Роль ведущей деятельности в психическом развитии ребёнка
Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—1945 гг. А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и преобразуются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы, происходит развитие личности. Она не обязательно занимает все свободное время в жизни ребёнка, однако определяет его развитие на данном возрастном этапе. Внутри ведущего типа деятельности ребёнка происходит формирование отдельных психических процессов. Так, например, развитие двигательной сферы дошкольника происходит в значительной мере внутри его игровой деятельности.
Смена ведущих типов деятельности связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития. Новые мотивы побуждают ребёнка к изменению своего положения в системе отношений с другими людьми.
Оценка обучения
Точно. Эффективный. Проницательный.
Знайте сильные и слабые стороны и способы их улучшения. В наших адаптивных тестах используются новейшие научные достижения для оценки уровня знаний учащегося по заданному предмету. Затем они создают индивидуальный план обучения, в котором показано, что им нужно улучшить, и материалы курса, которые могут помочь.
так хорошо оценили потребности моей дочери, что идеально терпеливо и точно прошел с ней материал по математике.
— Мать и клиент
Чтобы начать, выберите тест.
Выберите класс и предмет ниже, чтобы начать адаптивное оценивание. (Мы также отправим вам ссылку по электронной почте.) Это займет около 30 минут.
Подготовка к экзаменам
9020.
Знайте сильные и слабые стороны и способы их улучшения. В наших адаптивных тестах используются новейшие научные достижения для оценки уровня знаний учащегося по заданному предмету. Затем они создают индивидуальный план обучения, в котором показано, что им нужно улучшить, и материалы курса, которые могут помочь.
-
Ваш учащийся выполняет оценивание (должно занять около 30 минут).
-
Их ответы учитываются в нашей современной диагностической программе.
-
Используя искусственный интеллект, мы создаем индивидуальный план обучения для вашего ученика.
так хорошо оценили потребности моей дочери, что идеально терпеливо и точно прошел с ней материал по математике.
— Мать и клиент
Дополнительные бесплатные инструменты для самостоятельного изучения.
Практические задачи и видео
Доступные в бесплатной учебной лаборатории наши практические инструменты и видеоролики с практическими рекомендациями помогают учащимся учиться в своем собственном темпе.
Узнать больше
Что должен знать ваш ребенок
В наших бесплатных ресурсах перечислены ключевые понятия, которые учащиеся должны знать, чтобы успешно перейти в следующий класс.
Узнать больше
Нужна дополнительная помощь? Мы тоже так делаем.
Индивидуальное онлайн-обучение
Познакомьтесь с подобранным репетитором на нашей платформе интерактивного обучения — уникальном рабочем пространстве, которое делает обучение интересным для всех возрастов.
Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка
Периодизация и разграничение ведущей деятельности происходит на основании возрастной периодизации и смене психологических возрастов. Каждая такая трансформация происходит через прохождение кризисной трансформации, где человек может застрять или пройти ее быстро. Также разнятся и способы преодоления, у кого-то смена деятельности происходит мягко и органично, а у других она похожа на местный апокалипсис. Выделяют разновидности переломных моментов: кризисы отношений (трех и двенадцати лет), происходящие от изменения социальной позиции и взаимодействия, и кризисы мировоззренческой концепции (одного года, семи и пятнадцати лет), сталкивающие личность с изменением своего смыслового пространства.
Периоды, характеризующиеся определенным типом ведущей деятельности, подразделяются на:
— Младенчество (2 месяца — 1 год): ведущий вид деятельности производится неосознанно, подчиняясь первичным инстинктам, проявляется в эмоциональном общении с окружением.
— Ранний возраст (1 — 3 года) отличает преобладание предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качествами предметов.
— Дошкольный возраст (3 — 7 лет) – главная деятельность развития психических новообразований сводится к изучению и интериоризации социальных ролевых межличностных взаимодействиях. Осуществляется через сюжетно-ролевые игры, для понимания отношений, задач, мотивов различных действий в зависимости от принятой социальной роли и используемого предмета. Тут же усваиваются нормы и правила, особенности культуры и социума, развитие умения общаться со сверстниками. Столь ранее формирование данного социального пласта обусловливает тяжесть в изменении этих параметров в дальнейшем.
— Младший школьный возраст (7 — 11 лет) – ведущей является учебная деятельность, причем рассматривается любая, позволяющая усваивать новые знания.
— Подростковый возраст (11 — 15 лет) – происходит смещение приоритетов в сторону интимного и личностно-ориентированного общения, и если на предыдущем этапе общение выполняло функциональную роль для обучения, то теперь обучение становится площадкой для общения.
— Юность (окончание школы) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков.
Деятельность любого этапа многогранна и в ней присутствует мотивационная и операционная сторона. Может преобладать один из этих компонентов, поскольку их развитие не синхронизировано, а своими темповыми характеристиками обязаны именно выполняемой деятельности. Замечено, что происходит чередование деятельности с преобладанием, либо мотивационного, либо операционного компонента. Например, если в младенчестве максимально задействована мотивационная сторона и эмоциональный аспект взаимодействия, то на следующем этапе начинает преобладать операционное взаимодействие с миром и его изучение. Потом опять происходит дальнейшая смена и чередование. Подобные чередования всегда ориентированы на опережение, создавая таким разрывом условия для развития в дальнейшем. Высокий уровень мотивации приводит ребенка в те условия, где он начинает чувствовать недостаток операционных умений, и тогда включается следующий вид деятельности. На этапе полного освоения операционных моментов определенного периода начинает ощущаться недостаток мотивации, что не позволяет оставаться на достигнутом уровне и соответственно начинается новая фаза развития, с преобладающим мотивационным компонентом. Конфликт мотивации достижения и уровня присутствующих возможностей является внутренним элементом запуска развития.
Важно понимать, что подобное противостояние ведущих компонентов не означает присутствие только одного из них, скорее их влияние неразрывно, просто сменяется фокус внимания с операционной стороны на мотивационную и обратно
От: admin
Эта тема закрыта для публикации ответов.
Лидеры
Формальный лидер – назначенный учителем или другим взрослым (тренером) как носитель определенной функции. Например, староста класса. Его цель – организовать других детей.
Формальное лидерство не опирается на нужные качества ребенка – организаторские способности, сила убеждения, ответственность, авторитет для других и т.д.
К такому прислушиваются, ждут совета. Причины лидерства могут быть разными: знание анекдотов, самый красивый в классе, самый коммуникабельный и популярный у противоположного пола.
ребенок
Лидеры по мнению коллектива и учителей могут отличаться. Взрослые редко понимают, почему двоечника обожают за умение рассмешить.
Откуда ветер дует. Что является причиной наклеенных статусов?
У многих режиссеров — тема, где социальный статус у ребенка в школе важен, является любимой. Сколько фильмов об этом снято, сколько рассказано историй. И в центре событий чаще всего оказывается самая неприметная личность. Но, что если главным героем «этой» истории станет ваш ребенок, не взирая на то, кем он является в группе. А так по сути и есть, ведь жизнь каждого, даже самого маленького человека словно недописанная книга, недоснятое кино. И вы, ваш ребенок, дети соседей и друзей, в своей истории играют главные роли. Но как и в любом рассказе, все может быть далеко негладко. А тема различий социального статуса очень сильно сказывается на отношениях среди сверстников. Отсюда рождаются комплексы, подростковые переживания и негатив, который встречается повсеместно.
Все можно списать на процесс взросления, гормоны. Это очень влияет на поведение детей. Ведь в начальных классах все были равны, а как только у детей стали замечать гормональный взрыв, все изменилось. И вот, ваш ребенок «зубрила», «невидимка», «белая ворона». А за этим следует «я слишком толстая», «у меня слишком много прыщей», «я ношу поношенные вещи»… и так далее, и тому подобное.
Из нежеланного статуса рождаются комплексы, появляется качество самокритичности, усугубляется это — сравнением себя с другими, завистью, обидами. Если ребенка гнобят, то это вообще может привести к катастрофическим последствиям.
И как на это реагировать родителям? Пытаться ли справиться с данной проблемой? Или же «сидеть на попе ровно» и ждать, когда пройдет период жестоких различий и рамок поведения? Что делать с социальным статусом у ребенка в школе?
Наблюдение
Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:
- наличие схемы наблюдения;
- систематичность;
- объективность.
Наблюдение также должно включать:
- анализ успеваемости ребенка;
- просмотр тетрадей;
- прослушивание устных ответов;
- анализ сложившихся межличностных отношений.
В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:
- учебной активности;
- усвоения программных материалов;
- поведения на уроках;
- поведения на переменах;
- взаимоотношения с одноклассниками;
- отношения к учителю;
- эмоций.
Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.
Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:
- 35 – 28 — высокий уровень адаптации;
- 27 – 21 — средний;
- 20 и меньше — низкий.
Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта, которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.
Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. здесь.
При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.
28.Учебная деятельность старшего подростка как подготовка к будущей профессиональной деятельности.
У
старшеклассников, по сравнению с
подростками, интерес к учению повышается.
Это связано с тем, что складывается
новая мотивационная структура учения.
Ведущее место занимают мотивы, связанные
с самоопределением и подготовкой к
самостоятельной жизни. Эти мотивы
приобретают личностный смысл и становятся
действенными. Высокое место в мотивационной
структуре занимают такие широкие
социальные мотивы, как стремление стать
полноценным членом общества, приносить
пользу людям, Родине, убежденность в
практической значимости науки для
общества. Сохраняют свою силу и мотивы,
лежащие в самой деятельности, интерес
к содержанию и процессу учения. Наряду
с интересом к фактам, что характерно и
для подросткового возраста, у старшего
школьника проявляется интерес к
теоретическим проблемам, методам
научного исследования, самостоятельной
поисковой деятельности по решению
сложных, в том числе в настоящее время
и коммерческих, задач. Такая познавательная
мотивация может распространяться на
все предметы, на цикл каких-либо предметов
или на отдельный предмет. Избирательность
познавательных интересов старшеклассников
очень часто связана с жизненными планами,
профессиональными намерениями, которые,
в свою очередь, способствуют формированию
учебных интересов, изменяют отношение
к учебной деятельности. Итак, для
мотивационной сферы старшеклассника
характерно сочетание и взаимопроникновение
широких социальных и познавательных
мотивов, заключенных в самом учебном
процессе. В старшем школьном возрасте
на первый план выдвигается произвольная
мотивация, т.е. все чаще ученик
руководствуется сознательно поставленной
целью, своими намерениями. Старшеклассники
лучше осознают свое отношение к учению,
причины, побуждающие их учиться. В связи
с высоким уровнем самокритичности они,
анализируя условия, мешающие учиться,
указывают на проявление у них таких
отрицательных черт характера, как
безволие, неусидчивость, неумение
организовать свое время и самоконтроль,
настроение. Отношение к школе в целом
характеризуется большей сознательностью
и одновременным «вырастанием» из школы.
В
старшем школьном возрасте устанавливается
довольно прочная связь между
профессиональными и учебными интересами.
Если у подростка учебные интересы
определяют выбор профессии, то у старших
школьников наблюдается обратное: выбор
профессии способствует формированию
учебных интересов, они начинают
интересоваться теми предметами, которые
им нужны в связи с выбранной профессией.
Выбор профессии способствует изменению
отношения к учебной деятельности. Все
это создает благоприятные условия для
ознакомления учащихся с психологической
характеристикой профессии, т.е. теми
требованиями, которые предъявляются к
вниманию, наблюдательности, мышлению,
воле, характеру и другим психологическим
особенностям человека в той или другой
профессии.
Старшеклассники
начинают рассматривать учебу как
необходимую базу, предпосылку будущей
профессиональной деятельности. Наибольший
интерес проявляют к тем предметам,
которые будут важны в выбранной профессии.
Значимым становится фактор успеваемости
по этим предметам (если старшеклассники
решили продолжить образование после
школы).
Центральным
новообразованием периода ранней юности
становится самоопределение —
профессиональное и личностное.
Старшеклассник решает, кем быть в своей
будущей жизни.
Возрастная периодизация д.Б.Эльконина
ЭПОХА |
ВОЗРАСТНОЙ |
ГРАНИЦЫ |
ВЕДУЩИЙ |
КАКИЕ |
РАННЕ ДЕТСТВО |
Младенчество |
До 1 года |
Непосредственно-эмоциональное |
Освоение первых |
Раннее детство |
От 1 года до 3 лет |
Предметно-манипулятивная |
Усвоение |
|
ДЕТСТВО |
Дошкольное |
От 3 лет до 6(7) лет |
Ролевая игра |
Освоение социальных |
Младший школьный |
От 6(7) лет до |
Учебная деятельность |
Освоение знаний, |
|
ПОДРОСТКОВЫЙ |
Подростковый |
От 10(11) до 13(14) лет |
Интимно-личностное |
Освоение норм |
Ранний юношеский |
От 13(14) до 16(17) лет |
Учебно-профессиональная |
Освоение |
19. Психологическая
готовность к школе, ее компоненты.
Поступление в
первый касс – переломный момент в жизни
ребенка
Важно, чтобы ребенок пошел в
школу физически крепким, здоровым
Для детской
психологии первостепенное значение
имеет формирование психической
готовности, развитие у дошкольника
психических процессов и свойств личности,
вооружение знаниями и умениями,
необходимыми для успешного обучения в
начальных классах и адаптации к новым
условиям жизни и деят6льности.
Состояние
психологической готовности определяется
той системой требований, которые
предъявляет к детям школа. Эти требования
отличаются от тех, к которым они привыкли
в детском саду. Связаны они с изменением
социальной позиции ребенка, с тем новым
местом, которое он стал занимать в
обществе с поступлением в школу, а также
со спецификой учебной деятельности. От
первоклассника требуется значительно
больше самостоятельности и организованности,
умения управлять своим поведением.
Психологическая
готовность к школе включает в себя
готовность к принятию этих норм и
способов действия.
Изменяются с
поступлением в школу и отношения с
окружающими. Учитель обращается к
ученику, как правило, строже, чем
воспитательница, и дома к нему уже
относятся по-другому – как к человеку,
у которого есть своя «работа», обязанности
и права.
В классе много
незнакомых ребят, с которыми он будет
учиться, проводить свободное время. Все
это требует от первоклассника умения
устанавливать со взрослыми и сверстниками
соответствующие взаимоотношения.
Главным содержанием
жизни первоклассника становится учебная
деятельность, поэтому так остро,
аффективно переживают дети свои успехи
или неудачи в учебе. Отношение окружающих
к детям во многом зависит от того, как
последние учатся.
Готовность
к обучению в школе
– сложное новообразование психики
ребенка, которое обеспечивает освоение
нового вида деятельности, дальнейшее
развитие личности.
Психологическая
готовность выделяет 3 линии психического
развития:
*
общение со взрослыми;
*
умственное развитие;
*
регуляция поведения.
Важно то, чтобы и
процесс общения, и познание, и решение
умственных задач, и регуляция поведения
должны осуществляться ребенком
произвольно. Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:
Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:
Компоненты
психологической готовности к обучению
в школе:
-
Мотивационная
– характеризуется желанием дошкольника
идти в школу. Чтобы ребенок успешно
учился, он прежде всего, должен стремится
к новой школьной жизни, к «серьезным»
занятиям, «ответственным» поручениям. -
Интеллектуальная
– указывает на необходимость достаточного
развития всех познавательных процессов
для усвоения учебной программы начальных
классов. -
Произвольная
– учебная деятельность младшего
школьника, сменяющая сюжетно-ролевую
игру дошкольника, требует сформированности
у ребенка умения управлять своим
поведением в соответствии с требованиями
педагогов. -
Социально–психологическая
– способность
ребенка строить свое взаимодействие
и общение с взрослыми и другими детьми.
20. Адаптация
к школьной жизни. Компоненты и уровни
адаптации. Условия нормальной адаптации.
Адаптация
– это система качеств личности, умений
и навыков, обеспечивающих успешность
последующей жизнедеятельности.
Адаптация
как процесс активного приспособления
протекает в следующих направлениях:
-
Ребенок – Взрослый;
-
Ребенок – Ребенок;
-
Ребенок – Условия
среды.
Компоненты
школьной адаптации:
-
Адаптация
организма; -
Адаптация к
познавательной деятельности; -
Адаптация к новым
социальным связям.
Основные вопросы проведения диагностики
Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.
Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны рекомендации для учителей и родителей по оказанию поддержки детям в процессе их школьной адаптации.
Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.
Диагностика проводится в несколько этапов.
- Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
- Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
- уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
- степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
- стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
- уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
- Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
- определяются дети, попадающие в группу риска;
- вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.
Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.
- Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
- малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
- индивидуальных консультаций;
- родительского собрания.
- Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
- групповые занятия;
- индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
- индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.
Можно воспользоваться такими рекомендациями Р.В. Овчаровой.
- Реализация индивидуальных программ — занимает 1 – 4 месяца.
- Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
- Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и программ.
На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:
Вид деятельности | Цель и задачи | Содержание работы | Форма обобщения информации | Ответственные | Сроки |
Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:
- опрос родителей;
- интервьюирование учителей;
- изучение медицинских карт детей.
Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 – 20 минут.
Дошкольный возраст
В этом периоде для ребенка наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Воссоздавая некий сюжет, он пытается испытать на себе, каково это быть взрослыми. И если в раннем возрасте игрушки становятся главным предметом игр, то сейчас они из объекта превращаются в подручное средство. Такие занятия помогают ребенку наладить контакт с родителями и другим окружением, повлиять на него, а также развивают его личность в разных направлениях. С помощью игры он учится:
- договариваться;
- мыслить в уме;
- фантазировать;
- налаживать связь с другими детьми;
- проявлять свои желания и чувства.
Чем старше ребенок, тем заметнее трансформация его игры из предметно-познавательной формы в сюжетно-ролевую. Именно в этот период игра — это ведущая деятельность, имеющая наибольшее влияние на малыша и его личностное развитие.
После семи-восьми лет дети овладевают способностью к обучению. Поэтому в этом возрасте игра перестает быть для них ведущей деятельностью. На первый план выходит учеба, они ограждаются от родителей и начинают самостоятельно выбирать свое окружение
В дальнейшем эти процессы получают еще большее выражение, но родителям важно знать, что осторожность и осмотрительность у их отпрысков появляется лишь к 15 годам, а потому их роль защитников и опекунов все еще будет актуальной в ближайшие несколько лет
От рождения до года
В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими
В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей