От 1 года: первые навыки самообслуживания
Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)
Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори
Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.
Особенности развития мелкой моторики левши
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
От 1 года: природные материалы
- Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
- Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
- Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
Организация и методика исследования мелкой моторики руки
Для оптимизации коррекционно-педагогического процесса, направленного на преодоление двигательных нарушений у детей с интеллектуальной и речевой патологией, было проведено изучение их речевой и моторной сферы. Исследования особенностей моторики и коррекция ее нарушений проводились в 1994-2001 г. На первом этапе исследования осуществлялось экспериментальное изучение мелкой моторики руки и речевого развития детей. Этому предшествовал анализ медико-педагогической документации, изучение данных анамнеза, сведений о раннем моторном, психическом, соматическом, неврологическом развитии каждого ребенка. Изучение медико-педагогической документации дало возможность детально проанализировать анамнестические сведения об общем и речевом развитии детей, установить единый по клинической форме контингент учащихся экспериментальной и контрольной групп. Для получения более полной информации об особенностях детей нами проводились беседы с родителями и педагогами испытуемых.
В экспериментальном исследовании участвовало три группы детей:
1 группа — 39 человек: первоклассники с нарушениями интеллекта специальных (коррекционных) школ — интернатов VIII вида №№ 111 и 115 г. Самары. Они имели заключение ПМПК «Легкая умственная отсталость». По состоянию речи группа детей была неоднородна: 16 человек (41%) — без выраженной речевой патологии; (8%) — с функциональной артикуляторно-фонематической дислалией; 11 (28%) — с псевдобульбарной дизартрией; 5 (13%) -с моторной алалией; 4 (10%) — с псевдобульбарной дизартрией и моторной алалией. Эти заключения отмечены в ПМПК и подтверждены нами в ходе динамического наблюдения.
2 группа — 39 человек: учащиеся 1-х классов, посещавшие логопедические пункты при массовых общеобразовательных школах №№ 81, 41, 64 г. Самары (дети с общим недоразвитием речи 3-го уровня по классификации Р.Е. Левиной, по клиническим диагнозам дети со стертой дизартрией (26 чел., 67%) и алалией в стадии становления речи(13 чел., 33%); грубой органической симптоматики у детей с нарушениями речи не отмечено;
3 группа — 25 человек: учащиеся 1-х классов массовой общеобразовательной школы № 29 г. Самары с нормальным речевым и психическим развитием (25 чел.);
Всего 103 ребенка. Возраст испытуемых — 7-10 лет. Все испытуемые были правшами без грубой двигательной патологии.
Обследование проводилось в течение двух месяцев в первой половине дня. Специальному исследованию подверглись мелкая моторика и речь детей.
Обследование мелкой моторики руки учащихся осуществлялось путем проведения специальных моторных проб. В качестве объективного критерия определения уровня сформированности были использованы задания, предложенные Н.И. Озерецким (1930), адаптированные нами для детей с отклонениями в развитии. Тесты включали простейшие и понятные детям двигательные задачи, позволяющие судить о степени сформированности того или иного двигательного навыка. Первоначально методика была апробирована на младших школьниках с нормальным речевым и интеллектуальным развитием. На основе результатов, полученных при выполнении проб здоровыми детьми, мы выявили средние показатели, рассчитали шкалу оценок. Далее по этой шкале оценивались результаты, полученные при тестировании детей с интеллектуальной и речевой патологией.
Особенности мелкой моторики руки испытуемых определялись по результатам выполненных ими специальных упражнений. Всего было предложено 11 тестов. Нами исследовались: 1. Динамическая координация и соразмерность движений. 2. Скорость движений. 3. Одновременность движений.
Оценка результатов тестирования производилась по 4-балльной системе (0, 1, 2, 3, где 0 — самая низкая оценка, 3 — самая высокая). Шкала оценок была дифференцирована для каждого задания. За каждый тест выставлялось две оценки — для правой и левой руки. Дополнительно в протоколе фиксировалось время, затраченное на выполнение упражнения (в случаях, когда действия детей временем не ограничивались) и количество правильно выполненных двигательных актов, если время теста было ограничено.
Консультация «Что делать, если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук?»
Ольга Писарева Консультация «Что делать, если у ребенка плохо развита мелкая моторика рук?»
Нужно набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток каждый день. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Для начала посмотрите как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а затем также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.
Есть специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Например, игра в тени.Это с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры: зайчика, собачку, птичку и т. д.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики. Лепить можно из всего. Зимой из снега, летом из песка или мелких камешков.
Рисование или закрашивание картинок – любимое занятие детей. Следует отметить, что если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожие друг на друга кукол, то это вряд ли положительно влияет на развитие образного мышления ребенка.
Изготовление поделок из бумаги. Например, самостоятельное вырезание из бумаги геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движение пальчиков малыша.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики развития рук, развивают фантазию, воображение ребенка.
Конструирование развивает образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Отличная тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке такие игры оказывают огромное влияние на развитие мелкой моторики рук.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Всасывание пипеткой воды: развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание. Научите своих детей всему, что умеете сами.
Переборка круп: развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
Игры в мяч, кубики, мозаикой.
Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш хорошо будет подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка, не столь утомительными.
Анкета для родителей «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? – Да – Затрудняюсь ответить – Нет 2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую.
Как проверить себя и ребенка
Нейробиологи установили связь моторики с математическим мышлением, особо выделив значимость «пальцевого восприятия». Проверить его можно следующим образом. Спрячьте одну ладонь под книгу или под стол и попросите кого-нибудь дотронуться до кончиков ваших пальцев. Люди с хорошим восприятием легко определят, какого именно пальца коснулись. Более сложный тест предполагает прикосновение в двух разных точках — на кончике пальца и второй фаланге. Вот несколько интересных фактов.
— Уровень пальцевого восприятия у студентов колледжей позволяет спрогнозировать результаты тестов на счет.
— Пальцевое восприятие в первом классе надежно предсказывает успеваемость по математике во втором классе.
— Долговременные наблюдения подтвердили, что высокой успеваемостью по математике музыканты, по всей видимости, обязаны хорошо развитому пальцевому восприятию.
Занятия музыкой развивают математические способности, как бы странно это ни звучало. Источник
Нейробиологи установили, насколько важно для маленьких детей развивать мелкую моторику: эта способность выполнять мелкие и точные движения проявляется при счете на пальцах. Однако многие учителя категорически против обучения счету таким способом, а сами учащиеся часто считают его ребячеством
Автор «Безграничного разума» Джо Боулер пыталась изменить эту практику, рассказывая о достижениях нейробиологов в СМИ, соцсетях и журналах. Кроме того, она участвует в деятельности междисциплинарной группы нейробиологов, инженеров и педагогов, работающей над созданием небольших роботов, развивающих восприимчивость пальцев у маленьких детей. Новые открытия указывают на необходимость иного подхода к преподаванию — более физически ориентированного, многопланового и креативного, нежели те, что использовались раньше и применяются сейчас.
Развивать мелкую моторику, помимо счета на пальцах, помогают такие занятия, как рисование, работа с ножницами и клеем, складывание картинок по линиям. В тетрадях KUMON вы найдете веселые задания, направленные на освоение этих навыков
Обратите внимание на серию «Первые шаги»: «Давай вырезать!», «Давай рисовать!», «Давай клеить!» и «Давай сложим картинки!». С KUMON раннее развитие будет в радость всем — и родителям, и малышам
Обложка поста: unsplash.com
Нормы развития мелкой моторики
Для того, чтобы понять, все ли в порядке у вашего ребенка с мелкой моторикой, специальных исследований не потребуется
Врач обратит внимание на способность проводить ручные действия, в некоторых случаях может попросить выполнить некоторые тесты (нарисовать, заштриховать и т. п.). Однако это касается дошкольников, а как не упустить время в более раннем возрасте?
В принципе, отставание в развитии ручной моторики хорошо заметно по усвоенным (или нет) навыкам самообслуживания. Это умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы и прочее. С другой стороны, большой выбор «упрощающих» работу рук видов детской одежды могут ввести вас в заблуждение. Наличие застежек на липучках и молниях не дают проявиться некоторым навыкам
На всякий случай обращаем ваше внимание на некоторые средние нормы формирования моторных навыков:
- С 2-3 месяцев ребенок тянет ручки к заинтересовавшим его предметам, к родителям, хватает пальцами сначала себя, а потом окружающих. Это первые знакомства с собственной моторикой.
- С 3 месяцев до полугода проявляется умение захватить рукой предмет.
- В год ребенок может перекладывать предмет из руки в руку, положить один в другой. Кроме того, в этот период должен сформироваться так называемый «пинцетный захват» — умение взять небольшой предмет двумя пальцами.
- В районе 1 года дети начинают производить с предметами действия, подражая взрослым.
- В полтора года или чуть позже в них зарождается «художник» — ребенку удается нарисовать так радующие родителей первые каракули. В этом возрасте дети умеют переворачивать книжные страницы, держат карандаш, ложку.
- В 2 года освоено умение нанизывать колечки от пирамидки на стержень, откручивать крышки, ставить один кубик на другой.
- К 3 годам дети способны рисовать пальцами или карандашом, воспроизводить по инструкции простые формы, черточки.
- В 3-4 года ребенок уже вполне умелый «творец» — ему по плечу справиться с детскими ножницами, кисточкой и пластилином, обводить контур рисунка или строить башню из значительного количества кубиков.
- В 5 лет ребенок умеет раскрашиваться картинки, рисовать схематический домик, человечка и подобные «картины». По образцу может копировать печатные буквы и цифры. В плане бытовых навыков осваивается шнурование обуви и застегивание пуговиц.
- В 6 лет написание букв и цифр детям вполне по плечу, подготовка к школьному обучению идет полным ходом. Осваиваются различные виды штриховок, обведение по пунктирному контуру, изображение геометрических фигур, аккуратное вырезание ножницами и создание аппликаций.
Взаимосвязь отделов мозга
Организм человека развивается комплексно: зрение, слух, эмоции, мышление, память обычно идут в ногу с его общим физическим развитием. Если малыш к определенному времени не научился сидеть или ползать, можно с большой долей вероятности говорить о том, что у него будут и проблемы с речью. И наоборот. Ребенок, отстающий в становлении речевых навыков, скорее всего, отстает и физически: у него плохая координация, он неуклюж в движениях, часто не может выполнить довольно простых упражнений.
Но, как уже говорилось, благодаря этой взаимосвязи можно «подтягивать» одни зоны мозга, воздействуя на другие. Хорошими примерами такого воздействия можно назвать, например, иглоукалывание. Болевой импульс из определенной точки тела подается в нужную зону коры головного мозга, стимулируя ее активность.
Кроме того, при таком взаимодействии затрагивается не только конкретный отдел, но и прилегающие к нему. Именно поэтому нельзя сказать, что значение моторики заключается только в развитии речи. Она также косвенно затрагивает зоны, отвечающие за другие сферы:
координацию;
внимание;
память;
логику;
воображение.
Более выраженное воздействие на эти сферы оказывают специальные упражнения для развития речи. Ребенку в процессе таких игр приходится запоминать, повторять, развивать ритмический слух, представлять себе какие-то образы, концентрироваться на выполнении тех или иных движений.
Кстати, существует мнение, что эффект от таких занятий достигается именно благодаря тому, что мозг включается в работу по «составлению плана действий» для выполнения непривычного ему задания. Как только действие доводится до автоматизма, ребенок выполняет его без активного участия мозга, и оно уже не влияет на развитие нужных зон. Поэтому упражнения и игры есть смысл менять по мере их освоения малышом. Это не только поможет задействовать зону речи, но и будет служить прекрасной зарядкой для маленького мозга.
Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:
Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится и строить.
Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
Широко известны такие приемы:
- Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.
- Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
- Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.
- Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.
- Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).
Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.
Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.
Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно бумагу сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.
Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.
Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.
Игры с песком. Терапевтический эффект с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, это прекрасное средство для их развития.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку), счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию.
- Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, каштанов, определенной буквы.
- Лепить буквы из песка.
- Превращать буквы: «Л» в «А», «Б» в «В» и т.д.
- Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
- Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Дорисовывание
При этом обратить внимание на способность ориентироваться на листе бумаги, соблюдать направление, придерживаться этого направления в работе. Постепенно технику дорисовывания можно усложнять
Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.
Психомоторное развитие и его связь со становлением речи в онтогенезе
Принцип изучения функций мозга человека как целостной системы (И.П.Павлов, 1953) является приоритетным и в настоящее время. Любой произвольный акт человека осуществляется сложной функциональной системой, представленной в виде многоэтажной и многонейронной «констелляции» нервных центров (П.К.Анохин, 1968, 1973; Н.А.Бернштейн, 1947; А.Р. Лурия, 1963). Касаясь функции речи, А.А.Ухтомский (1966) указывал, что нормальная речь человека — очень сложный процесс и представляет собой результат работы многих пространственно разграниченных образований мозга. В функциональной структуре этого центрального механизма особое значение имеет согласованная работа всех компонентов системы. Одним из наиболее существенных образований, обеспечивающих целостную интегративную деятельность мозга, может рассматриваться двигательный анализатор (Н.И.Красногорский, 1951, 1957; И.М.Сеченов, 1952 и др.) структурные и функциональные особенности которого заключаются в том, что он «имеет чрезвычайно богатые связи решительно со всеми отделами центральной нервной системы и принимает участие в их деятельности» (М.М.Кольцова, 1973,с.17).
Учение о корковом отделе двигательного анализатора получило развитие в трудах А.Р. Лурия (1957, 1962, 1963). Была показана роль отдельных областей мозговой коры в осуществлении двигательных актов.
В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человек совершает различные по сложности движения. В совершенствовании движений в двигательном акте участвует целая иерархия уровней (Н.А. Бернштейн, 1947).
Исследования Н.А. Бернштейна по физиологии движений и их активности показали иерархическую уровневую систему организации двигательных функций, в том числе и речи, которую он отнес к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню символических координации и психологической организации движений. И.П. Павлов рассматривал речь прежде всего как кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов и представляющие собой «вторые сигналы, сигналы сигналов».
Формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. В частности, уровневая система организации движений Н.А. Бернштейна включает пять звеньев. Каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, или сенсорный синтез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентаций и по принципу их синтетического объединения для решения задачи.
Для практики дефектологии существенное значение имеют данные физиологии и неврологии о том, что протекание нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу.
В каждом двигательном акте различают его смысловую структуру и двигательный состав. Смысловая структура целиком вытекает из сути возникшей двигательной задачи и определяет ведущий уровень построения движения, который во многом обусловлен наличием того или иного орудия, содержанием накопленного психомоторного опыта и т.п.
Н.А. Бернштейн определил этапы выполнения произвольного движения. На первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом (ориентировка в задании). На втором этапе индивид выделяет двигательную задачу, т.е. определяет, что посредством его активности должно произойти. Иными словами, ему необходимо наметить двигательную задачу и создать образ того, что должно получиться. Уяснение индивидом образа будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования её решения. По ходу выполнения того или иного движения центральная нервная система должна осуществить ряд непрерывных коррекций с тем, чтобы двигательная задача и модель будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т. е. индивид намечает цель, содержание движения и те средства, с помощью которых он решит двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек превращает свои двигательные органы в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Однако, это возможно только в том случае, если индивид овладел координацией движений, поскольку координация является центральным звеном движения. Она обеспечивает точность, соразмерность и плавность выполнения движения. Нарушение хотя бы одного из компонентов координации ведет к нарушению движения.