Рекомендации родственникам
Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.
Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.
Методы восстановления при моторной афазии
Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:
- Пациенту предлагается восстановить пропущенный слог в слове. Например, в словосочетании «автобусная оста…вка» больной должен вставить «но».
- Предлагается составить словосочетание. К словам «точное», «минеральная», «железная», «холодный» нужно дополнение. Например, «точное время», «минеральная вода» или «железная воля».
- Упражнение на восстановление чтения. Пациенту предлагают прочитать простой рассказ из нескольких предложений, а потом ответить на главные вопросы: кто главные герои и что происходит в повествовании.
- Восстановление письма представляет собой разгадывание простых кроссвордов или письменные ответы на простые вопросы, например, как ваша фамилия, имя, где родились, сколько членов в семье.
Общие методы восстановления:
- Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
- Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
- Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.
Восстановительное обучение при разных формах афазии
В статье рассматривается программа, конкретные шаги и методика восстановительного обучения при следующих формах афазии: эфферентная моторная афазия, динамическая афазия, афферентная моторная, сенсорная, акустико-мнестическая, семантическая и амнестическая афазия. В зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи комплексное использование рассмотренных методов восстановления устной и письменной речи помогут человеку адаптироваться к жизни с этим приобретенным расстройством.
Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы.
Прямые растормаживающие методы работы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитаны на активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Обходные методы подразумевают компенсацию на основе перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональным перестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счёт введения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых или гностико-праксических операций.
Необходимо также строго учитывать особенности каждого конкретного случая заболевания.
Восстановительное обучение проводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должна включать определённые задачи и соответствующие им методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степени выраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушений речи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Кроме того, восстановительное обучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативных способностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только на занятиях, но и в семье, а также в общественных местах.
АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)
При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.
Нарушение объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.
При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).
Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.
В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.
При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.
Реабилитационные упражнения GHRS Group для раздела Афазия. Дизартрия.
Орально-моторные упражнения
Орально-моторные навыки относятся к правильному функционированию и использованию лицевых мышц (губ, челюсти, языка, щек и неба) для вербального общения и глотания. Адекватные орально-моторные навыки у всех людей важны для вербального общения и безопасного глотания пищи. Нормальное орально-моторное развитие начинается на стадии плода и продолжает развиваться с возрастом. Взрослый человек должен безопасно употреблять жидкости и твердые вещества орально и уметь использовать вербальный язык для общения.
Недостаточные или неадекватные орально-моторные навыки могут привести к плохому речевому общению и затруднениям глотания. У пациентов с диагнозом дисфагия, дизартрия, апраксия речи, постинсультная афазия и другие неврологические состояния проявляются неадекватным функционированием мышц ротовой полости. Орально-моторные упражнения помогают улучшить силу, диапазон движений и координацию ротовых мышц, что способствует лучшей речи и функции глотания.
Ниже перечислены навыки и умения, обеспечиваемые функцией всех лицевых мышц:
-
Осведомленность, восприятие.
-
Сила
-
Координация
-
Движение
-
Выносливость
Какова же цель орально-моторных упражнений?
-
повысить осведомленность о функционировании ротовой полости
-
нормализовать чувствительности к стимуляции в области рта
-
улучшить нормальные движений мышц ротовой полости за счет подавления аномальных рефлексов
-
улучшить силу и диапазон действия мышц ротовой полости
-
улучшить координацию мышц полости рта
ВИДЕО: «Восстановление речи при Афазии и Дизартрии»
АФАЗИЯ. ДИЗАРТРИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 5: КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫХ, АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Для получения дополнительной информации о процессе восстановления речи при Афазии и Дизартрии вы можете посмотреть видео с демонстрацией упражнений и советами по реабилитации.
https://youtube.com/watch?v=G8cCvoWz0QA%3F
Как и когда нужно тренироваться?
Перечисленные ниже упражнения легко выполнять. Постарайтесь выполнять упражнения в свободное время. Для разработки правильного комплекса упражнений желательно в индивидуальном порядке проконсультироваться со специалистом реабилитологом и логопедом, подобрать упражнения в соответствии с медицинской проблемой и состоянием больного. Рекомендуется использовать зеркало для получения визуального фидбека и укрепления мышечной реакции. Если человек не может выполнять конкретное орально-моторное упражнение, перечисленное ниже, это признак того, что нужно тренироваться и укреплять эту конкретную группу мышц. Эти упражнения можно повторять от трех до шести раз в день, пока навыки не улучшатся. Каждый человек учится и тренируется в своем собственном темпе, прогресс может быть отмечен в течение нескольких недель, месяцев, а иногда и течении более длительного времени.
В данном разделе комплексы упражнений разработаны по 4 главным направлениям и группам мышц, 5-ое направление-комплекс дыхательно-речевых, артикуляционных упражнений.
Все упражнения выполняются в положении сидя, желательно напротив зеркала.
Выполнение орально-моторных и дыхательно-речевых упражнений улучшает способность человека воспроизводить звуки речи с большей четкостью. Однако не всем людям могут подойти отдельные орально-моторные упражнения, и поэтому может потребоваться дополнительное вмешательство врача реабилитолога и логопеда.
За что отвечает каждое полушарие?
Левое полушарие в основном связано с такими функциями, как аналитическое мышление, математические способности, речевые навыки, научное мышление, письмо, подсчет, двигательные реакции, понятие времени и т.д. Правое отвечает за целостное мышление, интуицию, слух, творчество, музыку и искусство, дневной сон.
Более поздние исследования показали, что мозг не столь дихотомический, как первоначально предполагалось. Оба полушария способны синхронизироваться, хотя иногда из-за пластичности нейронов одна часть при необходимости (при повреждении) может брать на себя функцию другой. Например, математические способности усиливаются, когда оба полушария совершают совместную работу, функционируют одновременно (благодаря соединению функций через мозолистое тело).
К примеру, левое полушарие специализируется на захвате звуков, составляющих слова, работает над составом слов, но не имеет монополии на обработку языка. Правое полушарие более чувствительно к эмоциональным аспектам речи, переводит ритм речи, который носит интонацию и акцент. Если два полушария мозга работают одновременно, то человек может охватывать намного больше информации. Такие «сверхспособности» можно развивать с помощью специальных техник.
Методы коррекционной работы при афазии
Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.
Художник или мыслитель
В зависимости от того, какое полушарие преимущественно доминирует, выделяют два типа личности:
- Мыслитель, человек с техническим складом ума – левополушарный тип.
- Художник, человек с гуманитарным складом ума – правополушарный тип.
Как определить доминирующее полушарие? Есть несколько методик, самая простая и наиболее популярная – тест «Ведущее полушарие мозга».
Чтобы определить доминирующее полушарие нужно:
Соединить кисти рук в замок, переплетя пальцы. Посмотреть и записать на бумаге большой палец, какой руки оказался сверху.
Сделать небольшое отверстие в листе бумаги (можно карандашом), посмотреть через него двумя глазам на любой предмет. Затем поочередно закрывать то левый, то правый глаз
Обратить внимание предмет смещается, когда закрыт правый или левый глаз. Зафиксировать ответ на листе бумаги.
Скрестить руки на груди так, чтобы ладони оказались на предплечьях
Отметить какая рука оказалась сверху.
Похлопать в ладоши. Записать какая ладонь оказалась сверху.
Если ответов «правая рука» будет больше – правополушарный тип, «левая рука» — левополушарный.
Интересным фактом является то, что правое полушарие мозга контролирует левую половину тела, направляя туда сигналы в виде электрических импульсов, а левое полушарие – правую часть человеческого тела.
Рекомендации
Для нормального функционирования у человека должны быть в достаточной степени развиты оба полушария головного мозга. Физические и физиологические его повреждения часто необратимы, приводят к тяжелейшим заболеваниям. Такое явление как деградация тоже может нанести мозгу немалый вред.
Самосовершенствование – основа развития личности и человеческого мозга.
Чтобы достичь баланса в психике, стать более гармонично развитой личностью нужно задействовать в работе оба полушария головного мозга:
- Работать над теми сферами, с той частью мозга, которая менее развита. Для этого достаточно лишь увеличить нагрузку на менее развитое полушарие. К примеру, Художнику начать решать логические загадки, Мыслителю – рассматривать картины художников-абстракционистов.
- Физические развивать ту часть тела, которая подконтрольна менее развитому полушарию. Например, правше попробовать научиться рисовать левой рукой, чтобы развить правополушарный тип мышления.
Способности мозга безграничны и не изучены до конца, работа над собой позволяет заглянуть в эту, полную потенциала, бесконечность.
Если Вы интересуетесь работой и функциями головного мозга, рекомендуем почитать:
- И.П. Павлов «Физиология больших полушарий головного мозга»
- И.П. Павлов «Лекции о работе больших полушарий головного мозга»
- И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы»
- Г. Хакен «Принципы работы головного мозга. Синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности»
- Ч. Феллис «Левое и правое полушарие. 25+25 задач для всесторонней тренировки мозга»
- Р. Стоун «Небесная 911. Как обратиться за помощью к правому полушарию мозга»
Ждем Вашей оценки
Афазия
Афазия –это нарушение моторного и сенсорного звена речи (тотальная афазия). Нарушение моторного звена проявляется тем, что пациент теряет способность к нормальной речи, говорит очень медленно, отдельными фразами, звуками, а иногда и вовсе не способен к речи. Нарушение сенсорного звена связано с восприятием речи: пациент не понимает обращенной речи, не понимает, о чём ведется разговор. У некоторых пациентов, впрочем, сохраняется способность реагировать на значимые личные обозначения (имена, места). Афазия обычно сочетается с алексией (неспособность читать), акалькулией (неспособность считать), аграфией (неспособность писать), что в совокупности делает практически невозможным установление контакта с пациентом.
Классификация выделяет несколько видов афазий. Остановимся подробнее на каждом из них.
Афазия Брока (моторная афазия)
Для этого вида афазии характерна немногословная, невнятная речь, а также частые повторения фраз. На обращения пациент реагирует не полностью, однако это звено речи после инсульта достаточно быстро восстанавливается. Писать пациенты тоже не могут. Моторная афазия часто сочетается с гемипарезом (слабостью в конечностях на одной половине тела) и гемигипестезией (потерей чувствительности в конечностях на половине тела).
Афазия Вернике – Кожевникова (сенсорная афазия)
Для этого вида афазии характерно нарушение понимания устной и письменной речи. При этом к речи пациент остается способным, сохраняется интонация, но окружающие не могут его понять – вместо нормальных слов и предложений пациент произносит бессмысленные звуки, напоминающие по звучанию слова, а также придумывает новые. Сам больной зачастую не осознает, что что-то не так. Сенсорная афазия часто сочетается с гемианопсией – выпадением полей зрения.
Тотальная сенсомоторная афазия
Вид афазии, для которого характерно сочетание симптомов моторной и сенсорной афазии. Тотальная афазия обычно сочетается с гемипарезом, гемигипестезией и гемианопсией.
Динамическая афазия (транскортикальная моторная афазия)
Динамическая афазия похожа на моторную афазию Брока. Понимание речи пациентом (то есть сенсорный компонент речи) при динамической афазии сохраняется. Основное отличие динамической афазии от моторной афазии – сохранная повторная речь: пациент может по просьбе повторять слова и фразы, произнесенные врачом или другим человеком.
Транскортикальная сенсорная афазия
Транскортикальная сенсорная афазия напоминает афазию Вернике- Кожевникова, но симптомы выражены в меньшей степени: нарушен сенсорный компонент речи. При этом состоянии речь пациентов быстрая, но малосодержательная. В отличие от сенсорной афазии Вернике при транскортикальной сенсорной афазии сохранена повторная речь: по просьбе врача пациент может повторять за ним произнесенные фразы. Пациенты могут читать вслух, но без понимания смысла прочитанного.
Транскортикальная смешанная афазия
Транскортикальная смешанная афазия– этот вид афазии сочетает в себе признаки транскортикальной моторной и сенсорной афазии, с сохранением способности повторения слов и фраз за врачом. Понимание письменной и устной речи также существенно ухудшается.
Амнестическая афазия
Для этого вида афазии характерен следующий феномен: больные не могут назвать слово или предмет, при этом могут описать значение и функции предмета. В связи с этим речь характеризуется паузами, подбором слов, их замещением. Повторение и понимание речи не нарушены.
Алексия без аграфии
При данном виде афазии пациенты могут писать, но не могут читать. Понимание устной речи сохранено, спонтанная речь не изменена.
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
1. Стадия грубых расстройств
1. Накопление обиходного пассивного словаря:
— показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам
— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);
— показ частей тела на картинке и у себя;
— выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
— ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;>
— выполнение простых устных инструкций;
— улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
— раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;
— ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;
— письмо слов, слогов и букв по памяти;
— «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);
— выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.
2. Стадия расстройств средней степени
1. Восстановление фонематического слуха:
— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;
— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путём выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.
2. Восстановление понимания значения слова:
— выработка обобщённых понятий путём классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;
— заполнение пропусков во фразах;
— подбор определений к словам.
3. Преодоление расстройств устной речи:
— «наложение рамок» на высказывание путём составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);
— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазий, допущенных больным;
— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.
4. Восстановление письменной речи:
— закрепление связи «фонема–графема» путём чтения и письма букв под диктовку;
— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свёртыванием» внешних опор;
— письмо под диктовку слов и простых фраз;
— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;
— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.
2. Стадия лёгких расстройств
1. Восстановление понимания развёрнутой речи:
— ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;
— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;
— улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;
— осмысление логико-грамматических оборотов речи;
— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;
— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.
3. Коррекция устной речи:
— восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов по плану и без плана;
— составление планов к текстам;
— составление речевых импровизаций на заданную тему;
— речевые этюды с элементами «ролевых игр».
4. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
— чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;
— диктанты;
— письменные изложения;
— письменные сочинения;
— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.
Прогноз и профилактика
При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.
Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:
- регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
- следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
- своевременное лечение хронических заболеваний;
- контроль над индексом массы тела;
- рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
- длительные занятия с логопедом;
- консультации психотерапевта;
- соблюдение режима труда и отдыха.
Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.
Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.
Диагностика
Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста. Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин. Помочь в установлении клинического диагноза также могут пересказывание определённых текстовых отрывков или написание сочинения на конкретную тематику.
Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:
- Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
- Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
- Магнитно-резонансная ангиография;
- Люмбальная пункция.
Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт.
Афазия после инсульта и не только
Афазия встречается чаще всего у пожилых людей, перенесших инсульт
. Однако разрушение речи бывает у молодых и даже у детей, перенесших инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга. Форма афазии зависит от того, какой участок мозга был поражен. А от формы зависит то направление, в котором будут работать специалисты по восстановлению речи.
Диагностика афазии
Раскрытием механизмов этого сложного заболевания занимаются специалисты разных направлений: нейрофизиологи, неврологи, логопеды, психологи и др. Диагноз ставится после того как будет определена локализация поражения отделов мозга. Сложность расстройства зависит от величины очага, характера нарушения кровообращения и особенностей сохранных компонентов речевой деятельности.
Известно, что высшие психические функции человека осуществляются в результате работы коры двух полушарий мозга и его подкорковых структур. К афазии приводит поражение доминантного полушария, правого – у левшей и левого – у правшей.
Так лобные доли коры производят программирование, регуляцию психической деятельности и коррекцию ее результатов. Правая лобная доля осуществляет выполнение неречевых действий, левая – ответственна за движение языка и всего туловища, планирует речемыслительную деятельность, прогнозирует ее воздействие на ситуацию. Височные доли коры отвечают за восприятие на слух и понимание речи. Правая височная доля улавливает и дифференцирует неречевые звуки, левая – в ответе за восприятие, как отдельных звуков языка, так и их синтез в группы слов. Затылочные доли коры выполняют функции сбора и обработки информации посредством зрения, теменные доли – посредством тактильно-кинестетического чувства.
Диагностика активности функций коры головного мозга при афазии проводится по следующим направлениям:
|
Вверх
Основные формы афазии
Существует несколько классификаций афазий, в нашей стране широкое распространение получила классификация А.Р. Лурия, за рубежом – классификация Лихтгейма-Вернике. Существует еще упрощенная классификация: афазия задней формы – поражение верхневисочных и нижнетеменных зон мозга, и передней формы – повреждение заднелобных отделов. В классических описаниях исследуются не только поражения речевых зон мозга, но и смежных неречевых участков коры.
Особенности развития афазии различны. В случаях нарушения кровообращения и при травмах мозга расстройство речи наступает резко и сразу. При вялотекущих нарушениях кровообращения и постепенного роста опухоли мозга симптоматика афазии проявляется медленно, по мере охвата мозговых зон.