Терапии аутизма
диетойГруппами, на которые делятся методы коррекции аутизма, являются:
- поведенческая терапия;
- биомедицина;
- фармакологическая терапия;
- спорные методики.
Поведенческая терапия аутизма
Методами коррекции поведения являются:
- речевая терапия;
- трудотерапия;
- терапия социальных навыков;
- развивающая терапия;
- альтернативная коммуникация.
Речевая терапияТрудотерапияТерапия социальных навыковРазвивающая терапияАльтернативная коммуникация
Биомедицина при аутизме
Видами биомедицинского подхода являются:
- Хелирование (вывод из организма тяжелых металлов) – согласно одному из предположений, аутизм является проявлением отравления ртутью, которую дети получают во время вакцинации.
- Диета с отказом от казеина и/или глютена – аллергическая реакция на отдельные продукты питания наблюдается у многих аутистов. По одной из версий, данное заболевание является следствием присутствия в организме продуктов распада клейковины и казеина.
- Рацион с акцентом на витамин С – аскорбиновая кислота, согласно проведенному в 1993 исследованию, позволяет уменьшить проявления поведенческих отклонений при аутизме.
паразитовинфекцийдисбактериоза
Фармакологическая терапия (лечение препаратами) аутизма
К группам наиболее часто используемых препаратов относятся:
- Ноотропы – вещества, стимулирующие питание головного мозга и улучшающие обмен веществ в нем. Примеры: пантогам, энцефабол, кортексин.
- Нейролептики – препараты, устраняющие гиперактивное поведение и возбуждение. Примеры: рисперидон, сонапакс.
- Тимолептики – препараты, стабилизирующие эмоциональный фон. Примеры: депакин, препараты лития.
Название препарата
Основные эффекты
Как принимать?
Пантогам
Улучшает обменные процессы в нервной ткани, повышая усвоение глюкозы и кислорода. Стимулирует развитие когнитивных процессов, памяти, внимания.
Доза препарата подбирается индивидуально в зависимости от массы тела ребенка.
Кортексин
Стимулирует речевое развитие, приводит к улучшению интеллектуальной деятельности.
Детям до 6 – 7 лет внутримышечно по 5 миллиграмм ежедневно в течение 10 дней. Уколы ставят в первой половине дня
Детям после 7 лет по 10 миллиграмм глубоко в мышцу.
Энцефабол
Концентрирует внимание, улучшает память и мышление. Однако может провоцировать возбудимость.
Назначается в виде суспензии либо в таблетированной форме.
Фенибут
Кроме улучшения обменных процессов также обладает противотревожным и успокаивающим эффектом.
По 250 миллиграмм два раза в день детям старше 10 лет
Детям младшего дошкольного возраста по половине таблетке (по 125 миллиграмм) два раза в день.
Рисперидон
Устраняет психомоторное возбуждение, неусидчивость, гипервозбудимость.
Начальная доза составляет 0,15 – 0,25 миллиграмма в день. Далее доза увеличивается до 1 – 2 миллиграмм в сутки.
Депакин
Участвует в уравновешивании эмоционального фона, устраняет вспышки агрессии.
Рассчитывается по схеме 20 – 30 миллиграмм на килограмм массы тела. Так, для ребенка весом в 20 килограмм доза будет составлять 400 миллиграмм в день. Полученную дозу разделяют в 2 – 3 приема.
транквилизаторыАтараксгалоперидол
Спорные методики в терапии аутизма
К спорным методам терапии аутизма относятся:
- терапия отвращения;
- хиропрактика (лечением путем воздействия на позвоночник);
- черепная остеопатия (массирование черепа).
Терапия отвращенияХиропрактика (лечение путем воздействия на позвоночник)вывих
Черепная остеопатия (массирование черепа)
Другие способы работы с детьми с аутизмом
К дополнительным терапевтическим практикам относятся:
- сенсорная интеграция;
- гипноз;
- пет-терапия (лечение с участием животных).
Сенсорная интеграцияПримерами заданий по сенсорной интеграции являются:
- прохождение туннеля – развивает ориентацию в пространстве;
- танцы под музыкальное сопровождение – тренируют систему слуха;
- вращательные движения на стуле – тренирует координацию и зрение;
- висы на перекладине – учат чувствовать баланс тела.
ГипнозПет-терапия (лечение с участием животных)
https://youtube.com/watch?v=InsesQjaCOU
Виды (формы) раннего детского аутизма
Международный классификатор заболеваний включает много различных форм (видов) раннего детского аутизма. Наиболее известные из них:
-
Синдром Каннера (развитие раннего детского аутизма наблюдается с рождения или первых лет жизни, в 2/3 случаев сопровождается умственной отсталостью и существенной задержкой развития речи)
-
Синдром Аспергера (при этой форме раннего детского аутизма развитие речи и интеллект часто сохранны, но наблюдается отсутствие интереса к собеседнику, бедная мимика и жесты)
-
Атипичный аутизм (в этом случае характеристики нарушения проявляются у человека в более позднем возрасте, поэтому говорить о раннем детском аутизме не совсем корректно).
Причины раннего детского аутизма
Научное объяснение этому феномену всепроникающего нарушения в развитии ребенка найдено в Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она объясняет, что риск развития раннего детского аутизма существует только для детей, получивших психическую травму в развитии доминантного вектора человеческой психики – звукового.
От природы любому ребенку задан свой уникальный набор векторов, каждый из которых задает детям определенные особенности, качества и свойства психики. Обладатели звукового вектора – природные интроверты, сосредоточенные на своих мыслях и внутренних состояниях. Особо чувствительной зоной маленького звуковика является ухо. Психическую травму такому ребенку могут нанести сильные стрессовые воздействия на его главный сенсор. Например:
-
громкая музыка
-
скандалы, крики, разговоры на повышенных тонах
-
оскорбительные смыслы в речи взрослых.
Риск развития раннего детского аутизма возникает даже тогда, когда негативное воздействие не направлено на ребенка напрямую, а просто происходит в его присутствии. В результате чуткое ухо звуковика начинает болезненно воспринимать даже бытовые шумы (пылесос, фен, слив, звон посуды). Ребенок стремится закрыть уши и закрыться от источника стресса. Постепенно формируется ранний детский аутизм как утрата способности продуктивного взаимодействия с миром снаружи.
Звуковой вектор является доминантным в человеческой психике. Поэтому из-за звуковой травмы, как основной причины раннего детского аутизма, возникает всепроникающее нарушение в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. В кожном векторе при раннем детском аутизме это могут быть проявления моторных стереотипий, гиперактивность, тики. В анальном векторе – ступор, страх нового, ритуальность. Такие изменения в поведении при РДА, как разглядывание цветовых пятен или предметов «на просвет», обусловлены искажением в развитии зрительного вектора.
Чувство защищенности и безопасности – необходимая основа для ребенка с ранним детским аутизмом
Психологическая грамотность и точное понимание векторов ребенка – абсолютная необходимость для каждого педагога или психолога, работающего с проблемой раннего детского аутизма. Но эти знания не в меньшей, а даже в большей мере нужны родителям особого малыша. Ведь базовый психологический комфорт или дискомфорт закладывается именно в семье.
Особое значение имеет психологическое состояние матери: ребенок раннего возраста воспринимает его бессознательно. Если мать несет в себе неосознаваемые психотравмы, напряжена и переживает, развитию ребенка наносится серьезный ущерб. Избавиться от собственных психотравм и «якорей» мамы аутичных детей могут на тренинге. На портале есть результаты о снятии с ребенка диагноза «аутизм» после прохождения тренинга матерью:
Ранний детский аутизм как первазивное нарушение
В российских условиях, где система помощи таким детям развита слабо, ребенок с ранним детским аутизмом обычно состоит на учете у психиатра. Однако большинство западных исследователей (Тео Питерс и многие другие) постепенно выводят ранний детский аутизм из категории психических заболеваний, определяя его как первазивное нарушение развития ребенка. Что это значит?
Термин «первазивный» означает всепроникающий, затрагивающий самые разные области жизни человека. Действительно, особенности детей с ранним детским аутизмом включают в себя искаженное развитие ребенка в самых разных областях. Это коммуникация и развитие речи, навыки общей и тонкой моторики, учебные навыки. Дети с ранним детским аутизмом имеют существенные проблемы в освоении навыков самообслуживания, требуют постоянной помощи в простых бытовых ситуациях.
Симптомы и признаки раннего детского аутизма также отличаются огромной широтой проявлений. При РДА в поведении ребенка могут присутствовать моторные или речевые стереотипии, могут проявляться агрессия и аутоагрессия, заторможенность или, наоборот, гиперактивность, стремление к ритуальности и многие другие признаки. Каковы причины такого «каскадного» искажения в развитии при раннем детском аутизме?