Девиантное поведение
Термин применим относительно детей старше 5 лет. Определяется как деятельность, отклоняющаяся от общепринятых норм.
Девиантность характеризуется несколькими основными характеристиками. Подразумевает получение выгоды через неправомерные деяния – разбой, воровство, мошенничество. Второй момент – агрессивные тенденции, направленные против человека: убийство, изнасилование, нанесение телесных повреждений. Третий опознавательный знак – уклонение от поддержания социальных норм: школьные прогулы, зависимости, суицидальные попытки, бродяжничество.
Девиантность выражается антисоциальными поступками, идущими вразрез закону, моральным, культурным, этическим нормам. Данная категория объединяет любые неправомерные деяния: убийства, кражи, изнасилования.
Аутодестоуктивная форма выражается нанесением урона непосредственно девиантной личности.
Делинквентная форма подразумевает деяния, противоречащие общепринятым нормам данного общества, не дотягивающая до криминала. Сюда причисляется хулиганство, прогулы, издевательства, вымогательства, членство в асоциальных группах. В большинстве случаях сопровождается домашними побегами, бродяжничеством. Побеги имеют различную подоплеку:
- освобождение от контроля, поиск свободной, непринужденной, легкой жизни;
- избавление от насмешек сверстников, побоев, издевательств. Это дети, воспитанные по принципу золушки, изгоя;
- демонстративный побег. Совершается для привлечения внимания, возвращение занимаемого прежде положения. Например, любимца семьи после рождения младшего дитя;
- побеги, провоцируемые неуемной тягой бродяжничества – дромоманией. Настроение больного изменяется. Одолевает скука, появляется желание сменить обстановку. Однако момент скитаний вызывает желание вернуться домой.
Девиантное поведение подростков значительно опаснее, нежели младших детей, поскольку вызывает более разрушительные последствия. Оно требует более сложной корректировки. Ему сопутствует наркомания, алкоголизм, проституция, увлечение азартными играми.
Причинами подобной поведенческой деструкции считаются социальные факторы. Большой процент – 40–80 отводится неполной семье.
Любые расстройства поведения требуют коррекции – вмешательства психолога или невролога. Большинство отклонений с течением времени благополучно проходит. Однако немалая часть перерастает в стойкое психическое нарушение – диссоциальное расстройство личности, требующее более напряженного лечения.
Общие закономерности
Расстройство поведения у детей и подростков выделяется стойкими асоциальными, агрессивными, вызывающими нарушениями. Они могут проявляться только в рамках семейных отношений или иметь тотальный характер, распространяющийся на все окружение.
Для постановки диагноза требуется соответствие трем и более критериям, наблюдавшимся в течение предыдущего года, хотя бы 1 раз за последние полгода:
- конфликты с родителями, несоблюдение установленных общепринятых семейных правил;
- агрессивное отношение к животным, людям;
- разрушающие действия, нанесение урона, воровство;
- лживость, двуличность, подлость.
Манеры держаться настолько деструктивны, что вызывают нарушение взаимоотношений в семье, школе, других коллективах.
Поведенческие дефекты представлены несколькими обобщенными группами:
- открытый деструктивный образ действий – драки, разбои, хулиганство;
- скрытый деструктивный – воровство, обманы, поджог, вандализм;
- скрытый недеструктивный – прогулы, вредные привычки, зависимости, нецензурная речь.
К поведенческим нарушениям детского, подросткового возраста относят гиперактивность, а также эмоциональные сдвиги, тесно связанные с поведением.
Дефекты поведения – это не обычные детские капризы или недисциплинированность подростков. Подобные отклонения являются тяжелыми, стойкими изменениями, способными наложить негативный отпечаток на личность. Как правило, во взрослом возрасте патологические манеры сглаживаются, однако, озаряя ранний возраст, способны перерасти в психопатию.
Поведенческие дефекты также являются проявлением различных психических расстройств
Тогда внимание акцентируется на основном заболевании. Причины
Существует достаточное количество факторов, провоцирующих развитие дефекта. Нельзя говорить об их определяющем действии, но подготовить благоприятную почву данные провокаторы способны.
Особая роль принадлежит семейный атмосфере, в которой воспитывается маленький член семьи. Например, установлена взаимосвязь расстройства поведения с разводом родителей, появлением неродного родителя, многочисленной семьей, а также бедностью. Иногда имеет значение слишком молодой возраст матери.
Разрушающей манерой воспитания считается низкий уровень контроля и недостаточное участие в жизни ребенка, особенно подростка, а также непредсказуемость реакции родителей на действия детей.
Существует взаимосвязь между дефектным образом действий и низким уровнем интеллекта деток, способностью организовать, планировать собственную деятельность, переключать внимание между целями. Нельзя обойти стороной наследственные факторы
Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства
Нельзя обойти стороной наследственные факторы. Когда один член семьи – родитель, брат, сестра страдает поведенческой дезорганизацией, существует риск перенять подобные манеры младшему члену семейства.
Результаты исследования
Как мы можем наблюдать количественный параметр алексетимии снизился не выраженно. Тем не менее на сессиях можно было наблюдать, качественные изменения: осознание и выражение своих эмоций и чувств через движения, улучшение коммуникации пациентов и возможностью вербализировать свои эмоции.
Несмотря на то, что все участники эксперимента по-прежнему находятся в зоне риска диагностирования алекситимии можно выявить положительную динамику и предположить эффективность метода танцевальной терапии при работе с этим параметром. Однако для этого потребуются боле широкие исследования.
Проективная методика «Человек под дождем»
Можно наблюдать появление имажинарности и эмоциональной окраски рисунка, усложнение рисунка у некоторых участниках.
«До»
«После»
«До»
«После»
«Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян
Однозначно можно сказать о динамике репертуара движений, двигательной активности, пространственной ориентации и невербальных кинестетических коммуникаций в процессе танцевальной терапии. по методике телесного анализа Н.Ю. Оганесян. Наглядно представлено на диаграмме по каждому участнику:
Если говорить о качественных изменениях, то можно с уверенностью сказать о том, что фон настроения на занятиях всегда приподнят, девочки с радостью и нетерпением шли на сессии, стали лучше общаться в отделении, просить помощи у персонала, сплотились друг с другом. Уменьшилось кол-во протестных реакций, увеличился энергетический потенциал. Заметно снизилось стеснение при выполнении упражнений на импровизации, появилось желание поддержать друг друга во время танца. У двух участницы появился заметный прогресс в привлечении к целенаправленной деятельности.
Таким образом, обобщая полученные результаты можно отметить следующие изменения:
В эмоционально-волевой сфере:
По итогам прохождения группы у пациентов развивается произвольная регуляция мышечного тонуса, что способствует осознанию мышечных ощущений в разных частях тела, а также повышает ощущение целостности тела. Что в свою очередь позволяет повысить произвольную регуляцию своего эмоционального состояния. Понимание адекватного выражения своих ощущений, ситуативной уместности эмоций и чувств. В ходе терапии у пациентов сформировалось осознанное восприятие своих и чужих эмоций. Участники терапии научились выражать простые базовые эмоции при помощи жестов и движений. Невербально определять чужое эмоциональное состояние. Снизился уровень алекситимии. Настроение стало более стабильным и устойчивым, уровень тревожности снизился. Расширился диапазон эмоциональных реакций. Вследствие чего улучшился уровень коммуникации, появилась критичность к своему состоянию, повысилась адаптация к окружающей̆ среде (тест на алекситимию и проективная методика «человек под дождем»).
В двигательной̆ сфере:
Развитие координации движений и двигательной активности, повысило энергетический потенциал участников. Ориентация и освоение пространства дало возможность для творческого выражения. Расширение двигательного диапазона позволило лучше чувствовать и осознавать собственное тело, ощущать себя свободнее в телесных проявлениях. Наблюдается меньше кататонических состояний пациентов. В движениях появилась сила и прямота (достоверные увеличения по большому количеству шкал методики «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян).
В когнитивной сфере:
Важно отметить, что танцевальная терапия способствует не только выражению эмоций, но структурированию мышления, выстраиванию связи телесное выражение-эмоция-мысль. Курс ТДТ помог пациентам в коррекции произвольной концентрации и распределения внимания, навык удерживаться в заданной инструкции, повторять и запоминать движения терапевта
Дольше удерживаться в целенаправленной деятельности. Участие в группе позволило прикоснуться к развитию образного мышления во время импровизации и в танцах с предметом. Способствовало развитию мышечной и зрительной памяти при постановке элементов из структурных танцев. Расширило общий кругозор пациентов. Развитие слухового восприятия и чувства ритма помогло лучше структурировать и координировать свои мысли и движения.
Лечение биполярного расстройства у подростков
Выбор способов лечения биполярного расстройства у подростков зависит от выраженности клинической картины. Оно может быть неотложным (для купирования острых симптомов), продолжающимся (для закрепления терапевтического эффекта) и поддерживающим (для стабилизации состояния больного).
В лечении биполярного расстройства у подростков применяются медикаментозные и психотерапевтические методы.
-
Медикаментозное лечение
Биполярное расстройство у подростков – неизлечимое заболевание. Но с помощью лекарственных препаратов можно добиться успеха в устранении острых симптомов и восстановлении социального статуса больного.
Медикаментозная терапия у подростков схожа с тем, как лечиться биполярное расстройство у взрослых, но необходимо учитывать юный возраст пациента. Категорически запрещается самостоятельно назначать лекарственные средства. Подобрать их может только врач, специализирующийся на лечении психических расстройств. В зависимости от прогрессирующего эпизода больному назначают разные группы лекарственных препаратов, таких как антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, стабилизаторы настроения, противотревожные препараты.
Психотерапия
В психотерапии разработаны специальные методы, позволяющие справиться с симптоматикой заболевания, а также предупредить рецидивы:
- Когнитивно-поведенческая психотерапия (в основе – взаимоотношения между пациентом и его родителями для корректировки состояния больного).
- Многосемейное групповое психообразование наряду с индивидуальным семейным психообразованием (определение методов медикаментозного лечения и стратегий решения возникающих проблем).
- Диалектическая поведенческая терапия (серия занятий для снижения тревожности, депрессивности, частоты возникновения суицидальных мыслей).
Психотерапия – действенный метод только при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов
Важно купировать симптоматику любого эпизода биполярного расстройства — как депрессивного, так и маниакального. . Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных
+7 (495)
121-48-31
Деструкция сексуального поведения
Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.
Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.
Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:
- визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
- эксгибиционизм – обнажение на публике;
- совращение малышей;
- сексуальные манипуляции с животными;
- групповой онанизм;
- эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
- сексуальное влечение к моче, калу.
Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.
Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.
Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.
Организация эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе детского отделения Воронежского областного клинического психоневрологического диспансера (ВОКПНД) в течение 2002 — 2004 гг.
Основанием для настоящей работы послужили запросы практики, а именно тот факт, что наиболее частым поводом обращения за помощью в ВОКПНД среди подростков являлся запрос по устранению различных видов эмоциональных расстройств. Ведущими были следующие виды расстройств: тревожно-фобическое, депрессивное и смешанное расстройство эмоций и поведения, диагностированные детскими врачами — психиатрами. Выраженное депрессивное расстройство подлежит, как правило, компетенции психиатров, т.к. нуждается в медикаментозном лечении.
В эмпирическом исследовании приняли участие 2 группы подростков в общем количестве 90 человек, в возрасте 13-14 лет, учащиеся 6-х — 8-х классов, состоящие на учете в ВОКПНД по поводу эмоциональных расстройств. Часть подростков прервала психокоррекционные занятия, поэтому обработаны результаты исследования 60 подростков, из них 30 — с тревожно-фобическим расстройством (первая группа), 30 — со смешанным расстройством эмоций и поведения (вторая группа). Исследованы родители данных подростков в количестве 60 человек (в большинстве случаев — матери) с целью изучения характеристик воспитательного процесса, сопровождающих эмоциональные расстройства у детей. Общий объем выборки — 120 человек.
Основная симптоматика при тревожно-фобическом расстройстве: страхи, аффективные приступы по незначительным внешне причинам, неуверенность в себе, коммуникативные проблемы, одиночество в кругу сверстников, проблемы в отношениях с учителями, академическая неуспеваемость. При смешанном расстройстве эмоций и поведения отмечались следующие жалобы: на страхи, вспыльчивость, раздражительность, приступы гнева, ярости, слезливость, эмоциональную лабильность, агрессивные побуждения, воровство, побеги из дома, суицидальные попытки в анамнезе (демонстративного характера), конфликты с родителями, сверстниками, учителями, учебная неуспеваемость. При обоих выделенных для изучения видах расстройств имели место признаки школьной дезадаптации. Таким образом, для исследования были выделены тревожно-фобическое и смешанное расстройство эмоций и поведения у подростков, различающихся, главным образом, по поведенческому компоненту, т.е. наличию или отсутствию поведенческих нарушений.
Заметим, что многие годы основным источником информации для диагностики эмоциональных расстройств у детей и подростков была информация от родителей и учителей (Rutter, Tizard & Whitmore, 1970). В последние два десятилетия исследователи все более склоняются к признанию того факта, что дети могут сами дать достаточно достоверную информацию, которая может быть существенной для адекватной оценки симптомов, отражающих такой субъективный феномен, как чувства и переживания (Harrington, 1995). Кроме того, исследования Achenbach et al. (1989) & Nurcombe et al. (1989), основанные на информации родителей, показали, что родители зачастую не знают о тревожности своих детей.
Эмпирическое исследование эмоциональных расстройств у подростков проводилось в три этапа.
На первом этапе проводился сбор данных эмпирического исследования: изучались психологические характеристики испытуемых подростков с различными проявлениями эмоциональных расстройств (уровень личностной тревожности, тип акцентуации характера, уровень самооценки, тип темперамента, типы психологических реакций), а также — тип семейного воспитания (по результатам исследования родителей).
На втором этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов. Данные проведенного диагностического исследования легли в основу подбора методов психокоррекции эмоциональных расстройств у подростков в амбулаторных условиях, выработки оптимальных форм организации психологической помощи испытуемым.
На заключительном этапе была произведена оценка эффективности проведенной психологической работы, на основании клинико-психологического исследования с помощью наблюдения, беседы, опросного метода и сформулированы заключительные выводы по работе.
Гиперкинетическое расстройство
Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.
Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.
Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.
Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.
БАР – что значит, как проявляется
Биполярное расстройство у подростков – это хроническое психическое заболевание, при котором возникают нарушения эмоциональной сферы в виде смены маниакальных и депрессивных состояний. Эпизоды таких состояний длятся от нескольких недель до месяцев и чередуются с ремиссией.
Как правило, родители списывают подобные проявления у подростка на переходный возраст, однако БАР – это не типичная смена настроения. Изменения настроения при биполярном расстройстве более резкие, беспричинные и часто сопровождаются изменениями сна, уровня энергии и способности ясно мыслить.
Обычно дебют этой болезни у подростка приходится на 14-16 лет и начинается с «раздраженной» депрессии. При этом наблюдается некоторая маскировка переживаний, на первый план выходят физические симптомы: боли в различных частях тела, повышение температуры, а также поведенческие нарушения.
Больной демонстрирует заметные нарушения в своем поведении — становится агрессивным, раздражительным, непослушным. Часто запирается в своей комнате, избегает общения с членами семьи и друзьями, пропускает занятия в школе. Возникает чувство безысходности и сильной душевной боли. Это состояние может спровоцировать у подростка аутоагрессию – нанесение повреждений самому себе.
Маниакальная фаза биполярного аффективного расстройства у подростков проявляется в виде повышенной активности, бессонницы, эйфории, раздражительности, агрессии, нарушения мышления, сбивчивости речи. В некоторых случаях мания у подростков может достигать психотического уровня и проявляться в виде галлюцинаций и бредовых идей.
В частном центре психиатрии РОСА работает команда опытных врачей-психиатров, которые специализируются на лечении биполярного аффективного расстройства у детей и подростков. В распоряжении центра имеется свой круглосуточный стационар, в котором можно пройти полный курс терапии и реабилитации.
Здесь ваш ребенок будет чувствовать себя спокойно и комфортно, находиться под постоянным наблюдением медицинского персонала и проходить интенсивный курс терапии. При необходимости возможно нахождение одного из родителей в стационаре вместе с пациентом.
Несоциализированное/социализированное нарушение поведения
Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.
Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.
Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:
- хулиганство;
- физическое, психическое насилие, драчливость;
- жестокость относительно детей, животных;
- порча имущества.
Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.
Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.
Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.
Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.
Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.
Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.
Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.
Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.
Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.
Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть. После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.
Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Реакционные основы дезорганизации действий
Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.
Для деток младшего возраста таковыми являются:
- протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
- отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
- имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
- компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.
Реакции у подростков:
- эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
- группирование – создание антисоциальных группировок;
- увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.
Заключение
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основная масса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфического коррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным и недостаточно успешным. Проводить работу с разными категориями детей с отклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этого специалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методиками их обучения. Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду
В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью
Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями
Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовало формированию отрицательных черт личности
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001 – ISBN 5-7695-0684-9
2 Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – пресс, 2004 — ISBN5-7567-0138-9
3 Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович . – М., 1997. — 352с. – ISBN 978-5-699-24415-7
4 Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учебник / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2008 — ISBN 5-7695-1033-1
5 Немов Р.С. Психология Кн. 2. / Р.С. Немов – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 640с. – ISBN 5-691-00112-4
6 Нуркова В.В.Психология / В.В. Нуркова.- М., 2004. Гл. 1 – ISBN 5-04-010498-7
7 Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков — М, 1995 — ISBN 5-8291-0291-9
8 Трофимова Н.М.Основы специальной педагогики и психологии /Н.М. Трофимова. – Спб.: Питер, 2005 — ISBN978-5-49807-834-2
9 Усанова О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – Спб.: Питер, 2006 — ISBN5-7695-0550-8
10 Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования / Ф.И. Шарков. – М.: Академический проспект, 2006 -ISBN 5-8291-0725-2