социальные сети, даете возможность вашему маленькому вундеркинду пройти тест. Специальная программа выяснит его сильные и слабые стороны и предложит индивидуальный план обучения. Заниматься, играючи, можно в любом месте, где есть Интернет. Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online, а также оперативно получать полезные рекомендации от команды профессионалов IQКлуб.
Алекса́ндр Се́лькирк — шотландский моряк, проведший 4 года и 4 месяца (в 1704-1709 годах) на необитаемом острове Мас-а-Тьерра (ныне — Робинзон-Крузо в состав архипелага Хуан-Фернандеса) в Тихом океане в 640 километрах от побережья Чили. Послужил прототипом Робинзона Крузо — литературного героя романа Даниеля Дефо.
27-летний боцман судна «Сэнк пор», которое входило в состав флотилии под командованием Уильяма Дампира, в 1704 году отправился к берегам Южной Америки. Вспыльчивый и своенравный, он постоянно вступал в конфликты с капитаном судна Страдлингом. После очередной ссоры, которая произошла возле острова Мас-а-Тьерра, Селькирк потребовал, чтобы его высадили; капитан немедленно удовлетворил его требование. Правда, позже моряк просил капитана отменить свое распоряжение, но тот был неумолим, и Селькирк смог покинуть остров только более чем через четыре года.
У Александра Селькирка были некоторые вещи, необходимые для выживания: топор, ружьё, запас пороха и др. Страдая от одиночества, Селькирк привыкал к острову и приобретал постепенно необходимые навыки выживания. Поначалу его рацион был скудным — он питался моллюсками, но со временем освоился и обнаружил на острове одичавших домашних коз. Когда-то здесь жили люди, привёзшие с собой этих животных, но после того, как они покинули остров — козы одичали. Он охотился на них, тем самым добавив в свой рацион столь необходимое для него мясо. Вскоре Селькирк приручил их и получал от них молоко. Из растительных культур он обнаружил дикие репу, капусту и черный перец, а также некоторые ягоды.
Опасность для него представляли крысы, но на его счастье на острове жили и дикие кошки, ранее привезённые людьми. В их компании он мог спать спокойно, не боясь грызунов.
Селькирк построил себе две хижины из пименты лекарственной. Его запасы пороха подошли к концу, и он был вынужден охотиться на коз без ружья. Преследуя их, он как-то раз так увлёкся своей погоней, что не заметил обрыв, с которого упал и провалялся так какое-то время, чудом выжив.
Чтобы не забыть английскую речь, он постоянно читал вслух Библию. Не сказать, чтобы он был набожным человеком — так он слышал человеческой голос. Когда его одежда стала изнашиваться, он стал использовать для неё козьи шкуры. Будучи сыном кожевника, Селькирк хорошо знал, как нужно выделывать шкуры. После того как его ботинки износились, он не стал делать себе новые, потому что его ноги, загрубевшие от мозолей, позволяли ходить без обуви. Также он нашёл старые обручи от бочек и смог изготовить из них подобие ножа.
Однажды на остров прибыли два судна, оказавшиеся испанскими, а Англия и Испания в те времена были врагами. Селькирка могли арестовать или вовсе убить, так как он был капером, и он принял нелёгкое для себя решение спрятаться от них.
Спасение пришло к нему 1 февраля 1709 года. Это было английское судно «Герцог», с капитаном Вудсом Роджерсом, который назвал Селькирка губернатором острова.
Что мешает нам быстро читать
Чтобы понять, как читать быстро, нужно разобраться, как вообще происходит этот процесс. Что мы делаем во время чтения? Следим глазами за текстом, но не линейно, а скачками — фиксируемся на одной группе слов, затем переходим к следующей, а иногда останавливаемся на осмысление или отходим назад. Такие движения (их называют саккады) занимают считанные доли секунды, но они происходят непрерывно, поэтому в целом замедляют чтение.
На устранении этих «скачков» основана одна из техник скорочтения. Специалисты советуют непрерывно отслеживать, куда направлен взгляд, и тренировать навык линейного движения — слово за словом, без забеганий вперед и возвратов назад.
У ребенка такой подход сначала снизит скорость чтения еще больше, но постепенно выработается привычка, и он сможет охватывать взглядом два-три слова сразу. Этот способ не сделает его рекордсменом, но поможет читать быстрее и лучше запоминать информацию.
Помимо привычки двигаться по тексту скачками, есть еще несколько факторов, которые влияют на скорость чтения:
- Ограниченное поле зрения — наши глаза устроены так, что вмещают в поле центрально зрения всего 5-30°. Все остальное воспринимается периферическим зрением, которое развито намного слабее. Все, что не попало в видимый участок, мозг попросту «достраивает» по имеющимся данным. Поэтому нельзя прочитать страницу целиком за считанные секунды, но можно научиться понимать смысл текста по отдельным фразам.
- Субвокализация или проговаривание слов — даже читая про себя, ребенок может мысленно проговаривать текст, поскольку ему не хватает навыка воспринимать слова, как зрительные образы, и моментально схватывать их суть. Чтобы избавиться от субвокализации, можно попросту больше читать, но эффективнее будут все-таки уроки скорочтения.
- Проблемы с концентрацией внимания — низкая скорость чтения у младших школьников может быть связана со слабо развитой способностью сосредотачиваться на задаче. Так бывает, когда ребенок часто отвлекается, «витает в облаках» или не может усидеть на месте. Это может быть как признак СДВГ (синдрома дефицита внимания), так и последствия стресса, плохого сна, отсутствия дисциплины. Навык концентрации тоже можно развивать.
Тренировка скорочтения
В начальной школе крайне важно развитие навыка чтения
Беглое и осмысленное прочтение литературы не только вызывает уважение у окружающих и гордость за себя, но и влияет на память, внимание, активизирует мыслительные процессы.. Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры
Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.
Улучшить скорость и качество чтения позволяют специальные упражнения и игры. Для малышей, которые уже знакомы с буквами алфавита, создана настольная обучающая игра-тренажер «Чтение по слогам». Игра помогает быстро научиться читать и превращает процесс обучения в развлечение. Игровое поле с дорожками облегчает задачу слитного прочтения букв в слоге, а картинки выполняют роль подсказок.
Для более опытных читателей подойдёт набор упражнений, предназначенный для развития скорочтения:
- Упражнение «Бросок-засечка». Чтобы повысить зрительные способности к ориентации в тексте, применяют эту методику. Суть её в следующем: учитель подаёт сигнал, после которого ребёнок начинает читать произведение вслух, при этом руки находятся на коленях. Как только звучит слово «засечка», ученик прекращает читать, поднимает голову, закрывает глаза и таким образом отдыхает некоторое время. Затем звучит команда «бросок», в этот момент школьник возвращается к книге, находит место прерывания и продолжает читать вслух. Длится упражнение около 5 минут.
- Многократное перечитывание. Школьник читает произведение первый раз в течение 1 минуты, отмечает место, до которого дочитал, затем опять читает тот же отрывок, заново отмечает место остановки. Конечно же, во втором случае объём прочитанного увеличится на 2, 5, 10 слов. Увеличение количества текста вызывает у ребёнка положительную реакцию, ему хочется продолжить упражнение, но не рекомендуется перечитывать текст более трёх раз. Желательно закрепить успех, похвалив ребёнка за хороший результат.
- Упражнение «Молния». По методике необходимо чередовать чтение в умеренном, комфортном режиме с переключением на ускоренный темп, когда читать нужно на максимальной скорости. Динамический переход происходит по команде учителя «молния» и длится сначала 20 секунд, затем время увеличивается до двух минут. Тренировку можно выполнять несколько раз.
- Упражнение «Буксир». Участвуют два человека: взрослый (родитель или учитель) и ребёнок. Первый читает про себя, при этом пальцем двигает по книге, в это время ребёнок читает за ним вслух, стараясь не отставать от пальца взрослого, это помогает ему увеличить темп чтения.
- Прочтение слов методом наоборот. Упражнение заключается в том, что все слова читаются не слева направо, а справа налево. Метод тренирует и помогает правильно сливать буквы и без напряжения читать слова.
- Повышает внимательность упражнение на поиск нужного слова из множества других. Учитель пишет на доске много разных слов, а ученики должны найти слово, которое он озвучил.
- Развить навык помогает упражнение с линейкой. Школьник должен закрыть верхнюю или нижнюю половину букв непрозрачной линейкой и попытаться прочитать предложение.
- Чтение произведений «вверх ногами». Дети обожают читать перевёрнутые книги, это интересно, развивает и способствует повышению скорости чтения.
- «Искажённое слово». Во время чтения взрослый специально произносит неправильно слово. В это время ребёнок прерывает чтеца и старается правильно произнести искажённое слово. Возможность поправить взрослого поднимает уважение ребёнка к себе и увеличивает веру в свои силы.
Учиться скорочтению нужно регулярно. Около 5 минут ежедневного чтения вполголоса заметно подтягивает навык. Можно это делать как на уроке, так и дома. Обязательно нужно читать перед сном.
Как оценивать технику чтения в начальной школе по ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) на сегодняшний день особое внимание уделяет сформированности у выпускников начальной школы навыка быстро и осознанно читать. Однако, ФГОС не дает четких нормативов
Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов
Однако, ФГОС не дает четких нормативов. Следовательно, каждое образовательное учреждение в праве установить локальным актом свои требования к технике чтения учеников начальных классов.
Техника чтения состоит из следующих компонентов:
- темп чтения (скорость – количество слов, прочитанных за минуту);
- способ чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами);
- правильность (безошибочность, т.е. без повторов, замен букв, пропуска и др);
- выразительность (интонационные паузы, постановка ударений и др.);
- осознанность (понимание прочитанного).
Ориентировочный темп чтения дан ФГОС на конец 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать текст про себя со скоростью 100-120 слов в минуту» [Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012]
Перед учителями встает вопрос каким образом проверять технику чтения и какие тексты подбирать?
Что учитывается при проверке техники чтения по классам
В 1 классе отметки не ставятся, но контроль будет проводиться, чтобы увидеть динамику развития читательского навыка. Делается это в начале (сентябрь), в середине (декабрь) и в конце учебного года (май).
Способ чтения в 1 классе – слоговой, в последующих – словами.
При подсчете слов (темпа чтения) учитываются все самостоятельные и несамостоятельные части речи (предлоги, союзы)
Во 2-4 классах контроль проводится 5 раз в год: начало года, по четвертям
Важно учитывать не только темп чтения, но и другие показатели: осознанность, правильность, способ чтения
К концу 4 класса ученик должен читать со скоростью, доступной для понимания смысла текста, движений речевого аппарата ученика. Без этого навыка учиться в 5 классе будет сложно.
Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка/Отметка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» Чудесно! | Более 20 слов | Более 40 слов |
«4» — Здорово! | 16-20 слов | 31-40 слов |
«3» — Неплохо | 10-15 слов | 25-30 слов |
«2» — Маловато | Менее 10 слов | Менее 25 слов |
Техника чтения во 2 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 55 слов | Более 70 слов |
«4» | 40-55 слов | 55-70 слов |
«3» | 25-39 слов | 40-54 слов |
«2» | Менее 25 слов | Менее 40 слов |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 75 слов | Более 90 слов |
«4» | 60-75 слов | 75-90 слов |
«3» | 45-59 слов | 60-74 слов |
«2» | Менее 45 слов | Менее 60 слов |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка | 1 полугодие | 2 полугодие |
«5» | Более 100 слов | Более 120 слов |
«4» | 85-100 слов | 105-120 слов |
«3» | 70-84 слов | 90-104 слов |
«2» | Менее 70 слов | Менее 90 слов |
Характеристика цифровой отметки за технику чтения
«5»(«отлично») ставится, если выполнены все 4 требования (способ, осознанность, правильность/выразительность, темп)
«4»(«хорошо») ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
«3»(«удовлетворительно») Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
«2»(«плохо») ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтобы тренировать технику чтения в начальной школе необходимо дозировать нагрузки, доступность и посильность заданий с постепенным нарастанием сложности
При этом важно учитывать индивидуальные особенности детей и грамотно подбирать тексты для проверки техники чтения в начальной школе
Процесс проверки
Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:
- Текст.
- Секундомер или часы с секундной стрелкой.
- Удобное рабочее место.
- Собственно, проверяемый в хорошем настроении.
Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.
Критерии оценки
Все тексты для проверок разрабатываются методистами. Выбирая произведение, стараются отдать предпочтение простому формату изложения. Ребёнок гораздо быстрее прочтёт сказку, чем текст технического характера.
При проведении техники экзаменаторы основываются на нескольких параметрах оценки:
Насколько ученик осознал прочитанный отрывок. Чтение может быть вслух или про себя. Ребёнок должен не просто прочитать, но и осознать, в чём смысл текста
Здесь важно понимание мысли автора, оценка художественных средств, с помощью которых был реализован замысел, осмысление собственного отношения к прочитанному. Экзаменатор может сделать вывод, что учащийся не осмыслил и механически прочитал текст, если ответы на контрольные вопросы были неверны, ученик не смог передать смысл повествования, не выделил основную идею или нарушил ход событий, пересказывая контекст.
Метод чтения
Оценивается, каким образом произносятся слова: плавно (целиком) или по слогам.
Количество произнесённых слов за минуту. Оценивается скорость чтения с помощью подсчёта, прочитанных знаков за минуту.
Ошибки при прочтении. Сюда входят: запинки, неправильное произношение слова. При становлении навыка чтения у детей возникает несколько типов ошибок. В основном это искажение конструкции букв и слогов, когда пропускаются буквы, слоги, слова и даже строчки. Во время чтения школьник может переставлять единицы текста, менять буквенный ряд, слоги, слова. Иногда ребёнок вставляет произвольные части в конструкцию слова, заменяет элементы текста на другие. Частая ошибка — повтор слов и слогов.
Выразительность – расстановка пауз, ударений, интонаций. Выразительное чтение — это осмысленное, правильное, с эмоциональной окраской в необходимых местах прочтение текста. Выразительный текст формирует у человека минимальный навык культурной речи. Частые ошибки выразительности: нарушение произношения слова (орфоэпические ошибки), когда ребёнок не знает норм ударения или лексического значение слова. К другому типу ошибок относят орфографическое чтение. В этом случае части текста озвучиваются по правилам написания, но не произношения, а также неправильно произносятся окончания.
У школьников постоянно изменяется навык чтения, поэтому проверки на технику выполняются дважды в год
Оценивая выполненное задание, преподаватель может не брать во внимание некоторые недочёты.. Допустимые недочёты:
Допустимые недочёты:
- Если во время чтения ученик неправильно поставил ударение не более чем в двух случаях.
- Когда есть небольшие нарушения чёткости произносимых слов вслух или неправильно расставлены паузы.
- Осмысление контекста произошло немного позже установленного срока.
- Неточное пояснение основной мысли произведения.
- Недостаточно выразительная передача характера персонажа.
Лесенки из слов
Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:
- коты
- коты смотрят
- коты смотрят в окно
- коты смотрят в окно на облака
Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.
Ключ к космической скорости чтения — в регулярной практике.
Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книге «Скорочтение».
Обложка поста отсюда
Каковы причины медленного чтения ребенка
Бывает, что медленный темп чтения связан с дислексией. Это своеобразное расстройство неврологического характера. Ребенок развит и ведет себя вполне обычно – общается, играет, нормально учится. При этом, осваивая чтение, он не может избавиться от трудностей. Ошибки носят однотипный, стойкий характер, не понимается смысл, сложно даются ответы на вопросы по тексту и пересказ.
Выявление дислексии – дело нелегкое, ведь есть много других причин, по которым дети плохо читают:
- скудный лексикон. Прочитывание и осмысление незнакомых слов требует дополнительного времени. Соответственно, большой словарный запас положительно влияет на скорость чтения;
- низкая концентрация внимания. Не все умеют сосредоточиться при посторонних звуках, некоторых сбивает с толку даже пролетающая мимо муха;
- зрительная регрессия. Среднестатистический школьник возвращается глазами к уже прочитанным словам из одной строки около 20 раз. Чтобы исключить такой фактор, во время прочитывания водят пальцем или указкой;
- книга не по возрасту. Сложный отрывок зачастую дается тяжело из-за избытка знаков препинания, редко употребляемых слов, непонятного смысла;
- психологическая травма. Насмешки одноклассников, неблагополучная атмосфера в семье, недостаток внимания – такие факторы приводят к неуверенности и излишнему волнению;
- особенности здоровья. При проблемах со зрением, например, не получается хорошо видеть буквы. Полноценно работать с текстом также мешают нарушения слуха и заикание.
Кроме перечисленных выше факторов на умение читать быстро влияют врожденный темп деятельности и особенности темперамента. Школьник, который по жизни медлительный, неспешно разговаривает, долго думает перед ответом на вопрос, сложнее осваивает скорочтение.
Улучшить технику чтения поможет IQКлуб
Благодаря специальным упражнениям, можно научиться читать со скоростью более тысячи слов в минуту. Улучшить технику чтения вашего ребенка помогут развивающие игры на сайте IQКлуб. Это новый интернет-сервис, который предлагает в интересной, игровой форме усовершенствовать навыки чтения, улучшить память ребенка, развить его интеллект.
Как воспользоваться услугами сервиса? Зарегистрировавшись в системе через социальные сети, даете возможность вашему маленькому вундеркинду пройти тест. Специальная программа выяснит его сильные и слабые стороны и предложит индивидуальный план обучения. Заниматься, играючи, можно в любом месте, где есть Интернет. Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online, а также оперативно получать полезные рекомендации от команды профессионалов IQКлуб.
Школа Юрия Окунева
Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.
Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения
Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок
При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.
Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.
Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.
Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:
- В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
- Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
- Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
- Отсутствие диалогов;
- Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
- Без рисунков;
- Содержание должно быть понятно ребенку.
Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой
, которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.
Подготовьте секундомер или песочные часы.
Сеанс проверки техники чтения
Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.
Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.
Считаем слова
Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:
- Предлоги и союзы также подсчитываем;
- Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
- Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.
Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.
Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.
Нормы техники чтения в начальных классах
В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.
Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.
Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой
, а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать»
. Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.
Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.
А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.
Современный мир настолько переполнен информацией, как бы в ней не утонуть и успеть еще эту информацию переработать и запомнить? поможет!
Давайте проверим, с какой скоростью Вы сейчас читаете:
Засекаем время 1 минуту.
Посчитайте количество прочитанных знаков (количество знаков в одной строке умножить на количество строк).