Ведущая деятельность

Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка

Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми.

Оценка обучения

Точно. Эффективный. Проницательный.

Знайте сильные и слабые стороны и способы их улучшения. В наших адаптивных тестах используются новейшие научные достижения для оценки уровня знаний учащегося по заданному предмету. Затем они создают индивидуальный план обучения, в котором показано, что им нужно улучшить, и материалы курса, которые могут помочь.

так хорошо оценили потребности моей дочери, что идеально терпеливо и точно прошел с ней материал по математике.

— Мать и клиент

Чтобы начать, выберите тест.

Выберите класс и предмет ниже, чтобы начать адаптивное оценивание. (Мы также отправим вам ссылку по электронной почте.) Это займет около 30 минут.

Подготовка к экзаменам

9020.

Знайте сильные и слабые стороны и способы их улучшения. В наших адаптивных тестах используются новейшие научные достижения для оценки уровня знаний учащегося по заданному предмету. Затем они создают индивидуальный план обучения, в котором показано, что им нужно улучшить, и материалы курса, которые могут помочь.

  1. Ваш учащийся выполняет оценивание (должно занять около 30 минут).

  2. Их ответы учитываются в нашей современной диагностической программе.

  3. Используя искусственный интеллект, мы создаем индивидуальный план обучения для вашего ученика.

так хорошо оценили потребности моей дочери, что идеально терпеливо и точно прошел с ней материал по математике.

— Мать и клиент

Дополнительные бесплатные инструменты для самостоятельного изучения.

Практические задачи и видео

Доступные в бесплатной учебной лаборатории наши практические инструменты и видеоролики с практическими рекомендациями помогают учащимся учиться в своем собственном темпе.

Узнать больше

Что должен знать ваш ребенок

В наших бесплатных ресурсах перечислены ключевые понятия, которые учащиеся должны знать, чтобы успешно перейти в следующий класс.

Узнать больше

Нужна дополнительная помощь? Мы тоже так делаем.

Индивидуальное онлайн-обучение

Познакомьтесь с подобранным репетитором на нашей платформе интерактивного обучения — уникальном рабочем пространстве, которое делает обучение интересным для всех возрастов.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.

Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:

— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.

— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.

— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.

— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.

— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.

— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.

Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.

Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Лидеры

Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других детей.

Формальное лидерство не опирается на нужные качества ребенка – организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.

К такому прислушиваются, ждут совета. Причины лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый коммуникабельный и популярный у противоположного пола.

ребенок

Лидеры по мнению коллектива и учителей могут отличаться. Взрослые редко понимают, почему двоечника обожают за умение рассмешить.

Откуда ветер дует. Что является причиной наклеенных статусов?

У многих режиссеров — тема, где социальный статус у ребенка в школе важен, является любимой. Сколько фильмов об этом снято, сколько рассказано историй. И в центре событий чаще всего оказывается самая неприметная личность. Но, что если главным героем «этой» истории станет ваш ребенок, не взирая на то, кем он является в группе. А так по сути и есть, ведь жизнь каждого, даже самого маленького человека словно недописанная книга, недоснятое кино. И вы, ваш ребенок, дети соседей и друзей, в своей истории играют главные роли. Но как и в любом рассказе, все может быть далеко негладко. А тема различий социального статуса очень сильно сказывается на отношениях среди сверстников. Отсюда рождаются комплексы, подростковые переживания и негатив, который встречается повсеместно.

Все можно списать на процесс взросления, гормоны. Это очень влияет на поведение детей. Ведь в начальных классах все были равны, а как только у детей стали замечать гормональный взрыв, все изменилось. И вот, ваш ребенок «зубрила», «невидимка», «белая ворона». А за этим следует «я слишком толстая», «у меня слишком много прыщей», «я ношу поношенные вещи»… и так далее, и тому подобное.

Из нежеланного статуса рождаются комплексы, появляется качество самокритичности, усугубляется это — сравнением себя с другими, завистью, обидами. Если ребенка гнобят, то это вообще может привести к катастрофическим последствиям.

И как на это реагировать родителям? Пытаться ли справиться с данной проблемой? Или же «сидеть на попе ровно» и ждать, когда пройдет период жестоких различий и рамок поведения? Что делать с социальным статусом у ребенка в школе?

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

  • 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
  • 27 – 21 — средний;
  • 20 и меньше — низкий.

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.

У
старшеклассников, по сравнению с
подростками, интерес к учению повышается.
Это связано с тем, что складывается
новая мотивационная структура учения.
Ведущее место занимают мотивы, связанные
с самоопределением и подготовкой к
самостоятельной жизни. Эти мотивы
приобретают личностный смысл и становятся
действенными. Высокое место в мотивационной
структуре занимают такие широкие
социальные мотивы, как стремление стать
полноценным членом общества, приносить
пользу людям, Родине, убежденность в
практической значимости науки для
общества. Сохраняют свою силу и мотивы,
лежащие в самой деятельности, интерес
к содержанию и процессу учения. Наряду
с интересом к фактам, что характерно и
для подросткового возраста, у старшего
школьника проявляется интерес к
теоретическим проблемам, методам
научного исследования
, самостоятельной
поисковой деятельности по решению
сложных, в том числе в настоящее время
и коммерческих, задач. Такая познавательная
мотивация может распространяться на
все предметы, на цикл каких-либо предметов
или на отдельный предмет. Избирательность
познавательных интересов старшеклассников
очень часто связана с жизненными планами,
профессиональными намерениями, которые,
в свою очередь, способствуют формированию
учебных интересов, изменяют отношение
к учебной деятельности. Итак, для
мотивационной сферы старшеклассника
характерно сочетание и взаимопроникновение
широких социальных и познавательных
мотивов, заключенных в самом учебном
процессе. В старшем школьном возрасте
на первый план выдвигается произвольная
мотивация, т.е. все чаще ученик
руководствуется сознательно поставленной
целью, своими намерениями. Старшеклассники
лучше осознают свое отношение к учению,
причины, побуждающие их учиться. В связи
с высоким уровнем самокритичности они,
анализируя условия, мешающие учиться,
указывают на проявление у них таких
отрицательных черт характера, как
безволие, неусидчивость, неумение
организовать свое время и самоконтроль,
настроение. Отношение к школе в целом
характеризуется большей сознательностью
и одновременным «вырастанием» из школы.

В
старшем школьном возрасте устанавливается
довольно прочная связь между
профессиональными и учебными интересами.
Если у подростка учебные интересы
определяют выбор профессии, то у старших
школьников наблюдается обратное: выбор
профессии способствует формированию
учебных интересов, они начинают
интересоваться теми предметами, которые
им нужны в связи с выбранной профессией.
Выбор профессии способствует изменению
отношения к учебной деятельности. Все
это создает благоприятные условия для
ознакомления учащихся с психологической
характеристикой профессии, т.е. теми
требованиями, которые предъявляются к
вниманию, наблюдательности, мышлению,
воле, характеру и другим психологическим
особенностям человека в той или другой
профессии.

Старшеклассники
начинают рассматривать учебу как
необходимую базу, предпосылку будущей
профессиональной деятельности. Наибольший
интерес проявляют к тем предметам,
которые будут важны в выбранной профессии.
Значимым становится фактор успеваемости
по этим предметам (если старшеклассники
решили продолжить образование после
школы).

Центральным
новообразованием периода ранней юности
становится самоопределение —
профессиональное и личностное.
Старшеклассник решает, кем быть в своей
будущей жизни.

Возрастная периодизация д.Б.Эльконина

ЭПОХА

ВОЗРАСТНОЙ
ПЕРИОД

ГРАНИЦЫ
ВОЗРАСТА

ВЕДУЩИЙ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАКИЕ
ЗАДАЧИ РЕШАЮТСЯ

РАННЕ ДЕТСТВО

Младенчество

До 1 года

Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослыми

Освоение первых
норм отношений между людьми.

Раннее детство

От 1 года до 3 лет

Предметно-манипулятивная
деятельность.

Усвоение
общественно выработанных способов
действий с предметами.

ДЕТСТВО

Дошкольное
детство

От 3 лет до 6(7) лет

Ролевая игра

Освоение социальных
ролей, взаимоотношений между людьми

Младший школьный
возраст

От 6(7) лет до
10(11) лет

Учебная деятельность

Освоение знаний,
интенсивное развитие интеллектуальной
сферы.

ПОДРОСТКОВЫЙ
ВОЗРАСТ

Подростковый
возраст

От 10(11) до 13(14) лет

Интимно-личностное
общение

Освоение норм
отношений между людьми

Ранний юношеский
возраст

От 13(14) до 16(17) лет

Учебно-профессиональная
деятельность

Освоение
профессиональных знаний, умений.

19. Психологическая
готовность к школе, ее компоненты.

Поступление в
первый касс – переломный момент в жизни
ребенка

Важно, чтобы ребенок пошел в
школу физически крепким, здоровым

Для детской
психологии первостепенное значение
имеет формирование психической
готовности, развитие у дошкольника
психических процессов и свойств личности,
вооружение знаниями и умениями,
необходимыми для успешного обучения в
начальных классах и адаптации к новым
условиям жизни и деят6льности.

Состояние
психологической готовности определяется
той системой требований, которые
предъявляет к детям школа. Эти требования
отличаются от тех, к которым они привыкли
в детском саду. Связаны они с изменением
социальной позиции ребенка, с тем новым
местом, которое он стал занимать в
обществе с поступлением в школу, а также
со спецификой учебной деятельности. От
первоклассника требуется значительно
больше самостоятельности и организованности,
умения управлять своим поведением.

Психологическая
готовность к школе включает в себя
готовность к принятию этих норм и
способов действия.

Изменяются с
поступлением в школу и отношения с
окружающими. Учитель обращается к
ученику, как правило, строже, чем
воспитательница, и дома к нему уже
относятся по-другому – как к человеку,
у которого есть своя «работа», обязанности
и права.

В классе много
незнакомых ребят, с которыми он будет
учиться, проводить свободное время. Все
это требует от первоклассника умения
устанавливать со взрослыми и сверстниками
соответствующие взаимоотношения.

Главным содержанием
жизни первоклассника становится учебная
деятельность, поэтому так остро,
аффективно переживают дети свои успехи
или неудачи в учебе. Отношение окружающих
к детям во многом зависит от того, как
последние учатся.

Готовность
к обучению в школе

– сложное новообразование психики
ребенка, которое обеспечивает освоение
нового вида деятельности, дальнейшее
развитие личности.

Психологическая
готовность выделяет 3 линии психического
развития:

*
общение со взрослыми;

*
умственное развитие;

*
регуляция поведения.

Важно то, чтобы и
процесс общения, и познание, и решение
умственных задач, и регуляция поведения
должны осуществляться ребенком
произвольно. Компоненты
психологической готовности
к обучению
в школе:

Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:

  • Мотивационная
    – характеризуется желанием дошкольника
    идти в школу. Чтобы ребенок успешно
    учился, он прежде всего, должен стремится
    к новой школьной жизни, к «серьезным»
    занятиям, «ответственным» поручениям.

  • Интеллектуальная
    – указывает на необходимость достаточного
    развития всех познавательных процессов
    для усвоения учебной программы начальных
    классов.

  • Произвольная
    – учебная деятельность младшего
    школьника, сменяющая сюжетно-ролевую
    игру дошкольника, требует сформированности
    у ребенка умения управлять своим
    поведением в соответствии с требованиями
    педагогов.

  • Социальнопсихологическая
    – способность
    ребенка строить свое взаимодействие
    и общение с взрослыми и другими детьми.

20. Адаптация
к школьной жизни. Компоненты и уровни
адаптации. Условия нормальной адаптации.

Адаптация
– это система качеств личности, умений
и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.

Адаптация
как процесс активного приспособления
протекает в следующих направлениях:

  1. Ребенок – Взрослый;

  2. Ребенок – Ребенок;

  3. Ребенок – Условия
    среды.

Компоненты
школьной адаптации
:

  • Адаптация
    организма;

  • Адаптация к
    познавательной деятельности;

  • Адаптация к новым
    социальным связям.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  • родительского собрания.
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Вид деятельности Цель и задачи Содержание работы Форма обобщения информации Ответственные Сроки

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.

Дошкольный возраст

В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:

  • договариваться;
  • мыслить в уме;
  • фантазировать;
  • налаживать связь с другими детьми;
  • проявлять свои желания и чувства.

Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.

После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение

В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими

В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: