Консультации психолога для родителей

Презентация на тему "организация и проведение психолого-педагогического обследования" по педагогике

Как влияет отношение родителей к посещению психолога?

Когда сами родители чувствуют уверенность в своем обращении, ребенок также будет доверять тому, что посещение психолога не опасно, а интересно и полезно.

Очень важно получить расположение и желание ребенка или подростка посещать занятия, только в этом случае приходы к специалисту могут дать результат. Правильный настрой самих родителей, собственное активное участие в работе с собой помогают расположить ребенка и получить необходимый результат, сделать каждую встречу максимально продуктивной

Запугивания, обман, желание руководить действиями специалиста, «перетягивая» на сторону собственной правоты обычно не позволяет продвинуться в решении проблем.

Настрой на то, что психолог может каким-то образом изменить ребенка, «повлиять» на его поведение, пока родитель будет в стороне дожидаться результата, как правило так же ни к чему не приводит.

С какими проблемами приходят родители ребенка?

Отношения в семье, поведение ее младших членов, адаптационные процессы – трудности возникают везде. Не всегда их удается преодолеть самостоятельно. На каждом этапе развития маленькой личности возникают новые проблемы, которые требуют особого внимания.

К психологу приводят:

  • кризисы первого, третьего, пятого и седьмого годов жизни;
  • трудности в отношениях со взрослыми – недоверие, тревожность, страхи, конфликты;
  • сложные адаптационные процессы – переезд, смена детского сада или школы;
  • травмирующие ситуации – развод, смерть близких.

Нельзя игнорировать проблемы ребенка в общении со сверстниками. Родители могут иметь к ним косвенное, а иногда и прямое отношение – насмешки из-за нескрываемой гиперопеки, немодной одежды и т.д. Поэтому решать их нужно сообща.

Как проходит первая консультация?

На первой консультации происходит знакомство специалиста и родителей. Первая встреча определяет очень многое в том, как будет дальше оказываться помощь. Часто уже на первой консультации родители получают свои ответы на вопросы, и это служит толчком к тому, чтобы они занимались с ребенком дома.

Если родители приходят вместе с ребенком, то уже в первой беседе можно прояснить волнующие вопросы и лучше понять происходящее. Можно прояснить некоторые из причин затруднений, что само по себе может помочь родителям и подтолкнуть их к решению затруднений.

Обычно на первой встрече родители рассказывают о сути проблемы, при необходимости проводиться первичная диагностика. Подробнее о диагностических методах можно прочесть здесь. Затем специалист договаривается с родителями о том, какая форма работы может быть предпочтительна в том или ином случае. О том, какие формы работы может предлагать детский психолог можно почитать здесь   Количество занятий  зависит от сложности запроса, глубины проблемы и от активности самих родителей в сторону изменений.

Как проходит семейная консультация?

Основной подход – создание условий для диалога. В отдельных случаях встречи проходят даже без участия ребенка. В несложных ситуациях достаточно дать взрослым необходимые советы, например, как и в каких выражениях донести до ребенка свои ожидания, как разговаривать с ним на запретные темы и т.д.

Но чаще необходимо диалогическое взаимодействие, помогающее осознать:

  • в конфликте есть две стороны, у каждой – свои причины для вступления в него;
  • спор и ссора – не одно и то же;
  • сын или дочь – не причина и не источник проблем в семье;
  • нарушение правил – иногда лишь проверка границ дозволенного;
  • свои действия, запреты нужно объяснять друг другу.

Психолог создает благоприятные условия для того, чтобы взрослые и дети научились слушать друг друга. Это полезно не только для разрешения отдельного конфликта, но и для предупреждения последующих.

Что говорить ребенку перед посещением психолога

Сначала пару слов о том, что НЕ стоит говорить.

  • НЕ стоит запугивать тестированием или проверкой
  • НЕ стоит осуждать ребенка, говоря, что из-за его плохого поведения или учебы вы будете возить его к психологу.
  • НЕ стоит обманывать, что вы едите к врачу или профессору. В общем, говорить не правду

Если ребенок-дошкольник, то лучше всего сказать о том, что вы пойдете в интересный центр, где можно поиграть, порисовать, позаниматься. Можно сказать, что у папы и у мамы много вопросов о том, как растить ребенка здоровым, счастливым и самостоятельным.

Если ребенку нравиться ходить на занятия, то можно сравнить посещение психолога с любимыми занятиями ребенка.

Ребенку постарше можно объяснить, что вопросы и сложности возникают у всех детей и взрослых и чтобы лучше что-то получалось можно сходить к специалисту и спросить, как что-то исправить или сделать лучше. Например, как лучше учиться, наладить дружбу с ребятами или улучшить отношения с родителями.

Какая польза от консультации?

Обращение к психологу позволит:

  • выявить суть семейных противоречий вместо предъявления взаимных обвинений;
  • наладить диалог между представителями разных поколений, что без профессионального посредника бывает трудно;
  • предотвратить ухудшение эмоциональной обстановки в семье;
  • не допустить формирования у ребенка дошкольного или школьного возраста заниженной самооценки, недоверия к близким родственникам.

Для продуктивного разрешения конфликта важно доверительное общение, когда родители и дети готовы прямо и с уважением обсуждать друг с другом трудные темы. Часто в семьях предпочитают замалчивать проблемы, что ведет к негативным последствиям

Обращение к психологу способно исправить ситуацию. Специалист поспособствует в формировании привычки открыто обсуждать происходящее. Своевременно оказанная помощь поможет создать психологически здоровый климат в семье.

Записаться на прием

Материал подготовилДетский психолог, семейный психолог, гештальт-терапевт.

Порягина Оксана Юрьевна

Практический психолог. Повышение квалификации в МГОПУ имени М.А. Шолохова, психотерапия и психокоррекция при посттравматических стрессовых расстройствах.
Место работы:

Развитие логического мышления у дошкольников

Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить»

Развитие логического мышления у детей

Исправление почерка у школьников

Развитие межполушарного взаимодействия у детей

Развитие высших психических функций у детей

Развитие математических способностей

Развитие математического мышления

Подготовка детей к математике в школе

Грамотеи

Левши – особенные дети

Долгожданные зимние каникулы

Как справиться с третьей четвертью

Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет

Лето: один на один с гиперактивным ребенком

Лето: один на один с ребенком. Как быстро выучить таблицу умножения.

Консультации психолога для родителей

В каких случаях обращаются к детскому психологу?

Как правило, клиенты стремятся к тому, чтобы в жизни было меньше проблем, «острых углов». Родители хотят, чтобы у детей лучше получалось учиться или вести себя, что бы были уверены в себе, могли хорошо отвечать на уроках и свободно общаться со сверстниками, справляться с требованиями взрослых. Со всеми этими запросами обычно и приходят к детскому психологу.

Родители принимают решение обратиться к психологу после общения со своими знакомыми, которые уже имели такой опыт, после того, как порекомендует врач или педагог. Часто родители сами, наблюдая трудности и психологические проблемы ребенка, ищут специалиста по интернету или из других источников информации.

К детскому психологу обращаются в случаях когда

  • Ребенок переживает трудности в общении, в учебе.
  • Имеет особенности в развитии, которые мешают ему адаптироваться среди сверстников.
  • Гиперактивное поведение, задержка в развитии.
  • Отношения родителей и ребенка напряженные, конфликтные
  • Ребенок не внимателен, испытывает трудности в обучении
  • Ребенок переживает страхи, чрезмерно обидчив, замкнут, тревожен.
  • Когда не может наладить отношения со сверстниками или взрослыми.

В каждом случае бывает необходимо находить причину затруднений и помочь родителям лучше понять, что происходит с ребенком, как они могут растить его здоровым и счастливым.

Как подготовить к посещению психолога подростка?

С подростками чуть сложнее, у них есть свое мнение и чаще подростки говорят о том, что у них все в порядке и проблем нет. Многие подростки не готовы открывать свои трудности другому человеку

В этом случае можно сделать акцент на том, что психолог работает со здоровыми людьми и даже если сам подросток говорит, что у него нет проблем, всегда можно обратить его внимание семейный характер трудностей. Если подросток не хочет учиться, то от этого страдают родители, страдают отношения и климат в семье

Обычно, ради благополучия мамы или семьи подросток больше готов к сотрудничеству

Если же подросток сам чувствует свой запрос к психологу, важно поддержать его устремления работать с собой и разбираться в сути сложностей

В беседе с ребенком или  подростком важно говорить правду о том, что вас беспокоит. Если о чем-то говорить сложно — то лучше ничего не говорить и обсудить эти моменты со специалистом

Ребенка важно мягко подготовить к посещению специалиста, рассказав ему о том, что посещение занятий помогает родителям и детям избавиться от частых ссор, стать друг другу ближе.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Нужно ли брать ребенка на первую консультацию?

Приходить с ребенком или без него на первую консультацию определяют сами родители. В центре есть игрушки, возможность порисовать и попрыгать, пока родители будут разговаривать. Время, когда ребенок занимается своими делами очень ценно с точки зрения диагностики методом наблюдения.

Если же ребенок маленький или оставаться одному по каким-то причинам ему трудно, то лучше позаботиться о том, чтобы кто-то был с ребенком, если вы считаете нужным пообщаться сначала один на один. Многие родители не видят сложности в том, чтобы общаться со специалистом при ребенке. В этом случае я прошу быть бережными в своих высказываниях, а ребенку сообщаю о том, что мама и папа его очень любят, и хотят, чтобы у него что-то получалось лучше.

Что желательно взять с собой на консультацию?

Желательно брать с собой медицинскую карту и заключения медицинских обследований, если такие проводились. По большей части это касается случаев, когда запрос связан с особенностями развития.

С согласования и с разрешения ребенка можно взять рисунки, школьный дневник, тетради, творческие работы, которые хочется показать.

Можно брать с собой любимую игрушку или любимую вещь, которая поможет ребенку меньше тревожиться во время встречи. Для детей помладше желательно брать с собой сменное белье на случай «непредвиденных ситуаций».

В некоторых случаях родители берут с собой характеристику из школы или заключения других психологов, если уже проводились какие-либо обследования. Однако это по желанию самих родителей.

Запись на консультацию по телефону +7 (919) 030 75 84.

Почему психологическую проблему сложно преодолеть самостоятельно?

Основная причина – взрослые не всегда осознают ее наличие. Им кажется, что ребенок не слушается, дерзит, спорит без причины. Однако истинными мотивами сложного поведения ребенка может могут быть серьезные внутренние конфликты, неспособность его психики справиться с жизненными проблемами.

В таких случаях только психолог или педагог подскажет, чем обусловлены изменения в поведении:

  • физиологические процессы – гормональная перестройка;
  • естественная сепарация – первые шаги к самостоятельности;
  • травмирующий фактор – изменение социального статуса, рождение брата или сестры;
  • эмоциональное напряжение.

Исходя из причины выбирается тактика преодоления проблемы. Но главное – в ходе психологической консультации взрослые осознают, что сыну или дочери тоже тяжело, им нужна помощь. Это позволяет избежать конфликта поколений, предотвратить отдаление и сохранить близкие отношения между взрослыми и детьми.

Мне кажется, что психолог не подходит. Нужно ли продолжать?

После первой консультации не спешите сразу записываться на остальные. Прислушайтесь к своим ощущениям после встречи. Если записались, всегда есть возможность встречу отменить за сутки.

И учитывайте следующее:

  • Разделяйте свои чувства и чувства ребенка. Возможно, вам не нравится психолог, но он нравится вашему ребенку, или наоборот.
  • Задавайте психологу все вопросы, которые вас беспокоят.
  • Обязательно поинтересуйтесь образованием специалиста.
  • Помните, что многолетний опыт работы не всегда показатель компетентности, как и наличие детей у самого психолога. 

Помните, что за свой выбор несете ответственность именно вы. Не стесняйтесь и не бойтесь тех сложностей, которые могут возникать у ваших детей. Есть люди, которые специально изучали то, что не обязаны знать и понимать все родители. Просьба о помощи уже вызывает уважение. 

Сколько должно быть встреч?

Дальше я работаю с ребенком и периодически встречаюсь с родителями. Бывает, что дети ходят с родителями или приходят с ними на одну-две встречи. Есть случаи, с которыми конкретно я не работаю; таких клиентов я перенаправляю к тем специалистам, кто имеет опыт работы с данной проблематикой. Иногда я направляю родителей к психологу, если, допустим, замечаю, что мама в сильной депрессии после развода и сейчас не в состоянии поддержать своего ребенка. Тогда маме полезно походить самой к психологу, а поддержку ребенку буду оказывать я — до тех пор, пока это не сможет сделать его мама. Родители часто спрашивают, сколько надо ребенку ходить к психологу. Об этом говорить сложно, потому что в самом начале работы, когда видишь ребенка впервые, ничего еще не понятно.

Тут я могу только сказать о количестве диагностики, но точно не последующих встреч. Часто дети после нескольких встреч и сами чувствуют, когда готовы закончить, а с некоторыми детьми нужно провести более длительное время. Именно поэтому, если по каким-то причинам вы решили перестать водить ребенка к психологу, об этом стоит сказать заранее и дать психологу еще несколько встреч на то, чтобы ребенок успел попрощаться. Ведь часто в кабинете поднимаются очень важные и сокровенные для ребенка вопросы, и оставить это бывает не так просто.

Как поговорить с ребенком перед встречей

Работая с детьми много лет, я стала замечать, что родители часто приводят ребенка, не предупреждая его о том, куда он идет. Представьте, что у вас есть какая-то сложность и самый близкий вам человек без предупреждения приводит вас к психологу, чтобы вы разобрались с ней. Как вы себя будете чувствовать? Что будете чувствовать по отношению к человеку, который вас привел? 

Думаю, это хороший пример, чтобы объяснить чувства ребенка, которого не предупреждают о визите к психологу. Я при знакомстве с детьми всегда объясняю, кто я такая, чем занимаюсь. Но и родителей учу объяснять детям, кто такой психолог. Иногда достаточно сказать несколько простых фраз. 

Например: «У меня возникли сложности в отношениях с тобой. Психолог нам поможет наладить отношения. Для этого надо ходить к нему на встречи и тебе, и мне». Или: «Твои сложности с ровесниками можно решить. Давай вместе сходим к психологу. Он как раз занимается такими вопросами». 

Если ребенок или подросток отказывается идти к психологу, стоит спросить, из-за чего он переживает. Точно не нужно заставлять и давить на ребенка, особенно подростка. Возможно, хорошим толчком будет то, что вы сходите на консультацию сами, а потом поделитесь своими впечатлениями. Пообщавшись с психологом, вы можете найти способ договориться с ребенком, чтобы и он тоже посетил его.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: