Лови шарик!
задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым, на оценку понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет.
Оборудование. Желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату.
Глубокая степень умственной отсталости
Глубокая умственная отсталость является наиболее выраженной формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции не развиты. Сильно нарушена координация движений, отмечаются эмоциональные расстройства. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.
В свою очередь, идиотия делится на три вида:
- глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
- типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
- речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.
Прогноз и профилактика
Прогноз расстройства зависит от причин развития, степени недоразвитости психики, выраженности симптомов, психо-эмоциональных особенностей человека. При умственной отсталости легкой степени, возможна хорошая социальная адаптация, многие люди способны ухаживать за собой, однако не могут жить самостоятельно и ограничены в профессиональных навыках. При тяжелой степени прогноз для социальной адаптации неблагоприятный, за человеком нужен постоянный уход и контроль.
Как правило, расстройство не имеет тенденции к прогрессированию. Иногда, на фоне воздействия внутренних и внешних факторов, возможно отметить положительную или отрицательную динамику. В формировании интеллекта участвует совокупность биологических и социальных факторов. Если предположительной причиной недоразвития психики становятся: семейное и социальное неблагополучие, вынужденное ограничение социальных взаимоотношений, «педагогическая запущенность» — возможна компенсация отставания. При своевременном лечении и коррекции расстройства, большинство, с легкой степенью умственной отсталости, способны к труду. После проведенных мероприятий по лечению, отмечается редукция двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма, астенических состояний и др.
Отрицательная динамика течения расстройства возможна при сопутствующих поражениях головного мозга, наличии неблагоприятных внешних воздействий (социальное окружение, зависимости, травмы), психогении и др. Декомпенсация может проявляться цереброастеническими и психопатоподобными состояниями, психозами (с помрачением сознания, галлюцинаторно-бредовыми, аффективными).
Профилактика олигофрении заключается в тщательном комплексном обследовании матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий и других факторов риска:
- Регулярное посещение акушера-гинеколога
- Своевременная постановка на учет в женской консультации (до 12 недели беременности);
- Выявление хронических заболеваний в анамнезе, генетической предрасположенности к их возникновению;
- Перенесенные инфекционные заболевания, травмы;
- Наличие вредных привычек;
- Проведение УЗИ-диагностики, для выявления аномалий плода и др.
Устранение внешних вредных воздействий, которые могут повлиять на развитие плода и ребёнка, также является очень важным (улучшение экологической обстановки, исключение вредных привычек, ведение здорового образа жизни, рациональное питание, ограничение контакта с бытовой химией). Профилактика осложнений во время родов, обучение правильному уходу за ребёнком для снижения риска возникновения инфекционных и соматических заболеваний.
Диагностика
Умственная отсталость у детей диагностируется на основании наличия психического дефекта. У детей и подростков диагностируются признаки отставания в психическом развитии и отсутствие углубления расстройства.
Присутствуют нарушения интеллектуальной деятельности (аргументирование, планирование, абстрактное мышление, обучаемость и применение знаний в жизни) и адаптивной (способность самообслуживания, ведения полноценной повседневной жизни).
Для определения степени выраженности расстройства используют различные психологические методы оценки интеллекта. Для уточнения причины развития некоторых форм дефекта, проводятся дополнительные лабораторные и инструментальные исследования.
Дифференцируют расстройство с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими расстройствами (шизофрения, эпилепсия, с манифестным течением в раннем детском возрасте).
Аутизм. Для детей, страдающих аутизмом, характерна неравномерная задержка психического развития. Психическое развитие соответствует норме, за исключением отдельных областей психики. При олигофрении наблюдается общее психическое недоразвитие.
Задержка психического развития. Лёгкое интеллектуальное недоразвитие. когда Уровень мышления, эмоционально-волевой сферы, речевых функций не соответствуют возрасту. Дети, с задержкой психического развития более эмоциональны, заинтересованы окружающим миром, имеют развитое воображение, лучше обучаемы, в отличие от детей с олигофренией. Является обратимым состоянием, однако, если состояние не улучшается к 13 годам — ставится диагноз лёгкой дебильности.
Деменция. Проявления слабоумия и других схожих с олигофренией нарушений психики. Деменция является состоянием деградации, при котором нормальная психика переходит в патологическое состояние.
Определение степени снижения интеллекта только по IQ является недостаточным. Классификация проводится, учитывая уровень необходимой помощи пациенту во всех сферах деятельности.
Цветные кубики (восприятие цвета)
задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.
Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.
Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т.д.
Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2-3 раза.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета — сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.
Профилактика и рекомендации
Рекомендации для родителей детей с интеллектуальными нарушениями дают сразу несколько специалистов клиники психического здоровья. Они находят подход к каждому больному ребенку и членам семьи, вместе вырабатывают план коррекции выявленных проблем.
В каждом человеке, больном или здоровом, содержится скрытый потенциал развития и различные способности, которые нужно использовать и поддерживать. Даже при нарушенном интеллекте есть возможность прожить насыщенную событиями жизнь.
В первую очередь в поддержке нуждается семья, в которой проживает больной ребенок. От правильного поведения родителей напрямую зависит адаптация будущего члена общества. У него необходимо сформировать привычки, которые помогают самостоятельно жить среди людей и выполнять посильную работу.
Поскольку эмоциональная сфера у таких детей остается незрелой, специалисты вырабатывают оптимальный стиль поведения в стандартных жизненных ситуациях, акцентируют внимание на положительных эмоциях и добрых делах, способных вызвать радость и удовлетворение.
Диагностика
Степень тяжести и выраженность умственной отсталости определяют психиатр, психолог и невролог. Они используют такие методы диагностики детей с интеллектуальными нарушениями, как:
- Клинические. Врач беседует с ребенком и его родителями, устанавливает причины изменений, уровень адаптации в обществе, оценивает бытовые навыки. Специалисты выясняют словарный запас, уровень грамотности и умение решать простые жизненные задачи, наблюдают за преобладающими эмоциями.
- Патопсихологические. Традиционное тестирование на общую осведомленность, дополнительные пробы на внимательность, механическую память и мыслительные возможности позволяют оценить серьезность проблемы и представить перспективы дальнейшей жизни ребенка.
- Инструментальные. Обследование мозга при помощи КТ, МРТ, записи энцефалограммы выявляет врожденные и приобретенные особенности развития, аномалии строения отдельных мозговых структур.
- Консультации смежных специалистов. В большинстве случаев требуется осмотр и лабораторное исследование у эндокринолога, окулиста, ЛОР-врача и сурдолога для диагностики нарушений слуха.
Интеллектуальные нарушения у детей
Определение 2
Интеллектуальные нарушения у детей – разнообразные по направленности, проявлениям и происхождению отклонения в умственном развитии.
Интеллектуальные нарушения (в общем) – это количественные и качественные отклонения в развитии умственных способностей человека.
Симптомами нарушений интеллектуального развития являются недостаточная способность решения трудных ситуаций и жизненных задач, недостаточные знания, умения и навыки, ограниченный словарный запас, низкий уровень абстрактно-логического мышления.
Диагностика нарушения интеллектуального развития осуществляется психологом, психиатром и неврологом. При необходимости дополнительно могут назначить инструментальное исследование головного мозга.
После установления диагноза разрабатывается индивидуальный план лечения, который включает в себя психокоррекцию, фармакотерапию и социальную реабилитацию.
В настоящее время наиболее распространенным нарушением интеллектуального развития является олигофрения.
Олигофрения — является клинически разнородной группой, включает в себя такие состояния, которые возникают после различных поражения ЦНС ребенка в период «до развития его речи» (до 1-2х лет).
Основные причины возникновения олигофрения являются внутриутробные и наследственные повреждения плода, природовые и родовые травмы, асфиксия плода, а также иные заболевания, оказывающие негативное влияние на нервную систему ребенка в возрасте до 2х лет.
Принято выделять три основные группы патогенных факторов, которые обуславливают возникновение олигофрении:
- Неполноценность генеративных клеток родителей
- Различные наследственные заболевания
- Патологии беременности в период эмбриогенеза
- Разнообразные вредные воздействия на плод во внутриутробный период
- Родовые травмы
- Постнатальные поражения нервной системы ребенка до 3-х лет, вызванные инфекционными заболеваниями, травмами, ожогами и т.д.
Деменция
Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.
У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.
Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.
Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.
Осложнения
Олигофрения может осложниться другими психическими и соматическими расстройствами.
К психическим расстройствам относят поведенческие нарушения – склонность к импульсивным поступкам, агрессивное поведение с социально опасными поступками в т.ч. с самоповреждением. Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с выраженной в той или иной степени интеллектуальной отсталости. Данные нарушения поведения трудно поддаются коррекции.
Риск развития соматических осложнений зависит от качества ухода за пациентом. При плохом уходе могут возникнуть пролежни, кожные инфекции, иногда пневмонии и др.
Разбор и складывание матрешки (двухсоставной)
задание направлено на выявление уровня развития ориентировки ребенка на величину предметов, а также на выявление наличия у него соотносящих действий.
Оборудование. Двухсоставная матрешка.
Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит раскрыть ее. Если ребенок не начинает действовать, то раскрывает матрешку взрослый. Затем предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, то проводится обучение.
Обучение
Педагог берет еще одну матрешку и раскрывает ее, обращая внимание ребенка на маленькую матрешку, просит сделать так же со своей матрешкой: «Раскрой матрешку». Далее взрослый просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую, используя при этом указательный жест и инструкцию: «Делай как я»
Затем ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату.
Отклонения в умственном и психическом развитии
В наше время особые дети с задержкой в умственном развитии испытывают много трудностей. Им сложно получить образование, поскольку общеобразовательные школы не хотят брать на обучение таких малышей, а специализированные учебные заведения в нашей стране есть далеко не везде и не для всех. Отклонения в умственном развитии все же не являются поводом ставить на человеке крест. Ученые доказали, что такие личности вполне способны освоить школьную программу. Не стоит быть требовательным к таким детям, но их воспитание должно быть максимально естественным. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими людьми, поэтому его следует отпускать играть с обычными детьми. Добиться этого трудно, но обучение в простой школе пойдет ребенку на пользу.Ключевые особенности детей с задержкой психического развития заключаются в поведении ребенка.
Осложнения нарушений интеллекта
При отсутствии своевременного лечения интеллектуально-мнестических нарушений они сопровождаются:
- социальной дезадаптацией, невозможностью привить навыки самообслуживания и минимального взаимодействия с окружающими людьми;
- антиобщественными формами поведения, склонностью совершать криминальные поступки;
- полной зависимостью от родителей;
- прогрессированием имеющихся болезней внутренних органов и нервной системы.
Позднее начало занятий с такими пациентами неэффективно в педагогическом отношении. Дети остаются агрессивными, заторможенными либо слишком утомляемыми и безразличными ко всем усилиям врачей и воспитателей.
Консультация специалиста требуется уже на первом году жизни, как только родители или педиатры замечают отклонения в психическом развитии ребенка. Диагностикой интеллектуальных нарушений занимается врач-психиатр специализированной клиники.
Если в грудном возрасте развитие происходило обычно, а впоследствии существенно замедлилось, в срочном порядке нужна консультация и углубленная диагностика выявленных проблем. Прогрессирование болезни можно приостановить.
Причины интеллектуальных нарушений
Ученые выделяют основные причины нарушений интеллектуального развития. Среди внешних факторов:
- перенесенные еще до рождения инфекционные болезни плода (например, краснуха, токсоплазмоз);
- острые и хронические отравления матери во время беременности, в том числе вызванные алкогольной, никотиновой и наркотической зависимостью;
- недостаточное и неполноценное питание во время вынашивания ребенка и кормления его грудным молоком;
- родовые травмы и кислородное голодание при рождении, а также вскоре после него;
- венерические болезни родителей.
К эндогенным причинам интеллектуальных нарушений относятся:
- наследственные факторы;
- тяжелые формы резус-конфликта матери и плода;
- хромосомные аномалии;
- врожденные болезни обмена веществ (например, недоразвитие щитовидной железы с отсутствием медикаментозной коррекции или ее поздним началом);
- инфекционно-воспалительные поражения мозга в раннем возрасте;
- радиоактивное облучение при беременности.
По определению интеллектуальные нарушения — это несформированность областей мозга, в которых происходят важнейшие психические процессы.
Проблемы могут быть связаны:
- с недостаточным кровоснабжением мозговой ткани при травмах и воспалениях;
- с разрушением нервных клеток под действием токсинов бактерий и вирусов, а также поступающих извне ядовитых веществ (наркотиков, токсичных лекарственных средств);
- с нарушенным обменом веществ (например, при фенилкетонурии белковые продукты расщепляются не полностью, одна из аминокислот отравляет ткань мозга).
Следствием такой патологии оказываются повышенное внутричерепное давление, эпилептические приступы, недоразвитие отдельных участков мозга и интеллектуальная недостаточность.
Эмоциональная сфера
- Замедление темпа развития эмоциональной сферы;
- Страхи;
- Не формируется интерес к преодолению трудностей (сверхприспособляемость);
- Соматовегетативный способ реагирования на стресс приобладает (болезнь, сон, ступор, двигательное возбуждение);
- Инструментальная привязанность (любят того, кто покормит);
- Малая дифференцированность, бедность оттенков переживаний, слабость борьбы мотивов;
- Эмоциональная вязкость, ригидность;
- Неспособность подавлять аффект, склонность к импульсивным аффективным реакциям;
- Склонность внушению, конформизму;
- Неспособность или сниженная способность к волевым усилиям;
- Ритуалы и автоматизмы в поведении преобладают.
Теоретические гипотезы
Сеген — в основе лежит отсутствие элементарных волевых побуждений (мотивационная природа расстройства). Соответственно не могут прилагать свои умения.
К.Левин. Пытается вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Изучал процессы психического насыщения и влияния неудовлетворенной потребности.
Л.С.Выготский. Дефицит произвольности при реализации психических функций
Страдает произвольная память, произвольное внимание и т.д.
В проективных методиках проявляется бедность фантазии.
Лечение умственной отсталости
Умственная отсталость — хроническое заболевание, поэтому терапевтические мероприятия должны быть системными и последовательными. Чем раньше начинается терапия, тем больше шансов на сохранение психики и компенсацию нарушенных функций.
Методы лечения умственной отсталости:
- Психолого-коррекционная работа.
- Воспитательная и педагогическая работа.
- Психотерапия.
- Психотерапия и психообразование для родителей.
- Физиотерапия.
- Медикаментозное лечение.
- ЛФК, массаж, диетотерапия.
В лечебном процессе должны участвовать врач психиатр, психолог, дефектолог или логопед, реабилитолог, массажист, невролог.
Лечение умственной отсталости в Клинике РОСА:
- Работаем круглосуточно.
- Собственный стационар. Возможность совместного нахождения с родителем во время лечения.
- Опытные и деликатные специалисты. Детский психиатр, психиатр, невролог, психотерапевт, психолог, реабилитолог.
- Сочетание психологической и медицинской помощи.
Конструирование из палочек (треугольник, молоточек)
задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умение ребенка действовать по подражанию, по показу.
Оборудование. Плоские палочки одного цвета (6 штук).
Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру («молоточек») и просят его сделать такую же.
Обучение. Если ребенок по образцу не может построить молоточек, его просят выполнить задание по подражанию. В тех случаях, когда ребенок справляется с заданием, ему предлагают построить треугольник. Вначале по образцу, потом по показу, а если он не выполняет по показу, то предлагают построить по подражанию.
Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, действия по подражанию, по показу, по образцу, результат и отношение к нему.
Степени умственной отсталости, классификация олигофрении, виды умственной отсталости у детей
Какие существуют виды умственной отсталости? В зависимости от выраженности психического дефекта неврологи, рефлексологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, психиатры выделяют различные виды олигофрении, степени умственной отсталости (3 степени).
- Легкая умственная отсталость, умственная отсталость легкой степени, 1 степень олигофрении, дети с легкой умственной отсталостью (дебилы), дебильность.
- Средняя умственная отсталость, умственная отсталость средней степени, 2 степень олигофрении, дети со средней умственной отсталостью (имбецилы), имбецильность.
- Тяжелая умственная отсталость, глубокая умственная отсталость, умственная отсталость тяжелой глубокой степени, 3 степень олигофрении, дети с грубой, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (идиоты), идиотия.
Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)
Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):
От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки
Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.
От деменции
Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.
От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).
Умственная отсталость у детей с ДЦП
ДЦП (детским церебральным параличом)травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далееразрушениюиз-за нарушения двигательных функций
Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)
произношения звуков, слов, предложенийпри родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далеекогда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвестикогда человек не понимает услышанную им речьто есть, он нормально слышит речь окружающихто есть он не является умственно-отсталымглухотой
Отличие умственной отсталости от шизофрении
ребенок произносит бессвязные слова или предложенияребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроениидети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающимиособенно при атонической форме заболеванияоднако еще не была диагностированав возрасте 2 – 3 лет
Дебильность или легкая степень умственной отсталости
При легкой умственной отсталости наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.
Дебильность может быть нескольких типовЛегкая умственная отсталость иногда сопровождается поведенческими и личностными расстройствами.
В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.
Олигофрения эндогенной природы, эндогенные причины олигофрении, умственной отсталости
Олигофрения эндогенной природы может быть связана с поражением половых клеток папы и мамы (отца и матери), родителей. Олигофрения встречается при таких заболеваниях и патологических состояниях (генетические формы), как болезнь Дауна, истинная микрофецалия. Часто выявляются энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена веществ, например фенилпировиноградная олигофрения, олигофрения, связанная с галактоземией, сукрозурией, другими энзимопатиями. Дизостозическая олигофрения связана с нарушением развития костной системы. Ксеродермическая олигофрения связана с нарушением обмена кожи.
Типы дизонтогенеза по В.В.Лебединскому — Недоразвитие (первые проявления до 3 лет)
Олигофрения:
- эндогенная (нарушения хромосомного набора, врожденные нарушения обмена)
- экзогенная
Дети с данным типом нарушения развития различаются по степени умственной отсталости:
- идиотия
- имбицильность
- дебильность
Диффузное (тотальное) повреждение незрелого мозга приводит к недоразвитию различных мозговых систем
При этом затруднено формирование иерархических связей между психическими функциями (воприятие, память, внимание), что напрямую связано отсутствием регулирующей функции мышления
Для этого типа дизонтогенеза характерен:
- Мотивационно-волевой дефицит. Неустойчивость мотивации — неспособность удерживать программу (дефицит регуляторных функций).
- Недостаточность произвольного внимания.
- Затруднение усвоения социального опыта, плохая обучаемость (Л.С. Выготский).
- Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной реакции, в основе которой недоразвитие коры (С.Л.Рубинштейн)
- Тотальность и иерархичность нарушений
Классификация и степени умственной отсталости
В зависимости от степени выраженности сниженного интеллекта и ограничения психических функций выделяют четыре степени умственной отсталости:
- Легкая (дебильность)
- Умеренная (не сильно выраженная имбецильность)
- Тяжелая (выраженная имбецильность)
- Глубокая (идиотия).
В современной классификации болезней (МКБ-10) умственная отсталость шифруется в разделах F 70 — F 79.
У детей
Диагноз олигофрении обычно выставляется в детском возрасте, при тяжелых формах — в первые годы жизни, при легких — в первых классах школы, где обнаруживается неспособность усваивать школьный материал.
Диагноз
Выставить диагноз умственной отсталости может только врач психиатр, осмотревший пациента, собравший анамнез и оценивший психические функции. Уровень интеллекта, оцененный по специальным шкалам (например IQ ниже 70), может лишь предполагать олигофрению.
Как понять что человек умственно отсталый
Неспециалисту такой вывод сделать сложно. Предположить умственную отсталость можно в случаях неусвоения школьной программы, непонимания переносного смысла поговорок и выражений, неспособности к обучению, сниженного словарного запаса, грубых ошибок при письме.
Аутизм и умственная отсталость
У этих расстройств общее то, что они начинаются в раннем детском возрасте. Аутизм отличается преимущественным нарушением общения и взаимодействия со сверстниками, при относительно сохраненном интеллекте, памяти и внимании. При умственной отсталости нарушены все психические функции.
Деменция и умственная отсталость
При деменции также наблюдается снижение интеллекта и других психических функций. Но при деменции это снижение наблюдается у до этого психически здоровых и нормально развитых людей. То есть деменция это приобретенное слабоумие, а умственная отсталость — врожденная.
Шизофрения и умственная отсталость
Это два разных заболевания, которые иногда могут совмещаться. Сочетание психических расстройств, вызванных шизофреническим процессом и умственной отсталостью называю пропфшизофренией. Это относительно редко встречающееся заболевание обнаруживается в детском возрасте. Характерны не сильно выраженные продуктивные симптомы (бред, галлюцинации) и грубые эмоционально-волевые и интеллектуальные нарушения.
Причины олигофрении, этиология умственной отсталости
Неврологи Саратова, рефлексотерапевты Саратова различают группу эндогенно-наследственных олигофрений, которые связаны с генными мутациями и хромосомными абберациями, а также группу олигофрений, которые возникают в результате воздействия на мозг плода или ребенка экзогенно-органических факторов, к которым относятся интоксикации, нейроинфекции, родовые травмы, хроническая внутриутробная гипоксия плода, черепно-мозговые травмы. Большинство врожденных олигофрений, связанных с отсутствием или недостаточностью определенных ферментов (энзимопатии) и сопровождающихся нарушением обмена веществ, имеют аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследственно-семейный формы олигофрении являются преимущественно аутосомно-доминантными (аутосомно-доминантный тип наследования). Также встречаются полигенно обусловленные олигофрении.