«Здравствуйте, буквы!» Г.Г. Мисаренко, Н.Г. Войченко
Пособие предназначено, чтобы подготовить ребенка к чтению. Во время изучения книги малыш знакомится с алфавитом, учится узнавать и называть буквы, а позже находить их в словах. Затем ребенок пробует составлять из букв слоги, из слогов — слова. Авторы придерживаются принципа постепенного усложнения структуры слов для чтения.
Отдельные упражнения развивают зрительное восприятие и внимание, умение изучать визуальные объекты и сравнивать их. Другие задания формируют четкость и ясность произношения: ребенок учится интонировать слова и предложения, благодаря чему в устной речи появляются смысловые акценты. . Во время занятий задания и вопросы читает взрослый
А большие тексты под картинками играют роль тренажера: занимаясь на нем, дети учатся вести глаза по строке слева направо и узнавать знакомые буквы.
Во время занятий задания и вопросы читает взрослый. А большие тексты под картинками играют роль тренажера: занимаясь на нем, дети учатся вести глаза по строке слева направо и узнавать знакомые буквы.
В некоторых заданиях авторы используют фрагменты литературных сочинений и народного творчества. Таким образом, ребенок знакомится с русскими народными и авторскими сказками, фольклором.
Когда начинать обучение чтению?
В последнее время наблюдается бум на раннее развитие детей. Развивающие центры пользуются огромным спросом, и их количество стремительно растет. Не успевает малышу стукнуть хотя бы год, а родители записывают уже его в кружок скорочтения. Вам не кажется, что это слишком?
Конечно, и в год можно научить буквам. Но он просто запомнит, как они выглядят и все. В итоге выйдет, что это была пустая трата времени.
Во-первых, детская психика очень хрупкая, поэтому нельзя давить на нее ранним обучением грамоте.
Во-вторых, с 3 до 8 лет окончательно формируются слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Офтальмологи пришли к выводу, что раннее развитие пагубно влияет на зрение. Большая нагрузка на данный орган в последствие вызывает близорукость.
Если родители пытаются перепрыгнуть какой-либо этап формирования определенных качеств и характеристик у ребенка, то это не проходить бесследно. Обычно затем возникают проблемы в эмоционально-личностном отношении с окружающим миром.
Исходя из всего вышеперечисленного, оптимальный возраст для обучения чтению является 5-6 лет.
Поэтому наберитесь терпения, дождитесь, когда ваше чадо созреет, и приступайте.
Методика Зайцева
Кубики Николая Зайцева популярны среди сторонников раннего развития. Игровая форма изучения букв, позволяет легко освоить чтение, развить фантазию малыша и подготовить его к последующему обучению в школе.
Николай Александрович потомок учительской династии, всегда хотел обучать детвору. На создание методики его навел опыт работы переводчиком в Индонезии. Именно там Зайцев начал преподавать русский язык в качестве иностранного. Причем его учениками были далеко не малыши, а взрослые люди, офицеры. В таком возрасте учиться намного труднее, чем в детстве. Поэтому, молодому педагогу приходилось придумывать необычные методы, для того, чтобы максимально погрузить своих учеников в предмет.
В последующем, Зайцев опробовал свою методику в родной стране. Сначала на учениках средней школы. Результаты его не порадовали, так как к тому времени, дети привыкли зазубривать правила, не вникая в суть родного языка. После этого, Николай Александрович решил обратиться к самым маленьким, и не прогадал. Незамусореный мозг малышей, с благодарностью впитывал информацию.
Основные положения методики:
- Начинать чтение можно уже с первых букв. Более того, Зайцев является активным противником азбуки. По мнению педагога, глядя на картинки, ребенок автоматически вместе с буквой заучивает соответствующее изображение. В последующем, это мешает соединять буквы между собой.
- Методика Зайцева предполагает нестандартное обучение чтению, идущее вслед письму. Педагог предлагает рисовать звуки и запоминать готовые слова. Начинать следует с самых родных для ребенка слов: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Вместо привычных слогов, в данном методе предлагается ввести понятие «склад», которое подразумевает различные сочетания гласных и согласных букв. Педагог интерпретирует его, как “мускульное усилие речевого аппарата”.
В своем методе, педагог сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Все кубики отличаются по своим свойствам, размеру и цвету:
- большие – с твердыми складами.
- маленькие – с мягкими складами.
- железные – со звонкими складами.
- деревянные – с приглушенным складами.
- золотые – с гласными складами.
- железно-деревянные – склады, имеющие твердые знаки.
- деревянно-золотые – склады, имеющие мягкие знаки.
- белый кубик – используется для обозначения знаков препинания.
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
- гласные – голубым;
- согласные – синим;
- твердый и мягкий знак – зеленым.
Помимо этого существуют двойные кубики, которые «не хотят дружить» со всеми гласными.
https://www.youtube.com/watch?v=mIiT6l3gCrs
Достоинства:
- Однозначным плюсом системы можно считать быстрое запоминание сочетаний и беглое чтение на протяжении короткого срока времени.
- Поскольку на кубиках есть только возможные сочетания, ребенок сразу запоминает грамотное написание слов.
- Методика позволяет заниматься с детьми различного возраста, включая самых маленьких.
- Методика обучения по Зайцеву, позволяет исправить положение, если первоклассник не усваивает программу чтения, предложенную в школе.
- Кубики являются замечательной обучающей игрой, малыш увлекается, и зачастую играет сам с собой.
Недостатки:
- Школьная программа существенно отличается от методов Зайцева, поэтому ребенка приходится переучивать. Более того, логопеды утверждают, что дети, обучающиеся по данному методу часто «проглатывают» окончания слов. Учителя младших классов заметили, что у таких детей возникают определенные трудности при разборе состава слова.
- Не все сочетания кубиков соответствуют слогам, участвующим в словообразовании, например «БЭ». В результате дети пытаются применять их в написании.
В целом система Зайцева вызывает положительные отклики. Однако специалисты отмечают, что подобная методика больше подходит правополушарным детям.
Интересный материал на тему: Как научить читать ребенка с задержкой развития речи?
Изучение букв по азбуке
Чуть ли не обязательными покупками для малыша считаются азбуки, кубики и прочие игрушки, где каждая буква сопровождается картинкой. С их помощью многие родители довольно рано начинают знакомить малыша с буквами и уже года в два могут похвалиться друзьям, что их ребенок знает весь алфавит. Только после этого, дело дальше никак не продвигается, выучив все буквы, ребенок почему-то читать не начинает. «Буквы знает, но не читает» — должно быть, вы слышали о такой проблеме, а, может, и сами уже столкнулись с ней.
Дело в том, что когда вы вместе с малышом многократно просматриваете красивые картинки, помещенные в азбуке рядом с буквами, и повторяете «А – арбуз», «Н – ножницы», в сознании ребенка появляются стойкие ассоциации между буквой и картинкой. За буквой закрепляется вполне конкретный образ, который потом мешает объединять буквы в слова. Так, простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз».
Еще хуже, если показывая малышу буквы в азбуке, родители произносят не звук, который соответствует этой букве, а название буквы. То есть не «Л», а «Эль», не «Т», а «Тэ». Стоит ли говорить, что ребенок совершенно не понимает, почему «Эс-у-эм-ка-а» вдруг должно превратиться в «Сумка». Печально, но именно такое произнесение букв встречается во всевозможных «Живых азбуках» и звуковых плакатах. Если вы все-таки учите малыша отдельным буквам, то проговаривайте только звук, который этой букве соответствует. Но прежде, чем заучивать отдельные буквы ознакомьтесь и с другими методиками освоения чтения.
Частые “вопросы-ответы”
Как научить ребенка читать в игровой форме?
Буквы можно учить с помощью алфавитных песен. Так дети лучше запоминают. Эффективным будет использования картинок с буквами и рисунками (например животных).
Как научить ребенка читать в 4 года?
По тех же методиках, что и детей постарше (смотрите в статье)
Но нужно помнить, что чем меньше ребенок, тем ему сложнее долго акцентировать внимание на одном действии. Чем больше игры в обучении – тем лучше. Что делать, если ребенок не хочет читать?
Что делать, если ребенок не хочет читать?
Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка. Постарайтесь смотивировать его, придумайте интересные поощрения. Поинтересуйтесь, чем увлекается ребенок. Например, если нравятся животные – купите книгу о них. Ребенку будет интересно научиться самостоятельно почитать.
Применение методики в действии
Понять суть метода Зайцева и технику обучения чтению проще всего на практике. Пошагово выстраивайте систему занятий с ребенком, воспользуйтесь инструкцией и руководством к программе.
1. Приготовьте наглядный материал
На склеивание кубиков из картона и наполнение уйдет пара часов. Необходимый материал входит в комплект. Заранее подумайте, какое количество кубиков потребуется для сложения длинных слов.
Советуем сделать ксерокопии заготовок со складами, чтобы добавить элементы в набор. Эта рекомендация касается всех гласных и складов с согласными С, П, М.
3. Склейте и укрепите кубики
Картонные кубики из заготовок скрепляйте клеем «Момент» или ПВА. Можно поместить внутрь еще один каркас из плотной бумаги или пластиковый куб, чтобы игрушка была крепче. Сушите не меньше 2—4 часов, стяните их банковской резинкой, так игрушка не разъедется. Потом обклейте сверху скотчем или заранее ламинируйте заготовки из картона.
4. Подготовьте таблицы
Обрежьте по линиям, совместите края и склейте скотчем. Если части плаката не скрепить, они будут разъезжаться. Повесьте их на стену так, чтобы двухлетний ребенок мог дотянуться до самого верхнего склада пальчиком. Когда рост дошкольника позволит, поднимите плакаты выше. Если есть возможность, поместите большую таблицу в углу, чтобы ее края расходились по двум стенам. Так ребенок легко достанет до любого элемента вытянутой рукой.
5. Покажите малышу кубики
Отдайте весь набор сразу. Пусть берет и играет теми, которые приглянутся в первую очередь. На изучение игрушек потратьте 2–4 дня. Играйте.
6. Учите попевки
Включайте диск из комплекта, пойте склады. Привязывайте пение к разглядыванию кубиков. Читать буквы и заучивать склады нельзя, нужно просто петь.
7. Дайте кубикам имена
Ориентируйтесь на наполнители внутри пластмассовой или картонной игрушки, размер кубика. Говорите так, дай мне большой кубик — это будет папа, деревянный, золотой, железный, маленький.
Двойные кубики можно назвать бабушкой и дедушкой.
8. Пропевайте склады одновременно с приседанием, подъемом на цыпочки
Это нужно для ориентации в размерах куба. Когда поете склады больших игрушек, поднимайтесь на цыпочки, маленьких — приседайте.
10. Учите писать
Именно писать указкой или пальчиком в таблице складов, а не читать. Упражнение можно пробовать выполнить, когда ребенок узнает склады для своего имени. Просите его показать их поочередно на плакате. НАС-ТЯ, АН-ТОН. Потом пишите знакомые слова и имена родственников.
11. Расширяйте словарный запас, навык чтения через игру
Это сделать очень легко с помощью кубиков. Придумайте любую историю о путешествии малыша, например на каникулах.
Соберите слова: БАБУШКА, ДЕДУШКА, ДЯДЯ КОЛЯ, МАМА, ПАПА на кубиках. Разложите их в разных концах комнаты. Проговаривайте историю, а ребенок будет бежать к тому родственнику, которого вы назвали. Подвижная игровая форма обучения очень нравится малышам. Так можно обыгрывать любой сюжет.
12. Играйте каждый день
Неважно, сколько времени успеете уделить кубикам, таблицам, 5–10 или 40 минут. Главное — играть каждый день, постоянно заинтересовывать ребенка, придумывать новые виды развлечений
Посмотрите это видео, в котором подробно рассказывается, как правильно обучать детей чтению с помощью кубиков Зайцева.
Игры и упражнения
Много разных заданий в игровой форме Николай Зайцев включил в учебник для учителей и родителей. Останавливаться на авторских материалах необязательно, можно придумывать игры самим.
Паровоз
Постройте с ребенком состав из вагонов. Но брать просите не все кубики подряд. Пользуйтесь теми картонными игрушками, на которых есть определенная буква. Например, А. Покажите, как выглядит буква. Объясните, что такой склад встречается только на больших кубиках. Поставьте первый вагончик сами.
Сколько кубиков использует ребенок, неважно. Радуйтесь любому успеху
Перед отправлением в путь склады нужно пропеть. Ребенок должен двигать по сочетаниям букв пальчиком.
Поющая башня
Постройте высокую башню из кубиков. Расскажите, что она волшебная, может петь. Спросите, какой кубик хочет послушать малыш. Пусть покажет пальчиком. Медленно пропойте склад. Взгляд дошкольника должен быть направлен на указанный кубик во время попевки. Через несколько дней пойте хором.
Поем по таблице
Дошкольник уже знает, что кубики умеют петь. Переходите к таблице. Возьмите указку и покажите склады. Пропойте любой столбик, двигаясь медленно сверху вниз. Потом покажите эти склады на кубиках. Лучше начинать с золотого (ряд гласных).
Пойте утрированно, ритмично, четко двигая губами, языком. На первых уроках дети обычно следят не за указкой, а за движениями рта учителя. Когда малыш проявит инициативу, захочет работать с указкой сам, встаньте возле плаката вместе. Теперь он учитель, а вы ученик.
Нелепица
Составлять из кубиков слова скучно, иногда можно и повеселиться. Поставьте кубы без правил слогосложения. Получится нелепица. Детям очень нравятся такие игры, они повторяют за родителями сумбурные слова, но в это время учатся узнавать склады.
Что я ем
Составляем меню на обед или вспоминаем любимые блюда. Ребенок пишет на плакате указкой. СУП, САЛАТ, КОТЛЕТА, СОК и так далее.
Загадки
Играйте в загадки, ответы записывайте кубиками или показывайте в таблице. Если отгадка не находится, напишите правильный вариант сами, а ребенок должен прочесть.
Повтори
Упражнение для развития памяти, внимания. Напишите кубиками слово, покажите ребенку, затем уберите в сторону или спрячьте. Пусть повторит увиденное складами в таблице.
Напиши по картинке
Покажите малышу картинку с большим количеством предметов. Например, изображение игрушек, расставленных в комнате. Ребенок должен написать названия всех узнаваемых предметов по очереди.
Методика Жуковой
Основные положения метода Жуковой:
- Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
- Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
- Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
- «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
- Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.
Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:
- Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
- В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
- Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
- Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.
Основные принципы и суть методики
Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.
Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.
Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.
Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:
-
Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
- Двойные — сочетания согласной и гласной.
- Белый — для знаков препинания.
Наполнители нужны для обозначения звука:
- Железные — звонкие согласные.
- Золотые — гласные.
- Деревянные — глухие согласные.
- Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
- Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.
Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.
У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.
Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:
- Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
- Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
- Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
- Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
-
Монотонный урок необходимо исключить.
Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.
Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.
Обзор самых популярных методик обучения детей чтению.
«77 упражнений для увеличения скорости чтения» О.И. Крупенчук
Методика, которую предлагает автор пособия, основана на словах, не связанных с определенной темой. К этой категории относятся предлоги, наречия, существительные, прилагательные, местоимения. «Поэтому», «впереди», «когда», «зачем», «многие» — эту лексику можно встретить в текстах разного уровня сложности. Выучив написание и произношение этих слов, ребенок сможет прочитать простые и сложные тексты.
Автор предлагает определенный порядок занятий: взрослый называет слово, а малыш старается как можно быстрее найти его в таблице и прочитать. Затем малыша просят прочитать все слова в таблице, не соблюдая определенный порядок.
На следующем этапе ребенок ищет знакомое слово в предложении и читает его вслух. Затем предлагается вставить в предложения подходящие по смыслу слова из таблицы. Постепенно малыш узнает все больше новых сложных слов.
Достигнутые результаты он закрепляет, читая тексты после упражнений. Задания книги сопровождаются занимательными головоломками, играми и кроссвордами — заскучать не получится.
Основы обучения
Методика, о которой мы говорим, основывается на звуко-буквенном подходе. Суть ее заключается в том, что сначала малыш учиться сливать звуки в слоги, а затем их — в слова. Данная техника рассчитывает 2-3 занятия на каждую букву. Существует определенный алгоритм данной методики. Итак с чего начать?
- Сначала идет этап мотивации. Вам необходимо заинтересовать ребенка в совместной деятельности. Как правило, эта стадия начинается с какой-либо игры, или с просмотра мультика, по которому затем вы можете задать ему вопрос. Например, включите видео про собачку, которая говорит «гав». Также вы можете угостить ребёнка чем-нибудь, например, апельсином, если вы собираетесь проходить букву «а».
- Знакомство с буквой. После изучения звука, объясните, что есть и буква. Откройте азбуку и попросите его найти нужную букву. Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается с «а», то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает. Затем рассмотрите ее внимательнее. Спросите, из каких частей она состоит. Обсудите, на то похожа буква. Можно попробовать нарисовать из нее другие предметы. Это обязательно заинтересует вашего ребенка. В конце раздела вы можете посмотреть специальное обучающие видео.
- Написания. После знакомства, необходимо научить писать эту букву. Здесь используйте свою фантазию. Ее можно нарисовать на бумаге ручкой, мелом на доске, пальцем на песке. Можете склеить ее из нескольких частей или соединить по точкам. Можно слепить из пластилина или выложить какими-либо предметами, например, пуговицами. Или же смастерить целую поделку. Такие творческие задания еще больше заинтересуют ваше чадо.
- Составление слога. После того, как ребенок выучил 3-4 первых звука, мы приступаем к слиянию их в слоги. Здесь родителю необходимо правильно объяснить этот механизм. Расскажите, что вы произносите их вместе. Используйте визуализацию. Например, сложите два кубика с этими буквами. Произносите все четко, а затем попросите повторить за вами. Объясните артикуляцию и покажите. Разбирайте каждую ступеньку. Обычно такое тщательное пояснение нужно будет повторять на протяжение только первых 2 недель. Затем ребенок улавливает смысл.
https://youtube.com/watch?v=x1HIQBeKmdg
Книги, мультфильмы, приложения
Методика Зайцева:
- «Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп», комплект кубиков позволяющих научить беглому чтению детей от двух лет;
- «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Подробное описание обучения чтению по методике Зайцева, даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.;
- «Таблицы Зайцева. Учебное пособие» – отличный тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.
Методика Жуковой:
- “Букварь” и “Прописи” для детей 6–7 лет в 3 частях – за основу трилогии взят принцип слоговой графики. Запись слога выступает как отдельная графическая единица;
- “Магнитная азбука” – наглядное пособие, сопровождающееся подробными рекомендациями и упражнениями, развивающими навыки чтения;
- “Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать” – учебник для детей уже научившихся читать, позволяет в игровой форме освоить основные принципы грамматики;
- “Уроки правильной речи и правильного мышления”– первое знакомство с родной речью, закрепление навыков чтения;
- “Уроки чистописания и грамотности” (обучающие прописи);
- “Уроки логопеда” – родительская система занятий, упражнения по проработки каждого отдельного звука;
- “Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю” – учебник для самых маленьких, от 1 года до 3 лет;
- “Логопедия” – пособие по формированию правильной речи, связанной с развитием психики ребенка;
- “Первая после Букваря книга для чтения” – книга, формирующая у ребенка любознательность и усидчивость, является отличным подспорьем в подготовке ребенка к школе.
Обязательно посмотрите материал: Как научить ребенка школьника быстрому чтению?
Методика Узоровой-Нефедовой:
- «Быстрое обучение чтению» – книга включает в себя ряд упражнений, позволяющих помочь ребенку научиться читать, а также подготовиться к дальнейшему изучению родного языка;
- «Контрольное списывание» – пособие, позволяющее научиться, грамотно переписывать тексты.
А также электронные игры:
- «Расставь слоги по местам»;
- «Отгадай слово»;
- «Лишние склады»;
- «Слово в матрице»;
- «Отгадай пиктограмму»;
- «Запоминание пиктограмм – складов».
Как работать с ребенком, которому поставлен диагноз заикание?
Какую бы систему обучения вы не выбрали для вашего малыша, помните, в первую очередь к чтению должен быть готов сам ребенок. Не стоит заставлять детей учить буквы, результат окажется прямо противоположный. Наберитесь терпения, играйте с малышами, дополняйте методики своими наблюдениями, и, тогда, результат не заставит себя ждать. От того, что вы заложите в ребенка в этом возрасте, зависит его дальнейшее обучение на протяжении всей жизни.
Как часто стоит заниматься с ребенком
Залог успеха в освоении любого навыка лежит в регулярности. Чем регулярнее занятия, тем лучше. Но и не зря говорят, что повторенье — мать ученья
Так что не стоит забывать о важности повторения уже изученного ранее материала
Большинство методичек предлагает 15-20-ти минутные занятия с детьми младшего дошкольного возраста ежедневно, но этот сценарий подойдет не всем.
Некоторым малышам чтение дается сложно — как сам процесс, так и занятия в целом. Нельзя забывать, что каждый ребенок является личностью со своими вкусами, предпочтениями, увлечениями. Чтение может не нравиться ребенку и это не страшно.
Чтобы ребенку нравились занятия его нужно заинтересовать
В случаях, когда малышу трудно даются занятия, опускать руки рано. Имеет смысл делать перерывы между занятиями в 1-2 дня.
Возрастные особенности детей
Как мы уже не раз говорили, приверженцы раннего развития детей склоняются к мнению, что начинать обучать ребенка читать не следует раньше трех лет. Поэтому многие родители приступают к этому занятию позже – и в 4, и в 5, и даже в 6 лет. Но здесь нужно иметь в виду, что любой детский возраст отличается своими предпосылками для обучения, а также причинами, по которым иногда не стоит заниматься.
Вкратце все это выглядит следующим образом:
3 года. Этот возраст можно назвать возрастом «почемучки». Даже не научившись до конца говорить, ребенок начинает забрасывать родителей вопросами: а почему то, а почему это и т.д. Познавательные способности в этот период находятся на пике. Но для обучения нужно всегда применять игровую форму, а требовательность и строгий подход не принесут никакого результата. 4 года. Ребенок продолжает демонстрировать прекрасные когнитивные способности. В деятельности начинают преобладать сюжетные игры. В качестве одной из таких игр можно сделать занятия по чтению. Помните, что игра все еще остается самым эффективным методом познания мира. 5 лет. Большинство детей сами проявляют интерес к процессу чтения, если, конечно, родители взяли за привычку им что-либо читать
В случае если спутником ребенка становится не книга, а телевизор, планшетник или компьютер, важность и значение книг остаются непонятыми. А если ребенок в пятилетнем возрасте ходит в детский сад, занятия, подобные школьным, ему уже не в диковинку, и выстраивать процесс обучения можно схожим образом. Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение
6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании. 7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс. Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением. Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу)
Но, естественно, нужно учитывать, что дом – это всегда дом, и не стоит делать из него образовательное учреждение. 6 лет. К этому возрасту ребенок уже, как правило, должен уметь читать. Если же этого не происходит, многие мамы и папы воспринимают это, как тревожный сигнал. На самом же деле бить тревогу не нужно, ведь неумение читать – это вовсе не признак отсталости или слабоумия, а результат определенных упущений в воспитании. 7 лет. Именно тот возраст, когда ребенок идет в первый класс
Важно сказать, что программа первого класса включает в себя и обучение чтению, но практика показывает, что почти все дети к этому моменту уже умеют читать. В случаях, когда ребенок так и не освоил чтение, следует определить причины этого и немедленно заняться их устранением
Нередко требуется обратиться к специалисту (психологу, логопеду или невропатологу).
Учить ребенка читать можно в любом из рассмотренных выше возрастов
Самое важное – чтобы ребенок был готов, а родители использовали правильный подход
Итак, как же подготовить ребенка к чтению? Данный вопрос следует рассматривать с нескольких сторон.
В каком возрасте необходимо начинать учиться читать?
Споры относительно данного вопроса не утихают. Сторонники раннего развития придерживаются мнения, что ребенок должен уметь читать уже в 3 года. Оппозицию составляют родители с «традиционными» взглядами, придерживающиеся мнения, что в столь раннем возрасте малыш еще не готов к обучению, и сроки необходимо перенести до исполнения ему пяти-шести лет.
Однако, как уже говорилось, большинство родителей сходятся в одном — ребенок должен уметь читать еще до школы. То есть возраст 7 лет может быть использован в качестве «крайнего срока» начала обучения. После поступления в школу малыш уже волей-неволей приступит к освоению грамоты.
Почему еще до школы?
Могут ли требовать педагоги от ребенка, поступающего в 1 класс умения читать? На самом деле нет.
Нет ни одного нормативного акта, которым бы было прописано, что ребенок обязан уметь читать до школы.
Отказать в принятии малыша в учебное заведение по причине неумения читать вам просто не могут.
Однако есть небольшой нюанс: по окончании первого полугодия у детей уже проверяют скорость чтения. В зависимости от программы, применяемой в школе, существует два варианта требований: либо малыш должен читать не менее 10-15 слов в минуту, либо при более сложной программе — не менее 20-25 слов в минуту. В конце учебного года ребенок должен удвоить данный показатель.
Родители, которые уже пытались обучить ребенка чтению, понимают, что за полгода достигнуть даже самых низких показателей достаточно сложно и, чтобы у первоклассника не возникало проблем и чувства неуверенности, целесообразно начинать обучение чтению хотя бы за год до предполагаемого поступления в школу.
Таким образом, реалистично оцениваемая «верхняя граница» начала обучения чтению «сдвигается» до 6 лет для детей, которые пойдут в школу в семилетнем возрасте и до 5 лет для тех из них, кто планирует поступать в учебное заведение раньше.
«Идеальный возраст» в традиционной системе и методики раннего развития
Кстати, детские психологи называют в качестве «идеального» для начала обучения возраст около 4-5 лет. К этому моменту ребенок уже достаточно хорошо разговаривает, но по-прежнему испытывает интерес к новым словам, легко их запоминает, старается экспериментировать, такому малышу обучение чтению дается легче, чем 6-7 летнему ребенку.
Однако стоит оговориться, что в данном случае речь идет о «традиционных» методиках обучения чтению. И по отношению к ним есть и четкие требования относительно «нижней границы».
Как понять, что ребенок готов читать?
Так, обучая ребенка по традиционной методике нельзя начинать ранее, чем кроха будет готов. Определить, что пора знакомиться с буквами можно по следующим критериям:
- малыш уже достаточно хорошо говорит;
- произносит практически все звуки;
- имеет приличный словарный запас;
- проявляет интерес к словам и буквам, интересуется книгами.
Таким образом, начитать обучению малыша чтению традиционным методом до 4 лет попросту нецелесообразно. Однако это вовсе не означает, что сторонники раннего развития абсолютно неправы.
Дело в том, что при раннем обучении чтению задействуются совсем иные механизмы, нежели в традиционной системе, и умение читать становится таким же естественным навыком, как умение говорить. Минусом же такого подхода является невозможность начать в любой момент. Так, многие родители отмечают, что обучение грамоте «по Даману» дает хорошие результаты, только если занятия начались еще в возрасте года и ранее.